Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБО"-"ОБР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБО"-"ОБР")

ОБОБЩЕННАЯ РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБОБЩЕННАЯ РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (ОРХ) оператора - показатель, позволяющий дать интегральную оценку деятельности оператора в непрерывных системах ручного управления.

ОБОБЩЁННЫЙ ДРУГОЙ

ОБОБЩЁННЫЙ ДРУГОЙ - в социологии - термин Д.Г.Мида, обозначающий внушённые индивиду и принятые им представления о некоей социальной группе, с которой он себя идентифицирует. Индивид формирует такие представления в ходе социального взаимодействия, в процессе которого установки, ценности, ожидания, точки зрения, нормы поведения и т.д. членов этой группы постепенно становятся как бы его собственными, превращаются в качества его личности. Такая группа может быть просоциальной и адаптируясь к ней, индивид развивается как личность в адекватном направлении, но она может быть асоциальной, антисоциальной, и принимая её требования и ценности, он, напротив, может изменяться негативным образом до степени, в какой он может рассматриваться как аналогичный психопатической личности. Примером последнего служат деструктивные религизные культы, результатом влияния которых на личность адептов является так называемый сектантский синдром. Таким же образом происходит деформация личности человека, ставшего членом какой-то корпоративной, в частности, финансовой группы, преследующей собственные цели, отнюдь не всегда совпадающими с интересами общества.

ОБОГАЩЕНИЕ

ОБОГАЩЕНИЕ - в теории восприятия - использование организационных тенденций, которые структурируют входящую информацию о стимуле с тем, чтобы формировать образы восприятия.

ОБОДРЯТЬ

ОБОДРЯТЬ - поднимать настроение. Положительное речевое действие во многих случаях. Не надо делать это посредством казенных, дежурных этикетных фраз, чисто ритуально, формально. Не ободряйте человека, переживающего большое горе, избитыми, ни к чему не обязывающими фразами типа Держись веселее, все пройдет.

ОБОЖАНИЕ

ОБОЖАНИЕ (одного корня с бог, подразумевалось обожествление кого-л., чего-л., любовь, как к Богу) - чрезмерная, слепая любовь. Типичная реакция на обожание - удовольствие или пренебрежение со стороны объекта, неодобрение и насмешки со стороны посторонних наблюдателей. Ср. выражение Не сотвори себе кумира. Обожание может перейти в безумие.

Я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь (А. Чехов, Ионыч).

Нет! с ума я сойду, обожая тебя

(Романс).

Скажите ей, какое мне страданье…

Когда взамен немого обожанья

Она, как льдом, мне душу холодит

(Романс).

Ср. благоговение, восхищение.

ОБОЗВАТЬСЯ

ОБОЗВАТЬСЯ - назвать человека другим именем, перепутать его отчество с отчеством другого человека и т. п. Если говорящий это заметил - извиниться и поправиться, тем более если собеседник поправит. Собеседнику, однако, не во всех случаях нужно отмечать это (когда партнер по общению ему что-то увлеченно рассказывает, не надо этим замечанием сбивать его рассказ).

ОБОЗНАТЬСЯ

В этом случае надо извиниться.

ОБОЛГАТЬ

Это бывает нередко (делается из зависти, из соперничества, из-за неумения верно квалифицировать поведение другого человека, по необоснованному подозрению, как результат переноса сплетни по «испорченному телефону» и др.). Хороший человек худым всегда облыгается (Словарь Даля). Нужно быть осторожным при восприятии отрицательных оценок кого-либо. Оболгать могут, во-первых, наговорив небылиц об отрицательных качествах человека (например, сказав, что он нечист на руку, хотя это не так); во-вторых, сказав другому человеку об отрицательном мнении о нем. Второе хуже, так как этот человек может обидеться на вас надолго или навсегда (многие люди неспособны сразу объективно воспринимать отрицательные оценки себя). Если вы заметили, что кто-то, с кем вы были в хороших отношениях, вдруг непонятно почему стал холоден к вам, неотзывчив и т. п., это, скорее всего, означает, что вас оболгали перед ним. В этом случае можно пойти на откровенный разговор с ним, сказав: «У меня такое впечатление, что кто-то что-то наговорил вам обо мне. Если это так, то зря вы верите». Такое заявление не может вам повредить: ваш собеседник поймет, что вы дорожите добрыми отношениями с ним, беспокоитесь о них. По логике вещей он должен вам ответить, что ничего такого нет, что он не менял своего хорошего отношения к вам (если не хочет признаться относительно наговора), или может подтвердить, что это так (тогда не спрашивайте, кто это сделал, и не высказывайте догадок - это нетактично).

