Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "С" (часть 33, "СПЕ"-"СРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 33, "СПЕ"-"СРЕ")

СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ ЭНЕРГИИ ДОКТРИНА

СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ ЭНЕРГИИ ДОКТРИНА - обобщение Й. Мюллера, согласно которому разные аспекты опыта определяются преимущественно спецификой нервных структур, а не различиями стимулов внешней среды. В действительности, сами органы чувств не продуцируют информацию о внешнем мире, они лишь воспринимают физическую или химическую энергию, в конфигурациях которой заключена эта информация.

СПЕЦИФИЧНОСТЬ

СПЕЦИФИЧНОСТЬ - 1. точность, однозначность. Например, адаптивные структуры обнаруживают специфичность, если их функции не распространяются за пределы определённых ситуаций; 2. в социологии - узкая модель ожидаемого поведения в определённой социальной ситуации; 3. в факторном анализе - пропорция дисперсии, не коррелирующая с главным фактором; 4. в психопатологии - качество, придающее симптому способность точно указывать на наличие определённого расстройства. Преобладающее мнение состоит в том, что специфических симптомов психического расстройства не существует (имееются в виду психологические симптомы, то есть изменения психологических функций, вторично наступающие при повреждении нейропсихологических процессов).

СПИД - СИНДРОМ ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА

СПИД - СИНДРОМ ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА - Следствие поражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией) из семейства ретровирусов (открыт в 1983 г.). Заражение происходит от больного человека через кровь, грудное молоко, семенную жидкость, влагалищный секрет, плацентарный путь, при этом обязательно попадание вируса в кровь. ВИЧ способен персистировать в организме, имеет длительный инкубационный период, обладает тропизмом к макрофагам, лимфоцитам и клеткам мозга, нарушает иммунитет. Неврологические жалобы у 10% больных, клинические признаки поражения ЦНС - в 40%, морфологические нарушения в ЦНС на аутопсии у 80% болевших СПИДом. Неврологические расстройства при СПИДе вариабельны: 1) СПИД-деменция комплекс, который составляет триада - нарушение познавательной деятельности, поведения и двигательные расстройства; 2) менингит; 3) менингоэнцефалит; 4) миелит; 5) мультифокальная энцефалопатия; 6) периферическая полиневропатия. Среди многообразных неврологических проявлений чаще встречаются острый вирусный менингоэнцефалит, подострый энцефалит.

СПИД-ДЕМЕНЦИЯ КОМПЛЕКС (СДК)

Он проявляется: прогрессирующей субкортикальной деменцией, психомоторной заторможенностью, апатией, амнезией, дезориентацией, галлюцинациями, спутанностью сознания, мутизмом, а также атаксией, парезами и другими очаговыми симптомами, эпилептическими припадками. Возможны поражения периферической нервной системы, а также мышц (по типу полимиозита или миопатии). Возникающие при СПИДе нарушения иммунного статуса ведут к активации имеющихся в организме условно-патогенных возбудителей. В таком случае основной процесс осложняется наслоением признаков оппортунистических заболеваний (см.). Дополнительные обследования обычно выявляют атрофию мозга, сообщающуюся гидроцефалию, диффузные мелкоочаговые изменения в белом веществе полушарий. В течении ВИЧ-инфекции выделяются периоды: инкубационный, первичных проявлений, вторичных проявлений. СПИД описан в 1981 г. в США; его распространенность нарастает.

СПИЛБЕРГЕРА ШКАЛА САМООЦЕНКИ

СПИЛБЕРГЕРА ШКАЛА САМООЦЕНКИ - тест по выявлению уровня тревожности личности в данный момент. Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным (Россия). С. ш. с. включает 40 позиций, разделенных на 2 части (1-20 для оценки реактивной тревожности и 21-46 - личностной тревожности). При интеграции полученных данных выделяют уровни тревожности: низкий, умеренный и высокий. Предполагается, что тревожность положительно взаимосвязана с конфликтностью человека.

СПИНА «КРУГЛАЯ» СТАРЧЕСКАЯ

Син.: Синдром Форестье. Старческий анкилозирующий спондилез. Проявляется в возрасте 60-80 лет, чаще у мужчин, ведет к формированию «круглой спины». Процесс дегенеративный и, по-видимому, сопряжен с гормональной перестройкой, свойственной старческому возрасту. На спондилограммах остеопороз позвонков сопровождается обызвествлением связочного аппарата позвоночника и выраженным ограничением его подвижности. Крестцово-подвздошные сочленения и суставы конечностей в процесс обычно не вовлекаются. Нет четкой корешковой патологии. СОЭ и активность щелочной фосфатазы не изменены. Описал в 1950 г. Forestier.

СПИНА «КРУГЛАЯ» ЮНОШЕСКАЯ

Син.: Синдром Линдемана. Проявляется у подростков 13-17 лет в связи с увеличением физиологического грудного кифоза. На спондилограммах умеренная клиновидная деформация тел грудных позвонков и некоторая неровность замыкательных пластинок, межпозвонковые диски на том же уровне несколько расширены. С возрастом клиновидность тел позвонков постепенно уменьшается и форма их нормализуется, что сопровождается и уменьшением степени выраженности кифоза. Описал в 1931 г. немецкий ортопед Lindemann.

СПИННОЙ ДОБАВОЧНЫЙ НЕРВ

СПИННОЙ ДОБАВОЧНЫЙ НЕРВ - n. аccessorius («добавочный нерв), 11 пара черепных нервов. Иннервирует трапецевидную и грудинно-сосцевидную мышцы шеи и глотки, добавочная часть присоединяется к блуждающему нерву (10 пара), содержит двигательные и замедляющие ритм сокращений сердца волокны.

СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ

СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ - играют вспомогательную роль в диагностике заболеваний нервной системы. Различают следующие синдромы поражения ликвора. Это: 1. менингиальный синдром - повышение давления ликвора, плеоцитоз, увеличение содержания белка, сахара, сдвиг коллоидных реакций вправо, помутнение (при гнойном менингите); 2. синдром белково-клеточной диссоциации - повышение содержания белка при относительно малом или отсутствующем плеоцитозе. Наблюдается при опухолях нервной системы; 3. синдром клеточно-белковой диссоциации - нормальное содержание белка при высоком плеоцитозе. Чаще свойственно воспалению мозговых оболочек; 4. сифилитический синдром - характерны 4-е реакции, сгруппированные Нонне: а) положительные белковые реакции ликвора; б) обычно невысокий плеоцитоз; в) положительная реакция Вассермана ликвора; г) положительная реакция Вассермана крови; 5. диссоциация между коллоидными и воспалительными реакциями в ликворе - наблюдается при деструктивных и воспалительно-деструктивных процессах; 6. ликвородинамические синдромы - отрицательной пробы Квикенштедта (отсутствие повышения давления ликвора при сдавлении ярёмных вен во время спинномозговой пункции указывает на отсутствие блока на путях движения ликвора) и проба Стуккея (повышение давления ликвора при спинальной пункции при надавливании надчревной области указывает на блокаду ликворных путей).

СПИННО-ТАЛАМИЧЕСКИЙ ПУТЬ

СПИННО-ТАЛАМИЧЕСКИЙ ПУТЬ - нервный путь, идущий через спинной мозг к ретикулярной формации и частично к зрительному бугру. Является главным медиатором болевой чувствительности.

СПИНОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИРАЛЬ ВНУТРИМАТОЧНАЯ

СПИРАЛЬ ВНУТРИМАТОЧНАЯ - противозачаточное средство, вводимое внутрь матки для предотвращения вживления в нее оплодотворенной яйцеклетки.

СПИРИТИЗМ

СПИРИТИЗМ (лат. spiritus - дух, душа) - вера в возможность общения с душами умерших и соответствующая практика.

СПИРМЕН

СПИРМЕН (Spearman) Чарльз Эдвард (1863-1945) - английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории,истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии. Окончил Лейп-цигский ун-т (д-р, 1906). Профессиональную деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931 г. (преподаватель, 1907-1911; профессор мышления и логики, 1911 - 1928; профессор психологии, 1928-1931; засл. профессор в отставке). Член Королевского общества (1924); президент Британского психологического общества (1923- 1926), поч. д-р и поч. чл. нескольких унтов, зарубежных академий и обществ. Один из самых влиятельных английских психологов XX столетия. Начинал свою карьеру в качестве офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению психологии приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую степень, а через год начал работать в Лондонском ун-те. Именно благодаря многолетним интеллектуальным усилиям С. возникла лондонская школа психологии, которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась изучением человеческих способностей. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий, С. внес значительный вклад в развитие факторного анализа в психологии: он разработал один из методов корреляций (названный корреляция Спирмена). Выдвинул также двухфакторную теорию интеллекта (The theory of two factors, 1923), согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор g, образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом. В течение трех десятилетий двух-факторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора g как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это С. и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двух-факторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще одним направлением научных устремлений С. был поиск фундаментальных законов психологии. Его основные идеи описаны в книге The nature of intelligence and the principles of cognition (1923), где они приняли форму эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с современными подходами в когнитивной психологии. С. также автор книг: The abilities of man, their nature and measurement, Macmillan, 1927; Creative mind, C.U. Press, 1930; Human ability/with L. Wynn Jones, 1950. JI.A. Карпенко

СПЛЕТНИЧАТЬ

Часто это происходит для удовлетворения внутренней психологической потребности. Но… «конгениальный» партнер не будет при этом считать себя низким человеком, а собеседника будет. Несмотря на прямые указания правил хорошего тона, дворяне, особенно женщины, не соблюдали приличий в этой части. Ср. у Гоголя в «Мертвых душах» разговор двух дам. Сдерживайте себя в этом отношении. Слушающий сплетни должен достаточно глубоко продумывать информацию и решать, насколько она правдива.

Если вам кто-то (например, ваш друг или подчиненный) перескажет сплетни о вас, не горячитесь, если это в существенной мере правда; нельзя прямо предъявлять какому-то лицу обвинения, что он разносит о вас порочащие вас сведения и что вам об этом стало известно, тем более в очень эмоциональном стиле: этим вы вынудите его малодушничать и хитрить, подведете вашего «информанта», который будет недоволен, прослывете склочником. Целесообразно, однако, осторожными, далекими намеками дать понять такому сплетнику, что вам известно о его поведении.

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППОВАЯ

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППОВАЯ - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей С. г., как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях - чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов - чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, т. е. тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность. Считается, что группа удовлетворяет человека в той мере и до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в какой-л. др. группе или вообще вне ее. К числу основных факторов С. г. чаще всего относят: сходство базовых ценностных ориентаций членов группы, ясность и определенность групповой цели, демократический стиль лидерства (руководства), кооперативную взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, ее престиж. Методический аппарат измерения С. г. представлен в основном социометрической техникой в различных модификациях, а также др. разновидностями процедуры опроса. С. г. оказывает прямое влияние на конфликтность внутригрупповых отношений. Одним из критериев оценки С. г. является степень конфликтности межличностных отношений в группе. Качество С. г., в свою очередь, является критерием эффективности руководства группой. С. г. выступает не только условием успешного достижения группой целей совместной деятельности, но и самостоятельной групповой ценностью.

