Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "К" (часть 12, "КОМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 12, "КОМ")

КОМПЕНСАЦИИ ОПЕРАЦИЯ

КОМПЕНСАЦИИ ОПЕРАЦИЯ (по Пиаже) [лат. compensatio - возмещение, уравновешивание; operatio - действие, дело] - познавательная схема, обеспечивающая в конце дооперациональной стадии развития интеллекта усвоение ребенком идеи сохранения количества вещества и основанная на общей способности умножения отношений. К. о. - это конкретный пример так наз. познавательной регуляции. Пусть, напр., ребенок раскатывает комок глины в колбаску. Понимание сохранения количества вещества будет более вероятным, если ребенок обратит внимание на изменение не только толщины куска глины (момент «уменьшения»), но и длины этого куска (момент «увеличения»). Понимание того, что «выигрыш» в длине компенсируется «проигрышем» в толщине, в результате чего общее количество вещества остается неизменным, - это и есть действие операциональной схемы К. А. Г. Лидере

КОМПЕНСАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ -

(от лат. compensare - уравновешивать, возмещать) - 2) Психический эффект возмещения недостаточно развитых качеств личности, детерминирующих обычно данную деятельность, другими, более развитыми. К.п. способствует формированию индивидуального стиля деятельности, достижению одинаково высоких результатов при различном уровне развития профессионально важных качеств личности. Явление к.п. должны учитываться при психологическом отборе. 2) В психоанализе - механизм, посредством которого индивид скрывает, в том числе и от себя, свои слабости, недостатки, дефекты преувеличенным проявлением, развитием других качеств.

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ (от лат. compensate - возмещение и functio) - возмещение неразвитых или нарушенных психологических функций за счет использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Решающими моментами в создании новой функциональной системы при К. ф. является оценка результатов, к которым приводят попытки организма устранить дефект. Эта оценка осуществляется благодаря обратной афферентации. Существуют два вида К. ф.: внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохраненных нервных элементов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур. У человека наблюдаются оба типа К. ф. Они имеют большое значение в случаях преодоления нарушенных или недостаточно развитых психических функций. К. ф. имеет большое значение для выработки индивидуального стиля деятельности. К. ф. при выполнении трудовой деятельности носит название производственной компенсации.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - глубокие и разносторонние знания, осведомленность, авторитетность человека в какой-л. области. К. любого должностного лица в сфере своих служебных обязанностей - важное условие предупреждения и конструктивного завершения управленческих конфликтов. Некомпетентный руководитель - генератор конфликтов. Чем выше К. сотрудников, тем, при прочих равных условиях, меньше конфликтов в коллективе.

* * *

(лат. competens - надлежащий, способный) - 1. обладание знанием и опытом, позволяющее адекватно судить о чём-либо или что-то умело делать; 2. веское, авторитетное в силу его обоснованности мнение; 2. в судебной психиатрии - способность индивида по своему психическому состоянию участвовать в судебном процессе, то есть способность понимать меру своей ответственности, осознавать юридические последствия вынесения обвинительного приговора и принимать участие в своей защите в ходе судебного разбирательства. Синоним: Дееспособность (относительно участия в судебном разбирательстве).

* * *

- способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней cреды.

Различают:

- социальную К., включающую социальные достижения, социальные представления и социальные способности;

- социально-психологическую К., преимущественно связанную со способностью к социальной перцепции, эмпатии, общению, а также руководству людьми;

- концептуальную К. как способность к построению концептуальных схем, моделей, программ из существующих и самостоятельно выработанных знаний;

- профессиональную К., связанную с достижением высшего уровня профессионализма в разных видах деятельности.

Для акмеологии особенно существенно последнее, а также понимание личностных механизмов и жизненных способов достижения К. как единства ценностно-мотивационного развития личности, ее профессионального мастерства и способности самореализации, объективации своих способностей и возможностей в реальных действиях, поведении, общении.

