Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "С" (часть 25, "СИН"-"СИТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 25, "СИН"-"СИТ")

СИНТЕЗАТОР РЕЧИ

СИНТЕЗАТОР РЕЧИ (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление...) - устройство для создания речевых сигналов искусственным образом с помощью технических устройств («говорящая машина»). В простейшем случае С. р. основан на считывании (проигрывании) заранее записанных речевых сигналов отдельных слов. Синтез речевого сигнала с помощью таких устройств сводится к указанию последовательности, в которой должны быть воспроизведены слова. Устройства такого типа являются усовершенствованием автоответчика. Они решают весьма частную задачу синтеза речевых сигналов, именно они, как правило, используются в СЧМ для речевого вывода информации. В более сложном случае речевые сигналы формируются непосредственно в Ср., который обычно состоит из двух основных узлов: источника сигнала возбуждения и блока формирования передаточной характеристики речевого тракта. В источнике возбуждения для синтеза гласных имеется генератор периодических колебаний сложной формы, имитирующий работу голосовых связок. Для синтеза шумных согласных (в, ш, ф) требуется применение генератора шума, а для синтеза некоторых звонких (з, ж) - обоих генераторов одновременно. По принципу построения блока формирования С. р. можно разделить на три типа: 1) полосной С. р., в котором передаточная характеристика речевого тракта воспроизводится приближенно с помощью небольшого числа (обычно 5 - 7) полосовых фильтров; 2) формантный С. р., в котором приближение более точное благодаря применению элементов с резонансной характеристикой, воссоздающих основные форманты речевого тракта; 3) аналог речевого тракта, который позволяет моделировать речь с учетом распределенного характера параметров речевого аппарата человека; этот тип С. р. наиболее целесообразен для воспроизведения особенностей голоса любого человека. Решение задачи автоматического синтеза речевых сигналов совместно с решением задачи автоматического распознавания речевых сигналов (см. Речевой ввод информации) позволяет осуществить эффективную двустороннюю связь человека с ЭВМ посредством голоса.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ

СИНТЕТИЧЕСКИЙ - 1. созданный искусственно; 2. в психоанализе - синтезирующий, делающий возможным синтез, интеграцию.

СИНХРОННОСТЬ

СИНХРОННОСТЬ (син греч. chronos - время) - 1. согласованность движений, действий двух и более людей во времени, например взрослых и детей и даже у новорождённых младенцев, которые таким же образом реагируют на голос и движения своей матери. Например, это поза готовности младенца при взятии его на руки; 2. точное совпадение во времени двух или нескольких явлений или процессов. Синоним: Синхронизм.

СИРИНГОМИЕЛИИ СИНДРОМ

СИРИНГОМИЕЛИИ СИНДРОМ - диссоциированное нарушение чувствительности. В начале расстройства появляются парестезии или боли (иногда с оттенком жжения), затем наступает выпадение болевой и температурной чувствительности при сохранении тактильной и глубокой мышечной чувствительности. Расстройство связано с повреждением серого вещества спинного мозга при функциональной сохранности проводников задних столбов и наступает после травм позвоночника, при гематомиелии, опухолях спинного мозга, туберкулёзном спондилёзе, полиомиелите и др. При собственно сирингомиелии, в отличие от данного синдрома, у пациентов обычно выявляется дизрафический статус и нередко отмечается депигментация радужной оболочки. См. Сирингомиелия.

СИРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА»

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ (СВИ)

СИСТЕМА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ (СВИ) - совокупность отдельных органов управления и алгоритмов ввода необходимой для управления СЧМ информации. Для построения СВИ могут использоваться различные устройства: клавиатуры, шариковые регуляторы, световые карандаши, устройства речевого ввода и др. Для ввода цифро-буквенной (символьной) информации наиболее приспособлены клавиатуры. Именно они являются в настоящее время самым распрост: раненным типом СВИ. Большинство из применяемых на практике клавиатур рассчитаны на посимвольный ввод информации, т. е. являются монофункциональными: каждая команда вводится своей клавишей. При большом числе различных команд клавиатуры такого типа оказываются очень большими по своим размерам, что затрудняет работу оператора. Это приводит к необходимости разработки специальных способов ввода информации. Одним из них является программный способ, отличающийся тем, что вводимая с пульта информация делится на ассоциативные группы. На панели устанавливается лишь одна клавиатура, число кнопок которой равно числу элементов в группе. В зависимости от вида формируемого сообщения по заранее составленным программам осуществляется автоматическая коммутация клавиатуры с соответствующими разрядами входного регистра формирователя сообщений. При этом содержание транспарантов над кнопками клавиатуры также изменяется по программе. Основная задача оператора заключается в выборе вводимого сообщения, после чего снимается необходимость поиска нужной группы кнопок, т. к. их подключение осуществляется автоматически, по программам, что исключает ошибки и сокращает время ввода информации. Для построения компактных СВИ могут использоваться также устройства сжатия командной информации. Сжатие информации осуществляется с помощью кодирующих устройств, в которых каждому символу вводимого сообщения (команде) ставится в соответствие определенный цифровой код. Инженерно-психологические характеристики таких СВИ во многом зависят от принятого способа избрания клавиш. С этой точки зрения различают три основных способа ввода информации. 1. Многоступенчатый способ, при котором иерархия правил избрания органа управления представляет логическое дерево, содержащее несколько ярусов, каждый из которых состоит из нескольких ветвей. Способ применяется, когда информация управления легко может быть подразделена на виды, классы, подклассы и т. д. Для ввода сообщения нажимается число кнопок, равное числу ярусов логического дерева. 2. Адресный способ, при котором с помощью десятикнопочной клавиатуры вводится десятичный код команды. Способ может быть применен для ввода информации, которая заранее не может быть структурирована (ввод относительно большого массива независимых друг от друга команд). Число нажатий кнопок равно разрядности кода. 3. Матричный (координатный) способ, при котором выбор органа управления осуществляется по двум координатам. Способ можно применять в том случае, когда весь алфавит символов каким-либо способом может быть расположен в двухкоординатной системе. Для ввода команды требуется нажатие двух кнопок. При любом способе ввода задача оператора состоит из трех этапов: выбор команды управления и ее кода; принятия решения о том, какие кнопки должны быть нажаты; моторное действие (нажатие кнопок). В зависимости от затрат времени на каждый из этих этапов выбирается тот или иной способ избрания органа управления.

