Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "К" (часть 22, "КРИ"-"КРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 22, "КРИ"-"КРО")

КРИЗ ВАЗО-ВАГАЛЬНЫЙ

См. Синдром Говерса (2).

КРИЗ ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТЫЙ

Син.: Приступ вегетативный. Атака паническая. «Буря» вегетативная. Четко очерченное во времени, лавиноообразно возникающее пароксизмальное состояние, проявляющееся нарастающими немотивированными тревогой, страхом в сочетании с полисистемными вегетативными расстройствами. При этом характерны выраженный вегетативный дисбаланс, сенситивные расстройства, эмоциональные реакции и изменения поведения. При кризе обычны безотчетная тревога, внутреннее напряжение, паническое состояние, обусловленное предчувствием беды, страхом смерти. Из вегетативных проявлений часто встречаются: затруднение дыхания, ощущение нехватки воздуха, одышка, боли в области сердца, ощущение сердцебиений, тахи- или брадикардия, тошнота, отрыжка, дискомфорт в эпигастрии, чувство озноба или жара, головокружение, потливость, парестезии и онемение в кистях и стопах. В.к. может оканчиваться полиурией, иногда диареей. Длительность криза от 20 минут до нескольких часов. Если в его клинической картине явно преобладают признаки, характерные для симпатикотонии (см.) или парасимпатикотонии (см.), то он может расцениваться как симпато-адреналовый или ваго-инсулярный. Однако могут быть В.к. и смешанного характера. Возникают на фоне перманентной вегетативной дистонии (см.) и эмоциональной лабильности, в частности у больных неврозом (см.). Могут быть спровоцированы психогенными факторами, изменениями эндокринного баланса (менструации, беременность, лактация, аборт и пр.), чрезмерными физическими нагрузками.

КРИЗ ВЕГЕТАТИВНЫЙ

КРИЗ ВЕГЕТАТИВНЫЙ - относительно непродолжительный приступ, проявляющийся разнообразными вегетативными нарушениями, представляющими как симптомы ваготонии, так и симпатикотонии в разнообразных их комбинациях.

КРИЗ ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ

Характеризуется головокружением, шумом в ухе, вестибуло-вегетативными реакциями. Может быть следствием нарушений кровообращения в вертебрально-базилярной сосудистой системе, при болезни Меньера.

КРИЗ ВОЗРАСТНОЙ

КРИЗ ВОЗРАСТНОЙ - переходные возрастные периоды, во время которых существенно увеличивается вероятность появления или манифеста психического нарушения, расстройства поведения, проблем социальной адаптации. Г.Е.Сухарева определяет возрастной криз как критический возрастной период, во время которого возникает повышенная уязвимость организма на воздействие внешних и внутренних патогенных факторов. К кризисным возрастным периодам относят обычно следующие: 1. первое полугодие жизни (в частности, в это время манифестируют многие дисферментозы, способные повлечь или влекущие умственное недоразвитие); 2. возраст 2-3 года (период формирования привязанностей, половой самоидентификации, формирования самосознания, развития наглядно-образного мышления, появления сновидений и др.). Так, именно в этом периоде развиваются реактивное расстройство привязанности, нарушения половой идентификации, становятся особенно отчётливо выраженными нарушения речевого развития, а также симптомы раннего детского аутизма и других дезинтегративных расстройств; 3. дошкольный период, возраст 6-7 лет (период созревания способностей к овладению школьными навыками, декомпенсации резидуально-органической недостаточности головного мозга, появления детских страхов и др.); 4. пубертатный возраст (период полового созревания, время формирования отвлечённого мышления, высших чувств и др. - 12 - 20 лет); 5. возраст середины жизни» (30 - 35 лет), с ним некоторые психологи связывают развитие «психологического кризиса», вызванного подведением итогов первой половины жизни. Нередко в это время появляются депрессивные состояния, к этому возрасту, считают, приурочены суицидальные попытки; 6. инволюционный период (начальный период обратного развития организма, ослабления психологических функций, прекращения генеративной функции).

КРИЗ ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ

КРИЗ ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ - внезапное, приступообразное появление высокого артериального давления при гипертонической болезни или симптоматической гипертонии. Без оказания адекватной врачебной помощи длится от нескольких часов до ряда суток. Нередко в период криза возникают нарушения сознания, его оглушение или спутанность, психотические симптомы, эпилептические припадки.

КРИЗ ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ

Резкий подъем артериального давления (АД), сопровождающийся отеком оболочек мозга и мозговой ткани, повышением внутричерепного давления. Проявляется тяжелой диффузной головной болью, головокружением, нередко - рвотой, выраженными вегетативными и эмоциональными нарушениями. Возможна кратковременная утрата сознания, редко - судорожный пароксизм. Может трансформироваться в геморрагический инсульт.

КРИЗ ГИПОТАЛАМИЧЕСКИЙ

КРИЗ ГИПОТАЛАМИЧЕСКИЙ - приступ, проявляющийся разнообразными и клинически значимыми вегетативными нарушениями, возникающий при повреждении гипоталамуса (нарушение гемодинамики, ликвородинамики, опухоль мозга и др.).

* * *

Характеризуется выраженными эмоциональными, вегетативными реакциями в сочетании с изменениями гормонального баланса.

КРИЗ ГИПОТОНИЧЕСКИЙ

Характеризуется резким снижением артериального давления, головокружением, выраженной общей слабостью, возможно синкопальное состояние.

