Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "М" (часть 9, "МЕС"-"МЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 9, "МЕС"-"МЕТ")

МЕСТОИМЕНИЕ

МЕСТОИМЕНИЕ - номинальная форма, которая может использоваться вместо существительного. Ныне активно исследуется проблема усвоения местоимений детьми. В норме к 3-4 годам дети уверенно овладевают местоимениями, хотя остаётся неясным, каким образом они научаются это делать, выделяя местоимения из потока воспринимаемой речи. Из психопатологии известно, что умственно отсталые и аутичные дети с большим трудом усваивают навыки владения местоимениями.

МЕТАБОЛИЗМ

МЕТАБОЛИЗМ (греч. metabole - перемена) - обмен веществ и энергии в организме, сумма или, точнее, сбалансированная тем или иным образом система процессов анаболизма (синтеза) и катаболизма (распада) химических соединений.

МЕТАБОТРОПНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ

МЕТАБОТРОПНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ (греч. metabole tropos - поворот, лат. recipere - получать) - рецепторы, которые функционируют опосредованно. При стимуляции метаботропные рецепторы активизируют фермент, который инициирует ряд метаболических процессов, открывающих ионные каналы в клеточных мембранах, что, в свою очередь, позволяет ионам проникать в клетки и выходить из них в межклеточное пространство.

МЕТАДОН

МЕТАДОН («лекарство любви») - синтетический наркотик, блокирующий действие других наркотиков опиатной группы. Иногда используется в широко рекламируемых программах метадоновой поддержки при лечении героиновой зависимости, которые обычно не оправдывают оптимистических ожиданий. Метадон сам способен вызывать зависимость опийно-морфинного типа, его отмена после систематического приёма столь же травматична, как любого другого из опиатов, в силу быстрого появления прочной психологической и физической зависимости. Синоним: Physopepton.

МЕТАМЕР

Син.: Сегмент тела. Участок тела, иннервация которого обеспечивается определенным сегментом спинного мозга или ядра нисходящего корешка тройничного нерва. Входящие в состав метамера фрагменты костей именуются склеротомом, мышц - миотомом, кожи - дерматомом.

МЕТАМОРФОЗ СЕКСУАЛЬНЫЙ ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ

МЕТАМОРФОЗ СЕКСУАЛЬНЫЙ ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ (греч. metamorphosis лат. sexualis -половой, греч. para - возле, рядом; nus noos - ум, разум) - бред перевоплощения в лицо другого пола (Krafft- Ebing). Один из вариантов синдрома транссексуализма, связанный с бредовым расстройством самоосознавания, встречается, в основном, при шизофрении..

МЕТАМФЕТАМИН ГИДРОХЛОРИД

МЕТАМФЕТАМИН ГИДРОХЛОРИД - препарат из группы амфетаминов, является быстро- и долго действующим психостимулятором. Синоним: Метиламфетамин.

МЕТАСТАЗ

Очаг опухолевого или воспалительного процесса, развившийся вследствие переноса патологического материала из другого очага аналогичного процесса, ранее уже имевшегося в том же организме.

МЕТАСТАЗЫ В ПОЛОСТИ ЧЕРЕПА И ПОЗВОНОЧНИКА

В полость черепа и позвоночник чаще других опухолей метастазируют раки молочной железы, легкого, предстательной железы, почек, надпочечников, прямой кишки и меланомы, токсическим влиянием на окружающие ткани и весь организм. Очаговая мозговая симптоматика определяется локализацией метастаза. Диагностике способствуют радиоизотопное сканирование костей, КТ и МРТ.

МЕТАТЕОРИЯ

МЕТАТЕОРИЯ (греч. meta теория) - общий термин, обозначает все теоретические дискуссии и подходы относительно методов построения научных теорий. Синонимы: Эпистемология, Гносеология, Теория познания.

МЕТАТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

МЕТАТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ -

(от греч. meta - между, через) - теория, анализирующая структуру, методы, свойства, закономерности, тенденции развития психологии как науки. Появление метатеории любой науки - признак высокого уровня ее развития, позволяющего ей достичь более высокого уровня логической самоорганизации. М.п. - новое направление психологических исследований методологического характера.

МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА - (от греч. meta ta physika - после физики, т.е. после земной природы), 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н.э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии; 2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

* * *

(греч. meta физика) - 1. отрасль философии, занятая поисками первичных принципов и выходящая, по необходимости, за рамки механики или физики. Так назывались труды Аристотеля по философии, помещённые в книгах после его трактатов по физике; 2. любая философия, трудная для восприятия из-за своей сложности или интеллектуальной неготовности исследователетей к её восприятию. У.Джемс характеризует метафизику как "не более чем необычайно упорные усилия рассуждать чётко".