* * *

характеристика человека, Выражающаяся в наличии у него знаний, умений и навыков, достаточных для решения какой-либо проблемы, занятий тем или иным видом деятельности.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) -

ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличного взаимодействия.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ - когнитивно-регуляторная подсистема профессионально значимой стороны личности, включающая соответствующие специальные знания и умения (В. Г. Зазыкин, 1998). К. к. является элементом социально-психологической компетентности личности. К. к. включает в себя: знания о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов; умение ориентироваться в конфликтной ситуации, прогнозировать ее динамику, не допускать деструктивных действий, с минимальным ущербом для себя и оппонента завершать конфликт; первичные навыки конструктивного поведения на всех этапах развития конфликта. К. к. развивается в результате изучения конфликтологии, практического применения знаний в интересах повышения конструктивности поведения в конфликтных ситуациях, накопления жизненного опыта.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - важная составляющая и показатель высокого уровня профессионализма. К.п. включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность человеку действовать ответственно и самостоятельно. К.п. проявляется в успешном решении определенного класса профессиональных задач, что лежит в основе различных видов компетентности (социально-перцептивная, коммуникативная, организационная и т д.).

Межпрофессиональная компетентность состоит во владении знаниями и качествами личности (способность к планированию, мотивация достижения, гибкое профессиональное мышление, способность к проектированию профессиональной деятельности, профессиональная обучаемость), необходимыми для выполнения ряда профессий.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - способность индивида вступать в процесс общения и поддерживать адекватные отношения с другими людьми. Включает: а) умение ориентироваться в социальных ситуациях и включаться в адекватные социальные роли; 2. умение определять личностные качества, эмоциональные состояния, ставить себя на место других людей, говорить их языком; 3. обладание коммуникативными навыками. Талантливые в социально-психологическом плане лица способны очаровывать указанными умениями окружающих, как, например, это умел делать Чичиков в «Мёртвых душах» Н.В.Гоголя. «Надобно сказать, - пишет Н.В.Гоголь, - что у нас на Руси если не угнались ещё кое в чём за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом…У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые, с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста…, словом, восходи до миллиона, всё найдутся оттенки». Английский врач сказал, впрочем, что старый врач говорит на латыни, новый - на английском, а хороший врач говорит на языке больного.

КОМПИЛЯЦИЯ

КОМПИЛЯЦИЯ (лат. compilatio - ограбление; накопление выписок, собрание документов) - 1. составление сочинений на основе чужих исследований, чужих произведений без самостоятельной обработки источников информации; 2. работа, составленная как в п.1. Если такие работы выдают за свои собственные, то это будет плагиат, литературное воровство, отнюдь не менее частое, чем обычное, банальное; 3. частное или официальное издание законов.

КОМПЛЕКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЛЕКС ДЕДА

КОМПЛЕКС ДЕДА - желание мужчины стать своим дедом с тем, чтобы оказаться в положении над собственным отцом, приобрести власть над ним. Связан, как предполагают, с инцестуозными желаниями и геронтофилией.

КОМПЛЕКС ДИАНЫ

КОМПЛЕКС ДИАНЫ (назван по имени богини, имевшей мужские интересы и равнодушной к противоположному полу) - нежелание девочек быть женщиной будто бы из «зависти» к пенису у мальчиков. Рассматривается как возможная причина некоторых перверсий и невротических состояний. Повидимому, имеется в виду транссексуализм, согласно современной терминологии.

КОМПЛЕКС ИОНЫ

КОМПЛЕКС ИОНЫ (Иона - библейский персонаж, считавший себя недостойным того, чтобы стать пророком) - термин теории иерархии потребностей А.Маслоу, означает стремление индивида блокировать свои собственные побуждения, связанные с потребностью в самоактуализации (например, в связи с нежеланием принимать на себя ответственность за свои решения, опасениями навлечь на себя недовольство других людей, боязнью рисковать, боязнью успеха и т.п.).

КОМПЛЕКС КАИНА

КОМПЛЕКС КАИНА (назван по имени библейского Каина, из зависти убившего своего младшего брата, Авеля) - ненависть обделённого любовью родителей ребёнка к обласканному, как он думает, нежным их отношением к своему родившемуся после него сибсу (сибсам).

КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЛЕКС МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЛЕКС МУЖЕСТВЕННОСТИ

КОМПЛЕКС МУЖЕСТВЕННОСТИ - желание девочки иметь пенис и стать равной мужчине.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ)

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ) - ощущение индивидом своей физической, психической или социальной неадекватности, недостатков, ненормальности и критическое отношение к себе, обостренная ранимость в связи с этим. Может сочетаться с мнительностью, обидой, завистью, эмпатией, сочувствием по отношению к другим лицам, страдающим точно таким же или другим комплексом неполноценности.

У меня нет росту, я похожа на маленького мальчика, если бы ты видела, какие худенькие у меня руки… Я ничего не знаю, ни о чем не умею говорить (А. Дружинин, Полинька Сакс).

«Я так не люблю, так не люблю, что я брюнетка!» - почему-то говорит Варенька, вздохнув. «Зачем тебе блондинкой?» «А затем… что ты ничего не понимаешь в этих вещах» (С. Сергеев-Ценский, Недра).

Он отлично знал, как Джо стыдится того, что он такой громоздкий и неуклюжий, но Лео был низкоросл и по-своему тоже ощущал свою неполноценность (А. Уолферт, Банда Тэккера).

Ср.:

Что вашему пригожеству до нашего убожества? (пословица).

Ощущение своей неполноценности (в том числе мнимой, не подозреваемой партнером по общению), может повести к грубому поведению (как защитный механизм). Неполноценность может чувствоваться женщиной, если в ее кругу есть женщины, лучше выглядящие. Это может быть и оттого, что в семье она была или есть нелюбимая или нежеланная дочь. Комплекс неполноценности рассматривают как психологическую форму мазохизма. Ср. мнительность, комплекс превосходства.

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ [лат. complexus - связь, сочетание] - термин, введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков). В состав К. о. включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса), а также предшествующее этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты К. о., такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т.п. Первоначально К. о. трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М.И. Лисина и ее коллеги показали, что К. о. является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняя функцию общения младенца со взрослыми людьми. При этом каждый компонент К. о. играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения, младенец то подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая другие, то наоборот. Например, если взрослый находится на расстоянии, то для привлечения его внимания ребенок чаще проявляет двигательное оживление и вокализации; находясь же на руках у взрослого в позе «под грудью» или в ситуации лицом к лицу он притормаживает двигательное оживление, тише вокализирует и, сосредоточенно глядя в глаза, улыбается. К. о. складывается постепенно, начиная с третьей недели жизни. Сначала отмечается замирание и сосредоточение при звуках или зрительной фиксации объекта (предмета или лица человека). Затем обычно появляется улыбка, к которой очень скоро присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается К. о. в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырех месяцев, после чего К. о. распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения. При дефиците общения появление К. о. задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. При диагностике уровня развития ситуативноличностного общения наибольшее значение имеет наличие инициативности К. о. Слабая выраженность каких-либо компонентов К. о. может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов. С. Ю. Мещерякова

КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА

КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА - проявление психологической защиты в виде ухода от якобы "ничтожных" трудностей (на самом деле серьёзных проблем, с которыми индивид, как он это сам чувствует, он не в состоянии справиться), сопряжённый с демонстрацией своего превосходства в чём-то ином или над кем-либо. Обозначается также термином «гиперкомпенсация».

КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА (ЧУВСТВО ПРЕВОСХОДСТВА)

КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА (ЧУВСТВО ПРЕВОСХОДСТВА) - убежденность человека, что он лучше других, при этом обычно оценивает себя завышенно и нереалистично. Может быть защитным механизмом против более глубокого чувства своей неполноценности. Возможное проявление - покачивание взад-вперед в положении стоя, ритмичные движения пальцами сложенных вместе кистей рук, выставление больших пальцев, откинутая назад голова, снисходительно-важный тон, командные нотки. Типичная реакция - презрение, насмешка. Комплекс превосходства нередко связан с принадлежностью субъекта к высшим слоям общества, к великой нации, с высокой занимаемой должностью. Образ человека с таким комплексом - Фома Фомич в повести Ф. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Ср. надменность, чванство, высокомерие.

