Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Д" (часть 9, "ДЕР"-"ДЕЯ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 9, "ДЕР"-"ДЕЯ")

ДЕРМАТОМИОЗИТ ВАГНЕРА-УНФЕРРИХТА

Диффузное заболевание соединительной ткани, проявляющееся прежде всего поражением кожи и исчерченной мышечной ткани. При этом характерны миалгии и генерализованная слабость мышц, особенно выраженная в проксимальных отделах конечностей. В процесс вовлекаются сначала мышцы плечевого и тазового пояса, затем - спины, шеи, межреберные мышцы и диафрагма, мышцы глаз, гортани, глотки. Пораженные мышцы плотные, болезненные. Со временем развивается их атрофия, возможно отложение в них солей кальция (оссифицирующий миозит, чаще встречающийся у молодых). Поражение кожи проявляется ее пигментацией, телеангиэктазиями, отеком, полиморфными кожными высыпаниями. Характерны субфибрильная температура, периорбитальный отек в сочетании с эритемой со своеобразным лиловым отеком. Возможны снижение сухожильных рефлексов, парестезии, гиперпатии. Вариабельность симптоматики позволяет выделять различные формы болезни и, в частности, миалгическую, миопатическую, псевдомиастеническую, псевдомиотоническую. Из внутренних органов чаще страдают миокард и легкие. Проявляется в любом возрасте, чаще в 30-50 лет. У лиц более старшего возраста нередко сочетается с онкологической патологией. Характерны высокий (свыше 40) креатин-креатениновый коэффициент, повышение уровня креатинфосфокиназы и трансиминаз в плазме крови, дегенеративные, некротические изменения в мышечных волокнах биоптата, снижение амплитуды мышечных потенциалов на ЭМГ. Описали немецкие врачи E. Wagner (1829-1888) и H. Unverricht (1853-1912).

ДЕРМАТОМИОЗИТ ПЕТЖА-КЛЕЖА

ДЕРМАТОМИОЗИТ ПЕТЖА-КЛЕЖА - Хронический дерматомиозит (см.), проявляющийся болями в мышцах, отеком их с последующим развитием слабости и атрофии, прогрессирующей очаговой склеродермоподобной белой атрофией кожи (вторичной пойкилодермией), телеангиэктазиями, гиперпигментацией, выраженным генерализованным зудом. При рентгенографии могут быть выявлены отложения солей кальция в соединительнотканных мышечных перегородках и общий остеопороз. Относится к диффузным болезням соединительной ткани. Описали в 1906 г. французские дерматологи G. Petges и C. Clejat.

ДЕРМОГРАФИЗМ МЕСТНЫЙ

Вызывается штриховым раздражением тупым предметом, например рукояткой неврологического молоточка. В норме при этом на коже появляется белая полоска, зависящая от сокращения кожных капилляров, или красная полоска - в связи с расширением капиллярной сети в зоне раздражения. В первом случае говорят о белом, во втором - о красном Д.м.; при этом обращается внимание и на его «стойкость». Белый дермографизм характерен при преобладании симпатической иннервации сосудов кожи, красный - парасимпатической. При выраженном снижении тонуса капилляров раздражение кожи не только вызывает красный дермографизм, но и определяет разлитой его характер, а иногда и возникновение возвышения на месте проведенной черты, обусловленной выпотеванием здесь плазмы - отечный, возвышенный или уртикарный дермографизм (dermograp-hismus elevatus).

ДЕРМОГРАФИЗМ РЕФЛЕКТОРНЫЙ

Вызывается штриховым раздражением кожи острием булавки. Рефлекторная дуга при этом замыкается в сегментарном аппарате спинного мозга. При этом в норме в ответ на болевое раздражение возникает красная полоска шириной 1-2 мм с узкими белыми краями, которая держится несколько минут. При поражении спинного мозга на участках кожи, вегетативная иннервация которых должна обеспечиваться пораженными его сегментами, и в нижерасположенных частях тела рефлекторный дермографизм отсутствует. Это может в какой-то степени способствовать уточнению верхней границы патологического очага в спинном мозге. При выраженном поражении образований периферической нервной системы, в составе которых имеются сосудорасширяющие волокна, в соответствующих зонах кожи дерморафизм исчезает.

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ (лат. de sensibilis - чувствительный) - 1. любое уменьшение чувствительности или эмоциональной реактивности по мере повторения стимуляции; 2. в бихевиоризме - метод поведенческой терапии фобий, состоит в том, что пациента приучают к контакту с фобическим объектом или фобической ситуацией путём дозированного их предъявления.

* * *

(лат. de- отрицат. приставка, sensus «чувство») - уменьшение реактивности или чувствительности.

Конца не видно толпе, экипажам, деревьям, ослепительным витринам и даже самой улице. Постепенно чувства Вокульского странным образом притупляются. Он перестает слышать громкие возгласы прохожих, потом словно заглохли крики уличных торговцев, наконец нет уже и грохота колес (Б. Прус, Кукла).

