Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "М" (часть 18, "МЫС"-"МЫШ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 18, "МЫС"-"МЫШ")

МЫСЛЕЙ ЧТЕНИЕ

МЫСЛЕЙ ЧТЕНИЕ - 1. симптом расстройства самоосознавания, при котором пациенты, по их словам, приобрели способность узнавать, «читать» мысли других людей, живых существ; 2. в парапсихологии - утверждение, будто существует телепатия, то есть возможность на расстоянии обмениваться мыслями и чувствами с другими людьми.

МЫСЛЕННЫЙ ОБРАЗ

МЫСЛЕННЫЙ ОБРАЗ - «картинка» в голове, мысленное конкретное явление - как воспроизведение виденного или иначе воспринятого явления внешней действительности или невоспроизведенного характера (от собственных фантазий). Ср. эйдетизм, воображение.

* * *

- образ представления, воспоминание о воспринятом ранее.

МЫСЛЕННЫЙ ТЕСТ НА СВОРАЧИВАНИЕ БУМАГИ

МЫСЛЕННЫЙ ТЕСТ НА СВОРАЧИВАНИЕ БУМАГИ - тест пространственных и конфигурационных умений. От испытуемых, после того, как им показывают плоский, соответствующий разложенному куб, требуется мысленно повторно сложить его и определить, встретятся ли две стрелки, напечатанные на поверхности плоского образца, когда куб будет сложен.

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и имеющий его структуру, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном положении проявляется здесь деятельность воображения, что и дает основание называть данную структуру воображаемым экспериментом. К М. э. обращался еще Аристотель, доказывая невозможность пустоты в природе. Широкое применение М. э. начинается с Галилея, который первым дал достаточное методологическое указание на М. э. как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент. М. э. не сводит к оперированию понятиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального познания. М. э .- деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-понятийном, так и в чувственно-образном отражении действительности. М. э. замещая в некотором роде реальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, напр., косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, М. э. позволяет исследовать ситуации, не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные. Поскольку М. э. протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельности. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в оперировании образами в М. э. ведет к его разрушению. В М. э. активность разворачивается в идеальном плане, и специфическими основаниями объективности в данном случае является логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность воображения - с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит здесь «чувственной» стороне, т. е. воображению. Таким образом, М. э. отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей идеальностью, а с другой присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций (Л. Д. Столяренко).

МЫСЛИ ВНУШЁННЫЕ

МЫСЛИ ВНУШЁННЫЕ - симптом деперсонализации в виде ощущения, будто собственные мысли кем-то "сделаны", навязаны извне.

* * *

См. Галлюцинации абстрактные Кальбаума.

МЫСЛИ КОНТРАСТНЫЕ

МЫСЛИ КОНТРАСТНЫЕ - феномен навязчивого мышления в виде появления кощунственных, оскорбительных или непристойных мыслей при восприятии или воспоминании объектов, представляющих для индивида особую личную ценность. Синоним: Мысли хульные.

МЫСЛИ НАВЯЗЧИВЫЕ

МЫСЛИ НАВЯЗЧИВЫЕ - общее название феноменов навязчивости преимущественно в сфере идеации (имеются в виду навязчивые представления, воспоминания, счёт, мудрствование), то есть обсессии.

* * *

Назойливые, непроизвольно возникающие мысли, осознаваемые как ненужные, но не поддающиеся волевому подавлению. Обычный признак невроза навязчивых состояний. Возможное проявление шизофрении.

МЫСЛИ ОБРЫВ

МЫСЛИ ОБРЫВ - внезапное прерывание течения мыслей на неопределённое время. При этом забывается предыдущий фрагмент мысли, а также само целевое представление, то есть обрывается последующее направление движения мысли. Чаще всего расстройство возникает в ходе беседы с кем-либо. При этом пациенты вдруг умолкают, прекращают общение или говорят о чём-либо, не имеющем логической связи со сказанным до этого. Самостоятельные попытки вспомнить забытое оказываются безрезультатными. Мысль возвращается спонтанно, внезапно, как и исчезает. Ср.Шперрунг.

МЫСЛИ ОТНЯТЫЕ

Мысли, якобы исчезнувшие из сознания больного под влиянием внешних сил и замененные другими, чужими мыслями. Рассматривается как компонент синдрома Кандинского-Клерамбо.