КОМПЛЕКС СЕКСУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

КОМПЛЕКС СЕКСУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ - совокупность психофизиологических реакций, возникающих в организме мужчины и женщины во время предварительной любовной игры и подготавливающих их к совершению полового акта. Возникающее сексуальное возбуждение сопровождается усилением кровоснабжения половых органов, покраснением кожи лица и шеи, учащением дыхания, повышением артериального давления и напряжением мышц (особенно брюшной стенки).

КОМПЛЕКС СЕКСУАЛЬНОЙ НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТИ

КОМПЛЕКС СЕКСУАЛЬНОЙ НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТИ - общее название ряда следующих сексуальных проблем, существующих как у мужчин, так и у женщин: 1. ощущение слишком «просторного» влагалища; 2. последствия пристрастия к онанизму; 3. послеродовые изменения женских половых органов и возникающая вследствие этого физиологическая несоразмерность строения половых органов партнёров, значительные различия у последних в сексуальной возбудимости и сексуальных ритмах, разновременное наступление оргазма, различия в представлениях о «сексуальной схожести»; 4. неприятие женщиной половых контактов в периоды отсутствия у неё максимального либидо (например, во время овуляции или менструации).

КОМПЛЕКС СЛАБОУМИЯ ПРИ СПИДЕ

КОМПЛЕКС СЛАБОУМИЯ ПРИ СПИДЕ (АLDS dementia complex, ADS) - расстройство, проявляющееся: 1. снижением энергетического потенциала и общей активности; 2. маниакальными и депрессивными нарушениями настроения; 3. симптомами нарастающего в разной степени когнитивного дефицита (прогрессирующее ухудшение внимания, памяти, активности воображения, интеллектуальной продуктивности, замедленное течение психических процессов); 4. психотическими явлениями (делириозные эпизоды, галлюцинации, бредовые идеи, кататонические проявления), 5. регрессом поведения с расторможенностью влечений, в силу чего пациенты осознанно стремятся к половым контактам с тем, чтобы заразить инфекцией своих партнёрнов (известны случаи, когда жертвами пациентов со СПИДом, становятся до 80- 90 человек). В итоге у пациентов, страдающих СПИДом, может развиться деменция. Нередко, особенно в годы растерянности и отсутствия эффективных методов лечения СПИДа, у пациентов возникали и возникают в настоящее время депрессивные реакции на осознание факта болезни и как реакция на остракизм со стороны других людей, при этом нередко наблюдаются суицидные тенденции.

КОМПЛЕКС ЭДИПА

КОМПЛЕКС ЭДИПА - совокупность чувств и переживаний ребенка, испытывающего амбивалентное (двойственное) отношение к своим родителям. В классическом психоанализе под комплексом Эдипа понимается сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и его стремление к устранению родителя своего пола (см. Эдипов комплекс).

* * *

(по имени мифического персонажа, который убил отца и женился на своей матери) - инцестуозное влечение сына к своей матери и ревность, ненависть к своему отцу. Согласно мифу, Эдип не знал, что его отец является сексуальным партнёром его матери. Синоним: Отцовский комплекс.

КОМПЛЕКС ЭДИПОВ

Фрейдистское (см. Фрейдизм) представление о том, что у психопатизированных юношей и молодых мужчин могут быть возможны любовь к матери, стремление к половой жизни с ней, сочетающаяся с ревностью, подчас ненавистью к отцу. Название дано по имени героя драмы древнегреческого драматурга Софокла царя Эдипа, который убил своего отца и женился на матери.

КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЛЕКСА ИНДИКАТОР

КОМПЛЕКСА ИНДИКАТОР - термин К.Юнга, обозначает диагностически значимые реакции на тест словесных ассоциаций, указывающие на существование комплекса в значении 4 (запинки, задержанные или, напротив, слишком поспешные ответы, маловероятные ассоциации, выраженные вегетативные реакции и др).

КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ» КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОН ЦЕПЦИЙ МЕТОДИКА

КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ» КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОН ЦЕПЦИЙ МЕТОДИКА (от лат. complexus - сочетание) - составная часть технологий диагностики наличия и путей преодоления межличностных конфликтов как форма интеграции различных т. зр. на совершенствование межличностного взаимодействия. Предложена Э. А. Прониным в 1998 г. Методика «комплексирования», т. е. соединения в комплекс ряда конфликтологических концепций, представляет собой способ синтеза различных подходов к совершенствованию межличностного контакта. Данная методика позволяет, минуя конфликтное взаимодействие, ввести в конфликтологическую практику новые приемы многоаспектного, целостного рассмотрения проблемы.

КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ (от лат. complexus - связь, сочетание...) -условные сигналы, составленные из нескольких отдельных раздражителей (световых, звуковых, тактильных) . Различают одновременные и последовательные К. р. Если К. р. подкрепляются, а их компоненты не подкрепляются, то они полностью сохраняют свое условно-рефлекторное действие, тогда как каждый из компонентов в отдельности не вызывает условно-рефлекторного эффекта. К. р. применяются при формировании полисенсорной информационной модели и имеют положительное значение. В некоторых же случаях эффект от К. р. может быть отрицательным. Это имеет место в том случае, если хотя бы одна из его составляющих является помехой.

КОМПЛЕКСЫ

КОМПЛЕКСЫ - аномальные черты характера человека, его недостатки, тяжело переживаемые им самим и обычно скрываемые от окружающих людей. Комплексы, как правило, существуют и действуют на подсознательном уровне.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУППЫ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУППЫ (от лат. completus - полный...) - подбор членов малой группы с учетом их профессиональной подготовки, индивидуальных психологических качеств, данных анализа межличностных отношений и специфики совместной деятельности. При К. г., которая предназначена для слаженных сенсомоторных действий, целесообразно использовать гомеостатическую методику (см. Гомеостат), выявляющую лидера группы, взаимопонимание и слаженность рабочих действий ее участников. При тех видах групповой деятельности, которые требуют одинакового уровня обученности всех членов группы и исключения соперничества, в ее состав следует включать людей, требующих на подготовку сравнительно равных затрат времени и средств, обладающих относительно одинаковыми природными, личностными и психологическими качествами. Это приведет к тому, что члены группы будут выполнять работу примерно на одном квалификационном уровне. Причем в такой группе уменьшается возможность соперничества, ее однородность сохраняется продолжительное время. В состав малой группы нельзя включать лиц, психологически не совместимых с ее членами, вместе с тем наличие в группе людей с различными темпераментами, гармонично дополняющих друг друга, в ряде случаев способствует созданию благоприятного психологического климата и обуславливает высокую успешность совместной деятельности, особенно в условиях продолжительного автономного пребывания. Скомплектованная группа перед выполнением возложенной на нее задачи должна быть проверена на совместные действия в условиях, близких к реальным. В ходе такой проверки сплоченность группы может быть увеличена за счет квалифицированного разбора особенностей действия каждого члена группы в условиях экспериментальной работы и активного воздействия руководителя при обнаружении в группе негативных явлений. К. г. проводится не только при ее формировании и обучении, но и в процессе трудовой деятельности в случае необходимости изменения ее состава или структуры (см. также Организация групповой деятельности).

КОМПЛЕМЕНТ

КОМПЛЕМЕНТ (лат. complementum - дополнение) - 1. белковое вещество (из группы бактериолизинов - см.), содержащееся в сыворотке крови. Соединяясь с веществами, появляющимися в сыворотке крови человека и животных, иммунизированных какой-либо бактерией, то есть антителами (см.), комплемент растворяет эти бактерии; 2. в психологии А.Адлера - общее название психологических защит, используемых с целью гиперкомпенсации комплекса неполноценности.

КОМПОНЕНТ КОНФЛИКТА

КОМПОНЕНТ КОНФЛИКТА - тот элемент конфликта, который оказывает на развитие последнего гораздо более значительное влияние по сравнению с др. элементами. К. к. является частью структуры конфликта. К. к. выступает каждая из конфликтующих сторон, предмет конфликта, социальная или материальная микросреда, в условиях которой развивается конфликт, и др. значимые элементы конфликтной ситуации. К. к., как правило, гораздо меньше, чем элементов. Без определения К. к. трудно разработать как описательную, так и объяснительную модели конфликта. К. к., в свою очередь, состоят из элементов.