КРИЗ ОКУЛОГИРНЫЙ

КРИЗ ОКУЛОГИРНЫЙ (криз лат. oculus греч. gyros - круг) - дистония глазодвигательных мышц в виде сочетанного вращения глазных яблок на протяжении длительного времени (минуты, десятки минут).

* * *

См. Судорога взора.

КРИЗ ПУБЕРТАТНЫЙ

КРИЗ ПУБЕРТАТНЫЙ (лат. pubertas - половая зрелость) - возраст наступления половой зрелости. Длится, по данным одних авторов, с 11-12 лет до 14-16 лет, завершается появлением у девочек менархе, у мальчиков - ночных поллюций. По мнению других исследователей, пубертатный криз продолжается до 18-21 года и включает периоды отрочества и юности. В отрочестве происходит освобождение подростка от зависимости от родителей и включение в социум (поначалу это группы сверстников), а также формирование характера (в том числе психопатического характера). В юношеском возрасте завершаются развитие основных личностных качеств и подготовка к взрослой жизни. Пубертатный криз нередко осложняется психоэндокринными явлениями (в частности, подростковым ожирением), аффективной лабильностью, конфликтностью, склонностью к психогенным реакциям, импульсивностью поведения. В этот период нередко дебютируют эндогенные психозы с симптоматикой, отражающей влияние психологических особенностей переходного возраста (гебоидный синдром, нервная анорексия, синдром дисморфофобии, синдром односторонних увлечений и т.д.).

КРИЗ ТЕМПЕРАТУРНЫЙ

См. Гипертермия пароксизмальная неинфекционная.

КРИЗ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ

КРИЗ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ - острое нарушение церебральных функций, чаще всего оно бывает вызвано нарушениями кровоснабжения головного мозга.

КРИЗ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ВТОРИЧНЫЙ

Син.: Криз висцероцеребральный. Остро возникающие неврологические нарушения, обусловленные расстройством функций внутренних органов.

КРИЗ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ СОСУДИСТЫЙ

КРИЗ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ СОСУДИСТЫЙ - острое динамическое нарушение мозгового кровообращения.

КРИЗИС

КРИЗИС (греч. krisis) - 1. поворотный момент в течении болезни (внезапное улучшение или, напротив, внезапное ухудшение состояния пациента); 2. любое внезапное прерывание какими-то обстоятельствами нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует от человека переоценки существующих моделей мышления, деятельности, эмоционального отношения к происходящему и создания других, более адаптивных способов реагирования, адекватных новым условиям существования; 3. состояние науки, в котором обоснованность ранее принятых в ней научных подходов и принципов подвергается сомнению, после чего следует очередной виток её развития. Во всех значениях термина содержится коннотация, что кризис суть явление, не поддающееся контролю, которое начинается и продолжает так или иначе развиваться по каким-то своим собственным, свойственным именно ему законам динамики.

* * *

(от греч. krisis - переломный момент, решительный исход) - 1. Обостренное, неустойчивое положение в отношениях оппонентов в затянувшемся конфликте. 2. Тяжелое переходное состояние в развитии конфликта; 3. Острое затруднение в поиске взаимоприемлемого решения в ходе переговоров.

* * *

1) в конфликтологии понимается как резкое нарастание остроты конфликта до такой точки, за которой наступает перелом ситуации: либо стороны отступают, либо прибегают к силе; 2) состояние душевного расстройства, вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающими; 3) Процесс острого проявления социальных противоречий, затрагивающий, как правило, все сферы общественной жизни. Основная причина кризиса лежит в несвоевременном или ошибочном разрешении противоречий, приводящих к видимому и ощутимому ухудшению положения населения и к ослаблению социального контроля. Не всякий конфликт неизбежно ведет к кризису, но в основе кризиса - всегда лежит конфликт.

КРИЗИС ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ (ЖИЗНЕННЫЙ)

КРИЗИС ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ (ЖИЗНЕННЫЙ) (от греч. krisis - переломный момент, решительный исход) - особый, относительно продолжительный период жизни личности, характеризующийся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические К. в. (ж.). Кроме того, К. в. (ж.) подразделяют по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, К. в. (ж.) являются поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели (Ф. Е. Василюк).

КРИЗИС ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ

КРИЗИС ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ (от греч. krisis - переломный момент, решительный исход) - крайнее обострение региональной или международной военно-политической обстановки, при котором исчерпываются возможности урегулирования спорных вопросов политическими средствами и нарастает реальная возможность применения военной силы, возникновения военного конфликта. Характеризуется усилением всех видов политического, военного и экономического противоборства сторон, форсированным проведением военных приготовлений, демонстрацией силы, применением различного рода политических и экономических санкций, установлением военной блокады и др. враждебными акциями. Наряду с этим активизируется переговорный процесс с возможным участием посредников. Во многих случаях К. в. п. приводит к прямому военному столкновению, но м. б. разрешен и мирным путем, как это имело место во время Карибского кризиса 1962 г. между СССР и США.

КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ

КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ - кризис, возникающий при Переходе человека из одного возраста в другой.

КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА

КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА - возрастной кризис, возникающий на стыке младенческого и раннего возраста, когда начинает складываться образ Я. Его основу составляет опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми и предметным миром. Складывающийся образ Я, в свою очередь, качественно изменяет характер этих отношений. Из непосредственных они становятся опосредованными отношением ребенка к себе и его оценкой действий взрослого. В поведенческом плане К. п. г. проявляется различными симптомами в зависимости от характера отношений с окружающими взрослыми людьми. Эти симптомы во многом схожи с симптомами других критических возрастов (3 и 7 лет). При адекватном отношении взрослых к личности, умениям и возможностям ребенка отмечаются прогрессивные изменения в деятельности и поведении: быстрое накопление навыков и умений, появление уверенности, настойчивости в достижении цели, в общении с близкими и посторонними людьми. В случае завышенных требований взрослых к ребенку или, напротив, заниженных, а также при индифферентном отношении, игнорировании личности малыша и его достижений часто проявляются такие симптомы как обидчивость, капризность, упрямство, агрессия, резкие аффективные вспышки. Особенно характерными являются частые проявления непослушания в режимных моментах: трудности при укладывании спать, кормлении, одевании. Обычно такие симптомы исчезают, если родители начинают больше играть с ребенком, положительно оценивая его умения, самостоятельные действия, проявлять чуткость и уважение к личности малыша, его желаниям, праву на выбор действий, занятий и т.п. Если родители не сумеют перестроить свое отношение к ребенку, то может произойти подавление его личности, либо закрепление конфликтных отношений. С. Ю. Мещерякова

КРИЗИС ПОДРОСТКОВЫЙ

КРИЗИС ПОДРОСТКОВЫЙ - 1) в широком смысле - весь подростковый возраст; 2) в узком смысле - относительно короткий период перехода от младшего школьного возраста к подростковому (так наз. «кризис 11 - 12 лет»). В западной психологии более распространено расширительное толкование К. п. В соответствии с периодизацией психического развития, предложенной Л.С. Выготским и в дальнейшем развитой Д.Б. Элькониным, в качестве кризисного периода рассматривается только переход от младшего школьного возраста к подростковому. К. п. протекает на фоне начинающегося полового созревания, однако сроки наступления физиологических и психологических изменений иногда могут сильно расходиться (хотя некоторая корреляция между ними существует). У девочек как физиологическое созревание, так и психологические проявления К. п. наступают в среднем на один - два года раньше, чем у мальчиков. В период К. п. взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке. Основным содержанием совместной деятельности становится построение системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Впоследствии эта деятельность продолжается в подростковом возрасте, выступая в форме интимно-личного общения со сверстниками (рассматривавшегося Д.Б. Элькониным как ведущая деятельность подросткового возраста), общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн), но нередко также и в антиобщественных формах. Степень свободы и независимости ребенка при переходе к подростковому возрасту резко возрастает, причем это свобода, завоеванная ребенком, а не предоставленная ему взрослыми добровольно. Вместе с тем, негативные проявления К. п. - негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, даже хулиганство - воспринимаются взрослыми как некое неизбежное зло, естественно присущее данному возрастному периоду. Это говорит о том, что «взятая с бою» подростковая свобода представляет собой типичный элемент социальной ситуации развития ребенка в этот период. В современном обществе еще не выработан универсальный социальный институт, который обеспечивал бы адекватную реализацию подросткового стремления к вхождению в мир взрослых. Подростковые клубы и сообщества суть учреждения факультативные, далеко не всеобщие, в школе же воплощены взаимоотношения, соответствующие младшему школьному, а не подростковому возрасту. Именно поэтому взаимодействие подростка с обществом нередко оказывается не столько социальным, сколько антисоциальным, а негативные проявления К. п., в отличие от других возрастных кризисов, могут растягиваться на весь соответствующий период. А.Л.Венгер

КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА (от греч. krisis - переломный момент, решительный исход) - особая фаза конфликтности, означающая умножение, мультипликацию различных типов конфликтов, чреватую разрушением политического порядка. К. п. р. можно отслеживать в трех сферах: как кризис государственных институтов власти, кризис легитимности, распад социальной (политической) базы режима. Характер режима (конституционно-плюралистический, авторитарно-тоталитарный) определяет способы разрешения кризиса: законная передача власти, революция, государственный переворот.

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ - возрастной кризис, возникающий при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному. В качестве основной психологической характеристики выделяется «потеря непосредственности», которая, с одной стороны, характеризуется манерничаньем и кривлянием, т.е. неестественностью поведения, с другой - возникновением форм поведения, опосредствованных правилами и нормами, т.е. произвольностью. По Л.С. Выготскому, К. с. л. обусловлен обобщением переживаний ребенка, до того разрозненных и ситуативных. В частности, к семи годам ребенок может прогнозировать свой возможный успех или неуспех в зависимости от собственных возможностей. Известно, что дети шестого года жизни не дифференцируют Я-реальное и Я-идеальное (желаемое). К семи годам эти оценки начинают различаться, что способствует возникновению мотивации поступления в школу. Начинает формироваться внутренняя позиция школьника. В познавательной сфере возникает ориентация на систему норм и правил, заданных взрослым (до этого превалировала ориентация на воспроизведение наглядного образца). В период К. с. л. нередко наблюдается трудновоспитуемость ребенка, которая проявляется преимущественно в привычной обстановке, с близкими взрослыми. Она состоит в игнорировании привычных требований и правил и носит характер избегания (в отличие от подросткового кризиса, где нарушение носит характер провокации конфликта). Кроме того, отмечается общая для всех переходных возрастов эмоциональная неустойчивость. В последние годы понижение сроков начала школьного обучения привело к деформации условий протекания кризиса, что вызвало у некоторых детей растягивание во времени его острой фазы. В последних публикациях К. с. л. называют также «кризисом 6-7 лет» или «предшкольным». К. Н. Поливанова

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ (midlife crisis) - сомнения, беспокойство, тревога и подавленность, испытываемые многими людьми после 35-40 лет в связи с окончанием молодости и осознанием неизбежной перспективы наступления старости и грядущей личной смерти.

