Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ФРЕЙДИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФРЕЙДИЗМ

ФРЕЙДИЗМ - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, Ф. в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре. Ядро Ф. образует представление о конфликте между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие «цензуру» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п. Психические процессы и явления рассматривались во Ф. с трех основных т. зр.: топической, динамической и экономической. Топическая система душевной жизни была представлена инстанциями Я (Эго), Оно (Ид) и СверхЯ (Супэрэго). Динамика душевных процессов проявлялась в определенных влечениях, тенденциях и т. п., а также в переходах из одной подсистемы душевной структуры в др. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с т. зр. их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид) как центр слепых инстинктов, сексуальных или агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эго служит приспособлению к реальности. Суперэго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Суперэго и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого он спасается с помощью «защитных механизмов».

* * *

- названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, Ф. в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие "цензуру" сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п. Психические процессы и явления рассматривались во Ф. с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое "бессознательное". Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т.п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид). Ид - средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью "защитных механизмов" - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Ф. отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод "свободных ассоциаций" и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает "сила Я" пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в "обезвреженной" форме. Ф. ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо (пансексуализм), антагонизме сознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, Ф., по существу, мистифицировал ее.

* * *

Теория, трактующая психику человека как сферу господства влечений главным образом сексуального характера, направленных на достижение целей, обеспечивающих удовлетворение соответствующих потребностей. Эти влечения, маскируясь, проникают в подсознание и могут угрожать единству «Я». Они определяют формирование личности, ее отношение к окружающим, социальное поведение. Неудовлетворение влечений и возникающих под их влиянием потребностей может обусловить развитие невротических расстройств и эмоциогенных психозов. Основным методом выявления причин таких заболеваний и разработки лечения, по мнению Фрейда, является психоанализ (см.). Основатель учения - австрийский психолог S. Freud (1856-1939).

* * *

общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения З.Фрейда, психоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно обьяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

В начало словаря