Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИHТ"-"ИДЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИHТ"-"ИДЕ")

ИHТЕPВЬЮ

ИHТЕPВЬЮ (от англ. interview - беседа, встреча) - способ получения информации с помощью устного опроса. B истории И. выделяются три этапа развития: 1) применение И. в области психотерапии и психотехники, что привело к созданию психологических консультаций; 2) использование И. в конкретных социологических и психологических исследованиях, где впервые встали вопросы валидности различных способов И. и достоверности получаемой информации; 3) современный этап характеризуется координацией практических, теоретических и методологических проблем И. в целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами). Степень свободы участников И. определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации - богатством и сложностью ответов. B ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: а) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; б) респонденту недостает информации о причинах своего действия; в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. B первом случае достаточно использовать упорядоченный, направленный вопросник. B двух др. ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска. В конфликтологии И. является важнейшим методом получения информации. И. обычно проводится с основными либо второстепенными участниками конфликта, а также его свидетелями. С помощью И. можно получать информацию о развивающемся на момент И. конфликте или о завершившемся. В последнем случае И. называется ретроспективным. Степень стандартизации ретроспективного И. м. б. выше, чем актуального. И. отличается от бытовой беседы по поводу конфликта тем, что при интервьюировании: а) заранее определена цель И. и выдвинуты гипотезы; б) заранее сформулированы все или часть вопросов, задаваемых опрашиваемому; в) получаемая в процессе И. информация подвергается измерению; г) результаты И. письменно фиксируются и в последующем обрабатываются.

ИБКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА

ИБКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА - комплекс автоматизированного оборудования (технологического, транспортного, складского и др.) с единой автоматизированной системой управления, обеспечивающий быстрый перес выпуска одного изделия на выпуск другого путем 8 0 замены программы в системе управления и автоматической смены инструментов и оснастки без изменения состава и расположения основного оборудования; способ организации промышленного производства мелкосерийных и единичных изделий на базе такого комплекса. В состав автоматизированного технологического оборудования обычно входят робототехнологические комплексы с индивидуальными средствами автоматического управления (управляющими ЭВМ или микропроцессорами) либо управляемые от центральной ЭВМ, устройства загрузки и выгрузки обрабатываемых изделий, унифицированная оснастка, контрольно-измерительные приборы. Состав технологического оборудования ГПС подбирается так, чтобы обеспечить выполнение всех технологических операций, предусмотренных в сменных программах. Автоматизированная система управления на базе ЭВМ осуществляет оперативный контроль за работой всего комплекса и его отдельных участков; оптимизирует режим работы технологического и транспортного оборудования при переходе на выпуск другого изделия, определяет для этого необходимые инструменты и оснастку и дает команду на их передачу на технологическое оборудование, изъятие заделов и заготовок предыдущего изделия, снабжение производственного оборудования новыми заготовками и вспомогательными материалами. Большая емкость памяти ЭВМ и высокое быстродействие системы управления обеспечивают надежный контроль и оперативное управление всеми производственными процессами в рамках данного комплекса. В обязанности человека входят выбор номенклатуры и очередности выпуска изделий, разработка программ, контроль за своевременной поставкой на склад требующихся материалов и полуфабрикатов, бесперебойным снабжением производства энергетическими ресурсами, организация профилактических работ.

ИБН СИНА

ИБН СИНА (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, Авиценна) - великий таджикский учёный, философ, врач, музыкант (980-1037). Его фундаментальное руководство по медицине на протяжении нескольких веков выдержало 30 изданий. В числе главных научных заслуг Ибн Сины значится, что он первым указал на связь психических явлений с активностью мозга, показал влияние психики на физиологические процессы и использовал это своё открытие в психотерапии, он изучал также, каким образом с возрастом изменяется психическая деятельность человека. Стоит заметить, что в это время средневековая Европа была в плену суеверий, предрассудков и тотального господства церкви.

* * *

(Авиценна) (980-1037) -таджикский врач и психолог. Создал естественнонаучное учение о душе, в котором, обобщив достижения арабо-языч-ной науки, объяснял характер зависимости психических процессов от устройства и деятельности мозга. Особое внимание уделил связи в онтогенезе между развитием психики и возрастным изменением организма. М.Г. Ярошевский

ИБН-АЛЬ-ХАЙСАМ

ИБН-АЛЬ-ХАЙСАМ (965-1038) -ученый арабоязычного мира, врач и психолог, внесший ряд важных новых идей в разработку проблемы психофизиологии восприятия. К И.-а.-Х. восходит принципиально новое направление исследований психических сенсорных явлений, избегающее обращения к нематериальной душе. За основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Тем самым психическое подчинялось естественной физической детерминации, которая определяет взаимосвязь явлений внешней природы, в частности, преломление лучей света и их отражение от других материальных тел. Объективный характер этой закономерности побуждал И.-а.-Х. отводить приоритетную роль внешним, физическим причинам, которые определяют дальнейшую деятельность человеческого ума. Она состоит в том, что к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д. И.-а.-Х. экспериментально изучил такие важные явления как бинокулярное зрение, смешение цветов, наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др., доказав, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз - перемещение зрительных осей. Соединение законов оптики с законами, по которым работает нервная система, объясняет работу глаза как органа, благодаря которому накапливается неисчерпаемое богатство психических образов, все великолепие красок и форм, придающих душе ее содержание. Эти новаторские взгляды И.-а.-Х. открыли новую эпоху в научном изучении психики. Они перешли от ученых Востока к ученым Западной Европы. М.Г. Ярошевский

