Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ (лат. imbecillus - слабый, немощный) - 1. умеренная и 2. тяжёлая степень умственного недоразвития или олигофрении. Имбецилы составляют около 20% от всех пациентов с олигофренией, распространённость имбецильности в населении достигает 4 на 10000 человек. Основной причиной развития имбецильности являются генетические нарушения. Умеренную имбецильность (IQ от 35 до 49%) характеризуют: замедленное и ограниченное развитие интеллекта, речи и навыков, иногда достигающего степени, при которой пациенты оказываются способными усвоить относительно простые правила счёта, чтения, письма, некоторые "ручные" профессии, несложные правила общения и ведения беседы. К самостоятельной жизни и обучению в школе по облегчённой программе (вспомогательной школе) тем не менее такие пациенты неспособны, они нуждаются в постоянном надзоре, в помощи и опеке. Кроме того, они могут быть агрессивными, драчливыми, склонными к разрушительным действиям, сексуально расторможенными, совершать акты полового насилия и нуждаются в назначении психотропных препаратов, в частности, корректоров поведения. Тяжёлой имбецильности (IQ от 20 до 34%) свойственны значительные нарушения речевого и общего двигательного развития, неспособность к усвоению самых простых профессиональных, социальных и коммуникативных навыков, навыков самообслуживания. Некоторые из них могут, однако, научиться свободно ходить, произносить отдельные слова и несложные фразы бытового содержания, самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой мусор, выполнять адекватные действия с некоторыми предметами, осознают такие потребности, как потребность в пище и воде, различать съедобное от непригодного в пищу, могут контролировать уринацию и дефеацию, узнавать близких людей, реагировать на боль, но всё это требует очень больших усилий со стороны воспитателей, родителей. Наряду с когнитивным дефицитом и неразвитостью познавательной потребности при имбецильности обычно выявляются значительные эмоциональные, поведенческие нарушения и состояния психомоторного возбуждения, различные неврологические симптомы, эпилептические припадки, патология строения и функционирования внутренних органов, различные дисгенетические признаки, повышенная склонность к интеркуррентным заболеваниям. Длительность жизни имбецилов редко достигает 30-40 лет. Синонимы: Тяжёлая и умеренная олигофрения или умственная субнормальность.

* * *

Средняя степень олигофрении (см.). Возможно формирование представлений, но образование понятий недоступно. Мышление ограниченное, сугубо конкретное. Речь косноязычна, словарный запас беден и состоит преимущественно из названий предметов повседневного обихода. При относительно негрубых проявлениях имбецильности возможно обучение во вспомогательной школе, где могут быть усвоены простейший счет, чтение и написание отдельных слов. Возможно обучение несложному ремеслу.

* * *

характеризуется средней степенью задержки психического развития. При имбецильности познавательная деятельность нарушена таким образом, что страдающие олигофренией уже могут образовывать представления, но более высокий этап психической деятельности - образование понятий - для них невозможен или резко затруднен. У них отсутствует способность к абстрактному мышлению, обобщениям. Имбе-цилы не только в состоянии приобретать основные навыки самообслуживания, такие, как одевание, самостоятельная еда, элементарная опрятность, но могут быть приучены и к простейшему труду, в основном путем тренировки подражательных действий. Так, они могут перематывать нитки, помогать в уборке помещения или двора, выполнять какую-то одну операцию, например, при клейке коробок.

Имбецилы понимают простую речь и сами могут усвоить небольшой запас слов. Как и при идиотии, при имбецильности выделяют три степени тяжести: тяжелую, среднюю и легкую с соответственно различными уровнями психического недоразвития. Речь их косноязычна и состоит чаще всего из очень коротких стандартных фраз, из какого-либо существительного в сочетании с простым прилагательным или глаголом.

Усвоение нового удается имбецилам с большим трудом и возможно только в пределах очень конкретных представлений без всякого обобщения. К самостоятельному мышлению имбецилы неспособны, поэтому их адаптация к окружающему возможна только в привычной, хорошо знакомой обстановке. Малейшее изменение ситуации ставит имбецила в затруднительное положение, он нуждается в постоянном руководстве. Имбецилы очень внушаемы. Собственные их интересы обычно крайне примитивны и касаются в основном утоления физиологических потребностей. Они нередко бывают очень прожорливы и неряшливы в еде. Сексуальное чувство их большей частью понижено, но иногда отмечается повышение полового влечения с распущенным поведением.

По поведению олигофрены в стадии имбецильности делятся на две группы: одну из них составляют очень живые, подвижные, активные, другую - вялоапатичные, ни на что не реагирующие, равнодушные ко всему, кроме утоления естественных потребностей.

По характеру всех имбецилов также можно разделить на две группы: очень добродушных, покладистых, приветливых, общительных и злобных, агрессивных.

Несмотря на способность к примитивному труду, имбеци-лы не могут жить самостоятельно и нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре. Лучше всего это осуществляется, кроме вспомогательных школ, в учреждениях типа лечебно-трудовых мастерских или в специальных загородных учреждениях.

* * *

(от лат. imbecillus - слабый, немощный) - выраженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении.

В начало словаря