Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "М" (часть 10, "МЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 10, "МЕТ")

МЕТОД ПОДБОРА ЧЕРТ И СВОБОДНОГО ОПИСАНИЯ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

МЕТОД ПОДБОРА ЧЕРТ И СВОБОДНОГО ОПИСАНИЯ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ - метод этнопсихологического исследования, с помощью которого выявляются типичные характеристики национальной психологии представителей того или иного народа.

Впервые он был применен в 1933 году в США А. Катцем и У. Брейли. Предварительно исследователями был составлен список из 84 личностных характеристик, из которых испытуемым предлагалось выбрать такие, которые, с их точки зрения, характерны для каждой из десяти национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. В результате была установлена высокая согласованность в приписывании респодентами типичных для той или иной этнической общности личностных качеств вне зависимости от того, контактировали ли когда-либо опрашиваемые с лицом данной национальности или нет. Совокупность черт, выбранная испытуемыми как характеристика определенного этноса, отражала, по мнению авторов, существующий в американском обществе стереотипный образ данной национальной группы.

Аналогичные исследования, проводимые затем и на Западе и в СССР (в Азербайджане, Ленинграде, Казахстане, Нальчике, Улан-Удэ, Элисте), показали, что у людей в обыденном сознании представления о наличии специфических национальных черт имеют достаточно глубокие корни и их нужно изучать в интересах регулирования межнациональных отношений, снятия конфликтности во взаимодействии с представителями других этнических общностей. Например, данные исследования 120 казахов и 20 русских, проживающих в Казахстане, с одной стороны, выявило, что для казахов русские предстают трудолюбивыми, дружелюбными, общительными и отзывчивыми людьми, а для русских казахи - трудолюбивыми, щедрыми, консервативными, властолюбивыми, высокомерными. С другой стороны, эксперимент позволил вовремя зафиксировать негативизм в отношениях русских к казахам и принять соответствующие меры для улучшения взаимоотношений между ними (см. Актуальные проблемы психологии и педагогики в Казахстане. - Алма-Ата, 1990).

МЕТОД ПОЛЯРНЫХ БАЛЛОВ

МЕТОД ПОЛЯРНЫХ БАЛЛОВ -

разновидность метода обобщения независимых характеристик, заключающаяся в использовании количественных критериев оценки того или иного психического явления с помощью экспертов. При этом эксперты ставят оценки по биполярной системе (например, от -10 до 10). М.п.б. может применяться и для самооценки.

* * *

психологический метод, применяемый для количественной оценки изучаемых свойств личности; одна из разновидностей экспертных оценок, экспертного опроса в общей и инженерной психологии. При применении М. п. б. изучаемое психическое явление оценивается следующими пятью баллами: 5- оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено и проявляется часто в различных видах деятельности как черта характера; 4 - оно заметно выражено, но проявляется непостоянно, хотя противоположное свойство личности выражено нерезко; 3 - оцениваемое и противоположное свойство личное? ти выражены нерезко, в проявлениях редки и уравновешивают друг друга; 2 - заметно более выражено, чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 - свойство личности, противоположное оцениваемому, четко выражено и часто проявляется в различных видах деятельности, являясь чертой характера. Применяя понятия логики, эти баллы нужно рассматривать как специальные кванторы, а М. п. б.- как квантификацию йри психологических измерениях методом экспертных оценок. По динамике изучаемое свойство личности оценивается тремя баллами: III - ранее было менее выражено,. улучшается, развивается (знак <); II - изменений нет (знак 0); I- ранее было более свойственно, теперь ослабевает, ухудшается, развивается в противоположное (знак >). Оценки должны даваться не сравнительно, а объективно и сохраняться для изучаемой личности, в какой бы группе ее не рассматривать. В случае, если оценки все же даются в сравнительном плане, это должно специально оговариваться.

