Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Б" (часть 9, "БИХ"-"БОГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 9, "БИХ"-"БОГ")

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ МЕТОД

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ МЕТОД - подход к изучению психологических процессов, который полагается исключительно на анализ поведения и в значительной степени до настоящего времени пренебрегает исследованием личности и психической деятельности как не отвечающее требованиям строгой науки. В клинических иллюстрациях, составленным по принципам бихевиоризма, иногда не встречается ни одного суждения, которое характеризовало бы субъективные ощущения пациента.

БЛАГОВОЛЕНИЕ

БЛАГОВОЛЕНИЕ - доброжелательство, признательность, благосклонность (высшего к низшему).

Царь, однакож, в знак благоволения, прислал ему свой портрет, осыпанный алмазами (А. Пушкин, Записки Моро де-Бразе).

Ср. фаворитизм.

БЛАГОГОВЕНИЕ

БЛАГОГОВЕНИЕ (от говеть в значении «угождать, уважать, бояться») - смесь страха и глубокого почтения.

К концу жизни Микеланджело вызывал у своих современников чувство, близкое к благоговению (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело).

Земли достигнув наконец,

От бурь спасенный Провиденьем,

Святой Владычице пловец

Свой дар несет с благоговеньем.

(А. Пушкин, Акафист E.H. Карамзиной)

Что-то вроде неземного благоговения охватывало меня при мысли о таком множестве книг (С. Цвейг, Письмо незнакомки).

БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ПЕНИСОМ

БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ПЕНИСОМ - в психоанализе - термин Ф. Гринэйкера, обозначает эмоцию, вызываемую у некоторых людей, чаще, повидимому, у женщин, видом пениса; некоторые из них наблюдают даже «ореол» вокруг пениса. Другие авторы говорят о том, что женщины могут впадать в растерянность от вида пениса, особенно если он эрегирован и обладает внушительными размерами.

БЛАГОДАРНОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ - сознание индивидом, что кто-л. сделал ему добро и желание ответить ему на это добром, расположенность к нему в связи с этим. Может сочетаться с радостью, любовью, ласковостью, уважением; также с неловкостью и щепетильностью (неприятным чувством, что находишься в долгу, и желанием скорее чем-то отблагодарить). Типичная реакция - удовлетворение, радостное настроение.

Так редко встречаешь у людей благодарность, и как раз наиболее благодарные не находят для нее слов (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

Благодеяния до тех пор приятны, пока нам кажется, что за них можно отплатить; а когда их слишком много наберется, ненависть является вместо благодарности (Б. Паскаль, Мысли о религии).

Она была рождена для любви, но прежде только подчинялась мужчине, ныне же любила сама, отдавала себя без остатка и испытывала трепетную благодарность за дарованное ей наслаждение (Э. Золя, Человек-зверь).

В искусстве благодарность олицетворялась в виде женщины, держащей в руке букет бобовых цветов - овоща, укрепляющего землю, которая его производит; рядом с ней аист, которого превозносят за его любовь к удрученным престарелым родителям, и слон - животное, которое, как говорят, никогда не забывает сделанного ему добра (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).

БЛАГОДАТЬ

БЛАГОДАТЬ - наитие, помощь свыше, от Бога.

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно греховной.

(Ф. Тютчев, Не знаю я)

Так! Есть таинственные блага!

Их взор не зрит, не слышит слух;

Млека и меда слаще влага

Из высших кладезей в наш дух

Стезями тайными втекает…

Как радостно наш дух играет,

Когда к нему нисходит мир,

Тогда в душе совсем иное!

И что пред тем иным земное?

(Ф. Глинка, Карелия)

«Зо-офус, я чувствую себя как-то странно; наверно, на меня снизошла благодать». «Вот видишь! Я всегда знал, что моя Гретхен сподобится благодати» (Г. Манн, Гретхен).

БЛАГОДУШИЕ

БЛАГОДУШИЕ - беззаботное спокойствие, беззаботная радость; ранее означало «доброта души, расположение к добру, мужество, великодушие». На благодушие может быть грустно-насмешливая реакция.

Физиономия старого полковника расплылась благодушной улыбкой (В. Короленко, Федор Бесприютный).

Отец… Христофор не переставал удивленно глядеть на мир Божий и улыбаться. Молча, он думал о чем-то хорошем и веселом, и добрая, благодушная улыбка застыла на его лице (А. Чехов, Степь).

За обедом Дитрих пришел, наконец, в благодушное настроение и даже перебросил Гретхен, сидевшей напротив него, кусок угря - лакомство, подававшееся ему одному (Г. Манн, Гретхен).

* * *

Эмоциональное состояние, при котором проявляются неадекватные действительности довольство и беспечность, тогда как понижено внимание к реально складывающимся ситуациям, возможным опасностям.

БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬСТВО (БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ)

БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬСТВО (БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ) - см. Доброжелательность.

У него было свежее открытое лицо, a в синих глазах какая-то благожелательность (А. Дружинин, Полинька Сакс).