Гул орудий и ружейная трескотня слились в сплошной чудовищный рев, который уже не оглушал, а просто одурманивал. Мною вдруг овладело безразличие (там же).

Она занималась «этим» достаточно долго, чтобы все вызывало в ней нервный страх, и все же недостаточно долго, чтобы этот страх превратился в безразличие (Дж. Голсуорси, Поражение).

Матвея поражало обилие позорных слов в речах людей, поражала легкость, с которой люди старались обидеть друг друга, и малая восприимчивость их к этим обидам (М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина).

Одна и та же красота в конце концов для меня перестает быть красотой (Гельвеций, О человеке).

Ср.:

Но время обладает великой силой, а старость поразительно обесценивает все чувства… Состариться - значит перестать бояться прошлого (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

Ср.:

«О, Тек…если ты потерпишь еще немного, то и самому тебе эта жизнь полюбится». «Полюбится? Да этак, пожалуй, и горячая плита полюбится, если посидишь на ней долго» (М. Твен, Похождения Тома Сойера).

Ср.:

Приглядится милый - тошнее постылого (Пословица); Горе, горе, что муж Егорий - пусть болван, да Иван (Поговорка).

Ср. привыкание любовников друг к другу и охлаждение. Ср. пресыщение.

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ (БЛАГОДАРНОСТИ)

ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ (БЛАГОДАРНОСТИ) - ослабление у индивида с течением времени чувства благодарности по отношению к сделавшему ему добро (оказавшему великодушие, проявившему самоотверженность) или полное исчезновение этого чувства, в частности, в случае, если позже то же лицо поведет себя отрицательно по отношению к данному индивиду. Благодарность быстро стареет (Аристотель). Ср. ситуацию в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

ДЕСКРИПТИВНЫЙ

ДЕСКРИПТИВНЫЙ (англ. descriptive - описательный) - в научной методологии - представленный в виде точного описания характера и последовательности каких-либо событий, явлений. Рассматривается как необходимое условие для создания гипотез, предварительных выводов, а в практической деятельности врача, например, для формулирования окончательного и обоснованного материалами истории болезни диагноза.

ДЕСТА ПЕРЕЛОМ

ДЕСТА ПЕРЕЛОМ (описан французским врачом E. Destot) - разновидность перелома Дюпюитрена: перелом медиальной лодыжки, надлодыжечный перелом малоберцовой кости, разрыв дистального межберцового сочленения, перелом заднего края дистального метаэпифиза большеберцовой кости, подвывих стопы кзади и кнаружи.

Е. Destot. Traumatismes du pied et rayons-X. Paris, 1911.

ДЕСТРУКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ

ДЕСТРУКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ - это состояние, когда Тревога и опасения возникают у человека от надуманной опасности, неуверенности и иногда беспомощности личности в деструктивной ситуации. Опасность, даже если она не обоснована, вызывает раздражение и агрессию.

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА - разрушающее воздействие конфликта на социальную систему, включая психику личности. Д. ф. к., как правило, наиболее очевидны и поэтому чаще всего фиксируются в индивидуальном и массовом сознании. По отношению к оппонентам Д. ф. к. проявляются следующим образом: 1) большинство конфликтов оказывают выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2) эскалирующие конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. Большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты; 3) конфликт обычно сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта; 4) конфликт - это деструкция межличностных отношений. Особенно ухудшаются отношения между оппонентами в ходе конфликта. В большинстве случаев после завершения конфликтов между госслужащими их отношения еще более ухудшаются. Это связано с тем, что часто один из оппонентов вынужден увольняться (Д. Л. Моисеев, 1997); 5) конфликт формирует негативный образ другого, который способствует закреплению негативной установки по отношению к нему. Отсюда - предвзятость, готовность действовать в ущерб ему; 6) конфликты могут негативно отражаться на эффективности деятельности оппонентов; 7) конфликт закрепляет в социальном опыте личности (группы) насильственные способы решения проблем. Победив с помощью насилия, человек воспроизводит этот опыт в др. ситуациях социального взаимодействия; 8) конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они способствуют формированию у человека неверия в торжество справедливости. Конфликт оказывает воздействие на микро- и макросоциальную среду. Влияние конфликта на социальную группу, где он происходит, зависит от рангов участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства: а) конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе; б) конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения, на социально-психологический климат группы. Исследования показывают, что в результате деструктивного завершения конфликтов ухудшаются взаимоотношения в 20-30 % случаев; в) частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности; г) почти в каждом третьем конфликте ухудшается качество совместной деятельности. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16 % ситуаций. Это происходит в случаях, когда: конфликт не разрешился; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт был длительным, а победа правого оппонента оказалась пирровой; в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.

ДЕСТРУКТИВНЫЙ

ДЕСТРУКТИВНЫЙ (лат. destructio) - 1. разрушительный, склонный к агрессии, как к прямой, так и косвенной; 2. неплодотворный, оставляющий после себя суеверия, предрассудки и заблуждения.

