Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "В" (часть 13, "ВТО"-"ВЫЖ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 13, "ВТО"-"ВЫЖ")

ВТОРИЧНАЯ ОБРАБОТКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА - см. Профилактика.

ВТОРИЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ

ВТОРИЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ - внешние особенности строения, которыми один пол отличается от другого: характерные пропорции тела, степень развития грудных желез, характер оволосения, тембр голоса и т. д. Развиваются в период полового созревания (подростковый и юношеский возраст).

ВТОРИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА

ВТОРИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА - связанные с болезнью нарушения, в первую очередь характеризующие реакцию личности на осознание факта заболевания.

ВТОРИЧНЫЕ СИГНАЛИЗАТОРЫ

ВТОРИЧНЫЕ СИГНАЛИЗАТОРЫ (second messengers) - химические изменения в нейроне, происходящие после получения им сигнала и до момента возникновения его ответной реакции на этот сигнал.

ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕСС

ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕСС - в психоанализе - то, что является рациональным, осознанным. В противоположность иррациональному и бессознательному первичному процессу

ВТОРОЙ МЕССЕНДЖЕР

ВТОРОЙ МЕССЕНДЖЕР (англ. messenger - вестник, посыльный) - любой химический элемент в нейроне, который может влиять на процесс нейромедиации.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ НЕВРОЗА. ФОБИЧЕСКИЙ

Человек боится, что общество подвергнет его за это остракизму. Если послать своего начальника к черту, можно потерять работу и т. д. Человек имплозируется, тогда как надо эксплозироваться. Это форма ретрофлексирующего сознания и поведения.

ВУАЙЕРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВУАЙЕРИЗМ (СКОПОФИЛИЯ)

ВУАЙЕРИЗМ (СКОПОФИЛИЯ) - периодическая или постоянная наклонность тайком наблюдать за занимающимися сексом или раздевающимися; обычно это приводит к половому возбуждению и оргазму. Преимущественно встречается у мужчин, перенесших шизофренический шуб с психопатоподобными изменениями или дефектом, а также при психопатоподобном варианте психоорганического синдрома.

ВУАЛЛЕМЬЕ ПЕРЕЛОМ

ВУАЛЛЕМЬЕ ПЕРЕЛОМ (по имени французского уролога L. Voillemier) - перелом костей таза, при котором линия перелома проходит по сакральным отверстиям крестца.

ВУДА-НОРМАНА СИНДРОМ

ВУДА-НОРМАНА СИНДРОМ - ранняя форма амавротической идиотии, наследуемая по аутосомно-рецессивному типу (Woord, Norman, 1940). Симптомокомплекс расстройства образуют следующие основные признаки: 1. гидроцефалия или микроцефалия; 2. судороги; 3. параличи рук и/или ног; 4. расстройства глотания и дыхания; 5. задержка психического развития; 6. летальность в первые месяцы жизни после рождения. Специфического лечения и эффективных методов профилактики заболевания ныне не существует. Носительство анормального рецессивного гена фенотипически никак себя не обнаруживает. См. Идиотия амавротическая.

ВУДВОРТС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВУЛЬВА

ВУЛЬВА - наружная часть женских гениталий, состоит из больших и малых половых губ и внешней части влагалища.

* * *

наружные половые органы женщины, включающие малые и большие половые губы, клитор.

ВУЛЬГАРИЗМ

Сюда относятся пошлость, грубость, выражения дурного вкуса.

ВУЛЬГАРНОСТЬ

ВУЛЬГАРНОСТЬ - речь, отрицательное речевое поведение, насыщенные вульгарными словами, жестами, мимическими проявлениями и др.

ВУЛЬГАРНЫЕ ЖЕСТЫ

Нарочито грубые жесты. Используются для выражения нарочитой развязности, показа своей «незакомплексованности» (т. е. пренебрежения к принятым нормам поведения), для грубого выражения своих чувств или как показатель их несдержанности. Такие жесты сравнимы со словами-жаргонизмами или со словами грубого просторечия (подчас они на грани или за гранью приличия): открывать дверь ногой; показывать кукиш; жест «на большой палец»; жест «меня не наколешь» (оттягивание нижнего века указательным пальцем); жест «пойдем-выйдем!» (энергичный кивок головой налево или направо, к двери); засунуть большие пальцы рук за ремень или пояс брюк, джинсов; угрожать кулаком; хлопнуть дверью, уходя недовольным; садиться верхом на стул, особенно при женщинах и др.