Изъявление уважения гораздо скорее и вернее приобретает симпатии людей, чем изъявление благожелательства (Дж. Леопарди, Диалоги и мысли).

БЛАГОПОЛУЧИЕ

БЛАГОПОЛУЧИЕ - спокойное и счастливое состояние. Ср. закрепление эго, безопасность, счастье.

БЛАГОРАЗУМИЕ

БЛАГОРАЗУМИЕ - рассудительность, склонность обдумывать свои поступки. Реакция на благоразумие, как правило, положительная; она может вызвать неудовлетворенность, насмешки со стороны легкомысленных индивидов.

Вы можете и должны видеться с нами, Вертер, только будьте благоразумны (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

БЛАГОРОДНЫЕ ПОБУЖДЕНИЯ

БЛАГОРОДНЫЕ ПОБУЖДЕНИЯ - высоконравственные чувства и побуждения, такие как самоотверженность, искренность и др. Обычно вызывают уважение, восхищение.

Если он честный человек и не лишен чувства, он окажет нам помощь из благородного побуждения (А. Прево, Манон Леско).

БЛАГОСКЛОННОСТЬ

БЛАГОСКЛОННОСТЬ - расположение индивида (влиятельного, солидного лица) к кому-л. (менее значительному), снисхождение. Обычно вызывает негативную реакцию окружающих и положительную реакцию объекта.

Тогда хозяин благосклонный

С приветом, ласково, встает

И гостю в чаше благовонной

Чихирь отрадный подает.

(А. Пушкин, Кавказский пленник)

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ (от честь «почитание») - набожность, религиозность. Возможное проявление - возведение взора на небо, наложение на себя крестного знамения, сложение рук ладонями и поднесение их к груди, земные поклоны. Типичная реакция на благочестие - уважение; у атеистов - насмешки, презрение. Может сочетаться с альтруизмом, всепрощением, смирением, самоуничижением.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Евангелие от Луки) [2, 25]

Годунов. Вся Русь царицу любит

За благочестие ее. А паче

За то, что мать Димитрия она…

(А.К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного)

Наши мирные занятия и спокойная жизнь незаметно обратили помыслы наши к религии. Манон и ранее была благочестива (А. Прево, Манон Леско).

Образцами благочестия являются Лиза Калитина в романе И. Тургенева «Дворянское гнездо», Алеша Карамазов в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Ср. музыку вокального произведения Ф. Шуберта «Аве Мария», картину Ж. Милле «Анжелюс». Благочестие изображается как молодая женщина, скромно одетая, коленопреклоненная, с глазами, обращенными к небу, откуда исходит луч света, символ надежды; в левой руке она держит светильник, а ее правая рука, приложенная к груди - эмблема милосердия (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).

БЛАЖЕННЫЙ

БЛАЖЕННЫЙ (старославянск. «блажити» - восхвалять, почитать; значение «глупый, дурак» возникло на базе значения «святой» в силу того, что святыми на Руси чаще всего считались юродивые. Ср. Василий Блаженный; некоторые предполагают, что это ипостась царя Ивана Грозного, будто бы сошедшего с ума) - 1. благополучный, благоденствующий, счастливый; 2. скиталец, принявший облик ненормального человека, и обладающий даром провидения; 3. разг. - чудной, странный, сумасбродный, взбалмошный.

БЛАЖЕНСТВО

БЛАЖЕНСТВО (церковнослав., от благо «добро», блаженный «счастливый») - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения.

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

(А. Пушкин, Евгений Онегин)

Ср.:

Можете ли вы утверждать, что то, что вы называете блаженством добродетели, свободно от страданий, невзгод и волнений?.. Блаженство, прославляемое вами, смешано с множеством страданий… оно лишь бездна всяческих горестей, сквозь которую человек стремится к счастию (А. Прево, Манон Леско).

БЛАНДА-УАЙТА-ГАРЛЕНДА СИНДРОМ

БЛАНДА-УАЙТА-ГАРЛЕНДА СИНДРОМ (по именам американских кардиологов Е. F. Bland, род. в 1901, P. D. White, 1886-1973, и J. Garland, 1893-1973, впервые аномалию у 5-месячного ребенка наблюдал в 1911 русский патолог А. И. Абрикосов, 1875-1955) - аномалия развития артерий сердца, при которой левая венечная артерия берет начало от легочного ствола, что ведет к недостаточному снабжению миокарда артериальной кровью. Клинические симптомы появляются через 2-3 месяца после рождения: беспокойство, одышка, прерывание кормления, срыгивание, потливость во время и после кормления, бледность и легкий цианоз кожи, постоянное удушье. При осмотре выявляют левосторонний «сердечный горб», расширение границ сердца влево, разлитой, смещенный в левую подмышечную область верхушечный толчок, приглушенные тоны сердца, шум недостаточности митрального клапана; в случае декомпенсации - увеличение печени, застойные хрипы в легких, выраженную одышку в покое, цианоз, увеличенную печень. На ЭКГ - признаки ишемии или инфаркта переднебоковой стенки левого желудочка. Диагноз подтверждают рентгенологически, эхокардио- и коронарографией. Лечение хирургическое: перевязывают аномальную артерию или осуществляют трансплантацию ее устья в стенку аорты.

