Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ОНТОГЕНЕЗ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОНТОГЕНЕЗ

ОНТОГЕНЕЗ - (от греч. on, ontos - сущее), процесс индивидуального развития организма. В психологии О. - формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О. - главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок "вращивает", "присваивает" социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в О. как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).

* * *

(греч. ontos - сущее, genesis - происхождение) - индивидуальное развитие, то есть детерминированное генетическими и средовыми факторами поэтапное развитие каждого отдельного организма с момента зачатия и до окончания его жизни. Обычно онтогенез рассматривается в единстве с историческим развитием данного биологического вида - филогенезом.

* * *

[греч. on (ontos) - сущее genesis - происхождение] - процесс развития индивидуального организма. В психологии О. - формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О. - главная задача психологии развития. С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируются его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в О. как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества. Л.А.Радзиховский, Е.О.Смирнова

* * *

(от греч. onontogenesis - сущее происхождение) - индивидуальное развитие организма от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни. В психологии и педагогике - физическое и психическое развитие ребенка, совершаемое в специфических условиях воспитания и обучения.

* * *

(от греч. ontos - сущее, genesis - происхождение, рождение) - процесс развития психики и личности в ходе индивидуальной жизни человека. Развитие психики происходит в форме филогенеза (становление структур психики в ходе исторического процесса биологической и социокультурной эволюции вида) и в форме О. (становления структур психики в ходе жизни отдельного организма - человека, животного).

Общие закономерности развития психики в О.:

- относительное влияние биологических факторов на становление психики и роль задатков как предпосылок развития (в отличие от фатальной обусловленности человеческой психики наследственными факторами), отсутствие предопределенности психического развития человека в онтогенезе созреванием его организма;

- роль активной предметной деятельности и общения самого индивида в усвоении, интериоризации социальных норм и эталонов общественно-выработанного опыта и в процессе социализации человека, в становлении на этой основе достижений и противоречий индивидуального опыта деятельности и общения человека;

- роль саморазвития психики и самовыражения личности, влияния жизненного опыта самого человека (сложившихся качеств, форм поведения) на дальнейшее психическое развитие; личность человека творит себя в ходе решения социальных, познавательных, профессиональных задач, поэтому онтогенетическое развитие психики не повторяет филогенез человечества (как утверждалось в теории рекапитуляции);

- диалектика психического развития в О., состоящая в появлении следующих друг за другом качественно своеобразных уникальных психических новообразований, в качественном преобразовании ранних форм психики на поздних этапах онтогенеза и вместе с тем в преемственности от ранних и поздних этапов онтогенеза; каждый этап онтогенеза имеет непреходящее значение и вносит свой вклад в общее психическое развитие (в отличие от финалисткой точки зрения, признающей ценность развития только в финале);

- становление психики в процессе О., происходящее в форме возрастающей опосредованности развития личности все новыми специальными эталонами и в последующей интеграции и системной организации свойств личности, придающей ей целостность и устойчивость; в форме неравномерности становления отдельных психических систем, обуславливающей динамику психологического развития и др.

Акмеология изучает содержание относительно поздних этапов О., на которых осуществляются наивысшие достижения психики человека, а также роль ранних этапов онтогенеза для подготовки этапов зрелости личности.

* * *

(от греч. ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. В психологии О. - формирование основных структур психики индивида в течение его детства. С позиций отечественной психологии основное содержание О. составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Именно в процессе О. у ребенка формируются навыки и стереотипы поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтов в масштабах общества связана с формированием навыков конструктивного взаимодействия у детей в семье и школе. Профилактика конфликтов посредством внесения изменений в процесс воспитания в детском возрасте наиболее эффективна.

* * *

индивидуальное развитие организма от момента зачатия до конца жизни.

В начало словаря