Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "У" (часть 6, "УТР"-"УЯЗ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 6, "УТР"-"УЯЗ")

УТРАТА БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА В КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

УТРАТА БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА В КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ - различия в проявлениях реакции горя в разных культурах. Западные представления о горе требуют, например, чтобы люди, «погоревав положенное», по возможности скорее возвращались к обычному образу жизни. Японцы сооружают алтари, посвящённые памяти предков, на которые приносится пища. Религиозные японцы разговаривают со своими предками и верят, что те их слышат. В Египте близких покойного поощряют сосредоточиваться на своём горе и заниматься катарсическим излиянием своих чувств. В России и Мексике в день поминовения умерших прекращаются все дела для того, чтобы вспомнить умерших и почтить их память. В некоторых культурах смерть близкого человека воспринимается с радостью по поводу его переселения в лучший мир или перевоплощения в другое существо. И т.д. Иными словами, можно предположить, что универсального способа горевать не существует. Но, несомненно, то общее, что объединяет разные способы переживать утрату близкого человека, состоит в том, что в них не содержится указания на то, что ему свойственны суицидные тенденции, скорее, наоборот, горе только усиливает жизнеутверждающее начало, помогает осознать его значимость большинству людей, которые идентифицировали себя с той или иной культурой.

УТРЕННИХ ПАРАЛИЧЕЙ СИНДРОМ

УТРЕННИХ ПАРАЛИЧЕЙ СИНДРОМ - внезапное развитие параличей или парезов во всей мускулатуре тела или только в отдельных мышечных группах, которые нередко появляются во время предутреннего сна и обнаруживаются при пробуждении. Ранее это расстройство считалось частым признаком полиомиелита. Ныне, в связи с массовыми профилактическими прививками против полиомиелита, расстройство при этом заболевании проявляется, как правило, абортивно, атипично и «утренние» параличи отмечаются редко. Не следует смешивать с катаплексией засыпания и пробуждения.

УТРИРОВАТЬ

УТРИРОВАТЬ (фр. outrer) - преувеличивать, искажать подчёркиванием какой-то одной стороны, выпячиванием отдельной черты в ком- или чём-либо.

* * *

Отрицательное поведение, сродни лжи. Дурной тон. Еще Квинтилиан отмечал, что в насмешке всегда содержится какое-то искажение и, следовательно, ложь. Ср. принижение, насмешка, передергивание.

УФОЛОГИЯ

УФОЛОГИЯ (англ. UFO, сокращение unknown fiying object) - неопознанный летающий объект, НЛО) - область гипотетических знаний, или, точнее, не вполне адекватных фантазий о неопознанных летающих объектах и связанных с ними таинственных явлениях (посещениях Земли инопланетянами, похищениях ими людей и т.п.). Постоянно в СМИ появляются интригующие слухи о том, что существует множество доказательств о посещениях Земли космическими посланцами, но эти сведения отчего-то держатся под строжайшим секретом, что только подогревает интерес к ним со стороны обывателя. В ООН, и это недвусмысленное свидетельство высокой образованности её чиновников, в 2010 году учреждена должность «контактёра», который должен представлять землян при встрече с пришельцами из космоса, а бывший губернатор Калмыкии, президент ФИДЕ недавно будто бы заявил, что надо готовиться к скорой встрече с инопланетянами. Лучше бы этот губурнатор поучился играть в шахамата у Г.К.Каспарова (1960 г.р), если тот за это ещй возмётся. Поиски признаков жизни в доступной изучению человеком части Вселенной пока что не дали каких-либо определённых результатов. Эта тема ныне особенно часто звучит в фантастических переживаниях психиатрических пациентов.

УХАРСТВО

УХАРСТВО (от ухарь, первоначально «громко кричащий человек, озорник», образованного от ухать, основа которого междометие ух!) - бесшабашный задор, молодечество.

Ехал из ярмарки ухарь-купец,

Ухарь купец, удалой молодец…

В красной рубашке, кудряв и румян,

Вышел на улицу весел и пьян.

