Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
СХЕМА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СХЕМА

СХЕМА ( греч. shema - наружный вид, образ, форма) - 1. план, проект, программа, рамки преимущественно познавательной (когнитивной) деятельности. Часто употребляют термин «когнитивная схема», которым обозначается алгоритм решения какой-то проблемы или структура, в соответствии с которой впечатления, представления, мысли, действия объединяются в некую целостную структуру. Обычно подразумевается, что когнитивные схемы функционируют имплицитно, автоматически и без того, чтобы индивид прилагал при этом какие-то усилия (например, это «автоматическое мышление»). Как правило, субъективно решения, основанные на когнитивных схемах, изначально («интуитивно») представляются индивиду правильными, поскольку, как считают социальные психологи, они первыми приходят в голову (например, таков эффект первого впечатления - многие люди склонны первое впечатление о ком-либо считать наиболее верным именно потому, что он основан не на анализе и размышлениях, а на когнитивной схеме социального восприятия); 2. общие рамки или структура, внутри которой могут регистрироваться данные или события, особенно такие, которые подчёркивают общие связи между основными эффектами или опускают мелкие детали; 3. более широкое значение - модель или структурированный проект, охватывающий основные или первичные элементы системы; 4. в психологии - чувственный образ собственного тела, представленный в сознании индивида; 5. в психопатологии - гипотетический когнитивный механизм, объединяющий ощущения собственного тела в наглядный его образ, в литературе чаще фигурирует термин «схема тела».

* * *

(по Пиаже) [греч. schema - образ, вид, форма] - познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих определенную последовательность и образующих прочное взаимосвязанное целое, в котором составляющие его акты поведения тесно взаимодействуют друг с другом. Понятие С. более узко, чем понятие структуры; оно не связано в концепции Пиаже с конкретными стадиями развития интеллекта, т.е. не принадлежит к какой-то одной стадии, а пронизывает все стадии, от сенсомоторного интеллекта младенца до формально-операциональных С. мышления подростка. Понятие С. охватывает тот общий характер познавательных структур на любой стадии развития, который связан с учетом функций ассимиляции и аккомодации в познании. Функции ассимиляции и аккомодации предполагают у познающего субъекта некоторое квазипостоянство организации. Именно эта организация (С, структура, далее - группировка, группа) и ассимилирует («вбирает в себя») новые объекты познания и действия, аккомодируясь (приспосабливаясь) к их специфике. С. создаются и преобразуются в результате функционирования интеллекта. Их можно образно рассматривать как «структурный осадок», возникающий в ходе повторных актов ассимиляции. Наиболее часто Пиаже использует понятие схемы при описании функционирования интеллекта на сенсомоторной стадии развития: С. сосания у младенца, С. схватывания предмета и пр. А.Г.Лидере

В начало словаря