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ (protection and advocacy system) - в ряде стран - система, когда адвокаты имеют возможность защищать права пациентов во время обследования и лечения. В ряде стран система защиты касается и прав психиатрических пациентов. Заметим, что особенно в последнем случае адвокаты сталкиваются с немалыми трудностями, если им мало знакома психиатрическая проблематика. Например, в случаях, когда возникают вопросы о правомерности недобровольной госпитализации, адекватности и рисков назначаемого лечения. В некоторых случаях врачу-психиатру бывает трудно доказать адвокату и судье, что пациент своим поведением представляет социальную опасность и нуждается в терапии. Так, больная с весьма правдоподобным бредом малого размаха дома буквально терроризирует своего зятя, закрывает его в погребе, когда он туда спускается, бьёт его при этом по голове своей тростью, распространяет дискредитирующие его слухи, угрожает ему по телефону, звонит на его работу, жалуется на его неприличное поведение, на склонность к пьянству, развратным действиям и т.п, совершенно не считаясь с тем, что этот человек занимает ответственную должность. Это он, зять, говорила она, «сошёл с ума», «житья от него нет», он является источником скандалов в семье и это его надо «класть в психушку» Разумеется, больная не проявляла прямой физической агрессии в присутствии других людей и не обнаруживала очевидных гомоцидных тенденций и в этом, буквальном смысле, опасности для окружающих не представляла. Однажды, правда, по словам зятя, она пыталась развести костёр в своей комнате, чтобы «сжечь этот проклятый дом». Адвокат, которого наняла больная, в ходе судебного разбирательства твёрдо стоял на том, что это обычное поведение, свойственное многим людям, в других семьях, уверял он, «творится и не такое, не помещать же всех в дурдом», утверждая, что больная не страдает каким-либо психическим расстройством и не нуждается в недобровольной госпитализации. Врачам потребовалось два дня, чтобы склонить мнение судьи на свою сторону. Спустя 1,5 месяца, после выписки из больницы пациентка сама благодарила врачей за оказанную ей помощь и в семье, после 2-лет непрерывных конфликтов, наступило, наконец, затишье. Знание закона, разумеется, позволяет выявлять и пресекать серьёзные нарушения прав пациентов, но одной юридической компетентности для этого бывает недостаточно. К тому же нормы право - это отнюдь не священная корова, формальное его соблюдение может пойти пациенту и во вред. Если точно исполнять все нормативные предписания, как это делают бастующие по-японски лица, пациент вполне может и пострадать, равно как и его близкие, если он своевременно не получит необходимую помощь. Лучше, вероятно, «неправильно» поставить его на ноги, чем правильно, по закону, отказать ему в помощи, что, кстати сказать, нередко и случается.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА - совокупность взаимосвязанных устройств, позволяющих реализовать полиэффекторный метод контроля функционального состояния оператора с использованием выбранного симптомокомплекса параметров. Создание С. к. с. о. требует выбора номенклатуры анализируемых показателей (симптомокомплекса), периодичности контроля, алгоритма обработки информации об анализируемых показателях, структуры измерительно-вычислительной системы, способов и режимов использования результатов контроля. Можно выделить три режима функционирования С. к. с. о.: исследовательский, обучения и рабочий. В исследовательском режиме осуществляется выбор основных характеристик С. к. с. о. Режим обучения позволяет осуществить подстройку системы к индивидуальным особенностям оператора. В этих режимах происходят набор статистики и построение моделей, обеспечивающих нормальную работу в рабочем режиме. Кроме того, в режиме обучения с помощью специальных программ по результатам замеров параметров функционального состояния и тестовой проверки определяют основные данные об исходных параметрах оператора. В рабочем режиме происходит периодическое или непрерывное измерение показателей состояния оператора. В соответствии с принятым алгоритмом (см. Полиэффекторный метод) принимаются диагностические и управленческие решения, т. е. решения по диагностике состояния и в случае отклонения от нормы - по его нормализации (управлению состоянием). В соответствии со сказанным применение С. к. с. о. позволяет: производить текущий контроль состояния оператора; обеспечивать выдачу рекомендаций и осуществление воздействий по управлению человеческими и машинными звеньями и СЧМ в целом по данным результатов контроля; производить исследования СЧМ с целью оптимизации связей между человеком и машиной, а следовательно, и повышения эффективности деятельности оператора (Г. Г. Маныпин).

СИСТЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

СИСТЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ - совокупность теоретических положений, лежащих в основе определенного направления психологии или психологической теории.

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ - система обучения и воспитания детей, разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870-1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, М. Монтессори пришла к отрицанию активной роли педагога в воспитании детей: взрослые навязывают детям собственные установки и этим тормозят их естественное развитие. Опосредованное руководство воспитателя, согласно Монтессори, осуществляется на основе автодидактизма: дети сами свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагоги как требует того дидактический материал. Обучение в С. М. происходит в процессе действий со стандартным дидактическим материалом, разработанным М. Монтессори. Этот материал состоит из набора строго определенных по своему цвету, размеру и форме предметов: кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд, рамки для шнуровки и застегивания пуговиц и пр. Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности, ответственности ребенка. Главным в занятиях по С. М. считается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний специально не выделяется и является попутной. Поэтому эти занятия не предполагают речевых воздействий взрослого: речь и ребенка, и взрослого должна быть сведена к минимуму. Основой обучения в дошкольном возрасте в С. М. считается сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью самостоятельных занятий ребенка с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств Монтессори рекомендовала исключать отвлекающие влияния, при упражнении одного органа «выключать» остальные (например, для развития осязания, при обследовании формы предметов детям завязывают глаза). Главная форма обучения по С. М. - самостоятельные индивидуальные занятия детей или индивидуальный урок, основа которого - простота, объективность, отсутствие лишних слов, что предполагает максимальную сосредоточенность ребенка на предмете. Индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление ему свободы выбора занятий, а также введение в практику дошкольного воспитания систематических планомерных занятий являются важными преимуществами С. М. К слабым сторонам С. М. можно отнести отрицание активной позиции воспитателя, недооценку игры как основного вида деятельности ребенка, преимущественное использование искусственного материала, которому передано все обучающее воздействие, акцент на сенсорном и моторном развитии ребенка в ущерб речевому и умственному развитию. С. М. завоевала огромную популярность во всем мире; дидактические материалы и методы обучения Монтессори широко используются в детских садах Европы и Америки. Последнее время С. М. используется в обучении детей не только дошкольного, но и школьного возраста. В настоящее время С. М. становится все более популярной и в России: появляются детские сады, работающие на основе этой системы. Е. О. Смирнова

СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КЛИЕНТАМИ

СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КЛИЕНТАМИ (peer reviev system) - система, при которой получающие от страховой компании зарплату специалисты могут рекомендовать продолжение или окончание действия страховки пациента.

СИСТЕМА НЕРВНАЯ

СИСТЕМА НЕРВНАЯ - нервная структура, которую образуют нервные клетки, проводящие пути, рецепторы и вспомогательные элементы. Нервная система осуществляет регуляцию и координацию деятельности всех органов и систем организма в процессах взаимодействия организма с внешним миром, а также обеспечивает психическое функционирование.

* * *

Система, обеспечивающая интеграцию функций всех органов и тканей, их трофику, связь с внешним миром, чувствительность, движения, сознание, чередование бодрствования и сна, состояние эмоциональных и психических процессов, включая проявления высшей нервной деятельности, развитие которой определяет особенности личности человека. С.н. делится прежде всего на центральную, представленную мозговой тканью (головной и спинной мозг), и периферическую, включающую в себя все остальные структуры нервной системы.

СИСТЕМА НЕРВНАЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ

СИСТЕМА НЕРВНАЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ - часть нервной системы, которая контролирует деятельность внутренних органов, гладкой мускулатуры, желёз, кровеносных и лимфатических сосудов и обеспечивает адаптационно-трофическую функцию. Состоит из двух отделов: симпатического (эрготропного) и парасимпатического (трофотропного). Симпатический отдел вегетативной системы обеспечивает энергией внешнюю активность организма, парасимпатический - восстановление запасов этой энергии в периоды отдыха организма. Синонимы: Система нервная автономная, Система нервная висцеральная.

СИСТЕМА НЕРВНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ

СИСТЕМА НЕРВНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ - головной и спинной мозг.

СИСТЕМА ОРГАНИЗМА

СИСТЕМА ОРГАНИЗМА - некое образование организма, которое состоит из органов и тканей, взаимосвязанных анатомически и функционально, отличающее структурным единством и происхождением. Например, сердечно-сосудистая система, мезолимбическая система.

-----------------------------------

Совокупность органов и тканей, обеспечивающих определенные функции. Например, сердечно-сосудистая, дыхательная система, нервная система, эндокринная система и пр.

СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (СОИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ОТСЧЁТА

СИСТЕМА ОТСЧЁТА - внешний контекст, в котором происходит определённое событие и, следовательно, относительно которого оно интерпретируется или оценивается. Например, таким контекстом может быть социальная ситуация, в которой индивид действует: В одной ситуации один и тот же индивид считается героем, в другой - преступником, террористом, а одно и то же поведение расценивается как девиантное или адекватное, образцовое.

СИСТЕМА ПИРАМИДНАЯ

СИСТЕМА ПИРАМИДНАЯ - часть нервной системы (нервные пути, идущие от коры прецентральных извилин к двигательным ядрам и передним рогам спинного мозга - пирамидные пути). Участвует в контроле произвольных движений.

СИСТЕМА ПСЙДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

СИСТЕМА ПСЙДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ - комплекс программно-аппаратных средств, оказывающих помощь пользователям (операторам) в процессе подготовки и выбора рациональных решений в сложных ситуациях, возникающих при функционировании СЧМ реального времени, на основе знаний, накопленных специалистами - экспертами и обработанных вычислительными средствами. Основными элементами С. п. п. р. являются: 1) база знаний, в которой находится накопленный опыт: причинно-следственные связи, заключения, эвристические правила, планы действий; 2) ситуационная база данных, содержащая сведения о текущей ситуации и необходимую документальную информацию; 3) система управления, обеспечивающая своевременность принятия решения; она концентрирует внимание оператора на наиболее важных моментах с точки зрения сложившейся ситуации. Работа С. п. п. р. протекает в соответствии с графиком обработки информации, который составляется с учетом важности заданий. Основная задача С. п. п. р . - оказание помощи оператору в определении целесообразного способа действия при управлении технологическими объектами или процессами в условиях дефицита времени на принятие решения, неполноты или неопределенности ситуации. Для этого С. п. п. р. обеспечивает оператора необходимой информацией, которая требуется для оперативной выработки решений по управлению процессом в реальном масштабе времени. С. п. п. р. является составной частью аппаратных и программных средств СЧМ реального времени; для нее характерно общение с пользователем (оператором) в гибкой, индивидуальной манере. Разработка С. п. п. р. требует широкого участия будущего пользователя и адаптации системы к его потребностям. Во многих случаях С. п. п. р. строится и работает по принципу систем гибридного интеллекта (Б. М. Герасимов). С. п. п. р. не следует отождествлять с процессом информационной подготовки решения, который непосредственно осуществляется оператором, в то время как С. п. п. р. является внешней по отношению к нему системой.

СИСТЕМА СЕНСОРНАЯ

СИСТЕМА СЕНСОРНАЯ - включает органы чувствительности и афферентные нервные пути.

