Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
МАГИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАГИЯ

МАГИЯ - воплощенные в действия представления о могуществе мысли, обрядов и ритуалов, способных оказывать влияние на окружающий мир.

Размышления о магии содержались в работе З. Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), где было проведено различие между колдовством и магией. Если колдовство означает искусство влиять на духов, успокаивая и примиряя их, лишая их могущества и подчиняя своей воле, то магия игнорирует духов и служит целям защиты человека от врагов и опасностей. Принцип магии - ошибочное выдвижение идеального перед реальным. Одна из самых распространенных магических процедур состоит в том, чтобы из какого угодно материала сделать соответствующее изображение врага и тем самым иметь возможность производить над ним разнообразные заклинания, действия, манипуляции. Не менее распространенной в истории культуры была также техника демонстрации полового акта с целью обеспечения магическим путем плодородия почвы.

При рассмотрении природы и смысла магии З. Фрейд отталкивался от предшествующих исследований, в частности, работ Дж. Фрезера, в которых различалась имитативная (гомеопатическая) магия, основанная на сходстве между совершенным действием и ожидаемым происшествием, и контагиозная магия, включающая в себя пространственную связь и соприкосновение (реальное или воображаемое). Оба вида магии объясняются наличием ассоциативных процессов. Однако, как считал З. Фрейд, ассоциативная теория магии объясняет только пути, которыми идет магия, а не ее сущность. В действительности магия основывается на желаниях человека, доверии к их могуществу, выдвижении на передний план не предметов внешнего мира, а представлений о них. Словом, господствующий в магии принцип состоит во «всемогуществе мыслей».

Термин «всемогущество мыслей» З. Фрейд позаимствовал у одного из пациентов, страдающего навязчивыми представлениями. Основатель психоанализа исходил из того, что всемогущество мыслей ярче всего проявляется при неврозе навязчивости, хотя оно наблюдается и при других болезненных состояниях, для образования симптома которых решающим является реальность мышления, а не переживания. Невротики живут в особом мире, в котором на них оказывает действие только то, что составляет предмет интенсивной мысли и аффективного представления, а сходство с внешней реальностью является чем-то второстепенным. «Первичные навязчивые мысли таких невротиков по природе своей в сущности носят магический характер».

В работе «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд отметил, что в борьбе с силами окружающего мира первым оружием человека была магия. Он считал, что «вера в магию берет начало в переоценке собственных интеллектуальных операций, в вере во «всемогущество мысли», которое мы, между прочим, находим у наших невротиков, страдающих навязчивыми состояниями».

Техника магии связана с намерением навязать реальным вещам законы душевной жизни. Первоначально духи не играют никакой роли, а впоследствии они сами становятся объектом магического воздействия. По мнению З. Фрейда, магия первичнее и старше, чем учение о духах. И если магия сохранила полностью всемогущество мысли, то анимизм уступил часть этого всемогущества духам и тем самым проложил путь к возникновению религий.

* * *

- приёмы колдовства. Существует две группы таких приёмов, основанных на фундаментальных законах магического мышления: законе контактности и законе подобия. В первом случае (контактная магия) желаемое свойство передаётся реципиенту путём его непосредственного контакта с объектом, обладающему таким свойством. Например, наречение новорождённого громким именем предполагает, что свойства знаменитости с таким же именем при контакте с новым его обладателем перейдут к последнему. Еще во времена Шекспира для лечения резано-колотых ран применялось смазывание лечебной мазью оружия, которым эти раны наносились. И т.п. Во втором случае (гомеопатическая магия) нужное свойство реципиент получает путём имитации соответствующей ситуации. Например, бесплодная женщина избавится от стерильности, если поучаствует в имитации родов. Или рекомендации, регулярно транслируемые по радио России, настоятельно рекомендующие пациентам принимать якобы лекарственные средства с названиями типа «астроглаз», «живокост», «баю-бай», «антигрустин» и т.п., очевидно, в расчёт на лечебный эффект не только самого препарата, но и его названия. Детский психиатр, в стремлении избежать появления побочных эффектов психофармакотерапии или назначить дефицитный лекарственный препарат, пишет его название на бумажке, а затем прикрепляет её к руке ребёнка, будучи уверенный в том, что желаемый лечебный эффект непременно последует. И т.д. Интересно, что пациенты с магическим поведением, часто несведующие относительно законов палеомышления и ранее не интересовавшиеся колдовством, во время болезни начинают самостоятельно изобретать приёмы магии или воспринимать действия окружащих как имеющие магическую силу в одном из указанном здесь понимании.

В начало словаря