МЕТАФОРА

МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенос) - иносказание, выражение абстрактного представления посредством образной аналогии. В силу отклонения значения метафоры от точного смысла понятия метафора всегда порождает дополнительные аффективные и когнитивные коннотации. Толкование метафор часто используется при изучении расстройств мышления и интеллекта.

МЕТАЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

МЕТАЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - группа этносов, сложившаяся в результате их этногенетической близости или длительного культурного взаимодействия и связей.

Обычно выделяют этноязыковые (славяне, германцы, тюрки, арабы и т. п.), этнорасовые, этнокультурные (напр. народы Кавказа, Поволжья, Сибири), этно-конфессиональные, этнополитические (напр. британцы, швейцарцы, индийцы и т. п.) метаэтнические общности. Все эти М.о., помимо основного выделяющего признака - языка, расы, религии, государственной принадлежности и т. п. - характеризуются наличием общей культуры и общего этнического самосознания.

МЕТАЯЗЫК

МЕТАЯЗЫК (греч.meta - за, после язык) - язык, на котором говорят об объектном языке или на котором описывается другой язык. Например, психиатрический текст является метаязыком, на котором описываются конкретные сообщения пациентов о своих болезненных переживаниях и которые, в свою очередь, исследователь стремится перекодировать на язык адекватных клинических терминов, что в большинстве случаев представляет немалые трудности и, сожалению, способно порождать неоднозначные интерпретации, особенно в силу различий в терминологии.

МЕТОД

МЕТОД (греч. methodos - путь исследования, учение) - способ познания, исследования, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме. Обычно термин используется с уточнениями формы и вида обсуждаемого метода, иногда само слово метод опускается (например, вместо термина "индуктивный метод" говорят "индукция").

* * *

способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

* * *

(от греч. methodos - способ исследования, теория, учение) - способ достижения какой-л. цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В конфликтологии М. - способ обоснования и постижения системы конфликтологического знания (концепции, теории и т. п.). В частности, М. разработки системной концепции конфликтов - системный подход. По мнению И. П. Павлова, «М. - самая первая, основная вещь. От М., от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем М. и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом М. и гениальный человек будет работать впустую, не получит ценных, точных знаний».

МЕТОД АБСОЛЮТНОЙ ОЦЕНКИ

МЕТОД АБСОЛЮТНОЙ ОЦЕНКИ -

способ исследования восприятия человека путем выяснения субьективной оценки испытуемым временного интервала как большого или маленького. Данный метод применим только для исследования восприятия времени.

МЕТОД АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕТОД АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ -

способ изучения взаимодействия людей в группе на основе стандартизированного наблюдения за их внешними реакциями, поведением. Выводы на основе этого метода делаются в результате анализа частоты и характера взаимодействия, степени его соответствия интересам совместной деятельности. Эти выводы касаются как оценки каждой личности, так и группы, коллектива в целом.

МЕТОД АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

МЕТОД АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ -

способ исследования зрительных восприятий путем фиксации движения зрачков с помощью небольшого зеркальца с присоской, которое устанавливается на глаз и по отражению которого можно проследить весь процесс восприятия человеком того или иного изображения. Данный оригинальный способ исследования предложил отечественный ученый А.Л. Ярбус.

МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ

МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ -

один из методов исследования военной психологии и педагогики, связанных с оценкой морально-психологического облика личности, системы обучения и воспитания на основе изучения различных документов (автобиографии, учебной, производственной, служебной характеристик, личных дел, протоколов собраний и др.)

МЕТОД АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

см. Анализ результатов деятельности.

МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ

МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ (лат. anticipacio - предвидение, предвосхищение) - 1. методика для исследования серийного научения, в котором от индивида требуется при предъявлении конкретного предмета из списка предугадать, название какого предмета будет представлена следующим; 2. использование подсказок, если индивид в эксперименте по вербальному научению не может быстро обнаружить соответствующую реакцию.

МЕТОД БЕСЕДЫ

МЕТОД БЕСЕДЫ -

один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ -

см.: биографический метод.

МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ

МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ -

способ исследования влияния наследственности на изменчивость изучаемых психических явлений путем сравнения психического развития однояйцевых (имеющих идентичный генотип) и двуяйцевых (неиденетичный) близнецов.

МЕТОД ВНУТРИГРУППОВОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ВЗАИМООЦЕНКИ

МЕТОД ВНУТРИГРУППОВОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ВЗАИМООЦЕНКИ -

взаимный опрос членов группы (экспертов) для оценки личностных качеств, поведения, статуса друг друга в значимых ситуациях общения и совместной деятельности.

МЕТОД ВОЗРАСТНЫХ, ИЛИ ПОПЕРЕЧНЫХ СРЕЗОВ

МЕТОД ВОЗРАСТНЫХ, ИЛИ ПОПЕРЕЧНЫХ СРЕЗОВ -

способ исследования процесса развития психики личности путем тщательного изучения человека (или группы людей) на тех или иных этапах онтогенеза.

МЕТОД ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

МЕТОД ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ -

способ исследования восприятия времени путем воспроизведения испытуемым временного интервала, аналогичного эталонному.

МЕТОД ВЫНУЖДЕННОГО ВЫБОРА

МЕТОД ВЫНУЖДЕННОГО ВЫБОРА -

один из способов исследования чувствительности человека обоснованный вне классической психофизики. Его суть заключается в том, что испытуемый вынужден выбрать в каждой серии экспериментальных предьявлений тот интервал, в котором, по его мнению, подан сигнал. Это наиболее экономичный метод для исследования чувствительности человека по сравнению с методом "да-нет" и методом оценки.

МЕТОД ВЫРАБОТКИ СОГЛАШЕНИЯ

МЕТОД ВЫРАБОТКИ СОГЛАШЕНИЯ -

способ исследования межличностных отношений в коллективах, группах на основе анализа деятельности, мнений их членов в процессе выработки какого-то принципиально важного для группы решения. Данный метод формализован, с его помощью можно вскрыть межличностные отношения в группе за очень короткий срок. Метод предложен Г.А.Давыдовым в

МЕТОД ДА-НЕТ

МЕТОД ДА-НЕТ -

один из способов иследования чувствительности человека. Его суть заключается в предьявлении испытуемому одного и того же стимула вперемежку с пустыми пробами, а ответы испытуемого ограничиваются двумя вариантами: "да" или "нет" (отсюда и название метода). Обязательным является проведение нескольких серий опытов, в каждой из которых испытуемый пользуется новым критерием (изменяется вероятность появления сигналов, пустых проб, вводится новая система штрафов, изменяется мотивация и т.д.). М.д.н. не является методом классической психофизики, так как он вытекает из теории, отрицающей существование сенсорного порога.

МЕТОД ДИХОТОМИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ

МЕТОД ДИХОТОМИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ -

способ исследования слуховых восприятий при разновременном восприятии сигнала каждым ухом в отдельности.

МЕТОД ЗАПОМИНАЕМЫХ ЧЛЕНОВ

МЕТОД ЗАПОМИНАЕМЫХ ЧЛЕНОВ -

способ исследования памяти человека предложденный, немецким психологом Г.Эббингаузом. Его суть заключается в сравнении числа и характера воспроизведений впечатлений с первоначально данным: экспериментатор зачитывает так называемые бессмысленные, не вызывающие никаких ассоциаций слоги, а затем в течение определенного времени просит испытуемых воспроизвести на листке бумаги прочитанный ими ряд стимулов. Данный метод позволяет проводить массовые исследования.

МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ

МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ -

способ исследования памяти человека, предложенный Г.Эббингаузом. Его суть заключается в заучивании какого-либо стихотворения (ряда символов) до момента наступления эффекта легкого воспроизведения без ошибок и в определнном темпе. Число необходимых для заучивания повторений и количество времени затраченного на него служат критериями для оценки качеств памяти человека.

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

метод позволяющий по результатам труда определить качество выполненной человеком работы посредством сопоставления продуктов труда и требований,предъявляемых к его изготовлению.

МЕТОД ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

МЕТОД ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ - метод Урегулирования социальных конфликтов: создание необходимых организаций, структур, способствующих разрешению конфликта и берущих на себя выражение и отстаивание интересов сторон.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ (англ.interview - беседовать) - сбор первичной информации посредством непосредственного речевого контакта с обследуемым. Интервью может быть а) стандартизированным (с заранее подготовленными вопросами и формулировками), б) нестандартизизованным (предполагающим гибкую беседу) и в) полустандартизированным (допускающим произвольные изменения в программу беседы).