A. I. Abrikossoff. Aneurysma des linken Herzventrikels mit abnormer Abgangsstelle der linken Koronararterie von der Pulmonalis bei einem funsonatlichen Kinde. [Virchows] Archiv fUr pathologische Anatomie und Physiologie und fUr klinische Medizin, Berlin, 1911; 203: 413-420.

E. F. Bland, P. D. White, J. Garland. Congenital anomalies of coronary arteries. Report of unusual case associated with cardiac hypertrophy. American Heart Journal, St. Louis, 1932-1933; 8: 787-801.

БЛАНК СИСТЕМНО-СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ

БЛАНК СИСТЕМНО-СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ - обоснованная, логически взаимосвязанная система вопросов, письменные ответы на которые формируют ретроспективную ситуационную модель завершившегося конфликта.

БЛАСТОМИКОЗ ЕВРОПЕЙСКИЙ БУССЕ-БУШКЕ

См. Криптококкоз.

БЛЕДНЫЙ ШАР

БЛЕДНЫЙ ШАР - подкорковая структура, часть базального ганглия, активизирует экстрапирамидную моторную систему. Синонимы: Pallidum, Paleostriatum.

БЛЕЙЛЕР

БЛЕЙЛЕР (Bleuler) Эйген (1857-1939) -швейцарский психиатр, психолог и психопатолог. Один из создателей глубинной психологии, автор концепций об аутизме и амбивалентности. Профессор психиатрии (1898) и директор психиатрической клиники (Бургхельцли) Цюрихского ун-та (1898-1927). Учитель и коллега К. Юнга, К. Абрахама, Л. Бинсвангера и др. Окончил медицинский фак-т Бернского ун-та. Стажировался у Ж. Шарко и др. Работал профессором психиатрии Цюрихского ун-та. Занимался врачеванием и разработкой клинических концепций. Исследовал раннее слабоумие. Использовал психоаналитические идеи 3. Фрейда для исследования бессознательного. В 1909- 1913 гг. совместно с 3. Фрейдом был соиздателем первого психоаналитического журнала (ред. которого являлся К.Г. Юнг.). Считал, что психология распадается на психологию до Фрейда и после Фрейда. В 1908 г. ввел термин шизофрения, описал и исследовал эту болезнь (иногда именуемую болезнью Блейлера). В 1911 г. предложил развернутую трактовку шизофрении. В 1912 г. опубликовал книгу Аутистическое мышление, подводившую итоги исследования аутизма (термин и концепция Б.) как симптома и формы психических заболеваний,характеризующихся преобладанием внутренней жизни, дистанцированием и активным уходом человека из внешнего мира. Изучал паранойю и органические поражения интеллекта. Занимался разнообразными клиническими исследованиями. Был инициатором применения психоаналитических методов в клинике. Ввел понятие и разработал концепцию амбивалентности. Исследовал чувство вины. Совместно с К. Юнгом разработал и ввел в психопатологию понятия аффективного комплекса и ассоциативного эксперимента. Использовал ассоциативный эксперимент в патопсихологических изысканиях и клинической практике. Различал фундаментальные симптомы: аутизм, потерю ассоциаций, умственное расстройство и изменение эмоциональных реакций. Считал, что все жизненные акты (психоиды) обладают тремя основными свойствами: целесообразным характером, интегративной способностью и функцией памяти. Вместе со своими учениками и ассистентами (К. Юнгом, К. Абрахамом и др.) принимал участие в работе психоаналитических конгрессов и психоаналитическом движении. Содействовал распространению и развитию психоаналитических идей. Автор книг: Аф-фективность, суггестивность, паранойя (1906); Психоанализ Фрейда, защита и критические заметки (1911); Критика теории Фрейда (1913); Руководство по психиатрии (1916 и пр.) и ряда работ по различным проблемам психиатрии. В. И. Овчаренко

БЛЕЙЛЕРА ЛАТЕНТНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ

БЛЕЙЛЕРА ЛАТЕНТНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ - форма шизофрении, протекающая с «лёгкими патологическими расстройствами». Психотической симптоматики при этом обычно не наблюдается, однако она может появиться после многолетнего скрытого течения болезни под влиянием разного рода дополнительных неблагоприятных факторов (ЧМТ, стресс и др.). Дефицитарная симптоматика представлена в относительно слабой степени, ориентиривка и поведение пациентов существенно не нарушаются. Дифференциальная диагностика с конституциональными аномалиями шизоидного круга весьма затруднительна. Правомерность выделения латентной шизофрении многими исследователями оспаривается. Некоторые отечественные исследователи относят латентную шизофрению к «стёртым» формам болезни (Штернберг, Молчанова, 1978). В МКБ-10 рассматривается как шизотипическое расстройство личности, но и данная интерпретация не имеет сколько-нибудь серьёзного обоснования и является условной.

