Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "О" (часть 5, "ОБЪ"-"ОДН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 5, "ОБЪ"-"ОДН")

ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - в психоанализе - психическое представительство объекта.

ОБЪЁМ

ОБЪЁМ (рус. - объять, обойму) - 1. в логике - область термина или понятия, которую образуют все предметы, обозначаемые этим понятием; 2. в психофизике - ощущение того, сколько места в пространстве занимает объект или стимул. Возможно, что в таком представлении термин обозначает вариант синестезии (см.), когда какие-то сенсорные стимулы порождают зрительные и некоторые другие ощущения, связанные с восприятием объёма. Объём, помимо оптической, наиболее чётко воспринимается при акустической стимуляции: высокочастотные тона кажутся «тонкими», низкочастотные, напротив, «большими», «более полными». Многие обонятельные ощущения также имеют качество объёма. Единица измерения объёма - вол.

ОБЪЁМ ВНИМАНИЯ

ОБЪЁМ ВНИМАНИЯ - 1. число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть приняты во внимание, замечены за время одного короткого представления или экспозиции (обычно это 5-9 объектов). Упражняемость объёма внимания на разрозненные стимулы невелика, тогда как на ассоциируемые по смыслу она может быть высокой. Синонимы: Объём восприятия, уст. Объём сознания; 2. количество времени, в течение которого человек может удерживать внимание на одном и том же типе объектов - неспециальное употребление термина.

* * *

Под объемом внимания понимают число объектов, которые могут быть одновременно охвачены нашим сознанием. На основании многочисленных экспериментальных данных установлено, что человек способен одновременно воспринять от четырех до шести объектов. Это зависит от опыта в восприятиях и от того, насколько связаны между собой объекты.

Важнейшим средством для увеличения объема внимания является выработка умения воспринимать предметы комплексами, а именно видеть группу предметов как одно целое.

* * *

одно из индивидуальных качеств внимания, определяемое максимальным количеством объектов, которое человек может воспринять одновременно в связи с выполнением какой-либо задачи. О. в. зависит от опыта, обученности и навыков практической работы. Напр., для неграмотного человека буква «ы» представляет два объекта, а для грамотного слово «сын» - один объект. О. в. в нормальных условиях колеблется у разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей от 4 до 8 объектов. О. в. имеет большое значение в тех видах операторской деятельности, которые связаны с наблюдением, информационным поиском, работой в условиях потока сигналов и др. В ряде этих случаев О. в. входит в структуру профессионально 3 56 важных (значимых) качеств оператора.

ОБЪЁМ ВОСПРИЯТИЯ

ОБЪЁМ ВОСПРИЯТИЯ - максимальное число объектов или событий, которые могут быть восприняты при одном коротком предъявлении ряда стимулов (по сообщению респондента о числе или характере таких объектов). Синоним: Объём сознания (уст.).

ОБЪЕМ ПАМЯТИ

ОБЪЕМ ПАМЯТИ - одна из индивидуальных характеристик памяти, определяемая количеством запоминаемого материала. Величина О. п. зависит от вида памяти: кратковременной или долговременной. Под объемом кратковременной памяти (она зачастую одновременно является и оперативной) понимают число стимулов, которое может быть запомнено в течение однократного, достаточно быстрого предъявления. Это - наибольшее число единиц запоминаемого материала, которое может быть сразу воспроизведено при одном повторении. Объем кратковременной памяти весьма ограничен (7 /-2 единицы), он более близок к инварианту, если измерять его числом символов, длиной последовательности символов, а не длиной алфавита или количеством информации. Эту закономерность следует учитывать при организации деятельности оператора. Информацию, которая поступает к оператору и которая должна фиксироваться в его кратковременной памяти, необходимо кодировать (см. Кодирование) самыми емкими символами, содержащими большое количество информации и отобранными на больших по длине алфавитов. Объем кратковременной памяти зависит от способа предъявления стимулов (последовательно и параллельно) и их модальности. Считается, что О. п. выше при параллельном предъявлении зрительных стимулов. Объем долговременной памяти более близок к инварианту, если измерять его количеством информации, усвоенным при одном повторении запоминаемого материала и каждом считывании той же информации. Он составляет от 5 до 20 дв. ед. Это означает, что повторное восприятие, каждое новое повторение, считывание того же самого материала в среднем могут добавить к той же информации, которая уже хранится в памяти, не более 20 дв. ед. в среднем и лишь в случае, когда информация закодирована самыми емкими символами. О. п. наиболее высок при первом повторении и с каждым последующим повторением уменьшается. Отмеченное различие в инвариантах О. п. при кратковременном и долговременном запоминании нужно учитывать при работе оператора в разных режимах обслуживания: немедленного и отставленного, когда основная нагрузка падает соответственно на кратковременную или долговременную память, когда может иметь место одноразовое запоминание или многократное накопление запоминаемой информации.

ОБЪЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ОБЪЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА - показатель, равный произведению индекса человеческого капитала некоторой социальной группы и ее численности.

ОБЪЕМНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ОБЪЕМНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ - отображение информации в трехмерной системе координат. По принципу восприятия человеком объемного изображения выделяются три основных возможных направления решения этой проблемы: 1) принцип изображения третьей координаты на двухмерной плоскости путем, напр., создания изометрической проекции координатных осей на экране индикатора и соответствующего искажения координат объектов, отображаемых на таком экране (при этом получается впечатление глубины или расстояния); 2) принцип стереоскопического видения (использование искусственно созданных бинокулярных стимулов); 3) принцип физического моделирования отображаемого пространства (использование естественных бинокулярных стимулов). Первые два направления обладают существенным ограничением, связанным с иллюзорностью получаемого изображения и, как следствие этого, субъективностью восприятия отображаемой информации. Принцип моделирования пространства свободен от этих недостатков и позволяет получить объемную модель, реально отображающую пространственные соотношения между объектами. Использование О. о. и. способствует повышению эффективности операторской деятельности. Это обусловлено тем, что визуальное восприятие человеком реальных пространственных объектов отличается от восприятия этих же объектов, репродуцированных на плоскости. Пространственный объект, представленный на плоскости, в определенной степени позволяет человеку различить форму и относительную удаленность изображенных на ней предметов. Однако такое восприятие возникает в результате определенных мыслительных усилий. От человека требуется умение воссоздать в своем воображении форму, объемность и взаимную ориентацию изображенных на плоскости предметов и деталей. Поэтому образы, воссозданные в воображении человека, обладающего даже относительно богатым воображением, по своей информационной емкости обычно уступают объемным изображениям. Системы О. о. и. используются в архитектурном проектировании, при дистанционном управлении движением транспортных средств (напр., в системе управления воздушным движением), в устройствах дистанционной обработки материалов и сборки деталей. Применение объемных индикаторов в общем случае повышает эффективность приема информации человеком. Однако их применение требует в каждом конкретном случае специальных психофизиологических исследований. Это обусловлено тем, что при восприятии объемного изображения проявляются многие индивидуальные особенности, которые не играют роли при восприятии плоского изображения. Так, исследования показывают, что около 10% людей не способны использовать объемное отображение из-за различных недостатков зрения, не проявляющихся в обычных условиях. Кроме того, многие люди, обладающие нормальным восприятием пространственного изображения, теряют способность воспринимать объем в условиях напряженного наблюдения или длительного интервала работы. Особенно сильно это проявляется в устройствах О. о. и., использующих стереоскопический эффект. Указанные обстоятельства требуют тщательного проведения инженерно-психологических исследований в каждом конкретном случае применения систем О. о. и.

ОБЪЯВЛЕНИЕ (ОБЪЯВЛЯТЬ)

Для эффективности устного объявления какой-то аудитории необходимо установить тишину, привлечь внимание. Объявите информацию громким и решительным голосом, серьезным, деловым тоном, в чисто констатирующем ключе (не добавляя никаких своих оценочных или эмоциональных замечаний). Объявление не должно быть длительным (около минуты). После него можно дать разъяснения по возникшим вопросам.