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ АБСОЛЮТНОГО ПОРОГА ЗРИТЕЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ АБСОЛЮТНОГО ПОРОГА ЗРИТЕЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА -

способ исследования зрительных ощущений, восприятий с помощью специальных колец с прорезью. Испытуемый приближаясь к табличке останавливается на том месте, с которого ему становится видна прорезь. Расстояние от места его остановки до таблички служит показателем остроты зрения.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ГРУППЕ С ПОМОЩЬЮ АУТОКИНЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ГРУППЕ С ПОМОЩЬЮ АУТОКИНЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА -

способ исследования внушаемости испытуемого, степени влияния на него группы при сравнительном индивидуальном и групповом (иммитированном, планируемом) восприятии мерцающей точки, когда не совсем отчетливо воспринимается направление ее перемещения. Если испытуемый вслед за другими членами группы утверждает, что точка перемещается в сторону, указанную группой (при этом группа указывает заведомо неверное направление перемещения), то это служит признаком внушающего воздействия окружающих на данную личность. Метод предложен М.Шарифом.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ СОСТАВЛЕНИЯ ТАБЛИЦ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ СОСТАВЛЕНИЯ ТАБЛИЦ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ -

способ анализа влияния тех или иных факторов, действующих вероятностно, на формирование и развитие определенных личностных качеств, психических функций человека. Суть этого метода заключается в исследовании достаточно большой выборки социально-психически однородных личностей и составлении таблиц распределения развития того или иного качества личности по тому или иному существенному признаку (например: таблицы распредения лиц с различной степенью выраженности тех или иных черт характера по возрасту, полу, национальности, социальному происхождению, по месту проживания и т.д.). Полученное достаточно большое количество таблиц распределения подвергается качественному анализу, есть возможность их использовать как вспомогательное средство при анализе и конкретной личности.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕСЫЩЕНИЯ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕСЫЩЕНИЯ -

один из способов исследования личности, заключающийся в анализе поведения испытуемого при выполнении им однообразного, монотонного задания не имеющего конца в рамках заданной деятельности.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ -

способ исследования личности, заключающийся в выявлении исследователем степени соответствия самооценки личности по тем или иным параметрам ее реальному статусу в группе или реальному уровню развития тех или иных ее качеств, свойств, способностей. М.и.у.п. предложен германо-американским психологом К.Левином.

МЕТОД ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТОД ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ - способ реконструкции исторической динамики психологических идей, изучения творческого наследия ученых, воссоздания логики развития психологического знания в отдельные исторические периоды.

МЕТОД КРАТКОВРЕМЕННЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ

МЕТОД КРАТКОВРЕМЕННЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ -

способ исследования скорости и точности восприятия и проявляющегося при этом внимания с помощью тахистоскопа - прибора для быстрого предьявления зрительных раздражителей (букв, слов, цифр, геометрических фигур и т.п.), которые испытуемый должен затем воспроизвести.

МЕТОД МИНИМАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

МЕТОД МИНИМАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ -

один из трех основных методов классической психофизики, суть которого заключается в исследовании чувствительности человека путем монотонного пошагового изменения экспериментатором величины стимула до тех пор, пока испытуемый не отметит изменение в своих ощущениях.

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ - совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей, необходимых для выявления и осмысления наиболее характерных и существенных черт.

МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ

МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ -

способ интенсификации интеллектуальной групповой деятельности путем совместного поиска решения трудной проблемы в эмоционально благоприятной обстановке, способствующей максимальному раскрытию творческих возможностей каждого участника.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - общенаучный метод исследования, который в конфликтологии предполагает непосредственную, целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения всех или выборочно участников конфликта или др. характеристик конфликтной ситуации. М. н. м. б. сплошным или выборочным, включенным или невключенным, контролируемым (при регистрации информации по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемым, полевым или лабораторным и т. д. М. н. - важнейший метод конфликтологического исследования.

* * *

метод изучения трудового поведения и организации деятельности,который позволяет выявить протекание профессиональной деятельности.Его сущность заключается в систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в условиях профессиональной деятельности.В зависимости от задач наблюдение может быть :

· непрерывным или выборочным,

· непосредственным или опосредствованным.

МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания. М.н.п. - способ получения научного знания, отвечающего критериям научности: научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов, прогностичность.

