Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Г" (часть 14, "ГРА"-"ГРУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 14, "ГРА"-"ГРУ")

ГРАДАЦИИ ЯРКОСТИ

ГРАДАЦИИ ЯРКОСТИ - минимальные, различимые глазом перепады яркости свечения на экране или другого средства отображения информации. Полное число различимых Г. я. определяет динамический диапазон прибора. Для грубой оценки градационной характеристики телевизионной системы служат полутоновые полосы (с 10 полутонами) на телевизионной испытательной таблице. Число градаций в этом случае, как правило, в несколько раз ниже числа п, определяемого по числу К.

ГРАДЕНИГО СИНДРОМ

ГРАДЕНИГО СИНДРОМ (описан итальянским оториноларингологом G. Gradenigo, 1859-1926; синоним - синдром верхушки пирамиды височной кости) - поражение тройничного и отводящего нервов, проявляющееся болью в лице, двоением, косоглазием; возникает вследствие гнойного среднего отита или опухоли пирамиды височной кости.

G. Gradenigo. Sulla leptomeningite circonscritta e sulla paralisi dell abducenta di origine otitica. Giornale dellAccademia di medicina di Torino, 1904; 10: 59-84, 361.

ГРАДИЕНТ

ГРАДИЕНТ (лат. gradientis - шагающий, идущий) - 1. направление возрастания какой-либо величины; 2. мера возрастания или уменьшения какой-либо величины. Например, мера возрастания тяжести депрессии в континууме от лёгкой до психотической депрессии. В клинической практике определяется 2-мя способами: а) по феноменологическим признакам и 2. путём тестирования.

ГРАДИЕНТ ЦЕЛИ

ГРАДИЕНТ ЦЕЛИ -

(от лат. gradientis - шагающий) - эффект изменения мотивации деятельности в зависимости от "психического расстояния" до цели: по мере приближения к конечной или промежуточной цели активность личности, направленная на ее достижение, возрастает.

ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ

ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ (civic religion) - квази-религиозные убеждения и ритуалы (например, салютование национальному флагу, спортивные состязания, ношение одежды с символами своей принадлежности к какому-то общественному движению, нации, стране и др.). В РФ в течение последних лет многие жители носят одежду со словом Russia, тем самым как бы соглашаясь с фактом развала СССР и легитимностью буржуазно-демократического строя во главе с олигархатом. На самом деле этот строй фактически является нелигитимным, это лишь «хвост американской собаки».

ГРАЖДАНСКИЙ ПОЛ

ГРАЖДАНСКИЙ ПОЛ - то же, что Акушерский пол.

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - индивидуальные или массовые действия, связанные с выражением протеста по отношению к существующему порядку, отдельным законам, тем или иным политическим лидерам или официальным политическим акциям со стороны властей, рассматриваемым носителями Г. н. как несправедливые и требующие устранения. Как правило, действия сторонников Г. н. связаны с призывами к неподчинению властям и неисполнению законов по политическим, религиозным или нравственным соображениям. Термин предложен американским философом Г. Торо в 1849 г. В основе Г. н. - ненасильственное сопротивление, включающее такие формы и методы ненасильственного разрешения социальных конфликтов, как: публичные выступления, демонстрации, марши протеста, голодовки, публичные отказы от призыва на военную службу, бойкотирование законодательных актов, выборов и т. п. Г. н. занимает промежуточное положение между правовой деятельностью легальной оппозиции и противоправными действиями, ведущими к дестабилизации общества, эскалации социальных конфликтов.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - 1) совокупность негосударственных - экономических, политических, социальных, этнических, религиозных, нравственных отношений; 2) сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. Высокоразвитое Г. о. обеспечивает высокую степень защищенности индивидуальных и общественных сфер жизни от излишней регламентации со стороны государства, является основой стабильности политических режимов, низкой конфликтности общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.

ГРАММАТИКА

ГРАММАТИКА (греч. grammatike от gramma - написание) - строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства., служащих для передачи в понятном виде собственных впечатлений Основные понятия грамматики: 1. слово и словообразование, 2. предложение и 3. синтаксис. Усвоение правил грамматики происходит, повидимому, таким же образом, как и формирование других навыков. До 2-летнего возраста, как предполагается, развитие языка и мышления происходит параллельно одно другому. В норме дети в возрасте 5-6 лет, а нередко и много ранее, основными нормами грамматики владеют уже свободно, как и взрослые люди. Нарушение грамматической практики (аграмматизм) обычно наблюдаются при локально-органических повреждениях речевых зон мозга, а также при расстройствах мышления, особенно это касается некоторых форм шизофрении. Прямой связи аграмматизма и патологии мышления, повидимому, не существует, хотя этот вопрос нельзя считать до конца изученным.

ГРАМОТНОСТЬ

ГРАМОТНОСТЬ - овладение повседневными навыками чтения и письма. Соответствует начальному школьному образованию. Продвигаемая ныне в РФ реформа школьного образования, по мнению ряда педагогов, такова, что большинство учащихся смогут овладеть только навыками грамотности и не более того.

ГРАНДИОЗНАЯ САМОСТЬ

ГРАНДИОЗНАЯ САМОСТЬ - архаический образ самого себя, связанный с первоначальным эксгибиционистским опытом ребенка, характеризующимся преобладанием всеобъемлющего нарциссизма.