(И. Никитин, Ехал из ярмарки…)

…Мешковатое ухарство - вот наш художественный идеал (И. Тургенев, Дым).

УХОД

УХОД - 1. паттерн невротического поведения, характеризуется удалением от нормального повседневного функционирования; 2. сознательный выход из определённых ситуаций; 3. в этологии - модель поведения проигравшего сражение, который демонстрирует подчинение; 4. у Э.Фромма - невротическое отсутствие интереса к миру до такой степени, что имеет саморазрушительные последствия; 5. метод предотвращения беременности, при котором пенис выводится из влагалища до эякуляции.

* * *

- устранение себя, самоустранение от нормального повседневного функционирования в связи с фрустрацией и разочарованием, нежеланием сотрудничать, участвовать, снятие с себя ответственности. Ср. выражение Я умываю руки, восходящее к событию в Евангелии, когда Понтий Пилат снимает с себя вину за кровь Иисуса Христа: «неповинен есмь от крове праведного Сего».

Ср. занятие индивидом нейтральной позиции при голосовании («Воздерживаюсь»), неучастие индивида в выборах.

УХОД В БОЛЕЗНЬ

УХОД В БОЛЕЗНЬ - в психоанализе - защитный механизм, используемый с тем, чтобы замаскировать более глубокий конфликт.

УХОД В ЗДОРОВЬЕ

УХОД В ЗДОРОВЬЕ - в психоанализе - защитный механизм («внезапное излечение»), используемый с тем, чтобы избежать самоисследования, требуемого в терапии. Следует отличать от диссимуляции, сознательного сокрытия симптомов болезни.

УХОД В СТОРОНУ

См. уйти от вопроса. Если это делается в беседе с лицом более высокого положения, чем вы, не указывайте на это. Если вы очень заинтересованы в ответе партнера по общению, поставьте тот же вопрос еще раз в вежливой форме: Ну а все-таки, как же быть с таким-то делом? Не говорите: «Вы не ответили на мой вопрос», так как это замечание партнеру о его уклончивости или нелогичности. Тем более не надо несколько раз выяснять какое-то обстоятельство: нужно просто принять к сведению, что вопрос собеседнику неприятен, и сделать из этого выводы.

УХОД ДИНАМИЧЕСКИЙ

УХОД ДИНАМИЧЕСКИЙ - термин К.Хорни, обозначает сознательный уход в ситуации, когда индивид чувствует, что прилагать дальнейшие усилия в данный момент бессмысленно. Он не признаёт своего поражения и ожидает изменений в ситуациях, которые могут улучшить его положение

УХОД НЕВРОТИЧЕСКИЙ

УХОД НЕВРОТИЧЕСКИЙ - термин К.Хорни, обозначает болезненный способ избежать конфликт. Может принимать форму «устойчивого ухода» (утраты инициативы, отказа принимать решения), «поверхностной жизни» и «невротического бунтарства».

УХОД ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УХОД ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - психологический синдром, складывающийся в дошкольном или младшем школьном возрасте и проявляющийся в снижении внешних форм активности ребенка при высокой психической активности, в основном в форме фантазий. При У. о. д. межличностная ситуация развития характеризуется тем,что ребенок не получает достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или (чаще) занятостью родителей. Психологический профиль при У. о. д. определяется сочетанием высокой потребности во внимании к себе (демонстративное™) с повышенным уровнем тревожности. Стремление привлечь к себе внимание, приходя в противоречие с тревожными опасениями, приводит к внутреннему конфликту. Он разрешается благодаря гипертрофированному развитию защитного фантазирования. Позиция школьника с уходом от деятельности является дошкольной, игровой, только игра совершается не во внешнем, а во внутреннем плане. Погружаясь в мир своих защитных фантазий, ребенок «отключается» от внешней деятельности, что является основной характеристикой его деятельности (про таких детей часто говорят, что они «витают в облаках»). Реакция социального окружения, пытающегося «вернуть» ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование. У. о. д. - психологический синдром с относительно благоприятным прогнозом, однако его негативными последствиями являются пробелы в знаниях, трудности в полной реализации ребенком своих возможностей и снижение общения со сверстниками; в подростковом возрасте часто складывается психологическая инкапсуляция. Эти последствия могут быть существенно смягчены благодаря повышению эмоционального общения с ребенком в семье и его приобщению к коллективной художественной деятельности: живописи, танцам и т.п. Эта деятельность позволяет ребенку продуктивно использовать свою богатую фантазию. Продукты его творчества обеспечивают необходимое ему внимание окружающих. А.Л.Венгер