БЛЕЙЛЕРА ОСНОВНЫЕ И ДОБАВОЧНЫЕ СИМПТОМЫ ШИЗОФРЕНИИ

БЛЕЙЛЕРА ОСНОВНЫЕ И ДОБАВОЧНЫЕ СИМПТОМЫ ШИЗОФРЕНИИ - разграничение обязательных, облигатных (см.), свойственных всем формам шизофрении признаков и добавочных, дополнительных или факультативных симптомов, наблюдающихся при отдельных формах этого заболевания. К облигатным Е. Блейлер (1911) относит: 1. расстройства ассоциативных процессов, 2. аутизм, 3. нарастающее эмоциональное обеднение, 4. нарастающее снижение активности и 5. нарушения самовосприятия или деперсонализация. Факультативными Е. Блейлер считает: 1. галлюцинации, 2. бред, 3. кататонические расстройства.

БЛЕЙЛЕРА ПОЗДНЯЯ ШИЗОФРЕНИЯ

БЛЕЙЛЕРА ПОЗДНЯЯ ШИЗОФРЕНИЯ - шизофрения, начавшаяся у пациентов в возрасте после 40 лет. Типичными признаками заболевания Е.Блейлер считает: 1 раннее формирование синдрома парафрении (см.); 2. относительно малую прогредиентность; 3. нерезко выраженную дефицитарную симптоматику; 4. наличие общевозрастных психических отклонений.

БЛЕЙЛЕРА ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

БЛЕЙЛЕРА ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ - см. Синдром психоорганический.

БЛЕЙЛЕРА ПСИХОЭНДОКРИННЫЙ СИНДРОМ

БЛЕЙЛЕРА ПСИХОЭНДОКРИННЫЙ СИНДРОМ - см. Психосиндром эндокринный М.Блейлера.

БЛЕЙЛЕРА СИНДРОМ

БЛЕЙЛЕРА СИНДРОМ (по имени швейцарского психиатра и психолога E. Bleuler, 1857-1939) - одно из названий шизофрении - наиболее распространенного психического заболевания неясной этиологии с преимущественно хроническим прогредиентным течением, характеризующегося диссоциацией психических процессов и нарастающими изменениями личности. Учение о шизофрении сформировалось во второй половине XIX в. В 1857 французский психиатр Б. О. Морель выделил так называемое раннее слабоумие как проявление «наследственного вырождения». В 1860-70-е немецкие психиатры К. Кальбаум и Э. Геккер описали гебефрению и кататонию. Французский психиатр В. Маньян выделил (1888) хронические галлюцинаторно-бредовые психозы с исходом в апатию и слабоумие. В 1898 немецкий психиатр Э. Крепелин объединил эти формы в одну болезнь под названием «раннее слабоумие». Э. Блейлер наиболее существенным признаком этой болезни считал расщепление психики и предложил (1911) ее название - шизофрения (от греч. schiso - расщепляю и phren - ум, разум).

E. Bleuler. Dementia praecox oder die Gruppe der Schizofrenien. In: Gustav Aschaffenburg (1866 - ), editor: Handbuch der Psychiatrie. Leipzig and Vienna, 1911-1928.

БЛЕЙЛЕРА ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

БЛЕЙЛЕРА ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ - см. Психосиндром церебрально-органический Блейлера.

БЛЕЙЛЕРА ЭНДОКРИННЫЙ ПСИХОСИНДРОМ

БЛЕЙЛЕРА ЭНДОКРИННЫЙ ПСИХОСИНДРОМ (описан швейцарским психиатром M. Bleuler, 1903-1994) - общее название изменений психики, обусловленных эндокринными нарушениями и проявляющихся снижением психической и физической активности, повышенной утомляемостью, расстройствами настроения и влечений. Степень выраженности психических изменений может колебаться от легкой (неврозоподобные, психопатоподобные состояния) до глубокой, при которой нарушения граничат с расстройствами, свойственными органическому психосиндрому. В сфере влечений расстройства многообразны как по степени выраженности, так и по их качественным особенностям: отмечаются резкое повышение аппетита или его отсутствие, особые пищевые пристрастия, повышенная жажда, стремление к теплу или прохладе или избегание их, снижение полового влечения (реже усиление), но, как правило, без изменения его направленности и др.

E. Bleuler. Lehrbuch der Psychiatrie. First published 1916. 13th edition. Revised by M. Bleuler. Berlin, 1975.

БЛЕФАРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЗНЕЦОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

БЛИЗНЕЦОВ ИССЛЕДОВАНИЯ - исследования на моно - и дизиготных близнецах, выросших соответственно вместе и отдельно друг от друга. Основная цель таких исследований - определить относительный вклад наследственности и роли среды в развитие организма, заболеваний, психических качеств и поведения.