Вы - формула вежливости. На вы обращаются к взрослым и незнакомым, малознакомым и достаточно знакомым людям, которые еще не стали друзьями. Социальное положение их не играет роли. Вы ли старше по положению, собеседник ли ваш, общее правило требует и от вас и от него обращения на вы. В некоторых случаях и друзья долгое время или вообще, до самой смерти не переходят на ты, но здесь уже действуют не правила хорошего тона, этикета, а правила психологии личности.

Если человек моложе 14 лет, то к нему в любом случае нужно обращаться на ты, если старше - 16 лет и вы с ним разговариваете, находясь в приличном обществе, принимаете его у себя как гостя или, наоборот, находитесь в гостях в его доме, можно вам, взрослому человеку, оставить обращение к нему на ты, если вы постоянно общались с ним в его детстве, если вы несколько лет были его учителем. Но нетактично обращаться к юноше лет 18 на ты взрослому человеку, если он только что познакомился с ним. Тем более с девушкой такого возраста (со стороны взрослого мужчины). В таком случае получится так называемое ты покровительственное. Это может позволить себе очень важная или очень пожилая особа, и тогда это будет знак расположения. Если же к человеку в его первой молодости обращаются на вы - это означает признание, что он (она) уже в новой возрастной категории, т. е. означает большее уважение к нему. В других случаях это означает официальность. И обратное - обращение к юноше или девушке на ты со стороны не очень близких людей означает некоторое пренебрежение, этакую недооценку личности. Эти же оттенки выражаются и в общении преподавателей со студентами (обращается ли преподаватель со студентом на вы или на ты).

Бывают случаи, когда так называемого простого человека (мужчину или женщину) все называют на ты, и он (она) тоже, в том числе и вас. В этом случае вам, культурному человеку, все же следует обращаться к нему (к ней) на вы, выказывая свое уважение к данному лицу, а всем остальным - свою воспитанность.

Ср. письмо Татьяны Онегину в произведении А. Пушкина: Я к вам пишу - чего же боле?…, но далее: То воля неба: я твоя… Я знаю, ты мне послан Богом, еще далее: Но мне порукой ваша честь… Такой переход от вы-обращения к ты-обращению в одном и том же общении был заимствован русскими дворянами из французской речевой культуры.

ВУЛЬГАРНЫЙ

ВУЛЬГАРНЫЙ (лат. vulgaris - обыкновенный, простой) - 1. пошлый, грубый; например, вульгаризм - грубое слово или выражение в литературном языке; 2. упрощённый; например, вульгаризация - чрезмерно упрощённое изложение какого-либо учения, искажающее его сущность.