УХОД ОТ КОНФЛИКТА

УХОД ОТ КОНФЛИКТА - См. Избегание.

УХОД ОТ ОТВЕТА НА ВОПРОС

Этим приемом нередко пользуются политики, отвечая не по существу спрошенного, а в связи с ним, тем самым пропагандируя свою политическую платформу и разъясняя свою позицию по актуальным общественным вопросам, не будучи готовыми прямо ответить на поставленный сложный или дискредитирующий вопрос. Это относится и к хозяйственным, административным руководителям. Разумеется, это не очень хорошее речевое поведение, но иногда единственная возможность не попасть впросак, не показать своей растерянности, выйти из неловкого положения, создав какую-то видимость нужного ответа.

УХОД ОТ РЕАЛЬНОСТИ (ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ)

УХОД ОТ РЕАЛЬНОСТИ (ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ) - сосредоточенность на фантазиях и воображаемых удовольствиях для того, чтобы отвлечься от неприятной или обыденной реальности. Происходит, например, в виде грез, мечтательных построений, разработки проектов, романтического художественного творчества (поэтического и прозаического), которое есть не что иное, как мечтание и фантазия, реализованные, зафиксированные в виде письменного или иного художественного произведения. Ср. уход в романтическое творчество заглавной героини французского фильма «Жюльетта». Как уход от действительности можно рассматривать и мечтательность помещика Манилова (Н. Гоголь, Мертвые души). Ср. искейпизм.

УХОД ОТ СЕБЯ

УХОД ОТ СЕБЯ - защитный психологический механизм непосредственного ухода от трудной ситуации, или внутреннего отказа от ее психической переработки (это проявляется в развитии своеобразного апатического состояния), или уход от своих внутренних и внешних трудностей и конфликтов при помощи наркотиков и алкоголя.

УХТОМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УХТОМСКОГО ТЕОРИЯ ДОМИНАНТЫ

УХТОМСКОГО ТЕОРИЯ ДОМИНАНТЫ (Ухтомский, 1923) - нейрофизиологическая теория, согласно которой доминанта, очаг стойкого возбуждения в головном мозге, контролирует или модифицирует деятельность других его отделов.

УЧACTHИK (CTOPOHA) КОНФЛИКТА

УЧACTHИK (CTOPOHA) КОНФЛИКТА - противополагающийся субъект в конфликте, оппонент. У. (с.) к. могут выступать отдельные аспекты психики личности (внутриличностный конфликт), отдельные индивиды (межличностный конфликт), социальные группы, государства, коалиции государств. У. (с.) к. могут выступать в конфликте как частные лица (напр., в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Степень вовлечения в конфликт У. (с.) к. м. б. различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных У. (с.) к., группы поддержки, др. участников.

УЧACTHИK КОНФЛИКТА ДРУГОЙ

УЧACTHИK КОНФЛИКТА ДРУГОЙ - такой субъект конфликта, который оказывает эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Среди У. к. д. выделяют подстрекателей, организаторов, иногда - медиаторов. Каждый из них выполняет свою строго определенную роль в конфликте. У. к. д. в той или иной мере содействуют развитию конфликта, поддерживают и развивают борьбу. В конфликтах различного уровня (межличностный, межгрупповой, межгосударственный) уход или появление новых У. к. д. не значительно изменяет сам конфликт. Неправомерно включать в У. к. д. медиаторов (посредников, судей и т. д.), т. к. третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в число участников конфликта.