СИСТЕМА ТЕЙЛОРА

СИСТЕМА ТЕЙЛОРА - система организации труда и управления производством, возникшая на рубеже XIX -XX вв. и названная по имени американского инженера Ф. Тейлора. С. Т. представляет собой совокупность разработанных автором и его последователями методов организации и нормирования труда и управления производственными процессами, а также принципов подбора и расстановки кадров. Система основана на глубоком разделении труда и рационализации движений. Составной частью С. Т. является впервые созданная и внедренная на промышленных предприятиях система сдельной заработной платы. С С. Т. связано формирование комплексного подхода к совершенствованию производства и управления им. Основная цель С. Т.- получение максимальной прибыли путем безудержного увеличения интенсификации труда. На противоречивый характер С. Т. одним из первых обратил внимание В. И. Ленин. Он отмечал, что эта система, с одной стороны, содержит массу научных достижений с точки зрения рационализации трудовых процессов, изгнания из них лишних и ненужных движений. С другой стороны, С. Т. является средством зверской эксплуатации трудящихся и поэтому представляет собой «научную систему выжимания пота». ф. Тейлор производил экспериментальные исследования простого машинного труда. В С. Т. обосновывается необходимость разделения трудовых функций на элементарные операции и стандартные движения. В рамках С. Т. зарождалась и практически была осуществлена концепция инженерного проектирования методов работы. На примере анализа конструирования лопат различных размеров и форм в С. Т. реализуется принцип, согласно которому орудия труда должны соответствовать физической организации работников. Определение рациональных перерывов в работе как способа борьбы с утомлением - один из принципов, выдвинутых Тейлором чисто эмпирически. Возникновение психологии труда связано с С. Т., в ответ на запросы которой были сформулированы ее основные проблемы.

СИСТЕМА УВЕЛИЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ

СИСТЕМА УВЕЛИЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ (augmentative communication cystem) - метод научения навыкам коммуникации пациентов (с аутизмом, умственной отсталостью и др.), когда, среди прочего, им демонстрируют и разъясняют значение символических аспектов межличностного взаимодействия.

СИСТЕМА ФРЕБЕЛЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА Я

СИСТЕМА Я - термин Г.С. Салливана, обозначает «самодинамизм», то есть набор тенденций, выполняющий функцию защиты индивида от тревоги и обеспечивающий его безопасность таким образом, чтобы он мог действовать эффективно. В отличие от последователей ортодоксального психоанализа, Г.С.Салливан считает, что эта система Я, как и защитные механизмы, охраняя индивида от тревоги, в то же самое время могут препятствовать его личностному росту и продуктивным внутренним изменениям.

СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫЙ БРЕД

СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫЙ БРЕД - см. Бред.

СИСТЕМАТИКА КОНФЛИКТОВ

СИСТЕМАТИКА КОНФЛИКТОВ - один из видов классификации конфликтов, заключающийся в приведении в систему представлений о некоторой совокупности конфликтов. При этом основанием для классификации служит менее существенный признак конфликта, нежели тип. Полная систематика конфликтов в конфликтологии в ближайшее время вряд ли достижима. Частные систематики конфликтов уже созданы. Однако в принципе создание полной систематики конфликтов возможно. Она будет иметь менее строгие границы между классами конфликтов по сравнению с биологической систематикой. Это связано с тем, что границы биологических систем и характеристики этих систем более четкие, нежели аналогичные характеристики конфликтов.

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ - термин Д.Уолфа, обозначает различные формы бихевиоральной терапии. См. Процедура десенсибилизации.

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНТИЗАЦИЯ

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНТИЗАЦИЯ (systematic desensitization) - в бихевиозизме - техника, использующая тренинг релаксации и составление иерархии фобий с целью научения пациентов спокойно реагировать на пугающие их объекты и ситуации.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ (греч. systematikos - упорядоченный) - 1. характеризующийся отражением структуры и организационной целостной системы, построенный по определённому плану; 2. определяемый конкретной теоретической системой, строго последовательный; 3. в более широком смысле - организованный, регулярный, предсказуемый, постоянно повторяющийся.

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСКАЖЕНИЕ

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИСКАЖЕНИЕ - любое регулярное изменение способа, которым модифицируются воспоминания предшествующего события или стимула. В гештальтпсихологии это заполнение пробелов в неполных изображениях, в психоанализе - изменения воспоминаний под влиянием защитных механизмов, в когнитивной психологии - конструктивные и интерпретативные изменения воспоминаний из долговременной памяти.

СИСТЕМНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОНФЛИКТОВ

СИСТЕМНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОНФЛИКТОВ - См. Концепция системная конфликтов.

СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др.

СИСТЕМНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

СИСТЕМНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликтов, состоящий в выявлении предпосылок возникновения конфликтов в процессе предшествующего им социального взаимодействия, в установлении связей и обусловленности конфликтов факторами внешней макро- и микросреды, элементами субъективного мира их участников, определении причинно-следственных связей, обеспечивающих переход от любого этапа в динамике конфликтов к последующему этапу, а также выявлении тенденций и векторов развития конфликтов. С.- г. а. к. раскрывает механизмы, во-первых, динамики конфликтов, во-вторых, их эволюции. В результате С.- г. а. к. строится «дерево» причин возникновения конфликтов и факторов их дальнейшего развития и завершения. Итогом применения С.- г. а. к. является разработка обоснованной объяснительной модели возникновения и развития конфликтов как социального явления вообще и конкретных их типов и видов в частности.

* * *

один из видов системного анализа конфликта; состоит во вскрытии связи и обусловленности конфликтов элементами макро- и микросреды, субъективного мира личности.

СИСТЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

СИСТЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ - (от греч. systema - составленное из частей, соединение), методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. Идеи С. и. по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа. Представители психоанализа связывали С. и. с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики так называемый "кoмплeкс". В связи с идеей развития С. и. реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже. В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково-опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида. Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, динамики познавательных процессов в психике оппонентов и др. участников конфликта, основных факторов, влияющих на полноту и объективность информационных моделей конфликтной ситуации у ее субъектов. С.- и. а. к. проводится на четырех уровнях, соответствующих уровням системно-структурного анализа конфликта. Выявляются все основные информационные связи между компонентами конфликта, внутри главных компонентов, между конфликтом и элементами надсистемы, в которую входит конфликт, и, наконец, между конфликтом и объектами вне рамок надсистемы, с которыми конфликт взаимодействует. Важнейшим направлением С.- и. а. к. является исследование закономерностей информационного обмена между объективной и субъективной подструктурами конфликта. Важно установить, как формируются информационные модели конфликтной ситуации в психике ее участников, какие факторы влияют на полноту и объективность этих моделей. Качественное информационное обеспечение работы конфликтолога - ключевое условие успешного регулирования любых конфликтов.

* * *

Вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов.

СИСТЕМНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

СИСТЕМНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ - предложенный А. Г. Чачко подход к анализу, описанию и проектированию СЧМ в целом и систем отображения информации в частности. Сущность концепции состоит в том, что на ранних этапах проектирования используется классификация СОИ по внешним характеристикам, языкам обмена и методам технической реализации. На последующих этапах применяются специальные методы и языки описания действий человека. Далее проводятся психологические эксперименты, в которых выявляются ход и особенности решения человеком критических задач и наконец строится трансформационная модель принятия решений, в составе которой используются формализмы лингвистической семантики. Посредством модели сравниваются различные варианты построения СОИ, а также конструкции языков обмена и процедуры диалога «человек-ЭВМ». Концепция нашла применение в трех основных областях: для построения щитов управления сложными автоматизированными технологическими процессами; для создания учебно-тренировочных центров и для проектирования диалога «человек-ЭВМ». На ее основе возник алгоритмический подход к подготовке операторов: основным стержнем подготовки является овладение оператором приемами и навыками принятия оперативных решений. При этом даваемые оператору знания должны способствовать возможности принятия решений, носить направленно оперативный характер; навыки же взаимодействия с приборами и органами управления - дополнять, а не заменять содержание оперативных решений. Разработан ряд форм подготовки операторов, в частности, карты наблюдений, деревья оценки ситуаций, планы действий, игровые сценарии тренировок. На основе концепции проведено инженерно-психологическое проектирование щитов управления для ряда тепловых и атомных энергоблоков, учебно-тренировочных центров, различного рода диалоговых систем - для научных экспериментов, автоматизации проектирования и обучения.

СИСТЕМНО-СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

СИСТЕМНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, заключающийся в системном раскрытии и описании его главных характеристик, общих для всех отраслей конфликтологии. Каждая отрасль конфликтологии вырабатывает свой понятийно-категориальный аппарат описания конфликта. В психологии впервые такая понятийная схема описания была предложена Л. А. Петровской (1977). Она включала четыре категориальные группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Анализ понятийно-категориального аппарата всех отраслей конфликтологии, собственные исследования авторов позволили выделить 11 групп категорий, определение которых дает возможность провести С.- с. а. к. К этим группам категорий относятся: сущность конфликтов, их классификация, структура, функции, генезис, эволюция, динамика, информация в конфликте, предупреждение, завершение, диагностика и исследование. Данная система содержательного описания конфликтов м. б. использована во всех отраслях конфликтологии. В силу этого она названа универсальной понятийной схемой описания конфликтов. Может служить основой междисциплинарного языка общения российских конфликтологов на современном этапе развития науки.

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, в соответствии с которым конфликт рассматривается как определенная система элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства конфликта. Основной акцент при С.- с. а. к. делается на выявлении всего многообразия элементов, имеющих место как в самом конфликте, так и во внешнем окружении, среде. С.- с. а. к. заключается в исследовании структуры конфликта и надсистемы, элементом которой конфликт является на четырех основных уровнях. Во-первых, устанавливается структура собственно конфликта. Она включает конфликтующие стороны, группы поддержки, др. участников конфликта, объект и предмет конфликта, др. его элементы. Во-вторых, определяется структура всех основных элементов конфликта, т. е. проводится системно-структурный анализ на следующем, более «низком» структурном уровне конфликта. Напр., структура первой противоборствующей стороны может включать: образы себя, оппонента, объекта и предмета конфликта, вещественной и социальной среды, в которой развивается конкретный конфликт, потребности, ценности, мотивы, цели, нравственные и профессиональные качества и др. Объективная подструктура первой противоборствующей стороны может включать: возраст, пол, образование, состояние здоровья, должность и др. характеристики. В-третьих, выявляется полная структура надсистемы, элементом которой выступает исследуемый конфликт. Напр., при анализе межличностного конфликта в звене «начальник-подчиненный» она может включать: штатную структуру коллектива, элементом которого является данная диада, деятельность, которой занимается коллектив, и ее особенности, характеристики материальной среды, в условиях которой развивается конфликт, и др. В-четвертых, необходимо определить, с какими объектами вне рамок надсистемы, в которую входит интересующий нас конфликт, он еще взаимодействует. Напр., это м. б. семьи оппонентов, их знакомые в вышестоящих органах управления, смежных организациях и др. С.- с. а. к. выступает условием оценки и регулирования конфликтов.

* * *

вид Системного анализа конфликта, в соответствии с которым конфликт рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостное свойство конфликта. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как в самом конфликте, так и с внешним окружением.

СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликтов, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его возможного влияния на конфликты др. уровней, в целом на социальную среду. С.- ф. а. к. отличается от системно-структурного анализа конфликтов тем, что нацелен на изучение конфликта не как объекта, а как процесса. С.- ф. а. к. проводится на четырех уровнях, каждый из которых соответствует аналогичному уровню системно-структурного анализа. Во-первых, определяются характер и направленность взаимосвязей между структурными элементами конфликта. Во-вторых, устанавливаются взаимосвязи внутри структурных элементов конфликта. В-третьих, оцениваются взаимосвязи между конфликтом и всеми компонентами надсистемы, с которыми он взаимодействует. В-четвертых, исследуются взаимосвязи конфликта с объектами, которые находятся вне рамок надсистемы, элементом которой выступает исследуемый конфликт. Желательно выделить основные и второстепенные зависимости в каждом из четырех вышеназванных блоков.

