Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - сoвокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур и механизмов: архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Одно из основных понятий аналитической пcиxoлoгии К. Юнга. Основное содержание К. б. составляют архетипы. Понятие «К.» б. является важным в конфликтологии. Без изучения роли К. б. в возникновении и развитии конфликтов вряд ли возможно построение удовлетворительных описательной и объяснительной моделей конфликтного противодействия. Именно через К. б. от поколения к поколению передается информация о способах поведения в различных ситуациях социальных противоречий. Исследование К. б. как одного из ключевых факторов в генезисе конфликтов - важная и интересная задача конфликтологии. Воздействие на К. б. через школу и СМИ в будущем станет эффективным способом профилактики конфликтов.

* * *

- термин из концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, т. е. всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы хранятся в К.б., воспроизводятся, усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием.

В теории глубинной психологии национальные особенности нередко рассматриваются как проявление коллективного бессознательного.

* * *

- термин индивидуальной психологии К.Юнга, означает возникший в ходе эволюции и передаваемый по наследству гипотетический перцептивный, умственный и межличностный опыт предков современного человека, являющийся общим для всех людей. Составляющие систему коллективного бессознательного элементы К.Юнг называет архетипами (греч. arche - начало, typos - отпечаток, форма, образец). К.Юнг не уточняет, каких именно предков он имеет в виду (кроманьонцев, неандертальцев, умелого человека и т.д. - о них известно не настолько много, чтобы уверенно судить об их ментальном опыте). Сам автор использует также термин «расовое бессознательное».

* * *

- универсальные, всеобщие образы и идеи, имеющие психически унаследованный характер, передающиеся из поколения в поколение и лежащие в основе деятельности людей.

Термин «коллективное бессознательное» был введен в психоаналитическую литературу швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом (1875-1961), который в работе «Психология бессознательного процесса» (1916) уделил внимание рассмотрению не только личностно-человеческих характеристик, но и мифологических фигур, выражающих чувства пациентов. В разделе, названном им «Архетипы коллективного бессознательного», он подчеркнул, что некоторые атрибуты нельзя отнести целиком и полностью к человеческой личности, а следует рассматривать в качестве содержаний «сверхличностного или коллективного бессознательного». Поясняя свою точку зрения, К.Г. Юнг отметил, что «коллективное бессознательное - нечто вроде осадка опыта и одновременно - образ мира как некая его априорность». В этом образе содержатся определенные черты, так называемые доминанты или архетипы. В другом разделе данного труда, озаглавленном «Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное», он писал о том, что в глубинном слое коллективного бессознательного дремлют изначальные общечеловеческие образы, а само по себе оно представляет объективно-психическое, в отличие от субъективно-психического индивидуального бессознательного.

В понимании К.Г. Юнга содержание коллективного бессознательного - это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном К.Г. Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936 г., и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом: оно развивается не индивидуально, а получено по наследству; состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения; включает в себя продукты архаической природы, те содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же; идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого; имеет мифологические по своему характеру содержания; состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом; является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом; представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность; вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и неподвластны контролю со стороны воли; может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство - духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

К.Г. Юнг исходил из того, что при лечении психических заболеваний необходимо раскрывать содержание не только индивидуального, но и коллективного бессознательного. Выявление последнего предполагает анализ сновидений и использование метода активного воображения, что в конечном счете может послужить пробуждением внутренней активности человека в направлении осуществления индивидуации и обретения Самости, целостности его существования в природном, духовном и социальном мире.

Вводя в концептуальный остов понятие коллективного бессознательного, К.Г. Юнг признавал, что на материале анализа сновидений З. Фрейд первым обратил внимание на факт наличия в сновидениях элементов, которые не являются индивидуальными и не выводятся из личного опыта сновидцев. Основатель психоанализа назвал их «пра-фантазиями», «архаическими остатками», тем самым подчеркнув их коллективную, а не индивидуальную природу. В более широком плане, выходящем за рамки сновидений, в работе «Тотем и табу» (1913) З. Фрейд говорил об «унаследовании психических предрасположений», а позднее - об «архаическом наследии прошлого» и «унаследованных схемах». В частности, в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) он обращал внимание на то, что «в душевной жизни индивида могут оказаться действенными не только лично пережитые, но и усвоенные при рождении содержания, элементы филогенетического происхождения, архаическое наследие». По его мнению, архаическое наследие человека охватывает как предрасположенности, так и «следы памяти о переживаниях прежних поколений».

Вместе с тем, в отличие от К.Г. Юнга, основатель психоанализа не использовал в своих работах понятие коллективного бессознательного, считая, что подобное выражение является не чем иным, как тавтологией. В связи с этим он подчеркивал, что «содержание бессознательного ведь вообще коллективно, оно общее достояние людей». Поэтому, не прибегая к понятию коллективного бессознательного, З. Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен, о «психическом конденсате», ставшем неотъемлемым наследием, которое с каждым поколением нуждается только в пробуждении, а не в приобретении. Типичным примером подобного наследия является, по его мнению, «врожденная» символика, доставшаяся людям от эпохи развития языка и одинаковая по смыслу у всех народов, несмотря на различие языков.

* * *

термин концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы хранятся в к.б., бессознательно усваиваются людьми и наполняются в результате их деятельности конкретным содержанием. (См.: "Аналитическая психология").

В начало словаря