МЫСЛИ ПРИСВОЕННЫЕ

МЫСЛИ ПРИСВОЕННЫЕ - расстройство, при котором новые для себя мысли других людей сразу же или некоторое время спустя пациент воспринимает как свои собственные или даже абсолютно правильные. Присвоение чужих мыслей может быть столь отставленным, что позднее пациент совершенно забывает, что он только узнал о них от других людей или где-то о них прочёл. Расстройство связано, повидимому, с нарушением самовосприятия в виде апперсонализации. Синонимы: Криптомнезии (общее название), Ассоциированные воспоминания.

МЫСЛИ СУИЦИДАЛЬНЫЕ

Мысли, связанные с навязчивой, сверхценной или бредовой идеей самоубийства.

МЫСЛИ СУИЦИДНЫЕ

МЫСЛИ СУИЦИДНЫЕ - мысли о нежелании жить, готовности или стремлении умереть. В психопатологии - чаще бывают свойственны депрессивным пациентам.

МЫСЛИ УБЕГАЮЩИЕ

МЫСЛИ УБЕГАЮЩИЕ - мысли незавершённые, не доведённые до логического конца. Чаще бывают свойственны маниакальным пациентам и пациентам с повышенной отвлекаемостью внимания. Ср. Мысли обрыв.

* * *

Быстро сменяющиеся, недостаточно целенаправленные мысли и представления при повышенной отвлекаемости больного.

МЫСЛИ ЭЛЕМЕНТЫ

МЫСЛИ ЭЛЕМЕНТЫ - основные составляющие того, что представляет собой мысль: понятия, суждения и умозаключения. Умственная деятельность с использованием указанных элементов и логических процедур с ними и составляет собственно процесс мышления в развитом его состоянии.

МЫСЛЬ

МЫСЛЬ (общеславянск., от основы «мыд»; например, готск. maudjan - вспоминать) - 1. словесно-логическая структура, в которой закодирована информация о некоем свойстве объекта, явления или каком-то действии с предметом; 2. обозначение психологического феномена, представляющего такое проявление психического в сознании индивида, которое заполняет осознаваемую сферу умственной деятельности; 3. результат процесса мышления в виде суждения, идеи; 4. знание, познание в какой-то области; 5. размышление, рассуждение.

МЫШЕЧНАЯ СУДОРОГА

МЫШЕЧНАЯ СУДОРОГА - 1. сложная последовательность сокращения и расслабления мышцы в результате воздействия одного мгновенного стимула. Мышцы часто различаются по скорости, с какой происходит их сокращение, поэтому говорят а) о мышцах с быстрым судорожным сокращением и б) мышцах с медленным судорожным сокращением; 2. выражение критиков бихевиоризма, передающее саркастическое отношение к этому направлению научных исслелований бихевиоризма. Некоторые из критиков называют последний "психологией мышечных судорог".

МЫШЕЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ПОТЕНЦИАЛ

МЫШЕЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ПОТЕНЦИАЛ - последовательность электрических и химических явлений, возникающих в то время, когда клетка мышцы стимулируется моторным нейроном в месте нервно-мышечного синапса. Возникающее изменение полярности имеет ту же конфигурацию, как и в нервной клетке, когда она распространяет по своему аксону нервный импульс.

МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО (ПРОПРИОРЕЦЕПЦИЯ)

МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО (ПРОПРИОРЕЦЕПЦИЯ) -

комплекс ощущений, отражающих способность человека и животных воспринимать и оценивать изменения в мышцах, относительное положение частей своего тела и их перемещение. Термин предложен И.М.Сеченовым.

МЫШЕЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

МЫШЕЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ - тот аспект кинестезии, который обеспечивает осведомлённость индивида о движении и положении его мышц.

МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС - спокойное, частично напряжённое состояние здоровой мышцы.

МЫШЕЧНЫЙ ЭРОТИЗМ

МЫШЕЧНЫЙ ЭРОТИЗМ - в психоанализе - удовольствие, получаемое от телесной активности.

МЫШЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЫШЛЕНИЕ ПРИМИТИВНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ПРИМИТИВНОЕ - общее и некорректное название нарушений мышления, характеризующихся снижением уровня или недостаточным его развитием. В специальной литературе термин практически не используется в силу оценочного его характера.

МЫШЛЕНИЕ АБСТРАКТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ АБСТРАКТНОЕ (лат. abstractio - отвлечение) - мышление, в котором используются преимущественно отвлечённые (от вещественных и второстепенных или не имеющих значения в данном контексте конкретных свойств объектов и явлений) понятия, категории и логические структуры, в которых отражены или выявляются регулярные связи и отношения, существенные в том или ином плане качества явлений и объектов действительности. Основная умственная операция, делающая мышление отвлечённым, суть абстрагирование. Синонимы: Мышление отвлечённое, Мышление теоретическое, Мышление словесно-логическое, Мышление дискурсивное.

* * *

Мышление, оперирующее отвлеченными понятиями и умозаключениями, отличающимися тенденцией к созданию рационалистических систем.

МЫШЛЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ - неосознанное, непреднамеренное, непроизвольное и не требующее усилий мышление, результатом которого являются мысли, которые как бы сами собой приходят в голову. Это как бы привычка думать одинаковым образом в той или иной ситуации в силу доминирования определённых когнитивных стереотипов. Считается, что данный тип мышления свойственен едва ли не большинству здоровых людей, которые усвоили определённые модели мышления и не намерены их пересматривать, даже несмотря на часто совершаемые ошибки суждения. Как указывают социальные психологи, типично, что автоматически, легко и без субъективного наряжения возникающие первыми мысли воспринимаются многими людьми как более адекватные и реалистические, нежели те, которые появляются позднее благодаря собственным активным умственным усилиям. Этот феномен получил название эвристика доступности: то, что первым приходит в голову, кажется, во-первых, принадлежащим самому себе, а не заимствованным со стороны, и, во-вторых, верным в силу субъетивого ощущения очевидности, не подлежащего сомнению. Например, это ответы на вопроса теста, если испытуемый не размышляет над его вопросами. Такие ответы, во-первых, отнюдь не всегда являются адекватными, а во-вторых, вполне возможно, что при этом сообщается мнение другого человека, а не своё сбственное.

МЫШЛЕНИЕ АЛЬТЕРНИРУЮЩЕЕ

МЫШЛЕНИЕ АЛЬТЕРНИРУЮЩЕЕ (лат. alter - один из двух) - расстройство мышления, свойственное пациентам с диссоциативным расстройством идентичности. Это последовательное чередование разных стилей, форм и уровней мышления. Например, в одном состоянии личности преобладающим является эгоцентрическое мышление, в другом - архаическое либо тенденциозное, в третьем наглядно-действенное, образное или выявляются патологические его тенденции. Проблема эта мало изучена в виду редкости данной патологии, а также в силу того, что психопатология мышления в разные возрастные периоды жизни человека исследована крайне недостаточно.

МЫШЛЕНИЕ АМБИВАЛЕНТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ АМБИВАЛЕНТНОЕ (лат. ambi - с обеих сторон, valens - сила) - термин E Bleuler (1911), обозначает одновременное сосуществование противоположных и взаимоисключающих друг друга мыслей или направлений умственной деятельности. Обычно пациенты сами не замечают факт столь противоречивого движения мыслей и не придают ему серьёзного значения, возможно в силу распада высших интегративных механизмов умственной деятельности, утрате критического мышления. По мнению Е.Блейлера, амбивалентное мышление суть характерный признак шизофрении, свидетельствующий о расщеплении психики и/или диссоциации личности.

МЫШЛЕНИЕ АМОРФНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЫШЛЕНИЕ АРХАИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ АРХАИЧЕСКОЕ (греч. archaios - древний) - тип умственной деятельности, преобладавший, как предполагается, у человека в каменном веке. Основу его составляют дологические мыслительные структуры в виде законов сопричастия и подобия (Фрезер). Характерными признаками архаического мышления является вера в существование духов, которые управляют природными процессами, практика магии, суждения по аналогии и смежности, вера в существование бессмертной души, в перевоплощение, в реализм сновидений, телепатию, спиритизм и др. Архаическое мышление или отдельные его элементы свойственны значительному числу людей современной эпохи, однако это не означает, что первобытные мыслеформы имеют наследственную природу или что следует думать о регрессии мышления на давно пройденный в филогенезе и сохранившийся где-то глубоко в подсознании исторический этап в развитии мышления. Архаическое мышление имеет некоторое сходство с мышлением детей в возрасте 4-6 лет, которым, в силу физиологической неразвитости каузального мышления свойственно подменять причинно-следственные отношения суждениями по аналогии и смежности . Синонимы: Первобытное мышление, Пралогическое мышление, Палеомышление.