ИБН-РУШД

ИБН-РУШД (латинизированное имя - Аверроэс) (1126-1198) - арабский врач и философ. Основные труды И.-Р. представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения, которое оказало большое влияние на западноевропейскую мысль эпохи Средневековья, представители которой удостоили И.-Р. имевшим в те времена почетный смысл звания великого Комментатора. В концепции И.-Р. психика человека неразрывно связывалась с ее телесной основой. Ему принадлежит новая интерпретация теории о двух истинах, согласно которой нельзя смешивать истины разумного знания, которые дает изучение природы, и те истины, которые исповедует религия. Одна истина другой не противоречит, утверждал И.-Р., отстаивая право свободной мысли на самостоятельное, независимое от религии изучение реальной жизни, в том числе и душевных явлений. Под этим углом зрения И.-Р. предложил и свои комментарии философии Аристотеля, в том числе и его учения о душе, доказывая, что необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, И.-Р. тщательно изучал устройства человеческого тела и его органов чувств, в частности зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы. Среди его открытий в этой области следует отметить вывод о том, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик (таково было мнение прежних исследователей), а сетчатая оболочка глаза. Доказывая, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается, И.-Р. выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется и после распада тела и это свидетельствует о богопо-добии человека. Принятая в эпоху Возрождения философами Западной Европы традиция И.-Р. подготовила их передовые взгляды на мироздание и место человека в нем. М.Г. Ярошевский

ИВАНИЦКОЙ СИМПТОМ

ИВАНИЦКОЙ СИМПТОМ (по имени российского рентгенолога М. А. Иваницкой, 1899-1986) - признак митрального порока: отклонение контрастированного пищевода по дуге малого диаметра при эзофагографии в первой косой проекции в случае митрального стеноза; дуга большого диаметра свидетельствует о наличии у пациента митральной недостаточности. Применяют в дифференциальной диагностике пороков митрального клапана.

М. А. Иваницкая Рентгенодиагностика митральных пороков сердца. М., 1970.

ИВАННИКОВ

Вячеслав Андреевич (р. 1940) - российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии, мотивации поведения, волевой регуляции деятельности. Д-р психологических наук (1989), профессор (1992). Чл.-кор. РАО (1992), вице-президент Общества психологов РАН (с 1992 г.). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского фак-та (1966) и аспирантуру при МГУ (1969). Ученик А.Н. Леонтьева, АР. Лурия, И.М. Фей-генберга. В 1970 защитил канд. дис. на тему: Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом. С 1969 г. и по настоящее время работает на кафедре общей психологии фак-та психологии МГУ. В 1973-1983 гг. -зам. декана по учебной работе, профессор кафедры общей психологии (с 1992), профессор кафедры психологии личности (с 1999). В 1989 г. защитил докт. дис. на тему Психологический механизм волевой регуляции . Совмещал научно-организацион-НУЮ и преподавательскую работу в УРАО (проректор, 1996-2000; зав. кафедрой общей психологии, 1997-2000). И. - инициатор и руководитель ряда государственных и международных программ: Социальная помощь детям и подросткам , Дети Чернобыля, Дети риска, которые стали важными составляющими президентской программы Дети России (с 1994 г.). Его работа в качестве ученого секретаря Координационного Совета по психологии МО РФ (с 1997 г.) способствовала появлению новых образовательных программ в рамках высшего психологического образования. Научно-исследовательская работа И. была преимущественно связана с разработкой новых представлений о потребностях, как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе организм, субъект, личность - среда. Мотивация рассматривается им как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию; намеренное изменение смысла действий выступает как психологический механизм волевой регуляции, а сама волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Результаты этих исследований отражены в монографиях: Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям, М., 1978; Психологические механизмы волевой регуляции, М., 1991; и др. работах. О. Г Носкова, А.Н. Коновалов

ИВАНОВА МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ

ИВАНОВА МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ (Иванов, 1963) - обучение пациента мотивированному самовнушению.

ИВАНОВА-СМОЛЕНСКОГО СИМПТОМ

ИВАНОВА-СМОЛЕНСКОГО СИМПТОМ (Иванов-Смоленский, 1934) - проявление парадоксальной фазы торможения нервно-психической активности в симптоматике психического расстройства: пациент с кататонией на обращённые к нему устные вопросы отвечает письменно.