ОБОЛЬЩЕНИЕ

ОБОЛЬЩЕНИЕ (общеславянск., заимствование из готск. яз., где lists - хитрость, уловка) - 1. методы создания привлекательного образа группы, в которую индивида пытаются вовлечь. Когда это удаётся сделать, индивид будет склонен действовать далее в соответствии с теорией вознаграждения привлекательности, то есть находить различные оправдания того, что он оказался членом данной группы. Например, если индивида вовлекли в деструктивную секту, он станет потом доказывать другим и себе, что секта является просоциальной группой, преследующей сугубо благие цели; 2. соблазн, искушение; 3. то, что обольщает; 4. способ манипулирования кем-либо посредством лести, комплиментов, подобострастия, кокетства и угодничества - качеств, которыми в полной мере обладают и с успехом пользуются преимущественно истерические и паранойяльные личности; 5. обольщаться - быть в приятном заблуждении относительно кого- или чего-либо.

ОБОНЯНИЕ

ОБОНЯНИЕ (старославянск. «воняти» - пахнуть) - вид или модальность чувствительности на запахи. Существует неограниченное число самых разных запахов. Их восприятие, как предполагается, возможно благодаря нескольким субмодальным обонятельным ощущениям (последних, по разным теориям, насчитывается от 4 до 9), комбинации которых и составляют ощущение любого конкретного запаха. Это может означать, что типов обонятельных рецепторов также может быть несколько. Обоняние, как источник информации, не имеет для большинства людей такого большого значения, как слух и зрение, если оба эти вида чувствительности функционируют нормально. Вероятно, именно поэтому расстройства обонятельной чувствительности встречаются или, может быть, только выявляются относительно редко. Запахи оказывают между тем значительное воздействие на аффективную сферу, с чем связаны разработка и использование методв психотерапии посредством специальных наборов запахов - аромотерапия (греч. aromatos - душистое вещество терапия). В свою очередь обонятельные галлюцинации связаны в своём развитии, возможно, прежде всего с аффективными нарушениями.

ОБОНЯТЕЛЬНОГО РАССТРОЙСТВА СИНДРОМ

ОБОНЯТЕЛЬНОГО РАССТРОЙСТВА СИНДРОМ - сборная группа, включающая различные виды нарушения обоняния. 1. Односторонняя гипосмия (снижение или отсутствие обоняния на одной стороне) указывает на поражение обонятельного нерва, подкоркового обонятельного центра на стороне поражения, иногда - на патологический процесс в передней черепной ямке в области прохождения обонятельного нерва (арахноидит, абсцесс, опухоль, аневризма сосуда и др.). 2. Двусторонняя гипосмия свидетельствует о рините, воспалении обонятельного эпителия носа (греч. rhinos - нос). 3. Психическая аносмия (см.) относится к диссоциативному расстройству (см.), 4. Болезненная психическая аносмия (см.) - к нарушению самоосознавания (см.). 5 обонятельная гипестезия и гиперестезия указывают на соответственно повышение и снижение порога восприятия обонятельных ощущений; 6. Наличие обонятельных иллюзий и галлюцинаций обусловлено, предположительно, раздражением обонятельных центров в коре больших полушарий. 7. Природа дизосмии (см.) также остаётся недостаточно изученной.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР - нейрофизиологическая система, осуществляющая восприятие и анализ различных запахов. Как и любой другой, О. а. состоит из трех частей: рецепторы (участки слизистой оболочки в носовой полости), проводящие нервные пути, участки в коре головного мозга. Условиями восприятия запахов являются летучесть пахучего вещества (выделение его молекул в свободном виде), растворимость вещества в воде, движение воздуха, содержащего молекулы пахучего вещества. Чувствительность О. а. зависит от вида пахучего вещества, температуры, влажности,, движения воздуха, длительности воздействия, концентрации вещества. Абсолютный порог О. а. весьма мал: он измеряется миллиграммами и тысячными долями миллиграмма на кубический.метр воздуха. Однако его дифференциальный порог сравнительно высок: значение константы Вебера (см. Закон Вебера) K = DI/I колеблется от 16 до 50% при среднем значении 38%. Адаптация О. а. происходит сравнительно быстро. Время полной адаптации прямо пропорционально давлению паров пахучего вещества. В профессиональной деятельности оператора О. а. используется гораздо реже, чем зрительный и слуховой анализаторы. Вместе с тем в ряде отраслей промышленности (парфюмерной, химической, пищевой и металлургической), а также на транспорте запахи являются сигналами хода технологического процесса и свойств обрабатываемых веществ. Часто они сигнализируют человеку о нарушении в управляемых объектах (напр., запах жженой резины является сигналом короткого замыкания в электрической цепи). Обонятельные ощущения обладают эмоциональным воздействием на организм. Неприятные запахи могут вызвать у человека головные боли, головокружение, астму, неврозы, снижать чувствительность других анализаторов (см. Взаимодействие анализаторов), снижать производительность труда. Они устраняются вентиляцией, адсорбцией (поглощением пористыми материалами), абсорбцией (поглощением жидкостью или фильтрами), маскированием более приятными запахами, озонизацией. При одновременном действии на О. а. двух или более запахов возможны их маскировка, компенсация или слияние.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ МОЗГ