МЫШЛЕНИЕ АТАКТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ АТАКТИЧЕСКОЕ (греч. ataxia - беспорядок, отсутствие координации) - термин П.А.Останкова (1927), обозначает характерную для больных шизофренией утрату способности к последовательному, целенаправленному и контролируемому мышлению, насколько об этом можно судить по речевой продукции пациентов. Высказывания больных облечены при этом в грамматически относительно правильные формы, однако логические связи между соответствующими понятиями и суждениями разрываются и порой практически полностью отсутствуют. Впервые в художественной литературе данное явление, явно пародируя Нострдамуса, описал Ф. Рабле в помаек «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1864). Многие авторы полагают, что атактическое мышление - это в сущности то же самое, что и разорванное мышление. Ф.И.Случевский (1976) так, однако, не считает, он считает целесообразным разграничивать атактическое мышление и шизофренический синдром шизофазии (разорванную речь), что можно, вероятно, принять хотя бы потому, что разорванность речи очевидна, доступна наблюдению и регистрации, чего никак нельзя сказать о собственно мышлении. Правоту позиции Ф.И.Случевского подтверждает, кроме того, тот общеизвестный факт, что пациенты с атактическим мышлением могут вести себя достаточно упорядоченно, они, похоже, вполне понимают обращённую к ним речь, адекватно реагируют на просьбы и предписания, а также сохраняют способность выполнять относительно несложную или даже связанную с отвлечённым мышлением работу. Вообще говоря, более точным было бы при употреблении термина, указывающего на то или иное отклонение в мышлении, уточнять, о каком виде мышления идёт при этом речь. В случае атактического определённо имеется в виду расстройство отвлечённого, словесно-логического мышления, однако этот термин было бы неосторожно переносить на другие, генетически более ранние его формы. Синонимы: Атаксия мышления, Разорванность мышления.

МЫШЛЕНИЕ АУТИСТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ АУТИСТИЧЕСКОЕ (греч. autos - сам) - термин E. Bleuler (1920), обозначает алогическое мышление, связанное с аутизмом, то есть неспособностью пациентов принимать во внимание реальные свойства, связи и отношения, предпочитая последним образы кататимным фантазиям. Высказывания и мысли пациентов целиком определяются их желаниями и опасениями, эмоциями и комплексами: за действительность они непосредственно принимают только то, что соответствует их внутренним переживаниям. В этом смысле можно сказать, что аутистическое мышление суть сновидное мышление, сновидения наяву, поскольку аналогия со сновидениями здесь вполне уместна или даже очевидна. В норме, указывает Е.Блейлер, аутистическое мышление свойственно детям в возрасте после 3-4 лет, когда впервые появляется способность фантазировать, то есть продуцировать образы представления и комбинировать их сообразно своим желаниям или опасениям. Обычно дети в этом возрасте ещё бывают склонными смешивать плоды своего воображения с реальностью, что в патологической степени свойственно игровым перевоплощениям. Синонимы: Кататимное мышление (греч. kata - указывает на движение вниз, к окончанию, на разрушение; thymos - чувство, настроение), Дереистическое мышление (лат de - устранение, отрицание чего-либо; realis - вещественный).

* * *

[греч. autos - сам] - согласно взглядам Е. Блейлера и Ж.Пиаже, самая ранняя форма детского мышления, в которой отражаются желания и фантазии ребенка без учета условий и требований реальности. А.Л. Венгер

МЫШЛЕНИЕ БЕЗ ОБРАЗОВ

МЫШЛЕНИЕ БЕЗ ОБРАЗОВ - умственная деятельность, протекающая без использования каких-либо сенсорных образов. Вообще говоря, дискуссия теоретиков Вюрцбургской школы психологии актов и основывающихся на эмпиризме ортодоксальных структуралистов на тему о том, существует ли такое мышление, является, по всей видимости, бессмысленной, особенно если учесть доказанный и считающийся ныне бесспорным факт существования разных уровней и форм мышления, в частности, наглядно-образного мышления.