КОМПРЕССИОННЫЙ СИНДРОМ

КОМПРЕССИОННЫЙ СИНДРОМ (лат. compressio - сжимание, сжатие, стискивание; обнимание, объятие; сжатость, краткость; подавление) - симптомы сдавления головного мозга, возникающие вследствие кровоизлияния в головной мозг, нарушения целостности костей черепа, травматического отёка и набухания головного мозга после черепно-мозговой травмы. После ликвидации общемозговых симптомов спустя часы, дни относительного благополучия вновь возникают признаки сдавления головного мозга: нарастающие головные боли с тошнотой и рвотой, вялость, сонливость, сопор, а затем и кома. Брадикардия сменяется тахикардией с аритмией, нарушается дыхание, появляются очаговые симптомы (парезы, параличи, расстройства чувствительности, мидриаз и слабая фотореакция на стороне внутричерепной гематомы, припадки джексоновской эпилепсии. Могут быть также нечёткость границ дисков зрительных нервов, застойные диски, патологические и менингеальные знаки.

КОМПРЕССИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

См. Сдавливание головного мозга.

КОМПРЕССИЯ НЕРВА

См. Сдавливание нерва.

КОМПРЕССИЯ РЕЧЕВОГО СИГНАЛА

КОМПРЕССИЯ РЕЧЕВОГО СИГНАЛА (от лат. compressio - сжатием..)-преобразование речевого сигнала, которое приводит к сжатию одного или нескольких характеризующих сигнал диапазонов (частотного, амплитудного или временного), но сохраняет при этом полностью или частично информацию, содержащуюся в сигнале до его преобразования и необходимую для последующего восстановления разборчивой речи. К. р. с. может быть: 1) частотной, при которой происходит, в основном, сжатие частотного диапазона сигнала; 2) амплитудной, при которой происходит, в основном, сжатие амплитудного диапазона сигнала; 3) временной, при которой происходит, в основном, сжатие занимаемого сигналом времени (временного диапазона сигнала). Компрессированный речевой сигнал характеризуется показателями: 1) коэффициентом частотной К. р. с, равным отношению ширины частотной полосы исходного дигнала к ширине частотной полосы компрессированного сигнала; 2) показателем амплитудной К. р. с, характеризующимся отношением динамического диапазона сигнала до компрессирования к динамическому диапазону компрессированного сигнала; при этом динамические диапазоны как одного, так и другого сигналов (до и после К. р. с.) должны быть выражены в логарифмических единицах (см. Децибел). К. р. с. является одной из разновидностей сжатия информации. Процессом, обратным компрессированию, является экспандирование (расширение) речевого сигнала, в результате которого восстанавливаются разборчивость речи на основе содержащейся в компрессированном сигнале информации. Методы К. р. с. делятся на непосредственные, параметрические и лингвистические.

КОМПРЕССИЯ СПИННОГО МОЗГА

См. Сдавливание спинного мозга.

КОМПРОМИСС

КОМПРОМИСС - стремление при общении в ситуации несовпадения интересов пойти на взаимные уступки. Не следует играть на нуждах партнера по общению, пытаясь его обыграть, а искать приемлемый для обоих очевидный баланс уступок и выгод, придерживаться этой тактики речи, чтобы она была явно выражена. Нередко для достижения компромисса полезно прервать беседу и возобновить ее через определенное время, за которое стороны могут лучше обдумать возможности компромисса.

* * *

1) стратегия поведения, Предусматривающая взаимные уступки; 2) соглашение Противоборствующих сторон на основе взаимных уступок. Вопреки распространенному в последнее время мнению компромисс не является единственной формой разрешения конфликтов. Компромисс неприменим, если одна из сторон ставит своей целью уничтожение противника. Компромисс требует, чтобы стороны сознавали свои интересы и проявляли их легальным образом.

* * *

(лат. compromissum) - стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента. Возможен в случаях: обладания сторонами одинаковыми властью, ресурсами, социальной поддержкой; наличия взаимоисключающих интересов;

удовлетворения временными решениями, когда др. решения оказались неэффективными; угрозы потерять все. К. является также одним из способов разрешения конфликта.

