Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "П" (часть 22, "ПРИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 22, "ПРИ")

ПРИЗНАК ГРАССЕ (2)

При центральном гемипарезе больной, находящийся в положении лежа на спине, не может одновременно поднять обе ноги. Если он пытается поднять их в отдельности, нога на стороне гемипареза приподнимается незначительно, а другая нога - свободно. Описал французский врач J. Grasset.

ПРИЗНАК ДЕГИО

Дифференциально-диагностический признак при брадикардии. После подкожного введения 1 мл 0,1%-ного раствора атропина брадикардия, обусловленная возбуждением блуждающего нерва, проходит, если же причиной ее является поражение миокарда - она сохраняется. Описал отечественный терапевт К.К. Дегио (1851-1927).

ПРИЗНАК ДЮШЕННА

При контрактуре мимических мышц после перенесенной невропатии лицевого нерва массаж мышц щеки путем разминания вызывает их спазм. Описал французский невропатолог G. Duchenne.

ПРИЗНАК КВИКСА

Сочетание промахивания при выполнении указательной пробы и отклонения во время ходьбы в сторону больного уха, наблюдаемое при поражении отолитова аппарата. Описал голландский оториноларинголог F. Quix.

ПРИЗНАК КОНА

Рентгенологически обнаруживаемое расширение щелей между телами позвонков на выпуклой стороне искривления позвоночника при сколиозе. Признак прогрессирования сколиоза. Описал отечественный ортопед И.И. Кон (родился в 1914 г.).

ПРИЗНАК ЛАНДОЛЬФИ

См. Зрачки пульсирующие.

ПРИЗНАК ЛЕРОМУАЙЕ

См. Нистагм калорический.

ПРИЗНАК РАЙМОНА

Побледнение или цианоз конечностей, особенно пальцев, при охлаждении или эмоциональном напряжении. Характерен при болезни Рейно (см.) и синдроме Рейно-Лериша (см.). Описал французский невропатолог F. Rauymond (1844-1910).

ПРИЗНАК ТРИУМФОВА

Для дифференциации приобретенного нистагма от врожденного следует учесть, что если горизонтальный или ротаторный нистагм при взгляде в сторону является следствием приобретенного заболевания нервной системы, то при повороте взора вверх он исчезает или становится вертикальным. Врожденный нистагм при переводе взора вверх сохраняет свое прежнее направление, оставаясь горизонтальным или ротаторным. Описал в 1974 г. отечественный невропатолог А.В. Триумфов (1897-1963).

ПРИЗНАКИ НАРУШЕННОГО СОЗНАНИЯ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕННОГО СОЗНАНИЯ -

Согласно теории К. Ясперса, разработанной им в 1923 г., существуют признаки синдромов нарушенного сознания, такие, как отрешенность от окружающего мира, дезориентировка, амнезия на период нарушенного сознания.

Под отрешенностью от окружающего мира следует понимать утрату способности воспринимать происходящие события, анализировать, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, нарушение анализа и синтеза происходящих событий. При всех психических нарушениях имеет место измененное восприятие окружающего, особенно в случаях галлюцинаторных и бредовых расстройств. Однако для состояний нарушенного сознания более характерны нарушения восприятия, характеризующиеся неточностью, фрагментарностью, беспорядочностью и бессвязностью отражения происходящих событий.

Для нарушенного сознания характерны различные варианты дезориентировки.

Под дезориентировкой понимают нарушение ориентировки в окружающем мире, во времени и по отношению к собственной личности. Дезориентировка, особенно во времени и месте, наблюдается при синдроме Корсакова. Однако, наряду с грубой дезориентировкой во времени, такие больные могут обнаружить способности тонко анализировать ситуацию, использовать запасы прошлых сведений и делать правильные выводы. При грубой дезориентировке во времени и месте у больного сохранена способность воспринимать происходящее, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, следовательно, анализ и синтез не нарушены.

Амнезия может быть тотальной и может касаться только определенных ситуаций, например, больной не может вспомнить реальные события, но помнит некоторые болезненные переживания, как это наблюдается при делирии.