МЫШЛЕНИЕ БЕССВЯЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ БЕССВЯЗНОЕ - нарушение мышления, при котором распадаются как логические связи между понятиями, суждениями и умозаключениями, так и грамматические отношения между представляющими их высказываниями. Речь таких пациентов выглядит как беспорядочный поток отдельных слов и словосочетаний, в основном, имён существительных, слогов, звуков речи и или даже звуков, которых нет в родном языке больных. Пациенты не понимают адресованной им речи и могут вообще никак на неё не реагировать, как бы не понимая, что обращаются именно к ним и значение того, что при этом говорится. В более лёгких случаях в начале беседы пациенты могут адекватно отвечать на некоторые обращённые к ним вопросы, но вскоре, спустя несколько минут начинают путаться, отвечать невпопад, а далее произносить совершенно бессвязные фрагменты речи, повидимому, совершенно и сами не осознавая значения того, что они говорят и что скрывается за их речевой продукцией. Считается, что бессвязное мышление обусловлено выраженной нервно-психической истощаемостью и наблюдается преимущественно при соматогенных психозах, протекающих со спутанностью сознания по типу аменции. Синонимы: Астеническая ассоциативная атаксия, Адинамическая ассоциативная атаксия (Осипов, 1923), Астеническая бессвязность (Случевский, 1975), Инкогерентность мышления (лат. in - частица отрицания, cohaerentia - связь, сцепление).

МЫШЛЕНИЕ БРЕДОВОЕ

МЫШЛЕНИЕ БРЕДОВОЕ - нарушения мышления у бредовых пациентов. Термин не имеет чёткого определения. При это обычно имеются в виду нарушения мышления, разным образом связанные с бредовым расстройством: 1. особенности мышления, которые способствуют развитию бреда; 2. нарушения мышления, возникающие в рамках существующей бредовой структуры; 3. нарушения мышления вне бредовой структуры, но возникающие под влиянием бреда.

МЫШЛЕНИЕ ВЯЗКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ВЯЗКОЕ - нарушение мышления, характеризующееся следующими признаками: 1. замедление темпа умственной деятельности; 2. трудностями перехода от одной темы размышлений или сообщений к какой-то другой; 3. излишней детализацией мышления, определённо свидетельствующей о снижении способности разграничивать главное и второстепенное, то есть о снижении уровня обобщения и абстрагирования: 4. персеверативными тенденциями. Кроме того, часто отмечаются нарушения речи в виде олигофазии или ограничения активного словарного запаса. Обычно вязкое мышление наблюдается при эпилептической деменции, психоорганическом синдроме с выраженным мнестико-интеллектуальным снижением, постэнцефалитическом паркинсонизме. Синонимы: Мышление инертное, Мышление ригидное.

* * *

Замедленное, тугоподвижное, трудно переключаемое мышление с застреванием на малозначащих деталях.

МЫШЛЕНИЕ ГАЛЛЮЦИНАТОРНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ГАЛЛЮЦИНАТОРНОЕ - нарушения мышления у пациентов с галлюцинациями. Неясный по своему значению термин. Известно, однако, что нарушения мышления у пациентов особенно с вербальным галлюцинозом всё же существуют. В частности, это бредовые и бредоподобные суждения, возникающие под влиянием обманов восприятия, а также нарушения мышления, которые обнаруживаются в галлюцинаторной речевой продукции.

МЫШЛЕНИЕ ГОЛОТИМИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ГОЛОТИМИЧЕСКОЕ (греч. golos - весь, целый; thymos - чувство, настроение) - нарушение содержательных аспектов умственной деятельности, связанное с аффективной патологией (манией, депрессией). Как правило, одновременно с этим возникают другие нарушения мышления: по темпу, ритму, реалистичности и степени связности и контроля. Голотимическое мышление рекомендуют отличать от кататимического мышления, которое, по Е.Блейлеру, испытывает на себе разрушительное влияние неосознаваемых комплексов. Синоним: Блейлера голотимическое мышление.