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ МОЗГ - область мозга, отвечающая за нейропсихологию восприятия запахов: обонятельная луковица, обонятельный тракт, грушевидная зона, части грушевидной коры и миндалевидного комплекса.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ НЕРВ

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ НЕРВ - 1-я пара черепных нервов. Афферентный нерв, несущий информацию о запахе от рецепторов обонятельного эпителия через митральные клетки, аксоны которых образуют обонятельные луковицы и обонятельные пути, восходящие к головному мозгу.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ЭПИТЕЛИЙ

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ЭПИТЕЛИЙ (греч. epi - на, над, сверх, при, после; thele - сосок) - два участка слизистой оболочки, расположенные наверху носовых ходов и содержащие обонятельные рецепторы.

ОБОРВАТЬ, ПРЕРВАТЬ ГОВОРЯЩЕГО

Делайте это, если только речь собеседника (присутствующего) ведет к большим сиюминутным неприятным последствиям (например, он выдает важные сведения, оскорбляет кого-то из присутствующих). В противном случае ваше поведение будет нетактичным. Председатель собрания, прерывая выступающего, явно злоупотребляющего временем, должен извиниться перед ним и вежливо, но четко попросить быстрее закончить свою речь. Ср. заткнуть рот.

ОБОРОНИТЕЛЬНОСТЬ

ОБОРОНИТЕЛЬНОСТЬ (общеславян. оборти - бороть, бороться) - 1. чрезмерная чувствительность к критике, проявляющаяся «оборонительным» образом; некоторые авторы считают оборонительность важной характеристикой личности; 2. специфический способ поведения, защищающий человека от тревоги, замешательства или неловкости; например, отказ отвечать на некоторые вопросы о себе или своих действиях.

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС (от лат. refexus - отраженный) - форма безусловного рефлекса, защитная реакция организма в ответ на разрушительные воздействия или непосредственную угрозу таких воздействий. Обычно сопровождается отрицательными эмоциями (страх, гнев). Приспособительные реакции, входящие в О. р. (повышение тонуса мышц, учащение сердечного и дыхательного ритмов, усиление деятельности желез внутренней секреции и обмена веществ, повышение чувствительности зрительного и слухового анализаторов, нарушение деятельности пищеварительного тракта, тактильной, вкусовой и температурной чувствительности), обусловлены активизацией гипоталамуса и ретикулярной формации ствола мозга. Является одним из физиологических механизмов адаптации организма человека в ситуации острого конфликта. В условиях физического противодействия О. р. выполняет позитивную функцию. Мобилизация организма на борьбу необходима в ситуациях насилия со стороны преступников, террористического акта, вооруженного конфликта и т. п.

ОБОСНОВАНИЕ

ОБОСНОВАНИЕ - 1. оправдание (или извинение) собственных действий, обычно выражаемое в терминах его мотивов (например, «я хотел как лучше»); 2. объективная причина некоторого события; 3. причина или основания, предлагаемые для поддержки мнения, отношения, решения и т.д. Обычно предполагается, что обоснование является разумным, логичным и что оно производится и выражается осознанно.

ОБОСНОВАННЫЙ

ОБОСНОВАННЫЙ - указывающий на обстоятельства, из которых, по правилам логики, вытекает утверждение. Обоснованное утверждение может быть логичным, но это ещё не значит, что оно является истинным.

ОБОСТРЕНИЕ

ОБОСТРЕНИЕ (лат. acus - игла, греч. akania - шип, игла)) - 1. психопатологии - временное усиление имеющихся и появление новых симптомов, связанное с аутохтонной динамикой болезни или влиянием дополнительных патогенных факторов, обладающих преципитирующим эффектом в отношении определённого психического расстройства. Обычно имеется в виде хроническое психическое заболевание с непрерывным течением. Не рекомендуется смешивать с «рецидивом», то есть с возвращением симптомов расстройства после ремиссии. Синоним: Экзацербация (лат. exacerbo - раздражать, отягощать); 2. иногда термин используется в значении «рецидив» хронического заболевания, вызванный его внутренней динамикой.

* * *

Стадия течения хронического заболевания, характеризующаяся усилением уже имеющихся или появлением новых признаков текущего патологического процесса.

ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТА

ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТА - дезинтегрирующее развитие конфликта в направлении усложнения конфликтного взаимодействия. См. Эскалация конфликта

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ - в когнитивной психологии - процесс входа или приёма, последующей интерпретации поступившей информации и формирования затем ответа или реакции на воспринятые стимулы или впечатления.

ОБРАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗ ВРАГА

ОБРАЗ ВРАГА - целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, которое начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, О. в. носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое. В ходе эскалации О. в. проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что О. в. становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют: недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем); негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести нам вред); отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу, и поэтому должен быть сам уничтожен); представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот); деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу неблагоразумно). Закреплению О. в. способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

ОБРАЗ ДЕМОНИЗИРОВАННЫЙ

ОБРАЗ ДЕМОНИЗИРОВАННЫЙ (образ греч. daimon - божество, дух) - преувеличенное или мнимое представление негативных качеств личности, как своей собственной (ненависть к самому себе), так и кого-то другого (ненависть к конкретному человеку, к женщинам, мужчинам, к людям вообще). Подразумевается склонность ненавидеть себя или другого человека не за какие-то реальные и отталкивающие, а надуманные, воображаемые качества, то есть являющаяся, предположительного, признаком аутизма (см.).

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ - результат формирования человека как индивида, т. е. человека, самостоятельно переживающего свое состояние.

* * *

словосочетание, характеризующие то, как данный конкретный человек, группа или общество организуют и проводят свою жизнь. Образ жизни включает типичные виды занятий, развлечений и т.п.

ОБРАЗ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ

ОБРАЗ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ - представление в сознании индивида другого человека, некоего события, явления таким образом, что они лишаются при этом реалистических качеств и наделяются при этом наилучшими свойствами, какие только возможны.

ОБРАЗ ИЛИ СХЕМА ТЕЛА

ОБРАЗ ИЛИ СХЕМА ТЕЛА - непосредственный образ собственного тела, представленный в сознании индивида. Обычно образ тела субъективно остаётся неизменным на протяжении всей жизни, как если бы с возрастом тело никак не изменялось. Кроме того, образ тела является малоструктурированным, например, основываясь только на непосредственных ощущениях своего тела, человек мало что может сказать о физических характеристиках как всего тела, так и какой-то отдельной его части. Образ тела является, как предполагается, врождённым либо он формируется вскоре после рождения. Более вероятной представляется гипотеза, согласно которой сиюминутный образ тела является продуктом программы переработки информации о собственном теле, поступающей в мозг из разных сенсорных источников в каждый данный момент времени. При нарушениях схемы тела пациент ощущает своё тело и его части изменившимися аналогично тому, как он воспринимает конкретные пространственные характеристики внешних объектов, то есть увеличенными, уменьшенными в размерах, деформированными тем или иным образом и др. Иными словами, при психическом расстройстве в актах восприятия своего тела могут принимать определённое участие процессы восприятия внешней реальности, при этом происходит как бы идентификация собственного тела с некими свойствами посторонних объектов. Ощущения тела могут не осознаваться вовсе - обратный фантом, - что также указывает на расстройство самовосприятия.

ОБРАЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

ОБРАЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ - текущее представление о конфликте, субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого из участников. О. к. с. включает в себя представления: оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, ценностях, возможностях и т. д.); о противостоящей стороне (ее целях, мотивах, ценностях, возможностях и т. д.); каждого участника о том, как другой воспринимает его; о среде, в которой складываются конкретные отношения. Проблема О. к. с., имеющаяся у каждой из участвующих сторон, стала рассматриваться в конфликтологии сравнительно недавно, с конца 60-х гг. ХХ в. Считается, что именно идеальные картины конфликта, а не сама реальность, определяют поведение сторон. Человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым он создает, «конструирует» конфликтную ситуацию. Степень соответствия О. к. с. реальности м. б. различной. Исходя из этого, выделяют четыре случая. 1. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет. 2. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта). 3. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта). 4. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай м. б. назван адекватно воспринимаемым конфликтом. Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной искаженностью и неопределенностью. Именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

