Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "К" (часть 7, "КЕС"-"КЛА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 7, "КЕС"-"КЛА")

КЕССИДИ - ШОЛЬТЕ СИНДРОМ

КЕССИДИ - ШОЛЬТЕ СИНДРОМ (описан одновременно британским врачом M. A. Cassidy, 1880-1949, и немецким врачом A. J. Scholte) - метастазирующий гормонально-активный карциноид тонкого кишечника: упорная диарея, ощущение приливов крови к голове с кратковременным покраснением кожи лица и шеи, признаки поражения эндокарда правого сердца (синдром Ислера - Гедингера). Диагноз уточняют с помощью определения концентрации серотонина в крови и его метаболитов в моче.

M. A. Cassidy. Post-mortem findings in case shown on October 10, 1930, as one of abdominal carcinomatosis with probable adrenal involvement. Proceedings of the Royal Society of Medicine, 1931; 24: 920-921.

A. J. Scholte. Ein Fall von Angioma teleangi-ectaticum cutis mit chronischer Endocarditis und malignem dUnndarmcarcinoid. Beitrage zur pathologischen Anatomie und zur allgemeinen Pathologie, 1931; 86: 440-443.

КЕТТЕЛЛА ОПРОСНИК

КЕТТЕЛЛА ОПРОСНИК (Kattell, 1950) - опросник исследования 16 факторов (групп свойств) личности (взрослых, подростков, детей).

КЕТТЕЛЛА ТЕСТ ПЕРСЕВЕРАЦИИ

КЕТТЕЛЛА ТЕСТ ПЕРСЕВЕРАЦИИ (Kattell, 1946) - методика из 7 субтестов, направленная на выявление склонности к персеверациям.

КИАРИ - ФРОММЕЛЯ СИНДРОМ

КИАРИ - ФРОММЕЛЯ СИНДРОМ (описан гинекологами - австрийским J. В. Chiari, 1817-1854, и немецким R. J. Frommel, 1854-1912) - персистирующая галакторея-аменорея после беременности. Выделение молока из молочных желез и аменорея сохраняются, несмотря на то что женщина перестает кормить ребенка грудью. Могут наблюдаться головная боль, недомогание, раздражительность, бессонница, ухудшение зрения, боль в животе и в крестцовой области с иррадиацией в спину и ноги; молочные железы значительно увеличены, с резко расширенной сетью подкожных сосудов и отсутствием характерной пигментации околососковых кружков; при гинекологическом исследовании обнаруживают атрофические изменения вульвы, влагалища, шейки и тела матки. Причиной считают длительную секрецию пролактина передней долей гипофиза вследствие поражения ядер гипоталамуса, в норме ответственных за торможение продукции пролактина. Лечение гормональное. Прогноз благоприятный.

J. Chiari, K. Braun, J. Spath. Klinik der Geburtshilfe und Gynakologie. Erlangen, Enke, 1855.

R. Frommel. Uber puerperale Atrophie des Uterus. Zeitschrift fUr GeburtshUlfe und Frauenkrankheiten, Stuttgart, 1882; 7: 305-313.

КИАРИ АНОМАЛИИ

КИАРИ АНОМАЛИИ (Арнольда - Киари синдром, описан патологами - немецким J. Arnold, 1835-1915, и австрийским H. Chiari, 1851-1916) - группа пороков развития головного мозга; относятся к краниовертебральным аномалиям. Выделяют 4 типа аномалий. Аномалия I типа проявляется опущением миндалин мозжечка через большое затылочное отверстие в позвоночный канал, может сочетаться с сирингомиелией и платибазией. Клинически проявляется на 3-4-м десятилетии жизни болями в шейно-затылочной области, бьющим вниз нистагмом, бульбарным синдромом, атаксией; может приводить к сдавлению ствола мозга, черепных нервов, верхней части спинного мозга, но часто остается асимптомной и выявляется случайно при магнитно-резонансной томографии. Аномалия II типа обычно проявляется в раннем детском возрасте, опущение миндалин мозжечка в этом случае сопровождается миеломенингоцеле, гидроцефалией, полимикрогирией и другими пороками развития. Аномалия III типа характеризуется энцефалоцеле в затылочной области с внедрением мозжечка в грыжевой мешок. Аномалия IV типа заключается в изолированной гипоплазии мозжечка.

J. Arnold. Myelocyste, Transposition von Gewebskeimen und Sympodie. Beitrage zur pathologischen Anatomie und zur allgemeinen Pathologie, 1894; 16: 1-28.

H. Chiari. Uber Veranderungen des Kleinhirns infolge von Hydrocephalie des Grosshirns. Deutsche medicinische Wochenschrift, Berlin, 1891; 17: 1172-1175.

H. Chiari. Uber Veranderungen des Kleinhirns, der Pons und der Medulla oblongata, in-folge von congenitaler Hydrocephalie des Grosshirns. Denkschriften der Akademie der Wissenschaften in Wien, 1895; 63: 71.

КИБЕРНЕТИКА

КИБЕРНЕТИКА (от греч. искусство управления) - наука об управлении, связи и переработке информации (А. И. Серавин).