БЛИЗНЕЦОВ КОНТРОЛЬ

БЛИЗНЕЦОВ КОНТРОЛЬ - использование близнецов в экспериментальных исследованиях как способ контроля генетических и средовых факторов. Когда используются монозиготные близнецы, имеется полный контроль на генетическими факторами. С дизиготными близнецами он является неполным, но исследование последних имеет некоторое преимущества перед использованием сиблингов, которое состоит в том, что окружающая среда, в которой они растут, в большей части случаев оказывается значительной или даже преобладаюзей.

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД - один из наиболее информативных методов психогенетики, основанный на сопоставлении внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных и неидентичных дизиготных близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, т.е. из одной оплодотворенной яйцеклетки, которая иногда на ранних стадиях своего деления дает начало двум эмбриональным структурам. Монозиготные близнецы - единственные люди, имеющие идентичный набор генов. Дизиготные близнецы развиваются из двух одновременно оплодотворенных яйцеклеток; у них, как и у обычных сиблингов (родных братьев и сестер), в среднем 50% общих генов. Диагностика зиготности основана на системе определенных антропометрических признаков, характеризующих внешнее сходство близнецов, и на использовании более сложных маркерных систем, включающих биохимические факторы, группу крови и т.д. При работе с большими выборками близнецов возможна диагностика по специально разработанным вопросникам, дающим хорошее совпадение диагноза с результатами более строгих методик. Если по тому или иному показателю психического развития монозиготные близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, чем дизиготные, то это рассматривается как признак существенной зависимости данного показателя от генетических факторов. В последние годы стал использоваться метод семей монозиготных близнецов, позволяющий оценить так называемый «материнский эффект» - влияние цитоплазматической наследственности, практически полностью определяемой материнской яйцеклеткой. При наличии «материнского эффекта» имеющие матерей - монозиготных близнецов, будут более похожи по изучаемому признаку, чем дети, имеющие отцов - монозиготных близнецов. Существуют и другие варианты Б. м. (метод контрольного близнеца, близнецовой пары и т.д.), не решающие собственно психогенетических задач, но помогающие экономно и надежно исследовать многие психологические проблемы. И. В. Тихомирова

БЛИЗНЕЦЫ

БЛИЗНЕЦЫ - два или более ребенка, родившиеся от одной многоплодной беременности. Наиболее часто рождаются двойни. Реже - тройни, четверни и т.д. Так наз. идентичные Б. (монозиготные) развиваются из одной оплодотворенной зиготы в результате ее расщепления на два или более самостоятельно развивающихся далее эмбрионов. Неидентичные Б. (полизиготные) развиваются из двух, трех и т.д. одновременно оплодотворенных зигот. Идентичные Б. обладают одинаковым генотипом. Они обнаруживают как внешнее, так и внутреннее (психическое) сходство. Идентичные Б. всегда одного пола. Неидентичные Б. являются носителями различной наследственности, т.к. генотипично они могут нести в себе разные сочетания наследуемых свойств. У этих Б. могут обнаруживаться значительные внешние и психологические различия. Неидёнтичные Б. могут быть как одного, так и противоположных полов. Окружающие люди и, особенно, семья нередко ожидают от близнецового сообщества единообразия, что может сформировать у детей зависимость друг от друга, ослабить развитие их самостоятельности и воли. Закрытое общение в близнецовой группе может стать причиной задержки психического развития детей. Тесно взаимодействуя, Б. научаются понимать друг друга, исходя из ситуации, не утруждая себя вразумительными объяснениями своих игровых и реальных побуждений. Речевое развитие может также терять свой темп и искажаться, т.к. близнецовая группа может идти по линии наименьшего сопротивления, постепенно изобретая так наз. автономную речь, понятную только самим Б. Вслед за задержкой речевого развития может происходить задержка и остальных познавательных процессов. Учитывая социальные провокации, которые вызывает «феномен близнецов», следует уделять специальное внимание индивидуальному общению с каждым из Б. для создания благоприятных условий развития, независимого от другого Б. Идентичные и неидентичные Б. имеют выраженные различия в своих психологических особенностях. Идентичные Б., имея общий генотип, сами по себе тяготеют друг к другу в силу схожести реакций на внешний мир, схожести своих потребностей, а также форм физической активности и психической деятельности. Идентичность соединяет этих Б. внутренними психологическими основаниями. Неидентичные Б. чаще тяготеют к индивидуализации, к подтверждению своей уникальности, они стремятся утвердить свою самость, свое «Я», при этом у них могут формироваться отчужденные отношения между собой. Важно создать условия для воспитания у всех Б. чувства личности, уникальности, но так же важно воспитывать у Б. братские и сестринские отношения. При развитии уникальности каждого следует воспользоваться даром самой природы и воспитать дружные пары, тройни и т.д. Важно, чтобы единые по факту рождения Б. прошли по жизни, оказывая друг другу поддержку, независимо от того, идентичные они или неидентичные по факту своего рождения. В. С. Мухина

БЛИЗНЕЦЫ ДИЗИГОТНЫЕ

БЛИЗНЕЦЫ ДИЗИГОТНЫЕ ( греч. di - дважды, двойной; zygote - соединённая в пару) близнецы, развившиеся из двух разных зигот, то есть продукта слияния мужской и женской половых клеток (гамет). В отличие от монозиготных, дизиготные близнезы имеют разные генотипы и в своих последующих отношениях между собой существенно отличаются друг от друга. Синоним: Братские близнецы.