* * *

субъективное Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

ОБРАЗ ПОЛЕТА

ОБРАЗ ПОЛЕТА - понятие, обозначающее факт отражения летчиком ситуации полета, формирования у него целостного представления о пространственном положении самолета и соответствии режима полета заданному. По своему значению близко к понятиям оперативный образ, концептуальная модель. Широко используется в авиационной психологии для характеристики психологических особенностей пилотирования по приборам. В приборном полете в случае поступления дезинформирующих неинструментальных сигналов О. п. является внутренней (для летчика) основой для сохранения ориентировки и осуществления правильных управляющих воздействий. В приборном полете в относительно простых условиях недостатки СОИ обычно не проявляются благодаря тому, что летчик в своих действиях опирается на целостный психологический образ режима полета, на концептуальную модель, сформированную на основе знаний, практического опыта и представления о заданном режиме. При нарушении О. п. вследствие сочетания неблагоприятных обстоятельств: отвлечение внимания на время, в течение которого произошли незаметные для летчика изменения режима полета, фиксация внимания на внутренних ощущениях, не соответствующих приборной информации, и пр., возникает то состояние, при котором у летчика «разбегаются стрелки» и он теряет представление о пространственном положении, совершает грубые ошибки пилотирования. Возникновение такого состояния, резко снижающего безопасность полета, во многом обусловлено личным фактором, но ему способствует несовершенство системы отображения пилотажной информации, прежде всего разрозненность и недостаточность сигналов, на основе которых создается О. п. Указанное обстоятельство позволило выработать ряд инженернопсихологических требований к отображению пилотажной информации.

ОБРАЗ Я-ПРОФЕССИОНАЛА

ОБРАЗ Я-ПРОФЕССИОНАЛА -

система многообразных знаний субъекта профессиональной деятельности о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцированности, обобщенности. Выступает генетически исходной формой для профессиональной "Я-концепции" .

ОБРАЗА ТЕЛА ФОРМИРОВАНИЕ

ОБРАЗА ТЕЛА ФОРМИРОВАНИЕ - становление и развитие представления о себе в аспекте телесности. О. т. - это системообразующий структурный элемент образа Я. Его осознанное формирование начинается на 2-м году жизни. Ребенок разглядывает, трогает разные части тела, узнает их названия и функции, испытывает их в действии, знакомится с ощущениями от них и учится соотносить ощущения с определенными частями тела. Таким образом он формирует целостное эмоционально насыщенное представление о своем теле, о своей телесной тождественности самому себе. Недостаточность или подавление этих процессов затрудняет формирование личностной идентичности. О. т. ф. несводимо к приобретению общих знаний о строении тела. В динамике жизненного пути О. т. предстает как высоко значимое динамичное личностное образование, с которым тесно связаны потенции как внутренних конфликтов, так и личностного роста. В.Е.Каган

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения - наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления - с переходами от означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними конститутивных связей, обобщению и построению образно-концептуальной модели и затем на ее основе к выявлению категориальной структуры сущностной функции отражаемого. В данном типе мышления используются в основном средства выделения, формирования, преобразования и обобщения содержания отражения образной формы.

* * *

вид мышления, связанный с оперированием образами и сочетающий в себе чувственные и логические компоненты. О.м. нередко бывает связано с интуицией, с воображением.

* * *

один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы представления выступают как важный продукт О. м. и как одно из средств его функционирования. О. м. носит как непроизвольный (сновидение, грезы), так и произвольный характер. Последнее широко представлено в творческой деятельности человека. Весьма широко О. м. применяется в деятельности оператора, который; не имея возможности непосредственно воспринимать управляемый объект, вынужден создавать его модель в виде различных образов (см. Оперативный образ, Оперативное мышление). Функции О. м. связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующей ситуации, с конкретизацией общих положений. С помощью О. м. более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность О. м.- установление непривычных «невероятФункции О. м. связаны с представлением ситуаций и изме нений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующей ситуации, с конкретизацией общих положений. С помощью О. м. более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность О. нтекст, обобщение. О. м. составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве. Индивидуальные различия в О. м. связаны с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований. В ряде случаев понятие О. м. совпадает с понятием воображения.

ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ -

система представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии обьекта деятельности и зрготической системы, о целях и способах реализации своей деятельности.

ОБРАЗНЫЙ

ОБРАЗНЫЙ - 1. имеющий отношение к образу или воображению; 2. характеристика мышления, оперирующего образами, наглядным материалом и ситуативными связями, а не понятиями и логическими связями между ними. Например, образный бред представлен в описании пациента в виде обычно избытоточно детализированного и многословного сообщения о некоей динамично развивающейся мнимой ситуации.

ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРАЗОВАНИЕ ПАР

ОБРАЗОВАНИЕ ПАР -

Задачи этой ступени развития семьи.

1. Вначале развиваются образцы взаимоотношений, которые устанавливают границы нового союза с родительскими семьями, друзьями, коллегами, соседями. Пара должна выработать новые образцы взаимоотношений с другими людьми. Какие вопросы чаще всего возникают: как преодолеть антипатию к кому-либо? Как часто посещать родителей, как решать вопросы опеки со стороны, вмешательство в семейную жизнь и прочие проблемы.