ИВАНОВОЙ-ПОДОБЕД СИМПТОМ

ИВАНОВОЙ-ПОДОБЕД СИМПТОМ (описан рентгенологом С. В. Ивановой-Подобед) - рентгенологический признак неконтрастного инородного тела пищевода: больному дают глоток густой взвеси сульфата бария, которая медленно проходит по пищеводу и оседает на инородном теле; после этого больной делает несколько глотков чистой воды, которая смывает контрастную массу со стенок пищевода, на инородном же теле бариевая взвесь удерживается и выявляется при рентгеноскопии.

ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ

Анатолий Георгиевич (1895-1982) - российский психофизиолог, патофизиолог и психиатр. Д-р медицинских наук (1921), д. чл. АМН СССР (1950). Вице-президент АМН СССР (1950-1951). В 1951 г. основал Журнал высшей нервной деятельности. Награжден премией им. И.П. Павлова (1942). Лауреат Государственной премии СССР (1950). Окончил Военно-медицинскую академию (1917), в 1918-1920 гг. служил ординатором и врачом в Центральном красноармейском госпитале. В 1919-1927 гг. работал под руководством В. П. Осипова в психиатрической клинике Военно-медицинской академии. В 1921 г. защитил дис: Развитие учения о История психологии 193 психастении и опыт экспериментально-психофизиологического исследования; с того же времени работал в лаборатории И.П. Павлова. В 1924 г. основал первую в СССР кафедру физиологии и патологии высшей нервной деятельности в Педагогическом институте им. А.И. Герцена (Ленинград). В 1931 - 1945 гг. - зав. психиатрической клиникой при физиологической лаборатории И.П. Павлова во Всесоюзном ин-те экспериментальной медицины. В период Великой Отечественной войны - консультант в эвакогоспиталях, в том числе в блокадном Ленинграде. С 1945 г. - зав. Московским отделением Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. С 1952 г. - директор Института высшей нервной деятельности АН СССР (основан в 1950 г.). Профессиональную научную деятельность начинал под руководством И.П. Павлова. Занимался изучением экспериментальных неврозов, типов высшей нервной деятельности, проводил сравнительные исследования аналитико-синтетической деятельности мозга собаки и человека, разработал методику изучения условных связей на речевом подкреплении (Методика исследования условных рефлексов у человека. 1928). Участвовал в философской дискуссии о естествознании (Естествознание и наука о поведении . 1930). В то же время не оставлял психиатрическую тематику: в 1933 г. с предисловием Павлова вышла его книга Основные проблемы патофизиологии высшей нервной деятельности человека. Патофизиологическое введение в психиатрию . В 1942 г. получил премию им. И.П. Павлова за работу Основные вопросы патофизиологии и терапии шизофрении , в которой предложил классификацию ступорозных состояний, форм бреда и речевых нарушений при шизофрении. Во время Второй мировой войны проводил терапевтические исследования по лечению контуженных продленным сном. В 1950 г. удостоен Государственной премии за книгу Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности (1949). Во время объединенной сессии АН СССР и АМН СССР, посвященной учению И.П. Павлова (1950), занял активную антипсихологическую позицию. Итог своим исследованиям подвел в книге Очерки нейро-динамической психиатрии, 1974. И.Е. Сироткина

ИВЕМАРКА СИНДРО

М (описан шведским педиатром В. I. I. Ivemark, род. в 1925) - сочетание отсутствия селезенки с врожденным пороком сердца синего типа и аномалиями расположений органов (полное обратное расположение всех внутренних органов или только органов брюшной полости, срединное положение печени, декстрокардия, транспозиция крупных артерий и др.). В большинстве случаев летальный исход наступает на первом году жизни.

B. I. Ivemark Implications of agenesis of the spleen on the pathogenesis of conotruncus anomalies in childhood: an analysis of the heart malformations in the splenic agenesis syndrome, with fourteen new cases. Acta paediatrica, 1955; 44 (Suppl. 104): 7-110.

ИГЛА СИНДРОМ

ИГЛА СИНДРОМ (описан американским оториноларингологом W. W. Eagle) - симптомокомплекс, обусловленный обызвествлением шилоподъязычной и шилонижнечелюстной связок: постоянная боль в горле или в области гортани, иррадиирующая в ухо; дисфагия; ощущение инородного тела в глотке; реже наблюдаются оталгия, головная боль, боль при движениях головы. Пальпация шиловидного отростка через ямки миндалин болезненна. Типичная боль может наблюдаться в ряде случаев и при отсутствии аномалий отростка и его связок, например при переломе шиловидного отростка. Наблюдается чаще у женщин. Течение хроническое рецидивирующее. Лечение оперативное.

