Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
МЫШЛЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ - 1. особый вид познавательной деятельности, который на определённом уровне своего развития обеспечивает выявление субстанциональных свойств явлений действительности, установление связей и отношений между ними, а также создание и использование когнитивных структур (программ, алгоритмов), реализуемых в дальнейшем для решения текущих, актуальных задач. Благодаря такому мышлению индивид получает возможность опосредованного и обобщённого познания объективной реальности, включая самого себя (Рубинштейн, 1940). Этому уровню функционирования мышления предшествуют другие, более ранние, такие, к примеру, как наглядно-действенное мышления; 2. совокупность символически представленных информационных процессов, протекающих с использованием определённого языка, в отличие от поведения, которое проявляется наглядной последовательностью действий; 3. скрытый или имплицитный процесс, который недоступен непосредственному наблюдению и о котором можно судить либо из сообщений того, кто осуществляет этот процесс, или из наблюдения за поведенческими актами, в которых как бы материализуются процессы и результаты мышления, например, замыслы, планы, подходы к преодолению какой-то проблемы; 4. манипуляция некоторыми теоретически выделяемыми элементами -"элементами мысли", о существе которых, то есть об их адекватности реальности, можно только догадываться, если не проверять их достоверность в практической деятельности. Различные теоретики предполагали, что такими элементами мысли являются мышечные компоненты (Уотсон), слова или компоненты языка (Уорф), идеи (Локк), образы (Титчнер), суждения (Андерсон), операции и понятия (Пиаже), сценарии (Скенк) и т.д. Существуют немало свидетельств того, что многие, если не все все из упомянутых элементов мысли так или иначе используются в процессе мышления. Мышление, если завершить его определение, не является некоей абсолютно самостоятельной, автономной и тем более самодовлеющей, «высшей формой познавательной деятельности человека» (Блейхер, 1995), несмотря на определённую независимость его от других проявлений психического, но оно, безусловно, составляет важную часть интеллекта человека, которая, в свою очередь, интегрирована в то, что называют человеческой личностью, то есть мышление, говоря другими словами, развивается и функционирует не само по себе, а в контексте личностного развития человека, находящегося в определённой культурной среде, в социуме и в духовной сфере. Далее в алфавитном порядке приводятся краткие характеристики различных, известных в настоящее время видов мышления, выявленных психологами и психиатрами посредством операции абстрагирования как у детей и адекватных индивидов, так и у лиц с различными психическими отклонениями, при этом следует иметь в виду, что упоминаемые ниже виды мышления не имеют права на то, чтобы претендовать на их представление в окончательном виде.

* * *

- процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также М. теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются условиями ее развертывания и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления м. б. цели последующих действий. М. выступает как интерпретация реакций и движений др. человека, как трактовка результатов его действий и деятельности в целом, как понимание речевой продукции (устной и письменной) др. человека. М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. М. человека играет важнейшую роль в возникновении и развитии конфликтов. Именно в процессе М. человек оценивает обстановку, вычленяет проблемную ситуацию социального взаимодействия, оценивает масштабы угроз своим интересам, прогнозирует возможные последствия конфликта или ухода от него и принимает решение на тот или иной вариант действий. Знание качества М. человека - необходимое условие прогнозирования его поведения в конфликтах. М. в процессе развития предконфликтной и конфликтной ситуации имеет свои особенности, скорее всего существенные. Их изучение является важной задачей конфликтологии.

* * *

- психический процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.

* * *

вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя.

* * *

высший, неразрывно связанный с речью, познавательный процесс, сущность которого заключается в отражении в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Различают виды мышления: 1) интуитивное (протекает быстро, без четко выраженных этапов с минимальной осознанностью); 2) наглядно-действенное (решение задачи осуществляется с помощь реального физического преобразования ситуации); 3) наглядно-образное (связано с представлением ситуации и изменений в них); 4) практическое (связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени); 5) словесно-логическое (характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств); 6) творческое (характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию); 7) теоретическое (направлено на открытие законов, свойств объектов).

* * *

Высшая форма познавательной деятельности, определяющая внутренние связи между людьми, предметами и явлениями, тесно связанная с памятью, речью, способностью к анализу и синтезу, обобщению накопленных ранее знаний и вновь приобретенной информации. О мышлении человека судят по его высказываниям и деятельности. Уровень мышления и способность к проникновению в суть возникающих проблем, к выработке наиболее адекватных решений входят в понятие интеллекта.

* * *

процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. М. является предметом изучения многих наук: философии, логики, кибернетики и др. Психология изучает М. как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от условной обобщенности и характера используемых средств, их новизны для человека, степени его активности, адекватности действительности. Различают следующие виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действительное, теоретическое и практическое, логическое и интуитивное, продуктивное (творческое) и репродуктивное, произвольное и непроизвольное. В инженерной психологии большое внимание уделяется изучению оперативного мышления. М. часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом М. могут быть цели последующих действий. Исследование целеобразования составляет важнейший раздел психологии М. Здесь изучаются превращение полученного извне требования в реаАьную цель, выбор одного из имеющихся требований, соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования, временная динамика целеобразования, преобразование неосознанных предвосхищений в осознание цели, выделение промежуточных целей. М. изучается также в контексте проблематики общения, межличностных отношений. Здесь оно выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий и деятельности в целом, как понимание речевой (устной и письменной) продукции другого человека. Межличностное познание включает в себя формирование представлений об образе мыслей другого человека, стиле его мышления, о том, что он думает о субъекте М., и о том, что он думает по поводу того, что субъект думает о нем самом, и т. д. В ходе общения результаты мыслительной деятельности одного человека (знания) передаются другому. Знания могут относиться к предметному миру или к самому процессу решения задач. В последнем случае осуществляются общие методы решения, а сама мыслительная деятельность выступает как совместная, коллективная (см. Групповое принятие решения). М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта М., дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще нерешенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. В историческом плане развития М. изучается в контексте становления труда как специфически человеческой деятельности и возникновения языка. При появлении общественного разделения труда на физический и умственный М. приобретает форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями. Примером такой деятельности является мышление оператора.

В начало словаря