Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ

ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ (peer influences) - роль интеракций детей и подростков с равными себе на всём протяжении детства, отрочества и юности в социализации и развитии личности (Джонсон, Джонсон, 2005). Принято считать что эти отношения являются «критическим фактором развития и социализации». Влияние сверстников рассматривается в разных аспектах. 1. Влияние общения со сверстниками на ценности, аттитюды, перспективы и социальную компетентность. В общении со сверстниками дети невольно и непосредственным образом перенимают умения, знания, ценности и установки, которые не всегда возможно получить от взрослых, которые нередко не владеют соответствующими коммуникативными способностями, например, как вести себя в ситуации конфликта или побороть искушение. Это происходит, как полагают, потому, что сверстники аффективно объясняют, почему следует вести себя так или иначе и тем самым снабжают действенными моделями уместного или неуместного поведения. Социализирующее влияние сверстников не прекращается с окончанием юношеского периода. Часто отношения со сверстниками позволяет удовлетворить и потребность в сравнении. 2. Просоциальное и антисоциальное поведение. Например, если подросток видит, что сверстники не одобряют проблемное поведение (наркотизацию, ранние сексуальные отношения, делинквентность и др.), он, вероятно, будет от него дистанцироваться, и наоборот, стремиться к нему, чтобы заслужить их одобрение. В свою очередь полное неприятие ребёнка сверстниками может побуждать его к антисоциальным действиям, таким, как агрессивные, деструктивные и др. 3. Импульсивность. Влияние сверстников может побуждать ребёнка смотреть на свои желания с точки зрения других людей и, таким образом, овладевать контролем своих побуждений. 4. Способность выбирать перспективу, то есть адекватную точку зрения для восприятия и оценки своего поведения. Под влиянием сверстников ребёнок, во-первых, научается воспринимать проблемы и ситуации их глазами, то есть преодолевать свой эгоцентризм. Во вторых, эта способность является одной из важнейших для когнитивного и социального развития. Например, для развития умения представлять информацию в понятном для других виде, развития способности быстро схватывать смысл сообщений других, конструктивно разрешать конфликты, охотно делиться информацией о себе, содействовать групповому решению проблем и показывать положительное отношение к другим в сходной ситуации. 5. Автономия, то есть способность понимать ожидания других в любой ситуации и быть способным в выборе того, соответствовать этим ожиданиям или нет, опираясь на складываюшиеся собственные представления о ценностях. Указывается, что взаимоотношения сверстников в силу указанных в пункте 1 факторов оказывают сильное влияние на развитие системы ценностей, социальных навыков и социальной сенситивности, равно как на интернализацию принятия и поддержки, создающих основу для самоодобрения. 6. Одиночество. Конструктивные отношения со сверстниками позволяют детям в значительной степени избегать «мук одиночества», особенно если они лишены возможности это делать в общении со взрослыми. 7. Идентичность. В общении со сверстниками дети начинают осознавать сходства и различия между собой и другими, они экспериментируют с разными социальными ролями, помогающими им интегрировать собственное чувство Я, проясняют свои аттитюды и ценности и объединяют их в самоопределение, создавая в итоге систему координат для восприятия и понимания себя. 8. Коалиции. В детстве большинство людей завязывает дружеские отношения и формирует привязанности. Образующиеся коалиции обеспечивают помощь и поддержку не только в течение детства и отрочества, но и в последующие годы. 9. Продуктивность, стремления и психологическое благополучие. Плохие отношения со сверстниками в начальной школе обычно предвещают психологические нарушения и делинквентность в средней школе, а подобные отношения в средней школе предсказывают появление взрослой психопатологии. Д.В.Джонсон и Р.Т.Джонсон указывают, что, к сожалению, многие современные школы и другие общественные институты никак не способствуют развитию у детей и подростков здоровых и продуктивных отношений со сверстниками, и это является одной из наиболее важных задач, стоящих перед родителями и педагогами.

В начало словаря