КОМПРОМИСС МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ

КОМПРОМИСС МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ (от лат. compromissum - соглашение) - способ достижения согласия, завершения конфликта между этническими группами, этносами, их представителями.

К.м. предполагает достижение соглашения, взаимопонимания, частичного завершения межэтнического конфликта путем взаимных уступок и согласования интересов (посредством их частичного удовлетворения). Модель завершения межэтнического конфликта способом К. м. используется в условиях, когда субъекты имеют равные возможности при отсутствии достаточных ресурсов для полного удовлетворения интересов, потребностей одной из конфликтующих сторон.

К.м. представляет собой соглашение, имеющее определенные временные параметры, по истечении которых одна из сторон или обе в равной мере будут обладать достаточными возможностями для пересмотра заключенного К.м. с целью изменения результата в свою пользу. Проблема будет разрешена в процессе завершения конфликта, либо он потеряет свою актуальность. В случае возникновения вооруженного конфликта между субъектами достижение К. м. направлено на прекращение военных действий между участниками конфликта, что создает возможности для привлечения и использования мирных средств.

Каждая из сторон, приняв решение о своем согласии на заключение К.м., определяет с учетом своих интересов допустимые нижние границы уступок, на которые она готова пойти при определении компромиссного соглашения. Принятие уступок ниже допустимых границ означает ее поражение в межэтническом конфликте. При заключении К.м. необходимо знание субъектом своих интересов, а также знание интересов и возможностей другого субъекта. Уступки в К. м. могут иметь политический, экономический, территориальный, социальный характер. Одним из условий достижения К.м, является учет времени действия соглашения.

КОМПРОМИСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

КОМПРОМИСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ - способ разрешения политических конфликтов, заключается во взаимных уступках при распределении властных полномочий. Впервые термин «компромисс» в политическом плане был применен в 1566 г. в Нидерландах. Определяется природой проблем, лежащих в основе политического конфликта, а также поведенческими стратегиями конфликтующих сторон. Роль К. п. в политике амбивалентна. Компромиссы бесплодны и неэффективны, если не ведут к политическому консенсусу; консенсус невозможен иначе как в результате согласования позиций и поиска взаимоприемлемых решений, достигаемых посредством К. п. Попытки достичь консенсуса вне К. п., характерные для современной России, лишь усиливают конфликтогенность российской политики, деструктивные действия ее субъектов.

КОМПУЛЬСИВНОСТЬ

КОМПУЛЬСИВНОСТЬ (лат. compulsio - принуждение; напоминание о платеже) - 1. вообще - склонность к повторяющимся, стереотипным поведенческим актам: моторным, эмоциональным или интеллектуальным; 2. повторяемость в одинаковой форме побуждений и действий, обычно выполняющих функцию защиты от навязчивого страха (например, идеаторные и сложные двигательные ритуалы, мытьё рук пациентами с навязчивым страхом загрязнения); 3. навязчивое побуждение, субъективное ощущение чуждости, принудительного характера возникающих патологических побуждений совершить нечто неприемлемое, противоестественное (например, выругаться в толпе, выйти голым на улицу и т.п.). Такие побуждения нередко осознаются как весьма интенсивные, сопровождающиеся чувством нарастающего аффективного напряжения, кажущиеся порой непреодолимыми, хотя понимание их неадекватности, болезненности, несовместимости с принятыми нравственно-этическими нормами может сохраняться в полной мере, как и стремление их контролировать. Навязчивые влечения могут трансформироваться в импульсивные влечения; 4. в отечественной наркологии - используемая некоторыми авторами характеристика побуждения употреблять психоактивные субстанции у зависимых от них пациентов: его интенсивность, непреодолимость, ощущение вынужденности, необходимости. Связывается в своём развитии с физической зависимостью (от алкоголя, наркотиков, других одурманивающих веществ). См. Навязчивые явления.

* * *

См. Действия навязчивые.