Чтобы утверждать о состоянии нарушенного сознания, необходимо определить у больного все три признака, разработанные К. Ясперсом.

ПРИЗНАКИ ПОМРАЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ - чувство благодарности.

Говоря этим высоким слогом, слово за слово, он добрался, наконец, до слова: супружество. Юлия вздрогнула, потом заплакала. Она подала ему руку с чувством невыразимой нежности и признательности, и они оба оживились (И. Гончаров, Обыкновенная история).

ПРИЗЫВ

ПРИЗЫВ - 1. любое действие, которое призвано стимулировать эмоции или желания у других людей; 2. побуждение, содержащееся в сообщении или действии.

ПРИКАЗЫВАТЬ

Устные приказания строгим тоном целесообразны в официальной обстановке (военачальником, директором учреждения, предприятия, учителем по отношению к ученику). Во многих случаях по мере возможности, по ситуации, приказ должен быть похож на просьбу, что будет больше способствовать эффективности его исполнения. Ср. диктовать.

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИЛИВЫ

ПРИЛИВЫ - непродолжительные и часто повторящиеся эпизоды гиперемии и чувства жара в коже лица, шеи, груди в климактерическом периоде у женщин (реже у мужчин). Приливы наблюдаются также при гипертонической болезни, неврастении, базедовой болезни, синдроме Пейджа (поражении межуточного мозга у молодых женщин).

ПРИЛИПЧИВОСТЬ ЛИБИДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИМАТ

ПРИМАТ (лат. primas - глава, первенствующий) - 1. первенство, главенство, преобладающее значение; 2. в психоанализе - преобладание, а не превосходство; 3. любой представитель вида приматов.

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА - технология нормализации отношений между оппонентами при завершении конфликта, осуществляемая самостоятельно или с участием третьей стороны. Состоит в согласии сторон прекратить конфликтные действия, снять взаимные претензии друг к другу, не вести разговор о понесенном ущербе, уважать интересы друг друга и начать нормальное, неконфликтное взаимодействие по решению проблемы или в целях совместной деятельности вне зоны конфликта.

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - условия и методы (согласительная комиссия, посредничество, арбитраж) урегулирования социально-трудового конфликта.

ПРИМИТИВНЫЙ

ПРИМИТИВНЫЙ (лат. primitivus - первый, самый ранний) - 1. неразвитый; 2. характеризующий, как некоторые считают, самые ранние стадии развития человека; 3. имеющий отношение к бесписьменным людям или бесписьменной культуре.

* * *

упрощенный, поверхностный, Недостаточно глубокий, необразованный; относящийся к сравнительно ранним стадиям развития человека или общества; грубоватый.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ - чувство у индивида включенности в группу или принятие группой.

Микеланджело гордился своим происхождением и родом… Гордился даже больше, чем своим гением. Аристократ по духу, он был полон кастовых предрассудков. Он даже утверждал, что «искусством должны заниматься благородные, а не плебеи» (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело).

ПРИНУЖДЕНИЕ

ПРИНУЖДЕНИЕ - тактический прием в конфликте; применение санкций, насилия или угрозы их применения с целью заставить оппонента выполнить определенные действия (напр., уступки).

ПРИНУЖДЕНИЕ К ОТКРОВЕННОСТИ

ПРИНУЖДЕНИЕ К ОТКРОВЕННОСТИ - манипулятивный приём или точнее, шизофреногенная ситуация, практикуемая во многих сектах деструктивного толка, когда каждого нового её члена принуждают рассказывать без утайки абсолютно всё о своей прежней жизни, о своих родственниках и знакомых (особенно о материальном положении, связях с влиятельными людьми, их, слабостях, предпочтениях, неудачах и ошибках). Это фактически является моделированием такого симптома шизофрении, как аутизм наизнанку (регрессивная синтонность.