Термин «грандиозная Самость» введен в научную литературу Х. Кохутом (1913-1981) в работе «Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности» (1968). Этот термин был использован им вместо понятия «нарциссическая Самость», нашедшим отражение в более ранней его статье «Формы и трансформации нарциссизма» (1966).

В представлении Х. Кохута первоначальное нарциссическое равновесие ребенка нарушается в результате неизбежного недостатка материнской заботы. Пытаясь сохранить состояние первичного нарциссизма, ребенок создает эксгибиционистский, архаический образ самого себя, который и получил у Х. Кохута название «грандиозная Самость». При нормальных условиях развития грандиозная Самость постепенно смягчается и интегрируется в другие структурные образования, в своей совокупности составляющие зрелую, взрослую личность. Однако, если ребенок получает тяжелую нарциссическую травму, то грандиозная Самость не становится частью психических содержаний личности. Вместо естественного, нормального процесса развития грандиозная Самость «сохраняется в своей неизменной форме и стремится к выполнению своих архаических целей».

Х. Кохут исходил из того, что регрессии, возникающие спонтанно в жизни человека или в процессе аналитической терапии, могут приводить к активизации грандиозной Самости, являющейся, по сути дела, допсихологическим фрагментом инфантильной психики. В случае аналитического лечения реактивизация грандиозной Самости может сопровождаться возникновением того, что он назвал «зеркальным переносом». Речь идет о терапевтическом восстановлении инфантильной стадии развития, когда благодаря акивизации грандиозного Я предпринимаются усилия по воссозданию всеобъемлющего нарциссизма и ощущения своего совершенства, а также выводу всех своих несовершенных качеств и свойств наружу, включая перенос их на аналитика.

Будучи (в результате травмы) вытесненной в архаической форме, грандиозная Самость становится недоступной для внешнего влияния и в то же время, периодически вторгаясь в психическую структуру личности, она создает препятствия для нормальной адаптации человека к реальности. При аналитической терапии благодаря возникновению зеркального переноса грандиозная Самость активизируется, и тем самым открываются новые возможности для ее модификации. Терапевтическая задача состоит, по мнению Х. Кохута, в том, чтобы активизированные инфантильные нарциссические претензии пациента сделать безопасными и подверженными нейтрализации, а грандиозную Самость интегрировать в реалистическую психологическую структуру личности. Словом, терапевтическую задачу аналитического лечения можно определить максимой: «Где была эксгибиционистская грандизоная Самость, должно стать зрелое Я».

ГРАНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАНИЦА ЭГО

ГРАНИЦА ЭГО - в психоанализе - топографическое понятие, посредством которого мысленно определяется различие между самостью и несамостью. Об отсутствии у пациента границ Эго говорят, если он легко идентифицирует себя с другими людьми, делая это за счёт чувства собственной идентичности.

ГРАНИЦЫ

ГРАНИЦЫ (общеславянск, образовано от слова «грань» с первоначальным значением «выступающее, остро заканчивающееся»; фр. - boundaries) - 1. разделение между индивидами или возникшими подсистемами внутри семьи, например, между супружескими отношениями или отношениями родитель-ребёнок. Нередко указывают на существование дисгармонических семейных отношений; 2. условная линия раздела между территориями; раздел; 3. то, что отделяет, отличает одно от другого. Например, граница между психическим расстройством и тем, что принимается как нормальное, здоровое.

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА - естественная ограниченность масштабов наиболее общих представлений человека, социальной группы, общества о мире, в котором они живут. Маленький ребенок имеет простую модель окружающего его мира. Она ограничена тем, что он непосредственно воспринимает: видит, слышит и т. п. У взрослого Г. к. м. значительно шире, чем у ребенка. У ученого Г. к. м. шире, чем у обычного человека, у мудреца - шире, чем у ученого. Наиболее масштабная научная картина мира имеет 4 группы характеристик: пространственные, временные, вероятностные и содержательные. Знание конфликтологом собственной картины мира, постоянное стремление расширять индивидуальные Г. к. м. и приводить их в соответствие с общими последними достижениями науки - условие совершенствования профессионализма.

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ВЕРОЯТНОСТНЫЕ

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ВЕРОЯТНОСТНЫЕ - вероятностное разнообразие вариантов развития окружающего человека мира. Г. к. м. в. определяются масштабами разнообразия явлений, процессов, событий, ситуаций, с которыми, как предполагает человек, он может столкнуться в своей жизни. На эти границы большое влияние оказывает богатство жизненного опыта, образованность, культура человека. Вероятностные границы восприятия природных явлений у путешественника в десятки и даже сотни раз шире, чем у человека, не выезжавшего из своего села или города. Чем шире Г. к. м. в. человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже он попадает в стресс, т. к. оказывается психологически готов к практически любому варианту развития событий. Чем более узок тот спектр событий, которые, как человек считает, с ним могут произойти, тем чаще он сталкивается с неожиданностями. Типичные реакции на несоответствие ожидаемого и реальности - стресс и конфликты. Нужно допускать возможность того, что произойти может абсолютно все, даже то, что трудно предусмотреть. Расширение Г. к. м. в. происходит по мере обогащения жизненного опыта человека. Г. к. м. в. влияют на эволюцию конфликтов в онтогенезе. Чем шире Г. к. м. в. у человека, тем яснее он прогнозирует скрытые и отсроченные негативные последствия конфликтов.