ДЕТАЛИЗАЦИЯ

ДЕТАЛИЗАЦИЯ - подробное описание, изложение чего-либо. В устной речи она нужна только в специфических условиях общения (при аналитическом изложении сложных обстоятельств и др.), но, как правило, воспринимается как излишняя информация. Информируя о деталях чего-л., часто следует указать, почему вы это делаете. См. вдаваться в подробности.

ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА

ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА - гипотетический процесс преобразования следов памяти, их анализа, интерпретации, соединения с другими следами для их фиксации в долговременной памяти.

ДЕТЕКТОР ЛЖИ

ДЕТЕКТОР ЛЖИ (лат. detector - раскрывающий, обнаруживающий) - полиграф, считывающий физиологические показатели (частоту дыхания, пульса, электросопротивляемость кожи и др.), которые рассматриваются как индикаторы эмоционального состояния человека. Приводятся данные о его высокой разрешающей способности (выявляется до 70 и даже до 90-95% случаев лжи). Особенно высокая степень детекции лжи обнаруживается обычно у неосведомлённых индивидов, а также у тех, у кого значительно снижен сознательный контроль своего поведения.

* * *

(от лат. detector - раскрывающий, обнаруживающий...) - условное название, принятое в США, для набора аппаратов, объективной регистрации физиологических показателей КГР, ЭЭГ, тремора, плетизмограммы (см. Плетизмография) и т. п. К человеку, которого хотят испытать на Д. л., присоединяют датчики различных приборов, снимающих перечисленные показатели, и во время беседы следят за изменением показаний, выводимых на одну ленту. Опытный исследователь по картинке на ленте может более или менее точно судить об эмоциях испытуемого. Это объясняется тем, что сознательное управление КГР, так же как и другими физиологическими индиканттак же как и другими физиологическими индиканнетренированному испытуемому почти не удается. В корректных с методической точки зрения исследованиях показатель эффективности (правильного обнаружения обмана) составляет около 70%. Испытания на Д. л. не дают полной гарантии того, что он регистрирует реакции именно на предполагаемую эмоциогенную ситуацию. Это могут быть реакции на саму процедуру допроса, вызывающую реакции страха, тревоги и т. п. Отделить «настоящие» эмоции от индукцированных аппаратными методиками затруднительно, что является причиной диагностических ошибок. Применение Д. л. является одним из примеров использования полиэффекторного метода для определения состояния человека.

* * *

специальный психологический тест, Включающий применение определенных технических устройств. При помощи детектора лжи можно установить, говорит человек правду или скрывает ее. Механизм работы детектора лжи основывается на том, что, говоря неправду, человек испытывает некоторое внутреннее напряжение, которое невольно проявляется в его непроизвольных реакциях на значимые слова.

ДЕТЕРИОРАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

ДЕТЕРИОРАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (фр. deterioration - ухудшение, упадок) - эмоциональный дефицит, возникающий как последствие психотического приступа (фр. психиатрия).

ДЕТЕРМИНАНТ

ДЕТЕРМИНАНТ (лат. determinare - определять) - любая причина или предшествующее условие явления, события. Например, организменный детерминизм полагает причинный фактор находящимся внутри организма, генетический детерминизм - в наследственных структурах, средовый детерминизм - во внешней среде, ситуационный детерминимзм - во внешних воздействиях, обстоятельствах, в ситуациях, личностный детерминизм - в свойствах характера, личности индивида; конституциональный детерминизм - в конституциональных свойствах и др. Синоним: Детерминанта.

ДЕТЕРМИНАНТА

ДЕТЕРМИНАНТА - (от лат. determinans - определяющий), доминирующее влияние или основной фактор.

ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНФЛИКТА

ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНФЛИКТА (от лат. determinate - определять) - системы элементов объективного или субъективного мира, закономерно и необходимо определяющие возникновение и развитие конфликта. Важнейшими Д. к. являются ситуативная (внешняя по отношению к конфликту), личностная (личности оппонентов) и процесс их общения и взаимодействия. Формы проявления Д. к.: действия факторов и причин возникновения конфликтов; зависимость состояния элементов конфликта от его развития; влияние конфликта на факторы, вызвавшие его; вариативность соотношения основных детерминант на разных этапах развития конфликта и в различных конфликтах.

ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ - определяющие факторы или условия, влияющие на развитие психологического знания и психологической науки.

ДЕТЕРМИНАЦИОННОЕ ПОЛЕ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ

ДЕТЕРМИНАЦИОННОЕ ПОЛЕ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ -

совокупность причин, способных оказывать существенное влияние на изучаемое психологическое явление в естественных условиях его существования и проявления.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ

ДЕТЕРМИНАЦИЯ - (от лат. determinatio - ограничение, определение), определяющее влияние.