ПРИНУЖДЕНИЕ СЕБЯ

ПРИНУЖДЕНИЕ СЕБЯ - действие индивида против воли, вопреки желанию, взяв себя в руки, с целью избежания неприятностей или извлечения выгоды.

Я должен подавить в себе любовь… Любовь к вам связывала бы мне руки… Я не должен любить… Такие люди, как я, не имеют права связывать чью-нибудь судьбу с своею (Н. Чернышевский, Что делать?).

Ср.:

И мне агитпроп в зубах навяз,

И мне бы строчить романсы на вас, 

Доходней оно и прелестней.

Но я себя смирял, становясь

На горло собственной песне.

(В. Маяковский, Во весь голос)

Ср. сила воли, смирение, аскетизм, авторитарность, подавление.

ПРИНЦИП

ПРИНЦИП (лат. principum - основа, начало) - 1. основное, исходное положение какой-либо теории, руководящая идея, основное правило деятельности; 2. внутреннее убеждение, определяющее нормы поведения; 3. основа устройства или действия аппарата, системы. Синонимы: Канон, Правило, Закон (хотя усматриваются и некоторые различия между всеми этими словами).

* * *

(от лат. principium - основа, первоначало) - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д., внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения, исследования и т.д.

* * *

(от лат. principium - начало, основа) - 1. Основное исходное положение какой-л. теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации. 2. Убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В науке П. есть отражение в понятиях типичного способа разрешения значимого противоречия в той области деятельности, из которой П. абстрагирован. Объективные закономерности развития исследуемого класса явлений всегда первичны по отношению к П. Поэтому П. не придумываются учеными и не являются результатом интуитивного познания. Они формируются на основе эмпирических исследований реальности и выступают лишь более или менее ценным ее отражением. Значимость П. определяется тем, насколько глубоко он отражает объективные существенные закономерности, тенденции развития, связи и т. п. того класса явлений, в отношении которого он выступает обобщением. П. со временем м. б. развит или опровергнут.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ -

принцип психологии, требующий рассматривать личность не только как обьект воздействия социальной среды, внешних причин, но и как субьект познания и преобразования окружающего мира, способный редуцировать внутренние причины развития, саморазвиваться.

ПРИНЦИП ВЕБЕРА

Правило, согласно которому сила мышц при прочих равных условиях прямо пропорциональна сумме составляющих ее мышечных волокон. Установил немецкий анатом и физиолог E.F. Weber (1806-1871).

ПРИНЦИП ВЕРОЯТНОСТНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА

ПРИНЦИП ВЕРОЯТНОСТНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА - закономерность работы мозга, проявляющаяся в вариабельности структурно-функциональных взаимоотношений его отделов. Предусматривает возможность различной реализации структурной организации нейронной сети при достижении одного и того же эффекта, возможность получения различных функциональных эффектов при возбуждении одной и той же нейронной структуры за счет различных по отношению к данной структуре внешних сигналов. Вероятностное взаимодействие отделов мозга является одним из возможных механизмов деятельности функциональной системы. Стохастичность (случайность) взаимодействия нейронных структур создает предпосылки для создания необходимых путей взаимодействия между отделами анализаторных систем в процессе поиска и формирования нового стереотипа поведения. П. в. ф. м. сформулирован отечественным нейрофизиологом А. Б. Коганом в 1962 г.

ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ

ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ - научный принцип, который заключается в том, что все объекты, явления, процессы окружающего мира так или иначе взаимосвязаны и являются элементами систем более высокого порядка. Познавательный смысл этого принципа состоит в том, что, изучая конфликт, необходимо не ограничиваться рассмотрением его отдельных элементов, а стремиться исследовать максимально большее количество существенных связей конфликта с др. явлениями и между его подструктурами. Полностью исследовать все взаимосвязи конфликта со средой, в которой он развивается, и внутри него, естественно, невозможно, таких связей бесчисленное множество. Однако важно учесть характер хотя бы основных связей, поскольку их потеря может привести к существенным упрощениям в понимании явления. Это, в свою очередь, отрицательно скажется на качестве практических рекомендаций.

ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ (В ПСИХОЛОГИИ)

ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ (В ПСИХОЛОГИИ) -

принцип, требующий анализа психических явлений в их всесторонней, многогранной связи с окружающим миром и между собой.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (В ПСИХОЛОГИИ)

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА (В ПСИХОЛОГИИ) -

принцип, требующий учитывать разнокачественное влияние реальных факторов, причин на развитие психических явлений. (см. концепция куммулятивных причин в психологии). Принцип деятельностного опосредования - один из принципов деятельностного подхода, требующий рассматривать развитие и функционирование психики личности, коллектива, межличностных отношений в аспекте детерминации их содержания целями осуществляемой деятельности. П.д.о. как бы распространяет действие принципа единства психики и деятельности на группы, коллективы.

ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ

ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ - научный принцип, который раскрывает логику процесса познания, подчеркивая определяющую роль практики. Известный отечественный психолог К. К. Платонов указывал, что «…эксперимент, обосновываясь теорией, ее проверяет и уточняет и, вместе с ней проверяясь практикой как высшим критерием истины, служит ей, улучшая ее». Нарушение оптимального соотношения и логики взаимовлияния теории, эксперимента и практики в процессе конфликтологического исследования приводит к уменьшению результативности работы конфликтолога. Исследование конфликта любого уровня с т. зр. соотношения его теоретического и эмпирического компонентов м. б. построено в соответствии с двумя стратегиями. Эмпирическая база исследования является фундаментом, от качества которого зависит устойчивость теоретических конструкций к тем серьезным испытаниям практикой, которыми так богата реальная жизнь. Поэтому практическая ценность теоретических обобщений и рекомендаций, полученных на солидной эмпирической базе (стратегия 1), заметно выше, чем ценность выводов, в основе которых лежит только личный опыт исследователя, дополненный небольшим количеством др. эмпирических данных, а также информацией, почерпнутой из нескольких десятков книг и статей, посвященных исследуемому конфликту (стратегия 2). Строить теоретические конструкции, организовывать мысленные эксперименты гораздо легче, чем проводить эмпирические исследования. Поэтому объективно теоретический компонент как конфликтологического исследования, так и любого др. имеет тенденцию к «разбуханию», доминированию над экспериментом и практикой. Для оправдания этого теоретики предлагают много аргументов, однако в их основе часто лежит вполне естественное для любого человека стремление минимизировать усилия по достижению цели. Конфликтологу необходимо уметь противостоять этим часто неосознанным стремлениям. В процессе исследования конфликтолог должен постоянно обращаться к практике, оценивать полученные предварительные результаты с т. зр. их соответствия реальному положению дел, совершенствовать методику анализа и дорабатывать гипотезы в соответствии с той новой информацией, которую он получает в ходе самого процесса изучения. Изучая конфликты, нельзя забывать, что это изучение - не самоцель, а лишь средство последующего улучшения положения дел в организации. Анализ конфликтов проводится не только для того, чтобы объяснить механизм их возникновения и развития, но и в целях управления ими, в интересах повышения качества жизни и деятельности людей.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ -

принцип психологии, требующий "идти к познанию внутреннего содержания личности, ее переживаний, ее сознания исходя из внешних данных ее поведения, из дел ее и поступков" (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: 1959, с.183).

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ -

принцип, выражающий требования закона единства и борьбы противоположностей; применительно к познанию психических явлений он означает необходимость выявления противоречий, источника развития и саморазвития психики.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО -

принцип, требующий, чтобы логика познания психического явления воспроизводила логику его развития, его историю. Применительно к познанию психики исторический подход имеет как бы двойное содержание: он вкелючает в себя как историю развития психики вообще (филогенез психики), так и историю развития психики конкретной личности (онтогенез психики), которая рельефно проявляется в жизненном пути, биографии. Применительно к познанию конкретного психического явления исторический подход проявляется в анализе его генезиса.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПСИХИКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПСИХИКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

принцип, требующий рассматривать все психичесаие изменения через призму деятельности личности, коллектива, общности.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ -

принцип, требующий познания психических явлений через форму их проявления, выявления диалектического соотношения формы и содержания психических явлений.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ - основополагающий принцип, необходимое условие развития всей системы психологических наук. Общественная практика существенно определяет проблематику психологии, подходы к ее разработке и используемые методы. Психологическая теория развивается на базе тех данных, которые накапливаются в экспериментальных и прикладных исследованиях. Являясь для теории неиссякаемым источником информации, они служат и средством проверки ее истинности. Вместе с тем развивающаяся теория направляет поиски решения задач, возникающих в эксперименте и практике. Диалектическое единство теории, эксперимента и практики - это важнейший принцип перспективного планирования развития психологической науки и профессиональной деятельности психологов.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ЯВЛЕНИЯ И ЕГО СУЩНОСТИ

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ЯВЛЕНИЯ И ЕГО СУЩНОСТИ -

принцип, требующий проникновения в сущность, в систему закономерностей развития психики через их разнообразное проявление.

ПРИНЦИП ИЗОМОРФИЗМА

ПРИНЦИП ИЗОМОРФИЗМА - (от греч. isos - равный, одинаковый, подобный и morphe - форма), методологический принцип, предполагающий соответствие (отношение) между объектами или явлениями, выражающее тождество их структуры или строения; понятие современной математики, уточняющее широко распространенное понятие аналогии, модели. Изоморфизм соответствие (отношение) между объектами, выражающее тождество их структуры (строения).

ПРИНЦИП ИНЕРЦИИ

ПРИНЦИП ИНЕРЦИИ - принцип функционирования психического аппарата, в соответствии с которым приобретаемая им энергия лишается стимулирующей поддержки, а возникающие в нем процессы не только не получают дальнейшего развития, но, напротив, стремятся к возвращению в инертное состояние.

Понятие принципа инерции было выдвинуто З. Фрейдом на ранней стадии его исследовательской и терапевтической деятельности, в период переосмысления идей и гипотез, предшествующих возникновению психоанализа. Представления об этом принципе содержались в его «Проекте научной психологии» (1895), который в форме отдельных тетрадных записей пересылался берлинскому врачу В. Флиссу (1858-1928), не предназначался для публикации и стал достоянием научной общественности только в 1950 г.

Принцип инерции являлся составной частью размышлений З. Фрейда о нейронах и перемещениях энергии при работе психического аппарата. При постулировании данного принципа он исходил из того, что нейроны стремятся освободиться от энергии. Речь шла не о разрядке накопившейся энергии, а о тенденции избегать возбуждения, связанного с ее накоплением.

С возникновением психоанализа З. Фрейд не возвращался к своей предшествующей нейронной теории. Однако дальнейшее осмысление принципов функционирования психического аппарата сопровождалось выдвижением таких представлений, которые в модифицированном виде отчасти воспроизводили ранее выдвинутые им идеи. Так, в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) основатель психоанализа ввел представление о принципе нирваны, в содержательном отношении напоминающем собой то, что было двадцать пять лет тому назад обозначено им как принцип инерции.

ПРИНЦИП КОМПЛИМЕНТАРНОСТИ (ПРИНЦИП КОМПЕНСАЦИИ)

ПРИНЦИП КОМПЛИМЕНТАРНОСТИ (ПРИНЦИП КОМПЕНСАЦИИ) - принцип функционирования человеческой психики, согласно которому, как полагает К. Г. Юнг, сознание и бессознательное дополняют друг друга.

ПРИНЦИП КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА

ПРИНЦИП КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА - научный принцип, который требует от исследователя понимания того, что любой изучаемый объект или процесс уникален по своей природе, т. е. имеет не только общие черты с себе подобными, но и всегда чем-то отличается от них. Он показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий, в которых они развиваются: места, времени, конкретной сложившейся обстановки в конкретном коллективе, а главное - индивидуально-психологических особенностей основных и второстепенных участников конфликта. Каждый конфликт уникален по своей природе. В мире никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых конфликтов. П. к.- и. п. ориентирует конфликтолога на поиск этой уникальности. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся о конфликтах подобного вида. Общее и особенное всегда проявляется в виде единичного знания о конкретном конфликтном взаимодействии.