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ВРЕМЕННЫЕ

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ВРЕМЕННЫЕ - естественная временная ограниченность масштабов наиболее общих представлений человека, социальной группы, общества о мире, в котором они живут. Время, в котором живет человек, так же, как и пространство, имеет «матрешечное» строение. Оно делится на прошлое, настоящее и будущее. Наиболее масштабной структурой обладает прошлое, наименее - настоящее. Первая и основная временная структура, в которой живет человек, - настоящее. Кроме этого каждый из нас помнит, что было вчера, на прошлой неделе, в прошедшем месяце, сезоне, году. Мы помним свою прошлую жизнь, частично знаем историю своего рода. Общество обладает знаниями истории своей страны, цивилизации, антропогенеза, развития жизни на Земле, возникновения и развития Солнечной системы и Вселенной. Наиболее отдаленные границы оцениваемого человеком прошлого составляют примерно 15 млрд лет. Прогнозирование будущего несравненно сложнее, чем знание прошлого. Тем не менее, есть люди, которые живут одним днем, у других глубина прогноза будущего составляет неделю, у третьих - месяц, у четвертых - год, у пятых - десять лет, у шестых - прогнозируется вся своя жизнь, у седьмых есть ориентировочные планы жизни своих детей. Очень немногие люди интересуются и как-то прогнозируют развитие жизни на Земле в ближайшие 100-200 лет. Если человек живет в границах сегодняшнего дня, то у него одна частота и интенсивность конфликтов. Если его Г. к. м. в. включают 15 млрд лет прошлого и 5 млрд будущего, то конфликтов у него неизмеримо меньше, особенно внутриличностных. Ведь все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели, значит, можем преодолеть и мы без серьезных конфликтов.

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ - естественная пространственная ограниченность масштабов наиболее общих представлений человека, социальной группы, общества о мире, в котором они живут. Пространство, в котором живет человек, делится на внешнее и внутреннее. Внешняя пространственная структура ограничена рамками того пространства, которое непосредственно воспринимает человек в конкретный момент времени. Это м. б. комната в квартире, рабочее место, учебная аудитория и т. п. Более масштабные пространственные структуры существуют, главным образом, в представлении человека. Это многоквартирный дом, в котором он живет, микрорайон, город или село, регион, Россия, страны ближнего зарубежья, страны дальнего зарубежья, Земля, Солнечная система, Галактика, местная группа галактик, Метагалактика, Вселенная. Внутреннее пространство характеризует внутреннюю структуру организма человека и объектов окружающего мира. Чем шире Г. к. м. п. человека, тем большими возможностями по профилактике и конструктивному разрешению большинства конфликтов он обладает. Особенно радикально расширение Г. к. м. п. способствует предупреждению крупных внутриличностных конфликтов и кризисов. Ведь в масштабах Солнечной системы все наши трагедии абсолютно ничего не значат.

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

ГРАНИЦЫ КАРТИНЫ МИРА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ - естественная содержательная ограниченность масштабов наиболее общих представлений человека, социальной группы, общества о мире, в котором они живут. Г. к. м. с. определяются глубиной проникновения человека в суть вещей. На вопрос: «Кто управляет Россией?» м. б. разные варианты ответов: президент и его команда; чиновники в Москве и в регионах; банкиры; власть, избранная народом; «новые русские»; бывшие коммунисты; евреи; демократы; олигархи; мафия; правительство; теневые силы; Запад; США; никто не управляет, все развивается по объективным законам и др. Степень проникновения в суть происходящих в нашей стране процессов у авторов приведенных выше ответов различна. Глубина понимания человеком того, что происходит с ним, его семьей, экономикой, нацией, страной, человечеством, оказывает существенное влияние на уменьшение стресса и конфликтов.

ГРАНИЦЫ КОНФЛИКТА

ГРАНИЦЫ КОНФЛИКТА - пространственные и временные рамки, за пределами которых нет того минимума структурных элементов конфликта, которые обеспечивают его существование как целостной системы. Любой конкретный конфликт ограничен как в пространстве, так и во времени. Г. к. в пространстве определяются границами его структурных элементов. Эскалация конфликта происходит в пространстве, времени и отличается степенью интенсивности. Временные границы определяются промежутком времени от начала до завершения конфликта. См. Динамика конфликта

* * *

внешние структурно-Динамические пределы конфликта: по числу участников (субъективные границы); по территории, на которой Происходит конфликт (пространственные границы); по Продолжительности конфликта (временные границы).

ГРАНУЛЕМА

Очаг продуктивного воспаления, имеющий вид плотного узелка.

ГРАССЕ ПЕРЕМЕЖАЮЩАЯСЯ ХРОМОТА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ

ГРАССЕ ПЕРЕМЕЖАЮЩАЯСЯ ХРОМОТА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ (Grasset, 1906) - ишемические атаки при церебральном атеросклерозе с симптоматикой, характеризующей локализацию сосудистого поражения головного мозга.