БЛИЗНЕЦЫ МОНОЗИГОТНЫЕ

БЛИЗНЕЦЫ МОНОЗИГОТНЫЕ - близнецы (обычно два близнеца), развившиеся из одной зиготы и имеющие идентичные наследственные структуры. Иногда неточно называются однояйцевыми близнецами. Исследование монозиготных близнецов часто используются для изучения влияния наследственных структур на развития какого-либо заболевания или расстройства. Синоним: Идентичные близнецы.

БЛИЗОРУКОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЗОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЗОСТЬ ПРОТИВ ИЗОЛЯЦИИ

БЛИЗОСТЬ ПРОТИВ ИЗОЛЯЦИИ - шестая из восьми стадий жизни человека, по Эриксону. На этой стадии, после 20 лет, человек становится способным к интимной любви и творческой работе или, в случае неудачи, оказывается неспособным играть ответственные социальные роли.

БЛОК

БЛОК (англ. вlock - препятствие, затор) - 1. любое препятствие или барьер, мешающий началу процесса (прохождению нервного импульса, продуктивной переработке стрессовой ситуации и т.п.); 2. резкое прекращение протекания некоего процесса (например, умственнного); 3. нарушение процесса поиска и идентификации информации в памяти (например, появление феномена «на кончике языка»; 4. группа или последовательность испытаний в эксперименте.

БЛОКАДА

БЛОКАДА (англ. вlock - препятствие, затор) - любое препятствие на пути некоего процесса. Например, аффективная блокада - препятствие на пути проявления эмоций (типичный симптом раннего детского аутизма). Блокада речевой и умственной деятельности - резкое прекращение протекания речи и мышления. И т.п.

* * *

любое вмешательство враждебно Настроенных лиц, социальных групп, стран, создающее преграду намечаемым или уже осуществляемым действиям другого человека, группы или государства.

* * *

(англ. blockade) - окружение с помощью вооруженных сил неприятельской территории, города, военной базы и т. п. с суши, моря или воздуха с целью отрезать противника от внешнего мира; система мер, направленных на изоляцию оппонента в политическом или военном отношении с целью оказать на него давление (напр., в международном конфликте, кризисе).

БЛОКАДА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

БЛОКАДА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - 1. утрата способности совершать сложные и последовательные умственные акты в состоянии аффекта; 2. отсутствие эмоций, вызванное психическим расстройством (например, у пациентов с ранним детским аутизмом).

БЛОКИРУЮЩИЙ НАРКОТИК АГЕНТ

БЛОКИРУЮЩИЙ НАРКОТИК АГЕНТ - любое лекарственное средство, которое действует как антагонист наркотика. Например, налоксон (см.).

БЛОКОВАЯ ТАКТИКА

БЛОКОВАЯ ТАКТИКА - согласование своих действий с партнерами, выступающими одним блоком. Цели Б. т.: 1) при большом числе сторон, участвующих в переговорах, сначала найти решение для части из них и тем самым облегчить поиск конечного решения; 2) не дать провести то или иное решение путем выдвижения альтернативного предложения от блока.

* * *

согласование своих действий с партнерами, выступающими одним блоком.

БЛОКОВЫЙ НЕРВ

БЛОКОВЫЙ НЕРВ - 4-й черепной нерв. Является смешанным, содержит эфферентные (моторные) волокна, идущие к верхним косым мышцам глаза, и афферентные (сенсорные) волокна, которые проводят проприоцептивную информацию из тех же мышц.

БЛОК-ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНАЯ ТЕРАПИЯ

БЛОК-ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНАЯ ТЕРАПИЯ - методика проведения ЭСТ, при которой очередной искусственный эпилептический припадок вызывается в момент восстановления дыхания после предшествующего припадка.

БЛОНСКИЙ

Павел Петрович (1884- I. 1941) - российский педагог, психолог и философ. Профессор (1918). По совокупности работ Б. была присвоена степень д-ра педагогических наук (1935). Окончил историко-филологический фак-т Киевского ун-та (1907). Преподавал психологию, философию и педагогику в Московском ун-те, на Высших женских педаго-{ гических курсах и в Московском ун-те А.Л. Шанявского. В 1907-1914 гг. написал ряд работ по философии и истории философии (анализ взглядов Дж. Беркли, Плотина и др.). В 1915-1916 гг. опубликовал серию педагогических статей, направленных против казарменных порядков в школе и ее обособления от реальной жизни (Задачи и методы народной сти школы, 1916). После Октябрьской революции на основе принципов марксистской перестройки педагогической науки разрабатывал идеологию и теорию трудовой политехнической школы (Трудовая школа, 1919). В 1919 г. организовал и возглавил в Москве Академию социального воспитания (с 1924 г. - Академия коммунистического воспитания) и до 1931 г. был ее профессором. С 1922 по 1932 г. - член научно-педагогической секции Государственного ученого совета [ Народного комиссариата просвещения РСФСР, куда был введен по рекомендации Н.К. Крупской, оказавшей серьезное влияние на его научное мировоззрение. Выступал за перестройку психологической науки на основе марксизма (Очерк научной психологии, 1921). В 1922 г. был одним из инициаторов организации и сооснователей Русского психоаналитического общества (РПСАО). В 20-х гг. являлся одним из лидеров отечественной педологии (Педология, 1925,1934,1936). После разгрома педологии (1936) преподавал в 1-м и 2-м Московских ун-тах. В 1930-1940 гг. заведовал лабораторией памяти и несколько позже лабораторией мышления и речи в Институте экспериментальной психологии. Разработал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная) соответствуют этапам развития человека, его речи, мышления и деятельности. Автор книг: Философия Пло-тина(1918), Современная философия (1918-1922, тт. 1-2), Педагогика (1924, 8-е изд.), Память и мышление (1935), Очерки детской сексуальности (1935) и ряда трудов по различным проблемам психологии, педагогики и педологии. В. И. Овчаренко

БЛОШИНЫЙ ТИФ ЭНДЕМИЧЕСКИЙ

БЛОШИНЫЙ ТИФ ЭНДЕМИЧЕСКИЙ (син: крысиный сыпной тиф, крысиный риккетсиоз, эндемический сыпной тиф) - инфекционная болезнь, характеризующаяся доброкачественным циклическим течением, лихорадкой и появлением на коже розеолезно-папулезной сыпи. Распространен преимущественно в портовых городах, расположенных в зонах субтропического и тропического климата.

Возбудитель - риккетсии (Rickettsia typhi) - мелкие палочковидной или кокковой формы микроорганизмы. Основным источником возбудителей инфекции являются крысы, полевые и домовые мыши, переносчиками возбудителей - крысиные блохи и крысиная вошь, платяные вши, некоторые гамазовые клещи. Риккетсии выделяются в окружающую среду с испражнениями переносчиков, где сохраняются до 40 дней. Заражение людей происходит при попадании высохших испражнений переносчиков на поврежденную кожу (место укуса блохи, расчесы), слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей. Заражение возможно также при загрязнении пищевых продуктов фекалиями и мочой грызунов, содержащими риккетсии. От больного человека здоровому эта болезнь не передается. Как правило, встречаются отдельные случаи заболеваний, но изредка возможны небольшие групповые вспышки.

Инкубационный период - 5 - 15 дней. Болезнь начинается остро, появляются озноб, слабость, головная боль, боли в суставах и мышцах, температура тела повышается до 39 - 40 °C. Длительность лихорадки - 7 - 15 дней, чаще 11 - 13 дней. Отмечается гиперемия лица и конъюнктивы. На 5 -6-й день болезни появляется обильная розеолезная, розеолезно-папулезная или папулезная сыпь, располагающаяся по всему телу, в том числе на лице, ладонях, стопах и подошвах. С 11 - 12-го дня болезни она бесследно исчезает. Возможно увеличение печени и селезенки.

Диагноз может быть установлен лишь на основании результатов лабораторных исследований, для чего используют реакцию связывания комплемента.

Лечение проводят в стационаре препаратами группы тетрациклина или (иногда) левомицетином в течение 4 - 5 дней. По показаниям назначают патогенетические и симптоматические средства. Выписка больных из стационара возможна на 4 - 5-й день после нормализации температуры тела.

Профилактика заключается в проведении дератизации и дезинсекции в помещениях, где обитают крысы и мыши. Ведущее значение имеет защита жилищ и помещений, предназначенных для хранения пищевых продуктов и приготовления пищи, от проникновения грызунов и создание условий, лишающих грызунов пищи, питья и препятствующих устройству ими нор и гнезд, - заделка вентиляционных отверстий, люков, отверстий вокруг труб, своевременный вывоз отбросов, очистка дворов от мусора, устройство мусоросборников, недосягаемых для грызунов.

БЛУЖДАЮЩИЙ НЕРВ

БЛУЖДАЮЩИЙ НЕРВ - 10 пара черепных нервов, nervus vagus. Смешанный нерв с широко расветвлёнными афферентными и эфферентными ветвями. Иннервирует внешнее ухо, глотку, гортань, лёгкие, сердце, почки, селезёнку, печень, желудок и кишечник. См. Ваготония.

БЛЮМБЕРГА СИМПТОМ

БЛЮМБЕРГА СИМПТОМ (в отечественной литературе - Щёткина - Блюмберга симптом, по именам описавшего его акушера Д. С. Щёткина, род. в 1851, и работавшего в Одессе немецкого хирурга и акушера J. М. Blumberg, 1873-1955) - признак перитонита: усиление боли в животе при быстром снятии пальпирующей руки с брюшной стенки после легкого надавливания.