ПРИНЦИП КЮВЬЕ

Закон соотношения частей организма, согласно которому все части тела интегрированы и находятся во взаимозависимости, поэтому изменения какого-либо органа провоцируют изменения и в других органах. По мнению автора, «каждый организм образует неразрывное целое, в котором одни части не могут изменяться без того, чтобы все другие части не претерпевали бы изменений». Разработал французский естествоиспытатель G. Cuvier (1769-1832).

ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА

ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА - научный принцип, который заключается в необходимости выявлять и учитывать конкретные личностные особенности всех основных и второстепенных участников конфликта, понимании того, что именно люди выступают центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, др. всеми способами уходят от конфликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные личностные особенности. Даже решение начать межгосударственную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.

* * *

принцип психологии, требующий рассмотрения отдельных психических функций, явлений не изолированно от их субьекта, а под углом влияния на них личности как таковой, ее социальных качеств.

ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

ПРИНЦИП МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ - научный принцип, который ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование при изучении любых конфликтов достижений всех шестнадцати отечественных наук, в которых конфликты выступают объектом исследования. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами и результатами проведения исследований, используемыми во всех отраслях конфликтологии. Это многократно повысит эффективность работы специалиста. Контент-анализ списков литературы более 300 диссертаций по проблемам конфликтов показал, что их авторы используют не более 1 % публикаций из др. отраслей конфликтологии. Повторный анализ, проведенный в 2001 г., показал, что междисциплинарные связи отраслей конфликтологии за последние 10 лет не только не усиливаются, но скорее ослабевают. Специалисты-конфликтологи высшей квалификации, 52 доктора и 445 кандидатов наук, фактически не ищут или не находят ничего для себя полезного в смежных науках (А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов, 2004). Это негативная тенденция в современном развитии российской конфликтологии. Опираясь на знания только одной науки - психологии, социологии или какой-л. др., - конфликт ни глубоко изучить, ни тем более регулировать невозможно. Конфликтология сможет предложить практикам ценные рекомендации тогда, когда в стране будет подготовлено достаточное количество специалистов, овладевших знаниями, имеющимися, по крайней мере, в 5-7 наиболее развитых отраслях конфликтологии. Фактическая взаимоизоляция отраслей российской конфликтологии, отсутствие, казалось бы, естественных тенденций к сближению вызывают необходимость придания П. м. статуса самостоятельного принципа конфликтологии на современном этапе ее развития. Важной стороной П. м. является принцип равенства всех шестнадцати отраслей конфликтологии. Роль не главной, но системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить и пока выполняет психология.

ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ

ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ -

принцип, требующий обьективного, верного исследования психических явлений, способствующего установлению истины.

ПРИНЦИП НИРВАНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ

ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ - научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями. Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, - в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования П. о.

ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ

ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ -

принцип, требующий рассматривать психические явления как отражение обьективного, социального мира и как отражение самих субьективных явлений (вторичное отражение).

ПРИНЦИП ОТРАЖЕННОЙ СУБЬЕКТНОСТИ

ПРИНЦИП ОТРАЖЕННОЙ СУБЬЕКТНОСТИ -

принцип экспериментального исследования личности как субьекта представленного в жизнедеятельности других людей. Исследование личности исходя из п.о.с. проводится косвенно, опосредованно - путем обследования, изучения людей, которые являются носителями отраженной субьектности исследуемого индивида. На этом принципе построены методики репертуарных и др. тестов.

ПРИНЦИП ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

ПРИНЦИП ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ -

принцип, отражающий требование закона отрицания отрицания. Применительно к познанию психических явлений он означает необходимость выявления связи данных психических явлений с предшествующими.