* * *

вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его возможного влияния на конфликты других уровней, в целом на социальную среду.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - совокупность методов и средств, используемых при исследовании конструирования сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. С. а. возник в 60-х гг. XX в. как результат развития исследований операций и системотехники. Теоретическую и методологическую основу С. а. составляют системный подход и общая теория систем. С. а. применяется главным образом при исследовании искусственных систем, возникших при участии человека, причем в таких системах важная роль принадлежит его деятельности. Согласно принципам С. а., возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии ее компонентов. Для принятия решения об управлении этой системой необходимо определить ее цель, цели ее подсистем и множество альтернатив достижения этих целей, которые сопоставляются по определенным критериям эффективности, и выбирается наиболее приемлемый для данной ситуации способ управления. Важным этапом С. а. является построение обобщенной модели исследуемой системы, в которой учтены все ее существенные переменные. В силу чрезвычайно большого числа компонентов, составляющих социально-экономические, человеко-машинные и т. п. системы, для проведения С. а. требуется применение современной вычислительной техники - как для построения обобщенных моделей систем, так и для оперирования с ними (напр., путем проигрывания на таких моделях сценариев функционирования систем и интерпретации полученных результатов). В С. а. широко используются методы системной динамики, теория игр, эвристического программирования, имитационного моделирования, программно-целевого управления и т. д. Важной особенностью С. а. является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ - один из принципов исследования национальной психики и национально-психологических особенностей людей, интерпретирующий их как целостное, сложно организованное единство, находящееся в непрерывном взаимодействии своих составляющих частей, испытывающее влияние общественной среды и стремящееся к самосохранению и самовоспроизводству.

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР - элемент системы, изъятие которого приводит к трансформации системы в др. систему. Конфликт имеет три С. ф.: противоречие, противодействие и переживание негативных эмоций сторонами по отношению друг к другу.

СИСТЕМЫ СИГНАЛЬНЫЕ

СИСТЕМЫ СИГНАЛЬНЫЕ - термин И.П.Павлова, обозначает первую сигнальную систему (воспринимающую естественные стимулы и базирующуются на условно-рефлекторных связях) и вторую сигнальную систему (воспринимающую слова или «сигналы сигналов» и представляющую мыслительные структуры). Обе сигнальные системы работают в постоянном взаимодействии, в содружестве. В диссоциации деятельности сигнальных систем И.П.Павлов, как и З.Фрейд, усматривал причину развития некоторых патологических состояний. Различные конфигурации, в которых проявляются соотношения сигнальных систем определяют, по И.П.Павлову, человеческие типы высшей нервной деятельности. Преобладание первой сигнальной системы свойственно художественному типу, преобладание второй сигнальной системы - мыслительному типу, их гармоничное взаимодействие - среднему типу.

СИТУАТИВНАЯ СТРЕССОВАЯ РЕАКЦИЯ

СИТУАТИВНАЯ СТРЕССОВАЯ РЕАКЦИЯ - дезинтеграция познавательных процессов и личности, возникающая в результате воздействия стресса, представляющего для индивида некие новые для него трудности, к преодолению которых он оказался неготовым (например, другие профессиональные обязанности, развод, серьёзная болезнь, потеря близкого человека, переезд на новое место жительства, эмиграция и др.). В клиническом плане расстройство, в отличие от ПТСР, характеризуется, в основном, астено-депрессивной симптоматикой. Длительность расстройства обычно невелика (не превышает 6 месяцев), так как в большинстве случаев в течение этого времени пациенты удовлетворительно адаптируются к новым обстоятельствам своего существования. Синоним: Расстройство приспособительных реакций, Расстройства адаптации, Культуральный шок, Реакция горя, Госпитализм (у детей).

* * *

- дезориентация индивида в связи со стрессом, который возник из-за трудностей, нового жизненного опыта (переезд в другой город, устройство на новую работу и др.). Это можно проследить по образу Адуева-младшего (И. Гончаров, Обыкновенная история), провинциального жителя, попавшего в Петербург; по образам украинцев, переселившихся в Америку (В. Короленко, Без языка).

Ср.:

Он, человек зрелый и в привычных условиях энергичный, здесь [в Париже] почувствовал себя как робкий ребенок, которому все и вся внове (Б. Прус, Кукла).

СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ [лат. situatio - положение] - согласно концепции М.И. Лисиной, вторая по времени появления в онтогенезе форма общения ребенка со взрослым. Зарождается приблизительно в 6 мес. и совершенствуется на протяжении раннего возраста. Формируется на основе предшествующей ситуативно-личностной форы общения. Главная особенность С-д. о. - его развертывание на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого, непосредственная связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Основной потребностью ребенка на стадии С-д. о. является потребность в сотрудничестве взрослого, т.е. в его соучастии, совместном выполнении какихлибо действий. Преобладающий мотив С-д. о. -деловой. При этом потребность ребенка в личностном взаимодействии со взрослым, составляющая стержень предыдущей, ситуативно-личностной формы общения, сохраняет свое значение, вплетаясь в более сложную предметную деятельность. Средства С-д. о. - это предметные действия, позы, локомоции, вокализации, речь. Значение С-д. о. для психического развития детей определяется тем, что в совместной деятельности со взрослым ребенок овладевает культурными действиями с предметами, познает их свойства и отношения. В ходе такого общения возникает активная речь, формируются разнообразные способы взаимодействия с другими людьми. Л. Н. Галигузова

СИТУАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

СИТУАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - общее название вызывающих определённую реакцию организма ситуаций, рассматриваемых как некие условия и обстоятельства, обычно недостаточные самих по себе, чтобы повлечь развитие болезненного состояния. Вообще говоря, ни одно воздействие на человека не происходят в физическом или психологическом вакууме, вне определяющего значение того или иного стимула влияния контекста. Проблема различения того, какие из ситуативных воздействий являются клинически значимыми и заслуживают рассмотрения, а какие являются несущественными, едва ли может быть окончательно и эффективно решена без учёта прежде всего внутренних факторов, то есть конституциональных, генетических и индивидуально-психологических факторов.

СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ [лат. situatio - положение] - первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми людьми (синоним: непосредственно-эмоциональное общение). Начинает складываться на втором месяце жизни по мере развития комплекса оживления. Имеет следующие характеристики: удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств (компонентов комплекса оживления); его содержание - обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым. В первом полугодии жизни С.-л. о. является ведущей деятельностью, оказывая решающее влияние на развитие всех сторон психики ребенка. Основными продуктами, складывающимися в рамках С.-л. о., являются аффективно-личностные связи (генетически первый вид взаимоотношений между ребенком и взрослым) и образ себя у младенца. При появлении последующих форм общения С.-л. о. уступает им главенствующее положение, но не исчезает, а продолжает играть свою роль в дальнейшем развитии ребенка, реализуясь преимущественно в контактах с близкими людьми. Несформированность С.-л. о. в первом полугодии жизни ведет к искажению дальнейшего психического развития ребенка, а его дефицит сказывается в личностных нарушениях даже у взрослых людей. Уровень развития С.-л. о. - важнейший критерий успешного психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Основными показателями уровня его развития являются признаки выраженности комплекса оживления: латентный период, полнота состава, длительность, вариативность, интенсивность компонентов, инициативность. С. Ю. Мещерякова

СИТУАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

СИТУАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ - вид организационно-управленческих причин конфликтов, обусловленный ситуационными ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными при решении управленческих и др. задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу. Напр., принятие решения о вводе войск в Чечню унесло десятки тысяч жизней, породило сотни тысяч конфликтов, которые будут разрешаться десятки лет. Качество управленческих решений должно оцениваться не только по их предметной компетентности, но и по тому конфликтному потенциалу, который они содержат. Чем более масштабен и радикален характер решений, тем более тщательную конфликтологическую экспертизу они должны проходить. В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных решений возникает 52 % конфликтных ситуаций, по причине социально-психологической несовместимости работников - 33 %, из-за неправильного подбора кадров - 15 % (В. В. Рубахин, А. Ф. Филиппов). Данные показывают, что организационно-управленческие факторы могут выступать причиной 67 % конфликтов в трудовых коллективах.

СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД

СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД - в социальной психологии - подход к управлению и руководству, в котором подчёркивается, что не существует универсального набора навыков, которое делает лидерство некоего индивида оптимальным во всех ситуациях без исключения. В зависимости от конкретных ситуацияй и обстоятельств требуются разные навыки, требуются и разные люди, которые будут лучше отвечать некоей социальной роли, в частности, менеджера. Преуспевание в чём-то одном легко и часто сочетается с несостоятельностью в другом, сознание этого является смирительной рубашкой от чрезмерного самомнения.

СИТУАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СИТУАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ - процесс исследования и оценки определённой ситуации до принятия окончательного решения относительно того, как следует адекватно себя в этой ситуации действовать. Одна и та же ситуация в глазах разных людей может выглядеть очень по-разному. То, что для одного индивида является серьёзной психотравмирующей ситуацией, для другого индивида может быть редкой удачей, счастливым предзнаменованием. У.Джемс, к примеру, описывает случай, когда один американец, разорившись, впервые почувствал себя по-настоящему «счастливым».

СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - метод автоматизации процессов управления, основанный на психологическом анализе и изучении мышления оператора. Он предложен В. Н. Пушкиным и Д. А. Поспеловым. Ими в результате проведения исследований было установлено, что процесс решения оперативной проблемы есть не столько выбор одного варианта из нескольких возможных (как это принято в эвристических машинных программах), сколько формирование варианта, ведущего к решению. Этот принцип и использован в методе С. у. Суть его состоит в том, что ЭВМ строит внутри себя систему отношений или модель управляющего объекта, а дальнейшая стратегия управления формируется на основе динамики этой модели. Метод Су., являясь итогом психологических исследований процесса решения задач, может выполнять двоякую функцию. С одной стороны, это путь построения программ, позволяющих автоматизировать такие управленческие процессы, которые до этого не могли быть переданы ЭВМ или автоматизировались не лучшим образом. С другой стороны, такой метод может быть рассмотрен как математический инструмент описания реальной мыслительной деятельности оператора в процессе решения сложных задач по оперативному управлению. Все это позволяет по-новому подойти к решению проблемы распределения функций между человеком и ЭВМ в системе управления, поскольку применение метода позволяет передать машине решение многих задач, которые раньше были доступны лишь человеку.

СИТУАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА

СИТУАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА - теории лидерства, которые исходят из того, что эффективность лидерства зависит от сложившейся ситуации.

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - изучение или анализ событий и явлений в их естественном окружении, в противоположность лабораторным условиям. Это, например, анализ психических и личностных отклонений, проводящийся с учётом данных анамнеза жизни конкретного пациента. В ходе анамнеза, по возможности, изучаются ситуации и обстоятельства всей его жизни от момента его зачатия и до последнего времени. И то, что для одного пациента является нормальным, для другого может стать его диагнозом.

СИТУАЦИОННЫЙ НЕВРОЗ

СИТУАЦИОННЫЙ НЕВРОЗ - невротический синдром, возникающий в определённой ситуации, обычно в такой, которая вызывает сильный стресс, тревогу или другую психологическую травму.

СИТУАЦИОННЫЙ ТЕСТ

СИТУАЦИОННЫЙ ТЕСТ - изобретательный и обязательно замаскированный тест, моделирующий определённый аспект реальной жизни с тем, чтобы определить, отреагирует ли обследуемый на него естественным для него образом. Например, претенденту на работу орфографического корректора предлагают ответить на вопросы анкеты с несколькими орфографическими ошибками.