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНДИКАЦИЯ

ГРАФИЧЕСКАЯ ИНДИКАЦИЯ - один из трех основных способов (наряду со знаковой и стрелочной индикацией) подачи информации оператору. Г. и. приобретает все большее значение в связи с широким распространением графических дисплеев. Наиболее распространенными видами Г. и. являются графики и диаграммы. График (графическое изображение функциональных зависимостей) целесообразно применять в тех случаях, когда оператору для принятия решения важна общая форма отображаемой функции, а в процессе решения необходимы интерполяция и экстраполяция данных. Основными кодами (элементами), используемыми при построении графика, являются линии и позиция. Глазомерная оценка длины сплошной линии даже в том случае, если на ней имеются отметки масштабной единицы, весьма неточна. Точность глазомерной оценки увеличивается при замене сплошной линии на штриховую. Для определения длины линии в этом случае необходимо подсчитать число штрихов и умножить полученное число на цену деления. Для определения позиции (координат) точки на графике используют координатные оси. Диаграммы используются для изображения соотношений между величинами. Их удобство состоит в том, что они позволяют заменять вычисления глазомерным сопоставлением площадей. Основными элементами диаграммы являются линия и площадь. При компоновке диаграмм следует руководствоваться следующими положениями: площадь, занимаемая диаграммой, не должна превышать оперативного поля зрения; число элементов диаграммы (столбиков или секторов) не должно превышать объема внимания (восприятия); масштаб должен определяться в соответствии с оперативными порогами глазомера; при построении диаграммы следует использовать цветовое, цифровое и буквенное кодирование, а также координатные сетки, облегчающие глазомерное сравнение ее элементов. В связи с развитием систем автоматизации инженерно-психологического проектирования все большее значение приобретают такие виды Г. и., как чертежи и схемы (напр., электрические).

ГРАФИЧЕСКИЙ

ГРАФИЧЕСКИЙ (греч. graphikos - от grapho - пишу) - представленный чертежом, графиком, диаграммой, рисунком, иным наглядным изображением.

ГРАЦИИ ПОТЕРЯ

ГРАЦИИ ПОТЕРЯ - утрата в силу психического расстройства естественной плавности, гармонии, грациозности, пластики, непринуждённости движений, их угловатость, скованность, неловкость, несоразмерность, порывистость или замедленность. Расстройство описано у пациентов с кататоний (Крепелин, 1910). Не следует смешивать с общим моторным недоразвитием, проявляющимся с раннего детства, а также с неврологическим расстройством моторики.

ГРЕВСА-БАЗЕДОВА БОЛЕЗНЬ

ГРЕВСА-БАЗЕДОВА БОЛЕЗНЬ (Graves, 1835; Basedow, 1840) - заболевание, вызванное гиперпродукцией гормонов щитовидной железы. Природа заболевания до конца не изучена. Основная гипотеза сводится к тому, что в связи с нарушениями корковой нейродинамики (в том числе или даже в первую очередь под влиянием острых и хронических психотравмирующих факторов) неконтролируемая импульсация из подкорковых структур стимулируют продуцирование гипоталамусом тиролиберина, последний, в свою очередь, активирует выработку аденогипофизом тиреотропина, а тиреотропин - гиперфункцию йоднакопления и гормонообразования щитовидной железы. При этом ускоряется выброс тиреоидина в кровь и несколько тормозится рост тиреоидной ткани. Многие исследователи считают, что на развитие тиреотоксикоза влияет аутоиммунное тело LATS, антиген которого не идентифицирован. Заболевание может быть вызвано также непосредственным поражением ткани щитовидной железы инфекционными, токсическими и бластоматозными факторами. Симптомокомплекс расстройства характеризуют следующие основны признаки (триада признаков тиреотоксикоза): 1. гипертиреоидный зоб (диффузный или узловатый); 2. экзофтальм; 3. тахикардия. Наблюдаются, кроме того, такие проявления психоэндокринного синдрома, как нарушения внимания со снижением способности к его концентрации, гиперстенические проявления астении (неспособность расслабиться и отдохнуть, торопливость в делах, суетливость, трудности засыпания), лабильность настроения, раздражительность, впечатлительность, вспыльчивость. В отдельных случаях, при наличии соответствующей наследственной или конституциональной предрасположенности, возможно развитие психотических явлений (спутанность сознания, галлюцинации, бред, мания, депрессия). В лечении используются, в основном, тиреостатические препараты (в частности, мерказолил, перхлорат калия) и препараты йода (например, дийодтирозин). При тяжёлых формах болезни и неэффективности консервативной терапии рекомендуется оперативное удаление части щитовидной железы с последующей консервативной терапией. Заболевание имеет прогрессирующий характер и разные степени прогредиентности. Синонимы: Болезнь Базедова, Болезнь Гревса, Зоб диффузный токсический, Тиреотоксикоз, Зоб тиреотоксический.

ГРЕГОРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЙВСА СИНДРОМ

ГРЕЙВСА СИНДРОМ - см. Базедова синдром.

