Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
РОСТ ЛИЧНОСТИ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РОСТ ЛИЧНОСТИ

РОСТ ЛИЧНОСТИ -

У здоровой личности идентификация с окружающим миром происходит прежде всего через область «Оно» (детское, непосредственное). А затем только «Оно» отстраняется и дифференцируется через «Я» (взрослое) - как самостоятельность личности, имеющей свой внутренний мир, внутреннее самоощущение и выразительность. Этот процесс в каждом человеке проходит на всех этапах жизни на разных уровнях сознавания и работы над собой.

Мы уже говорили о том, что невротическая личность не осознает своих частей личности (внутренней зоны, внешней, средней) и они слабо дифференцируют их. Границы «Я» невротика размыты, и такая личность находится в слиянии с внешним миром, а значит, в зависимости. Размывание границ «Я» в результате неправильного роста и развития личности ведет к нарушению контакта с миром, с самим собой и невозможности формировать «Фигуру и фон». Речь идет о неспособности выделять в каждую единицу времени главное из второстепенного. Такая личность выражает себя внешне через суетливость, раздражительность, тревожность, так как пытается сделать множество дел сразу. Для такой личности в жизни все важно, все актуально. Не находя выхода из ситуации, такие люди стремятся к помощи извне, мир воспринимают с тревогой, считают враждебным. Не найдя опоры во вне и не доверяя себе, впадают в уныние, депрессию, формируют патологическую защиту в виде невротического синдрома. Подобное отсутствие чувствования границ ведет к невротическому контакту, блокируются чувства и нет развития личности.

Патологическое слияние формируется в ходе развития личности в момент, когда человек с целью самосохранения уподобляется авторитетам и принимает всегда что-нибудь на веру без собственного анализа. Слияние характерно для детского и подросткового возраста, когда ребенок идентифицируется с «авторитетом», не умея подвергать нечто самоанализу. В силу этого ребенок оказывается не в состоянии оперировать этим материалом, пересматривать его в новых условиях. (В детстве часто запрашивают авторитеты о правильности своих действий). В случае прерывания слияния возникают тревожность и чувство вины. Это заставляет такую личность либо восстановить слияние, либо полностью разорвать отношения. В первом случае партнер теряет индивидуальность, во втором - принуждает партнера, искажая его личность.

В здоровом же контакте люди уважают мнение другого и позволяют каждому нести ответственность за себя. Такой контакт ведет к волнению, переходу на другой уровень общения, к развитию отношений и росту каждой личности, к внутренней оптимизации. Разнообразные возбуждения, связанные с волнениями, удовольствием, агрессией, болью, пробуждают энергию организма к дальнейшему контактированию и приспособлению к окружающему миру. Для изменения невротической структуры необходимо, прежде всего, восстановление внешней и внутренней зон личности. Сосредоточение на настоящем позволяет прояснить внутреннюю зону. Развивая и углубляя чувства, клиент может воспроизвести в своих воспоминаниях прошлую ситуацию, где сформировался ригидный паттерн. Терапевт помогает ему соотнести чувства, процесс слияния или интроект с реальными возможностями. Нарушая слияние, терапевт восстанавливает адекватные реакции как в прошлой, так и настоящей ситуации. Это снимает невротическую фиксацию.

В начало словаря