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ (групповая сплоченность) - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей С. г. рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях - чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов - чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность С. г. является своего рода «результирующей » тех сил, которые удерживают людей в группе : При этом считается, что группа, удовлетворяет человека в той мере и до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками », но превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в какой -либо другой группе или вообще вне ее . С этой точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп. К числу основных факторов С . г. относят: сходство базовых ценностных ориентации членов группы, ясность и определенность групповой цели, демократический стиль лидерства (руководства), кооперативную взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, ее престиж . Методический аппарат измерения С . г. представлен в основном соци ометрическими методами (см. Социометрия) в различных модификациях, а также другими разновидностями процедуры опроса . В отечественной психологии существует трак товка С. г. как ценностно-ориентированного единства.

СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА

СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА -

степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах его психики, а также в единстве практической деятельности.

СПОКОЙСТВИЕ (ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ)

СПОКОЙСТВИЕ (ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ) - уравновешенное состояние души без тревог и забот. Возможное проявление - малоподвижность лица, ровный голос. Типичная реакция - успокаивающее воздействие на собеседника или, наоборот, раздражающее.

Приидитe ко мне труждающиеся и обремененные и Я успокою вас, и найдете покой душам вашим (Евангелие).

Все эти люди играли с таким холодным спокойствием, казалось, так привыкли ко всему в игорном зале! (Дж. Голсуорси, Санта Лючия).

К спокойствию души ничто столько не служит, как свобода от забот (Иоанн Златоуст).

Ср. покой.

СПОНДИЛИТ

СПОНДИЛИТ - Воспаление мезодермальных тканей позвоночника, обусловленное инфекцией. Чаще это туберкулезный спондилит (болезнь Потта) или бруцеллезный спондилит.

СПОНДИЛОАРТРИТ

СПОНДИЛОАРТРИТ - Воспаление дугоотростчатых суставов позвоночника.

СПОНДИЛОАРТРИТ АНКИЛОЗИРУЮЩИЙ

Син.: Одеревенелость позвоночника. Болезнь Бехтерева. Болезнь Штрюмпелля-Мари-Бехтерева. Неспецифический полиартрит, при котором поражены прежде всего суставы позвоночного столба и крестцово-подвздошные сочленения. Процесс сопровождается окостенением связочного аппарата позвоночника и приводит к его обездвиженности. В поздних фазах заболевания физиологические изгибы позвоночника оказываются выпрямленными («ригидный тип») или весь позвоночник изогнут вперед («кифозный тип»), что и определяет особенности статики и походки больных. В период развития заболевания выражены боли в спине, особенно в нижнегрудном и верхнепоясничном отделах позвоночника. При ризомилической форме заболевания (около 18%) страдают также плечевые и тазобедренные суставы. Часто сопровождается воспалительной офтальмологической патологией (ирит, иридоциклит, увеит, эписклерит), аортитом, поражением клапанного аппарата сердца. В поздней стадии заболевания могут проявиться фиброз верхушки легкого и амилоидоз с преимущественным поражением почек и кишечника. Описал в 1892 г. под названием «одеревенелость позвоночника» отечественный невролог В.М. Бехтерев, а в 1894 г. немецкий невропатолог Stru?mpell.

СПОНДИЛОЛИСТЕЗ КОВАЧА

См. Подвывих Ковача. Соскальзывание нижних суставных отростков шейного позвонка назад, возникающее при сгибании шеи, и возвращение их на место при ее выпрямлении. Признак нестабильности позвоночника в связи с аномалией строения или артрозом дугоотростчатых суставов. Возможное проявление остеохондроза. Диагносцируется на основании характерных данных рентгенологического обследования (функциональных снимков шейного отдела позвоночника). Описал венгерский хирург Kovacs (1832-1897).

СПОНДИЛОПАТИЯ ГОРМОНАЛЬНАЯ

Дегенеративные изменения в позвонках, прежде всего в нижнегрудных, проявляющиеся упорной болью. На спондилограммах выраженная порозность тел пораженных позвонков и их деформация, при этом характерны снижение высоты и зауженность «талии» тел позвонков («катушечные» позвонки, «рыбьи» позвонки). Представляет собой одно из проявлений обычно генерализованной гормональной остеопатии - следствия гормонального дисбаланса, при котором особенно значимы первичное или вторичное снижение функции половых желез и обусловленный этим дефицит эстрогенов у женщин, андрогенов у мужчин. Половые гормоны способствуют удержанию костными депо солей кальция и фосфора и стимулируют остеопластическую функцию. Чаще отмечается у женщин, подвергшихся кастрации при больших гинекологических операциях. Возможна в период менопаузы, реже при тиреотоксикозе, гиперкортицизме, включая длительное лечение кортикостероидами, акромегалии, гипогонадизме, гиперпаратиреозе. Значительна опасность патологических переломов измененных костей. Описал в 1963 г. отечественный рентгенолог С.А. Рейнберг.

СПОНТАННАЯ РЕГРЕССИЯ

СПОНТАННАЯ РЕГРЕССИЯ (лат. spontaneus - самопроизвольный) - временное возвращение на ранний уровень поведения в состоянии гипнотического транса, не связанное с внушением суггестора.

СПОНТАННАЯ РЕМИССИЯ

СПОНТАННАЯ РЕМИССИЯ - ослабление интенсивности болезненного процесса, не связанное с терапией.

СПОР

СПОР - форма обсуждения проблемы в виде взаимного пререкания, словесного (устного или письменного) состязания, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает свою правоту.

СПОРТИВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

СПОРТИВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ (борьба, игра) - форма деятельности в условных ситуациях, представляющая собой имитацию конфликта. Отличия от конфликта: жесткая регламентация правовыми нормами (правилами); признание этих правил всеми участниками С. с., т. к. они служат их интересам; наличие санкций за нарушения, которые добровольно принимаются сторонами; наличие арбитра в ходе проведения С. с.; игровое моделирование противоборства; отсутствие или незначительный уровень негативных эмоций по отношению к оппоненту. В интересах профилактики естественных конфликтов в С. с., связанных с ситуациями противоборства, необходимо разрабатывать, во-первых, максимально четкие и объективные критерии выявления победителей, во-вторых, нормативные процедуры разрешения типичных спорных ситуаций, возникающих в С. с.

СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - конкретный путь достижения цели деятельности. С. д. определяется условиями, в которых она протекает. Необходимость нахождения С. д., отвечающих таким условиям, превращает деятельность в решение задачи. Различают два основных С. д.- нормативно одобренный и индивидуальный. Нормативно одобренный С. д. обобщен и закреплен инструкциями; он рассчитан на абстрактного субъекта и усредненные условия деятельности. Этот С. д. выступает как общественная категория, в нем обобщены опыт и способности предшественников (общественный опыт и способности). Индивидуальный С. д. обусловлен индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности. Своеобразие индивидуального С. д., его отличие от нормативно одобренного обусловлены спецификой мотивации, полнотой и своеобразием учета объективных и субъективных условий деятельности. Разновидностью индивидуального С. д. является индивидуальный стиль деятельности (В. Д. Шадриков).

СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА - конкретный вид взаимодействия оппонентов на завершающем этапе конфликта, в результате которого частично или полностью разрешается противоречие, приведшее к конфликту. К основным С. р. к. относят: сотрудничество, компромисс, уступку одного из оппонентов. Технологически С. р. к. представляет собой переговорный процесс.

* * *

совокупность характерных приемов (уклонение, приспособление, Конфронтация, сотрудничество, компромисс), отличающих стиль поведения, образ действий по устранению причины конфликтного столкновения.

СПОСОБ РАСПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛЕНИЙ

СПОСОБ РАСПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛЕНИЙ - совокупность градуировочных отметок шкалы стрелочного измерительного прибора. В соответствии с техническими требованиями деления аналоговой шкалы могут выполняться для грубого или точного считывания. Говорят об одностороннем градуировании, если шкала образована одним вариантом градуировки. На такой опорная линия не изображается. При двухстороннем градуировании обязательно изображается опорная линия, и по обе стороны от нее располагаются деления. Равномерная градуировка предусматривает последовательное одно- или двухстороннее расположение делений. Если аналоговая шкала образована несколькими последовательностями расположенных друг против друга делениями, то говорят о многопозиционном градуировании.

СПОСОБ СТАТИСТИЧЕСКОГО ЭТАЛОНА

СПОСОБ СТАТИСТИЧЕСКОГО ЭТАЛОНА (...от греч. statos - стоящий, стоячий, неподвижный; франкского stal - положение) - подход, предложенный Ю. Г. Фокиным для априорного определения времени безошибочного выполнения заданного оператору алгоритма. С. с. э. основывается на обработанных методами множественного регрессионного анализа результатах многочисленных экспериментальных исследований. При этом выявлено шесть наиболее важных факторов аппаратурной и оперативной сложности работы оператора. Способ совместно учитывает влияние на деятельность оператора размеров рабочего поля, конкретного размещения элементов, последовательности и специфики работы оператора с ними. Средняя квадратическая ошибка определения математического ожидания времени выполнения алгоритма составляет 0,05 - 0,3 с; среднеквадратического отклонения 0,04 - 0,2 с. С. с. э. достаточно полно отвечает требованиям практики и может использоваться при проведении расчетов на ЭВМ. Статистическим эталоном называется совокупность уравнений регрессии, обобщающих результаты проведенных при разработке метода экспериментальных исследований влияния ряда факторов сложности на продолжительность безошибочного выполнения эталонных алгоритмов на эталонной аппаратуре. Исходными данными для расчета по С. с. э. являются размещение элементов на рабочем поле, их тип, последовательность использования в алгоритме и координаты размещения оператора на рабочем месте. Эти данные могут задаваться натурно - в виде готового пульта и инструкции, чертежом, эскизом или координатами размещения каждого элемента и указанием очередности их использования. На основе этих исходных данных, задающих оперативную и аппаратную сложность работы оператора, рассчитываются два или пять параметров сложности деятельности. Количество рассчитываемых параметров определяется требуемой точностью расчетов. Подставляя параметры сложности в уравнения регрессии, получают эталонные значения математического ожидания и среднеквадратического отклонения времени безошибочного выполнения десяти последовательных операций алгоритма, которые затем с помощью поправочных коэффициентов пересчитываются в реальные значения.

СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТИЕ

СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТИЕ - приобретение индивидом психологических качеств, представляющих собой субъективные условия успешного овладения теми или иными видами деятельности. Уровнем развития С. определяются быстрота, глубина и прочность усвоения необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков, умственных действий и т.п. С. принято разделять на общие и специальные в зависимости от широты той области, к овладению которой они .относятся. Общие С. являются предпосылками овладения весьма многообразными видами деятельности, специальные - относительно узкими ее видами (как, напр., музыкальные, математические или технические С ) . Особо высокий уровень развития С. характеризуют как одаренность (общую или специальную). С. р. определяется сложным взаимодействием врожденных анатомо-физиологических задатков и разнообразных воздействий социальной среды, стихийного и целенаправленного обучения (Б.М. Теплов). Специальные формы обучения позволяют сформировать те или иные С. у людей, у которых исходно эти С. находились на весьма низком уровне развития. Это было доказано, в частности, исследованиями А.Н. Леонтьева по развитию звуковысотного слуха, представляющего собой одну из специальных музыкальных С. Разные периоды детства сензитивны (чувствительны) к развитию разных видов С. (А.В. Запорожец). Если такой период пропущен, то в дальнейшем развитие соответствующей С. оказывается крайне затрудненным. Л.А. Венгер выдвинул и экспериментально обосновал гипотезу о том, что дошкольный возраст сензитивен к развитию одной из важнейших общих умственных С. - к овладению моделированием связей и отношений между объектами. Эта С. развивается благодаря основным «дошкольным» видам деятельности - прежде всего, игре и продуктивной деятельности. Эффективность развития С. может быть существенно повышена благодаря специальному обучению, при котором «дошкольные» виды деятельности целенаправленно обогащаются использованием разнообразных моделей, наглядных схем и т.п. А.Л.Венгер

СПОСОБНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

СПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАТОРСКИЕ - вид коммуникативных способностей, которые проявляются в совершенстве умений переводить социально-значимые цели на язык практики для своего коллектива и в умении доводить дело до логического конца. Требовательность сочетается с располагающей общительностью и личной деловитостью. Наличие у руководителя С. о. снижает вероятность возникновения как деловых, так и межличностных конфликтов.

СПОСОБНОСТЬ

СПОСОБНОСТЬ -1. природная одарённость. Предполагается, что одарённость не может быть приобретённой даже посредством умелого обучения. В тестировании одарённостью считается показатель JQ, неизменно, то есть в регулярных и на протяжении многих лет тестированиях превышающий 120%; 2. умение что-либо делать (в отличие от готовности, которая представляет потенциал, возможность это делать); 3. в когнитивистике - объём информации, которую данная система может обрабатывать;

СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКЦИИ

СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКЦИИ - способность усматривать и оценивать абстрактные и/ или символические аспекты ситуации. Рассматривается как один из важнейших критериев интеллектуального развития.

СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ - способность человека приобретать новые знания, умения, навыки.

СПРАВЕДЛИВОСТИ ТЕОРИИ

СПРАВЕДЛИВОСТИ ТЕОРИИ - теории социальной психологии, которые пытаются объяснить поведение людей, исходя из того, что награды и поощрения в обществе пропорциональны вкладу человека в достижение общих интересов. Основной довод сторонников такой теории состоит в том, что такие явления, как альтруизм, агрессия и т.д. могут быть объединены при анализе справедливости/несправедливости. Теории сталкиваются с серъёзными трудностями, когда приходится объяснить, почему, например, теннисист получает за выигрыш в матче 2-3 млн долларов, футболист - 8-10 млн долларов в год, а талантливый учёный за его вклад в науку не заработает таких денег за всю свою жизнь, даже Ноболевская премия сулит вознаграждение всего 1 млн с небольшим долларов.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства. Существуют два значения понятия С. - широкое и узкое. В широком смысле С. есть разумность общественной жизни; она совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу. В специальном, узком смысле слова С. - нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельности и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Существуют два вида С., выделенных еще Аристотелем: распределительная, или дистрибутивная, С. уравнивающая, или ретрибутивная. Современные этические дискуссии о С. фокусируются вокруг теории С. американского профессора Дж. Ролса. Его теория имеет синтетический характер, обобщает различные уровни и аспекты С., предлагает идеально-типическую модель С. в либерально-демократических обществах. Выделены два принципа С. 1. Каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других. 2. Социальные и экономические неравенства д. б. устранены так, чтобы они: а) были к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевающих и б) делали доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей. Оценка распределения выгод и тягот совместной жизни людей в семье, организации, обществе как несправедливых выступает глубинной, часто неосознаваемой, скрытой, мощной причиной многих социальных конфликтов. Несправедливость в организации общественной жизни всегда является предпосылкой возникновения социальных конфликтов. Чем выше степень несправедливости, тем легче и быстрее вспыхивает конфликт. Чем масштабнее несправедливость, тем больше людей будет активно участвовать в конфликте. Большинство заметных социальных конфликтов в России, как и в любой др. стране, одной из своих первопричин имели несправедливость.

* * *

(родственно словам правда, прав) - чувство духовно-нравственной правильности, законности чего-л., согласованности с совестью (о чьем-л. поведении, решении и др.). См. Чувство справедливости.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - реализация неотъемлемых прав и свобод, соответствующих сущности человека (социальной общности) и уровню развития общества, качественная оценка отношений между людьми, личностью и обществом, между социальными группами. С. с. - один из общечеловеческих идеалов, она постоянно волнует людей, вдохновляет их на борьбу за права и свободы, за социальное равноправие. Главное в содержании С. с. - соответствие между общественным вкладом, объективной ролью индивида (группы) в обществе и его социальным положением, между деянием и воздаянием, качеством (количеством труда) и вознаграждением, преступлением и наказанием. Нарушение и осознание этого несоответствия оценивается как несправедливость.

«СПРАВОЧНИК ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

«СПРАВОЧНИК ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ» - первое фундаментальное отечественное издание справочного характера в области инженерной психологии (Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова.- М.: Машиностроение, 1982.- 368 с, ил.). В нем представлен справочный материал по основным проблемам инженерной психологии. В первой главе даны основные понятия инженерной психологии: ее задачи, основные понятия и методы исследований, представлены приборы и аппаратура для проведения инженерно-психологических исследований. Вторая глава посвящена рассмотрению психологических и психофизиологических характеристик человека. Даны характеристики анализаторов (зрительного, слухового, кожного и др.)г памяти и оперативного мышления, управляющих движений оператора. Приведены справочные данные по надежности, времени выполнения человеком типовых действий, его антропометрические характеристики. В третьей главе сформулированы инженерно-психологические требования к технике и элементам рабочего места оператора: средствам и системам отображения информации, органам управления, эксплуатационной документации, организации рабочего места, обслуживаемости и ремонтопригодности СЧМ. Четвертая глава содержит инженерно-психологические требования к физическим и химическим факторам рабочей среды. В пятой главе на примере полуавтоматической системы ручного управления рассмотрены инженерно-психологические основы проектирования СЧМ. В шестой главе приведены справочные данные по проведению инженерно-психологической оценки СЧМ. Седьмая глава содержит справочный материал по инженерно-психологическим основам организации труда: режимам труда и отдыха, монотонности и напряженности труда, профессиональной подготовке операторов, контролю их состояния. Справочник содержит более ста таблиц и рисунков; он предназначен для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием и эксплуатацией машин и оборудования, работающих с участием человека.