* * *

/греч. kybernetike (techne) - (искусство) управления/ - наука о процессах управления и связанных с ними коммуникационных системах, в которых используется обратная связь. Основана рядом исследователей, из числа которых чаще упоминается Н. Винер.

* * *

(от греч. kybernetike - искусство управления) - наука об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации. Кибернетический подход продуктивен и в психологических исследованиях.

* * *

(от греч. kybernetike - искусство управления) - наука об управлении, получении, передаче и преобразовании информации. Объектом ее изучения является динамическая система, т. е. система, способная воспринимать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею, система, которая способна к развитию своих состояний. Подобные системы могут являться чисто биологическими, их популяциями, социальными, чисто техническими или смешанными, напр., СЧМ. Предметом К. являются процессы управления, происходящие в сложных динамических системах, т. е. из определения К. как науки, определения ее объекта и предмета исследования можно заключить, что СЧМ также относится к категории кибернетических объектов, а психические процессы деятельности человека по управлению системой (именно всей системой, поскольку человек-оператор в процессе целенаправленной деятельности управляет не только машиной, но и самим собой) в общем виде могут явиться предметом изучения К. Причем именно в общем виде/поскольку К. изучает лишь наиболее общие объективные закономерности процессов управления, не вторгаясь в решение конкретных задач, присущих отдельным наукам (и тем более психологии, где наряду с объективными изучаются и субъективные процессы). К. выдвинула и объединила такие понятия, как система, управление, информация, обратная связь, черный ящик, без которых не могла бы существовать инженерно-психологическая теория. К. ввела принципиально новый метод исследования - имитационное моделирование (машинный, или математический, эксперимент), который широко используется и в инженерной психологии. Кроме того, она породила новые области знаний, способствующие углублению перечисленных понятий и методов. Одной из таких областей является общая теория систем, цель которой состоит в создании абстрактной методики, пригодной для описания систем любой природы: биологических, технических, социальных и др. Идеи этой теории, а также связанного с ней системного подхода широко используются в инженерной психологии (М. А. Котик).

«КИЛЕГОЛОВОСТЬ»

Син.: Голова ладьевидная. Скафоцефалия. Следствие краниосиностоза (см.), при котором неравномерное окостенение черепных швов привело к формированию головы, удлиненной в передне-заднем направлении с выступающими лбом и затылком, напоминающей перевернутую вверх килем лодку.

КИЛО - НЕВИНА ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ

КИЛО - НЕВИНА ОФТАЛЬМОПЛЕГИЯ (описана австралийским врачом L. G. Kiloh, 1917-1997, и британским неврологом S. Nevin, 1905-1979; синоним - офтальмоплегическая миопатия) - манифестирует в возрасте до 20-30 лет: медленно нарастают птоз век, слабость наружных глазных мышц, круговой мышцы глаза; формируется наружная офтальмоплегия, в некоторых случаях сопровождающаяся слабостью мышц гортани и глотки. Чаще встречается у женщин. Тип наследования - аутосомно-доминантный с низкой пенетрантностью.

L. G. Kiloh, S. Nevin. Progressive dystrophy of the external ocular muscles (ocular myopathy). Brain, Oxford, 1951; 74: 115-143.

КИМ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

КИМ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ - доктор политических наук. В 2009 г. в Санкт-Петербургском государственном университете защитил докторскую диссертацию по теме: Этнополитическое исследование современных диаспор (конфликтологический аспект)». Специальность: 23.00.02 - политические науки.

КИММЕЛСТИЛА - УИЛСОНА СИНДРОМ

КИММЕЛСТИЛА - УИЛСОНА СИНДРОМ (по именам американского патолога P. Kimmelstiel, 1900-1970, и британского врача C. Wilson, 1906-1997) - поражение почек при сахарном диабете (диабетическая нефропатия). Позднее осложнение сахарного диабета, он может развиться через 10-15 лет от начала заболевания. В основе синдрома, как полагают, лежат увеличение гидростатического давления внутри капилляров клубочков с повышением проницаемости их мембран; отложение белков и липидов в межкапиллярном пространстве, стимулирующее склероз почечной ткани; развивающаяся окклюзия клубочков с нарушением фильтрации мочи. Начальное проявление - выделение альбуминов с мочой (микроальбуминурия), в дальнейшем развиваются протеинурия, артериальная гипертензия, отечный синдром, гиперлипидемия, хроническая почечная недостаточность. Профилактика поражения почек - тщательный контроль за уровнем сахара в крови. Лечение: коррекция артериальной гипертензии (предпочтение отдается ингибиторам ангиотензин-превращающего фермента), диетотерапия (ограничение приема с пищей белков при протеинурии, поваренной соли при артериальной гипертензии, жиров при гиперлипидемии), терапия почечной недостаточности (в том числе гемодиализ).

P. Kimmelstiel, C. Wilson. Benign and malignant hypertension and nephrosclerosis. A clinical and pathological study. American Journal of Pathology, Philadelphia, 1936; 12: 45-48.