МЫШЛЕНИЕ ДВОЙНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ДВОЙНОЕ - 1. нарушение мышления, при котором выявляются два независимых и нигде не пересекающихся потока мыслей. Например, пациент беседует с врачом и одновременно с этим мысленно разговаривает о чём -то совершенно другом со своими «голосами», причём внешне это может никак не обнаруживаться. Так, больная, вполне адекватно разговаривающая с врачом, сообщает, что в это время она «беседует с голоасми». Она даже спрашивает, заметил ли это врач. Расстройство указывает на диссоциацию личности на две параллельно функционирующие субличности, обе их которых ассоцииру3ются с единым и неделимым Я пациентов, при этом такая раздвоенность субъективно не воспринимается как расщепление собственного Я на некие фагменты, как это свойственно нарушению самоосознавания в виде утрате сознания единства своего Я. Синонимы: Двойной поток мышления, Двухколейное мышление, Редупликация мышления; 2. разновидность разорванности мышления, при которой пациент как бы остранённо воспринимает собственные мысли, отчуждаясь от них (Блейхер, 1995).

МЫШЛЕНИЕ ДЕРЕИСТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ДЕРЕИСТИЧЕСКОЕ - то же, что мышление аутистическое.

МЫШЛЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНОЕ (лат. divergere - отклоняться, расходиться) - характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках её решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как предполагают, обычно связано с творчеством, так как оно нередко даёт возможность находить новые идеи и решения благодаря использованию других областей знания. Например, можно использовать предмет по его прямому назначению и совершенствовать такое его применение до высшей степени мастерства (конвергентное мышление), но можно поступить и по-другому, а именно применять этот предмет в каких-то новых ситуациях, добиваясь тем самым оригинального, неожиданного результата. Так, использование крыльев при постройке катера позволяет резко увеличить скорость его плавания, чего было бы труднее добиться увеличением мощности двигателя. Простейшей иллюстрацией дивергентного мышления может служить следующая. Можно копать яму в одном месте, чтобы найти полезное ископаемое, делать её всё более глубокой или большей по диаметру, но, если включается дивергентное мышление, такие ямы копают несколько и в самых разных местах. Вероятность добиться нужного результата во втором случае существенно увеличивается. Способность к неожиданным, нестандартным решения обнаружена психологами также у некоторых пациентов с шизофренией.

МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ - решение животными задач, требующих установления сложных связей и отношений между объектами. Существует два типа М. ж.: 1) установление связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми животным в ходе его деятельности (например, выбор предметов, пригодных для употребления в качестве орудия); 2) установление связей между непосредственно воспринимаемыми явлениями (предметами) и представлениями (обобщенными образами), сформировавшимися в результате накопления двигательного опыта. Второй тип М. присущ только человекообразным обезьянам. к Э. Фабри

МЫШЛЕНИЕ ЗАТОРМОЖЕННОЕ

МЫШЛЕНИЕ ЗАТОРМОЖЕННОЕ - вариант голотимического мышления при депрессии. Расстройство характеризуют следующие типичные признаки: 1. брадифрения - замедленное появление в сознании мыслей, представлений, воспоминаний; 2. ограничение общего числа мыслей, воспоминаний, представлений за единицу времени вплоть до полного их исчезновения, «пустоты в голове» - идеаторный ступор; 3. аспонтанность мышления, снижение или утрата умственной инициативы, когда, по свидетельству пациентов, "ничего не приходит в голову", "не о чём говорить", "не хочется ни о чём думать"; 4. ограничение содержательного диапазона мышления мыслями депрессивного содержания, когда почти или вовсе не появляется мыслей оптимистического, светлого или связанного с надеждами на лучшее характера - депрессивный моноидеизм; 5. субъективное ощущение «неясности», "ватности", "притупления" своих мыслей в сочетании с чувством "торможения", препятствия, какой-то внутренней преграды на пути движения мыслей - депрессивная деперсонализация; 6. замедление речи или брадифразия, запинки речи, усиление имевшегося до этого заикания, нечёткость произношения фонем, нарушение вокализации (глухой, беззвучный голос), трудносте в подборе нужных слов и формирования адекватных для выражения мыслей фраз и предложений; 7. депрессивная блокада креативности, что особенно тягостно переживается людьми творческих профессий. Одновременно с заторможенностью мышления наблюдаются брадитимия - замедленная смена эмоций и эмоциональных проявлений, брадикинезия - замедление темпа и ограничение амплитуды движений, брадипраксия - замедленное выполнение произвольных действий. Синонимы: Брадипсихизм, Брадифрения, Брадилогия, Замедленное мышление.