УЧACTHИK КОНФЛИКТА ОСНОВНОЙ

УЧACTHИK КОНФЛИКТА ОСНОВНОЙ - это те оппоненты, субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. У. к. о. - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит (или устраняется) из конфликта, то такой конфликт прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. Один из У. к. о. является инициатором конфликта, каждый У. к. о. имеет определенный ранг в конфликте.

УЧАСТИЕ

УЧАСТИЕ (от часть) - активное сочувственное отношение к кому-л. Ср. выражение принимать участие в ком-либо, проявить участие, отнестись с участием.

Это может быть помощь или покровительство талантливому ребенку, сироте и т. п.

Нет, я не обольщаюсь! В ее черных глазах я читаю непритворное участие ко мне и моей судьбе (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Казалось мне, что все с таким участием,

С такою ласкою глядели на меня…

(Романс «Я ехала домой…»)

Горе друзей печалит нас недолго, если оно доставляет нам случай проявить на виду у всех наше участие к ним (Ларошфуко).

Ср. эмпатия, симпатия.

УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - вовлечение членов социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности. Участие - неотъемлемое свойство любой управляемой (самоуправляемой) общности людей. Однако участие в решениях, не связанных с противоречивыми интересами и конфликтами, не влияющих на распределение власти, не является собственно политическим. Типы У. п.: индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное и противоправное. Разновидности У. п.: в избирательных, др. политических кампаниях, в принятии решений, в управлении, в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью, в забастовках, др. актах гражданского неповиновения, конфликтах, освободительных войнах и революциях. У. п. возможно на местном, региональном и федеральном уровнях.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА - задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. Поставить У. з. - значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. В. М.Давыдов

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - основной структурный компонент учебной деятельности. У. д. образуют целостную систему. При усвоении научных понятий центральное место в ней занимают специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятия, и построение предметной или знаковой модели, фиксирующей это отношение и позволяющей изучать его свойства в «чистом» виде. Специфическим видом У. д. являются действия контроля. Предметом контроля является при этом не столько конечный результат деятельности, сколько способы его получения. Он осуществляется главным образом на основе предполагаемых результатов прочих У. д., т.е. приобретает характер упреждающего контроля, опирающегося на развитый внутренний план действий и их рефлексию. С контролем тесно связано У. д. оценки, функция которого состоит в фиксации соответствия фактического результата учебной деятельности ее конечной цели. Положительная оценка санкционирует переход к новым учебным задачам, отрицательная побуждает вернуться к У. д. и их контролю. В. В.Давыдов

УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ

УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ - в психоанализе - прохождение анализа лицами, готовящимися стать аналитиками (в отличие от терапевтического анализа пациентов).

УЧЕНИЕ

УЧЕНИЕ - процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. - элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Таким образом, У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т.д.). У. представляет собой развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики. Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению у них все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У., сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Таким образом, у животных У. не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления. Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы орудийной продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т.д.)- Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной,свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т.п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения). В наиболее полном и «чистом» виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность. Универсальным психологическим механизмом человеческого У. является интеркоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов. У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека. В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида. И.И.Ильясов

УЧЕНИЕ ГАНСА СЕЛЬЕ

Сформулировал концепцию стресса, ввел понятие адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда, предложил методы его профилактики.

УЧЁНЫЕ ИДИОТЫ

УЧЁНЫЕ ИДИОТЫ - неспециальный термин, обозначающий людей, имеющих интеллектуальные способности и в то же уремя умстственное недоразвитие.

УЧЕТ ВОЗМОЖНОЙ БРЕЗГЛИВОСТИ КОММУНИКАНТА

Воздерживайтесь от рассказов и суждений (особенно во время еды и вообще) о негигиеничности в приготовлении пищи, так как это неожиданно может вызвать тошноту у вашего чувствительного собеседника. Довольно типичная для многих коммуникативная ошибка. Так, спокойно, бездумно информируют о том, что в ресторанах официант, которому не понравился посетитель, может плюнуть в подаваемое тому блюдо, что поварихи, готовя пирожки, месили тесто на своих голых коленях и т. п. Ср. у Н. Гоголя в «Мертвых душах» Собакевич, угощая Чичикова, рассказывает о том, как вместо зайца повар готовит кота и др.