ОБЪЯСНЕНИЕ

ОБЪЯСНЕНИЕ - разъяснение явления или события, определение характеристик какого-то объекта. Объяснение может иметь разный характер: 1. причинное объяснение, которое определяет необходимые и достаточные условия для возникновения явления; 2. историческое или онтогенетическое объяснение, когда основное внимание уделяется разъяснению повлекших явление предшествующих событий; 3. восстанавливающее объяснение, когда изучаемое явление представляется в более простых и фундаментальных терминах; 4 конструктивное или обобщённое объяснение, когда задачей является разработка более общих принципов или законов, которые устанавливают связь между объясняемыми явлениями и другими. Можно легко различить объяснительные и описательные подходы: первые распространяются до раскрытия связей между наблюдаемыми явлениями, вторые - ограничиваются сообщениями о наблюдениях.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА - обоснование системы движущих сил развития конфликта. Результат анализа причин его актуального состояния, а также тенденций эволюции и динамики. Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколько-нибудь эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе. Построение О. м. к. является результатом системно-генетического анализа конфликтов. Он позволяет определить причины возникновения конфликтов, вскрыть движущие силы их развития. Факторы и причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и м. б. объединены в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ - обоснование системы движущих сил развития объекта управления, результат анализа причин его актуального состояния и тенденций эволюции. Чем правильнее удается определить систему факторов и причин, под влиянием которых организация оказалась в том состоянии, в котором она находится, чем точнее воздействие именно на эти причины и факторы, тем более эффективно управление, тем меньше ресурсов затрачивается и больше результатов достигается. Фактором развития называется объект или явление, под воздействием которого в организации происходят заметные изменения. Причиной перемен в объекте управления выступают действия одного или нескольких факторов, естественно взаимодействующих со всей системой обстоятельств, в условиях которых развивается организация. В зависимости от соотношения объективной и субъективной составляющих в причине изменений в организации выделяют: объективные причины, организационно-управленческие причины, социально-психологические причины, личностные причины.

ОБЪЯСНЯТЬ

При объяснении учитывайте личность собеседника, состав аудитории. Доходчивость часто достигается приведением конкретных примеров, понятных сравнений и др. Ср. абстрактность, образность.

ОБЪЯСНЯТЬСЯ

Это целесообразно в случае недоразумения, непонимания кем-то ваших истинных намерений. Так, если вы подозреваете, что кто-то наговорил на вас человеку и вследствие этого он стал к вам хуже относиться, можно пойти на объяснение с ним, проявив искренность. В каких-то случаях лучше воздержаться от объяснений, так как это может вызвать или усилить недоверие, не подействует убедительно: при частых опозданиях на работу, повторяющихся прогулах, уклонении от встречи и др.

ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ

ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ - реальный актуальный уровень развития сознания большинства людей в обществе, сложившийся под влиянием условий их жизни. Обыденное сознание выражается в интересах, взглядах, образе жизни, представлениях людей и т.п. Обыденное сознание отличается от научного невысокой строгостью, Недоказательностью знаний, которыми оно располагает.

ОБЫЧАИ

ОБЫЧАИ -

устойчивые формы поведения, свойственные для определенных этнических, территориальных общностей, по своей психической природе близкие к привычкам.

ОБЫЧАЙ

ОБЫЧАЙ - повторяющийся, привычный способ поведения людей в определенных ситуациях. К О. относятся общепринятые приемы в труде, распространенные в данном обществе формы взаимоотношений людей в быту и семье, дипломатические и религиозные ритуалы и др. повторяющиеся действия, отражающие особенности жизни племени, класса, народа. В О. находят свое проявление и нравы общества. О. формируются исторически. На их возникновение и характер влияют особенности истории народа, его хозяйственной жизни, природно-климатические условия, социальное положение людей, религиозные воззрения и т. п. О. имеют силу общественной привычки и влияют на поведение людей. Поэтому они подлежат моральной оценке. Некоторые О. тесно связаны с интересами существовавших ранее классов, поэтому они могут иметь характер пережитков прошлого. Нарушение О. создает условия для возникновения или м. б. причиной социальных конфликтов. «Обычай деспот средь людей» (А. С. Пушкин). Поэтому учет О. той социальной среды, в которой человек находится, заметно снижает конфликтогенность поступков и действий.

ОБЬЕКТ

ОБЬЕКТ -

(от лат. objicio - бросаю вперед, противопоставляю) - элемент действительности, на который направлена активность субьекта в его предметно-практической и познавательной деятельности.

ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (В ПСИХОЛОГИИ)

ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (В ПСИХОЛОГИИ) -

психические явления и влияющие на них факторы, на изучение которых направлены усилия исследователей. В рамках о.и. можно говорить о различных предметах исследования.

ОБЬЕМ ВНИМАНИЯ

ОБЬЕМ ВНИМАНИЯ -

количество однородных предметов, воспринимаемых одновременно: при этом допускается движение глаз для пересчета предметов. О.в. у большинства людей колеблется от 3 до 12 едениц воспринимаемых обьектов, чаще от 4 до 6.

ОБЬЕМ ВОСПРИЯТИЯ

ОБЬЕМ ВОСПРИЯТИЯ -

максимальное количество обьектов или предметов, которое может быть воспринято при кратковременной экспозиции, не допускающей движения глаз при пересчете предметов.

ОБЯЗАННОСТИ

ОБЯЗАННОСТИ - перечень действий, обязательных для выполнения и возложенных на кого-л. Нарушение О. создает проблемную ситуацию во взаимоотношениях между тем, кто свои О. не выполнил, и, во-первых, тем, кто от этого невыполнения пострадал; во-вторых, тем, кто обязан контролировать выполнение нарушителем его О. Чаще всего это непосредственный начальник нарушителя.

ОБЯЗАННОСТЬ

ОБЯЗАННОСТЬ (рус. об вязать) - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению).

ОБЯЗАННОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ

ОБЯЗАННОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ (dutu to protect) - принцип, заключающийся в том, что терапевты должны нарушать конфиденциальность, чтобы защитить человека, который может стать жертвой их клиента.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ

Черта приличного, порядочного человека. Выполнение данного обещания, особенно если знают, что это было сопряжено с трудностями, повышает авторитет человека, доверие к нему; напротив, нарушение обещания дискредитирует его, оправдывает аналогичное поведение по отношению к нему. Всякое вольное обещание обязательно (Словарь Даля). Ср. ответственность.

ОБЯЗЫВАТЬ

ОБЯЗЫВАТЬ - предписывать. Обязывать могут родители своих детей, начальники своих подчиненных, причем только в рамках круга известных обязанностей. В иных случаях только просьба или договоренность. Некрасиво выглядит, когда женщина, не будучи супругой какого-то мужчины, возлагает на него какую-то обязанность, пользуясь его расположенностью к ней, а также склонность командовать неподчиненными людьми, обусловливающаяся авторитарностью.

ОВАЛЬНОЕ ОКНО

ОВАЛЬНОЕ ОКНО - мембрана в стенке улитки, к которой присоединяется стремя. Посредством вибрации мембраны звуковые волны проводятся к внутреннему уху.

ОВЕРЕЛЛА-ГОРХЕМА ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ОВЕРЕЛЛА-ГОРХЕМА ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ (Overall, Gorcham, 1962) - самооценочный тест, охватывает 18 групп психопатологических симптомов (аутизм, ипохондричность и др.). Оценка в баллах осуществляется по семизначной шкале. Данная шкала применяется в психофармакологии для сравнительной оценки изменений состояния принимающего лекарственный препарат пациента.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ - 1. действия, которые нечто абстрактное и/или гипотетическое делают реальным и конкретным или заставляют поверить в его существование в материальном, вещественном качестве. Это один из наиболее привлекательных способов исказить статус гипотетических структур или конструктов посредством ошибки овеществления. Например, в психоанализе это наделение гипотезы о супер-Эго статусом материализованной части психического аппарата, которая определённым образом в нём локализована; 2. в психоанализе - процесс, посредством которого с понятиями обращаются так, как если бы они были вещами (то есть с абстрактными именами существительными как с конкретными объектами).

ОВЛАДЕНИЕ СОБОЙ

ОВЛАДЕНИЕ СОБОЙ - прекращение индивидом бурного или интенсивного проявления своей эмоции, аффекта усилием воли. Ср. овладеть собой, взять себя в руки, опомниться, прийти в себя. Ср. описание состояния человека, неожиданно встретившего свою жену, которую считал умершей и с которой у него были тяжелые отношения:

Дыхание у него захватило… Он прислонился к стене… Он глядел на нее бессмысленно… Лаврецкий пришел, наконец, в себя; он отделился от стены и повернулся к двери (И. Тургенев, Дворянское гнездо).