P. H. Kimmelstiel, C. Wilson. Intercapillary lesions in the glomeruli of the kidney. American Journal of Pathology, Philadelphia, 1936; 12: 82-97.

КИММЕРЛЕ АНОМАЛИЯ

КИММЕРЛЕ АНОМАЛИЯ (описана венгерским врачом A. Kimmerle) - превращение борозды позвоночной артерии, располагающейся на атланте, в канал вследствие образования костного мостика над этой бороздой. Предполагают, что задний мостик атланта развивается из эмбриогенной ткани проатланта. Он может занимать медиальное положение, связывая суставной отросток и заднюю дугу атланта, и боковое, перекидываясь между суставом и реберно-поперечным отростком атланта и образуя аномальное кольцо латеральнее суставного отростка. Выявляется рентгенологически. Предполагалось, что аномалия может способствовать развитию мозговой дисциркуляции, однако свидетельств непосредственной компрессии позвоночных артерий не получено.

A. Kimmerle. Mitteilung Uber einen eigenartigen Befund am atlas. Rontgenpraxis, Budapest, 1930; 2: 479-480.

КИНЕСТЕТИКА

КИНЕСТЕТИКА (греч. kinesis aesthesis - ощущение, чувство) - ощущение движения собственного тела, его частей, берущее начало в чувствительных рецепторах мышц, суставов, сухожилий и связок.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (КИНОСТЕЗИЧЕСКИЕ)

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (КИНОСТЕЗИЧЕСКИЕ) -

ощущения (от греч. kinetikos - движение, aisthete - чувствующий) - ощущения положения и движения органов тела.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. kineo - двигаюсь и astheses - ощущение) - ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий. К. о. неясно различаются сознанием, выступая, по словам И. М. Сеченова, в виде «темного мышечного чувства», но при специальном внимании и тренировке в правильном сокращении и расслаблении мышц кинестетическая чувствительность становится заметной и используется как сознательный контроль за движениями (их силой, скоростью, размахом, ритмом и последовательностью). К. о. возникают в результате раздражения проприорецепторов - специальных рецепторных образований, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Кинестетическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности - кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной. Этим определяется ее огромная роль как базы формирования межсенсорных связей (напр., зрительно-двигательных - в процессе пространственного зрения, кожно-кинестезических - при осязании, слуховых и двигательных - при чтении и письме и т. д.). На этой же основе К. о. широко используются при компенсации нарушенных функций зрения (у слепых) и слуха (у глухих), а также при восстановлении речи при ее нарушениях. В деятельности оператора К. о. играют большую роль при формировании двигательных навыков, они активно участвуют в процессе автоматизации движений. К. о. играют большую роль в психической деятельности человека. Мышечное чувство (по Сеченову) является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления. Дальнейшее развитие этих взглядов И. П. Павловым привело к созданию учения о второй сигнальной системе, одним из компонентов которой он считал речедвигательные раздражения.

КИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ГЛУБИНЫ

КИНЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ГЛУБИНЫ (греч. kinesis) - перцептивный эффект, при котором зрительный образ воспринимается как плоский (двухмерный), если он стационарен, но когда он движется, то возникает ощущение глубины восприятия (трёхмерности).

КИНИКИ, ЦИНИКИ

КИНИКИ, ЦИНИКИ (греч. kynikoi - собака) - последователи античной философской школы Антисфена (4 в. до н. э.), принципиально отвергавшие нравственные нормы своего «порочного» времени и призывавшие к аскетизму, отказу от благ цивилизации, возврату к природе как к средствам достижения духовной свободы. Аналоги такой философии встречаются в разных других культурах. Современные циники отвергают только нравственные ценности и делают это большей частью из патологической любви к себе и презрения к другим людям.

КИНОФОБИЯ

КИНОФОБИЯ (греч. kynos - собака, phobos - страх) - 1. навязчивый страх укуса бешеной собаки; 2. любой страх укуса бешеной собаки, вызванный болезненными причинами..

* * *

Навязчивый страх быть укушенным собакой.

КИРЕЕВСКИЙ И. В.

КИРЕЕВСКИЙ И. В. (1806-1856) - выдающийся русский философ, публицист, теоретик славянофильства, автор работ "О характере просвещения Европы" (1852), "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1865) и др.

В своем творчестве К. прошел путь от увлечения западничеством к славянофильству, которое является реакцией на его западничество. В государстве и сословности К. видел продолжение народного быта, а религию признавал ведущей силой общественного развития. Государство, как временный социальный институт, он противопоставлял церкви, которая должна заботиться о вечной жизни.

Русская культура, по мнению К., должна идти своим собственным путем, но не уходить в сторону от общего христианского пути духовного наследия. Сравнивая русскую и западную культуры, он пришел к выводу о существовании двух типов просвещения: европейского - рассудочного и секуляризованного, и российского - основанного на началах братства и смирении. В окончательном итоге К. делает вывод о том, что человек русской культуры, как носитель целостного сознания, противостоит одностороннему рассудочному человеку западной культуры.

Национальный характер русского народа, по мнению К., определяется непротивлением угнетению, отсутствием тяги к завоеваниям, общинностью. Он критиковал обреченную на гибель западную цивилизацию за рационализм, метафизичность мышления, дух корыстолюбия, политическую нестабильность, революционный дух. Политическим идеалом К. был теократический режим для России. Целостное сознание, носителем которого являются россияне, по его мнению, есть не что иное, как соборный дух. Западный человек же является носителем духа отрицания, т. е. эгоизма и индивидуализма.

К. понимал, что нельзя постоянно возражать против западного просвещения, которое дало России основы знаний, искусства, технологий и управления. Но он считал, что из противоборства двух начал должно возникнуть что-то третье.

Идеи К. оказали значительное влияние на развитие - национально своеобразной философской мысли России.

КИСЛОГО ВИНОГРАДА МЕХАНИЗМ

КИСЛОГО ВИНОГРАДА МЕХАНИЗМ - обесценивание недостижимой цели с тем, чтобы сохранить позитивную самооценку (название - по басне Эзопа "Лиса и виноград»). Рассматривается как защитный психологический механизм.

КИСТА

КИСТА - патологическая полость в органах и тканях, имеющая стенку и содержимое. Величина таких полостей, строение их стенки и характер содержимого варьируют в зависимости от происхождения кист, давности их образования, локализации и др. Различают истинные кисты, внутренняя поверхность которых выстлана эпителием (реже эндотелием), и ложные кисты (псевдокисты), лишенные специальной выстилки. Кисты бывают приобретенными и врожденными.

По механизму образования кисты подразделяют на ретенционные, рамолиционные, паразитарные, травматические, дизонтогенетические и опухолевые. Ретенционные кисты (как правило, приобретенные) образуются в железах, например слюнных, сальных, молочных, вследствие нарушения оттока продуцируемого ими секрета. Последний, накапливаясь в протоках железы или ее дольках, растягивает их, и постепенно образуется полость с сальным, слизистым, водянистым или другим содержимым.

Рамолиционные кисты (кисты от размягчения) формируются в некротическом очаге после асептического распада и резорбции некротических масс. Стенка такой кисты образована тканью органа, которая в дальнейшем может быть замещена соединительной тканью. Рамолиционные кисты обнаруживаются в головном мозге, опухолях, альвеолярном отростке или теле челюсти, а также в костной ткани в участках ее дистрофии.

Травматические кисты возникают в результате повреждения эпителиальных тканей с их смещением. Локализуются на кистях рук, в радужке глаза, иногда в поджелудочной железе и костной ткани.

Образование дизонтогенетических (врожденных) кист связано с расширением сохранившихся эмбриональных каналов и карманов или с аномалией развития паренхиматозных органов. К дизонтогенетическим относятся бранхиогенные кисты, располагающиеся по боковой поверхности шеи; срединные кисты, возникающие из редуцированного щитовидно-язычного протока; паровариальные кисты, множественные кисты почек, печени и др. Нередко встречаются дермоидные кисты, содержащие элементы эктодермы (роговые массы, волосы и т. д.).

Опухолевые кисты формируются в опухолях железистого происхождения, например в кистомах яичников.

* * *

Полое образование с жидким или полужидким содержимым. Возможна киста, в частности, в мозговой ткани, в паутинной оболочке, в глиальной опухоли мозга, чаще - в астроцитоме.

КИСТА ЯИЧНИКОВ

КИСТА ЯИЧНИКОВ - опухоль яичников женщины, возникающая в результате воспалительных процессов в фолликуле или желтом теле. К. я. может возникнуть у женщин в любом возрасте, но чаще всего в детородном. Жалоб от больных, как правило, не поступает, поэтому К. я. часто обнаруживают только при специальном обследовании. Лишь при осложнениях (разрыв К. я., кровоизлияние в капсулу кисты) возникает острая боль в нижних отделах живота. В таком случае показано срочное хирургическое вмешательство врача.

КИСТЫ ВНУТРИЧЕРЕПНЫЕ, ОПУХОЛЕПОДОБНЫЕ

К нейроонкологическим процессам этой группы, по классификации ВОЗ (1993), относятся: 1. Киста кармана Ратке. 2. Эпидермоидная киста (холестеатома). 3. Дермоидная киста. 4. Коллоидная киста III желудочка. 5. Энтерогенная киста. 6. Нейроглиальная киста. 7. Зернистоклеточная опухоль (хористома, питуицитома). 8. Нейрональная гемартома гипоталамуса. 9. Назальная глиальная гетеротопия. 10. Плазмоклеточная гранулема.

КИСТЬ АКУШЕРА

Тоническое состояние мышц кисти, при котором пальцы несколько согнуты и приведены друг к другу. Возникает при тетании.

КИСТЬ АРАНА-ДЮШЕННА

Син.: Кисть «обезьянья». При поражении срединного нерва ладонная поверхность кисти уплощена и распластана в связи с низким тонусом и гипотрофий ее мышц, иннервируемых этим нервом, в частности мышцы возвышения большого пальца; при этом нарушено его приведение. Сопутствующее поражение локтевого нерва ведет к гипотрофии гипотенара и межкостных мышц, что делает кисть еще более распластанной. Указанные проявления могу быть и следствием прогрессивной мышечной дистрофии, в частности амиотрофии Арана-Дюшенна. Описали французские врачи F. Aran (1817-1861) и G. Duchenne (1806-1875).

КИСТЬ КОГТИСТАЯ

Отмечается при поражении локтевого нерва. Вследствие развивающейся атрофии межкостных мышц происходит переразгибание основных и сгибание остальных фаланг пальцев, которые к тому же оказываются несколько раздвинутыми.

КИСТЬ ОБЕЗЬЯНЬЯ

См. Кисть Арана-Дюшенна.

КИСТЬ ПАДАЮЩАЯ

См. Кисть свисающая.

КИСТЬ СВИСАЮЩАЯ

Син.: Кисть падающая. При поражении лучевого нерва в связи с параличом супинаторов предплечья и разгибателей кисти рука пронирована и кисть с полусогнутыми пальцами свисает. При этом пальцы оказываются согнутыми неравномерно: больше всех согнут мизинец, безымянный палец согнут меньше, средний - еще меньше и т.д.

«КИТАЙСКОГО РЕСТОРАНА» СИНДРОМ

«КИТАЙСКОГО РЕСТОРАНА» СИНДРОМ (описан R. Но Man-Kwok) - симптомокомплекс, наблюдающийся у любителей китайской кухни, в которой широко используют глутамат натрия (вещество, улучшающее вкус и запах пищи, имеющее аромат мяса): чувство жжения в области желудка, гиперемия лица, ощущение жара в лице, боль в груди, головная боль, головокружение, небольшая слабость, сонливость, неприятный вкус во рту, тошнота. Лечение симптоматическое.

R. H. M. Kwok. Chinese Restaurant Syndrome. New England Journal of Medicine, 1968; 17: 796.

КИТАЙЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИФОЗ

КИФОЗ - искривление позвоночника, обращенное выпуклостью кзади.

В норме у взрослых бывает физиологический грудной и крестцовый кифоз, у детей первых месяцев жизни наблюдается тотальное искривление позвоночника кзади на всем его протяжении. Патологический кифоз, т. е. выходящий за пределы физиологических изгибов, может быть углообразным, например вследствие туберкулеза одного или нескольких позвонков или травмы позвоночника, или дугообразным, если в процесс вовлекается много позвонков, например при рахите, вялом параличе. В зависимости от выраженности деформации позвоночника и степени устранимости говорят о дефектах осанки - сутулости (искривление всего позвоночника) или круглой спине (искривление преимущественно верхнего отдела позвоночника). При длительном существовании порочной осанки кифоз становится все более фиксированным, не поддающимся устранению. Стойкий кифоз, в частности, развивается при нарушении процесса окостенения позвонков - юношеский кифоз.

В результате нарушений осанки, работы в сгорбленном положении слабеют мышцы спины, что способствует закреплению неправильной позы. При угловом кифозе позвоночник грубо деформируется и образуется горб. Для рахитического пояснично-грудного и верхнегрудного кифоза характерны вторичные изменения: уплощение и западение грудной клетки, углубление поясничного лордоза, отвисание живота, опущение плеч книзу и кпереди. При стойком кифозе ограничиваются дыхательные экскурсии грудной клетки, снижается жизненная емкость легких, ослабевают мышцы спины, уменьшается гибкость тела, отмечаются быстрая утомляемость, боли в спине, что снижает трудоспособность.

Лечение дефектов осанки направлено на исправление искривления позвоночника, в первую очередь с помощью упражнений, укрепляющих мышцы спины. Лечебная гимнастика должна включать упражнения, способствующие разгибанию позвоночника, подвижности его в грудном отделе, вытягиванию: рекомендуют также ползание и дыхательные упражнения. С лечебной гимнастикой сочетают применение корригирующих и разгружающих корсетов, проводят массаж и физиотерапию. С лечебной целью укладывают больного на живот с клиновидной подставкой под грудь или на твердую скамью с разведенными руками. Следует систематически корригировать неправильную осанку ребенка во время школьных занятий. В тех случаях, когда она бывает связана с дефектами зрения, необходимы подбор очков и лечение близорукости. Из спортивных занятий особенно полезны плавание, водное поло, волейбол, ходьба на лыжах. Противопоказаны катание на велосипеде, коньках, тяжелая атлетика, различные прыжки, борьба. В случаях, когда кифоз вызван деструктивным процессом (туберкулез, остеомиелит, опухоль и др.), возникает необходимость в оперативной коррекции деформации.

* * *

Изгиб позвоночника выпуклостью назад. Физиологический кифоз имеется на грудном уровне позвоночника. Возможен и патологический кифоз (см. Болезнь Пота, также кифоз юношеский Гюнтца, Кифоз Линдеманна, кифоз юношеский Шейерманна-Мау).

КИФОЗ ЮНОШЕСКИЙ ГЮНТЦА

Умеренно выраженный фиксированный чрезмерный кифоз на грудном уровне у подростков. На спондилограммах равномерное сужение межпозвонковых дисков, клиновидная деформация тел позвонков, нарушение целостности их замыкательных пластинок. При этом грыжи Шморля (см.) отсутствуют. Описал в 1957 г., как следствие первичного фиброза межпозвонковых дисков, Guntz.

КИФОЗ ЮНОШЕСКИЙ ОСТЕОХОНДРОПАТИЧЕСКИЙ

См. Кифоз юношеский Шейерманна-Мау.

КИФОЗ ЮНОШЕСКИЙ ШЕЙЕРМАННА-МАУ

Син.: Болезнь Шейерманна-Мау. Кифоз юношеский остеохондропатический. Прогрессирующее поражение тел грудных позвонков, возникающее на втором десятилетии жизни и проявляющееся их клиновидной деформацией, формированием стойкого, резко выраженного кифоза или кифосколиоза с вершиной на уровне VII - Х грудных позвонков. Возможна вторичная корешковая симптоматика, реже - признаки компрессии спинного мозга. На спондилограммах - клиновидная деформация нескольких соседних позвонков, неровность их контуров, в телах этих позвонков возможны склерозированные грыжи Шморля (см.). Часто патология позвоночника сочетается с признаками вторичного прогрессирующего миопатического синдрома (см.). Основу болезни составляет асептический некроз. Описали в 1921 г. датский ортопед Scheuermann (1877-1960) и немецкий ортопед K. Mau (1890-1958).

КИЧЛИВОСТЬ

КИЧЛИВОСТЬ (от кичиться - «поднимать голову») - напыщенность, надменность. Кичливость - гордость ума (Словарь Даля). Надменность и кичение - признак самодовольствия (там же).

Почто ж кичится человек?

За то ль, что наг на свет явился,

Что дышит он недолгий век,

Что слаб умрет, как слаб родился?

(А. Пушкин, Подражания Корану)

Утрированный образ человека, кичащегося своим высоким знатным происхождением, - князь в оперетте И. Кальмана «Королева чардаша» («Сильва»).

К-КОМПЛЕКС

К-КОМПЛЕКС - высокоамплитудные волны на ЭЭГ спящего человека во второй фазе медленного сна. Наблюдаются с интервалами приблизительно 1 минуту. Возникают спонтанно, но могут быть вызваны и внешними причинами.

КЛАГЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАГЕСА ТАЛАМИЧЕСКАЯ ТРИАДА

КЛАГЕСА ТАЛАМИЧЕСКАЯ ТРИАДА (лат. thalamus opticus - зрительный бугор) - симптомокомплекс, включающий следующие основные признаки: 1. нарушение восприятия своего тела; 2. симптомы деперсонализации-дереализации и 3. обонятельные галлюцинации (Klages, 1965). Расстройство описано при шизофрении, органических повреждениях мозга в области таламуса.

КЛАН

КЛАН (кельт. сlan - отпрыск, потомство) - 1. родовая община; 2. в широко смысле - род или группа родственников, объединённых хозяйственными и общественными узами; 3. родственники по женской линии; 4. иногда- преступное сообщество.

* * *

(от гэльск. clann - потомство) - в современной, преимущественно западной, литературе название рода, либо локализованной родовой общины, а подчас и всех родоплеменных подразделений.

Выделяется понятие конического К., в котором социальный статус его членов определяется степенью генеалогической близости к родоначальнику. В тех же значениях термин К. нередко применяется и в отечественной литературе по отношению преимущественно к народам Средней Азии и Кавказа, сохраняющим пережитки родоплеменного деления.

КЛАПАРЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАРК

Александр Федорович (1890- 1941) - российский ученый, специалист в области профконсультации, организатор профконсультационной службы в СССР. Закончил естественное отделение физико-математического фак-та Петроградского ун-та (1915-1916). Ученик В.М. Бехтерева. Трагически погиб в Ленинграде во время военной блокады зимой 1941 - 1942 гг. Работая ученым секретарем Института мозга, К. исследовал вопросы диагностики сценического дарования,особенности творческого труда. Создал отдел психотехники и профориентации в Ленинградском Детском обследовательском ин-те Психоневрологической академии (1924), в котором проводились массовые психотехнические обследования учащихся старших классов средних школ для выявления их общей и специальной одаренности. В 1927 г. организует по инициативе В.М. Бехтерева первое в СССР Бюро профконсультации НКТ СССР при Ленинградском Институте мозга и Ленинградской бирже труда. Под руководством К. разрабатывались организационные формы, методы и принципы работы в области профессиональной консультации, обеспечивающие тесную взаимосвязь психологических, медицинских, педагогических и производственных данных о человеке. В 1930-е гг. К. - организатор и Руководитель Центральной профконсультационной лаборатории РСФСР при Ленинградском ин-те организации, экономики и охраны труда, в рамках которой проводились исследования в области профессиографии, психодиагностики, профподбора и дифференциального распределения подростков для производственного обучения в ФЗУ. Изучались проблемы устойчивости профустремлен-ности подростков и ее связи с уровнем их развития; разрабатывались методы выявления их знаний,проводился анализ влияния социальных и биологических факторов на результаты психотехнического обследования и т.д. По инициативе К. была организована сеть бюро профконсультации при биржах труда во многих важных промышленных центрах СССР; лаборатория принимала участие в подготовке кадров профконсультантов - психотехников (Вопросы профконсультации и профотбора / под ред. К., 1928; Профотбор и профессиональная консультация , в соавт., 1930; Материалы профконсультации, под ред. К. (1933, вып. 1; 1935, вып. 2). О. И. Галкина, О. Г. Носкова

КЛАРКА СИМПТОМ

КЛАРКА СИМПТОМ (по имени американского врача A. Clark, 1807-1887) - признак перфорации язвы желудка или двенадцатиперстной кишки: исчезновение притупления перкуторного звука («печеночной тупости») над печенью.

КЛАСС

КЛАСС (лат. klassis - разряд) - 1. в логике - любая группа объектов, которые имеют отличительные признаки, по которым можно отделить эти объекты от других; 2. в социологии - то же, что социальный класс; 3. в статистике - любое из подразделений, образовавшееся в результате деления ранжированного распределения значений. Синоним: Кластер; 4. в биологии - одна из высших систематических категорий (таксонов); 5. мера качества, уровень, в зависимости от которых определяется место объекта в ряду себе подобных; 6. степень подготовленности, квалификации.

* * *

(от лат. classis - разряд, группа) - общественная группа, совокупность лиц с одинаковым родом занятий и положением, объединенных общностью экономических интересов. Это один из субъектов классовой борьбы как крупного социального конфликта. Классовое сознание может проявляться смутно или выражаться в организованной защите общих интересов К.

КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИИ - |лат. classis - разряд; operatio - действие, дело] - психологическая операциональная структура, появляющаяся, по Пиаже, в интеллектуальном развитии ребенка на стадии конкретных операций и отражающая включение одного класса в другой. Напр., класс «воробьи» включен в класс «птицы», класс «птицы» включен в класс «животные», класс «животные» включен в класс «живые существа» и т.д. Критерием появления обратимых операций К. в мышлении ребенка является факт правильного ответа в знаменитой задаче на сравнение большего подкласса и класса. Для дооперациональной стадии развития интеллекта характерны ответы, известные как «феномен несохранения класса при его сравнении с подклассом». Напр., сравнивая количество роз и количество цветов в букете, состоящем из пяти роз и трех гвоздик,ребенок на дооперациональной стадии развития заявляет, что «роз больше», обосновывая свой ответ тем, что «роз в букете пять, а этих (гвоздик? цветов?) только три». Для операциональной стадии развития интеллекта характерны уже правильные ответы, типа: цветов больше, так как розы и гвоздики - все это цветы. Психологическим операциям К. Пиаже ставит в соответствие логическую структуру, названную им группировкой «простая К.» (А включено в В, В включено в С и т.д.). Эта операциональная структура основана на системе из пяти операций: 1) композиция: А А=В; В В=С и т.д. (где А х А = 0; В х В = 0 и т.д.); 2) инверсия: -А-А=-В и т.д., откуда А=В-А И А=В-А; 3) идентичность: АА= 0; 4) тавтология: А А=А, откуда А В=В; 5) ассоциативность: А (А В) = (А А) В, но А (А-А) * (А А)-А. В логико-алгебраическом смысле структура группировки К. является полуструктурой, так как пересечение классов одного порядка всегда дает пустой класс 0: А х А = 0, В х В = 0 и т.п. Полная операциональная структура - группа - появится в интеллекте ребенка на следующей, формально-операциональной стадии развития. Кроме группировки простой К. Пиаже выделяет группировку мультипликативной К. Простая К. имеет дело со сложением классов, мультипликативная - с умножением классов, т.е. одновременно более чем с одной системой классов. Простейшим примером мультипликативной К. будет, напр., система, в которой необходимо различать людей по признакам «мужчина- не мужчина» и «блондин(ка) - не блондин(ка)» одновременно. Очевидно, что в результате получится 2 х 2 = 4 класса: мужчины-блондины, мужчины-не блондины, не мужчины-блондины и не мужчины-не блондины. А. Г. Лидере

КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ТЕСТ

КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ТЕСТ - 1. любой тест, в котором требуется рассортировать стимульный материал по классам объектов; 2. тест, по результатам которого предполагается делить испытуемых по классам для каких-либо целей.

КЛАССИФИКАЦИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ (лат. classis - разряд, facere - делать) - 1. система соподчинённых понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо области знания, составленная на основе учёта общих признаков объектов и закономерных связей между ними. Классификация позволяет ориентироваться во всём многобразии объектов и тем самым является серьёзным источником знания о них; 2. распределение тех или иных объектов по классам.

