Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЛИЧНОСТЬ ЗРЕЛАЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛИЧНОСТЬ ЗРЕЛАЯ

ЛИЧНОСТЬ ЗРЕЛАЯ - термин А.Адлера, обозначает личность, которая "вселяет удовлетворение и надежду, а не страх и разочарование". Предвосхитив идеи гуманистической психологии, А.Адлер предложил также понятие креативная личность, указав, что альтруизм, человечность, стремление к сотрудничеству, чувство собственного достоинства и творческое начало - основные черты зрелой личности. Более детально понятие о зрелой личности разработано в рамках гуманистического направления в персонологии. Тем самым сделан очень важный шаг на пути к разграничению нормы и патологии личности, так как очевидно, что судить об аномальности, не имея ясного представления о критериях нормальной, здоровой личности, невозможно. Очевидно, что болезненные явления не могут служить ориентиром в том, что касается границ психического здоровья и личностной зрелости. Пожалуй, лучшее описание зрелой (самоактуализирующейся) личности принадлежит А. Маслоу А.. Автор указывает на следующие её качества:

1. более эффективное или "бытийное" восприятие действительности, то есть восприятие её такой, какая она есть в реальности;

2. принятие себя, других и природы во всех проявлениях и без сверхкритики недостатков, без вины, страха и тревоги, но с удовольствием и благодарностью;

3. непосредственность, простота, искренность без желания производить впечатление и следовать условностям, действуя при этом твёрдо и непримиримо, но вместе с тем терпимо и деликатно;

4. центрированность на проблемах, сосредоточенность на задачах, которые они считают своей личной, когда человек и его работа подходят друг другу и "принадлежат друг другу подобно тому, как ключ и замок";

5. независимость: осознание неприкосновенности внутреннего мира, защита его от посягательств извне, потребность иметь собственные суждения на тот или иной счёт, но не в ущерб их объективности;

6. автономия: независимость от предписаний культуры и окружения - самодостаточность, самоуправление и самодисциплина, внутренняя мотивация;

7. свежесть восприятия, независимость от стереотипов мышления - способность видеть новизну в самых обычных событиях жизни и стремление оценивать по достоинству всё, что происходит; индивиду интересно всё, что его окружает, скуки он не знает;

8. вершинные или мистические переживания: способность испытывать очень сильные переживания, особенно в кульминационные моменты жизни (собственно мистицизм не имеет к этому никакого отношения);

9. общественный интерес: искреннее стремление помогать людям, способность к подлинному состраданию и бескорыстной помощи, "братская" любовь к людям и человеческому сообществу;

10. глубокие межличностные отношения, особенно с теми, кто более здоров и близок к самоактуализации, нежели "средний человек";

11. демократический характер: отношение к людям определяется их качествами, а не статусом, расой, рождением или принадлежностью к той или иной социальной группе, без того, чтобы стремиться при этом к превосходству или проявлять предубеждение;

12. разграничение средств и целей, то есть эстетическая определённость и твёрдость, обострённое чувство целей и средств их достижения;

13. философское чувство юмора: предпочтение юмора, представляющего общечеловеческие глупости одновременно в весёлом и грустном виде. Такой юмор проявляется и воспринимается как вызывающий не смех или хохот, а окрашенную печалью улыбку;

14. креативность: способность к творчеству, столь же естественная и спонтанная, как и свойственная детям. Проявляется в любом деле, занятии, даже и в быту. В первоклассно проводимый учителем урок в школе вкладывается куда больше творчества, нежели во второсортную литературу или музыку.

В начало словаря