Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - 1. вообще - любой способ, в котором индивиду подаётся материал для изучения или ознакомления; 2. в эксперименте - помещение стимула перед испытуемым; 3. в психоанализе - то, что даёт возможность психике представить себе нечто, в данный момент не присутствующее или способ, которым выражается инстинктное влечение. Психическое представление - это относительно постоянный образ того, что прежде было воспринято или процесс, при помощи которого такие образы создаются (приобретаются). Символическое представление - процесс, посредством которого психический образ одного объекта начинает выступать вместо (психического образа) другого, и первый становится символом последнего; 4. в этологии - последовательность действий, которыми самка демонстрирует готовность к спариванию; 5. в социальном взаимодействии - способ, которым человек выражает себя (самопрезентация); 6. в психологии - воспоминание ранее возникавшего в сознании наглядного образа или образ фантазии, мысленный образ некоего объекта, какой-либо ситуации, включая репродукцию чувственного образа самого индивида; 7. театральная постановка; 8. в психопатологии - а) любое психическое расстройство, в котором выражаются нарушения на глубинных уровнях психической деятельности; б) любое психическое расстройство, в котором выражаются нарушения психофизиологических структур головного мозга.

* * *

- наглядный образ предмета, сцен и событий, возникающий на основе их припоминания или воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи, с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие. В отличие от восприятия, П. могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то П. относятся к прошлому и возможному будущему. П. отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее, чувственно-предметный характер П. позволяет классифицировать их по модальности (П. зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на П. хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств. Преобразования П. играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового "видения" ситуации.

* * *

- образ ранее воспринятого человеком предмета, явления или созданный его воображением.

В отличие от традиционного понимания представления как субъективного восприятия объекта сознанием З. Фрейд проводил различия между патогенными и непатогенными представлениями, сознательными, предсознательными и бессознательными представлениями, предметными и словесными представлениями.

В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд обратил внимание на особенность патогенных представлений: общей характерной чертой этих представлений является, по его мнению, то, что все они «мучительны, пригодны для вызова аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности». Человек не хочет переживать такие представления, они вытесняются из его сознания и сами по себе не возвращаются в воспоминаниях. Задача аналитической терапии состоит в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть сопротивление ассоциации, направить внимание больного на исконные следы представления. При этом З. Фрейд исходил из того, что «правильные связи отдельных представлений друг с другом и с непатогенными, часто воспринимаемыми представлениями, имеются, вовремя осуществляются и сохраняются в памяти» и что «патогенные психические представления оказываются собственностью интеллекта, который не обязательно уступает интеллекту нормальному».

В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд использовал понятие «бессознательные целевые представления». Обсуждая проблему сновидений, он отмечал, что можно отказаться от известных нам целевых представлений, но с исчезновением последних появляются неизвестные целевые представления, которые обусловливают течение нежелательных представлений. Интенсивности отдельных представлений способны переходить с одного на другое, в результате чего могут образовываться представления, обладающие очень высокой степенью интенсивности. Это имеет место, в частности, при процессе сгущения, характерном для работы сновидения. Однако, используя понятие «бессознательные целевые представления» З. Фрейд замечал, что неизвестные целевые представления все же неправильно называть бессознательными. В дальнейших своих работах он размышлял о представлениях как психически выраженных проявлениях влечений человека. Вместе с тем, апеллируя к бессознательным влечениям, он оговаривал, что сам термин «бессознательные влечения» - это не более как терминологическая небрежность, поскольку в действительности в психоанализе речь идет не о влечениях как таковых, а о соответствующих представлениях.

В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) З. Фрейд обосновал необходимость различать сознательные и бессознательные представления. Под сознательным он понимал такое представление, которое имеется в нашем сознании и нами воспринимается. Под бессознательным - скрытое представление, если имеется основание признавать, что оно присутствует в душевной жизни человека. С точки зрения З. Фрейда, «бессознательное представление есть такое представление, которое мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее признать на основании посторонних признаков и доказательств». Наличие бессознательных представлений особенно характерно для душевной жизни истерических больных: именно они способствуют возникновению невротических симптомов, поскольку, как считал З. Фрейд, над истерическим мышлением «властвуют бессознательные представления».