МЕТОД НАУЧНЫЙ

МЕТОД НАУЧНЫЙ - методология научного исследования, которая должна, как полагают, удовлетворять всем следующим требованиям: 1. должна быть чётко определена проблема, её нужно охарактеризовать таким образом, чтобы она стала доступной тщательному исследованию; 2. необходимо изложить проблему так, чтобы её можно было связать с существующей теорией и известными фактами; 3. следует сформулировать подлежащую проверке гипотезу, причём сделать это недвусмысленным образом и связать её с основами принятых принципов; 4. должны быть определелены чёткие и научно проверенные процедуры предстоящегого исследования, поскольку возможности тут фактически безграничны и они не должны основываться на рассуждениях и фантазиях, а только до осуществления экспериментального контроля, рассматриваемого в естественных науках в качестве основного; 5. сбор и анализ достаточного количества данных; 6. отклонение или подтверждение результатов исследования и гипотезы после их проверки; 7. изменение существующих основ научного знания в соответствии с полученными новыми результатами. Главными пунктами данного представления научного метода в психологии являются экспериментальный контроль и эмпиризм. Связь с существующей теорией и известными фактами может быть весьма относительной, особенно если новые данные в контексте прежних будут выглядеть как "аномальные". Например, таковыми были восприняты открытые Г.Меделем законы наследственности. Отмечается, что многие направления в психологии (в частности, психоанализ, гуманистические теории) не используют экспериментальный практику, так как их подходы и сам объект их исследования остаются недоступными такому контролю. То же относится и к психопатологии, где по той же причине преобладает эмпирическое направление исследований, хотя некоторые экспериментальные исследования, особенно в области психофармакотераппии уже проводяьтя боее 60 лет. Тем не менее, до настоящего времени не существует экспериментальных методов, позволяющих установить хотя бы факт существования сознания и самосознания их расстройств у человека. Это не означает, однако, что сознания не существует,не бывает его расстройства тили не возникает нарушений самоосознавания. С позиции методологии естественных и точных наук психология вообще не может рассматриваться как научная дисциплина, в значительное меньшей степепени это касается психопатология, но это мнение многими психологами и психиатрами считается неадекватным, основанным на механистическом, редукционистском понимании природы проявлений психического.

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК -

один из основных методов исследования военной психологии и педагогики, предполагающих получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллектива) других людей (экспертов).

МЕТОД ОПРОСА

МЕТОД ОПРОСА -

метод сбора информации о профессиональной деятельности ,проводимый в виде интервью,беседе по заранее составленному плану.

МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ - один из наиболее распространенных методов этой науки.

Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде беседы или интервью, применяется, когда для исследования важен не только формальный ответ, но и реакция, которой он сопровождался, тон, поза, интонация, жесты и т.д. представителей конкретной этнической общности. Письменный о. проводится, как правило, в форме анкетирования и позволяет опросить большое число респондентов, что очень важно для этнопсихологического исследования. Устный и письменный опросы могут проводиться в свободной или стандартизированной форме.

В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают также очный (личный) о., который реализуется в форме непосредственного контакта, и заочный о., где непосредственный контакт не предусмотрен.

МЕТОД ОЦЕНКИ

МЕТОД ОЦЕНКИ - используемое во многих тестов ранжирование степени уверенности испытуемых в ответах на предлагаемые им вопросы (обычно используется до 4-х вариантов вопросов). Реультатом тестирования является количественная мера выраженности ответов испытуемого или пациента).

* * *

один из способов исследования чувствительности человека, развитый вне классической психофизики. Он отличается от метода "да-нет" (см.) лишь тем, что испытуемый может выражать различную степень уверенности при восприятии стимула. В эксперименте могут быть использованы несколько критериев ответов. По данным исследования строится кривая восприятия стимулов.

МЕТОД ПАРНОЙ СЛОВЕСНОЙ ПРОБЫ

МЕТОД ПАРНОЙ СЛОВЕСНОЙ ПРОБЫ -

способ исследования личностных качеств испытуемых путем выявления их реакции на слова-раздражители, к которым они должны подобрать ассоциативную пару. При этом намеренно моделируется ситуация, при которой испытуемые мешают друг другу. Метод предложен М.А.Новиковым в 6О-х годах.

МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ

МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ -

способ квантификации социологических и психологических данных, сущность которого заключается в сравнении оцениваемых обьектов по определенным параметрам. При этом эксперты должны определить, какой признак из предложенных двух более ценен. Если сравнивается n признаков, то количество парных комбинаций будет равно n * (k-1) : 2.

Предыдущая страница Следующая страница