МЕТОД ПОСТОЯННЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

МЕТОД ПОСТОЯННЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ -

один из основных методов классической психофизики, заключающийся в исследовании ощущений, восприятий человека путем предьявления ему некоторого набора постоянных трудно диагностируемых стимулов, которые он опознает по биполярной системе: "вижу - не вижу", "да - нет" и т.д. По этим данным строится кривая, соответствующая 5о% правильных ответов, что служит показателем чувствительности.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. М. п. и о., широко используемый бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса, получил распространение в психологии после работ Э. Торндайка, согласно которым слепые пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека. Гештальтпсихология подвергла М. п. и о. критике, противопоставив ему решение проблемы путем инсайта. Непродуктивность и теоретическая слабость такого противопоставления была показана И. П. Павловым. Свое значение М. п. и о. сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств. М. п. и о. играет большую роль в формировании у человека стереотипов поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. М. п. и о. является одним из механизмов социализации человека в процессе онтогенеза. Поэтому конструктивное развитие и завершение конфликтов, помимо позитивного результата разрешения конкретных противоречий, выполняет еще положительную обучающую и воспитательную функции.

МЕТОД ПРОДУЦИРОВАНИЯ

МЕТОД ПРОДУЦИРОВАНИЯ -

(от лат. producere - производить) - способ исследования восприятия времени путем фиксации времени выполнения испытуемым какого-либо задания с заранее заданным сроком завершения.

МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ -

один из способов профессионального отбора, заключающийся в исследовании поведения испытуемого (например, абитуриента) в условиях искусственного включения его в предполагаемую будущую профессиональную деятельность. М.п.п. является разновидностью метода эксперимента.

МЕТОД ПСИХОАНАЛИЗА

МЕТОД ПСИХОАНАЛИЗА -

(от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - основной метод исследования личности, разработанный в рамках фрейдизма и неофрейдизма и базирующийся на проникновении в бессознательное личности в процессе доверительной беседы посредством различных приемов, позволяющих исследователю (и с его помощью в психотерапевтических целях - исследуемому) осознать истинные причины внутренних психических конфликтов и на этой основе уяснить для себя психическую сущность данной личности, методы психокоррекционной работы с ней.

МЕТОД ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ И ПОТЕНЦИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД РАВНЫХ ИНТЕРВАЛОВ

МЕТОД РАВНЫХ ИНТЕРВАЛОВ -

способ квантификации социологических и психологических данных, основанный на применении оценочной шкалы, интервалы между ближайшими значениями которой субьективно воспринимаются как равные. Обычно применяют для оценки какого-то явления 2О-5О и более суждений, из них отбирается 5 и более (до 10), которые затем используются в исследовании как стандартизированные шкалы.

* * *

шкала выявления и измерения установок Л. Терстоуна.

МЕТОД РЕПРЕССИИ

МЕТОД РЕПРЕССИИ (лат. repressio - подавление) - вариант ЭСТ, заключается в проведении большого количества её сеансов (до 5-8 в день в течение недели). В итоге развивается "состояние регрессии" в виде апатии, помрачения сознания, торможения речи и др. В настоящее время почти не используется, отечественными психиатрами она никогда не использовалась в силу её травматичности..

МЕТОД РОРШАХА

МЕТОД РОРШАХА -

один из наиболее распространенных проективных методов исследования личности, заключающийся в выявлении ее психических особенностей на основе анализа интерпретации испытуемым картинок с абстрактными изображениями - пятнами различной конфигурации и цвета (так называемыми пятнами Роршаха), имеющими определенный смысл диагностики скрытых установок, побуждений, свойств характера. М.р. может быть применен для выявления лиц с патопсихгическими отклонениями и для более глубокого изучения психических особенностей нормальной личности.

МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ

МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ -

один из основных методов психологии заключающийся в использовании способности сознания оценивать психические явления, свойственные его носителю (переживания, мысли, чувства и др.); это отражение сознанием самого себя. В современной психологии данные с. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования.