2. Внутри семейного холона стоит задача объединения различных стилей общения и поведения, удовлетворения ожиданий, сближения иерархии мотиваций, обмена опытом, выработки модели сотрудничества. Каждому следует научиться чувствованию другого, научиться слышать и чувствовать то, что важно для другого, научиться ценить индивидуальность и самобытность другого, не подавляя его. Супружеский холон должен научиться самостоятельно решать конфликты, которые неизбежно возникают. Ясно, что этот период является неустойчивым. Имеет место большая степень информационного обмена между холоном и окружающей средой так же, как и внутри холона. Идет поиск стратегии выработки уравновешивающих тенденций. Итог этой работы - в каждой паре каждый должен стать частью.

Терапевтическая модель поведения на этом этапе: неизбежность ограничений предполагает обогащение друг друга.

Если вновь созданная пара переживает этот эволюционный период, который часто протекает болезненно, то влияния извне, хотя и вызывают колебания этой системы, но оставляют ее неизменной. Примером неустойчивой системы являются семьи, где один из супругов алкоголик или девиантная личность, или больной.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РЕАКЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РЕАКЦИИ - в психоанализе - формирование реакции, противоположной подлинному отношению индивида к кому- или чему-либо. Обычно при этом наблюдается чрезмерная подчёркнутость в выражении чувств и в поведении. Например, враждебность к ребёнку скрывается за преувеличенной заботой о нём. Образование противоположной реакции рассматривается в качестве защитного механизма от неприемлемых побуждений и чувств.

ОБРАЗОВАНИЕ РЕАКЦИИ (РЕАКЦИЯ ФОРМАЦИИ)

ОБРАЗОВАНИЕ РЕАКЦИИ (РЕАКЦИЯ ФОРМАЦИИ) - психологический механизм выработки личностью поведения или свойства подчеркнуто противоположного по отношению к тем качествам личности и формам поведения, которые у нее стойко существуют, но расцениваются самой личностью (или обществом) как неприемлемые.

ОБРАЗОВАНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ

ОБРАЗОВАНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ (EQ) - отношение образовательного возраста к хронологическому возрасту, умноженное на 100.

ОБРАЗОВАННОСТЬ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ОБРАЗОВАННОСТЬ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ - качество профессиональной зрелости субъекта деятельности, характеризующее сформированность его личностных, деловых особенностей и способностей, степень выраженности знаний, умений, необходимых для работы с людьми.

ОБРАЗУМЛИВАТЬ

ОБРАЗУМЛИВАТЬ - стараться переубедить человека, явно заблуждающегося в чем-то, особенно в практически важном, насущном. Немаловажны доводы чисто эмоционального порядка: Ты же образованный человек! Тебе ли!.. взывание к чувству собственного достоинства, учет особенностей личности. Интеллектуалу западного образца можно, например, сказать: Будьте мужчиной, уступите женщине!, но это может быть воспринято неадекватно человеком восточной культуры или сугубым невежей.

ОБРАЗ-ЦЕЛЬ

ОБРАЗ-ЦЕЛЬ - идеальное представление будущего результата деятельности оператора. Цель деятельности оператора выступает как образ (в широком смысле) заданного состояния объекта управления: того состояния, в который этот объект нужно перевести. Являясь идеальным представлением конечного результата деятельности, О.-ц. выступает и в качестве предпосылки, определяющей ее начало. Сложная деятельность не может быть ни спланирована, ни тем более осуществлена, если такая предпосылка не сформирована. Формирование О.-ц. тесно связано с понятием опережающего отражения. Оно выступает в двух различных формах: предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и целеполагание. Эти формы близки друг к другу и могут превращаться одна в другую. Однако первая более относится к опережающему отражению объективного хода событий, взятых безотносительно к субъекту. Вторая" характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта: цель выступает как опережавшее отражение будущего результата деятельности. В О.-ц., формирующемся в процессе целеполагания, объект отражается как изменяющийся не просто сам по себе (по своим законам), а в результате деятельности. Напр., заданное состояние объекта управления представляется как такое состояние, которое должно возникнуть в результате управляющего воздействия оператора. Установлено, что О.-ц. определяет критерии селекции информации о текущем состоянии объекта, а также ее интеграции. Характером О.-ц. определяется, какие сигналы из общего потока будет выбирать оператор и как он будет их объединять. Этот образ определяет также способы перекодирования поступающей информации, ее оценку, формирование гипотез и принятия решений. О.-ц. не остается неизменным на всем протяжении деятельности. По ходу ее выполнения он может трансформироваться, уточняться, детализироваться. Большая роль в этом принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о текущих результатах деятельности. Сформированный в начале деятельности О.-ц. должен сохраняться в памяти человека до ее окончания, выступая в роли ведущего регулятора всей системы действий. Возможны случаи, когда оператор имеет не одну, а несколько целей, а следовательно, и выполняет несколько деятельностей. Необходимость совмещать различные деятельности, переключаться от одной к другой создает определенные трудности и вызывает сильное нервно-психическое напряжение. Это создает трудности для сохранения О.-ц. в памяти оператора, использования его оператором в нужное время. Поэтому при разработке СЧМ и организации труда операторов необходимо предусмотреть специальные средства, помогающие оператору сохранить О.-ц. Одним из вариантов этого может быть отображение О.-ц. на индикаторных устройствах. Другим вариантом могут быть речевые команды, передаваемые оператору в сложных условиях и напоминающие ему об основной цели деятельности (Б. Ф. Ломов).