ПРИНЦИП ПАРТИЙНОСТИ

ПРИНЦИП ПАРТИЙНОСТИ - поведение людей, направленность политической и идеологической деятельности в соответствии с принятыми в партии положениями, установками и рекомендациями; безусловное подчинение интересов личности и отдельного человека интересам политической партии.

ПРИНЦИП ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

ПРИНЦИП ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ -

принцип, выражающий требование закона перехода количественных изменений в качественные; применительно к познанию психических явлениях он означает, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в психичееских явлениях в определенный момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Примером этого может служить эффект куммулятивных причин и др.

ПРИНЦИП ПОИСКА СКРЫТОГО СОДЕРЖАНИЯ КОНФЛИКТОВ

ПРИНЦИП ПОИСКА СКРЫТОГО СОДЕРЖАНИЯ КОНФЛИКТОВ - научный принцип, который требует от конфликтолога понимания того, что наиболее важная информация о конфликте обычно является скрытой, а также избегания поспешных оценок, выводов и действий на основе только общедоступной (поверхностной) информации. П. п. с. с. к. ориентирует конфликтолога при анализе конфликтов не ограничиваться изучением только доступной, лежащей на поверхности информации. Важно всегда искать и находить скрытые, глубинные причины конфликтов, видеть их зерно, обычно скрываемое шелухой, прогнозировать отсроченные, часто не очевидные тенденции и последствия развития конфликтного противодействия. П. п. с. с. к. означает: необходимо выявлять неосознаваемые мотивы поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов; важно обнаруживать осознаваемые, но скрываемые, маскируемые, часто основные цели, которые люди преследуют в конфликтах; необходимо находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом, постоянно продвигаться в бесконечном процессе углубления и расширения знаний о конфликтах. Образно говоря, конфликты вообще и конкретные конфликты в частности представляют собой «айсберг», у которого доступная наблюдению часть составляет 10 %, а 90 % скрыто под водой. П. п. с. с. к. предостерегает конфликтолога от поспешных выводов и рекомендаций, делаемых на основе анализа обширной, но поверхностной информации.

ПРИНЦИП ПОСТОЯНСТВА

ПРИНЦИП ПОСТОЯНСТВА - принцип организации и регулирования психической деятельности, выраженный в стремлении психического аппарата удержать и поддержать в нем количество возбуждения на низком, устойчивом, оптимальном уровне.

В общем виде представление о принципе постоянства было выражено З. Фрейдом на ранних этапах его исследовательской и терапевтической деятельности. Первоначально он говорил о тенденции к поддержанию в нейронной системе постоянного количества энергии, о сохранении предельно низкого энергетического уровня. Речь шла об энергетической силе, противостоящей полной разрядке психической энергии, что нашло свое отражение в написанном, но неопубликованном при жизни основателя психоанализа наброске научной психологии, известном сегодня как «Проект» (1895). Затем З. Фрейд высказал соображения о психическом равновесии, связанном с функционированием первичных и вторичных процессов, перемещением психической энергии из одной системы в другую, предотвращением накопления возбуждений, понижением и поддержанием их на постоянном уровне. Об этом он писал в заключительной главе работы «Толкование сновидений» (1900). И только в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд дал формулировку принципа постоянства, основанную на идее немецкого философа Т. Фехнера о внутренней тенденции к устойчивости, приводящей в связь ощущения удовольствия и неудовольствия.

Основатель психоанализа исходил из того, что факты, побудившие признать господство принципа удовольствия в психической жизни, находят свое выражение также в предположении, согласно которому «психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком или по меньшей мере постоянном уровне». Это означало, что в классическом психоанализе принцип удовольствия выводился из принципа постоянства.