* * *

(англ. method of introspection) - получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним. Субъект самонаблюдения, выступающий в то же время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; поэтому данные его наблюдения м. б. искаженными неконтролируемыми переменными и, следовательно, неоднозначными. Однако сопоставление результатов самонаблюдения многих лиц, полученных в тождественных условиях, соединенное с учетом знаний о каждом из них, делает эти данные ценным материалом для научной разработки проблем. Квалифицированное самонаблюдение требует психологической подготовки; вполне объяснимы трудности, которые встречаются при вербализации его. М. с. используется в конфликтологии. Любой конфликтолог часть своих знаний о конфликтах получает, оценивая собственное поведение и психические состояния в ситуациях межличностных и внутриличностных конфликтов. Информация от участников конфликта в процессе его урегулирования также получается во многом на основе их самонаблюдения.

МЕТОД САМООТЧЕТА

МЕТОД САМООТЧЕТА -

один из методов исследования личности военнослужащих, заключающийся в анализе личностью своей собственной деятельности (ее условий, способов, целей, мотивов, результатов).

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА ОСГУДА

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА ОСГУДА -

(от греч. semantikos - означающий и лат. differentio - разность) - предложенный американским психологом Ч. Осгудом способ исследования восприятия и поведения человека, анализа социальных установок и личностных смыслов. М.с.д. строится на фиксации вкладываемого личностью смысла и эмоционального значения понятия с помощью биполярной шкалы, полюса которой задаются вербально. Шкала состоит из набора противоположных слов, например "хорошее - плохое". При этом респондент может выбрать под "хорошим" цифру 3, 2, 1, а под "плохим" -3,-2,-1. О обозначает ни "плохое", ни "хорошее". При правильном, продуманном использовании метод может оказаться исключительно эффективным и при диагностике скрываемых личностью установок.

МЕТОД СОЦИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ

МЕТОД СОЦИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ -

один из способов исследования социальной психики, суть которого состоит в изучении различных условных групп обследуемых, которые характеризуются совпадением ряда параметров. В качестве критериев, отличающих одну "социальную" единицу от другой в первую очередь выступают социальные, биографические параметры: возраст, образование, срок службы и т.д.

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ -

один из методов социальной психологии, заключающийся в исследовании структуры и характера межличностных отношений военнослужащих на основе измерения их межличностного выбора, выявления его структуры.

МЕТОД СРАВНЕНИЯ

МЕТОД СРАВНЕНИЯ -

способ исследования восприятия человеком времени путем фиксации результатов выполнения им задания - сравнить два отрезка времени.

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

способ сравнительного исследования социально-психических явлений, характерных при переходе от индивидуальной деятельности к групповой и наоборот. Например, процесс решения конкретной задачи в группе может существенно отличаться от ее решения каждым ее членом в отдельности.

МЕТОД СРЕДНЕЙ ОШИБКИ

МЕТОД СРЕДНЕЙ ОШИБКИ -

один из основных методов классической психофизики, суть которого заключается в исследовании чувствительности человека (ощущений, восприятий) путем предоставления возможности испытуемому самостоятельно изменять силу стимульного влияния раздражителя до момента исчезновения субъективного различия данного стимула с эталонным. Среднее значение полученных в процессе эксперимента результатов обычно интерпретируется как точка субъективного равенства, а показатели разброса служат мерой оценки чувствительности.

МЕТОД СТРОБОСКОПИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

МЕТОД СТРОБОСКОПИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ -

способ исследования восприятий человеком кажущегося движения (на этом психическом эффекте построено создание мультфильмов, достижение образа движения на экране кино и т.д.), которое возникает при быстрой смене одного обьекта другим, обычно аналогичным.

МЕТОД СУММАРНЫХ ОЦЕНОК

МЕТОД СУММАРНЫХ ОЦЕНОК - шкала выявления и измерения установок Р. Ликерта.

МЕТОД СУММАРНЫХ ОЦЕНОК (ШКАЛА ЛАЙКЕРТА)

МЕТОД СУММАРНЫХ ОЦЕНОК (ШКАЛА ЛАЙКЕРТА) -

способ квантификации социологических и психологических данных, основанный на применении при оценке какого-то явления, вопроса экспертами 5-балльной шкалы:

5 - полностью согласен;

4 - согласен в принципе;

3 - нейтрален;

2 - не согласен в принципе;

1 - полностью не согласен.