ГРЕЙГА СИНДРОМ

ГРЕЙГА СИНДРОМ (описан D. Greig; синоним - синдром цефалополисиндактилии Грейга) - наследственное заболевание: черепно-лицевые аномалии - ладьеобразный череп, гипертелоризм, антимонголоидный разрез глаз, широкие переносица и ноздри; аномалии пальцев кистей и стоп. Возможна ДНК-диагностика. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Лечение симптоматическое, по показаниям - хирургическая коррекция дефектов пальцев кистей и стоп.

D. M. Greig. Oxycephaly. Edinburgh Medical Journal, 1926; 33: 189-218.

ГРЕКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕМА СТИЛЛА ШУМ

ГРЕМА СТИЛЛА ШУМ (по имени британского врача Graham Steell, 1851-1942) - выслушиваемый иногда при митральном стенозе тихий убывающий диастолический шум во втором межреберье слева от грудины, начинающийся со II тона (следствие относительной недостаточности клапанов легочной артерии, возникающей при выраженной легочной гипертензии).

G. Steell. The murmur of high pressure in the pulmonary artery. Med Chronicle Manchester,1888; 9: 182.

ГРЕТЕРА ФОРМА ШИЗОФРЕНИИ

ГРЕТЕРА ФОРМА ШИЗОФРЕНИИ (описана немецким психиатром K. Graeter) - латентная шизофрения, осложненная алкоголизмом. Обычно начинается с белой горячки, после исчезновения которой проявляется бредом преследования и воздействия. Алкоголизм видоизменяет течение шизофрении, делая ее более «мягкой».

K. Graeter. Dementia praecox mit Alcoholismus chronicus. Leipzig, 1909.

ГРЕТЕРА ФОРМЫ РАННЕГО СЛАБОУМИЯ

ГРЕТЕРА ФОРМЫ РАННЕГО СЛАБОУМИЯ (Grater, 1909) - различные формы шизофрении, сочетанные с алкоголизмом (исключая, как правило, злокачественно текущие варианты шизофрении). Этот коморбидный комплекс может дебютировать острым алкогольным психозом (белая горячка, особенно часто это алкогольный галлюциноз, алкогольный параноид), отчётливо выраженная продуктивная и дефицитарная симптоматика собственно шизофрении при этом выявляется несколько позднее, а иногда и спустя многие годы. Распространённость алкоголизма среди пациентов с алкоголизмом, равно как и частота шизофрении среди пациентов с алкогольной зависимостью, остаётся недостаточно изученной, чтобы можно было сделать определённые выводы. Алкоголизм, в свою очередь, может присоединиться к уже возникшей шизофрении, проявляющейся на инициальныом этапе своего развития главным образом психопатоподобными нарушениями. В этом случае алкогольная зависимость с самого начала проявляется атипичным образом (осложнённые формы опьянения с нарушениями поведения, его странностями, с эпизодически возникающими бредовыми, параноидными и галлюцинаторными симптомами, раннее появление алкогольной амнезии, возникновение в состоянии абстинененции психотических вкраплений, изначальная утрата количественного и ситуационного контроля, отсутствие выраженных изменений личности по алкогольному типу, одиночное пьянство, отсутствие критического отношения к имеющимся отклонениям, по степенно нара стающие изменения личности преимущественно по шизофреническому типу).

ГРЕФЕ-ШЕГРЕНА СИНДРОМ

ГРЕФЕ-ШЕГРЕНА СИНДРОМ (Graefe, Sjogren, 1950) - редко встречающееся заболевание с аутосомно-рецессивным типом наследования. Задержка умственного и физического развития нередко дополняется при этом заболевании шизофреноподобной симптоматикой. Наблюдаются, кроме того, мозжечковая атаксия, нистагм, глухота, пигментный ретинит, осложнённый катарактой. Могут быть также маленький рост, микроцефалия, различные другие уродства физического развития. Специфического лечения не существует, носительство рецессивного гена фенотипически никак себя не обнаруживает и остаётся недоступным выявлению.

ГРЕХ

ГРЕХ - по религиозным представлениям, нарушение в мыслях или действиях воли Бога, воплощенной в нравственных предписаниях, требований религиозно-санкционированных норм поведения и образа жизни. Понятие «Г.» во все времена выполняло важную социальную функцию. Оно показывало границы допустимого индивидуального и социального поведения человека. Вера в то, что Г., в конечном счете, так или иначе будет наказан Богом, формировала у человека боязнь Г. Это, естественно, способствовало предупреждению многих социальных и внутриличностных конфликтов, которыми всегда чреваты греховные поступки. Г. тесно связан с понятием «совесть». Бессовестный поступок, как правило, греховен.

* * *

(общеславянск. «грети» - то, что жжёт, мучает, вызывает сомнения) - 1. у верующих - чувство вины, вызванное нарушением действием, словом или мыслью того, что считается волей Бога, религиозных предписаний, правил. У депрессивных пациентов может проявляться бредом греховности; 2. предосудительный поступок, недостаток.

ГРЕХОПАДЕНИЕ

ГРЕХОПАДЕНИЕ - библейский сюжет о первой человеческой паре, подвергшейся сексуальному искушению, за что они были изгнаны из эдемского сада (рая).

ГРЕЯ ТЕРНЕРА СИМПТОМ

ГРЕЯ ТЕРНЕРА СИМПТОМ - см. Тернера симптом.