* * *

- взаимозависимость и взаимовлияние систем. Любая общественная система функционирует, взаимодействуя не только с природой, но и с др. социальными системами, которые образуют по отношению к ней внешнюю историческую среду. Каждая социальная система, будучи частью (элементом) мирового сообщества, детерминируется этим целым, оказывая на него, в свою очередь, обратное воздействие. Влияние внешней исторической среды на развитие общества выражается, в частности, в действии закона исторической корреляции. Роль различных факторов в системе Д. конфликта не является одинаковой: если одни детерминанты определяют его возникновение, функционирование и развитие, то др. лишь влияют на него. Соответственно все детерминирующие факторы конфликта наиболее общим образом можно определить как главные и неглавные (второстепенные). Выделяются два основных уровня Д.: «сущностный» и «феноменологический». Первый характеризуется действием главных факторов, которые определяют природу конфликта, его существенные, необходимые стороны; а второй - действием второстепенных факторов, которые, определяя единичные черты конфликта, придают ему неповторимый и своеобразный вид. Довольно удачным вариантом типологии видов Д. является предложенная Я. Аскиным классификация на основе временных отношений. Соответственно временным модусам (прошлое, настоящее и будущее) выделяются три основных типа Д.: Д. из прошлого, из настоящего и из будущего, которые могут выступать как в материальной, так и в идеальной формах. Д. прошлым представлена, как причинность, условия и связь состояний; Д. настоящим - функциональная зависимость, корреляция, системная Д.; Д. будущим - Д. целью, зачатки будущего в явлении.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИКИ

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИКИ - факторы или условия, влияющие на развитие психики.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (от лат. determine- определяю) - процесс проявления причинной зависимости, выражающийся в способности национальной психологии (национально-психологических особенностей) влиять на характер протекания и функционирования других психологических явлений.

Д.э. закреплялась исторически. Появление человека, выделение его из мира животных, весь последующий ход развития был процессом развития у него качеств, необходимых для жизни в обществе. И уже с возникновением родоплеменных отношений социально-психологические качества людей подвергались строгому отбору. Сложившийся в системе родоплеменных связей механизм ограничения психики определенным кругом явлений продолжал функционировать в последующее время. Причем с образованием государственности, с разделением общества на классы сила его воздействия непрерывно возрастала за счет принятия идеологических теорий господства и подчинения, которые все чаще акцент делали на национальной исключительности. Предписываемые этим механизмом стереотипы реагирования и поведения людей принимали все более жесткий характер и почти в неизменном виде передавались новым поколениям.

Опыт психической деятельности и характер функционирования психики носил уже сугубо национальное (этническое) своеобразие, поскольку его развитие шло только в границах этнических общностей. Межнациональные отношения, возникавшие в ходе торговли и войн между странами, способствовали закреплению специфических национальных черт психики людей, т. к. они выделяли их среди представителей других этносов и обеспечивали приоритет в тех или иных видах деятельности. С развитием капитализма доминирование национального над общечеловеческим, национально-психологического над общепсихологическим получило свое окончательное закрепление.

ДЕТЕРМИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТЕРМИНИЗМА ПРИНЦИП

ДЕТЕРМИНИЗМА ПРИНЦИП (в психологии, акмеологии) - принцип, требующий учитывать разнокачественное и разнонаправленное влияние реальных причин на развитие психических явлений и личности и саму личность в качестве причины и субъекта деятельности, жизненного пути и т. д.

Д. п. в его трактовке, предлагаемой С.Л. Рубинштейном (1957), как диалектики внешнего и внутреннего, как избирательности, активности внутреннего по отношению к внешним воздействиям является методологическим принципом не только психологии, но всего гуманитарного знания, прежде всего этики и акмеологии.

Специфика детерминизма в акмеологии обнаруживается по следующим направлениям. Первое заключается в том, что первоначально внутреннее рассматривается и выявляется в своем внешнем проявлении как статическое в настоящий момент обнаруживаемое качество личности (группы и т. д.), сложившееся стихийно, случайно или закономерно. Акмеология выявляет далее внутреннюю логику развития и возможное для данной личности (группы) его оптимальное, восходящее направление. Знание этих закономерностей позволяет оптимизировать процесс развития.

Второе специфическое значение детерминизма состоит в том, что движущей силой развития становится сама личность (ее мотивация, притязания, цели, способности).

Третье значение раскрывается через соотношение внешней и внутренней детерминант. Именно в акмеологии имеет место двойная детерминация - решающую роль играет внутренняя детерминация - высвобождение внутренних движущих сил и потенциальных возможностей, но оно происходит при содействии внешней акмеологической поддержки, которая должна быть адекватна внутренней логике развития.

ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В МЫШЛЕНИИ

ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В МЫШЛЕНИИ - см. Мономания.

…Он голубит

Едину мысль и день и ночь:

Иль сам погибнет, иль погубит

Отмстит поруганную дочь.

(А. Пушкин, Полтава)

С той поры,

Как бросилась без памяти я в воду

Отчаянной и презренной девчонкой

И в глубине Днепра-реки очнулась

Русалкою холодной и могучей,

Прошло семь долгих лет - я каждый день

О мщенье помышляю…

(А. Пушкин, Русалка)

ДЕТОУБИЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

отрасль психологии, изучающая факты, закономерности психического развития детей.