МЫШЛЕНИЕ ИНЕРТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ИНЕРТНОЕ - то же, что мышление вязкое.

МЫШЛЕНИЕ ИНКОГЕРЕНТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ИНКОГЕРЕНТНОЕ - то же, что мышление бессвязное.

МЫШЛЕНИЕ КАТАТИМИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ КАТАТИМИЧЕСКОЕ - то же, что мышление кататимное, мышление аутистическое, мышление эмоциональное. Синоним: Майера кататимическое мышление.

МЫШЛЕНИЕ КАТАТОНИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ КАТАТОНИЧЕСКОЕ - расстройства мышления у пациентов с кататоническим синдромом. Имеются некоторые основания предполагать, что при кататонии наблюдается снижение уровня активности мышления до наглядно-действенного уровня его функционирования, при этом более высок развитые структуры мышления полностью блокируются. Об этом свидетельствуют неадекватные действия больных (такие, как дотрагивания, хватательные действия, нелепые и разрушительные действия и т.п., и в то же время отсутствие каких-либо признаков активности словесно-логического мышления).

МЫШЛЕНИЕ КОНВЕРГЕНТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ КОНВЕРГЕНТНОЕ (лат. convergere - приближаться, сходиться) - характеризуется сведением вместе всех сведений относительно имеющейся задаче, то есть синтезом информации о проблеме в поисках её решения. Такое мышление часто связано с решением задач, имеющим только одно правильное решение. Достоинство конвергентного мышления, хотя о нём когнитивные психологи часто отзываются с пренебрежением, состоит в том, что оно позволяет усовершенствовать опыт, углубить знание, добиться идеального решения проблемы, создав тем самым предпосылки или стимулы для последующего развития дивергентного мышления. Патологическим аналогом конвергентного мышления является тщательная разработка систематизированного бреда.

МЫШЛЕНИЕ КОНКРЕТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ КОНКРЕТНОЕ (лат. concretus - густой, сгущённый, уплотнённый) - 1. мышление, оперирующее конкретными понятиями и ситуационными связями между соответствующими объектами и явлениями. В таком понимании нередко относится к патологии, указывая на снижение уровня абстрагирования и обобщения либо недостаточное умственное развитие. На самом деле речь не всегда идёт именно о снижении уровня мышления, значительно чаще, пожалуй, следует говорить о недостаточном развитии отвлечённого мышления в преморбиде пациентов; 2. мышление, обращённое к реальности, к практике, достоверности, способное учитывать действительность во всех конкретных её проявлениях. В данном понимании конкретное мышление является единственно адекватным, гармоничным, дисциплинированным мышлением.

МЫШЛЕНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ

МЫШЛЕНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ - в социальное психологии - мышление преднамеренное, осознанное и требующее усилий. Обычно включается в ситуациях, когда предстоит решать серьёзные задачи и если личная ответственность за ошибки суждения резко повышается.

МЫШЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ

МЫШЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ - мышление посредством логических операций с понятиями и идеями разного типа, включая самые общие и отвлечённые. В отчётливом виде тенденция к активности такого мышления становится преобладающей в возрасте, начиная с 11-12 лет. Преимущество данного вида мышления состоит в том, что оно может протекать: а) без опоры на какие-то сенсорные и вещественные признаки и б) с минимальным участием субъективных факторов (эмоций, желаний и т.п.). В историческом плане именно этому мышлению человек обязан появлению и развитию науки.

МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ (греч. kritike - искусство разбирать, судить) - когнитивная стратегия, которая в значительной степени состоит из непрерывной проверки и испытания адекватности возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Сосредоточено на поиске ошибок или недостатков в текущей умственной работе.