ОБРАЗЦОВА СИМПТОМ

ОБРАЗЦОВА СИМПТОМ (по имени отечественного терапевта В. П. Образцова, 1851-1920) - у больного острым аппендицитом в положении лежа болезненность при надавливании в правой подвздошной области усилится, если его попросить поднять выпрямленную в коленном суставе правую ногу вверх.

ОБРАЗЦОВА СИНДРОМ

ОБРАЗЦОВА СИНДРОМ (по имени В. П. Образцова) - гипергликемия у больных с гангреной конечностей при тромбо-облитерирующих заболеваниях. При этом уровень гликемии коррелирует с тяжестью процесса. В отличие от гангрены при диабетической нейроангиопатии («диабетическая стопа») при этом синдроме не бывает глюкозурии.

ОБРАМЛЕНИЕ

ОБРАМЛЕНИЕ - тенденция людей принимать решения, исходя из способа представления ситуации. Например, они примут, вероятно, решение действовать, если узнают, что ситуация обещает им 50-процентный коэффициент успеха, и скорее откажутся действовать, если им сообщат о 50-процентном коэффициенте неудачи в той же самой ситуации. Обрамление может быть использовано в целях манипулирования сознанием людей, их способностью делать выборы в определённой ситуации.

ОБРАТИМОСТЬ

ОБРАТИМОСТЬ - определяющее свойство операциональных структур в концепции развития интеллекта Ж.Пиаже. Операция, по Пиаже, обратима, т.е. в системе, в которую она включена, есть обратная ей операция. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному (исходному) моменту рассуждений. На уровне конкретных операций существуют две совершенно различных и не скоординированных друг с другом формы О. 1) Инверсия - это форма О., относящаяся к операциям над классами. Она заключается в отрицании класса (записывается как -А) или в отрицании включения одного класса в другой (записывается как :А). В первом случае продуктом операции и ее инверсии является нулевой класс (А-А=0). Во втором случае таким продуктом является наиболее общий класс системы (если А включен в Z и мы проводим операцию инверсии (исключения) этого включения, то мы возвращаемся к самому Z, что можно записать как A:A=Z). 2) Реципрокность - это форма О., относящаяся к операциям под отношениями. Реципрокность состоит в исключении различия. Продукт прямой и реципрокной операции в области отношений дает отношение эквивалентности. Например: пусть А > В; обозначим это отношение как р. Таким образом, операция р вводит различие между А и В. Реципрокная операция «хр» исключает (убирает) это различие между А и В, следовательно р -р = 0, где 0 - нулевое различие, т.е. эквивалентность. Только на уровне формальных операций инверсия и реципрокность скоординированы друг с другом в единую операциональную структуру. А. Г. Лидере

ОБРАТНАЯ АССОЦИАЦИЯ

ОБРАТНАЯ АССОЦИАЦИЯ - в ассоциативном эксперименте - установление связи между одним пунктом из списка стимулов (обычно слов) и предшествующим пунктом или пунктами из этого списка . Обратные ассоциации считаются более слабыми, нежели прямые (не опосредованные другими стимулами).

ОБРАТНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ

ОБРАТНАЯ АФФЕРЕНТАЦИЯ -

процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах протекающей деятельности. Термин введен П.К.Анохиным как уточнение термина "сенсорная коррекция", предложенного Н.А.Бернштейном.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - 1. в технике - информация о протекании процессов в системе; например, спидометр сигнализирует о скорости движения машины; 2. в кибернетике - информация, используемая системой в процессах саморегуляции; например, холодильник сам включается или выключается согласно показаниям его датчика температуры; 3. в исследованиях сенсорно-моторных процессов - информация, обеспечивающая кинестетическими сообщениями из мышечных рецепторов и необходимая для адекватного выполнения движений тела и формирования моторных навыков. Синоним: Обратная афферентация; 4. в теории научения - любая информация относительно адекватности реакции. Термин заменяет выражение «подкрепление», принятое в бихевиоризме; 5. в социальной психологии - любая реакция среды (особенно других людей), которая служит основой для будущих действий индивида; 6. в теории восприятия - информация из органов чувств, необходимая для их эффективного функционирования. Синонимы: Петля обратной связи, Кругооборот обратной связи.