ГРИЗИНГЕРА БРЕД

ГРИЗИНГЕРА БРЕД (Гризингера преморбидный делирий, описан немецким терапевтом, неврологом и психиатром W. Griesinger, 1817-1868) - персекуторный бред (обычно преследования, иногда ипохондрический, ревности); устаревшее название бреда преследования, характерного для шизофрении.

W. Griesinger. Die Pathologie und Therapie der Psychischen Krankheiten. Braunschweig, 1845.

ГРИМАСА

ГРИМАСА (фр. grimecer - морщиться, кривить лицо) - 1. намеренное или невольное искажение черт лица с появлением определённого или неестественного выражения; 2. уродливое проявление чего-либо; 3. в психопатологии - появление на лице неестественных и не имеющих определённого значения выражений, свойственное пациентам с кататонией, иногда - с тиками.

ГРИМАСНИЧАНИЕ

ГРИМАСНИЧАНИЕ - неестественная, манерная, вычурная мимика, не выражающая определённых эмоций. Симптом кататонии.

ГРИНФИЛЬДА БОЛЕЗНЬ

ГРИНФИЛЬДА БОЛЕЗНЬ (Greenfield, 1950) - прогрессирующий склероз головного мозга с первичной дегенерацией олигодендроглии неизвестной, предположительно, наследственной этиологии. Симптомокомплекс расстройства образуют следующие основные признаки: 1, нарушения речи; 2. ухудшения зрения; 3. прогрессирующее снижение зрения; 4. расстройство походки; 5. мышечные контрактуры; 6. патологические рефлексы; 7. прогрессирующая деменция. Сходна по клинической картине с болезнью Шильдера. Специфического лечения, эффективных методов профилактики заболевания ныне не существует.

ГРИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИШИНА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

ГРИШИНА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор психологических наук, профессор. Один из ведущих конфликтологов России. Теоретическими и прикладными проблемами психологии конфликта занимается около 30 лет. Кандидатская и докторская диссертации посвящены проблемам конфликтологии. В 1995 г. в Санкт-Петербургском госуниверситете защитила докторскую диссертацию по теме: Психология межличностного конфликта» Специальность: 19.00.05 - социальная психология. Межличностный конфликт рассматривает как вид социальной ситуации. Определение ситуации как конфликтной является пусковым механизмом возникновения конфликта. Тем самым участники социального взаимодействия выступают как активные субъекты, которые не просто «попадают» в социальные ситуации, но в определенном смысле «конструируют» их. Считает, что на уровне «естественного» категориального знания признаками, дифференцирующими конфликт из ряда др. социальных ситуаций, являются: 1) противоречие, возникающее между участниками ситуации; 2) их противодействие друг другу; 3) аффективные проявления, сопровождающие их столкновение. Конфликт как социальная ситуация наделен ее главными атрибутивными свойствами - ценностно-нормативными характеристиками. По ее мнению, нормативный аспект конфликта наиболее явным образом обнаруживает себя в трех проявлениях: а) стремлении участников конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действий; б) существовании правил конфликтного взаимодействия; в) существовании культурных и этических норм конфликтного взаимодействия. Доказала, что конфликтное взаимодействие может развиваться по моделям сотрудничества, кооперации и конкуренции, имеющим свое содержание и логику развития, которая может быть описана через концепт правил, присущих данному типу взаимодействия. Ситуационный подход допускает возможность воздействия на поведение человека и взаимодействие людей через изменение ситуации. Процесс медиаторства переводит межличностный конфликт в форму коммуникативной ситуации с особыми правилами, взаимодействие в которой способствует урегулированию конфликта. Адекватной формой работы по разрешению межличностных конфликтов в соответствии с логикой ситуационного подхода является психологическое посредничество, направленное на создание коммуникативной ситуации, правила взаимодействия в которой способствуют переводу конфликтного взаимодействия в форму сотрудничества. Н. В. Гришина - автор десятков публикаций по психологическим проблемам современной конфликтологии, в т. ч. монографии «Психология конфликта» (2000 г.).

«ГРОЗА БУЛЬБАРНАЯ»

«ГРОЗА БУЛЬБАРНАЯ» - Осложнение спинномозговой анестезии, проявляющееся симптомокомплексом, включающим расстройства дыхания и кровообращения.

ГРОМКИЙ ГОЛОС

Если человек постоянно говорит очень громким голосом, это может свидетельствовать о его привычке командовать, самоуверенности и самомнении, принадлежности к обществу, где все стараются перекричать друг друга, а также подчас о наличии у него дефектов слуха. Предполагают, что громкий голос при нечеткой артикуляции - свидетельство ненадежности, несдержанности, неуступчивости, податливости настроения, проявление самодовольства, тщеславия, эгоизма, слабоволия. Ср. тихий голос.

ГРОМКОСТЬ

ГРОМКОСТЬ - мера субъективного восприятия силы звука. Единица уровня Г.- фон, величина, численно равная уровню звукового давления в дБ для чистого тона частотой 1000 Гц, т. е. уровню Г., напр., в 60 фон соответствует громкость тона частотой 1000 Гц интенсивностью 60 дБ над порогом слуха. Ощущение Г. звуков зависит не только от интенсивности сигнала, но и от частоты. При увеличении интенсивности тона 100 Гц на 50 дБ Г. увеличивается вдвое. Это свойство использовано для построения шкалы натуральной Г. с единицей сон. При некоторых поражениях периферического рецептора увеличение Г. происходит с большей скоростью. Это используется для дифференциально-диагностических целей. Шумы со сложным спектром вызывают иное ощущение Г., нежели чистые тона. Методы расчета Г. шумов основываются на сложении показателей Г. отдельных частотных полос.