УЧЕТ ВОЗРАСТА

Нужно дифференцированно беседовать с ребенком, с молодыми людьми, со стариками - и с точки зрения стиля, и с точки зрения тематики. Ср. если вы хотите внушить собеседнику, что свободная любовь - дурное явление (а он думает иначе), то если это человек средних лет и у него есть маленькая дочь, его можно спросить: «Неужели вы хотите, чтобы ваша дочь выросла и пошла по рукам, вместо того чтобы жить с мужем и семьей?»; но если вы беседуете с молодой девушкой или с юношей, то целесообразно представить им совсем другой образ: «Неужели вы хотите, чтобы ваша мама или ваш папа занимались свободной любовью, чтобы ваша мама в открытую шла по улице с каким-то другим мужчиной?..»

УЧЕТ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ СОБЕСЕДНИКА

УЧЕТ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ СОБЕСЕДНИКА - учет его образования. Это вопрос разницы фоновых знаний, степени духовной близости. Малограмотный человек, как правило, настроен против высококультурных людей. Употребление в речи с таким человеком незнакомых ему терминов и слов нередко принимается им за умышленную демонстрацию своей эрудиции, чтобы унизить его. Ср. у Чехова в «Свадьбе»: Апломбов обращается к Дашеньке «Ты какого мнения, машер?», и ее реплику: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном».

УЧЕТ ЛИЧНОСТИ СОБЕСЕДНИКА

Всегда надо рассчитывать на то, что ваш коммуникант может воспринять речь со своих социально-психологических позиций, а следовательно, не воспринять того, что не входит в его понятия и представления, неправильно понять какие-то суждения. Например, не надо обращать высоких речей к неподготовленным для них людям, давать сложную научную информацию малознакомым с данной наукой. Не объясняйте малообразованному, косному человеку тонкости художественных произведений, философских учений (он вас не поймет и будет недоволен).

Ср. ситуацию разговора с «бывшим» (начальником, заведующим, директором и т. п.), которого отстранили от его должности, особенно о делах сферы его деятельности. Сюда же относятся и другие лица - отставные офицеры, недавние пенсионеры, которые еще не отрешились от своей многолетней службы, работы и переживают свой уход. Коммуниканты ежесекундно должны осознавать эту ситуацию: пенсионеры, отставники, разжалованные начальники очень чутки к намекам, стилю обращения с ними, мнительно отмечая перемены в сторону меньшей уважительности. Они могут высоко оценить того, кто сочувствует им, оказывает помощь, поддерживает прежние отношения.

Необходим учет вполне вероятного внутреннего ощущения морального или духовного неравенства собеседника-индивида относительно лиц, принадлежащих к другой части общества (это относится к психологическому понятию «социальная дистанция»). Необходимо корректировать «тон» общения: нельзя делать себя равным социально высшему. Со стороны низшего коммуниканта не должно быть потребительского отношения к собеседнику высокого положения (обращение к нему преимущественно с просьбами), обид вследствие отказа: подчас думают, что отказ - проявление зазнайства и пренебрежения, но это может быть вызвано объективными причинами и соображениями, неизвестными просителю.

УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ (РАСОВОЙ) ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КОММУНИКАНТА

УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ (РАСОВОЙ) ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КОММУНИКАНТА -

Нужно соблюдать специфическую тактичность (с африканцами не говорить о черном цвете, мусульманину не задавать вопроса: «Как здоровье вашей жены?», потому как совершенно неприлично, по его понятию, интересоваться чужой женой, и т. п.). Не критиковать чужие обычаи, полезно показать свой интерес и осведомленность относительно национальной культуры народа, к которому относится собеседник, относительно жизни его страны в целом (это часто располагает к себе, особенно человека, относящегося к малому народу).

УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ

УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ - важное условие педагогической деятельности, предусматривающее использование в ее практике знаний об особенностях национальной психологии людей.