Данный метод может быть использован при тестировании с целью изучения личностных свойств испытуемых. Применение шкалы Лайкерта допускает суммирование баллов одного исследуемого, их ранжирование в зависимости от количества набранных баллов, поиск корреляций между общей суммой баллов и баллом, поставленным испытуемым по тому или иному вопросу. Так отбираются наиболее значимые вопросы.

МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ

МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ -

один из методов исследования личности, заключающийся в диагностике (психопрогностике) личности, ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью.

МЕТОД ТРУДА

МЕТОД ТРУДА - способ осуществления конкретного трудового процесса, характеризуется совокупностью приемов и определенной последовательностью их выполнения. М. т. зависит от вида и характера трудового процесса. Составляющими элементами трудового процесса являются трудовые движения, трудовые действия и трудовые приемы. Трудовое движение представляет собой однократное перемещение рабочего органа (пальцев, руки, корпуса, ноги и т. п.), осуществляемое работником в процессе работы (напр., «протянуть руку», «наклониться» и пр.). Трудовое действие состоит из нескольких выполняемых без перерыва трудовых движений работающего - его корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев, для того чтобы взять или переместить какой-либо предмет (напр., «протянуть руку и взять ключ», «вытянуть ногу и нажать на педаль» и т. п.). Трудовой прием состоит из трудовых действий и представляет законченную совокупность действий работника, имеющих целевое назначение (напр., «установить деталь в патроне», «выполнить вязку узла» и т. п.). По своему назначению трудовые приемы могут быть основными (технологическими), если они непосредственно направлены на осуществление данного технологического процесса по изменению предмета труда, и вспомогательными, если они направлены на обеспечение условий выполнения основного приема. По характеру деятельности работника различают приемы двигательного и приемы наблюдательного, расчетноаналитического характера. Рациональные М. т. должны предусматривать научно обоснованные, высокопроизводительные способы выполнения трудовых приемов отдельным работником или группой совместно действующих работников. Они выбираются на основе тщательного анализа операций, проводимого с целью выявления наиболее удачного и легкого способа выполнения производственного задания.

МЕТОД ТРУДОВОЙ

МЕТОД ТРУДОВОЙ -

сущность метода заключается в том,что при изучении профессиональной деятельности психолог совмещает в одном лице исследователя и рабочего,осуществляя самонаблюдение.

МЕТОД УСТАНОВКИ

МЕТОД УСТАНОВКИ -

способ исследования личности, ее отдельных психических функций путем замеров психических реакций до выработки установки и после нее.

МЕТОД ФИКСАЦИИ ВЗОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД ШКАЛОГРАММНОГО АНАЛИЗА

МЕТОД ШКАЛОГРАММНОГО АНАЛИЗА -

способ квантификации социологических и психологических данных, основанный на использовании шкалы порядка по одному критерию и как правило дихотомической шкалы ответов: "да" и "нет". В результате исследования респонденты ранжируются в зависимости от характера ответов и строится так называемая шкалограмма, вычисляется коэффициент воспроизводимости (процент ответа на тот или иной вопрос довольно большой - около 100 человек - выборки исследуемых). На этой основе каждый ответ получает определенный балл; можно определить и ранг опрашиваемого по сумме набранных баллов. Вопросы респонденту строятся иерархическим образом, когда согласие с вышестоящим по иерархии суждением должно автоматически вести к согласию с нижестоящими. Построение шкалы распадается

1. Отбирается серия суждений относительно измеряемого свойства.

2. Эти суждения раздаются группе респондентов, которые отвечают на них по схеме: "да", "нет".

3. Отбрасываются суждения, которые набрали более 8о% ответов "да" или "нет".

4. Оставшиеся вопросы ранжируются исходя из процентного ответа на них.