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ - речевая деятельность детей, изучаемая психолингвистикой развития. Основными особенностями детской речи считаются: 1. детерминизм формы языковых знаков, то есть их обусловленность научением; 2. большее число ( в сравнении с речью взрослых) звукоподражательных и изобразительных слов; 3. употребление нерегулярных форм речи по регулярным правилам; 4. окказиональное (случайное) словообразование; 5. диффузное употребление лексем; 6. случайности обобщения при номинации. Кроме того, детской речи свойственен своеобразный синтаксис. На ранних этапах его развития наиболее употребительны односложные предложения, которые, вместе с жестами, мимикой и интонацией, оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. На следующей ступени развития синтаксиса у детей появляются двухсловные предложения, они знаменуют появление выраженного словесно предиката (сказуемого), а также формируется умение программировать высказывания. К 3-5 годам детская речь уже мало чем отличается от речи взрослых как по грамматическим признакам, так и по лексическому наполнению. Считается установленным, что языковая способность является иерархически организованной системой элементов и правил их функционального использования. Динамику развития детской речи важно иметь в виду при изучении патологии речи и словесно-логических структур мышления у детей и некоторой части взрослых пациентов (особенно если имеет место недоразвитие или регрессия речи).

ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ - 1. в классическом психоанализе - ретроспективно установленная способность детей иметь сексуальные желания и ощущения. Психосексуальное развитие, согласно этой теории, последовательно проходит определённые фазы: оральную, анальную, раннюю генитальную или фаллическую. При этом может возникать фиксация на любой из этих стадий, а в более позднем возрасте и регрессия даже на самую раннюю из них, чем объясняют формирование характерологических качеств и появление половых девиаций и перверсий; 2. поведенческие акты, указывающие на фиксацию внимания ребёнка на чувствительных зонах в области рта, ануса и гениталий. Это то, что было установлено непосредственными наблюдениями над детьми. Не рассматривается как подтверждение достоверности психоаналитической теории; 3. проявление сексуальной активности у детей, например, мастурбация.

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА [лат. sub - под cultura - возделывание, воспитание, развитие] - в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре Д. с. занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержанием Д. с. являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты - элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носителем Д. с. является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка. В. В.Абраменкова

ДЕТСКИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

ДЕТСКИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - вариант психической эпидемии, возникший по аналогии с со средневековыми крестовыми походами, при которой массы детей (десятки тысяч) неудержимо стремились из Европы к Святой земле в поисках славы и богатства, чтобы в итоге там вскоре погибнуть от болезней, нищеты и насилия.

ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ

ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ - психоанализ детей, в котором свободные ассоциации заменяются игрой (а также тем, что родители или их заместители остаются для детей внешними фигурами и тем, что зависимость от них не является ещё невротическим симптомом). Решение о проведении терапии принимается при этом родителями ребёнка.

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ - развивается в результате по ражения головного мозга, внутриутробно, во время родов или в ранний период жизни ребенка в результате инфекций, интоксикаций, сосудистых нарушений или травм. Чаще встречается болезнь Литтла, возникающая в результате родовой травмы (узкий таз роженицы, асфиксия плода в родах и др.). Такие дети плохо развиваются физически, с опозданием начинают сидеть, ходить, говорить. С возрастом двигательный дефект уменьшается, в легких случаях может исчезнуть почти полностью. Психических нарушений нет или они выражены незначительно. Иногда отмечаются эпилептические припадки.

Лечение направлено на восстановление двигательных расстройств, речевых нарушений, борьбу с эпилептическими припадками, психической отсталостью. Необходимы упорные занятия лечебной физкультурой, ежедневный массаж мышц туловища и конечностей, занятия с логопедом, теплые ванны, прием препаратов, нормализующих мышечный тонус (мидокалм, баклофен, элениум и др.), а также метаболического действия (пирацетам, энцефабол, церебролизин) курсами в зависимости от степени и характера нарушений.

ДЕТСКОЕ ДЕЗИНТЕГРАТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО

ДЕТСКОЕ ДЕЗИНТЕГРАТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО - редкое расстройство у детей, возникающее после первых двух лет нормального развития. Характерны: резкая утрата прежде усвоенных навыков в таких сферах, как речь, социальные навыки, контроль функций кишечника или мочевого пузыря; нарушается также сенсорно-двигательная координация. В итоге развивается глубокое и необратимое слабоумие. Природа заболевания не установлена, эффективного лечения методов профилактики заболевания ныне не существует. Рассматривается как родственное раннему детскому аутизму, как и синдром Ретта. Синоним: Регрессивные синдромы.

ДЕТСКОЕ МЕСТО

ДЕТСКОЕ МЕСТО - то же, что Плацента.