В понимании З. Фрейда бессознательные представления не могут быть осознаны человеком, так как этому противится некая сила. Психоанализ предлагает такие технические средства, благодаря которым можно прекратить действие сопротивляющей силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором бессознательные представления находятся до осознания, З. Фрейд назвал вытеснением, а силу, приведшую к вытеснению и поддерживающую его, - сопротивлением.

В работе «Бессознательное» (1915) З. Фрейд соотнес бессознательные представления с предметными, а сознательные - одновременно с предметными и словесными представлениями. В дальнейшем, уточняя природу и специфику бессознательных представлений, он провел различие между бессознательными и предсознательными представлениями. Он исходил из того, что действительное различие между ними состоит в том, что бессознательные представления возникают на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как предсознательные представления соединяются со словесными представлениями, являющимися остатками воспоминаний.

Внося уточнения в данное понимание соответствующих представлений, в работе «Я и Оно» (1924) З. Фрейд подчеркнул важную роль словесных представлений в душевной жизни человека, благодаря которым внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями. Если бессознательные представления являются предметными, то в предсознательных представлениях обнаруживается непосредственная связь между предметными и словесными представлениями, что дает возможность перевода предсознательных представлений в сознательные. Из подобного понимания природы бессознательных и предсознательных представлений вытекало психоаналитическое учение о познании бессознательного. Как полагал З. Фрейд, вопрос «Как что-то осознается?» целесообразнее переформулировать и поставить в форме вопроса «Как что-то предсознается?». В этом случае ответ на поставленный вопрос будет таков: «Путем связи с соответствующими словесными представлениями».

Поскольку словесные представления являются, согласно З. Фрейду, остатками воспоминаний, то есть когда-то они были восприятиями, то, как и все остатки воспоминаний, они могут быть снова осознаны. Поэтому терапевтическая задача по осознанию вытесненных бессознательных представлений состоит в восстановлении аналитической работой предсознательных представлений, в рамках которых устанавливается необходимая связь между предметными и словесными представлениями. Отсюда специфика психоанализа как метода лечения невротических заболеваний путем «разговора аналитика с пациентом», в процессе которого у пациента восстанавливаются нарушенные связи между словесными и предметными представлениями.

* * *

наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. В связи с этим различают П. памяти и П. воображения. Поскольку П. возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более систематизированы и обобщены; в них отражаются наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в П. может быть разной; в связи с этим различают единичные и общие представления. Единичные. П. более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, но в единичных П. содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятия закономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Вместе с тем посредством языка происходит дальнейшая переработка представлений в абстрактные понятия. Основой представления является оживление «следов» тех образов, которые возникли в головном мозгу при восприятии. Представления являются психологическим фундаментом поведения человека в процессе труда. С их помощью человек прогнозирует события и их последовательность, мысленно изменяет состояния управляемого объекта и его частей. На основе представлений формируется психологическое ожидание появления того или иного события, а также оценивается объективная вероятность наступления этого события. На основе представлений человек создает определенный план поведения в данной ситуации. Особенно велика роль представлений в деятельности оператора. Не имея возможности непосредственно воспринимать управляемые объекты и процессы, он должен на основе поступающей информации воссоздать их в плане представлений. Например, проведенными исследованиями установлено, что оперирование пространственными представлениями является одним из наиболее существенных компонентов деятельности авиационных и железнодорожных диспетчеров. Значение представлений в деятельности оператора заключается также в том, что они являются основой создания концептуальной модели и формируемого у оператора на основе ее текущего образа наличной ситуации - оперативного образа.

* * *

Образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании благодаря испытываемым ощущениям на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению. Представление - третья ступень сознания вслед за ощущением и восприятием.

* * *

образ ранее воспринятого предмета или явления или созданный продуктивным воображением.

* * *

См. знакомство.

В начало словаря