Учет национально-психологических особенностей помогает выявить, изучить и описать национальную специфику восприятия воспитательных мероприятий; понять особенности адаптации к воспитательным мероприятиям, характер эмоционально-экспрессивного реагирования в процессе восприятия воспитательных воздействий, своеобразие проявления конкретных отношений в ходе педагогических контактов; правильно использовать конкретные формы коммуникативного воздействия, сложившиеся в результате исторического и культурного развития нации.

Учет национально-психологических особенностей дает также возможность приспособить процесс воспитания к специфике жизни и деятельности представителей конкретных этнических общностей, своеобразию проявления их национально-психологических особенностей. Воспитание не должно осуществляться без их учета, так как ориентировано на формирование и развитие исторически обусловленных психологических характеристик.

Учет национально-психологических особенностей предусматривает использование в воспитании следующих принципов: принципа этнопсихологического детерминизма воспитательных воздействий, принципа единства национального сознания и национально своеобразной педагогической деятельности, принципа воспитания в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, принципа развития адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям.

Как свидетельствует практика, знание национально-психологических особенностей, правильное использование и учет механизмов их функционирования, предварительная проработка модели воспитательной деятельности с учетом национально-психологических особенностей позволяют значительно повысить эффективность воспитания.

УЧЕТ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОБЕСЕДНИКА

То есть, в каком настроении он находится. Нецелесообразно делиться радостью с человеком, на которого обрушилось горе, обсуждать философские проблемы с индивидом, у которого разболелся зуб и т. п.

УЧЕТ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕТ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Важно, идет ли разговор один на один или при других (знакомых, посторонних, как они относятся к собеседникам); идет он в официальной или неформальной обстановке; ведете вы его у себя дома или в гостях; ограничено время для общения или нет; насколько серьезны возможные результаты общения для вас и вашего партнера; насколько близко знакомы вы и ваш партнер.

УЧЕТ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Разговор на одну и ту же тему с мужчиной и женщиной не может быть одинаковым по стилю. Поразному будут восприниматься комплименты, замечания, а следовательно, их следует делать по-разному. Применяются различные формулировки, приемы убеждения. Например, продавцы одежды говорят мужчине: Такие костюмы сейчас все носят (что побудит его купить вещь), но женщине они говорят нечто другое: Такого костюма сейчас ни у кого нет (что для нее служит стимулом). Если же мужчине сказать, что такого костюма ни у кого нет, он его, скорее всего, не купит, так как побоится быть белой вороной; если женщине сказать: Такие костюмы сейчас носят все, это заставит ее задуматься о том, что она не будет в нем выглядеть оригинальной. Женщин отличает большая мнительность, чем мужчин; значит, с ней нужно разговаривать более осторожно. Мужчине в разговоре с женщиной нельзя делать никаких отрицательных замечаний о ее внешности.

УЧЕТ ЧУВСТВА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ СОБЕСЕДНИКА

Человек может страдать этим недостатком по тому или другому случаю. Тактичность требует, чтобы общение не доставляло ему отрицательных эмоций. Так, при слепом не говорят о красоте какого-то пейзажа, при разведенной женщине - о семейном счастье другой женщины, при зрелом человеке, оставшемся без высшего образования, - о его необходимости, при людях с небольшими доходами - о роскошных застольях и т. д.

УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ.

А я, должен сознаться, слегка упиваюсь и славой. Успех меня трогает… О, да, вот приятнейшая награда за созидаемые нами творения; видеть, что они стяжали известность, что они взысканы и обласканы почетными рукоплесканиями… И нет изысканнее лакомства, чем просвещенная похвала (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

Ср. выражение Так проходит земная слава.

Ср. честолюбие, тщеславие.

УЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ

УЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ - основное орудие труда при выполнении различного рода ручных работ на производстве и в быту. Р. и. подразделяется на основной, вспомогательный и мерительный; он должен быть по возможности механизированным. При создании Р. и. должны быть учтены требования эргономики, физиологии труда, технической эстетики, техники безопасности. Электрофицированный Р. и. должен иметь надежную изоляцию токоведущих частей, выключатели на рукоятках и штепсельные соединения. Вибрация, создаваемая Р. и., не должна превышать допустимых пределов. Конструкция режущего Р. и. должна способствовать: 1) простой, быстрой и надежной установке и регулировке инструмента на станке; 2) надежному креплению режущих пластин и простоте их замены; 3) комплексному выполнению нескольких рабочих операций, не дублируемых другими видами Р. и. Инструменты должны иметь матовую окраску, исключающую их блеск при сильном освещении. Рукоятки Р. и. должны иметь форму, соответствующую антропометрическим и биохимическим свойствам руки, изготавливаться из материалов с низкой теплопроводностью и высоким сопротивлением трению.

УЧТИВОСТЬ

Она должна проявляться не только по отношению к женщине со стороны мужчины, но и к лицам более старшего возраста. Нельзя обходиться только внешней словесной учтивостью, показывая, например, мимикой свое презрение.

- Ср. «Генерал» ваш становился учтив до гадости, - тою грансеньиэрскою учтивостью учтив, которая в намерении своем равняется пощечине и на которую пощечиной так и подмывает ответить (Б.М. Маркевич, Бездна).

УШАКОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УШЕРА СИНДРОМ

УШЕРА СИНДРОМ (Uscher) - редкая генетическая патология (3 случая на 100 000 населения) с неизвестным типом генетической трансмиссии, характеризующаяся умственной отсталостью, психотическими явлениями, снижением слуха и прогрессирующим пигментным ретинитом. Часто у пациентов возникают реактивные депрессии с суицидальными тенденциями. Лечение симптоматическое, эффективных методов профилактики заболевания ныне не существует.

УШИБ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Син.: Контузия головного мозга. Травматическое повреждение мозга, при котором имеется зона его очагового повреждения. Различаются ушибы мозга легкой (см.), средней (см.) и тяжелой (см.) степеней. На КТ и МРТ головного мозга контузионные очаги выглядят как зоны измененной плотности, окруженные отечной тканью, кроме того, выявляются точечные кровоизлияния в ткани мозга, а также внутричерепные гематомы.

УШИБ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ

Ушиб мозга (см.), при котором потеря сознания длится от нескольких минут до 1 часа. Жалобы в основном те же, что и при сотрясении головного мозга (см.), возможна ретроградная амнезия (см.), а также рвота, иногда повторная. Витальные функции без существенных отклонений от нормы. Возможны умеренные бради- или тахикардия, повышение артериального давления. Температура тела нормальная. Неврологические расстройства обычно негрубые и обратимые - слабость конвергенции глазных яблок, горизонтальный нистагм (см.), признаки пирамидной недостаточности, парестезии, проявления астенического синдрома (см.), оболочечные симптомы, регрессирующие через 2-3 недели после травмы. Ликворное давление может быть умеренно повышенным, возможны примесь крови в ликворе в связи с подоболочечным кровоизлиянием, трещины или переломы костей свода черепа без признаков компрессии головного мозга.

УШИБ ГОЛОВНОГО МОЗГА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ

Ушиб мозга (см.), сопровождающийся потерей сознания на период от нескольких десятков минут до 4-6 часов. Выраженные антеградная и ретроградная амнезия, рвота, возможна многократная. Головная боль, нередко интенсивная, признаки внутричерепной гипертензии (см.), возможно психомоторное возбуждение. Витальные функции изменены: учащение дыхания, не сопровождающееся расстройством его ритма, бради- или тахикардия, повышение артериального давления, может быть субфебрильная температура. В неврологическом статусе возможны анизокория, признаки пирамидной недостаточности, гемипарез, нарушения чувствительности, высших психических функций, оболочечные симптомы. Ликворное давление обычно повышено до 210-300 мм водного столба. Возможны переломы костей свода и основания черепа, субарахноидальные кровоизлияния. Выраженность общемозговых и очаговых неврологических симптомов значительно уменьшается в течение 3-5 недель.