СПРАШИВАТЬ

Прежде чем задать вопрос собеседнику, подумайте, задайте вопросы себе: Знает ли он то, о чем вы его спрашиваете? Удобно ли ему давать вам правдивый ответ, делиться информацией? Не скомпрометируете ли вы себя вашим вопросом, ничего толком не добившись? Ср. нескромные вопросы. И «скромных» вопросов тоже не должно быть слишком много.

Естественная реакция на обычный нейтральный вопрос - вежливый словесный ответ, сиюминутный или отсроченный (с просьбой дать подумать или выяснить дело); совершенно некорректно в ответ промолчать, игнорируя его. На провокационный, нетактичный вопрос следует дать понять словесно, что вы недовольны им, вежливо посмеяться или демонстративно промолчать.

СПРИНЦЕВАНИЕ ВЛАГАЛИЩА

СПРИНЦЕВАНИЕ ВЛАГАЛИЩА - назначенное врачом промывание влагалища теплой кипяченой водой или лекарственным средством. С. в. назначают при хронических воспалительных заболеваниях женских половых органов.

СПУНЕРИЗМ

СПУНЕРИЗМ - дефект речи в виде перестановки начальных фонетических элементов двух и более слов в большинстве фраз (название «в честь его преподобия В.Спунера Оксфордского»), существенно искажающий смысл сказанного. Например, фраза «королева Виктория» в исполнении В.Спунера звучит как «наш подозрительный старый декан». Свидетельствует, по мнению психолингвистов, о том, что произношение целых фраз планируется заранее.

СПУТАННОЕ ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ

СПУТАННОЕ ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ - нарушения самоосознавания при шизофрении вплоть до утраты ощущения самого себя, появления ощущения новой идентичности, неуверенности относительно границ, отделяющих Я пациента от окружающего мира. См. Нарушения самоосознавания.

СПУТАННОСТЬ

СПУТАННОСТЬ (англ. еnmesh - спутывать, mental - умственный, психический, душевный) - термин С. Минухина, обозначает чрезмерное вовлечение отдельных членов семьи в жизнь других её членов, в результате чего у столь вовлечённых лиц исчезает ощущение своей подлинной индивидуальности.

СПУТАННОСТЬ АРТЕРИОСКЛЕРОТИЧЕСКАЯ

СПУТАННОСТЬ АРТЕРИОСКЛЕРОТИЧЕСКАЯ - термин F Stern (1930), обозначает психотические синдромы церебрально-сосудистого генеза (ишемия, инсульт, сосудистый криз). Характерны их кратковременность, повторяемость, рудиментарный характер и возникновение преимущественно в ночное время. Аналогичные расстройства могут возникать под влиянием экстрацеребральных сосудистых факторов (стеноз, тромбоз сонных артерий, изменение состава крови и др.).

СПУТАННОСТЬ СОЗНАНИЯ

СПУТАННОСТЬ СОЗНАНИЯ - общее название различных состояний помрачения сознания, особенно уместное в тех случаях, когда имеет место трудно дифференцируемое сочетание симптомов разных синдромов помрачения сознания (делирия, аменции, онейроида, сумеречного расстройства сознания). Состояния малодифференцированнй спутанности сознания чаще наблюдаются в пожилом и старческом возрасте, отчётливо различаемые формы помрачения сознания более свойственны зрелому возрасту (для сравнения отметим такой факт: нарушения самоосознавания чаще возникают в детском и пубертатном возрасте). Некоторые авторы, помимо классических форм расстройства сознания, различают такие варианты спутанности, как 1. спутанность галлюцинаторная (возникает в связи с наплывом вербальных галлюцинаций), 2. спутанность кататоническая (возникает на высоте кататонического возбуждения), 3. спутанность конфабуляторная (наступает в связи с наплывом конфабуляций при интоксикациях, инфекциях, сосудистой патологии), 4. спутанность маниакальная (появляется на высоте маниакального возбуждения), 5. спутанность старческая (характеризующая сенильный делирий), 6. спутанность эпилептическая (возникающая после эпилептического припадка или во время серии припадков и эпилептического статуса).

* * *

Помрачение сознания, характеризующееся позитивными психическими симптомами (бредом, галлюцинациями и др.).

СРАБОТАННОСТЬ ГРУППЫ

СРАБОТАННОСТЬ ГРУППЫ - интегральная характеристика эффективности взаимодействия операторов в группе; представляет собой эффект взаимодействия, сочетания людей, который обеспечивает наилучшее выполнение цели групповой деятельности при малых энергетических затратах на деятельность и взаимодействие на фоне значительной субъективной удовлетворенности друг другом и высокой адекватности взаимопонимания (Н. Н. Обозов). С. г. во многом определяется психологической совместимостью - совместимостью операторов, сплоченностью группы, хорошей организацией групповой деятельности.

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ - одна из логических операций мышления. Задания на С. предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются основания для С, которые использует человек, легкость перехода от одного из них к другому и т. п. Задачи на С. используются в некоторых психологических тестах.

