Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
НАБЛЮДЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ - 1. любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д., в том числе и экспериментальная. Концептуально термины «наблюдение» и «эксперимент» должны отчётливо различаться, так как под собственно наблюдением обычно понимают «натуралистическое наблюдение», контролирование естественного хода событий, а под «экспериментом» - исследование с контролем «посредством манипуляций с независимыми переменными»; 2. любые отдельные данные, значения и т.п., которые представляют изучаемое событие, явление, поведение; 3. случайный или неформальный комментарий или интерпретация того, что наблюдается.

* * *

- один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Н. включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных). Точность Н. зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. В существенной степени сказывается на результатах Н. уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д. Н. характеризуется некоторой субъективностью - оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., контроль со стороны др. методов исследования позволяют обеспечить объективность Н. В конфликтологии Н. используется при работе с участниками конфликта в процессе его урегулирования. Н. могут подвергаться также материальные последствия поступков и действий конфликтующих сторон.

* * *

общенаучный метод исследования, который в военной психологии и педагогики предполагает целенаправленную систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений.

* * *

1. Один из довольно распространенных видов деятельности оператора, заключающийся в активном целенаправленном восприятии и изучении окружающей обстановки (производственного процесса). Н. может быть опосредствованным, по приборам (Н. воздушной обстановки по экрану локатора) или непосредственным (Н. за дорожной ситуацией водителем автомобиля); зрительным (оператор радиолокационной станции) или акустическим (гидроакустик на корабле). В ряде случаев для непосредственного Н. используются специальные технические средства, помогающие облегчить процесс Н., напр, с помощью микроскопа (оператор-микроскопист). Лица, большую часть рабочего времени занятые Н., называются оператораминаблюдателями (см. Типы операторской деятельности). Профессия наблюдателя предъявляет повышенные требова? ния к свойствам восприятия, внимания, оперативного мышления человека, поэтому в ряде случаев для таких видов деятельности целесообразно проведение специального офтальмологического отбора. 2. Метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения (напр., в процессе труда, обучения и т. п.), получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Н. имеет следующие основные области применения: 1) анализ поведения одного оператора (однородной группы операторов) при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т. п.; 2) Н. за работой одного оператора (однородной группы) в разных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности; 3) Н. за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое Н. позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности. По характеру организации Н. может быть случайным или систематическим. Н. обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относится, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица оператора, покже замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активностисти труда и отдыха (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). Кроме того, в практике Н. применяются замеры латентных периодов в различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую трудовую деятельность. В процессе Н. широко проводятся также замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т. п. (подробнее см. Физиологические методы). Большое значение при Н. принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения. При проведении Н. необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными. Н. всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Повышению объективности Н. способствуют отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность Н., сочетание его с другими методами исследования. Определенными недостатками Н. как метода изучения поведения человека являются его пассивность, созерцательность. Н. не вносит изменений-в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

В начало словаря