ДЕФЕКТ

ДЕФЕКТ (лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) - невосполнимый дефицит психических функций и личностных качеств, возникающий вследствие душевного заболевания. Не следует смешивать проявления дефекта с дефицитарной симптоматикой. Последняя всегда наблюдается и в активной фазе психиатрической болезни, но в значительной степени бывает обусловлена функциональными, обратимыми нарушениями, хотя, несомненно, частично включает и симптомы дефекта. Нарушения, образующие психический дефект, в той или иной мере могут быть, однако, компенсированы или могут преодолеваться патологическим образом, путём их гиперкомпенсации. Например, стойкое ухудшение памяти может быть компенсировано привычкой делать записи, класть вещи на строго определённое место, что-либо делать в одной и той же последовательности, использованием приёмов мнемотехники. Эмоционально-волевой дефицит иногда как бы преодолевается посредством патологического развития личности (агрессивности, сутяжничества и т.п.). Следует заметить, что психическое расстройство, по определению, никогда не приводит к повышению уровня психологического функционирования, обратное мнение заимствововано из области мифологии. Исключением являются лёгкие маниакальные состояния, но и здесь, это нужно специально отметить, временно выигривая в одном, такие пациенты часто больше теряют в чём-то другом, будучи неспособными интегрировать своё понимание действительности и свои действия в продуманную линию поведения. Опыт болезни отдельным пациентам, по их словам, иногда бывает полезным, но, разумеется, лишь в той мере, в какой они способны действовать по пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло.

ДЕФЕКТ ЭГО

ДЕФЕКТ ЭГО - в психоанализе - недостаточность или отсутствие функции Эго.

ДЕФЕКТ Я

ДЕФЕКТ Я - нарушение одной или нескольких функций Я, в результате чего у человека ослабляется или блокируется способность к психической защите и адаптации.

Дефекты Я могут иметь врожденный и приобретенный в процессе развития характер. Они проявляются на инфантильных стадиях развития и дают о себе знать в дальнейшей жизни человека. Следствиями дефектов Я являются нарушения дифференциации внутреннего и внешнего мира, восприятия человеком самого себя, других людей и окружающей действительности, способности к познанию и критическому мышлению.

Дефекты Я ведут к нарушению психической структуры личности, интеграционных и синтезирующих процессов, оптимальному функционированию внутрипсихических систем. Вследствие нарушения тех или иных функций Я человек утрачивает способность к реалистическому восприятию происходящего, адекватной оценке сложных ситуаций, принятию ответственных решений.

В случае неадекватного, нереалистического видения окружающего мира человек может воспринимать его с точностью до наоборот. Правильные геометрические формы различных предметов воспринимаются в качестве искривленных, расплывчатых и размытых контуров, в результате чего формируются такие зрительные образы, которые оказываются асимметричными, вызывающими беспокойство и порождающими страх.

При нарушении восприятия собственного Я лицо, тело, манеры поведения человека могут вызывать совершенно неадекватную реакцию, когда обычные по форме уши представляются уродливыми раковинами, вполне нормальные ноги - кривыми и безобразными, интонация голоса и мимика при общении с другими людьми - идиотскими и не вызывающими симпатии.

Клиническое выражение дефектов Я находит свое отражение в деперсонализации, дереализации, маниакально-депрессионных и иных патологических состояниях пациентов. В исследовательской и терапевтической деятельности аналитикам приходится обращать особое внимание на выявление собственных дефектов Я и нарушений Я, возникающих под воздействием тех или иных жизненных обстоятельств. В отличие от устойчивых дефектов Я у пациентов часто проявляются такие временные нарушения Я, которые связаны с регрессивными тенденциями, активизирующимися в процессе аналитического лечения.

Рассмотрение дефектов Я осуществляется в психоанализе, как правило, с точки зрения выявления особенностей инфантильного развития и тех нарушений, которые могли иметь место в результате отсутствия или недостаточного проявления эмоциональных связей между матерью и младенцем в первые месяцы его жизни, а также в силу различного рода травмирующих переживаний, связанных с взаимоотношениями в семье, включая эдипальные отношения.

ДЕФЕКТНЫЙ

ДЕФЕКТНЫЙ (лат. defectus) - 1. относящийся к психическому дефекту, возникшему после перенесённого психиатрического заболевания; 2. имеющий недостаток, структурно неполный, недостаточно функциональный; 3. относящийся к умственной отсталости (уст.).

ДЕФЕКТЫ ЧЕРЕПА ОКОНЧАТЫЕ

Врожденные небольшие дефекты в костях свода черепа, локализующиеся преимущественно в сагиттальном или парасагиттальном отделах теменной области.

ДЕФИНИЦИЯ

ДЕФИНИЦИЯ (лат. definicio - определение) - краткое определение понятия, термина. Дефиниция, по словам Цицерона, есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить См. Определение.

* * *

(от лат. definitio) - краткое определение какого-либо понятия. Одной из особенностей д. в психологии является их недостаточно точная верификация.