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ - научный принцип, который требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Контент-анализ списков литературы более 300 диссертаций показал, что авторы используют только 9,8 % публикаций, имевшихся по проблеме конфликта в своей науке. За последние 10 лет «индекс преемственности» конфликтологических исследований не увеличивается. Это приводит к дублированиям тем исследований, замедляет темпы развития науки (А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов, 2004). Важной стороной П. п. является необходимость знания российскими конфликтологами истории в первую очередь отечественной, а уж затем зарубежной конфликтологии. Нация, лишенная самобытности, не м. б. великой. Точно так же не м. б. не только великой, но даже самостоятельной наука, не знающая своей отечественной истории, заимствующая исходные принципы, основные теоретические концепции главным образом из работ западных конфликтологов. Копия всегда беднее оригинала. Западные теории конфликтов представляют для нас несомненную ценность. Однако не стоит рассчитывать на решение проблемы российских конфликтов на основе западных подходов. Характер социального взаимодействия у нас веками отличался от западного. Только в ХХ в. по масштабам разрушительных последствий конфликтов Россия в десяток раз превосходит среднее западное государство. Наши конфликты - др. по сравнению с западными. Для их объяснения нужны отечественные, а не западные теории. Кроме того, отечественный опыт практического регулирования реальных конфликтов насчитывает почти два тысячелетия. Он гораздо богаче аналогичного опыта любой европейской страны. Американский опыт последних двухсот лет успешнее нашего, но в десятки раз беднее его. Поэтому только на основе отечественных исследований можно дать работающие рекомендации по регулированию российских социальных конфликтов. Главным источником отечественных теорий конфликтов является опыт развития и регулирования последних в процессе всей истории существования России. На практике же российские конфликтологи высшей квалификации используют лишь одну десятую часть того, что сделано их предшественниками в той науке, которую они представляют. За последние 7 лет опубликовано не менее 40 книг, посвященных проблемам конфликта и конфликтологии. В большинстве из них история конфликтологии отождествляется с историей западной конфликтологии. Лишь в единичных работах делается попытка коснуться отдельных аспектов истории отечественных исследований проблемы конфликтов. При этом работы западных ученых мало кто читал, поскольку у нас они мало издаются. К публикациям отечественных авторов уже сложилось традиционное для гуманитариев отношение как к второсортным по сравнению с западной наукой. Следовательно, состояние преемственности конфликтологических исследований в России пока неудовлетворительно. Это вызывает необходимость придания преемственности статуса самостоятельного принципа отечественной конфликтологии.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ - научный принцип, который заключается в том, что абсолютно все объекты и явления окружающего нас мира находятся в процессе непрерывного изменения, движения, развития. В наиболее общем виде он сформулирован Ф. Энгельсом. Все непрерывно развивается и изменяется не только от простого к сложному, низшего к высшему, но и наоборот. Данный принцип требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции - постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к др., чаще от простых к более сложным. Знание закономерностей эволюции конфликтов помогает более глубоко понять содержание актуальных конфликтов и давать более точный и долговременный прогноз вариантов их развития. Каждое конкретное конфликтное взаимодействие также находится в непрерывном изменении, т. е. имеет свою динамику. Оценивая конфликт, важно помнить о том, что ранее он был иным, и неизбежно будет изменяться в последующем.

* * *

принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. П.р. в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния - филогенеза психики и развития психики конкретного человека - онтогенеза психики. Кроме того, возможно и необходимо рассматривать различные психические компоненты личности в их развитии - потребностно-мотивационная сфера, характер, личностные качества и т.д. и т.п.

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИП САМОДЕТЕРМИНАЦИИ

ПРИНЦИП САМОДЕТЕРМИНАЦИИ -

принцип психофизиологии, требующий искать причины поведения организма не столько во внешней среде, внешних влияниях, сколько в самом организме, в котором эти воздействия представлены "в снятом виде" (А.А.Ухтомский и др.).

ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ПОДХОДА - научный принцип, который требует рассмотрения любого изучаемого объекта или процесса как системы, состоящей из конечного числа элементов и являющейся элементом системы более высокого порядка. Наиболее масштабной системой является Вселенная. Анализируя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями. П. с. п. ориентирует конфликтолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились сходные положительные или отрицательные моменты, то причины этого следует искать, прежде всего, не в этих элементах, а в самой системе.

Предыдущая страница Следующая страница