ГРООС

ГРООС (Groos) Карл (1861-1946) -немецкий психолог, специалист по генетической психологии. Д-р философии, профессор (с 1911). Преподавал в ун-тах Базеля, Гиссена, Тюбингена (1911 - 1929). Создал теорию игры, противопоставив ее биогенетической концепции Г.С. Холла, который рассматривал игру как наследственно обусловленное воспроизведение древних стереотипов поведения. Г. считал, что возникновение игры вызвано недостаточностью врожденных механизмов приспособления к окружающей среде. Игра побуждается не прошлым, а будущим и служит подготовкой организма к жизненным испытаниям. Главный механизм игры - упражнения. Под влиянием идей 3. Фрейда дополнил свою теорию учением об игре, как катарсисе (душевном очищении). Теория Г. подвергалась критике из-за отсутствия социальной функции игры, кроме того, как форма естественного саморазвития она не связывалась с педагогическим воздействием. В современной психологии развития теория игры Г. оценивается как исторический этап в развитии научных представлений об игровой деятельности, но в то же время признаются представления Г. о развивающем характере игры. Исследуя проблемы мышления, Г. впервые выделил в качестве этапа формирования понятий так называемые потенциальные понятия. Эта идея послужила одним из источников теорий мышления, разработанных Ж. Пиаже и Л.С. Выготским. Автор книг: Die Spiele der Menschen, (Jena, 1899); Der Lebenswert des Spiels, (Jena, 1910), Wesen und Sinn des Spiels / Z. f. Psychol, (1934) и др. В рус пер.: Душевная жизнь ребенка, Киев, 1916. Л. А. Карпенко

ГРОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОФ

ГРОФ (Grof) Станислав (р. 1931) -чешско-американский психолог и психиатр, специалист в области клинической психологии и психотерапии. Д-р медицины. Профессиональную карьеру начал в Праге (Карлов ун-т, 1956) с исследования связи между действием различных психоделиков и симптоматологией шизофрении. После перехода в НИИ психиатрии начал систематическое изучение диагностических и терапевтических возможностей серии ЛСД -сеансов в рамках психоаналитически ориентированной терапии. С 1967 г. продолжал исследования эффективности ЛСД-психотерапии в США. Перешел к психоделической терапии (термин X. Осмонда), в которой вместо постепенного раскрытия различных слоев бессознательного главное значение придается вызыванию глубоких религиозных и мистических переживаний, часто минуя конфликтные области в традиционном психоаналитическом понимании. Основываясь на клинических данных, полученных при проведении психоделических исследований (1967-1973), показал, что эти переживания обладают уникальным терапевтическим потенциалом при лечении различных эмоциональных расстройств. В конце 1960-х гг. совместно с А.Маслоу, Э. Сьютич, Д. Фейдимэн и др. основал Журнал трансперсональной психологии. В 1978 г. совместно с М. Мэрфи и Р. Прайсом организовал Международную трансперсональную ассоциацию и был ее первым президентом. В своих книгах совместно с К. Гроф изложил основные идеи, касающиеся природы действия ЛСД, развил общую теорию ЛСД - психотерапии, подробно разобрал практические аспекты психоделической психотерапии, перешел к теоретическому обоснованию трансперсональной психологии, направленной на трансцен-денцию личностного начала. Совместно с К. Гроф разработал холотропную терапию (холономическую интеграцию) - нефармакологический метод психотерапии и самоисследования в измененных состояниях сознания. Внес существенный вклад в развитие трансперсонального движения и в подготовку трансперсональных психологов и психотерапевтов. В рус. пер. автор книг: За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии, М., 1992, 1993 идр. А. В. Россохин

ГРУБОСТЬ

ГРУБОСТЬ - социально-психологическая черта человека, различные проявления жесткости в отношениях, неучтивости, черствости, невежливости, своего рода душевной близорукости. Грубиян стесняет окружающих. Он не стремится умышленно причинить вред людям, не желает унизить или оскорбить. Г. не тождественна наглости или жестокости, хотя нередко приводит к бесцеремонным и уязвляющим поступкам. Грубиян не стремится к злу, хотя часто его причиняет. Грубый человек просто остается самим собой, он поступает в соответствии со свойствами своей личности, он не умеет учитывать ни особенностей людей, ни реальных обстоятельств. Недостаток грубияна состоит в его простоте: в неотесанной уверенности, что кроме него в мире никого нет; или, по крайней мере, никого и ничего, с чем стоило бы сообразоваться. В Г. заключено безразличное отношение, не отличающее одно от др., не способное учесть своеобразия действительности. Неприятная сторона Г. выражается в том, что природный грубиян всегда чувствует свое превосходство над окружающим. Из этого ощущения рождается пренебрежение ко всему, что попадается на глаза. Кто раз подчинился Г., тот подпал под отношения превосходства и подчинения. Тогда грубые наклонности диктуют свое все безудержнее, в результате чего поступки грубияна давят и уничтожают достоинство личности. Из этого неизбежно возникает отчаянный протест субъекта Г., желающего сохранить себя. Доведенные до предельного напряжения, отношения рвутся со скандалом, конфликтом, с горем, нередко завершаясь трагедией.

ГРУДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

ГРУДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - парные кожные железы, вырабатывающие молоко для вскармливания новорожденного ребенка. Развитие Г. ж. происходит только у женщин после наступления полового созревания (в 12-15 лет). Г. ж. вырабатывают молоко с рождением ребенка и в течение всего грудного периода. У мужчин Г. ж. имеются, но они не развиваются, оставаясь в зачаточном состоянии на протяжении всей жизни.

ГРУДЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУППА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУППА БОЛЬШАЯ

ГРУППА БОЛЬШАЯ -

1) Условная группа выделяемая на основе социальных признаков (национальность, класс, пол, возраст и др.). 2) Реальная группа - значительная по размерам сложно организованная общность людей, включающая в себя несколько групп, члены каждой из которых объеденинены системой межличностных отношений и которые вовлечены в какую-либо совместную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и др.).

ГРУППА ДАВЛЕНИЯ

ГРУППА ДАВЛЕНИЯ - составная часть группы поддержки субъекта конфликта, которая косвенно воздействует на др. оппонента с целью изменения им своих намерений, позиции, заявленных требований. Г. д. может включать в себя не только сторонников данного участника конфликта, но и сторонников оппонента, на которого осуществляется давление. Через них может доводиться угрожающая информация или др. условия, заставляющие объект давления изменить свои первоначальные позиции. См. Давление (на участника конфликта)

ГРУППА ДИФФУЗНАЯ

ГРУППА ДИФФУЗНАЯ -

случайно собранная совокупность людей, не имеющих общей деятельности и сложившихся межличностных отношений.

* * *

общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной объединить ее участников.

ГРУППА ИНТЕРАКТИВНАЯ

ГРУППА ИНТЕРАКТИВНАЯ -

совокупность людей, объединенных в группу, занятых общей для них деятельностью и выполняющих ее процессе непрерывного общения и взаимодействия друг с другом.

ГРУППА МАЛАЯ

ГРУППА МАЛАЯ -

сравнительно небольшое объединение людей, численностью до -3 человек, имеющих общую цель и находящихся в непосредственном общении друг с другом.

ГРУППА МЕНЬШИНСТВА

ГРУППА МЕНЬШИНСТВА (minority group) - 1. группа, меньшая по числу членов, чем группа большинства; 2. в социологии - меньшая по числу членов и обычно бесправная группа, занимающая подчинённое положение в социальной иерархии, являющаяся объектом дискриминации объективно или по мнению её членов.

ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ (НЕОФИЦИАЛЬНАЯ)

ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ (НЕОФИЦИАЛЬНАЯ) - социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.

ГРУППА ОФИЦИАЛЬНАЯ (ФОРМАЛЬНАЯ)

ГРУППА ОФИЦИАЛЬНАЯ (ФОРМАЛЬНАЯ) - социальная Общность, имеющая юридически фиксированный статус, нормативно закрепленную структуру, руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ (rap group) - группа, члены которой встречаются для выражения, обсуждения проблем друг друг в атмосфере взаимной поддержки. Такие группы иногда создаются с целью поддержать кого-либо во время публичного выступления, демонстрации.

* * *

(в конфликте) - отдельные лица или группа субъектов, оказывающие то или иное влияние на ход конфликта путем оказания помощи его непосредственным участникам. Г. п. обеспечивает повышение ранга оппонента. Диапазон влияния Г. п. на конфликт широк: от объявления своего существования, информирования о своих возможностях до активного участия в реализации интересов одной из сторон. Г. п. либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется существованием Г. п., которая м. б. представлена друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В Г. п. могут входить руководители или подчиненные оппонентов. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации. В Г. п. выделяются такие категории участников, как подстрекатели, пособники, организаторы и др.

ГРУППА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ГРУППА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -

общность людей, объединенных друг с другом общностью индивидуальных интересов и не входящих в состав какой-либо официально существующей организации.

ГРУППА РЕАЛЬНАЯ

ГРУППА РЕАЛЬНАЯ -

объединение людей, которые в действительности находятся в непосредственных контактах друг с другом и входят в состав какой-либо группы.

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ - социальная общность, с Которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

* * *

(от лат. reference - сообщающий) - реальная или условная группа людей, система норм, ценностей и оценок которой является эталоном для индивида и на которую он ориентируется в своем поведении и самооценке. Г.р. выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида, в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Обычно это микрогруппа, в которой личность стремится проводить свое свободное время, законы и нормы поведения которой воспринимаются этой личностью как собственные ценности.

ГРУППА САМОПОМОЩИ

ГРУППА САМОПОМОЩИ (self-help-group) - группа, составленная из пациентов с одинаковыми или аналогичными проблемами, в которой её члены помогают и поддерживают друг друга без непосредственного руководства клинициста или психотерапевта. Синоним: Взаимопомощи группа.

Предыдущая страница Следующая страница