В более сложных шкалах вместо дихотомической системы каждое суждение может оцениваться по иному шкале, например: 4 - "полностью согласен"; 3 - "согласен"; 2 - "не знаю, не могу ответить"; 1 - "не согласен"; 0 - "категорически не согласен" и др.

МЕТОД ЭКОНОМИИ

МЕТОД ЭКОНОМИИ -

способ исследования памяти человека предложенный Г. Эббингаузом. Его суть заключается в сравнении результатов, полученных путем первоначального заучивания ряда стимулов и повторным заучиванием после забывания. При этом в процессе повторного заучивания происходит определенная экономия времени и числа повторений (отсюда и название метода).

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА -

общенаучный метод исследования, который заключается в активной, преимущественно практической, заранее запланированной, деятельности экспериментатора по изучению психолого-педагогических явлений в процессе естественного и искусственного их развития, функционирования.

МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ -

данный метод относится к методам обработки эмпирических данных и предполагает анализ необходимой информации о специфических особенностях профессий и возможных факторах, отрицательно воздействующих на субъекта труда, на основе опроса группы квалифицированных специалистов данной профессии и изучения психологами документации адекватной задаче исследования.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК - общенаучный метод исследования; в конфликтологии заключается в количественной, порядковой и (или) качественной оценке конфликтов, их характеристик или свойств, которые не поддаются непосредственному измерению. М. э. о. основывается на заключениях специалистов. Результативность использования М. э. о. в изучении конфликтов зависит от: а) квалификации экспертов; б) качества программы исследования; в) обоснованности и понятности шкал, в которых производится оценка.

МЕТОДИКА

МЕТОДИКА - совокупность приемов научной или практической деятельности. В конфликтологии под М. понимается система методов и приемов научной деятельности, используемая для решения конкретной исследовательской задачи с описанием последовательности и технологии применения этих методов и приемов.

* * *

(греч. methodos) - довольно определённая, условная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Обычно этот термин используют с коннотацией, что эти процедуры требуют не столько изобретательности, сколько определённой квалификации, и владение ими отражает лишь некоторый уровень опытности исследователя.

* * *

совокупность способов и приемов, предназначенных для конкретного исследования.

МЕТОДИКА ГРУППОВОГО ДАВЛЕНИЯ

МЕТОДИКА ГРУППОВОГО ДАВЛЕНИЯ - манипулятивный приём, представляющий некую позицию или какое-то убеждение как разделяемое большинством людей. Например, это обнародование рейтингов лиц, претендующих на избрание в органы власти, являющееся обычным элементом предвыборных технологий, в результате которых люди голосуют не за программы или личности, а за созданные услужливыми политтехнологами заказные определёнными кругами имиджы успешных и близких народу фантомов. Приблизительно той же цели служит «индекс цитирования» авторов текстов. Читатель должен принимать как факт, что авторы, которых цитируют чаще других, являются более продуктивными и творческими, хотя, как кажется, всем хорошо известно, как часто в работах встречаются фамилии чиновников от науки или рамоликов-учёных, не имеющие к таким работам даже косвенного отношения. Не у каждого, даже крупного исследователя в прошлом хватает мужества во время уйти на заслуженный отдых, но такие учёные, к счастью, всегда были, есть и будут.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ -

совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

МЕТОДИКА "ПРЕИМУЩЕСТВА-НЕДОСТАТКИ"

МЕТОДИКА "ПРЕИМУЩЕСТВА-НЕДОСТАТКИ" - терапевтическая процедура, при которой пациент сравнивает два списка предлагаемых ему поведенческих и личностных качеств. Один список содержит черты, рассматриваемые им как ценные (дающие ему преимущества), другой - черты, считающиеся им недостатками, способными порождать проблемы и конфликты. Он должен подумать, что именно из представленного в этих списках свойственно ему самому. Методика помогает пациенту осознать и определить цели последующей психотерапии его девиантного или дезадаптивного поведения.