* * *

(от лат. classis - разряд facere - делать) - научный метод, заключающийся в разъединении всего множества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-л. признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступают критерием отнесения объекта к той или иной группе, называется основанием К. Основными видами К. являются типология, систематика и таксономия. Типология - такой вид К., в основе которого лежит существенный признак классификации объектов. Это наиболее ценный и сложный вид К. Систематика - приведение в систему представлений о некоторой совокупности объектов, части всех объектов, охваченных типологией. Таксономия - теория классификации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. В ботанике и биологии таксономия считается разделом систематики, учением о системе таксономических категорий, описывающих соподчиненные группы объектов - таксоны. Если основанием для К. является существенный признак объектов, то она называется естественной. Если в исследовательских и др. целях необходимо просто систематизировать, то в качестве основания выбираются признаки, удобные для этого. Они могут быть несущественными для самих объектов. Такая К. называется искусственной. Система понятий в данном словаре организована по искусственному признаку - алфавиту.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДАННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ 10-ГО ПЕРЕСМОТРА

КЛАССИФИКАЦИЯ ДАННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ 10-ГО ПЕРЕСМОТРА -

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра умственная отсталость (олигофрения) выделена в особый раздел Р70-Б79, и отдельные расстройства кодируются с учетом нарушений поведения, этиологических факторов, вызывающих умственную отсталость. Также выделены легкая, средняя и тяжелая степени умственной отсталости, которые оцениваются разными кодами, в зависимости от причины, вызвавшей это расстройство, и необходимости использования медико-социальных мероприятий.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАПАХОВ ЛИННЕЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАПАХОВ ЛИННЕЯ - К. Линней различает семь основных запахов: ароматические (красная гвоздика), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), бальзамические (лилия), псиные (валериана), тошнотворные (падаль) и отталкивающие (клоп).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАПАХОВ ЦВААРДЕМАНЕРА

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАПАХОВ ЦВААРДЕМАНЕРА - в ней различается следующие девять основных видов запахов: 1. эфирные (ацетон); 2. ароматические (гвоздика); 3. бальзамические (ваниль); 4. амбромускусные (мускус); 5. каприловые (сыр); 6. пригорелые (бензол); 7. чесночные (сероводород); 8. тошнотворные (скатол); 9. противные (клоп).

КЛАССИФИКАЦИЯ, КЛИНИКА И ТЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ВСЛЕДСТВИЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ - группировка, Систематизация конфликтных столкновений, деление их по существенным признакам, типам и видам (в частности, по сферам проявления, причинам возникновения, формам Взаимодействия, коммуникативной направленности, Продолжительности, составу участников, способам разрешения, последствиям).

* * *

(от лат. classis - разряд, класс facio - делаю, раскладываю) - научный метод, заключающийся в разъединении всего множества конфликтов и последующем их объединении в группы на основе какого-л. признака. К. к. необходима для сравнительного изучения их признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т. п. К. к. - это получение новых знаний об объекте науки, расширение понятийно-категориального аппарата конфликтологии, приведение его в более полное соответствие объективным законам развития конфликтов. Основная задача К. к. - выявить те системные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов. Если в качестве оснований для классификации выбирать существенные признаки конфликтов, то она будет называться естественной. Такие К. к. имеют познавательное значение. Примером К. к. такого рода служит группировка конфликтов в зависимости от вида противоречий, лежащих в их основе; особенностей субъектов конфликта; характера и масштабов ущерба, нанесенных в результате конфликта, и др. Если в исследовательских целях необходимо систематизировать конфликты, то в качестве основания выбираются признаки, удобные для этого. Они м. б. несущественными для самих конфликтов. В этом случае К. к. называется искусственной.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИКОВ И ДРУГИХ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИКОВ И ДРУГИХ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ -

Медицинские классификации основываются на особенностях действия веществ (эйфоризаторы, транквилизаторы, психостимуляторы, галлюциногены и т. д.). Однако одно и то же вещество в зависимости от дозы и способа введения может оказывать различное действие. Наиболее распространены систематики, отражающие практические потребности. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) среди наркотиков и психоактивных веществ выделяет:

1) препараты опия;

2) снотворные и седативные;

3) кокаин;

4) препараты индийской конопли (каннабиноиды);

5) психостимуляторы;

6) галлюциногены;

7) табак;

8) летучие растворители;

9) сочетанное употребление наркотиков и других психоактивных веществ. В группу психоактивных веществ отнесен также алкоголь.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ (от лат. classis - разряд facto - делать, раскладывать) - систематизация национально-психологических особенностей в зависимости от их принадлежности к определенному классу психологических явлений, которые различаются между собой специфическими функциями и имеют свои закономерности проявления.

В этой связи все национально-психологические особенности разделяются на четыре группы.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности (см.) характеризуют своеобразие побудительных сил в деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что определяет специфику ее мотивации и поведения.

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности (см.) выражают своеобразие восприятия и мышления представителей конкретной национальной общности, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других этнических групп и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности (см.) отражают своеобразие функционирования у народа того или иного государства четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.

Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности (см.) показывают специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей той или иной этнической общности, свидетельствуют о реальном отличии подобных характеристик у других народов, поскольку у каждого из них существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, своеобразные формы организации и руководства людьми, традиции и привычки поведения.

Предыдущая страница Следующая страница