Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ТЕСТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕСТ

ТЕСТ (англ. test - испытание, исследование) - 1. наиболее общее значение - любая процедура, используемая для измерения изучаемого фактора или оценки некоторой способности. Термин используется обычно с уточнениями, некоторые из которых указаны далее; 2. в логике - критерий или критическая операция, которая может быть использована для оценки справедливости суждения, истинности утверждения, адекватности аргументации, правильности теории и др.; 3. в психологии - процедура исследования какой-либо психологической функции, психического расстройства, характера или стороны личности с количественной оценкой его результатов. Личностные качества исследуются преимущественно проективными тестами. Существует огромное и всё возрастающее количество психодиагностических тестов, некоторые из которых с немалой пользой используются и в клинической психиатрии.

* * *

(от лат. test - проба, испытание) - кратковременное задание, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить соответствие психологических качеств и способностей человека некоторым "нормам", полученным путем усреднения данных достаточно большой совокупности людей. Теоретически необоснованные Т. могут стать причиной серьезных ошибок, причинить значительный ущерб педагогической практике.

* * *

(от англ. test - испытание, исследование) - стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний при решении практических задач. Психологическое измерение нормируется в величинах межиндивидуальных различий. Т. представляет собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Т. разделяются на два основных типа: собственно психологические Т. и Т. достижений (испытания знаний, уровня общей или профессиональной подготовки). Психологические Т. классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют Т. способностей (их частный случай Т. интеллекта), личностные и социально-психологические Т.; по способу реализации - манипулятивные Т., Т. «карандаш-бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные Т. Различаются аналитические Т. и тестовые батареи, индивидуальные и групповые Т. По цели применения выделяются Т. готовности к школе, клинические Т., Т. профотбора и др. По психометрическим основаниям Т. делится на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные Т. Разработка Т, включает проверку его на валидность, надежность, однородность, дифференцирующую силу, достоверность и прогностичность. Т. подвергаются стандартизации. Тестовые шкалы основаны на статистической обработке результатов обследования больших выборок. Различают три вида интерпретации тестового результата: соотношение «сырого балла» со стандартными нормами, характеризующими внутригрупповой разброс результатов; интерпретация индивидуального профиля результатов выполнения отдельных субтестов; качественный портрет личности на основе применения диагностической системы. В настоящее время разработано несколько тысяч Т. и тестовых батарей. Однако со временем Т. устаревают, т. к. меняется культура общества, уровень образования населения, возникает т. н. тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий. Не существует Т., свободных от культуры, поэтому любой зарубежный Т. нуждается в ревалидизации (см. Адаптация теста). - Применение Т. всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельности психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники психологического тестирования. Т. и компьютерные психодиагностические системы подлежат сертификации. Широкое применение Т. при профотборе, в образовании и клинической практике должно сопровождаться повышением качества подготовки психодиагностов.

* * *

(от англ. test - опыт, проба) - стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Т. существуют и активно используются не только в психологии, но и в медицине, педагогике, технике. Т. в психодиагностике - это технологическая альтернатива произвольным субъективным оценкам, c одной стороны (они слишком зависят от личности оценщика), и чрезмерно громоздким экспериментальным процедурам и реальному «полевому» наблюдению (наблюдению за реальной деятельностью в реальных, a не в лабораторных условиях), с др. стороны, - процедурам, которые оказываются слишком дорогостоящими и длительными. В конфликтологии Т. пользуются в основном психологи. Для оценки различных аспектов конфликтности человека и группы применяются методики Т. Лири, Ф. Тейлора, Ч. Спилберга - Ю. Ханина, модульный социотест и др.

В начало словаря