Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ПЕРЕНОС

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕРЕНОС

ПЕРЕНОС - 1. общее значение - процесс, посредством которого опыт решения одной задачи оказывает некое влияние (позитивное либо негативное) на решение другой, отличной от первой задачи. Часто используют уточняющие слова, чтобы обозначить тип переноса; 2. передача, замещение или «перенесение» эмоции или аффективной установки с одного человека на другого человека или объект; 3. в психоанализе - смещение чувств и установок, существующих в отношении других людей (обычно родителей, но может быть и сиблингов, супруга и т.д.) на аналитика. Синоним: Трансфер; 4. эмоциональное состояние, которое возникает в результате переноса в значении 3. Перенос здесь часто определяется как положительный либо отрицательный, в зависимости от того, развивает индивид приятные или враждебные установки в отношении аналитика. Многие авторы рассматривают перенос как состояние, которое является универсальным явлением в человеческом взаимодействии. Его заметное положение и значение в психоаналитической терапии, как они полагают, относится к намеренной нейтральности аналитика, которая позволяет переносу проявляться более однозначно.

* * *

- влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире П. Можно сказать, что мера П. зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия. П. незначителен в случае ориентировки не на существенные, основополагающие отношения, а на внешние, ситуативные. П. могут подвергаться любые компоненты действия, а также той ситуации, в которой происходит освоение или применение этого действия. A.M. Подольский

* * *

- психологический механизм: 1. Распространения мыслей и чувств пациента на врача (психолога), при этом перенос может быть: а) позитивным - как привязанность к врачу (психологу); б) негативным - как необоснованная агрессия к врачу (психологу), перенос беспокойства на него. 2. Формирования психологической связи между врачом (психологом) и пациентом, которая восполняет дефицит связи больной личности с окружающим миром. 3. Своеобразная опора личности на врача (другого авторитетного человека) как на регулятор ее поведения при трудных ситуациях и состояниях, когда резко падает способность к саморегуляции, возможности принятия самостоятельных решений. В этом случае другая личность осуществляет руководство поведением субъекта. Благодаря этому процесс адаптации значительно облегчается. а) Возврат личности в трудной ситуации к прежним шаблонам поведения, которые в прошлом были адекватны для разрешения возникавших трудностей, но в настоящее время уже являются неадекватными ситуации, возрасту личности, уровню ее развития и т. д.; б) отделение, отграничение болезненных переживаний от собственного «Я»; в) позитивным - как привязанность к врачу (психологу); г) развитием «силы» в одной области деятельности (или одного какого-либо качества) для восполнения «слабости» в другой (замещенные виды деятельности); д) способ активной интеллектуальной переработки эмоциональных конфликтов;

* * *

влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и освояемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, чем легче и шире П. Можно сказать, что мера П. зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия (см. Ориентировочная основа действия). П. незначителен в случае ориентировки не на существенные, основополагающие отношения, а на внешние, ситуативные. П. могут подвергаться любые компоненты действия, а также той ситуации, в которой происходит освоение или применение этого действия. Одним из частных проявлений П., имеющих большое значение для инженерной психологии и психологии труда, является П. навыков. Основным его условием считается во многих случаях сходство или даже тождество выполняемых рабочих движений; новые навыки включают в себя движения, сходные с теми, которые уже были освоены при овладении прежним навыком. Необходимо отметить, что П. навыков особенно успешно происходит в том случае, если человек ясно понимает и может обобщить черты сходства старого и нового навыков. Другое условие П. состоит в том, что любой навык, которым овладевает человек, оказывает общее влияние на его психику. Успешное обучение одному навыку создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Кроме того, формирование определенного круга навыков способствует обострению восприятия у человека. Он уже быстрее и легче начинает ориентироваться в рабочей обстановке, быстрее «схватывать» особенности и последовательность действий. Большое значение для П. навыков имеет тренировка двигательного анализатора. Приобретая в процессе обучения способность различать направление, силу, величину, длительность и другие признаки движений, человек начинает быстрее различать эти признаки и при овладении новыми навыками. Этот опыт образует общую культуру движений и ощущений, от которой в значительной степени зависит успешность овладения любым навыком. В некоторых случаях П. навыков может носить отрицательный характер (см. Взаимодействие навыков).

В начало словаря