J. M. Blumberg. Ein neues diagnostisches Symptom bei Appendicitis. MUnchener medizinische Wochenschrift, 1907; 54: 1177-1178.

БЛЯШКА АТЕРОСКЛЕРОТИЧЕСКАЯ

Утолщение внутренней оболочки артерии, возникающее в результате разрастания соединительной ткани и отложения липидов.

БЛЯШКА СЕНИЛЬНАЯ

БЛЯШКА СЕНИЛЬНАЯ (лат. plax - бляшка, senilis - старческий) - характерный морфологический признак старческой деменции и болезни Альцгеймера. Состоит из амилоидных фибрилл, отростков клеток с признаками дегенеративных изменений, дендритов и аксонов с накоплением нейрофибрилл, глиальных клеток. Чаще сенильные бляшки обнаруживаются в коре головного мозга и гипоталамусе. См. также: Сенильные бляшки.

БО ЛИНИИ

БО ЛИНИИ (дугообразные полоски Бо, описаны французским врачом J. H. Beau, 1806-1865) - поперечные бороздки глубиной до 1 мм на ногтевых пластинах, обусловленные временной остановкой их роста. После выздоровления возобновляется рост ногтя, а линии Бо постепенно продвигаются вперед. Могут наблюдаться при травмах, тяжелых инфекционных (грипп, скарлатина, тиф), сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, тромбоэмболия легочных артерий) заболеваниях, отравлениях и др. Ноготь на руке растет от ногтевого валика до свободного края примерно 3-4 месяца, соответственно, по расстоянию между ногтевым валиком и линией Бо можно приблизительно установить давность заболевания, травмы, отравления и т. д.

J. H. S. Beau. Note sur certains caracteres de semeiologie re1rospective presentes par les ongles. Archives generales de medecine, Paris, 1846; 10: 447-458.

БОАС Ф.

БОАС Ф. (1858-1942) - американский этнограф, лингвист, антрополог, родоначальник этнопсихологической школы в американской этнографии.

Б. считал, что изучать поведение, традиции и культуру людей без знания их психологии невозможно, рассматривал изучение психологии как составную часть этнографической методологии. Он всегда настаивал на необходимости исследования "психологических изменений" и "психологической динамики" культуры, считая их результатом аккультурации (см.).

В последние годы своей жизни Б. увлекся проблемами обеспечения политиков рецептами бесконфликтной аккультурации социально отсталых народов США и колониальных народов, внес большой вклад в исследование культуры индейцев, выступал против расовой дискриминации и нацизма.

Наследие Б. оставило заметный след в американской науке, у него было много последователей, которые воплотили его идеи во многих концепциях, известных сейчас во всем мире.

БОБИНГ-СИМПТОМ

Обычно проявляется у больных с параличом взора в горизонтальном направлении. Характеризуется вертикальными спонтанными быстрыми, «поплавковыми» движениями глаз вниз с последующим медленным возвращением их в прежнее положение. Возможный признак поражения медиальных продольных пучков на уровне моста мозга.

БОБИНГ-СИНДРОМ АТИПИЧНЫЙ

Характеризуется признаками бобинг-синдрома (см.), проявляющимися у больных с сохранными горизонтальными движениями взора. Возможен при окклюзионной гидроцефалии.

БОГ

БОГ - в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). Вера в Бога - основа всякой религии.

БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ

БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ - боязнь Бога, повиновение ему.

БОГОЛЕПОВА ИЛЛЮЗОРНО-ГАЛЛЮЦИНАТОРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

БОГОЛЕПОВА ИЛЛЮЗОРНО-ГАЛЛЮЦИНАТОРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (Боголепов, 1963) - редко встречающееся расстройство в виде субъективного ощущение превращения парализованной конечности в животное или какой-то неодушевлённый предмет при очаговом поражении головного мозга. С точки зрения психопатологии, речь идёт скорее о нарушениях самоосознавания и соматосенсорных галлюцинациях, развитие которых оказалось связанным с локальным органическим повреждение головного мозга.

БОГОЛЕПОВА КОРОНАРНО-ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

БОГОЛЕПОВА КОРОНАРНО-ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ СИНДРОМ - апоплектиформный синдром при инфаркте миокарда (Боголепов, 1949): потеря сознания, преходящие расстройства функций коры больших полушарий и мозгового ствола. Иногда церебральная симптоматика выступает на первый план и маскирует проявления инфаркта. Ишемия мозга и миокарда могут развиваться одновременно, в некоторых случаях церебральная патология опережает появление коронарной.

БОГОЛЕПОВА СИНДРОМ

БОГОЛЕПОВА СИНДРОМ (описан в 1949 неврологом Н. К. Боголеповым, 1900-1980) - апоплектиформный синдром при инфаркте миокарда (потеря сознания, преходящие расстройства функций коры головного мозга и мозгового ствола).

БОГОСЛОВСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

БОГОСЛОВСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - система психологических воззрений, построенная на основе богословских постулатов и вере в существование Бога, божественного промысла.

Предыдущая страница Следующая страница