ВУНДЕРКИНД

ВУНДЕРКИНД (нем. Wunderkind - чудо-ребёнок) - наделённый считающимися необычными, феноменальными способностями ребёнок. Например, появление у девочки фразовой речи в возрасте 6 месяцев, способности к раннему чтению, которым она самостоятельно овладела к двум годам, а посещая детский сад, она помогала своей школьной подруге решать задачи по математике и т.п. Вокруг таких детей иногда поднимается оглушительная трескотня, как после всякого явления, пригодного для сенсации, но происходит весь это медийный шум лишь когда о таких детях какому-то журналисту вдруг становится известно, а удивить публику ему в данный момент нечем. Затем чаще всего воцаряется глухое молчание, продолжения такие истории не имеют и далеко не всегда сообщается о том, что в итоге из таких детей получается. Повидимому, некоторая часть последних становится позднее пациентами психиатра, так как появление столь редкостных способностей бывает связано с болезненно ускоренным или искажённым психическим созреванием. Несомненно некоторые вундеркинды, а может быть и самая значительная их часть продолжают стремительно развиваться и в последующие годы, и обладая исключительными способностями, становятся гениальными учёными, писателями, музыкантами и т.д., такими, к примеру, как В.А.Моцарт (1756-1791), А.С.Пушкин (1799-1837), Э.Галуа (1811-1832). Остаётся неизвестным, какие причины порождают одарённость таких детей, наиболее распространёнными являются: а) генетическая теория и б) теория весьма благоприятной, идеальной для психического созревания констелляции различных факторов в период внутриутробного развития и после родов. Систематические катамнестические исследования вундеркиндов, повидимому, время от времени проводятся, но специальной литературы по этому вопросу нет или она издаётся малыми тиражами. В психиатрических текстах на эту тему приводятся лишь отдельные наблюдения, но они касаются только пациентов дошкольного возраста. Вообще говоря, само выражение «чудо-дети» скорее обязано своим появлением отсутствию достоверного знания о подлинных человеческих возможностях. Синоним: Индиго.

ВУНДТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВУНДТ В.

ВУНДТ В. (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог и философ, один из основателей экспериментальной научной психологии, профессор философии Лейпцигского университета.

В 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию, преобразованную позже в Институт экспериментальной психологии. В 1881 году создал первый психологический журнал "Психологические исследования" (первоначально"Философские исследования"), где публиковались труды ученых института. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента.

Критически проанализировав существовавшие тогда взгляды на предмет психологии как науки о душе и внутреннем опыте, В. определил ее как науку о непосредственном опыте, т. е. доступных самонаблюдению явлениях сознания. Большую известность получили его работы "Основания физиологической психологии" (1874), "Система философии" (1889), "Основы психологии" (1896). Согласно В. экспериментальному изучению поддаются лишь простейшие психические процессы. Что же касается высших психических процессов (речь, мышление, воля), то они должны изучаться культурно-историческим методом.

Сначала в своих "Лекциях о душе человека и животных" (1863), а позже, в десятитомной "Психологии народов" (1900-1920) В. развил и систематизировал идеи основателей школы психологии народов X. Штейн-таля и М. Лацаруса о необходимости познания духа народа, проявляющегося в языке, традициях, обычаях, нравах, мифах, искусстве. По его мнению, психология народов является наукой о душе народа, которая также реальна, как и душа индивида. Психология народов в варианте В. рассматривалась как описательная дисциплина.

ВУХЕРЕРИОЗ

ВУХЕРЕРИОЗ (по имени немецкого врача О. Wucherer, 1820-1873, открывшего в Бразилии возбудителя; синоним - банкрофтоз, по имени английского врача Y. Bancroft, 1836-1894, выявившего возбудителя слоновой болезни) - гельминтоз, вызываемый филярией Wuchereria bancrofti семейства Onchocercidae. Болезнь широко распространена в Западной и Центральной Африке, Юго-Восточной Азии, Океании, Центральной и Южной Америке. Источник возбудителя - человек, переносчики - различные виды комаров. Для острой стадии болезни характерны токсико-аллергические реакции, поражение лимфоузлов, половых органов. В хронической стадии поражается лимфатическая система, развивается слоновость ног, мошонки, молочных желез. Диагноз подтверждают обнаружением в крови микрофилярий. Лечение проводят диэтилкарбамизином.

O. E. Wucherer. Sobre a molestia vulgarmente denominada oppilacao ou cancaco. Gazeta Med. da Bahia, 1866; 1: 27-29, 39-41, 52-54, 63-64.