КРИЗИС СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ

КРИЗИС СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ - резкое Обострение социально-политических противоречий, в результате которого нарушается стабильность и нормальное развитие общества.

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Это относительно кратковременный этап онтогенеза (второе полугодие 3-го - первое полугодие 4го гг. жизни), сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребенка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. К. т. л. может сопровождаться обострением взаимоотношений с близкими взрослыми (конфликты, негативизм, упрямство), однако это обострение не является главным смыслом кризисной фазы развития или ее обязательным атрибутом. В среднем каждый третий ребенок проходит К. т. л. без симптомов трудновоспитуемое™. В то же время усиление негативизма и противодействия взрослому в указанном возрасте могут быть следствием педагогической запущенности, ошибок взрослых в воспитании детей, противоречий между повышением требований к ребенку и его объективной неготовностью им соответствовать. В данном случае у ребенка фиксируется невротический кризис (кризис недоразвития). Позитивными психическими приобретениями детей на этапе нормативного кризиса выступает в большей или меньшей степени осознанное стремление ребенка к психологической эмансипации от взрослого, выделение в самосознании своего собственного Я, своих желаний как отдельных, особых и не всегда совпадающих с желаниями других людей. Это находит свое выражение в формировании и отстаивании своих собственных замыслов (на начальном этапе кризиса - в виде негативизма, упрямства, дискредитации замыслов, исходящих от взрослого); в учащающихся попытках действовать автономно от взрослого, без его помощи; в обостренной эмоциональной реакции на критику своих собственных, «личных» действий. Т. В. Ермолова

КРИЗИСНАЯ ЛИЧНОСТЬ

КРИЗИСНАЯ ЛИЧНОСТЬ - совокупность психологических свойств, характерных для лиц, находящихся в длительном и затяжном кризисе. Характеризуется: а) иерархической неорганизованностью, неупорядоченностью и дисгармоничностью личностных ценностей как системообразующего фактора мотивационной сферы; отношением к себе как к неуверенному, несамостоятельному и ненадежному человеку, которому не за что себя уважать, в слабой степени ощущающего силу своего «Я», не обладающего социальной смелостью и присутствием внутренней напряженности, плохой адаптивностью, устойчивостью личностных проблем, наличием депрессивных состояний и аутичности, слабой выраженностью внутреннего локус- контроля, особенно в сфере достижений; б) слабой развитостью личностной рефлексии, наличием низкой самооценки и высокой самопривязанности; преимущественной интравертированностью личности, характеризующейся низкой степенью активности, общительности и импульсивности; специфической ориентацией во времени: кризисная личность живет преимущественно прошлым, находя там убежище, одновременно с этим ей присуща неудовлетворенность имеющимися результатами жизни. У нее размытая и слабо структурированная личностная, временная и смысловая перспектива; представление о себе как о слабой личности, не обладающей достаточной свободой выбора, не способной построить свою жизнь в соответствии со своими представлениями об ее смысле. Одной из наиболее целостных свойств К. л. как психологической реальности является ее неспособность осуществлять внутренние ресурсы своей жизни, т. е. полноценно реализоваться. Ключевую роль в самоопределении К. л. играет психологическое прошлое, а ее ценностно-смысловое единство обеспечивается, главным образом, за счет экзистенциальной рефлексии (С. А. Учадзе, 2002). Пути трансформации К. л. в успешную лежит через ее конструктивное (продуктивное) самоопределение. Оно состоит в переосмыслении психологического прошлого (опыта личности), направленном на построение психологического будущего, формирование позитивных ожиданий (обретение надежды), уверенности, формировании психологической перспективы, в приобретении (накоплении) опыта успешных самореализаций.

КРИЗИСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО (КВ)

КРИЗИСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО (КВ) (crisis intervention) - психотерапия, осуществляемая в критических ситуациях (суицид, эпизод глубокой депрессии, реакция на стресс, изнасилование, попытки на самоубийство, семейный конфликт, разбойничное нападение, землетрясение и т.п.) на месте события, в специализированных центрах, по телефону и любыми иными доступными способами. Эффективное вмешательство, указывают Д.Л.Гринстоун и Ш.Левитон (2005), помогает предотвратить тяжёлую эмоциональную дезорганизацию, которая ставит под угрозу физическое и психологическое благополучие пострадавшего. Незамедлительное и целенаправленное вмешательство снижает вероятность прогрессирования расстройства, даёт хорошие шансы на полное восстановление докризисного уровня функционирования, при этом потребность в последующей психотерапевтической помощи, госпитализации, консультировании в благоприятных случаях могут и не потребоваться. Время в данном случае, как указывают многие исследователи, является решающим фактором, и кризисное вмешательство должно проводиться чрезвычайно быстро Основные процедуры КВ представляют: 1. безотлагательность - действовать следует, по возможности, немедленно; 2. контроль - имеется в виду контроль ситуации и поведения жертвы с первых минут начала работы; 3. оценка - специалист по КР должен быстро и точно разобраться в ситуации, адекватно оценить её с учётом личностных качества пострадавших для того, чтобы спланировать эффективные меры преодоления кризиса; 4. план действий - должен, помимо прочего, непременно учитывать, что жертве необходимо самой проработать свои проблемы и что ей нужна помощь в том, чтобы взять ситуацию под контроль, а не преодолеть её, так как последнее зачастую является нереальным; 5. предоставление справочной информации и направление к специалистам - направление к соответствующим специалистам или в общественные организации рассматривается как условие, необходимое для получения дополнительной помощи, в том числе и получения пострадавшим исчерпывающей информации о происходящем и собственном состоянии; 6. последующее наблюдение - обычно это диспансерное наблюдение, консультирование по телефону.