* * *

- наличие взаимообусловленности в функционировании разделенных в пространстве и (или) во времени систем; отличительными признаками О. с. выступают: 1) направленность воздействия при переносе вещества, энергии, информации и 2) выделение управляемой и управляющей подсистем для эффективной регуляции режима взаимодействий. Различают положительные и отрицательные О. с. Первые усиливают, вторые замедляют протекание процессов. Понятие «О. с.» играет целеориентирующую эвристическую роль при моделировании структуры, принципов функционирования и развития комплексных самоорганизующиxся (органических, социальных и технических) систем. Конфликт представляет собой динамическую систему, в развитии которой О. с. играет важную роль. Любое действие оппонента является ответом на предшествующее действие по отношению к нему со стороны противника. Др. словами, взаимодействие между основными участниками конфликта организуется с учетом принципа положительной или отрицательной О. с.

* * *

один из важнейших принципов управления и регулирования во всех сложных системах. Его суть - воздействие результатов деятельности какой-либо системы на ее состояние (функционирование). При увеличении рассогласования между исходными и заданными уровнями функционирования говорят о положительной О. с. Системы, организованные по принципу только положительной О. с, недолговечны. Уменьшение (минимизацию) характеризует отрицательная О. с. Системы, организованные по принципу отрицательной О. с, отличаются устойчивым функционированием. В биологических системах и сложных АСУ имеет место и положительная, и отрицательная О. с. По принципу О. с. происходит регуляция всех процессов в человеческом организме, управление поведением и деятельностью, которое осуществляется по внутреннему и внешнему контурам. По внутреннему контуру передается информация о выполнении движения от внутренних рецепторов двигательных органов, по внешнему - информация (чаще всего зрительная) о результатах движения (напр., рабочего действия).

ОБРАТНОГО ПРОЦЕССА ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ

ОБРАТНОГО ПРОЦЕССА ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ - положение о том, что любое колебание к какому-либо полюсу мотивационного измерения вызывает обратный процесс, который выполняет функцию приведения системы в состояние баланса. Например, страх поддерживает тенденцию к реакциям в виде радости и восторга и наоборот. Следовательно, если удалить условие, которое вызвало страх, произойдёт сильный «сдвиг» в противоположную сторону от точки мотивационного равновесия. Состояние абсолютного благополучия, какое рисуется в мечтах о райской жизни, было для человека, одной стороны, привлекательным, как заветная некая мечта, а с другой стороны, губительными, как всё то, что является нереалистическим и демобилизующими. А.Шопенгауэер говорил, как известно, что человечеству суждено вечно колебаться между нуждой и скукой от пресыщения, этими крайними полюсами своего существования.

ОБРАТНОЙ РЕАКЦИИ ЭФФЕКТ

ОБРАТНОЙ РЕАКЦИИ ЭФФЕКТ - усиление некоторой физиологической функции после периода её подавления или депривации. Например, усиление БДГ-сна после одной или нескольких ночей лишения этой фазы сна.

ОБРАТНЫЕ КАДРЫ (ФЛЭШБЕК)

ОБРАТНЫЕ КАДРЫ (ФЛЭШБЕК) (англ. flash - вспышка, проблеск; back - спина, задняя сторона) - 1. в наркологии - спонтанное возобновление образов воображения, галлюцинаций, вызванное приёмом химического вещества после того, как этот приём был прекращён. Например, «обратные кадры» могут возникать спустя год после прекращения приёма ЛСД; 2. в психопатологии - непроизвольное и нередко стереотипное воспоминание наяву или в сновидениях некоторых элементов стрессовой ситуации на протяжении длительного времени, симптом посттравматического стрессового расстройства. При этом, по сообщениям пациентов, они в это время как бы переносятся в травмирующую ситуацию прошлого, переживают её заново, отключаясь от текущих впечатлений. Синонимы: Обратная вспышка, Флешбек; 3. появление в новом приступе болезни симптомов, идентичных тем, которые возникали в предыдущих. Например, спустя годы возникают точно такие же галлюцинации (тот же голос, такие же точно фразы, одинаковое содержание, появление в то же время суток).

ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСС

ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСС - 1. механизм взаимодействия, при котором функционирование одного аспекта системы одновременно тормозит функционирование другого, и наоборот. Синоним: Реципокный; 2. в психопатологии - гипотетический процесс, обеспечивающий преобладание одних симптомов расстройства над другими. Например, психосоматических симптомов на психологическими симптомами.

ОБРАЩАТЬ В ШУТКУ

Когда ясно, что цель разговора не достигнута (например, собеседник не поддается на посулы, угрозы, категорическое требование), можно сделать хорошую мину при плохой игре: улыбнуться и пошутить.

Предыдущая страница Следующая страница