J. Bancroft. Case of filarious disease. Transactions of the pathological Society of London, 1878; 29: 407-419.

ВЫБИРАТЬ ВЫРАЖЕНИЯ

Это вопрос тактичности и корректности в общении. Любую мысль можно выразить стилистически по-разному при помощи разных синонимических высказываний. Ср. Этот человек вор, ворюга и - Он нечист на руку; Он очень интересуется чужими вещами; Вы даже и не заметите, как он у вас что-то возьмет и не возвратит; Он просто бабник, местный Дон-Жуан; он большой ценитель женской красоты; Ваша прическа удалась, вам идет эта прическа, вы с такой прической великолепны, фантастичны; вы еще не стары, вы еще не так стары, далеко еще вам до старости, О какой старости вы говорите! и т. п. Синонимическое высказывание должно подбираться или составляться с учетом конкретной речевой ситуации, но в большинстве случаев предпочтительны нейтральные или мягкие выражения для негативных оценок и не слишком пышные для положительных. Всегда нужно иметь в виду возможность излишне мнительного восприятия собеседником конкретной оценки; например, если сказать женщине лет в пятьдесят Вы еще не так стары, это вызовет у нее бурную внутреннюю отрицательную реакцию.

ВЫБОР ОБЪЕКТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успехов, оптимально самовыразиться. При В. п. проявляются интересы и отношение человека к самому себе, его самосознание, самооценка, ответственность. Мотивы В. п. обусловлены социальными условиями, представлениями об особенностях профессиональной деятельности, информацией о ней, состоянием здоровья. Повлиять на В. п. могут и ситуационные, а нередко даже случайные причины, природа которых различна. Это и увлечение внешней стороной профессии, и неверное представление о содержании будущего труда. Правильно выбранная профессия позволяет человеку реализовать свои физические, умственные и духовные силы, повысить продуктивность своей будущей деятельности. В. п. является начальным этапом профессионального самоопределения человека.

ВЫБОРКА

ВЫБОРКА - часть популяции (см.), представляющая, согласно используемым методам составления выборок, популяцию в целом. Если это действительно так, выборка называется репрезентативной (фр. representatif - представительный; показательный).

* * *

- подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом.

* * *

часть генеральной совокупности, элементов изучаемого объекта являющаяся предметом исследования.

* * *

(англ. sampling, sample) - 1. Процесс формирования репрезентативной группы, называемой выборочной совокупностью. 2. Сама выборочная совокупность наблюдаемых объектов. 3. В. статистическая - множество значений изучаемой переменной, зарегистрированное в эксперименте. В. - часть генеральной совокупности, выступающая в качестве объекта конфликтологического исследования. Конфликтолог никогда не имеет возможности изучить абсолютно все конфликты интересующего его типа. Напр., между начальниками и подчиненными. Эмпирическому исследованию всегда подвергается часть конфликтов. Она и называется В. Формирование В. - сложная и важная задача, качество решения которой оказывает существенное влияние на результативность исследования. В. формируется по определенным правилам. Основной характеристикой В. является ее репрезентативность.

* * *

(в психологическом исследовании) - группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или наблюдения. На основании полученных характеристик В. делаются выводы о генеральной совокупности. Практически любое статистическое исследование в психологии базируется на анализе свойств и характеристик определенной В. В. обязательно должна быть представительной, т. е. такой, чтобы элемент генеральной совокупности мог попасть в нее с вероятностью, не зависящей от характеристик, подлежащих изменению.

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ -

в., основанная на ряде важнейших теорем теории вероятностей, составляющих закон больших чисел, при учете которого возникает объективная возможность оценить степень точности полученного научного результата на основании самих выборочных данных и получить результаты по точности мало уступающие результатам сплошного наблюдения, исследования всех элементов генеральной совокупности. В.в. воспроизводит закон распределения генеральной совокупности с достаточной степенью точности. Различают простую, систематическую и серийную (гнездовую) вероятностные в.

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ ПРОСТАЯ

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ ПРОСТАЯ -

в. в., в соответствии с которой исследователь судит о соответствии выборки генеральной совокупности по стабилизации дисперсии исследуемого явления. Стабилизация дисперсии служит индикатором достаточности достигнутой выборки для вероятностной оценки по ней исследуемых свойств генеральной совокупности.

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ СЕРИЙНАЯ

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ СЕРИЙНАЯ -

в.в., в соответствии с которой отбираются не отдельные испытуемые, а определенные группы их, в которых они обьединяются по качественному признаку (например, по национальной принадлежности; по образованию; по результатам тестирования интеллектуальными тестами и др.)