* * *

(от лaт. defnitio - определение) - краткое логические определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия - его содержание и границы. Различают Д. остензивные (характеризуют способ обнаружения предмета); номинальные (разъясняют значение слова и указывают границы его употребления); реальные (характеризуют сущность определяемого предмета); дескриптивные (описывают предмет Д. наглядно, по возможности всесторонне); генетические (указывают на происхождение предмета и способ его образования); конкретные (соотносят определяемый предмет с его противоположностью) и др. (И. С. Нарский, 2001). Основной Д. конфликтологии является определение конфликта. В отечественной науке оно пока прорабатывается. Более того, за последние 15 лет нет заметного прогресса в определении этой центральной категории.

ДЕФИЦИТ

ДЕФИЦИТ (лат. deficit - недостаток) - нехватка чего-либо для нормального развития и функционирования организма и человека. Например, когнитивный дефицит, дефицитарная симптоматика.

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ

ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ (от лат. deficit - недостаток...) - фактическая нехватка времени для полноценного завершения какого-либо процесса, операции человеком, группой людей, машиной. В инженерной психологии и психологии труда понятиие Д. в. употребляется в двух значениях: 1) недостаточное, ограниченное время на выполнение некоторой работы (лимит времени); 2) острый недостаток, соответствующий возможности человека выполнять определенные действия. В этом случае Д. в. рассматривается как стресс-фактор. Острый Д. в. (т. е. во втором значении) характерен в основном для аварийных ситуаций и некоторых критических режимов функционирования управляемого объекта, лимит времени - для многих видов трудовой деятельности, связанных: а) с приемом и переработкой больших объемов информации в жестком временном режиме (напр., диспетчерский труд), б) с высоким темпом осуществления сложной исполнительской деятельности (напр., конвейерный труд), в) с разным сочетаг нием первых двух факторов (напр., труд летчика). Д. в. является относительным понятием. Это выражается как в самом факте Д. в. (есть он или нет), так и в его абсолютном временном значении, которое зависит от вида выполняемой деятельности. Для процессов приема информации это доли секунды, а для процессов переработки информации и принятия решения - секунды и даже десятки секунд. Чем сложнее и опосредствованнее деятельность, тем больше абсолютные значения могут быть недостаточными (дефицитными) для ее выполнения. Основными предпосылками возникновения Д. в. являются: 1) высокий темп поступления сигналов, требующих немедленного реагирования; 2) кратковременность существования сигнала; 3) большой объем информации, одновременно поступающей к оператору; 4) резкие, внезапные нарушения, требующие экстренного вмешательства человека: 5) индивидуальные качества оператора, недостаточная обученность, неблагоприятное функциональное состояние, недостаточное быстродействие, недостаточная выраженность профессионально-важных психологических качеств и т. д.; 6) неудачная организация труда и рабочего места; 7) дискомфортные внешние условия деятельности оператора. Д. в. оказывает как положительное (оптимизирующее), так и отрицательное (дезорганизующее) влияние на деятельность оператора. Организующее влияние связано преимущественно с лимитом времени и опосредствуется целесообразной перестройкой деятельности, направленной на сохранение надежности и эффективности ее выполнения в усложненных условиях. Дезорганизация деятельности возникает преимущественно в условиях острого недостатка времени на выполнение требуемых действий (напр., в аварийных ситуациях). Такая дезорганизация сопровождается психическим напряжением, ошибками, импульсивностью действий и неадекватностью реакций.

ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ

ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ - недостаточность общения с другими людьми, в частности, общения ребенка. Отражается на чертах характера: развивается замкнутость, ксенофобия 1, неумение общаться.

Я обернулся и увидел маленькую крестьянскую девочку… Она, вероятно, никак не ожидала нас встретить; как говорится, наткнулась на нас и стояла неподвижно в зеленой роще, на тенистой лужайке, пугливо посматривая на меня своими черными глазами. Я едва успел разглядеть ее; она тотчас нырнула за дерево. «Аннушка! Аннушка! Поди сюда, не бойся», - крикнул старик ласково. «Боюсь», - раздался тонкий голосок (И. Тургенев, Касьян с Красивой Мечи).

Ср. одиночество.

ДЕФИЦИТ РЕСУРСОВ

ДЕФИЦИТ РЕСУРСОВ (от лат. defcit - недостает) - недостаток, нехватка материальных, организационных средств для удовлетворения материальных потребностей, являющийся, наряду с дефицитом власти, источником конфликтов.

ДЕФИЦИТА СНА СИНДРОМ

ДЕФИЦИТА СНА СИНДРОМ - недостаточность качества и значительное сокращение нормы суточного сна. Включает: трудности засыпания, поверхностный сон с ночными пробуждениями, раннее утреннее пробуждение, нарушение структуры сна и отсутствие чувства отдыха после сна. См. Сна расстройства.

ДЕФИЦИТАРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ДЕФИЦИТАРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - 1. физиологические потребности организма (в пище, воде, сне и т.п); 2. В теории личности А. Маслоу - а) физиологические потребности, б) потребности в безопасности, в) потребности в любви и уважении, то есть потребности что-то получать, иметь, только или в основном что-то брать, в чём есть нужда, но при отсутствии внутренней потребности что-либо давать взамен другим людям и обществу, по крайней мере, сознательно, без принуждения и делячества. Нравственная способность возвращать «долги» людям и обществу определяется метапотребностями, свойственными самоактуализирующей личности.

ДЕФИЦИТАРНЫЙ МОТИВ

ДЕФИЦИТАРНЫЙ МОТИВ - вообще - желание устранить недостаток чего-либо, в чём ощущается нужда.

* * *

- желание, стремление к удовлетворению насущных простых потребностей. Ср. избыточный мотив.

По капле капает вода,

Сквозь тучи брезжит лунный свет.

Ох, не настали б холода,

Пока одежды теплой нет.

(Ван Вэй)

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

(А. Пушкин, Сказка о рыбаке и рыбке)

ДЕФИЦИТАРНЫЙ ТИП ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ДЕФИЦИТАРНЫЙ ТИП ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Ковалёв, 1976) - вариант патологического формирования личности у детей с физическими недостатками (дефект зрения, слуха, порок сердца и др.). Основное патогенетическое значение имеют при этом социальная депривация и реакция личности на имеющийся дефект. Чаще всего формируется анормальная личность с астеническими и псевдоаутистическими чертами характера, реже - с истерическими и ипохондрическими чертами.

ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей, в некоторых случаях снижение уровня профессиональных знаний, навыков, умений до неприемлемого уровня.

ДЕФОРМАЦИЯ МОРКИО-БРЕЙЛСФОРДА

Одно из проявлений остеохондродистрофии: уплощение тела позвонка, при этом уменьшение его высоты особенно значительно в передней части. Возможно аналогичное поражение нескольких соседних позвонков с формированием углового кифоза (гиббуса - горба), чаще на уровне Th12 - LI позвонков. В таком случае надо иметь в виду возможность наличия у больного болезни Потта (туберкулезного спондилита). Описали уругвайский врач L. Morqio (1867-1953) и датский рентгенолог J. Brailsford.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ - механизм преодоления Эгоцентризма личности, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли другого человека.

ДЕЦЕРЕБРАЦИОННАЯ РИГИДНОСТЬ

ДЕЦЕРЕБРАЦИОННАЯ РИГИДНОСТЬ (лат. de cerebrum - мозг, rigidus - жёсткий, твёрдый) - напряжение мышц-разгибателей у кошек после операции рассечения ствола мозга между верхними и нижними бугорками среднего мозга, впервые обнаруженное в опытах Ч.Шерринтона (1895). У человека децеребрационная ригидность возникает при тяжёлом поражении среднего мозга с вовлечением в патологический процесс красных ядер (чаще всего причиной расстройства являются опухоли головного мозга, кровоизлияния в ткани мозга, инфекции, травмы, гидроцефалия со значительным расширением желудочков и сдавлении ими среднего мозга). Наряду с ригидностью мышц выявляются также тонические шейные рефлексы, нарушения речи и сознания, двигательное возбуждение, насильственный смех и плач, расстройства сна, дыхания, терморегуляции и, кроме того, гиперкинезы, глазодвигательные и пирамидные расстройства. Данный синдром может быть как хроническим, так и острым, с началом в виде внезапно возникающих тонических децеребрационных судорог.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ -

специальная социально-психологическая концепция рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредованные содержанием и ценностями деятельности. Разработана А.В. Петровским и первоначально была названа "стратометрической концепцией".

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ -

социально-психологическая теория межличностных отношений в малых группах и коллективах, созданная и разработанная А.В. Петровским. Центральное звено этой теории составляет принцип деятельностного опосредствования, согласно которому межличностные отношения в любой, достаточно развитой группе определяются содержанием, целями, задачами и ценностями ее деятельноcти.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПРИНЦИП

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ ПРИНЦИП (от лат. principium - основа, начало) - один из методологических принципов психологии, объясняющий детерминацию умственных процессов в сознании индивида (А. Н. Леонтьев), а также межличностных процессов в группах (А. В. Петровский) содержанием, целями и ценностью осуществляемой деятельности. Д. о. п. по отношению к индивиду позволяет понять и адекватно объяснить некоторые принимаемые им решения, а также тип поведения в деятельностной ситуации. По отношению к группе - понять и объяснить принятие групповых решений, причины группового поведения, процессы дифференциации и интеграции. На основе Д. о. п. и идеи уровневой организации развития группы была построена типология групп. Д. о. п. позволяет понять причины и объяснить динамику многих организационных конфликтов, а также межличностных конфликтов, возникающих вне организации, но в процессе совместной деятельности. На основе Д. о. п. можно сделать важный вывод о том, что оптимизация совместной деятельности является существенным условием предупреждения и конструктивного завершения многих конфликтов.

Предыдущая страница Следующая страница