Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИДЕНТИФИКАЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - процесс неосознаваемого отождествления себя с субъектом общения, деятельности (личностью, социальной общностью, нацией и т. п.), с объектом идентификации (с другим человеком, с определенной группой, общностью людей, другой нацией, народностью), в результате которого резко интенсифицируются процессы обмена ценностями, типом, характером отношений данных объектов и субъектов идентификации.

В результате И. происходит как бы воображаемый перенос субъектом своих качеств на объект идентификации (эмпатия), а также усвоение в результате активизации внушения, норм, ценностей объекта идентификации.

* * *

(в психологии развития) [лат. identificare - отождествлять] - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. И. в самом общем виде - эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие И. было введено 3. Фрейдом сначала для интерпретации явлений депрессии, позднее - для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует суперэго, принимает женскую или мужскую роль и пр. 3. Фрейдом были выделены несколько типов И. В младенчестве возникает первичная И., которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место вторичной И., играющей роль защитного механизма. Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям. В неофрейдизме И. рассматривается как процесс активного поиска человеком своей идентичности, т. е. содержательности и целостности своей личности на всех возрастных этапах. В бихевиоризме И. выступает как механизм научения: либо как бессознательное подражание ребенка взрослому, либо как изменение поведения ребенка по требованию взрослого. В последнем случае положительным или отрицательным подкреплением служит выражение взрослым своего удовольствия или неудовольствия. Понятие И. получило широкое распространение в социальной психологии. И. рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок. В. В.Абраменкова

* * *

(лат. identificare - отождествлять) - 1. форма научения, то есть подражание, позволяющее детям заимствовать определённые модели поведения у родителей и других людей (см. интернализация); 2. болезненное присвоение характеристик другого человека (реального, воображаемого, изображаемого) или некоей социальной группы (см. апперсонализация); 3. процесс установления связи между собой и другим человеком или группой (см. аффилиация); 4. способ признания сходства событий, явлений, объектов и людей или их отождествления (см. классификация, навешивание ярлыков); 5. в психоанализе - неосознаваемый процесс, посредством которого индивид: а) распространяет свою идентичность на кого-то другого; б) заимствует свою идентичность от кого-то другого или в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью кого-то другого. В аналитических работах термин никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-либо другого. Различается четыре типа идентификации: 1. первичная идентификация - это, предположительно, существующее во младенчестве состояние, когда индивиду ещё нужно отличить свою идентичность от идентичности объектов, когда различие между «я» и «ты» лишено смысла; 2. вторичная идентификация - это процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже обнаружена; она рассматривается как защита, поскольку уменьшает враждебность между собой и объектом и позволяет отрицать переживания сепарации с ним (идентификация с родительскими фигурами считается частью нормального процесса развития); 3. проективная идентификация - это процесс, в результате которого человек представляет, что он находится внутри некоторого объекта, внешнего по отношению к себе. Это также защита, поскольку она создаёт иллюзию контроля над объектом, что позволяет индивиду отрицать свою беспомощность перед объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий; 4. интроективная идентификация - это или процесс идентификации с интроектом, или процесс, предоставляющий возможность представить другого внутри себя и частью самого себя. Может быть, например, так, что отнюдь не бедный и обладающий выдающимися способностями индивид идентифицирует себя с обычным, простым человеком, может происходить и нечто обратное. В истории есть много примеров того, как люди, очень образованные, талантливые или даже гениальные, и весьма богатые тратят всё своё состояние на борьбу с господствующей политической системой, где, собственно, они и состоялись, но которую они, в соответствии с интроективной идентификацией, считают несправедливой. Таковы, в частности, Ф.Энгельс, С.Морозов. Нередко бывает иначе: человек, жизнь которого почему-либо на задалась, поднимается на борьбу за светлое будущее, в котором ему вообще не найдётся места, и это происходит только потому, что он внутренне и совершенно неосознанно, отождествляет себя с представителями элиты общества. Полагают, что неспособность к идентификации в детстве с родителями, особенно родителем своего пола, уменьшает чувство идентичности, но и неудавшийся уход от идентичности с ними в подростковом возрасте приводит к аналогичному результату. Предполагается, что чувство идентичности, вероятно, является синонимом самосознания. Остаётся не вполне ясным, является ли поиск идентичности результатом стремления к отождествлению с определённой гпоиска социальной роли или он является следствием попыток индивида к углублённому самосознанию. Идентификацию рекомендуют различать с интроекцией, интернализацией и инкорпорацией.

* * *

1) (лат. «отождествление») - процесс эмоционального или иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом; «мыслительная операция, посредством которой человек приписывает себе, сознательно или бессознательно, характеристики другого человека или группы» (Ребер). Это часто бывает вследствие увлеченности персонажами художественных произведений, особенно в детстве: ср. Том Сойер, воображавший себя пиратом, или малыш, воображающий себя Винни-Пухом и т. п.

2) понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним как схожего в мыслях, чувствах, интересах, вид межличностного восприятия.

Как хороший актер отражает в себе чужие движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет; около больного он сам становится больным и стонет; если видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним, он трусит, как мальчик, и, струсив, бежит на помощь. Чужая боль раздражает его, возбуждает, приводит в состояние экстаза и т. п. (А. Чехов, Припадок).

Он (Джо) понял, что с Шорти ничего нельзя сделать. От этого будет только хуже. Он сам не раз бывал в таком состоянии и знал, что Шорти уперся и его уже не сдвинешь с места (А. Уолферт, Банда Тэккера).

Ср. эмпатия.

* * *

Отождествление.

* * *

(от позднелат. identifico - отождествлять) - 1) Опознание чего-либо, кого-либо; 2) Процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим человеком, группой людей, образом. Термин был введен З. Фрейдом. 3) Операция сличения некоторого стимула с наличным или хранящимся в памяти эталоном и установления их тождества или различия.

* * *

(от лат. identifcare - отождествлять) - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает. И. - это моделирование поведения др. лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой. Соответствует следующему правилу: «Будь как это, чтобы не потерять его».

* * *

(от лат. identificare - отождествлять, устанавливать совпадение) - процесс отождествления одного человека (субъекта) с другим (объектом). Идентификация осуществляется на основе эмоциональной привязанности к другому лицу. Она сопровождается стремлением человека походить на другого, которого он любит, обожает, боготворит. Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера вести разговор, походка, стиль поведения, образ жизни - все это копируется, воспроизводится тем, кто стремится походить на своего кумира.

В классическом психоанализе под идентификацией, отождествлением понимается самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Ребенок привязывается к матери, отцу или замещающим их лицам. Он хочет быть похожим на своих родителей, хочет стать такими же, как они. Благодаря процессу идентификации с любимым лицом происходит формирование собственного Я по подобию другого, взятого за образец подражания.

К проблеме идентификации З. Фрейд обратился в начале становления психоанализа. Так, в работе «Толкование сновидений» (1900) он привел сновидение одной из своих пациенток, в котором имело место ее отождествление с другим лицом, в результате чего сновидение изобразило специфическим образом неосуществленное желание. Речь шла об истерической идентификации, которая, по мнению З. Фрейда, представляет «чрезвычайно важный момент для механизма истерических симптомов», поскольку путем отождествления больные выявляют в своих симптомах не только собственные переживания, но и переживания других лиц, то есть они «как бы страдают за других и исполняют единолично все роли большой жизненной пьесы».

В понимании основателя психоанализа истерическая идентификация не является обычной имитацией истериков, выражающейся в их способности подражать симптомам, наблюдаемым ими у других. Истерическая идентификация соответствует бессознательному процессу. Как считал З. Фрейд, истерик идентифицирует себя в симптомах своей болезни наиболее часто с лицом, с которым он находится в сексуальных отношениях или которое находилось в такой же связи с тем же лицом, что и он. «Для идентификации в истерической фантазии и в сновидении достаточно представления о сексуальных отношениях, которое не должно быть вовсе реальным».

С точки зрения З. Фрейда, идентификация может служить в сновидении различным целям, а именно изображению общих черт второго лица, передвинутого сходства или лишь желаемого сходства. Поскольку желание найти общие черты у двух лиц нередко совпадает со смешением их, то и взаимоотношение «выражается в сновидении идентификацией». Если в содержании сновидения содержится не фигура спящего, а другое лицо, то есть основания предполагать, что фигура спящего скрыта путем идентификации за этим лицом. Если в другом случае фигура спящего действительно имеется налицо в сновидении, то можно предположить, что позади спящего путем идентификации скрывается другое лицо. Словом, фигура спящего в сновидении может изображаться различными путями и даже одновременно: или непосредственно, или с помощью идентификации с другим лицом. По мнению основателя психоанализа, «некоторые такие идентификации способствуют сгущению чрезвычайно обильного материал мыслей».

Наряду с истерической идентификаций основатель психоанализа рассматривал и другую форму идентификации, которую он назвал «нарциссической». В «Лекциях по введению в психоанализ (1916/17) он писал о том, что при нарциссической идентификации объект привязанности воздвигается в самом Я человека и как бы проецируется на это Я. В этом случае, по его словам, „с собственным Я обращаются, как с оставленным объектом, и оно испытывает на себе все агрессии и проявления мстительности, предназначавшиеся объекту".

З. Фрейд исходил из того, что идентификация амбивалентна, то есть двойственна по своей природе. В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он подчеркивал, что «идентификация изначально амбивалентна, она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения». Так, идентификация мальчика со своим отцом сопровождается не только его стремлением стать таким же сильным, как отец. Она включает в себя определенную долю враждебности по отношению к отцу, как только мальчик начинает испытывать нежные чувства к матери. У ребенка появляется желание заменить своего отца в отношениях с матерью.