УШИБ ГОЛОВНОГО МОЗГА ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ

Ушиб мозга (см.), сопровождающийся потерей сознания от нескольких часов до недели и больше. В клинической картине на первый план выступают выраженная внутричерепная гипертензия (см.) и расстройства витальных функций: брадикардия (до 40 и меньше ударов в минуту) или тахикардия (более 120 в минуту), нередко с нарушением сердечного ритма, артериальной гипертензией (более 180 мм рт. ст.), расстройства дыхания - тахипноэ 30-40 в минуту или брадипноэ 8-10 в минуту, при этом возможно и расстройство ритма дыхания. Часто гипертермия. Выраженная очаговая неврологическая симптоматика, при этом возможны стволовые симптомы: миоз или мидриаз, анизокория, плавающие движения глазных яблок, тонический нистагм, косоглазие, парез взора, проявления бульбарного (см.) и псевдобульбарного (см.) синдромов, лабильность мышечного тонуса, децеребрационная ригидность (см.). Кроме того, зачастую парезы или параличи, очаговые или генерализованные эпилептические припадки, расстройства высших психических функций (см.), массивные подоболочечные кровоизлияния (см.), признаки внутричерепной гипертензии (см.). При благоприятном течении процесса стабилизация и некоторое улучшение состояния наблюдаются через 4-6 недель. Зачастую выраженные остаточные явления: чаще двигательные эмоциональные расстройства и нарушения высших психических функций.

УШИБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УШИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЩЕРБ

УЩЕРБ - урон, убыток, непредвиденные расходы, утрата имущества и денег, упущенная выгода, физическая, моральная боль, конечный или промежуточный результат конфликта для одной или обеих сторон.

УЭСТА СИНДРОМ

УЭСТА СИНДРОМ (синдром Веста, описан британским врачом W. J. West, 1794-1848, наблюдавшим синдром у своего сына; синоним - детская миоклоническая энцефалопатия с типсаритмией) - энцефалопатия раннего детского возраста, обусловленная нарушением внутриутробного развития головного мозга либо его перинатальным или постнатальным повреждением. Проявления: мышечные спазмы (сгибание головы и бедер, сгибание и отведение рук, кивки, клевки головы, запрокидывание головы назад и переразгибание туловища), быстрые, обычно группирующиеся в серии (десятки судорожных эпизодов с паузами между ними); неврологические расстройства - микроцефалия, косоглазие, амблиопия, нарушения мышечного тонуса, центральные парезы и параличи, задержка психического и моторного развития; на электроэнцефалограммах выявляют гипсаритмию - высокоамплитудную непрерывную аритмичную медленноволновую активность с низкоамплитудными спайками и острыми волнами, без существенной синхронизации между гемисферами, при отсутствии основных ритмов ЭЭГ. Часто трансформируется в синдром Леннокса - Гасто. Лечение включает глюкокортикоиды и противоэпилептические средства (бензодиазепины, вальпроат натрия). Современные методы лечения позволяют добиться прекращения приступов у половины больных, однако тяжелые интеллектуально-мнестические нарушения сохраняются.

W. J. West. On a peculiar form of infantile convulsions. Letter. Lancet, 1840-1841; I: 724-725.

УЯЗВИМОСТЬ

УЯЗВИМОСТЬ (англ. vulnerability - уязвимость) - 1. ранимость, повышенная чувствительность даже к повседневным психотравмирующим ситуациям; 2. внутренние факторы, которые усиливают эффекты влияния рисков.

Ф

УЯЗВЛЕНИЕ

УЯЗВЛЕНИЕ (от язва в значении «рана», ср. ранить, убить словом) - оскорбленность, обида.

…При последних его словах [Ирина] слегка прикусила нижнюю губу, как бы подавляя ощущение острого и быстрого уязвления (И. Тургенев, Дым).

Он чувствовал себя обиженным, уязвленным, и в то же время красота этой женщины, так легко и смело стоявшей перед ним, его невольно поражала… она терзала его (там же).

Предыдущая страница Следующая страница