Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЗАВИСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗАВИСТЬ

ЗАВИСТЬ - досада, вызванная успехом или благополучием другого. Зависть может сочетаться с комплексом неполноценности (желание жить материально не хуже знакомых, соседей; испытывание неприязни к сотрудникам, имеющим более высокий статус образования, с одновременным стыдом, что не смог получить такого образования и т. п.), с недоброжелательством, возмущением, реже - с восхищением, с радостью за другого («белая зависть» - когда досада как отрицательное чувство не вызывает отрицательных эмоций по отношению к объекту зависти, а лишь стимулирует желание иметь такой же успех). Зависть часто не осознается субъектом и отрицается им: он воспринимает свою зависть как чувство справедливости-несправедливости. Классический образец завистника - образ композитора Сальери в маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери». Типичная реакция - отрицательная (осуждение); со стороны объекта зависти может быть опасение, осторожность, беспечное непонимание, тщеславие («Пусть мне завидуют»), удовлетворение, удовольствие.

Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведения, носившие печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска (Н. Гоголь, Портрет).

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто!.. А ныне - сам скажу - я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.

(А. Пушкин, Моцарт и Сальери)

Ненависть - активное чувство недовольства. Зависть - пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть (В. Гёте).

Зависть непримиримее ненависти (Ларошфуко).

Наша зависть всегда длится дольше, чем счастье тех, кому мы завидуем (Ларошфуко).

Не то обида, что вино дорого, а то обида, что целовальник богатеет (пословица).

Сосед спать не дает: хорошо живет (пословица).

Где счастье, там и зависть (пословица).

Слава соперника не перестает раздражать тебя: отомсти - превзойди ее (Вольтер).

Однажды Монтень сказал относительно величия: «Поскольку мы не можем его достигнуть, отомстим злословием» (С. Шамфор, Максимы и мысли, характеры и анекдоты).

Ср.:

Красота и гений не могут жить в обществе, где каждый, с неудовольствием сознавая свою посредственность, старается унизить всякое высшее дарование и свести его к самому пошлому уровню (Г. Гейне).

Античную богиню зависти изображали как старое женское привидение с венком из ужей на голове, с косыми и глубокими глазами, ужасающе худой, со змеями в руках, и еще одна грызла ей грудь. Понятие «зависть» в Древней Греции было связано с понятием «дурной глаз».

* * *

- проявление мотивации достижения, при которой чьи-л. реальные или воображаемые преимущества воспринимаются субъектном как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями. Подобно др. психическим состояниям, З. м. б. осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) З., маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и др. симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. В любом обществе З. социально осуждаема, поэтому осознаваемая З. сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Преодоление З. идет по двум сценариям: 1) позитивному (конструктивному), при котором нравственный человек способен справиться со своими негативными чувствами, более того - признание чужих успехов может послужить толчком для его собственных творческих достижений («белая» зависть); 2) негативному («черная» зависть), при котором человек, слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей З. Это м. б. либо аутоагрессия («самоедство», агрессия, направленная на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на др.), либо вовне направленная агрессия в виде конфликта с целью устранить чужой успех, благополучие, желание уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение м. б. символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и т. п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности.

* * *

- чувство недовольства, вызванное желанием обладания личными качествами, социальным статусом, продуктами материальной и духовной деятельности, имеющимися в распоряжении других людей, но отсутствующими у человека.

Зависть может быть нормальной и патологической. В первом случае она служит стимулом для достижения желаемого, во втором - порождает недоброжелательное отношение к людям, обладающим тем, чего нет у человека или чего ему недостает. Можно завидовать тому, что кто-то из знакомых приобрел дорогостоящую престижную машину, но нормальное проявление зависти будет сопровождаться желанием сделать такую же покупку благодаря более интенсивной деятельности, связанной с необходимостью заработать определенную сумму денег, в то время как при проявлении патологической зависти у человека будут доминировать фантазии и желания, в которых его знакомый попадает в аварию и его машина превращается в груду металла.

При патологическом проявлении зависти человек одержим постоянной оценкой чужих успехов, его размышления о том, что о нем думают другие, и о том, чего кто-то добился, сопровождается собственной заниженной самооценкой и постоянной неудовлетворенностью жизнью. Разнообразными проявлениями такой зависти являются симптомы неудовлетворенного тщеславия и желания иметь больше, чем есть у других людей. При этом зависть может выражаться в самых отвратительных формах, часто сопровождающих ненависть, насилие, агрессивность.

С точки зрения А. Адлера, выраженной им в работе «Понимание природы человека» (1927), зависть следует рассматривать «как фактор современного состояния человеческой психики». Иногда она накладывает отпечаток даже на внешний вид человека: не случайно, используя аллегорию, говорят, что кто-то «позеленел от зависти». Ее невозможно уничтожить полностью, но можно найти ей полезное применение, не нарушающее душевного равновесия человека.

В психоанализе проблема зависти чаще всего рассматривается в плане высказанной З. Фрейдом идеи о «зависти к пенису» как основе формирования женской сексуальности. Объектом анализа становятся также представления М. Кляйн о «зависти к груди», как мужском эквиваленте зависти к пенису, и размышления К. Хорни о зависти мужчин к беременности, деторождению и материнству, что является одной из движущих сил, побуждающих их к творчеству, созданию культурных ценностей. Что касается зависти женщин к пенису, то, по мнению многих аналитиков, при благоприятных условиях она перерастает в стремление иметь мужа и ребенка.

* * *

(рус.. от «вид» - то, что видно) - «недоброе созерцание более счастливых людей (Макдугалл), враждебное отношение к людям более успешным, удачливым, привлекательным, чем индивид считает себя сам. Характеризует паранойяльную особенность характера, обычно влечёт скрытую, косвенную или даже прямую агрессию, направленную на объект завистливого отношения.

* * *

психическое переживание возникающее при активизации потребности, мотивации достижения, когда чьи-либо реальные или воображаемые преимущества воспринимаются как угроза ценности "Я", и сопровождающееся негативными эмоциями. Устранению зависти способствует развитие эмпатии, совместная деятельность, идентификация, общение со значимыми другими.

* * *

негативное восприятие субъектом чьего-то превосходства, неприязнь и желание причинить вред объекту зависти.

В начало словаря