…В глазах у нее появилось новое выражение - гнева и отвращения. Она хотела уйти, сделала шага два, пошатнулась и протянула ко мне руку… Я боялся, что она лишится чувств, но она овладела собой (Дж. Лондон, Морской волк).

Генри огромным усилием воли взял себя в руки (А. Уолферт, Банда Тэккера).

Ср. сила воли, самообладание.

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ

Дмитрий Николаевич (1853-1920) - русский литературовед, языковед, психолог. Поч. ак. Петербургской Академии наук (1907). Учился в Петербургском (1871 - 1873) и Новороссийском (Одесса, 1873-1876) ун-тах. Стажировался в Праге и Париже. С 1882 г. - приват-доцент, затем профессор Новороссийского, Казанского, Харьковского и Петербургского ун-тов. Одним из первых в России исследовал санскрит, ведийскую мифологию и философию. Написал ряд работ по синтаксису русского языка. Последователь школы А.А. Потеб-ни. Развивал его подход к мыслительно-речевому акту как к индивидуально-психическому творческому акту, а также его идеи об изначальной образности языка, являющейся первоисточником поэтического мышления. Проблема психологии творчества всегда была в центре внимания О.-К. Он принимал деятельное участие в харьковских сборниках Вопросы теории и психологии творчества. Подчеркивал важность методов наблюдения и эксперимента в искусстве. Считал художественное и научное мышление близкими по своей сути. Определял научное творчество как познание и разработку идеи бесконечного в его космических формах, а художественное - как возможность ее разработки в формах человеческого выражения. Исследовал проблему эгоцентризма и неэгоцентризма в отношении чувств и мыслей человека. Определял личность как синтез психических процессов индивида и продукт цивилизации. Отводил искусству роль воспитателя и распространителя нравственного чувства, идеи человечности и гуманности. Психологический подход использовал и при изучении творчества великих писателей, двигаясь от психологического диагноза к аналитическому методу (в кн. о И.С. Тургеневе, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, Л.Н. Толстом, А.П. Чехове). Причину эволюции социально-философских идей русского общества видел в различиях душевной организации поколений (История русской интеллигенции, ч.1-3, 1906-1911). Основные труды О.-К. опубликованы в Собрании соч., т. 1-9 (2-е изд. СПб., 1923-1924). Л.А. Карпенко

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Д. Н.

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Д. Н. (1862-1931) -русский и советский языковед и литературовед, почетный член Петербургской академии наук (1907), ученик и последователь А.А. Потебни (см.), стремившийся выявить и обосновать механизмы и средства формирования психологического своеобразия наций. Основной его работой, посвященной этой проблеме, стала "Психология национальности" (1922).

Согласно его концепции главными факторами формирования национальной психики являются элементы интеллекта и воли, а элементы эмоций и чувств в их число не входят. Вслед за своим учителем О.-К. считал, что национальная специфика заключается в особенностях мышления и искать эти особенности нужно не в содержательной стороне мышления и не в его результативности, а в бессознательных компонентах психики человека. Язык при этом выступает стержнем народной мысли и психики и является особой формой накопления и сбережения психической энергии народов.

О.-К. считал, что все нации можно разделить условно на два основных типа: активные и пассивные - в зависимости от того, какая из двух видов воли - "действующая" или "задерживающая" - преобладает у данного этноса. Каждый из этих типов, в свою очередь, можно разложить на ряд разновидностей, подтипов, отличающихся друг от друга определенными этноспецифичными добавочными элементами. Например, к пассивному типу, О.-К. относил русских и немцев, однако различия между ними видел в том, что в национальном характере русских присутствует элемент волевой лени.

К активному типу он относил английский и французский национальные характеры, различающиеся присутствием у французов излишней импульсивности.

Многие идеи О.-К. были эклектичны и слабо аргументированы, являлись следствием неудачного применения идей 3. Фрейда, однако в последующем они натолкнули исследователей этнопсихологии на правильный анализ интеллектуальных, эмоциональных и волевых национально-психологических особенностей.

ОГЛАШАТЬ

Лучше демонстративно читать оглашаемый документ, чтобы слушатели не подозревали, что вы вставляете в оглашаемое что-то от себя. Голос громкий и тон серьезный. Ср. объявлять.