W. W. Eagle. Elongated styloid process. Archives of Otolaryngology, Chicago, 1937; 25: 584-587.

ИГЛИ

ИГЛИ (Eagly) Элис (р. 1938) -американский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, женской психологии. Образование И. получила в Гарвардском ун-те (1960, бакалавр) и Мичиганском ун-те (1963, магистр; 1965, д-р философии). Известна своими исследованиями в двух областях: установки и половые различия в общественном поведении (гендерные исследования). Дипломная работа и аспирантские исследования были посвящены проблеме установок и когнитивной стороне убеждений. И. изучала понимание сообщений и компетенцию коммуникаторов, результаты опубликовала в книге Readings in Attitude Change (совм. с Himmelfarb. - Wiley, 1974) и в нескольких статьях в Jornal of Personality and Social Psychology (1974 и 1978 г.). В более поздних работах попыталась объединить современные исследования проблемы установок в различных областях психологии (The Psychology of Attitude, 1993). Интерес И. к проблеме половых различий вырос из исследования установок, в котором выяснялось, являются ли женщины более внушаемыми, чем мужчины. Кроме экспериментальных исследований И. с помощью количественных методов анализировала имеющиеся литературные данные о проявлении половых различий при оказании помощи, агрессивном поведении и лидерстве. Кроме того, она разработала теорию половых различий, которая придает первостепенное значение социальным ролям взрослых. В книге Sex Differences in Social Behavior: A Social Role Interpretation(1987) многие вопросы получают объяснение с теоретической точки зрения. Поскольку половые различия определяются тем, что люди думают по поводу различий между биологическими полами, И. исследовала гендерные стереотипы и вьшвинула предположение о том, что естественно установившиеся различия мужских и женских социальных ролей являются причиной формирования тендерных стереотипов. Связи между этими стереотипами и различиями полов исследуются ею и в настоящее время. Л.А. Карпенко

ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ

ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ - метод лечения иглоукалыванием (акупунктурой) или прижиганием (игнипунктурой) определённых точек кожи, соответствующих проекции внутренних органов. Синонимы: Акупунктура, Чжень-цзю-терапия.

ИГНОРИРОВАНИЕ

ИГНОРИРОВАНИЕ (лат. ignorare - не знать) - 1. тенденция умышленно не замечать определённые категории информации. Аналог отрицания реальности в психоанализе; 2. неврологическое расстройство, при котором пациент не осознаёт факт существования левой половины пространства. Возникает при повреждении правого полушария головного мозга. Пациент воспринимает стимулы из левой части пространства, реагирует на них, не понимая при этом, откуда они исходят.

* * *

(от лат. ignoro «не знать, не иметь понятия»; ср. франц. ignorer «не знать», произносимое как иньорэ) - умышленное непринятие во внимание.

Урожденная княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода, она раз навсегда решила, что общество ее мужа и детей слишком «мескинно» и «брютально», и потому равнодушно иньорировала его… (А. Куприн, Тапёр).

Ср. пренебрежение, презрение.

ИГНОРИРОВАТЬ

ИГНОРИРОВАТЬ - понимать, сознавать, но не придавать значения при оценке, рассуждении. Не делайте этого демонстративно: кратко поясните, почему вы игнорируете то, что, возможно, важно для других.

ИГР ТЕОРИЯ

ИГР ТЕОРИЯ - раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта, где участвуют различные стороны (преимущественно две), наделенные различными возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с их интересами. Схемы И. т. охватывают собственно игры и различные конфликтные ситуации, возникающие в политических, экономических, военных и др. вопросах.

ИГРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГРА НА ПУБЛИКУ

См. аргумент к публике.

ИГРА ПОЛОРОЛЕВАЯ

ИГРА ПОЛОРОЛЕВАЯ - игра, в которой ребёнок принимает на себя роль в соответствии с тем полом, с которым он себя идентифицирует. Первые признаки полоролевых игр появляются у детей в возрасте 1-2 года.

ИГРА ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ

ИГРА ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ - |лат. processus - продвижение вперед] - разновидность игровой деятельности детей, характерная для раннего возраста. В И. п. ребенок овладевает значениями предметов окружающего мира посредством условных действий с ними. И. п. с сюжетными игрушками является начальным этапом в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников. Примером И. п. может служить игра с реалистическими игрушками, имеющими сходство с людьми, животными, предметами быта и орудиями труда. С их помощью ребенок воспроизводит привычные для него действия взрослых: укладывает игрушки спать, купает или кормит кукол, готовит им еду, делает постройки из кубиков, ездит на автомобиле. Этапы развития И. п.: 1) подражание отдельным игровым действиям взрослого в совместной с ним И., зарождение интереса к И.; 2) самостоятельные попытки воспроизведения действий взрослых, характеризующиеся логической непоследовательностью отображаемых событий, эпизодичностью, кратковременностью; 3) постепенное выстраивания цепочек логически вытекающих друг из друга действий; 4) усиление игровой мотивации, расширение диапазона используемых игрушек и сюжетов И., усложнение структуры игровых действий; 5) понимание смысла использования предметов-заместителей в совместной И. со взрослым; 6) самостоятельное использование предметов-заместителей; 7) творческая переработка совместного и индивидуального опыта жизни ребенка, выражающаяся в самостоятельном выборе сюжетов, игрушек, предметов-заместителей, появление оригинальных действий и замещений; 8) включение в И. речи в ее объясняющей и планирующей функциях; 9) появление элементов ролевого поведения в игре. В И. п. развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность. Л.Н.Галигузова

ИГРА РЕЖИССЕРСКАЯ

ИГРА РЕЖИССЕРСКАЯ - особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. И. р. способствует развитию речи, мышления, воображения. К.Н. Поливанова

ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ

ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ - любая игра, ожидаемый выигрыш от которой для всех участников в сумме составляет ноль. Существует немало игр с соответственно положительной и отрицательной суммой. Патологические игроки даже в играх с отрицательной суммой, где вероятность выигрыша значительно меньше вероятности проигрыша (например, игры с «однорукими бандитами») сохраняют патологическую насдежду или даже уверенность в том, что в конечном счёте они всё-таки смогут их обмануть, отыграться, выиграть и, наконец, обогатиться.