КРИЗИСНЫЕ ОБРЯДЫ

КРИЗИСНЫЕ ОБРЯДЫ - религиозные или ритуализированные обряды, выполняемые во время кризиса (природных стихий, неурожая и т.п.) и имеющие существенное психотерапевтическое значение для тех людей, которые верят в эффективность таких обрядов. В современных обществах также существуют подобные явления. Это, например, крёстные ходы по тому или иному трагическому поводу, протестное голосование за оппозиционную партию во время спада экономики и т.п. Засушливым летом 2010 года в России устраивались даже обряды вызывания дождя, в которых участвовали, наряду со священниками, большие группы верующих людей и чиновники.

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИЗИСЫ НЕВРОТИЧЕСКИЕ

КРИЗИСЫ НЕВРОТИЧЕСКИЕ - тяжелые переходные состояния, вызваемые болезнью, стрессом, травмой и т. п. Предпосылки невротических кризисов, складывающиеся, как правило, в детстве, могут прогрессировать даже без изменения внешних условий.

КРИПТОКОККОЗ

Син.: Торулез. Бластомикоз европейский Буссе-Бушке. Подострый или хронический подострый микоз, вызываемый криптококком, характеризующийся поражением центральной нервной системы и ее оболочек (См. Менингит криптококковый), реже - кожи, слизистых оболочек, легких.

КРИПТОРХИЗМ

КРИПТОРХИЗМ - аномалия внутриутробного развития, при которой к моменту рождения плода одно или оба яичка не опускаются из забрюшинного пространства через паховый канал в мошонку.

Различают истинный крипторхизм (ретенцию), когда яичко находится в брюшной полости или в паховом канале, и эктопию яичка, когда оно вышло из пахового канала, но не спустилось в мошонку, а располагается в подкожной клетчатке. В зависимости от того, в подкожной клетчатке какой области находится яичко, эктопия может быть бедренной, лобковой, паховой и промежностной. Препятствием к опущению яичка в мошонку могут служить отсутствие направляющей связки, внутрибрюшные сращения в этой области, укорочение и недоразвитие семенного канатика или его сосудов, узость пахового канала, недоразвитие влагалищного отростка брюшины или мошонки. Сразу после рождения крипторхизм встречается у 10 % мальчиков, после 1 года жизни его частота сокращается. У страдающих крипторхизмом часто обнаруживаются различные нейроэндокринные нарушения, изменения баланса половых гормонов и гонадотропинов. До 10 лет яичко, не опустившееся в мошонку, как правило, сохраняет нормальное строение, в дальнейшем наступают его дистрофические изменения.

Крипторхизм распознают обычно на основании осмотра и пальпации, с помощью которых можно установить отсутствие яичка в мошонке и обнаружить его под кожей бедра, лобка, паховой области или промежности. Нередко при этом выявляются пороки развития половых органов: гипоспадия, эписпадия, ложный гермафродитизм. При паховом крипторхизме часто бывают врожденные паховые грыжи.

Больные крипторхизмом должны с рождения находиться на диспансерном наблюдении. Если по достижении ребенком 3 - 4-летнего возраста не наступило самостоятельное опущение яичек, то перед родителями необходимо поставить вопрос о госпитализации больного, так как лечение в более старшем возрасте дает с точки зрения функции яичка худшие результаты. Лечение заключается в оперативном низведении яичек и фиксации их в мошонке. При несвоевременном лечении крипторхизма возможно развитие бесплодия или злокачественной опухоли яичка.

* * *

патология, при которой у мальчика одно или оба яичка не опущены в мошонку. К. наблюдается у 10 % новорожденных мальчиков, к возрасту 1 года - у 2 %. К. подразделяют на одно- и двусторонний, а по месту нахождения яичек различают брюшную и паховую формы. К. может быть следствием многих причин: узости пахового канала, недоразвития мошонки, недостаточного кровоснабжения яичек, отсутствия направляющей связки или ее сращения и др. В брюшной полости температура на 3-7 °C выше, чем в мошонке. В таких условиях созревание сперматозоидов нарушается. У больных К. нарушена репродуктивная функция - при двусторонней форме этого заболевания только у 10 % мужчин вырабатываются сперматозоиды. При К. обычно показано хирургическое вмешательство в раннем возрасте.

