Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП - основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство». Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через систему субъективных отношений, в т. ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. А. Н. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живут» в деятельности, которая составляет их «субстанцию»; сознание как образ является «накопленным движением», т. e. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними». Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность - оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней. Результатами эмпирической разработки Е. с. и д. п. доказано, что включение того или иного психического процесса в различные виды деятельности меняет его результативность и др. свойства: напр. в сюжетно-ролевой игре, являющейся ведущей деятельностью для дошкольников, дети обнаруживают гораздо большую способность к запоминанию какого-л. материала, нежели в условиях общения с экспериментатором в лаборатории; включение в совместную деятельность с др. людьми зачастую заметно меняет сложившееся к тому времени к ним отношение и т. п. Е. с. и д. п. имеет большое значение для понимания истинных мотивов действий участников конфликта. О том, к чему стремится человек в конфликте и чего он опасается, необходимо судить не по его словам, а по его действиям. Конфликтологу важно уметь установить, какие факты сознания вызывают те или иные факты поведения и деятельности. Язык действий гораздо более информативен и достоверен по сравнению с языком слов.

* * *

сформулирован С.Л.Рубинштейном в начале тридцатых годов на основе раскрытия методологической роли в психологии философской категории деятельности. Е. с. д. п. впервые представил полученные во всей мировой психологии многочисленные данные, проблемы, направления исследований как обобщенные и внутренние взаимосвязанные. На основе этого принципа дается определение психики и сознания как единства знания и переживания, отражения и отношения, идеального и экзистенциально-онтологического. Однако единство сознания и деятельности не является их тождеством, их взаимосвязь реализуется на основе их качественного своеобразия; деятельность представляет собой реально-практический способ связи человека и его сознания с миром, выход в действительность, тогда как сознание - идеальный. Роль сознания проявляется в регуляции деятельности, а она представляет собой реальное онтологическое социальное качество бытия человека. Для Рубинштейна важнейшей была проблема взаимопереходов сознания и деятельности, которая существует только тогда, когда признается, что каждая составляющая имеет свою специфическую качественную определенность. Сознание обладает своей специфической активностью, проявляющейся в познании, понимании мира, самоопределении в нем личности и регуляции ее деятельности. Можно говорить, что сознание не только отражение мира, но и выражение отношения к нему субъекта. Согласно Рубинштейну, сознание репрезентирует индивиду в настоящем времени все то, что имело место в любом другом времени и пространстве. Сознание как идеальное способно строить модели, конструкты, интегрирующие специфическое субъективное смысловое время и пространство. Субъективность - вторая важнейшая характеристика сознания проявляется в его ценностном характере, в способности переживания, выражения своего отношения к миру, выборе.

Связь сознания и деятельности постулируется положением: «сознание (и личность - добавим мы сегодня) проявляется и развивается в деятельности». Эта связь носит двусторонний характер: в деятельности реализуются цели, мотивы, устремления, притязания субъекта и его способности (что Д.Н.Узнадзе обозначил термином «объективация») и одновременно происходит обратное влияние реализованных возможностей субъекта на его сознание, способности, их дальнейшее развитие.

* * *

утверждение неразрывной генетической и функциональной связи сознания и деятельности. Входит в число фундаментальных философско-методологических принципов отечественной психологической науки.

В начало словаря