СИТУАЦИЯ

СИТУАЦИЯ (лат. situs - положение, расположение; строение, постройка; страна света) - некое комплексное целое, представляющее определённую конфигурацию множественных стимулов, событий, объектов людей и эмоциональных тонов, существующих для индивида в тот или иной момент времени. Способность распознавать значение и осознавать смысл жизненных ситуаций иногда обозначают терминами «понимание», «осмышление». Отсутствие или утрата такой способности особенно часто встречается у пациентов, страдающих шизофренией, при этом, в отличие от олигофрении и деменции, формальные показатели умственной деятельности могут оставаться удовлетворительными или даже сохраняться на высоком уровне. Приблизительные синонимы: Стечение или совокупность условий и обстоятельств, Состояние дел, Положение.

* * *

(от франц. situation - положение, обстановка) - система внешних условий, факторов, действующих на субьекта и детерминирующих его деятельность наряду с субьективными, внутренними условиями, факторами.

* * *

(от лат. situatio - положение, обстановка) - 1. Сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для ее участников. Объективными составляющими С. являются: ее предметная и функциональная форма, совокупность общественных и межличностных отношений, телесная и психическая сущность субъекта. Среди С. выделяют: простые, нейтральные, повседневные, жизненные, проблемные, трудные, конфликтные, кризисные, экстремальные, катастрофические, С. физической опасности, С. неизвестности, информационные, вероятностные, С. когнитивной сложности, поведенческие, свободно выбранные, навязанные и т. д. Если обобщить все подходы, то можно выделить два основных вида С.: простая (повседневная), в которой для личности (группы) все обычно, привычно, и она действует в нормальном режиме; трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности и группе выходят за пределы «нормы». 2. Единица анализа деятельности (Б. Я. Шведин) - наименьшая неделимая (деление на элементы приводит к исчезновению деятельности как таковой), системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее основные элементы (подсистемы) в целостной непосредственной связи и взаимодействии. С. - целостная часть деятельности, осуществляемой с целью решения задачи в конкретных условиях, т. е. за определенное время. В деятельности одного и того же субъекта задача может изменяться: внешним образом (кто-то ставит новую задачу) и внутренним образом (если сам субъект деятельности меняет ее). С изменением задачи начинает развиваться новая С.

СИТУАЦИЯ АВАРИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИТУАЦИЯ АВАРИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - См. Ситуация критическая деятельности.

СИТУАЦИЯ ЖИЗНЕННАЯ

СИТУАЦИЯ ЖИЗНЕННАЯ - совокупность значимых, т. е. «втянутых» в орбиту жизнедеятельности индивида, событий и обстоятельств, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на его мировосприятие и поведение в каждый конкретный период его жизненного цикла. С. ж. не всегда отличаются устойчивостью. Следует различать «устоявшиеся» С. ж. и значимые.

СИТУАЦИЯ ЖИЗНЕННАЯ ЗНАЧИМАЯ

СИТУАЦИЯ ЖИЗНЕННАЯ ЗНАЧИМАЯ - жизненная ситуация индивида, которая характеризуется наличием какой-то проблемы. С. ж. з. по своему содержанию близка к проблемной ситуации. С. ж. з. возникает тогда, когда нарушается упорядоченность привычного течения жизни, а необходимость решать ту или иную проблему требует от человека повышенной целенаправленной активности, выработки жизненно важных решений и, наконец, выбора той или иной стратегии деятельности, а также средств и способов достижения нужного результата. Сама необходимость сделать этот выбор может создавать определенные «моменты напряженности» в С. ж. з. индивида, определяя конкретные формы его образа жизни, характер ресурсов, используемых им для разрешения жизненно и социально значимых проблем.

СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ

СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ - наименьшая целостная неделимая часть конфликта, которая обладает всеми его основными свойствами. Конфликты могут исследоваться по элементам и по единицам. Элементы или их совокупность характеризуют конфликт не целостно, а фрагментарно. С. к. включает все основные элементы конфликта на определенный момент времени. Она представляет собой единство объективной и субъективной подструктур конфликта. Изучение этих конфликтов с помощью единицы, в качестве которой выступает конфликтная ситуация, предполагает следующий подход. Устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликта. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменяется. Структурные границы С. к. определяются составом ее основных и второстепенных участников. Важным компонентом ситуации являются социальная среда и объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых развивается конфликт. Объект конфликта, функциональные взаимосвязи между его структурными элементами также входят в С. к. Временные границы С. к. определяются промежутком времени, в течение которого не происходит качественных изменений в объекте конфликта, составе его основных участников и характере их взаимодействия. Как только хотя бы один из этих трех основных компонентов качественно изменился, начинается развитие новой С. к. Конфликт в целом может состоять из многих, нескольких или одной С. к.

СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ

СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ - ситуация невозможности, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации значимых внутренних потребностей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т. п.). В основе С. к. может лежать инвалидность, увечье, потеря значимого человека, близкого родственника, семьи, престижного рабочего места, социального статуса, личный проступок и т. п.

СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - разновидность трудной ситуации деятельности. С. к. д. связана с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.

СИТУАЦИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ ПРОБЛЕМНАЯ

СИТУАЦИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ ПРОБЛЕМНАЯ - такое совмещение обстоятельств жизни (материальных, пространственных, организационных, социальных, духовных) и человеческих интересов, которое объективно создает почву для конфликтного противоборства между социальными субъектами. Признаки С. о. п.: наличие двух субъектов, пересечение их интересов, т. е. возникновение предмета конфликта.

СИТУАЦИЯ ОБЫЧНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СИТУАЦИЯ ОБЫЧНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - См. Ситуация простая взаимодействия.

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ (от греч. probl?ma - задача, задание и лат. situatio - положение) - содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается общение, поведение или деятельность индивида, группы. С. п. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание кем-л. противоречия в процессе деятельности или общения приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация трудности как неизвестного варианта решения проблемы в С. п. осуществляется в форме вопроса, заданного себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом С. п. В ходе взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в окружение субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к др. человеку.

Предыдущая страница Следующая страница