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ -

в.в., в соответствии с которой исследуемые отбираются по определенному формализованному количественному признаку. (Например, каждый второй в списке фамилий, составленных в алфавитном порядке). Отбор единиц выборки осуществляется в этом случае через один и тот же интервал из исходного алфавитного или пронумерованного списка. Это отбор уже не по личному наитию исследователя (выборка стихийная), а по определенному обьективному признаку, что повышает точность полученных результатов исследования.

ВЫБОРКА КВОТНАЯ

ВЫБОРКА КВОТНАЯ -

(от лат. guota часть, приходящаяся на каждого) - в., воспроизводящая структуру генеральной совокупности, элементов обьекта исследования в виде квот (пропорций) распределения по этим элементам рассматриваемого качества. Например, нам известен процент лиц в стране, имеющих высшее, среднее специальное, среднее, неполное среднее образование и т.д. Изучая проблему связи образования людей со степенью акцентуации их характера, мы должны отобрать для исследования группу лиц, уровень образованности которых адекватно отражает уровень образованности всей генеральной совокупности исследуемых. Нередко такую выборку называют типической (типологической, стратифицированной).

ВЫБОРКА МАЛАЯ (НЕПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ)

ВЫБОРКА МАЛАЯ (НЕПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ) -

в., в которой представлено статистически недостаточное количество информации для получения выводов заданной точности и достоверности в проводимом исследовании. В количественном отношении она зависит от генеральной совокупности и колеблется от 5-10 до 50.

ВЫБОРКА СТИХИЙНАЯ

ВЫБОРКА СТИХИЙНАЯ -

в., в которой не учитывается соответствие структуры выборочной совокупности испытуемых генеральной их совокупности. Это, так сказать, выборка первых встречных, в процессе которой исследователь нередко бессознательно руководствуется личной симпатией или антипатией, тем самым снижая объективность результатов исследования.

ВЫБОРНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ВЫБОРНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ - один из основных принципов демократического управления обществом (группой), позволяющий сохранить преемственность власти, необходимый уровень доверия к ней рядовых граждан общества, возможность их влиять на властные структуры. Одно из необходимых условий неконфликтного разрешения социальных противоречий.

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ -

часть объектов наблюдения, исследования, входящих в генеральную совокупность, изучение свойств которых позволяет характеризовать по определенным признакам и с определенной степенью вероятности всю генеральную совокупность.

ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ -

наблюдение, при котором исследуются не все элементы генеральной совокупности, а только определенным образом отобранная их часть.

ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД

ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД -

метод исследования общих свойств генеральной совокупности объектов наблюдения на основе изучения свойств лишь их, отобранной по определенным критериям, правилам (различные виды выборок).

ВЫБРАНИТЬ

Допустимо лишь в неформальной обстановке при серьезных нарушениях в работе, в поведении соответствующего индивида, как следствие, негодования. Часто связано с невладением собой и с употреблением излишне грубых выражений, т. е. является отрицательным речевым поведением. Восприятие справедливой брани должно быть по возможности сдержанным - молчаливым или признающим, показывающим раскаяние.

ВЫБУХАНИЕ МОЗГА

Выпячивание вещества головного мозга через дефекты в костях черепа и образование при этом оболочечно-мозговой грыжи (см.).

ВЫВЕДЫВАТЬ

ВЫВЕДЫВАТЬ - настойчиво спрашивать о чем-то собеседника, в том числе окольными выражениями, под видом сочувствия и др. В другом случае - задавать собеседнику много вопросов. Во многих случаях неэтично, особенно если видно, что человек неохотно отвечает на какие-то вопросы.

- Она кликнула Ивана Игнатьича, с твердым намерением выведать от него тайну, которая мучила ее дамское любопытство (А. Пушкин, Капитанская дочка).

ВЫВИХ АТЛАНТА ПО KИНБОКУ

Трансдентальный вывих атланта с переломом зуба осевого позвонка (аксиса, С2), при этом атлант смещен кпереди. При этом возможно сдавление облаченного в твердую мозговую оболочку спинного мозга, что может привести к развитию различной по степени выраженности спинальной патологии. Описал австрийский рентгенолог Kinbock (1871-1953).

ВЫВИХИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫВОД

ВЫВОД - 1. в логике - то, что с необходимостью вытекает из логических предпосылок; 2. любая ответная реакция организма, системы; 3. в теории информации - любой исходящий от системы сигнал.

ВЫВОРОТ ВЕКА

ВЫВОРОТ ВЕКА (син.: эктропион века) - патологическое положение века, при котором его край отстает от глазного яблока, а конъюнктивальная поверхность века обращена кнаружи.

Различают рубцовый, спастический, паралитический и старческий выворот век. К образованию рубцового выворота приводят ожоги, ранения и др. Спастический выворот возникает вследствие сокращения орбитальной части круговой мышцы глаза при воспалительных заболеваниях конъюнктивы и роговицы, встречается чаще у детей. Паралитический выворот наблюдается только на нижнем веке и происходит в результате паралича лицевого нерва. Старческий выворот век - результат старческой атрофии круговой мышцы глаза. Выворот века сопровождается слезотечением. Конъюнктива в области выворота гиперемирована и нередко утолщена; конъюнктивальная поверхность век подвержена высыханию, так как обращена кнаружи. Вследствие нарушения смыкания век и постоянного переувлажнения роговицы может развиться кератит с последующим помутнением роговицы.

При значительном рубцовом вывороте производят пластические операции, позволяющие придать веку правильное положение; при спастическом и паралитическом вывороте проводят лечение основного заболевания.

ВЫВОРОТ МАТКИ

ВЫВОРОТ МАТКИ - осложнение последового и послеродового периода, при котором матка частично или полностью выворачивается слизистой оболочкой наружу, проходя через расширенный маточный зев во влагалище, или выходит за пределы половой щели. Встречается очень редко и свидетельствует о неправильном ведении родов. Вывороту матки способствует грубое потягивание за пуповину, нарушение техники выделения последа по Креде - Лазаревичу, повышение внутрибрюшного давления при плохо сократившейся матке. Крайне редко выворот матки может наблюдаться при рождении подслизистого узла миомы, расположенного в области дна, - так называемый онкогенетический выворот матки.

При остро возникающем вывороте матки появляются резкие боли в животе, признаки шока и кровотечение из сосудов матки, головокружение, рвота, бледность, частый, слабого наполнения пульс, снижение АД.

Полный выворот матки (вывернутая матка находится во влагалище или выходит из половой щели) распознать несложно. При частичном вывороте двуручное исследование позволяет обнаружить в области тела матки воронкообразное углубление, а во влагалище - опухолевидное образование.

Вправление матки производит, как правило, врач, в экстренных случаях - акушерка. Одновременно проводят противошоковые мероприятия (не позднее 2 - 6 ч после выворота). Манипуляцию осуществляют под общей анестезией в положении больной на гинекологическом кресле. Перед вправлением подкожно вводят 1 мл 0,1 % раствора атропина. Если к вывернутой матке прикреплена плацента, ее перед вправлением отделяют. Матку обмывают раствором фурацилина 1:5000 и смазывают стерильным вазелиновым маслом. Вправление производят путем осторожного надавливания рукой на дно вывернутой матки. Во влагалище вводят руку и продвигают матку через узкую часть воронки выворота, соответствующую шейке матки. Другой рукой через брюшную стенку поддерживают края воронки выворота. После вправления матки во влагалище вкладывают тугой тампон, внутримышечно вводят питуитрин, окситоцин, на низ живота кладут пузырь со льдом, поднимают ножной конец кровати. После вправления матки больная нуждается в медицинском наблюдении в условиях стационара. В случае безуспешности ручного вправления матки прибегают к операции.

При вывороте матки в последовом и послеродовом периодах прогноз в случае своевременного вправления матки благоприятный.

Профилактика выворота матки заключается в соблюдении правил ведения последового и послеродового периода. Большое значение имеет тщательное и осторожное проведение приема Креде - Лазаревича.