КРИСЧЕНА-ХЕНДА-ШЮЛЛЕРА БОЛЕЗНЬ

КРИСЧЕНА-ХЕНДА-ШЮЛЛЕРА БОЛЕЗНЬ (Christian, 1919; Hand, 1893; Schuller, 1915) - редкая генетическая патология у детей (с аутосомно-рецессивным типом наследования), проявляется нарушением холестеринового обмена, инфильтрацией лимфоидными и плазматическими клетками плоских костей, твёрдой мозговой оболочки, сосудов и кожи. Выявляются также поражения плоских костей, экзофтальм, несахарный диабет, оставание в физическом и умственном развитии. Развивается у детей в возрасте 3-4 лет и старше. Специфического лечения и эффективной профилактики заболевания ныне не существует, носительство анормального рецессивного гена фенотипически никак себя не обнаруживает.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (от лат. kriterion - мерило, средство суждения...) - материал, предъявляемый испытуемым с целью психодиагностики их умственного развития или уровня профессиональной подготовленности. Важность разработки и практического использования К. з. особенно возросли в последнее время в связи с появлением в психодиагностике нового направления - критериально-ориентированного тестирования (КОРТ). Определение задания в качестве критериального обусловлено двумя факторами. Первый заключается в том, что предъявленный в К. з. материал позволяет дать репрезентативную и обобщенную совокупность знаний и умений, относящихся к внутренней завершенной области учебной и профессиональной деятельности. Второй фактор определяет возможность весьма близкого к содержанию задания психологического декодирования. Область применения КОРТ ограничена рамками диагностики достижений в учебной и профессиональной деятельности. Критериально-ориентированные тесты являются разновидностью тестов достижений (см. тест). Эти тесты ориентируются преимущественно на концепцию критерия как определенного круга знаний, навыков, специфических операций, оставляя без внимания зачастую их психологическое содержание. Если в традиционных психологических тестах оценка результатов испытуемого определяется на основе статистической нормы, в результате чего говорят о порядковом номере человека в группе, то в КОРТах эта оценка свидетельствует о близости результатов испытуемого к внешнему нормативу, т. е. К. з. Норматив берется из содержания деятельности и соответствует минимально необходимому или идеальному профилю достижений. Уровень выполнения К. з. зависит как от специальных знаний, так и от общего интеллекта испытуемого.

КРИТЕРИИ СОГЛАСИЯ

КРИТЕРИИ СОГЛАСИЯ - статистические критерии, используемые для оценки степени совпадения двух или нескольких статистических совокупностей (выборок). К. с. могут быть непараметрическими и параметрическими. В первом случае используются не сами значения наблюдаемых величин, а только их упорядоченность (для каждой пары величин известно, какая из них больше), т. е. критерии, не зависящие от параметров распределений. Такие критерии весьма удобны для практического использования, т. к. требуют меньшего объема вычислений и априорных сведений и могут использоваться даже при невозможности прямых измерений изучаемых признаков. Основными из непараметрических К. с. являются критерий знаков, критерий Смирнова и критерий Вилконсона. Критерий знаков используется для обнаружения достаточно грубых различий совокупностей. Пусть имеются две выборки Xi....x 2 и У1-У2- Вычисляются величины Zj = Xj - у, (i = 1,N) и проверяется гипотеза о том, что P(Z S > 0) = 0,5. Если гипотеза выполняется (т. е. числа положительных Z, > 0 и отрицательных значений несущественно отличаются друг от друга), то между выборками х и у нет существенных различий. Критерий Смирнова позволяет непараметрически проверить совпадение друг с другом статистических распределений. Критерий Вилконсона также применяется для проверки гипотезы о совпадении выборок. Две выборки Xj...xn и У;...уп вместе ранжируют в порядке возрастания и в едином ряду подсчитывается число инверсий (число xir появившихся после yj). Если это число близко к 0,5п, то различие между выборками можно считать несущественным. При использовании параметрических критериев вычисляются значения параметров сравниваемых распределений. Это усложняет применение критериев, однако позволяет получить более точные результаты. Основными из параметрических критериев являются критерий Фишера, критерий Стьюдента и критерий с2 . Критерий Фишера используется для проверки статистических гипотез о равенстве дисперсий двух или нескольких совокупностей. Критерий применяется в тех прикладных задачах, где необходимо исследовать стабильность изучаемых величин. Напр., он может быть применен для сравнения рассеяний ошибок двух операторов, разбросов оценок экспертов, полученных по разным методикам, проверки однородности латентных периодов реакций в различных экспериментах и т. д. Применение этого и других К. с. возможно, если сравниваемые выборки подчинены нормальному закону распределения.

КРИТЕРИЙ

КРИТЕРИЙ (греч. kriterion - средство для решения, суждения) - 1. признак, мерило, стандарт оценки, принцип систематики; 2. уровень достижений, который определяется по степени приближения к цели; 3. в теории распознавания сигнала - внутренняя точка в измерении нервной активности, ниже которой на мониторе появляется реакция "нет сигнала", а выше которой регистрируется реакция "сигнал"; 4. статистике - зависимая переменная; 5. в психопатологии - обязательный признак какого-то психического расстройства или того, что отличает такое расстройство от проявлений адекватного функционирования. Обычно распознавание того или иного психиатрического расстройства, в частности в МКБ-10, основывается на наборе статистически установленных критериев, которые рассматриваются как достаточные для его адекватной, валидной и имеющей юридическую силу диагностики. С течением временим, в результате постоянного, непрерывного и обусловленного влиянием разноплановых факторов на патоморфоз заболеваний, а также в силу неизбежных изменений в теоретических подходах происходят значительные изменения в формулировании критериев диагностики едва ли не для всех психиатрических расстройств. Кроме того, в диагностике психиатрического расстройства, по мнению некоторых исследователей, важное значение имеют его клинические оттенки, бесчисленные нюансы, которые далеко не всгда могут быть отражены в формализованных диагностических критериях. Дьявол, как говорят, прячется в деталях.

* * *

(от греч. kriterion - средство для суждения, мерило) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.

* * *

(от греч. kriterion - мерило для оценки чего-л.) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.; мерило оценки. В конфликтологии понятие «К.» используется при производстве оценки, определении характеристик конфликта и как основание для всех видов классификаций. В качестве мерила оценки обычно применяется либо степень выраженности индикатора оценки показателя (К.), либо единица измерения. К. - важное понятие конфликтологии, поскольку оценка свойств конфликта, определение категорий и разные виды классификаций составляют значительную часть понятийно-категориального аппарата конфликтологии.