СРАВНЕНИЕ С ЭТАЛОНОМ

СРАВНЕНИЕ С ЭТАЛОНОМ - эвристический приём принятия решения относительно исходной отправной точки. Например. На вопрос, «больше или меньше 1% составляет вероятность атомной войны?», одна группа людей оценивают эту вероятность в 10%. На вопрос, «больше или меньше 10%...?», другая группа оценивает эту вероятность уже в 20% и более.

СРАВНИВАТЬ

Сравнение двух или нескольких лиц с отданием предпочтения кому-то из них всегда заключает в себе риск снискать неудовольствие других. Сравнивать одну женщину с другой в разговоре с ней можно только в ее пользу. Если мужчина допустил противоположное, это будет иметь длительную отрицательную реакцию с ее стороны (вовсе не обязательно сразу выказываемую). Также осторожно нужно сравнивать друг с другом присутствующих мужчин или женщин, боясь задеть их самолюбие; лучше оценивать их как бы наравне или вообще отказаться от сравнительной оценки.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БРЕДОВЫХ ИДЕЙ И НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БРЕДОВЫХ ИДЕЙ И НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ -

У детей в связи с неразвитостью второй сигнальной системы бредовые идеи возникают очень редко. Им более свойственно патологическое фантазирование, отличающееся от обычной детской склонности к фантазиям определенной нелепостью, несвязанностью с конкретной реальной обстановкой. Бред у детей может возникнуть на фоне помраченного сознания, преимущественно делириозного, и связан тематически с яркими иллюзиями и галлюцинациями, нестоек, фрагментарен, обычно исчезает с прояснением сознания. Для детей младшего подросткового возраста характерен бред чужих родителей, при этом собственные родители воспринимаются как чужие люди, а настоящие родители либо неизвестно где, либо реальные высокопоставленные лица.

У подростков может быть уже вполне сформированная бредовая система, например, бред физического недостатка, бред отношения, бред физического недостатка характерен и для юношеского периода (нередко подростковый и юношеский возраст в целом определяют как адолесцентный).

Для среднего возраста жизни человека характерен бред ревности, любовный бред, бред преследования в структуре синдрома Кандинского-Клерамбо.

В пресенильном возрасте гораздо легче, чем в ином, возникают бред самообвинения, обвинения, нигилистический бред, бред мучительного бессмертия, бред гибели мира, бред отрицательного величия. Также для сенильного возраста характерен бред материального ущерба.

Навязчивые состояния у детей ранее всего проявляются в двигательной сфере - разного рода тиков, онихофагии - навязчивого стремления грызть ногти (обычно после 5 лет), трихо-тилломании - навязчивого стремления выдергивать волосы (подчас вплоть до образования значительных плешин) с возможным последовательным их заглатыванием.

В раннем детском возрасте нередко возникают страхи, особенно темноты и одиночества, в более старшем возрасте - страх заражения какой-либо болезнью, пожара, тех или иных животных или насекомых, страх потерять родителей. Такого рода страхи нередко возникают после напугавшего ребенка реального события, страшных рассказов, просмотра фильма с соответствующим сюжетом. Навязчивые мысли развиваются только с подросткового возраста.

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНОГО СИНДРОМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАНИАКАЛЬНОГО СИНДРОМА

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАНИАКАЛЬНОГО СИНДРОМА -

Наличие маниакальных состояний у детей раннего возраста признается не всеми психиатрами. К признакам маниакального синдрома у детей относят расторможенность влечений и неустойчивость настроения.

У детей в дошкольном и младшем школьном возрасте можно предположить гипоманиакальное состояние только в тех случаях, когда приподнятое настроение с эйфорией и грубыми нарушениями поведения продолжается длительное время. В данном возрасте гипомания может проявляться в виде двигательной расторможенности, суетливости, непослушании, упрямстве и многоречивости.

В препубертатном и младшем пубертатном возрасте эйфо-рическое настроение при маниакальном состоянии бывает достаточно отчетливым, однако ведущими проявлениями остаются нарушения поведения. Больные двигательно активны, агрессивны, драчливы, сексуально расторможены, отмечается повышение аппетита.

У более старших подростков маниакальные состояния подобны таким же расстройствам, наблюдаемым у взрослых больных.

В пожилом возрасте маниакальный синдром отличается однообразным течением, монотонностью. В этом возрасте преобладает эйфоричный аффект с беспечностью над веселым, приподнятым настроением. На фоне повышенного настроения могут возникать слабодушные реакции. Пожилые больные в маниакальном состоянии обычно малопродуктивны. Круг их ассоциаций обедняется, часто наблюдается обстоятельность, склонность к детализации вещей. Вместо живости и остроумия отмечается склонность к плоским шуткам, поверхностным суждениям, построению нелепых планов. Вместо стремления к деятельности наблюдается бесцельная суетливость, усиливающаяся к вечеру и по ночам. Больные обычно становятся неряшливыми, не следят за одеждой, волосы бывают не уложены, карманы набиты мусором и объедками пищи. В этом возрасте часто наблюдается несоответствие между малой подвижностью и речевым возбуждением.

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ОПУХОЛЯХ МОЗГА

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ОПУХОЛЯХ МОЗГА -

У детей с психопатологическими проявлениями опухолей наблюдается сочетание органических нарушений, обусловленных опухолевым процессом с типичными для этапов созревания психики особенностями.

Симптомы опухолей мозга в детском возрасте менее выражены: наряду с утренней рвотой часто внезапно возникают головные боли, приступы судорог. У одних детей наблюдается недетское поведение, у других - апатия с дурашливостью. Может иметь место речевая и поведенческая регрессия.

При медленно нарастающих расстройствах обнаруживаются изменения в поведении: раздражительность, конфликты в школе, школьная дезадаптация с постепенным нарастанием утраты интереса к играм, апатии и органического слабоумия.