ИГРА С ПРАВИЛАМИ

ИГРА С ПРАВИЛАМИ - групповая или парная игра, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих. Правила могут быть исторически сложившимися в детском сообществе и передаваемыми от старших к младшим или сформулированными в группе играющих детей для данной конкретной игры. Некоторые И. с правилами носят сюжетный характер («кошки-мышки», «гуси-гуси», «ловитки» и т.д.), что подчеркивает их переходный характер от игры сюжетно-ролевой. Постепенно детские И. с п. перерастают в различные спортивные и интеллектуальные игры. К.Н. Поливанова

ИГРА СЛОВ

Нельзя этим злоупотреблять, допускать пошлости (Почему родительный падеж стоит впереди дательного? Нужно наоборот - дательный, а потом родительный). См. каламбуры.

ИГРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ

ИГРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ (ролевая, творческая) - согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. И. с-р. в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Игровая роль позволяет соединить аффективно-мотивационную и операционально-техническую стороны деятельности. Содержанием И. ср. являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипулирование с предметами. В сюжете такой игры воспроизводится какая-либо форма деятельности взрослых. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребенка и расширения его кругозора. Особенностью игровой ситуации является игровое использование предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и его используют в соответствии с новым значением. И. с-р. разворачивается обычно в группе детей, которая поддерживает выполнение ребенком взятой на себя роли. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, которые сложились между вступающими в игру детьми. Вопрос о новообразованиях, которые возникают на этапе И. с-р. как ведущей деятельности, окончательно не решен. Среди них называют произвольность, воображение, планирующую функцию мышления, децентрацию и др. Вместе с тем, всеми психологами подчеркивается огромное значение И. с-р. для психического развития ребенка. К. Н. Поливанова

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ [греч. drama- действие] - игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет И.-д. в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения. К. П. Поливанова

ИГРИВОСТЬ

ИГРИВОСТЬ - легкомысленная веселость, шаловливость, резвость.

Известно, что у женщин игривость пред любовником в любви признанье заменяет (Калидаса, Облако-вестник).

Ср. кокетство.

ИГРОВАЯ ДИАГНОСТИКА

ИГРОВАЯ ДИАГНОСТИКА - использование игровых процедур в диагностической практике. Разновидность проективного теста, в значительной степени приближенного к происходящему в реальной деятельности.

ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (play therapy) - использование игровых процедур в терапевтической практике, особенно при лечении детских расстройств. Рассматривается как вариант катарсиса, то есть метода лечения, дающего возможность символически отреагировать определённые ситуации фрустрации. Обычными для детской игры темами являются: а) исполнение желаний, когда дети разыгрывают взаимодействия или личный опыт, которые они хотели бы иметь; б) повторение отрицательного опыта, когда они продолжают по многу раз проигрывать определённые эпизоды; в) смены ролей, когда дети берут на себя активную (нередко антагонистическую) роль, тогда как в реальной жизни в аналогичных ситуациях они были пассивными реципиентами (Бирман, 2005). Помимо терапевтической ценности, игра может помочь терапевту в установлении положительных отношений с ребёнком, получить информацию о уровне развития навыков ребёнка, его эмоциональных конфликтах и стиле коммуникативного поведения. Модус психотерапевтического вмешательства может быть разным. При недирективной терапии терапевт, в основном, пассивен и поддерживает ребёнка рефлексивными суждениями, помогая ему выразить в игре свои личные конфликты и найти их решение. Терапевты Эго-аналитической ориентации склонны предлагать ребёнку интерпретации с тем, чтобы помочь ему понять и принять на сознательном уровне те эмоциональные конфликты, которые были вытеснены или отрицались. Терапевты, ориентированные на теорию социального научения, сосредоточены на обучении играть с другими (просоциальная манера), а не на аффективном содержании детской игры. Ценность игровой психотерапии подвергается некоторыми исследователями сомнению относительно многих детских психиатрических расстройств.

* * *

(от греч. theraрeia - лечение) - форма коммуникативной терапии. Основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. У истоков этого направления стоял Я. Морено, разработавший метод психодрамы. Процедура И. п. включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных, в т. ч. проблемных и конфликтных, ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего у них снимается напряженность и страх перед др. людьми, повышается самооценка, приобретаются необходимые навыки решения межличностных проблем.

ИГРОВЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

ИГРОВЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ - вариант игры аутистической (Ковалёв, 1979; Коган, 1981; и др.), характеризуется глубоким, до утраты сознания своей идентичности включением пациентов в игровую роль. Дети «перевоплощаются» при этом в других людей, в сказочные персонажи, в животных и даже неодушевлённые объекты в соответствии с тем, как они их себе представляют. Такие игровые эпизоды могут продолжаться часами, сутками, иногда годами, спонтанно прерываясь на некоторое время. Нередко они повторяются в той же или какой-то иной форме. Симптом нарушения самоосознавания, по другим сведениям - продуктивного аутизма.

ИГРОК СО СМЕРТЬЮ

ИГРОК СО СМЕРТЬЮ (death darer) - индивид с двойственным отношением к возможности собственной смерти.

ИГРОКА ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ИГРОКА ЗАБЛУЖДЕНИЕ - архаичный способ мышления патологических игроков, убеждённых в том, что вероятность случайного события зависит от того, как игроки представляют её себе под влиянием своих эмоций, отчего они игнорирует рациональные положения теории вероятности. Например, если пациент в игре с нулевой суммой выиграл 7 раз подряд, то это укрепляет его уверенность, что, скорее всего, он выиграет и 8-й раз; если он проиграл 7 раз подряд, это также вселяет в него надежду, что в 8-й раз он должен будет выиграть обязательно. Литературный образец упорного и некоррегируемого заблуждения игрока представляет в «Мёртвых душах» Н.В.Гоголь, описывая Ноздрёва. Многие люди, не страдающие зависимостью от азартных игр, также склонны рассуждать подобным образом, но в целом они всё же сохраняют адекватное отношение к результатам игровой активности, которые указывают на равную вероятность как выигрыша, так и проигрыша.

ИГРОМОДЕЛИРОВАНИЕ

ИГРОМОДЕЛИРОВАНИЕ - процесс моделирования в условиях игры и обеспечение возможности осуществления данной модели в реальности. Моделированию, с учетом соответствующих критериев, подлежат профессиональная деятельность или жизнедеятельность включающая различные формы взаимодействия людей. Игровая составляющая И. включает в себя актерские действия перевоплощения и репрезентацию событий на сцене, организацию актерских действий со стороны режиссера-постановщика в пределах содержания сценария, разработку сценария в пределах идеи, замысла игры и на материале прототипа реальной жизни, выявление и введение сверхидеи, ценности будущей игры, организует восприятие, тип наблюдения, формирует отношение к демонстрируемому на сцене. Деловые игры имеют в качестве сюжетов профессиональную деятельность и решение профессиональных задач и проблем. Ведущим процессом в И. выступает сценарирование и пересценарирование деятельности в рамках решения практических, консультационных, исследовательских, учебных, культурных, диагностических задач и проблем. Источником И. являются затруднения в реальной деятельности и первоначальных попытках анализа и преодоления затруднений. В И. вводятся те проблемные вопросы, решение которых предполагает исследование деятельности и проявлений людей в деятельности, а также сопутствующих этому конфликтов, общения, коммуникации и т. д. Оформление системообразующих вопросов и становится основанием введения критериев И. Сам И. является наиболее специфичным средством акмеологических исследований и совершенствования профессиональных способностей и деятельности.

ИГРОТЕХНИКА

ИГРОТЕХНИКА - техника профессионального совершенствования людей в игровой форме. Это процесс решения и постановки задач и проблем игротехником, реализация синтетической функции режиссуры и сценарирования игры и организация ее практического проведения. Игротехник как человек, реализующий игротехническую функцию, является особым типом управленца. Специфика решения управленческих задач и проблем предопределяется моделированием и его игровой формой. Поэтому особое внимание игротехник уделяет рефлексивному анализу как действий игроков, так и своих действий, а также всего хода игрового процесса. Методология как источник строго определенных систем понятий и категорий, употребляемых в качестве средств организации деятельности, в деятельности самого игротехника приобретает все большую значимость как использование критериальной базы вместе с развитием рефлексивной практики и рефлексивной культуры, именно она позволяет резко повысить определенность и глубину анализа игродействий участников и придать целенаправленность своим корректирующим действиям. Наряду с интегральной (методологической) критериальной базой игротехник использует дифференциальные (предметные) системы средств, присущие отдельным наукам. В деятельности игротехника выстраиваются особо значимые акценты, среди которых следует отметить акценты на мышление игроков, их личностные качества, на специфику группоой динамики. Это приводит к разделению технологических форм И. на мыслетехнику, психотехнику и группотехнику. Объединение этих базовых техник в единое целое представляет сложнейшую проблему, а развитие игротехнических способностей представляет собой совершенствование высших форм управленческих способностей. Поэтому И. составляет предмет особого интереса акмеологии.

ИГРУШЕК ТЕСТ

ИГРУШЕК ТЕСТ - любой детский психологический тест, в котором используются игрушки. Часто представляет собой свободную игру с такими объектами, как куклы, кубики и др. Обычно рассматривается как проективный тест, в котором ребёнок обнаруживает свои чувства и установки.

ИГРУШКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГРЫ АУТИСТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ АУТИСТИЧЕСКИЕ - "странные" игры аутичных детей. Обычно это игры в полном одиночестве, преимущественно предметами неигрового назначения, частями своего тела или экскрементами, непонятные окружающим по своему содержанию (поскольку в таких играх нет элемента подражательности кому-либо из взрослых или имитации поведения последним в определённых социальных ситуациях, обычно аутистические игры отражают склонность детей к оторванному от реальности фантазированию). Иногда такие игры сопровождаются громкими криками и интенсивными эмоциями, понятными разве только самому пациенту. Помимо того, это однообразные, малопродуктивные, может быть даже препятствующие адекватной социализации, а иногда выражающие разрушительные и саморазрушительные тенденции в поведении ребёнка. Например, игра девочки состоит в том, что она ежедневно и несколько месяцев подряд стучит по пустой бутылке с определённым, одним и тем же ритмом.

ИГРЫ ДЕТЕЙ

ИГРЫ ДЕТЕЙ - игры детей в возрасте, начиная с 2 лет. Различают: 1. игра в одиночку; 2. игра-наблюдение (играющий ребёнок лишь наблюдает за играми других детей); 3. параллельная игра (ребёнок играет бок о бок с другими детьми и теми же игрушками, но не пытается взаимодействовать со своими соседями); 4. ассоциативная игра (дети делятся игрушками, но каждый из них играет самостоятельно); 5. совместная игра (дети заняты одной игрой по общим правилам); 6. сюжетно-ролевая игра (требует от участников игры истолковывать и разделять фантазии друг друга, а также действовать совместно в воображаемой ситуации). Игры имеют очень важное значение в просоциальном развитии детей. Особенности игровой деятельности могут иметь Также серьёзное диагностическое значение в отношении некоторых психических расстройств детского возраста (депрессия, ранний аутизм, реактивное расстройство привязанности и др.).

ИГРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ

ИГРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ - достаточно широкий класс математических моделей процессов управления в условиях конфликта и неопределенности, включающий три основных раздела: антагонистические, бескоалиционные и кооперативные дифференциальные игры. Доказано, что в бескоалиционных дифференциальных играх существуют стабильно равновесные траектории, вдоль которых обеспечивается рост потенциалов всех игроков. Теория кооперативных дифференциальных игр обосновывает существование поля сильной динамической устойчивости кооперативных решений. Одной из основных проблем классической кооперативной теории игр является проблема дележа. Решение дележа трактуется сегодня не как одноактное действие, что имеет место в традиционных подходах, а как многошаговый процесс, определяемый выбором принципа оптимальности, который отождествляется с отображением пространства классических кооперативных игр и себя (К. Нгуен, 1999). Существует широкий класс принципов оптимальности, для которых этот процесс сходится к аддитивной игре, однозначно определяющей дележ в исходной игре. Отдельные из этих принципов оптимальности имеют ясный экономический смысл.

ИГРЫ ЖИВОТНЫХ

ИГРЫ ЖИВОТНЫХ - комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно молодых животных), не имеющих утилитарного значения (действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение животных, не приводящее к биологически значимым результатам). По мнению большинства исследователей, И. ж. служат подготовкой к предстоящей взрослой жизни, способствуют накоплению соответствующего индивидуального опыта путем упражнений, как в сенсорной,так и в моторной сферах. К.Э.Фабри

ИГРЫ РЕФЛЕКСИВНЫЕ

ИГРЫ РЕФЛЕКСИВНЫЕ - мыслительные действия по предвидению не только собственных поступков, но и действий оппонента. И. р. являются психологическим содержанием теории игр. Состоят в имитации рассуждений одного оппонента другим, т. е. оперирование объективированными моделями мыслительной деятельности друг друга. Основные приемы И. р.: рефлексивное управление, рефлексивный прогноз, рефлексивная защита. Шахматы являются одним из типичных примеров И. р.

ИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИД (ОНО)

ИД (ОНО) - в психоаналитической теории З.Фрейда подсознательное психическое формирование, которое является источником психической энергии личности, стимулируемой стремлением к удовольствию. В случае столкновения с другими психическими системами личности-эго и супер-эго - приводит к возникновению Внутриличностных конфликтов.

ИДЕАЛ

ИДЕАЛ (греч. idea - представление, понятие, идея) - 1. совершенство; 2. совершенный образец чего-либо. Так, идеалом русского человека Ф.М.Достоевский считает А.С.Пушкина. Писатель предсказывает, что в конце 22 века после Р.Х. жители России достигут уровня интеллектуального и нравственного развития поэта; 3. высшая и недостижимая цель стремлений, деятельности.

* * *

эмоционально-положительно окрашенное Представление, мысль человека о чем-то или о ком-то, что рассматривается как самое желанное, самое лучшее для него. Идеал определяет смысл и цель жизни человека, его стремления, поведение и мышление, особенно в детстве и юности. С возрастом идеал человека может меняться.

* * *

(от франц. ideal, греч. idea - идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.