КРИТЕРИЙ ГРУППЫ

КРИТЕРИЙ ГРУППЫ - группа отобранных индивидов, чьи показатели по тесту могут использоваться для оценки тестовых показателей других испытуемых, а также помогать в определении надёжности теста. Например, регулярные показатели тестирования мышления пациентов с шизофренией могут быть использованы при выявлении и оценке данных тестирования других обследуемых индивидов.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (от греч. kriterion - мерило для оценки чего-л.) - признак, на основании которого проводится проверка достоверности гипотезы, утверждения, концепции, теории и т. п. К. и. является общественная практика, эксперимент, наблюдение, измерение и др. - все то, что позволяет соотнести утверждаемую истину с отражаемой ею частью объективной реальности, материального мира. Научные теории получают проверку в практике: в материальном производстве, в деятельности по совершенствованию общества или какой-л. его сферы, в индивидуальной деятельности и т. п. Иногда апробация гипотез осуществляется через эмпирическую проверку выводимых из нее логическим путем следствий. В конфликтологии К. и. любых форм теоретического знания является проверка их достоверности с помощью эмпирических исследований реальных конфликтов, успешное использование этих знаний в профилактике и регулировании социальных и внутриличностных противоречий.

КРИТЕРИЙ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

КРИТЕРИЙ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, мерило, на основании которого производится оценка предлагаемого варианта решения проблемы, лежащей в основе конфликта. Основными К. р. к. являются: правовая норма; нравственная норма; мнение авторитетного для обоих оппонентов лица; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом; традиции, принятые в данном социуме.

КРИТИКА

КРИТИКА (от греч. kritike - искусство разбирать, судить) - отрицательное суждение о чем-л., указание на ошибки и недостатки. Один из основных приемов воздействия на оппонента в трудных ситуациях взаимодействия. Когда сталкиваются мнения людей, то последние обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому К. результатов его интеллектуальной деятельности м. б. воспринята как негативная оценка его самого как личности. К. в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план. Эскалация конфликта сопровождается переходом от аргументов к К., претензиям и личным выпадам. Анализ проблемных ситуаций, которые не разрешились или еще более обострились, показал, что в них К. применялась почти в четыре раза чаще, чем в тех ситуациях, которые разрешались успешно. Проблема заключается не в самой К. как таковой, а в ее личностной направленности, неконструктивности по форме и содержанию. Оппоненты часто стремятся использовать К. с конструктивной целью - устранить упущения в работе, исправить неблагополучное состояние, не допустить некорректного поведения по отношению к себе или к др. Однако эта К. звучит далеко не в оптимальной форме и зачастую начинает реализовывать совсем др. функцию - нанесение ущерба оппоненту, его чести и достоинству. В результате проблемная ситуация перерастает в конфликтную. Поэтому важно, чтобы К. носила позитивный характер, была направлена на решение проблемы, устранение недостатков.

КРИТИКА СЕМЕЙНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

КРИТИКА СЕМЕЙНОЙ РЕАЛЬНОСТИ -

Семейная терапия утверждает, что формы взаимодействия зависят от характера восприятия людьми действительности. Поэтому для изменения взгляда членов семьи на действительность необходимо развить новые формы взаимодействия. Технические методы - когнитивные конструкции, парадоксальные воздействия, подчеркивание силы. Конфликтная и стереотипная действительность, таким образом, перестраивается и живет по новой схеме.

КРИТИКА СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ

КРИТИКА СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ -

Мироощущение членов семьи в значительной степени зависит от положения в различных семейных ячейках (микрогруппах). Если в них взаимосвязь выражена, то свобода членов семьи ограничена, если взаимосвязь недостаточна - то член семьи может испытывать недостаток поддержки. Увеличение или ослабление близости между членами значимых микрогрупп может привести к альтернативному образу мышления. Когда психотерапевт становится членом этой системы, он может обнаружить коалиции, связи, явные и скрытые конфликты. Он может определить, кто из членов семьи старается обходить конфликт, того, кто выполняет роль спускового механизма. Он может отметить воспитателей, врачевателей (примирение), «козлов отпущения».

Области дисфункции семьи - это чрезмерные или недостаточные связи. Необходимо работать с ними, чтобы определить границы взаимодействия.

Девиз врача - семейного психотерапевта: «Помогите измениться другому: это изменит вас самих в вашем отношении к нему и изменит вас обоих в микрогруппе».

КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

направление в психологии, возникшее на рубеже 60 - 70 гг. ХХ в. (К. Хольцкамп, У. Холцкамп-Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А.Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, социальной группы и др.).

КРИТИЧЕСКАЯ ТОЧКА КОНФЛИКТА

КРИТИЧЕСКАЯ ТОЧКА КОНФЛИКТА - момент или период наивысшей интенсивности конфликтного взаимодействия, после которого уровень конфликтного соперничества снижается. «Круглый стол» - публичное обсуждение спорных проблем, предполагающее равные возможности для его участников. Участники «круглого стола» ориентированы на ненасильственное разрешение конфликта.

КРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТОТА МЕЛЬКАНИЙ (КЧМ)

КРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТОТА МЕЛЬКАНИЙ (КЧМ) - минимальная частота проблесков, при которой возникает их слитное восприятие. Эта частота зависит от яркости проблесков В и подчиняется основному психофизическому закону (закон Фехнера).

КРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Если критикует ру ководитель какого-то одного подчиненного, нельзя допускать преувеличений, раздражительного тона, должна быть доказательность; лучше, если при этом критиковать и других. Иногда целесообразно не называть критикуемого по имени (говорить несколько обезличенно). Ср. эниссофобия (боязнь критики как болезненное психическое явление). Все привыкли думать, что критика - бесчестье для критикуемого, тем более для вышестоящего, подвергаемого критике, и с таким распространенным убеждением надо считаться. Критиковать публично, в официальной обстановке, нужно только в случае крайней необходимости. Критика плохого специалиста, человека, злоупотребляющего вином, может оказаться неэффективной и навлечет на вас чисто субъективное недовольство многих, так как плохих специалистов и пьяниц много.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ - периоды наибольшего риска для жизни и здоровья плода. Это период имплантации (7-12-й день беременности), период образования зачатков органов (3-6-я неделя беременности), завершение формирования плаценты (3-й месяц беременности). Последний критический период - начало родов.

КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (греч. krytike) - биологически детерминированный период времени, в течение которого организм оптимально готов к усвоению определённых реакций. Например, импринтинг (см.). Другой пример: возраст детей до 6 лет считается критическим, то есть оптимальным для освоения иностранного языка. Согласно имеющимся наблюдениям, способность к овладению языком, а, следовательно, речевым мышлением сохраняется у детей до 7-8 лет. В детской психиатрии критическим принято считать возраст, в котором особенно часто впервые возникают и/или наиболее ярко проявляется симптоматика того или иного психического и/или поведенческого нарушения. Заслуживает внимания то обстоятельство, что выявленные клиницистами критические периоды психического развития совпадают со сведениями о том, что именно в эти периоды значительно увеличивается масса головного мозга и количество образующих его нервных клеток. В детской психиатрии такими критическими периодами развития считаются: а) возраст до 0,5-1 года; б) возраст от 2 до 3х лет; в) возраст от 6 до 7 лет; г) возраст от 14 до 16 лет. При сборе и оценке анмнестических данных врачи-психиатры особенно пристально изучают сведения, относящиеся к критическим периодам развития.

КРИТИЧЕСКОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

См. замечание.

КРИТИЧНОСТЬ

КРИТИЧНОСТЬ (греч. krytike) - 1. свойство развитого мышления, способность осознавать, оценивать свои мысли, чувства, решения, действия и вносить в них необходимые изменения (Рубинштейн, 1958; Теплов, 1958). 2. способность пациента осознавать факт имеющихся у него психических отклонений и по возможности предотвращать их влияние на его психическую деятельность и поведение. Синоним: Инсайт. См. Нозогнозия.

КРОВАВОГО ПОТА СИНДРОМ

КРОВАВОГО ПОТА СИНДРОМ (Skott, 1930) - появление на лице (особенно на лбу и веках), гениталиях и реже на коже груди пота красного цвета, содержащего эритроциты. Иногда это расстройство сопровождается астенией, эндокринно-вегетативными нарушениями, гипертермией, снижением роговичных и глоточных рефлексов, склонностью к кровотечениям (особенно носовым), изредка - тоническими спазмами в конечностях. В крови выявляется тромбопения. Расстройство обусловлено повышенной проницаемостью сосудов, возникающей по разным причинам (инфекции, интоксикации, функциональные заболевания нервной системы и др.), имеет, как предполагается, в своей основе поражение промужуточного мозга. У короля Карла 9, как сообщают хроники того времени, оно возникло после острой интоксикации мышьяком, наиболее предпочитаемого яда отравителями коронованных особ.

КРОВНАЯ МЕСТЬ

КРОВНАЯ МЕСТЬ - родовая месть, обычаи мщения за убийство, увечье, обиду, иногда также материальный ущерб, универсально распространенные в ранних обществах.

К.м. выступала и как коллективная самозащита и как наказание за вину. К. м. считалась не просто правом и обязанностью, но священным долгом. Уже в раннем первобытном обществе от мужчины, отказавшегося-от К.м., уходила жена, а на более поздних стадиях развития такой человек отвергался семьей и родней Первоначально К. м. была неограниченной (весь род потерпевшего мстил всему роду обидчика). С разложением родового строя круг мстителей и ответчиков суживался до самой ближайшей родни. Мстители принимали во внимание степень физического, нравственного или материального ущерба, пол, возраст, общественный статус потерпевшего и объекта мести. В частности, рядового виновника род мог выдать потерпевшим, а представители верхушечных слоев, как правило, оставались безнаказанными. На женщин К. м. обычно не распространялась.

Одновременно развивалась система композиции (от лат. compositio - возмещение)-примирения враждующих сторон путем материального возмещения потерпевшим, при определении которого также учитывались степень ущерба и в особенности статуса сторон. Существовали и другие способы примирения, например, передача потерпевшим мальчика ("взамен убитого", а позднее только на воспитание) или девушки-невесты без брачного выкупа. Очень развита была обрядовая сторона примирения: совершались различные ритуалы, символизировавшие покорность виновной и торжество потерпевшей стороны. Коллективная ответственность и композиции сохранялись и с замещением родственных уз территориальными, соседскими связями. Например, в древнерусской общине в случае ненахождения убийцы членами другой общины последняя выплачивала потерпевшим возмещение. В подобном виде К.м. и композиции сохранились (в некоторых обществах Кавказа, Средней Азии), а местами дожили до новейшего времени. К.м. или композиции предусмотрены всеми системами обычного и некоторыми системами традиционного права,в том числе шариатом. В бывшем СССР они были законодательно запрещены в 1920-х гг.

Предыдущая страница Следующая страница