ОГЛУШЕНИЕ

ОГЛУШЕНИЕ - нарушение сознания, характеризующееся следующими основными признаками: а) повышением порога восприятия внешних стимулов; б) затруднённым образованием мысленных представлений; в) замедленным течением ассоциаций. Указанные признаки обозначают термином триада оглушения сознания. Клинически расстройство проявляется такими симптомами: 1. обеднение содержания сознания (уменьшение числа возникающих образов, воспоминаний, мыслей); 2. падение произвольной умственной активности; 3. снижение или утрата способности ориентироваться в месте пребывания, обстановке, ситуации и во времени; 4. непонимание или неточное понимание вопросов и вообще речи окружающих; 5. оскудение, упрощение собственной речи и неполнота, неточность ответов на вопросы окружающих; 6. замедление течения психических процессов, затруднённый или время от времени прерывающийся контакт с внешним миром; 7. последующая конградная частичная или полная амнезией. Оглушение сознания, усиливаясь, может переходить в сопор и кому. Обычно оглушение не сопровождается появлением продуктивной психопатологической симптоматики (бреда, галлюцинаций и т.д.), но могут, однако, возникать состояния двигательного возбуждения. Расстройство обычно бывает вызвано экзогенно-органическим поражения головного мозга или соматической патологией (острая интоксикация, черепно-мозговая травма, объёмный процесс, ликвородинамические нарушения, гипертонический криз и др.). Лёгкие степени оглушения обозначаются терминами обнубиляция сознания (см.) и сомноленция (см.). Синоним: Парез психической деятельности (Walther-Buel, 1951). Рассматривается в качестве относительно лёгкой степени оглушённости сознания.

* * *

Помрачение сознания, характеризующееся повышением порога всех внешних раздражителей, замедлением и затруднением течения психических процессов, скудостью представлений, неполнотой или отсутствием ориентировки. При нарастании угнетения сознания оглушение может перейти в сопор.

ОГЛУШЁННОСТЬ СОЗНАНИЯ

ОГЛУШЁННОСТЬ СОЗНАНИЯ (рус «оглушить» - лишить слуха) - общее название нарушений сознания, при которых психическая деятельность затормаживается до степени её полной остановки. Имеются в виду оглушение сознания, сопор и кома.

ОГОВАРИВАТЬ

ОГОВАРИВАТЬ - несправедливо обвинять в чем-то. Оговаривают подозреваемого, соперника, сослуживца перед начальником; подчас чтобы отвести подозрения от себя, в других случаях по недомыслию. Неприличное речевое поведение.

ОГОВОРКА (ОГОВОРИТЬСЯ)

См. обмолвиться.

ОГОВОРКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОГОРОШИТЬ

ОГОРОШИТЬ - изумить, поставить в тупик неожиданным неприятным сообщением. Следует признать отрицательным явлением. Сказывай помалу, сразу не огорошивай его. Так он меня словом огорошил, что едва я на ногах устоял (Словарь Даля). Ср. подготовить собеседника.

ОГОРЧЕНИЕ

ОГОРЧЕНИЕ - небольшая печаль или неприятность. Типичная реакция на огорчение - сочувствие.

Я так боялся ее огорчить, что готов был пренебречь любой опасностью в угоду ей (А. Прево, Манон Леско).

Для меня в этом письме заключалось нечто столь жестокое и оскорбительное, что несколько минут я не мог прийти в себя от гнева и огорчения (там же).

Но Полинька не смотрела на него, не отвечала ему. Она была огорчена. В первый раз в жизни пришлось ей выслушать порядочную нотацию, и за что (А. Дружинин, Полинька Сакс).

ОГОРЧИТЬ КОГО-Л

Старайтесь никого не огорчать, соблюдая правила тактичности, откликаясь на просьбы, воздерживаясь от передачи человеку сплетен о нем, разглашая неполезную, но неприятную для собеседника информацию, выдвигая неприятные для него предположения, щадя его самолюбие. Огорчать приходится неизбежно, когда сообщаем человеку о происшедшем несчастье, о касающемся его скорбном или неприятном событии, что надо делать с подлинным сочувствием, в достойных выражениях.