* * *

(фр. idйal) - образ чего-л. совершенного, образец, высшая цель устремлений человека, социальной группы. И. относительно недостижим и представляет собой только идею регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создает конкретный образ самой цели, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата деятельности или поведения. С др. стороны, И., в принципе, не м. б. недостижимым. Он - не мечта, не имеющая отношения к реальности. И. как таковой всегда конкретен, и он должен постепенно реализовываться в биографии человека и истории общества (Э. В. Ильенков, 2001). Идеальным решением проблемы конфликтов на сегодняшний день представляется, во-первых, полное искоренение конфликтов, приводящих к гибели и физическим страданиям людей; во-вторых, исключение внутриличностных конфликтов, вызывающих самоубийства и серьезную депрессию. Оба эти И., в принципе, вполне достижимы, если бы большинством организаций и государств руководили нравственные, культурные и умные люди.

ИДЕАЛ СОВРЕМЕННОГО ПСИХИАТРА

ИДЕАЛ СОВРЕМЕННОГО ПСИХИАТРА - термин К.Ясперса, обозначает следующие профессиональные требования к врачу-психиатру в современном обществе: 1. научная подготовка в области соматической медицины и психопатологии, а также 2. определённые личностные свойства, такие, как широта взглядов и интересов, ровное и беспристрастное отношение ко всем людям, способность воздерживаться от оценочных суждений, абсолютное отсутствие предрассудков и естественная теплота или «глубина» души.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРЕНОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛИЗМ

ИДЕАЛИЗМ - (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (XVIII в.). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

* * *

- 1. идеализм субъективный - философская доктрина, которая утверждает, что единственно достоверной для человека является психическая реальность, только то, что он сам ощущает, чувствует, думает. Фактически эта позиция есть философическое переформулирование того, что в клинической практике обозначается термином аутизм; идеализм объективный - теория, в которой утверждается, что мир вещей есть результат материализации неких самостоятельно существующих идей; 2. романтизм, мечтательность, восторженное и патетическое отношение к суровым реальностям действительности, возникающее в силу возрастной неопытности или оторванности от реальности. Это нередкое явление и у пациентов с продуктивным аутизмом; 3; неукоснительная приверженность высоким моральным стандартам (в патологических случаях характеризуется неуклонным, лишённым гибкости исполнением усвоенных когда-то в детстве нравственных предписаний и определяется термином ригоризм).

ИДЕАЛЬНОЕ

ИДЕАЛЬНОЕ -

1) Нечто существующее не в действительности, а в сознании; отражение предмета, явления в психике. В этом смысле и. противопоставляется реальному. 2) Результат процесса идеализации - абстрактный объект, который не может быть дан в опыте ("точка", "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.д.). 3) Нечто совершенное, соответствующее идеалу.

ИДЕАЛЬНЫЙ

ИДЕАЛЬНЫЙ - 1. абстрактное представление основных характеристик чего- или кого-нибудь; 2. приближающийся к цели, тот, который является сильно желаемым, но, подразумевается, недостижимый. Например, идеальное Я.

ИДЕАЛЬНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

ИДЕАЛЬНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ - наблюдатель, сенсорная и интеллектуальная системы которого действуют без ошибок, лишены предвзятости, предубеждённости. В действительности такого наблюдателя не существует по определению. Психиатрическое наблюдение или исследование в этом смысле не более субъективно, чем любое другое, хотя именно оно чаще всего подвергается упрёкам в необъективности.

ИДЕАЛ-Я

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕИ АУТОХТОННЫЕ

ИДЕИ АУТОХТОННЫЕ (греч. autochthons - рождённый тут же) - убеждения, содержание которых оторвано от действительности, является ложным, неправдоподобным (Wernicre, 1906). Синоним: Бредовые идеи.

ИДЕИ АУТОХТОННЫЕ ВЕРНИКЕ

ИДЕИ АУТОХТОННЫЕ ВЕРНИКЕ - Отчуждение от собственных идей и мыслей, возникновение которых больной объясняет воздействием на него извне. Описал немецкий психоневролог Wernicke.

ИДЕИ БРЕДОВЫЕ

Идеи, не соответствующие реальности или отражающие ее в искаженном виде, однако представляющиеся больному истинными, овладевающие его сознанием и не поддающиеся опровержению.

ИДЕИ БРЕДОПОДОБНЫЕ

ИДЕИ БРЕДОПОДОБНЫЕ - неправдоподобные фантазии относительно собственной личности или внешней действительности, которыми пациент бывает охвачен до такой степени, что в реалистичности их он некоторое время не сомневается и при этом активно стремится убедить окружающих в своей болезненной идентичности или правоте. От собственно бредовых идей отличаются, как считают, изменчивостью, непостоянством, зависимостью своего содержания от ситуации. Чаще бредоподобные идеи являются незрелым, малоструктурированным бредом, свойственным старшим детям и подросткам. Синонимы: Бред воображения, Фaнтастическая псевдология, Pseudologia phantastika.

Предыдущая страница Следующая страница