В этом смысле идентификация способствует появлению у ребенка эдипова комплекса, который, в понимании З. Фрейда, играет важную роль в психосексуальном развитии человека. Речь идет об установлении особых эмоциональных отношений между мальчиком и его родителями. Тех отношений, когда сын одновременно любит и ненавидит своего отца, хочет устранить его из своей жизни, чтобы быть наедине с матерью, и боится, что сильный отец накажет его за это желание.

Процесс идентификации протекает по-разному. Он может сопровождаться отождествлением как с любимым, так и нелюбимым лицом. Например, девочка, испытывающая сильные эмоциональные чувства к своему отцу, может делать все для того, чтобы стать похожей хотя бы в чем-то на свою мать. Если ее мать больна, постоянно кашляет или хромает, то девочка старается походить на нее, несмотря на враждебные чувства по отношению к ней, возникшие в силу своего желания занять ее место в отношениях с отцом. В этом случае девочка отождествляет себя с нелюбимой матерью, начинает сильно кашлять или прихрамывать, чтобы тем самым привлечь к себе внимание отца. Идентификация подобного рода может привести к соответствующему заболеванию с ярко выраженными невротическими симптомами.

Идентификация имеет место не только у отдельного человека. Она может наблюдаться одновременно у значительного количества людей, служить питательной почвой для их объединения между собой, быть основой для установления прочных эмоциональных связей в группе, обществе, нации.

В молодежной среде часто появляются кумиры из числа певцов, музыкантов, эстрадных звезд, которые становятся объектом подражания для тех, кто их обожает. Многие молодые люди стремятся походить на них: носят такую же одежду, как и их кумир; делают себе такую же прическу. Они готовы пойти на все, чтобы идентифицироваться со своим кумиром. Между теми, кто стремится подражать любимому певцу или музыканту, устанавливаются особые эмоциональные отношения. Таким образом, идентификация наблюдается не только между отдельным человеком и его кумиром, но и между членами группы, поклоняющимися той или иной эстрадной звезде. Подобная идентификация способствует сплочению группы, подавлению чувств агрессивности ее членов по отношению друг к другу.

Аналогичная картина имеет место в политических партиях, социальных движениях, национальных объединениях. Их представители объединяются между собой на основе идентификации с их лидерами и друг с другом.

В психоанализе идентификация тесно связана с интроекцией, то есть включением внешнего мира во внутренний мир человека. Взаимосвязь идентификации с интроекцией обусловлена тем, что процесс отождествления одного лица с другим может идти рука об руку с процессом вовлечения любимого и обожаемого объекта в орбиту переживаний личности. В этом случае объект поклонения становится не просто идеалом подражания, а тем внутренним идеалом-Я, который может стать на место Я и подменить его собой.

Обобщая свои взгляды на существо идентификации в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» З. Фрейд, высказал следующие положения: «идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом»; регрессивным путем, как бы интроекцией объекта в Я, «она становится заменой либидозной объектной связи»; идентификация «может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов».

Исследование проблемы идентификации получило свое развитие в работах аналитиков различной ориентации. Так, К.Г. Юнг (1875-1961) рассмотрел идентификацию человека с группой, с героем культа и даже с душами предков. В соответствии с его представлениями, мистическая сопричастность к группе является не чем иным, как бессознательной идентификацией, многие культовые церемонии основываются на идентификации с богом или героем, регрессивная идентификация с животными предками имеет возбуждающий эффект.

А. Фрейд (1895-1982) исследовала идентификацию в качестве одного из механизмов защиты Я и показала, что бывают случаи, когда идентификация сочетается с другими механизмами, образуя мощное орудие Я в его действиях с внешними объектами, порождающими и возбуждающими тревогу. В работе «Я и защитные механизмы» (1936) она обратила особое внимание на случаи «идентификации с агрессором», считая, что подобная идентификация «представляет собой, с одной стороны, предварительную фазу развития Сверх-Я, а с другой - промежуточную стадию развития паранойи». В понимании А. Фрейд, идентификация с агрессором представляет собой конкретное сочетание интроек-ции и проекции и может рассматриваться в качестве нормального явления лишь в той мере, в какой человек использует этот механизм в своих попытках совладать с объектом тревоги.

В современной психоаналитической литературе обсуждаются различные типы и формы идентификации. Рассматриваются ее механизмы, ведущие к возникновению психических заболеваний, появлению политических лидеров, формированию общественных движений, всплеску национализма в различных странах мира. Типы и механизмы идентификации подробно изучаются в прикладном психоанализе, как клиническом, так и немедицинском использовании его.

* * *

процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом.

В начало словаря