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ -

У подростков с хроническими соматическими заболеваниями психические нарушения в целом такие же, как у взрослых. В детском возрасте значительно чаще формируется астения с отвлекаемостью, неусидчивостью, повышенной утомляемостью либо плаксивостью. При раннем развитии заболевания отмечается задержка психического развития доходящая до ярко выраженной олигофрении, также отмечается задержка физического развития.

Продолжительные, зачастую хронические, соматические заболевания, начинающиеся в детском возрасте, влекут за собой патологическое формирование личности, что обусловливается не только самим заболеванием с воздействием собственно соматогенного фактора, но и чрезмерной гиперопекой к больному ребенку со стороны окружающих. Патологическому развитию нередко способствуют и сопровождающие некоторые заболевания у детей дефекты внешности вплоть до выраженных уродств (В. Ф. Матвеев, В. Ю. Елецкий и др.). Возможны эпилептиформные припадки, зрительные галлюцинации, преимущественно в виде гипнагогических. Бредовых идей в детском возрасте не наблюдается.

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ исследования и объяснения различных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т. е. об их общем происхождении. В современном научном исследовании C.- и. м. используется в сочетании с др. методами (экспериментом и т. п.). В конфликтологии С.- и. м. м. б. использован в интересах сравнительного анализа закономерностей развития и форм протекания конфликтов в социальных группах, принадлежащих к различным культурам, профессиям, исповедующим разные религии и т. д. Сравнение конфликтов в условиях разных культур, профессий и конфессий, без сомнения, углубит знания о конфликтах и понимание их генезиса. Использование С.- и. м. в интересах сравнения конфликтов у человека и животных позволило выявить ряд важных черт как сходства, так и различия между ними. Пока возможности С.- и. м. в конфликтологии не полностью использованы.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - научный метод познания действительности, исследовательская стратегия, в соответствии с которой изучение закономерностей психической деятельности проводится за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОКУМЕНТАЦИИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОКУМЕНТАЦИИ -

Один из методов обработки эмпирических данных.Проводится с целью составления общей ориентировочной картины процесса труда,его организации,эффективности протекания,состава работающих и влияния работы на их здоровье.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ. -

Один из методов обработки эмпирических данных. Проводится для составления качественной характеристики отдельных элементов процесса труда и выделения элементов,подлежащих опосредствованному наблюдению.

СРЕДА

СРЕДА (старофр. - «то, что окружает») - 1. вещество, которое заполняет какое-либо пространство и обладает определёнными свойствами. Например, внутренняя среда организма; 2. совокупность природных условий жизнедеятельности организма; 3. совокупность социально - психологических и бытовых условий жизни человека, социальной группы, класса; 4. середина недели (старославян. «середа» - середина).

СРЕДА ВНЕШНЯЯ

СРЕДА ВНЕШНЯЯ -

совокупность социальных и физических условий, в которых развивается личность, социальная общность.

СРЕДА КОНФЛИКТА

СРЕДА КОНФЛИКТА - совокупность условий и обстоятельств, в которых зарождается и развивается конфликт. Включает микросреду и макросреду конфликта. Учет конкретной С. к. при его анализе позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. На необходимость учета социальных условий, в которых протекает конфликт, указывал В. Н. Мясищев. В целом в отечественной науке С. к. как комплекс условий понимается достаточно широко. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Учет этого окружения на уровне микро- и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды.

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ

СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ -

конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития.

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ЛИХОРАДКА КЛЕЩЕВАЯ

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ЛИХОРАДКА КЛЕЩЕВАЯ - то же, что Марсельская лихорадка.

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ЛИХОРАДКА СЕМЕЙНАЯ

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ЛИХОРАДКА СЕМЕЙНАЯ (периодическая болезнь, армянская болезнь) - наследственное заболевание, характеризующееся рецидивирующей лихорадкой (до 40 °C) и перитонитом. Наблюдается у выходцев из стран Средиземноморья (евреи, арабы, армяне, турки и др.), независимо от места их проживания. Клиника острого живота (боль в животе, тошнота, рвота, понос, напряжение мышц живота при пальпации, симптомы раздражения брюшины, лейкоцитоз) может возникать периодически - каждые 2-4 недели, исчезая самопроизвольно в течение 12-72 часов; нередко такие больные подвергаются повторным оперативным вмешательствам. Реже встречаются другие проявления: плеврит, артрит, перикардит, кожные высыпания. Специфических лабораторных или инструментальных методов подтверждения диагноза нет. При лапароскопии выявляют признаки перитонита с небольшим количеством мутного экссудата в брюшной полости. Осложнение - развитие амилоидоза почек. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. С профилактической целью применяют колхицин.

S. Siegal. Benign paroxysmal peritonitis. Annals of internal medicine, 1945; 23: 1-22.

H. A. Reimann, J. Moadie, S. Semerd?ian, P. F. Sahyoun. Periodic peritonitis - heredity and pathology: report of seventy-two cases. JAMA, 1954; 154: 1254-1259.

СРЕДНЕГО ЗАКОН

СРЕДНЕГО ЗАКОН - 1. принцип, согласно которому среднеарифметическое значение при большом количестве наблюдений может приниматься за лучшую репрезентативную оценку достоверности значения. Если следовать этому принципу, нормой является то, что свойственно большинству людей; 2. принцип, согласно которому среднее значение встречается чаще, чем любое другое значение; 3. неспециальное значение - принцип, гласящий, что среднее - это то, что «рано или поздно достигнет каждого».

СРЕДНИЙ МОЗГ

СРЕДНИЙ МОЗГ - структура эмбрионального мозга, из которого впоследствии развиваются крыша (четверохолмие) и покрышка (красное ядро, чёрное тело и корешки глазодвигательного мозга) ствола головного мозга.

Предыдущая страница Следующая страница