ОГРАНИЧЕНИЕ «Я»

ОГРАНИЧЕНИЕ «Я» - защитный психологический механизм, который проявляется как избегание человеком ситуаций, в которых могут быть реализованы его отрицательные качества и побуждения или обнаружены его слабые стороны.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ

ОГРАНИЧЕННОСТЬ - состояние сознания, когда у человека в жизни небольшой объем интересов. Типичная реакция - презрение.

Посмотрите на возчика… Накормить и напоить лошадей - вот его высшее понятие о долге. Что ему судьба в сравнении с перевозкой грузов (Г.Д. Торо, Уолден, или Жизнь в лесу).

ОГРАНИЧЕННЫЙ СТИМУЛОМ

ОГРАНИЧЕННЫЙ СТИМУЛОМ - ригидная личность, реагирующая на внешние стимулы больше, чем на рефлексию и интерпретацию ситуации. Ср. ригидность.

ОГРУППЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

ОГРУППЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ (ит. gruppо - узел, комок, клубок) - в социальной психологии - тенденция, согласно которой потребность членов группы найти общее соглашение становится важнее стремления каждого из них получить точное знание о чём-либо. О существовании этого явления знал уже Пифагор, ему был известен феномен огруппления даже «учёных мужей», когда они собираются все вместе для решения какой-то проблемы.

* * *

обнаруженный И. Дженисом крайний случай эффекта поляризации мнений в группе, приводящий, как правило, к неблагоприятным последствиям.

ОГУЛЬНОЕ ОБВИНЕНИЕ

ОГУЛЬНОЕ ОБВИНЕНИЕ - обвинение в чем-то всех сразу, без разбора или недостаточно обоснованное обвинение. Недопустимо, несмотря на возможную острую ситуацию. Любое обвинение должно быть как-то обоснованным и достаточно адресным, в противном случае могут быть ошибки и справедливые обиды. Если во время сильного переживания вы допустили огульное обвинение, то позднее успокоившись и выяснив обстоятельства дела, извинитесь.

ОДАРЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ - дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей, общих или специальных (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Соответственно, в психологии выделяются общая и специальная одаренность. Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности - IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем - в рисовании). В области науки раньше всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности иногда называют «вундеркиндами». В обучении и воспитании О. д. важно не только обеспечить возможности для полноценного развития их способностей, но и обращать особое внимание на их социальную адаптацию, поскольку, в силу своей нестандартности, отличий от сверстников, они нередко испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У О. д. часто встречаются и другие личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу, склонность замыкаться в себе и пр. Н. С.Лейтес

ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК

ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК - 1. обозначение любого ребёнка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, установленные для его возраста. Г.Мэнистер 2005) указывает:»Под одарёнными и талантливыми детьми имеются в виду дети и, в соответствующих случаях, молодые люди, которые в дошкольных учреждениях, начальной или средней школе были распознаны как обладающие актуальными и потенциальными способностями, которые свидетельствуют о высоком потенциале в таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфически учебная или организаторская/руководящая деятельность, а также изобразительное искусство и актёрское мастерство, и которые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой. Это ученики, попадающих или могущих попасть в 3-5% верхнего конца распределения всех учеников по их успешности. Одарённые дети несколько чаще встречаются или может быть только обнаруживаются в стабильных семьях и с достатком выше среднего; 2. более широкое значение - ребёнок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Стандартизированным инструментарием для тестирования может не выявляться. У человека существует, повидимому, множество талантов, всё ещё не востребованных обществом и потому не выявляющихся и не развивающихся должным образом. Ср. Особый ребёнок.

ОДЕЖДА

ОДЕЖДА - 1. в психологии - ныне исследования в области одежды сконцентрировались на том, что одежда способна делать с тем и для тех, кто её носит, как она влияет на создание имиджа человека, какое влияние оказывает на формирование первых впечатлений, на привлекательность, а также на том, что с её помощью люди пытаются скрывать от окружающих. Так тёмные тона уводят внимание наблюдателя в сторону от непривлекательных физических черт, при этом гладкие ткани обладают большей камуфлирующей способностью. Декоративные элементы одежды (оборки, тесьма, украшения) направляют внимание наблюдателя на привлекательную область тела. Набивка направляет движение глаз наблюдается таким образом, что возникает иллюзия более крупных размеров некоторых частей тела, чем они есть в действительности. Одежде, причёске и украшениям некоторые люди, особенно истерические натуры, уделяют куда больше внимания, чем своим внутренним качествам, понимая, что таким образом гораздо легче привлечь к себе внимание окружающих; 2. в психопатологии - характеристики одежды, указывающие на возможность психического расстройства её обладателя (неопрятность, неряшливость, дисгармоничное и крикливое сочетание её деталей, отсутствие эстетического вкуса, странное или символическое значение элементов одежды. Некоторые психотические пациенты по бредовым и иным мотивам могут вообще отказываться от одежды, выходить, например, обнажёнными на улицу.

ОДЕРЕВЕНЕЛОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА

См. Анкилозирующий спондилоартрит.

ОДЕРЖИМОСТЬ

ОДЕРЖИМОСТЬ (буквально подразумевалось держание индивида бесом) - полная охваченность сознания каким-л. чувством или мыслью. Типичная оценка - отрицательная. Выражения с положительной оценкой типа Он одержим желанием делать добро вряд ли корректны.

А между тем он сознавал, что это вовсе не видение, что мертвые не возвращаются; это его больная душа, одержимая одной мыслью, одним незабываемым воспоминанием, единственная причина его страданий, это она напоминает ему об умершей… (Г. Мопассан, Маленькая Рок)

Ср. бешенство, мания.

* * *

(общеславянск., от «дёргати» - дёргать; связано, повидимому с судорогами бесоодержимых пациентов) - 1. ощущение вселения во внутриличностное пространство чужой, вредоносной души, нередко персонифицируемой («бес», «дьявол» и др.). Ср. Вдохновение; 2. страстная увлечённость чем-либо. В психопатологии термин чаще употребляется с негативными коннотациями (например, «потерявший самообладание», «находящийся во власти чего-либо» и т.п.).

* * *

постоянное пребывание человека во власти определенных чувств и идей; неуемное стремление к некоторым целям, многократное повторение попыток достижения этих целей, несмотря на повторяющиеся неудачи; особая значимость соответствующих целей для человека.

ОДИНОЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОДНОМОМЕНТНАЯ ОТМЕНА ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ

ОДНОМОМЕНТНАЯ ОТМЕНА ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ - эмпирически найденный и не имеющий достаточного теоретического обоснования метод психофармакотерапии психиатрических пациентов с терапевтической резистентностью к влиянию психотропных препаратов путём их одномоментной отмены (Авруцкий, Гурович, Прохорова, 1974). Отмена производится в период приёма относительно высоких доз препарата, терапевтический эффект наблюдается на 6-14 день после прекращения приёма препарата в виде появления тенденции к редукции продуктивной психопатологической симптоматики. Указанные авторы связывают генезис терапевтического воздействия одномоментной отмены психотрапных средств гипотетической «перестройкой функционирования адаптивных мозговых систем лимбического круга» и рекомендуют использование данного метода при лечении депрессии, шизофрении. Иногда, указывают упомянутые авторы, в результате «отмены» повышается чувствительность к терапевтическому действию назначаемых ранее психотропных препаратов. Ныне, в связи с появлением новых поколений психотропных препаратов, метод практически не используется, но это ещё не означает, что он утратил свою эффективность.

ОДНОРОДНОСТЬ

ОДНОРОДНОСТЬ - 1. идентичность во всех существенно важных отношениях; 2. в социальной психологии - широко распространённое соглашение относительно некоторого убеждения, практики или факта; 3. подобие, сходство. Синоним: Гомогенность.

ОДНОСТОРОННОСТЬ ОЦЕНКИ, КРИТИКИ, АНАЛИЗА

Нельзя, чтобы ее видели. См. субъективизм.

ОДНОСТОРОННЯЯ ЭЛЕКТРОШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ

ОДНОСТОРОННЯЯ ЭЛЕКТРОШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ (unilateral electroconvulsive therapy) - форма электрошоковой терапии, когда электроды фиксируются на голове пациента таким образом, чтобы электрический ток проходил только через одну половину головного мозга, доминантную или субдоминантную (в зависимости от характера психического расстройства).

Предыдущая страница Следующая страница