МЫШЛЕНИЕ ЛАБИРИНТНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ЛАБИРИНТНОЕ (греч. labirinthos - здание с запутанными ходами, из которого трудно найти выход) - нарушение связности процессов мышления, обусловленное застреванием мыслей на угнетающих пациента проблемах. Например, в его сообщении, нередко пространном и многословном, он переходит от описания одной своей проблемы к другой (на работе, в семье, с родственниками и др.), причём нередко возвращается обратно и во многом повторяется, обнаруживая тем самым некоторую растерянность, беспомощность и неспособность конструктивно решать волнующие его проблемы. Синоним: Турбулентное мышление (лат. turbulentus - беспорядочный, вихревой, перемешивающий до самых глубин).

МЫШЛЕНИЕ МАГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ МАГИЧЕСКОЕ - то же, что мышление архаическое.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - умственная деятельность без участия речи, совершаемая посредством манипуляций с со своим телом, частями тела и предметами, которые в данный момент находятся в поле зрения. Считается свойственным в норме детям в возрасте до 2 лет. Аналогичным, как полагают, является мышление приматов. У взрослых людей данная форма мышления сохраняется, но в более сложном варианте, в виде ручного мышления, проявляясь, когда приходится действовать в совершенно незнакомой ситуации и с абсолютно неизвестными до этого объектами. Кроме того, предположительно, эта форма мышления актуализируется, если индивид занят ручной профессией, он при этом как бы "думает руками". Существует, вероятно, возможность регрессии умственной деятельности на данный уровень мышления, примерами чего могут служить действия кататоников и пациентов с деменцией. Данная форма мышления онтогенетически является наиболее ранней. Синонимы: Ручное мышление, Сенсомоторное мышление, Доречевое мышление.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ - умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается доминирующим у детей в возрасте от 2 до 4-5 лет. Дети ещё не отделяют свои мысли от предметов, мысли о них слиты с соответствующими предметами, отчего такое мышление называется также синкретическим (греч. synkretismos - соединение, объединение). Детям, прочно опирающимся на сенсорный опыт, становятся тем не менее доступными некоторые умственные операции, в частности, сравнение, обобщение, абстрагирование. У взрослых людей данная форма сохраняется, но в более развитом виде, проявляясь практическим мышлением, например, умением ориентироваться и действовать по ситуации, прекрасным овладением сложными предметными навыками, управленческими способностями. Наглядно - образное мышление в историческом плане позволило человеку развить своё ручное мастерство на высочайшем уровне. Так, не располагая никакими научными сведениями об окружающем мире, он умел прекрасно охотиться, ловить рыбу, разводить огонь, делать несложные орудия труда, обрабатывать камни. Существует, повидимому, возможность регрессии мышления на уровень наглядно-образного мышления, о чём свидетельствуют достаточно сложные, хотя и неуместные предметные действия кататоников. Следует заметить и не упускать из виду также то обстоятельство, что формы мышления, развивающиеся в ходе индивидуального развития познавательной деятельности, не сменяют одна другую механически, они сосуществуют, постоянно взаимодействуют и видоизменяются в процесс взаимодействия. Синонимы: Предоперационная стадия мышления, Синкретическое мышление, Эгоцентрическое мышление.

МЫШЛЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННОЕ

МЫШЛЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННОЕ - расстройство, при котором умственные процессы, а нередко и собственная речь воспринимаются пациентами как непроизвольные, автоматические, вызванные некими посторонними силами, находящимися, как чувствуют пациенты, во внеличностном пространстве. Обычно содержание мыслей и высказываний также существенно изменяется: оно, во первых, осознаётся как нечто совершенно чуждое, абсурдное, не свойственное собственному Я, а, во-вторых, его содержательные аспекты бывают представлены на значительно более сниженном уровне. В то же самое время процессы нормального мышления могут полностью блокироваться, пациенты, по их сообщениям, теряют способность думать и говорить по-своему, от имени своего Я. Насильственное мышление указывает, повидимому, на расстройство самовосприятия в виде деперсонализации и диссоциацию личности. Насильственное мышление характеризует синдром психического автоматизма и иллюстрирует явления идеаторного автоматизма, в развёрнутом варианте чаще наблюдается при параноидной форме шизофрении.

Предыдущая страница Следующая страница