ВЫГОВАРИВАНИЕ

ВЫГОВАРИВАНИЕ - спонтанное и полное обсуждение индивидом своих проблем с психотерапевтом, психологом, любым другим частным лицом. Желание выговориться время от времени появляется у многих людей, которые чувствуют, что это поможет им лучше разобраться в себе. В психопатологии выговаривание нередко встречается у пациентов, которым хотелось бы понять подлинные причины происходящего в их внутреннем мире либо оправдаться за своё неблаговидное поведение и тем самым преодолеть чувство вины.

ВЫГОВАРИВАТЬСЯ

См. самовыражение.

ВЫГОВОРИТЬ СЕБЕ

ВЫГОВОРИТЬ СЕБЕ - в результате договора обеспечить себе что-то нужное, полезное. Целесообразно делать это в убедительной, но не слишком настойчивой форме при достижении компромисса, соблюдая свои насущные интересы. Неприлично при этом отстаивать свои сугубо корыстные интересы в ущерб другому. Если собеседник замечает, что вы явно игнорируете его интересы или совсем не понимаете их, он тем оправданнее для себя будет делать то же в отношении вас.

ВЫГОДА ОТ БОЛЕЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫГОТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫГОТСКИЙ Л. С.

ВЫГОТСКИЙ Л. С. (1896-1934) - выдающийся советский психолог, основатель культурно-исторической школы в отечественной психологии.

Главная идея В. заключалась в том, что психическая деятельность человека в процессе культурно-исторического развития формируется под влиянием орудий труда, что вызывает принципиальную ее перестройку. Согласно его взглядам источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. В. различает два плана поведения-натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Он полагал, что суть культурного поведения заключается в его опосредованности орудиями и знаками (причем первые направлены "вовне", на преобразование действительности, а вторые - "вовнутрь", сначала на преобразование др. людей, затем - на управление собственным поведением).

Основным методом исследования в этнопсихологии В. считал инструментальный метод, суть которого состоит в исследовании поведения людей в тесной взаимосвязи с тенденциями исторического, социокультурного и национального развития, в анализе структуры и динамики "инструментальных актов" психики человека.

В. в рамках этнической психологии выделял "психологию примитивных народов", подразумевая под этим сравнительный анализ психической деятельности современного "культурного" человека и первобытного "примитива". Ее предметом он считал также кросскуль-турные исследования и, прежде всего, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей "традиционных" и цивилизованных обществ.

Специфика его подхода к изучению представителен различных народностей и этнических групп заключалась в том, что в противовес принятым тестовым испытаниям он предлагал в центр исследования поставить изучение особенностей их национальной среды, ее структуры, динамики содержания всего того, что определяет этническое своеобразие психических процессов, Кроме того, он предлагал изучать психику детей не в сравнении с психикой среднестатического "стандартного" ребенка, а на основании сравнительного анализа с психикой взрослого той же национальной общности, принадлежащего к той же культурной среде.

ВЫГОТСКОГО-ЛУРИЯ МЕТОДИКА ПИКТОГРАММ

ВЫГОТСКОГО-ЛУРИЯ МЕТОДИКА ПИКТОГРАММ (лат. pictus - писаный красками, рисованный; греч.grapho - пишу, черчу, рисую) - экспериментально-психологическая методика изучения опосредствованного запоминания слов с помощью изображающих соответствующие понятия рисунков (Выготский, Лурия). Является весьма ценной для исследования процессов памяти, мышления и аффективной сферы.

ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ

ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ (Выготский, Сахаров, 1928, 1930). Вариант методики Аха. Тестовый материал состоит из 32 объёмных фигур, разных по форме, высоте и цвету. На нижней стороне каждой из них написано бессмысленное слово. Стандартный вариант включает 4 слова: 1 - для всех широких высоких фигур, 2 - низких широких, 3 - высоких тонких, 4 - низких тонких. Цвет и форма не связаны друг с другом. Испытуемый должен обнаружить принцип, который экспериментатор принимает за основу классификации фигур. Сам Выготский Л.С. приписывает разработку методики Сахарову Л.С.

ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ ТЕОРИЯ

ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ ТЕОРИЯ - персоналистическая теория истории, согласно которой исторические события суть исключительно или преимущественно дело рук выдающихся личностей. Историография знает немало примеров того, как один человек силой своего гения оказывался способным коренным образом преобразовать ситуацию в науке, обществе, мировоззрении людей в просоциальном направлении. Знает и примеры того, как один человек превращал людей и общество в волчью стаю. Рудименты этой теории прослеживаются в выборной системе многих стран, где население голосует за персон, а не за политические программы, и обычно обманывается в своих ожиданиях. Этой теории противостоит натуралистическая, теория духа времени (нем. Zeitgeist), в которой подчёркивается роль социального, культурного и интеллектуального климата, в которой исследователь живёт и работает. Сторонником второй теории, был, в частности, И.Ньютон, который говорил, что он открыл физические законы, носящие его имя, только потому, что «стоял на плечах гигантов». Такой же позиции придерживается решивший сверхтрудную задачу Пуанкаре выдающийся ленинградский математик Г.Перельман, отчего он до сих пор упорно отказывается от присуждаемых ему премий и наград. Совсем немногие профессора и академики способны на столь адекватные поступки и вообще подобное поведение в глазах обывателя выглядит как анормальность, некая странность. Третья точка зрения состоит в том, что истина в этом непростом вопросе находится где-то между упомянутыми полярными позициями.

ВЫДВИЖЕНИЕ

ВЫДВИЖЕНИЕ - общий термин для обозначения любого действия, предпринимаемого индивидом с целью привлечь внимание кого-то другого к определённому аспекту стимульного окружения. Примером такого действия может служить фраза:»Посмотри на эту книгу». Выдвижение очень распространено во взаимодействиях родителей и детей, поскольку у детей в возрасте до 10 лет преобладают или активную роль играют механизмы наглядно-действенного мышления.

ВЫДЕЛЕНИЯ ИЗ ВЛАГАЛИЩА

ВЫДЕЛЕНИЯ ИЗ ВЛАГАЛИЩА - светлая жидкость, выделяющаяся в небольших количествах при нормальных физиологических условиях, а также чрезмерные и необычные по характеру выделения при гинекологических и некоторых других заболеваниях (см. Бели). В норме физиологические выделения не вызывают раздражения кожи и слизистой оболочки половых органов. Общее количество секрета, накапливающегося в течение суток во влагалище, в норме не превышает 1 мл. Некоторое увеличение количества выделений наблюдается в период полового созревания, при половом сношении, накануне менструации, во время беременности и в послеродовой период. Женщины, соблюдающие правила индивидуальной гигиены, не ощущают этих выделений.

ВЫДЕРЖКА

ВЫДЕРЖКА (ср.: держать себя в руках) - самообладание, терпение, способность к сдержанности. Оценивается обычно положительно, в том числе вызывает восхищение.

У этого насмерть раненного француза была нечеловеческая выдержка, он не показал своего горя всем этим людям, которые, столпившись вокруг, с любопытством на него глазели (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

Ср. сдержанность, хладнокровие.

* * *

Ср. сдержанность. Господин себе - господин всему (пословица). Умейте властвовать собой (А. Пушкин, Евгений Онегин).

ВЫЖИВАЕМОСТЬ

ВЫЖИВАЕМОСТЬ - 1. степень, в какой определённая биологическая структура или модель поведения способствует вероятности выживания; 2. степень, в какой в памяти сохраняется заученный материал. Обычно говорят в таких случаях о выживаемости знания, которое, среди прочего, во многом зависит не только от индивидуальных усилий, но и от подготовки и искусства педагога.

ВЫЖИДАНИЕ

ВЫЖИДАНИЕ - общий тактический прием, используемый в конфликте, а также в ходе переговоров (относится к способу «закрытие своей позиции»). Состоит в том, что та или иная сторона стремится сначала выслушать мнение или предложение своего оппонента с тем, чтобы в дальнейшем в зависимости от полученной информации сформулировать собственную точку зрения.

Предыдущая страница Следующая страница