КОМПЬЮТЕРНАЯ АКСИАЛЬНАЯ ТОМОГРАФИЯ (КАТ)

КОМПЬЮТЕРНАЯ АКСИАЛЬНАЯ ТОМОГРАФИЯ (КАТ) (компьютерный лат. axis - ось, греч. tomos - часть, слой; gracho - пишу) - неинвазивный метод исследования мягких тканей, в том числе тканей головного мозга. Узкий рентгеновский луч неоднократно пропускается при этом через орган (делается 180 отдельных сканирований), при этом компьютер анализирует уровень поглощения в каждой точке, позволяя тем самым визуализировать весь орган и его отдельные структуры (серое вещество, полости и т.д.). КАТ позволяет выявлять атрофические и иные структурные нарушения головного мозга (расширение боковых и третьего мозгового желудочков, атрофию мозжечка, выраженные поражения префронтальной коры, увеличение объёма или частичную атрофию мозолистого тела, морфологическую асимметрию головного мозга с преобладанием правой гемисферы). Синонимы: Комьютерная томография, КТ.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком К. з. является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников К. з. обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т.п. К. з. часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), К. з. может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т.п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий. А.Л.Венгер

КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ (англ. comput|e| - подсчитывать, model - модель, макет, образец) - обозначение компьютерных программ в качестве моделей функционирования человека и распространённого представления о том, что человеческое познание является вычислительным процессом, в противоположность, например, аналоговому процессу.

КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ

КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ - применение компьютеров с целью облегчения процессов обучения.

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ - разновидность тестирования, проводимого с использованием средств вычислительной техники. В простейшем случае оно заключается в том, что при тестировании используются компьютерные версии уже известных методик, т. е. их предъявление и обработка приспособлены к среде ЭВМ. Чаще всего при этом используются личностные опросники, тесты интеллекта и другие традиционные психологические тесты. Как отмечают Л. Ф. Бурлачук и С. М. Морозов, важнейшей проблемой в этом случае является доказательство эквивалентности компьютерной формы теста ее основной (исходной) версии. Многочисленными исследованиями установлено<что такие компьютерные тесты нуждаются в изучении их психометрических параметров, установлению эквивалентности валидности. В более сложном случае при К. т. используются т. н. адаптивные тесты, в которых управление процессом тестирования частично или полностью передается ЭВМ. При этом ЭВМ должна работать в режиме диалога с испытуемым и, следовательно, должны выполняться основные инженернопсихологические требования к ведению диалога (см. Диалог человека и ЭВМ). В противном случае эффективность К. т. будет низкой. Имеются проблемы и в вопросах компьютерной интерпретации результатов тестирования. Этот процесс (особенно при диагностике личностных особенностей испытуемого), по мнению многих специалистов, должен оставаться делом специалиста по психологическому тестированию (психодиагностике). Роль ЭВМ должна заканчиваться на уровне обработки результатов тестирования по определенному алгоритму (см. также Оценки тестовые).

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ - название любого теста, адаптированного для его применения и обработки результатов на компьютере.

КОМФОРТ

КОМФОРТ (англ. сomfort - утешение; поддержка; удобство) - 1. благоприятные внешние и внутренние условия среды обитания; 2. субъективное состояние в благоприятных внешних и внутренних условиях (ровное, спокойное настроение, отсутствие ощущения разлада с собой и с окружающим миром); 3. идеал качества жизни дефицитарной личности, обеспеченность всем необходимым для беззаботного существования.

* * *

(от англ. comfort, лат. confortare - укреплять, ободрять) - 1) обобщенная характеристика состояния человека в трудовой деятельности (см. Функциональный комфорт). 2) совокупность благоприятных условий, удобств, обеспечивающих хорошее самочувствие и высокую работоспособность человека. К. на производстве обеспечивается выполнением санитарно-гигиенических норм и требований (микроклимат, освещенность, уровень шума и т. п. в рабочих помещениях), инженерно-психологических рекомендаций (конструкция оборудования и его размещение на рабочих местах, режим труда и отдыха), социально-психологических рекомендаций (психологический климат в коллективе, правильное использование материальных и моральных стимулов и т. п.). Создание условий К. на производстве - важнейшее условие повышения производительности и качества труда. В процессе разработки СЧМ специально проектируется комфортная среда рабочего места человека-оператора (см. Зона комфорта).

Предыдущая страница Следующая страница