МЕТОДИКИ ПСИХОТЕРАПИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ - это наиболее общие обобщенные представления о содержании, формах и закономерностях ставителей конкретных этнических общностей.

М.э. определяется свойствами ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности их развития, соотношение с другими элементами общественного сознания, влияние на другие явления. Лишь познание реальных свойств и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться наукой.

Обычно различают три уровня методологии этнопсихологии. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира и психике человека, их своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли национально-психологических явлений. Специальная методология (методологические принципы) этнопсихологии позволяет формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует (см.: Методологические принципы этнопсихологии). Наконец, частная методология этнопсихологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретных этнопсихологических феноменов, которые составляют предмет и объект ее анализа.

МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - термин, употребляемый для обозначения учения об идейных позициях этой науки, общей концепции принципов построения, форм, методов, способов и приемов познания ею своего объекта исследования - психики представителей конкретных этнических общностей.

М.э. определяется свойствами ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности их развития, соотношение с другими элементами общественного сознания, влияние на другие явления. Лишь познание реальных свойств и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться наукой.

Обычно различают три уровня методологии этнопсихологии. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира и психике человека, их своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли национально-психологических явлений. Специальная методология (методологические принципы) этнопсихологии позволяет формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует (см.: Методологические принципы этнопсихологии). Наконец, частная методология этнопсихологии представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретных этнопсихологических феноменов, которые составляют предмет и объект ее анализа.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА

МЕТОДЫ АНАЛИЗА - (от греч. analysis - разложение), способы и приемы расчленения (мысленного или реального) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое).

МЕТОДЫ В АКМЕОЛОГИИ

МЕТОДЫ В АКМЕОЛОГИИ (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. М. акмеологии отличаются комплексностью и направленностью на исследование высших достижений людей в различных видах человеческой деятельности.

МЕТОДЫ ДОЗАБАСТОВОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕТОДЫ ДОЗАБАСТОВОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - оптимальные с т. зр. решения проблемы способы институционального регулирования коллективных трудовых конфликтов на рынке труда. К М. д. р. относят: переговоры между сторонами, посредничество, примирение, трудовой арбитраж и метод участия «третьего лица» (примирительно-третейский) (О. Л. Кравченко, 1996).

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ - стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми.

Народные методы и приемы воздействия на ум и эмоции ребенка являются одним из главных вопросов предмета этнопедагогики и этнопсихологии. Реестр этно-педагогических и этнопсихологических методов и приемов воздействия в ходе воспитания включает: убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение, упражнение, пожелание, благословение, просьбу, совет, намек, одобрение, запрет.

Амплитуда воздействия таких методов на чувства, сознание, поведение детей и взрослых представителей конкретной этнической общности очень велика и предполагает подключение в ходе педагогически целесообразного общения воспитателей и воспитуемых их самых разных эмоций, начиная от позитивных (похвала, поощрение) через ряд нейтральных и до негативно окрашенных (угроза, проклятие). Практическая реализация указанных методов в каждом конкретном случае своеобразна и зависит от этнической специфики, педагогического опыта и таланта воспитателей.

У всех народов одной из самых действенных форм использования народно-педагогических методов воспитания были средства словесные, такие, как пословицы, поговорки, песни, сказки, эпические произведения, а также национально особенные фольклорные феномены. Емкие образы и идеи фольклорной педагогики в зависимости от обстановки и повода исполнения, в зависимости от жестов, интонации, мимики, целевой педагогической установки становятся ситуативно значимыми воспитательными рычагами. Так, пословично-поговорочное сравнение человека с одним и тем же объектом, в зависимости от установочной цели говорящего и ситуационной обстановки, может прозвучать иронически (насмешка), нейтрально (совет), с обидой (упрек), благожелательно (пример, похвала) и т. д. Как правило, одно только упоминание соответствующего имени или события вызывает в сознании объекта воздействия целый ряд ассоциаций и выводов, направляет его в нужное поведенческое русло, так как народная символика и образность, пронизывая всю духовную и материальную культуру, проникают с самого детства в кровь и плоть человека, - поэтому даже подросток может воспринимать не только прямой смысл прозвучавшего в его адрес наставления, но и его переносное глубинное значение.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТА - совокупность способов и приемов изучения конфликтов, конфликтных ситуаций и конфликтного поведения личности (группы). Основными М. и. к. являются: ситуационный анализ; устные опросы и анкетирование;

тестирование; ретроспективный анализ; наблюдение; эксперимент; моделирование и др. В практике исследований обычно используется «батарея» методов, которые дополняют друг друга, позволяют устранить ограничения и недостатки отдельных М. и. к. Определяют результативность исследования конфликтов.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА -

один из проективных методов исследования личности, заключающийся в диагностике ее психических особенностей путем изучения результатов заранее стандартизированной творческой деятельности человека. Примеры м.и.п.т.: тест на рисование фигуры человека (вариант Гуденау и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетического животного и т.д.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ - использование специальных методик исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.

Пока еще нет универсальных методик, которые бы позволяли выявлять все компоненты этнического стереотипа, все его характеристики. Каждая из имеющихся сегодня методик имеет свои достоинства и недостатки. Среди российских психологов известны исследования, проведенные Петренко В. Ф., Конюховым Н. И., Крысько В. Г., Коневой Е. Л., Кцоевой Г. У.

В настоящее время больше всего применяются психосемантические методики. В качестве примера ис-лользования одной из наиболее известных среди них можно привести методику изучения семантического дифференциала. Стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал, в основном из варианта вербального семантического дифференциала русской лексики, разработанного В. Ф. Петренко (см. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании.-М., 1983). Сравнительный анализ этнических стереотипов проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируются образы исследуемых народов, что позволяет изучить стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации.

Широко применяется и методика "множественной идентификации", разработанная В. Ф. Петренко, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Апробация методики проводилась на материале русской и азербайджанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для которых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: "познакомиться с парнем на улице", "стремиться к высшему образованию", "распоряжаться семейным бюджетом", "курить сигареты", "изменить мужу в ответ на его измену" и т.д. Поступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы. Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шестибалльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся личной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка. Формой отработки данных и одновременно формой их представления явилось построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным "типичным" показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение.

МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ -

совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. Различают: 1) по форме и условиям проведения экспериментальные и неэкспериментальные (анализ биографий и т.п.) лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) М.и.л. Дифференциация М.и.л. по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются М.и.л.: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений;3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъективная и объективная ориентация М.и.л. Соответственно второму аспекту выделяются социально-психологические М.и.л. в группах и коллективах. В третьем аспекте построения и использования М.и.л. личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях - персонализация). В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъективности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т.п.).

МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ

МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ - составная часть методов многомерного анализа. М. к. заключаются в разбиении совокупности объектов на отдельные классы так, что объекты, отнесенные к одному классу, считаются похожими, однотипными, близкими, а отнесенные к разным классам - непохожими, разнотипными, далекими. Классы могут пересекаться и не пересекаться. И процедура разбиения множества объектов на классы, и ее результат называются «классификацией». М. к. применяются либо для «сжатия» информации, либо в качестве инструмента типологического анализа (Г. Г. Татарова, 2003). В конфликтологии используются три основных М. к.: типология, систематика, таксономия.

МЕТОДЫ КОНСЕНСУСОВ

МЕТОДЫ КОНСЕНСУСОВ - прогнозирование сложных систем, основанное на согласовании экспертных оценок.

МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ - использование аналогов, чтобы моделировать сложные системы.

МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ - любая из процедур и методов, которые используются в неэкспериментальном исследовании для того, чтобы организовать тщательное и, по возможности, объективное наблюдение неких событий, например, поведения пациентов в палате, в том числе и с использованием технических средств (аудио- и видеомагнитофоны, фото- и видеокамеры, секундомеры, контрольные списки и др.).

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СЧМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница