Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "С" (часть 31, "СОС"-"СОЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 31, "СОС"-"СОЦ")

СОСТОЯНИЕ КОМАТОЗНОЕ

См. Кома.

СОСТОЯНИЕ МАНИАКАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ МАНИАКАЛЬНОЕ - Состояние возбуждения, ускорение темпа мышления, двигательной активности, оживление мимики, непринужденные, выразительные позы, порывистость, чувство бодрости, неутомимость, «прилив сил». При этом ощущение «отличной формы», недооценка возможных трудностей и препятствий, которые пациентом признаются незначительными. Ориентация, как правило, сохранена. Признание болезненности состояния отсутствует.

СОСТОЯНИЕ НА КОНЧИКЕ ЯЗЫКА

СОСТОЯНИЕ НА КОНЧИКЕ ЯЗЫКА - психическое состояние, в котором человек не может припомнить имя или слово. Ср. ситуацию в рассказе А. Чехова «Лошадиная фамилия».

Он узнал песенку… но не мог припомнить, когда, в каком далеком прошлом эти звуки пробудили в нем что-то глубокое, жаркое, почти дикое и в то же время сладкое и влекущее… Нет, не вспомнить! И все же воспоминание было так близко, что его, казалось, можно потрогать пальцами (Дж. Голсуорси, Санта Лючия).

СОСТОЯНИЕ НАВЯЗЧИВОЕ

См. Расстройство обсессивно-компульсивное.

СОСТОЯНИЕ ОЖИДАНИЯ

СОСТОЯНИЕ ОЖИДАНИЯ -

психическое состояние, связанное с ожиданием воздействия эмоционально важного фактора, отличается повышенной психической напряженностью, тревожностью. Состояние ожидания удара противника, применения омп может служить предпосылкой возникновения нежелательных психических изменений, паники. В этот период наиболее целесообразно включать людей в активныю деятельность, интенсифицировать общение.

СОСТОЯНИЕ ПОСЛЕПРИПАДОЧНОЕ

Проявляется глубоким сном или спутанностью сознания. Может сопровождаться признаками паралича Тодда (см.) в форме геми- или монопаралича или пареза на стороне, противоположной эпилептогенному очагу.

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ - в психиатрии - то же, что психический статус, то есть характеристика болезненного процесса на момент его исследования или динамического наблюдения за пациентом на данный период времени. Представляется, по возможности, в описательной форме, без употребления терминов и интерпретаций с тем, чтобы получить возможность более предметно и непредвзято установить характер существующего на момент исследования основного расстройства (в особенности ведущего, доминантного психопатологического синдрома), на которое должны быть направлены основные усилия при проведении лечения.

* * *

см.: психическое состояние.

СОСТОЯНИЕ ПСИХОПАТОПОДОБНОЕ

Изменение личности, сходное с психопатией у пациента с психическим заболеванием.

СОСТОЯНИЕ СИНКОПАЛЬНОЕ

См. Обморок.

СОСТОЯНИЕ СНОПОДОБНОЕ

Нарушение сознания, при котором все происходящее воспринимается как бы во сне (dremy status). Термин ввел английский невропатолог Джексон (J. Deckson, 1835-1911).

СОСТОЯНИЕ СОПОРОЗНОЕ

См. Сопор.

СОСТОЯНИЕ СУМЕРЕЧНОЕ ИСТЕРИЧЕСКОЕ

Своеобразные изменения сознания с наплывом ярких галлюцинаций, замещающих реальную обстановку. Поведение больных при этом чрезвычайно выразительно, театрально, иногда они разыгрывают целые сцены, в которых психотравмирующая ситуация, спровоцировавшая это состояние, занимает основное место. Возможны нестойкие бредоподобные идеи. Может затягиваться на несколько дней.

СОСТОЯНИЕ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОЕ

СОСТОЯНИЕ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОЕ - учащение эпилептических припадков таким критическим образом, когда очередной припадок возникает на фоне проявлений предыдущего. Синоним: Статус эпилептический (см.).

СОСТРАДАНИЕ

СОСТРАДАНИЕ - жалость к другому человеку, сочувствие в его беде.

Наша беседа послужила, по крайней мере, к тому, что вызвала сострадание ко мне моего друга. Он понял, что в моей распущенности более слабости, нежели злой воли (А. Прево, Манон Леско).

И не одни люди его трогали. Ему казалось, что он ощущал усталость изнуренных лошадей, тащивших тяжело груженые телеги, и боль их хребтов, в кровь растертых хомутами. Казалось ему, ощущал… и отчаяние тощей суки с обвисшими сосцами, которая напрасно перебегала от канавы к канаве в поисках пищи для себя и щенят (Б. Прус, Кукла).

Сострадание изображалось как женщина, держащая гнездо, в котором пеликан (символ самопожертвования) открывает свою грудь, чтобы накормить детенышей, и которая дает золото несчастным (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).

Ср. жалость, сочувствие, эмпатия, понимание.

СОСУДИСТАЯ ОБОЛОЧКА (МЕМБРАНА)

СОСУДИСТАЯ ОБОЛОЧКА (МЕМБРАНА) - тонкая пигментированная оболочка ткани, окружающая глаз (за исключением роговичной его части). Расположенная за сетчаткой, она защищает сетчатку от раздражения случайно отражённым светом.

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ - тип отношений между государствами (социальными группами), между которыми существуют серьезные противоречия. С. предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов, разрешение их путем переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие, учет интересов друг друга: невмешательство во внутренние дела, признание за каждым народом права свободно избирать свой социально-экономический и политический строй; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности друг друга; развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды. Мирное С. рассматривалось как специфическая форма классовой борьбы между социализмом и капитализмом на международной арене. Во-первых, борьба велась между правящими классами, каждый из которых располагал полнотой государственной власти, а во-вторых, антагонистический в своей основе конфликт двух противоположных социально-экономических систем переводился из плоскости военных столкновений в русло экономического соревнования, сопоставления политических систем и образов жизни, противоборства идеологий. Единство борьбы и сотрудничества - характерная черта С., источник его внутренней противоречивости, стимул для поисков взаимоприемлемых, исключающих военные столкновения решений.

СОСЦЕВИДНЫЕ ТЕЛА

СОСЦЕВИДНЫЕ ТЕЛА - две маленькие округлые проекции в медиальной области гипоталамуса, которые вовлечены в контроль эмоционального и сексуального поведения.

СОТРУДНИЧЕСТВО

СОТРУДНИЧЕСТВО - кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Считается эффективной стратегией. Возможно использование в следующих случаях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности участников игнорировать различия во власти; наличия достаточного времени для обсуждения проблемы; важности решения для сторон; непредубежденности участников; низкой эмоциональной напряженности конфликта.

* * *

стратегия поведения в ситуации конфликта, ориентированная на совместный поиск решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИ ПСИХОТЕРАПИИ

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИ ПСИХОТЕРАПИИ -

Главным элементом эффективной психотерапии является искреннее сотрудничество психотерапевта и больного.

Следует в самом начале составить так называемый психотерапевтический «контракт».

1. Составить соглашение относительно характера и продолжительности психотерапии.

2. Должна быть предварительная демонстрация выбранных методов психотерапии.

3. С каждым сеансом психотерапевту следует глубже входить в проблемы больного, формировать «повестку дня».

4. Формировать взаимодействие, как «совместное усилие». Качества психотерапевта: искренняя сердечность, благорасположение, сочувствие.

Начальные занятия. На первом занятии терапевт устанавливает активные отношения по сотрудничеству, старается получить исчерпывающую информацию от пациента и вызвать хотя бы кратковременное облегчение в состоянии больного. Поэтому следует начинать с вопросов, касающихся самочувствия больного, что он думает о терапии. В процессе беседы, когда пациент несколько раскрепощается, возможно дать ему информацию о когнитивном методе, характере и продолжительности психотерапии. Информация, которая будет интересовать терапевта, касается истории жизни пациента, его настоящей ситуации, проблем, мотивации к лечению. Идентификация проблемы и ее уточнение могут производиться и в последующих сеансах. С каждым сеансом терапевт все глубже должен проникать в проблему больного. Идентификация проблемы производится в двух направлениях: в функциональном и когнитивном. Функциональный анализ предполагает выяснение происхождения, длительности, условий проявлений проблемы, продолжительности ее действия, последствия. Когнитивный анализ позволяет выяснить особенности мышления больного, образные представления, вызывающие эмоциональные расстройства. На этом этапе терапевту отводится более активная роль, чем пациенту. Главной его задачей является сведение числа проблем и симптомов к минимуму, структури-зировать их в блоки. С первых же дней взаимодействия больной приобщается к когнитивной терапии путем выполнения домашних заданий («когнитивная тренировка»).

Домашние задания на этой стадии лечения касаются распознавания больным связей между эмоцией и поведением. Больных просят записывать свои автоматические мысли во время психических напряжений и стрессовых ситуаций. Затем, по мере продвижения в этом направлении, когда больной способен осуществлять такой самоконтроль, его деятельность в домашних заданиях концентрируется на проверке его убеждений и предположений. Список проблем может быть довольно широк. Это могут быть симптомы болезни, поведенческие акты, чувства, переживания, самооценка.

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Син.: Коммоция головного мозга. Наиболее легкое повреждение мозга при закрытой черепно-мозговой травме. Оно характеризуется развитием негрубых по степени выраженности, как правило, обратимых нарушений функций мозговых структур. При этом бессознательное состояние длится от нескольких секунд до нескольких минут. В остром периоде возможна рвота, пострадавшие жалуются на головную боль, тошноту, головокружение, шум в ушах, болезненность при перемещениях взора, общую слабость, нарушения сна. В неврологическом статусе возможны горизонтальный нистагм, сухожильная гиперрефлексия, слабо выраженные оболочечные симптомы, исчезающие через 3-5 суток. Проявления вегетативно-сосудистой и эмоциональной лабильности сохраняются до 3-6 недель. Давление ликвора может быть несколько повышенным, состав его не изменен. Кости черепа сохранены. Существенное улучшение состояния отмечается через 1-2 недели после травмы.

СОФИЗМ

СОФИЗМ - формально кажущееся правильным, но на самом деле ложное по существу умозаключение, основанное на сознательном, преднамеренном нарушении человеком логики, с использованием вводящих в заблуждение словесных ухищрений.

СОХРАНЕНИЕ

СОХРАНЕНИЕ - фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии. О С. можно судить только на основании наблюдения за другими, предполагающими С. мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. С. материала зависит в существенной степени от организации мнемических средств (см. Мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (см. Запоминание, Повторение). Различают активное и пассивное С. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в систему новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается.

СОХРАНЕНИЕ ЛИЦА

СОХРАНЕНИЕ ЛИЦА - стремление защитить свой положительный общественный образ. Это касается случаев, когда индивид на людях ведет себя благопристойно, а в обществе своих срывается.

Ср. выражение не ронять себя, терять лицо.

Он стал и одеваться опрятно, и держаться прилично… и всячески старался не уронить себя (И. Тургенев, Дым).

СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИП

СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИП (по Пиаже) - важнейшее понятие концепции Ж. Пиаже, описывающее феноменологию стадии конкретно-операционального интеллекта. Для Пиаже выработка понятия С. служит психологическим критерием образования первых операциональных структур и, следовательно, завершения формирования обратимости операций. Исследуя развитие интеллекта детей на материале классификации, представлений о сохранении количества вещества, длины, веса и т.п., Пиаже обнаружил у детей в возрасте 7-8 лет характерные изменения в решении ряда специально сконструированных им задач: дети начинают признавать равенство по определенному параметру двух объектов (или групп объектов), объективно равных по этому параметру, несмотря на всевозможные изменения одного из объектов по любым другим параметрам. До этого возраста дети не признавали равенства двух объективно равных предметов при трансформации одного из них, не могли правильно сравнить часть и целое, выстроить правильную сериацию и т.д. Факт правильного решения указанных задач свидетельствует, по Пиаже, о понимании детьми принципа С. (сохранения количества вещества, веса, объема, длины, класса, целого и пр.). Неправильное решение этих задач, т.е. непонимание С. п., названо феноменами несохранения. Эти феномены привлекли к себе внимание всех детских психологов мира и прочно вошли в арсенал психологической феноменологии. У Пиаже имеется два вида процедур экспериментального исследования имеющихся у детей представлений о С. Обе процедуры требуют от ребенка количественного сравнения. При этом в первой процедуре - назовем ее процедурой «равенство-неравенство» - всегда сравниваются два объекта (группы объектов), равных (сходных) по одним параметрам и различающихся по другим. Само сравнение производится дважды: сначала в том положении, когда сравниваемые объекты сходны (равны) по всем параметрам. Ответ ребенка, что они равны, является необходимым для дальнейшего. Второе сравнение производится после введения различия в некоторые, казалось бы несущественные для сравнения, параметры одного из объектов. Случай, когда равенство объектов фиксируется при первом сравнении и отвергается при втором, является выражением феномена несохранения. Случай, когда равенство констатируется ребенком и при первом, и при втором сравнении, является критерием появления С. в мышлении ребенка. Вторая процедура - назовем ее процедурой «часть-целое» - производится уже не на двух, а на одном сложном объекте. Ребенку предлагается сравнить объект в целом с одной из составляющих его частей. Феномен несохранения проявляется в том, что дети сравнивают не часть и целое, а две части между собой. Это и называется феноменом несохранения целого при его сравнении с частью. В теоретическом плане, достижение стадии конкретных операций по критерию признания С, является выражением акта полной децентрации мышления ребенка, реализацией равновесия между ассимиляцией объектов в действии субъекта и аккомодацией субъективных схем к модификациям объектов. А. Г. Лидере

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ - направление социальной и политической философии, возникшее во второй половине ХIХ в. Утверждал, что определяющие факторы общественной жизни продуцируются принципами естественного отбора и борьбы за существование. Идеи С.- д. разработаны английским социологом Г. Спенсером. Основные направления исследований: проблема социального неравенства; стихийность общественного развития; обоснование идей расизма; детерминация социальных конфликтов потребностями к лидерству и господству. Общее для этих течений - биологизация социальных процессов. Эволюция идей С.- д. реализуется в современной социобиологии. Некоторые современные сторонники C.- д. утверждают, что естественный отбор и борьба за существование продолжают действовать в человеческом обществе и по сей день. Иные же считают, что естественный отбор в чистом виде действовал более 100 лет назад, но затем в результате развития науки и техники борьба за существование ослабла. Стали выживать не только наиболее приспособленные, но также и те, кто в прежних условиях был бы обречен на вымирание. Полное отрицание борьбы за существование и естественного отбора как факторов общественного развития также неправомерно. В отечественной конфликтологии необходимость изучения зооконфликтов для более глубокого понимания конфликтов у человека иногда ошибочно трактуют как С.- д.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ) [лат. socialis - общественный] - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания - целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом С. Понятие С. было введено в психологию в 40-50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в «гуманистической психологии» - как самоактуализация Я. Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема С. разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения. В. В.Абраменкова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ -

процессс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.

СОЦИАЛИЗМ

СОЦИАЛИЗМ (фр. socialisme, от лат. socialis - общественный) - 1) идея, идеал совершенного устройства общества; 2) особая ступень в развитии общества (низшая фаза коммунистической формации); 3) политическое движение, связанное с реализацией идей и идеалов C. в общественной жизни. Под влиянием изменений в мире и в индустриально развитых странах Европы на рубеже XIX-XX вв. марксистское понимание C. стало претерпевать значительные изменения. Социал-демократическое движение в этих странах подвергло идеи Маркса значительной ревизии. B конечном счете оно отказалось от идей социалистической революции и диктатуры пролетариата и пришло к принципиально новому пониманию конечных целей C. и средств их достижения - к концепции демократического C. B ней была признана универсальная ценность демократических свобод и институтов власти. В настоящее время идее С. России остро и жестко противостоит идея упрощенно толкуемого либерализма, приведшего к структурному кризису российского общества. Современное понимание идей C., объективных возможностей возвращения страны на путь социалистического строительства требует от ее сторонников серьезной аналитической работы с целью всестороннего учета реалий конца XX и начала XXI в. Требуется позитивное усвоение исторического опыта, накопленного, с одной стороны, социал-демократическим (социалистическим) движением Запада в ХХ в., с др. стороны, бывшим СССР и странами, продолжающими идти по пути строительства C. B настоящее время в российской научной литературе и публицистике идут жаркие дискуссии по поводу того, какие взгляды и представления укажут России путь к возрождению и превращению в современное сильное и процветающее государство. Социалистические идеи в развивающихся странах ХХ в., как правило, облекаются в националистические или религиозные формы их выражения. Все это позволяет говорить о постоянном присутствии идей и идеалов C. во всех без исключения культурах мира, а также о многообразном характере теории и практики C. в современном мире. С. в виде практики, а тем более в виде идеи, имел довольно высокие достижения. В середине 80-х гг. в условиях заката тоталитарного режима население РФ ежегодно увеличивалось примерно на 700 тыс. человек, средняя продолжительность жизни составляла чуть более 70 лет, рождаемость превышала смертность в 1,5 раза. В конце 90-х гг., после 10 лет строительства «демократии», население РФ ежегодно сокращается примерно на 900 тыс. человек, средняя продолжительность жизни составляет около 65 лет, смертность превышает рождаемость в 1,67 раза и т. д.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - группа людей, объединенных по каким-либо психологическим или социально- демографическим признакам.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ [лат. socialis - общественный; фр. desorientation - утрата правильного представления о чемлибо] - психологический синдром, складывающийся в дошкольном или младшем школьном возрасте и проявляющийся в асоциальном поведении, причиной которого служит невладение социальными нормами (а не их сознательное нарушение). Главной особенностью психологического профиля при С. д. является низкая чувствительность ребенка к социальным нормам и вследствие этого их слабая иерархизация. В результате нормы принципиально разной степени значимости (напр., такие как «нельзя подсказывать на уроке» и «нельзя воровать») воспринимаются ребенком как равнозначные и нарушаются одинаково легко. С. д. особенно легко возникает при резком изменении условий жизни, приводящем к столкновению ребенка с большим количеством новых, вовсе незнакомых ему норм (при поступлении в школу, переезде в другой город или другую страну и т.п.). При С. д. часто наблюдаются вандализм, мелкое воровство, грубая агрессия. Наказания, налагаемые взрослыми (в том числе и родителями), воспринимаются ребенком с С. д. как несправедливые: он видит, что других детей наказывают значительно менее строго, но при этом не понимает, что их проступки много менее серьезны, чем его собственные. Вследствие этого у него формируется представление о несправедливости взрослых и мира в целом, ведущее к появлению антисоциальной установки и/или негативной самооценки («я плохой»). С. д. - психопатизирующий психологический синдром, нарушающий нормальное развитие личности ребенка. В подростковом возрасте на его основе часто складывается психологический синдром отверженности. При психологической коррекции С. д. основными направлениями работы являются: (1) формирование осознания иерархии социальных норм; (2) поддержание позитивной самооценки. А.Л.Венгер

СОЦИАЛЬНАЯ ДИЛЕММА

СОЦИАЛЬНАЯ ДИЛЕММА (social dilemma) - конфликт, при котором наиболее выгодный для каждого отдельного человека способ действия, в случае, если он будет избран большинством людей, может причинить вред всем.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА - 1. свободное значение - процессы, которые лежат в основе социальных изменений; 2. любой подход в социальной психологии или социологии, который в первую очередь занимается изучением социальных изменений.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ - внутреннее ощущение неравенства, которое имеется у индивида относительно кого-то, принадлежащего к другой части общества.

Браки с лицами, выше нас стоящими, всегда ведут ко всяким неприятностям. Я не хочу, чтобы мой зять мог попрекнуть мою дочь родителями, чтобы их дети стыдились называть меня бабушкой (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

Ср.:

Брось, моряк!

Не зови ты на помощь норд-веста:

Мисс из знатной семьи,

Мисс другого невеста.

(Песня)

И двери богатых стыдятся нищих (пословица).

Генерал стоит над нами,

Оробеть пред ним не грех.

Он не только что чинами,

Боевыми орденами,

Он годами старше всех!

(А. Твардовский, Василий Теркин)

Ср. растеряться, не теряться.

* * *

- степень отдалённости между группами или индивидами в обществе. В результате психического расстройства могут возникать: а) отдаление, отчуждение от людей и общества и б) чрезмерная фамильярность, неразборчивая общительность, игнорирование принятых норм социального дистанцирования (некоторые психиатры используют выражение «не соблюдает дистанцию», обозначая им расторможенность либо аутизм наизнанку).

* * *

термин, характеризующий различия в положении людей в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ -

(от лат. socialis - общественный) - эффект деформации самоотчетов, психических реакций в ситуации оценки со стороны (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение и т.д.) под влиянием порой неосознаваемых установок показать себя в социально благоприятном аспекте. Есть методики, диагностирующие степень с.ж.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - система мер и соответствующих институтов, предназначенных для защиты различных слоев населения от экономической и социальной деградации, связанной с безработицей, потерей или сокращением дохода, производственной травмой или профессиональным заболеванием, болезнью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, рождением ребенка и т. п. Элементы С. з. как системы начали складываться в ряде стран Западной Европы и США во второй половине XIX в. Качественные изменения в системе С. з. произошли в середине ХХ в. В настоящее время механизм С. з. функционирует во всех развитых странах и в значительной части развивающихся. Основные направления С. з.: создание трудоспособным гражданам условий для повышения благосостояния за счет труда; усиление материально-финансовой базы С. з.; оказание прямой материальной поддержки социально уязвимым слоям населения; политика социального партнерства между профсоюзами и предпринимательством; создание специальной социальной службы. Создание и функционирование эффективной системы С. з. способствует социальной стабильности общества, снижает социальную напряженность и конфликтность.

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - 1. идентификация члена социальной группы с нею до степени деперсонализации, то есть созависимости. Собственная группа воспринимается как наиболее привлекательная, в то же время восприятие других групп сопровождается ощущением их чуждости или даже враждебности; 2. отождествление индивида с другим сообществом, например, с его культурой, при этом собственная идентичность не страдает.

СОЦИАЛЬНАЯ ЛЕНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ЛЕНОСТЬ - тенденция индивидов сокращать свои усилия при совместной работе, полагаясь при этом друг на друга.

* * *

- эффект, возникающий при совместной деятельности людей, когда они работают не в полную силу.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ (social mobility) - перемещение индивидов (социальных групп) в обществе между различными позициями в иерархии социальной стратификации. Различают 1. восходящую мобильность (движение вверх в классовой или статусной иерархии), 2. нисходящую мобильность (движение вниз по социальной лестнице), 3. мобильность внутри поколения (взлёты и падения индивидуальной карьеры), 4. мобильность между поколениями (различия между социально-экономическим классом или статусом семьи происхождения индивида и достигнутым им самим социальным статусом). Существенными факторами социальной мобильности могут быть и психиатрические расстройства (психопатии, аффективная патология, психозы и др.). Известно, что диссоциальные психопаты могут в некоторых сообществах или во времена бурных социальных перемен делать головокружительную карьеру и даже подниматься на вершину социальной иерархии, бывают крутые социальные взлёты и столь же стремительные падения у гипоманиакальных пациентов, отказ от карьеры может быть свойственным личностям самоповреждающего типа. И др. Чаще в силу психического или личностного расстройства наблюдается нисходящая мобильность («социальный дрейф»), в результате чего пациенты пополняют ряды бездомных, безработных и неимущих людей.

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ - психологическое Состояние людей, причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий. Наиболее характерными формами проявления социальной напряженности являются групповые эмоции.

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА - любая модель поведения, санкционированная обществом.

СОЦИАЛЬНАЯ ОЛИГОФРЕНИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ОЛИГОФРЕНИЯ - не вполне корректный термин, обозначающий относительно неглубокую умственная отсталость, вызванную социальными причинами (эмоциональная депривация, недостаточная забота о детях, педагогическая запущенность, дефекты органов чувств, дефицит питания и т.д.) и не связанную в своём развитии с первичным повреждением структур головного мозга. Синонимы: Пограничная умственная отсталость, Социально обусловленная дебильность.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - отношения между личностью и социальной группой, обществом, базирующиеся на осознанном выполнении ими взаимных обязательств и своих обязанностей, вытекающих из нормативных актов, регулирующих социальные отношения, а также из традиций и ценностных установок. Формирование С. о. происходит под воздействием социально-экономических условий, социально направленной политической системы, духовной культуры общества. Общество, где С. о. диффузна и размыта, характеризуется высоким конфликтогенным потенциалом.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ - восприятие и оценка индивидом различных социальных объектов, например, отношения к нему со стороны других людей. В клинической практике встречается достаточно часто, это, например, идеи отношения.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ - место, занимаемое человеком В обществе, в системе общественных отношений; его личное отношение к тому, что в этом обществе происходит.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЖЕНЦАМ И ИММИГРАНТАМ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЖЕНЦАМ И ИММИГРАНТАМ - различные формы содействия и поддержки, оказываемые социальными службами государственных и негосударственных структур преимущественно представителям конкретных этнических общностей.

По содержанию эта помощь может быть: материальной, правовой, психологической, педагогической, профориентационной, медико-санитарной, информационно-просветительской.

Материальная помощь включает в себя финансовую, натуральную (снабжение вещами первой необходимости, предоставление бесплатных обедов и т. д.) виды помощи, а также обеспечение людей временным жильем (в приютах, общежитиях).

Правовая помощь предполагает консультации по правовым вопросам, охрану прав и интересов, в том числе и национальных, защиту их в суде и других государственных органах.

Профориентационная помощь состоит из оказания консультаций по выбору профессии, предусматривает содействие в трудоустройстве, дает возможность сменить квалификацию и т. д.

Педагогическая помощь содержит следующие виды услуг: помощь в овладении учебными предметами, консультации по вопросам воспитания и самовоспитания, в переобучении и др.

Психологическая помощь предполагает диагностику, консультации, профилактику отклоняющегося поведения, коррекцию психологического развития, психотерапию, тренинги общения и т. д.

Медико-санитарная помощь включает в себя проведение консультаций по планированию семьи, содействию восстановления здорового образа жизни, физической реабилитации.

Информационно-просветительская помощь направлена на предоставление информации беженцам и иммигрантам по проблемам, их интересующим и способствующим восстановлению их социальных функций.

Помощь беженцам и иммигрантам может быть временной (разовой), в ряде случаев - неотложной, а также и продолжительной. Помощь может оказываться прямо, т. е. быть направленной непосредственно клиенту, обратившемуся в социальную службу, и опосредованно- через работу с социальным окружением клиента. Социальная помощь оказывается иммигрантам не посредственно самой службой, либо через различные общественные и государственные организации и фонды.

Оказываемая социальная помощь направлена на адаптацию беженцев, иммигрантов к новым условиям, интеграцию их в новую иноэтническую среду, на поддержку и выявление внутренних резервов человека, его возможностей самостоятельного преодоления сложив шихся обстоятельств.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - любая ситуация, которая, с точки зрения значительного числа людей, составляет достаточно серьёзную проблему и, по их общему мнению, может быть преодолена социальными реформами (например, проблема бедности, организованной преступности и др.). Психиатрическая заболеваемость является одной из наиболее острых социальных проблем, однако осознание её актуальности очевидным образом связано с культурным уровнем развития, а также с состоянием психического здоровья общества в целом: чем хуже обстоит дело с последним, тем менее вероятно, что проблема психиатрической заболеваемости может получить адекватную оценку и повлечь соответствующие действия, например, разработку и осуществление профилактических программ.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, которая, по словам Г.Оллпорта, «пытается понять и объяснить, как на мысли, чувства или поведение человека оказывает влияние фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей».

* * *

отрасль психологии, Изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

* * *

отрасль науки, возникшая в результате бурного развития психологии, социологии и ряда других наук, исследует социально детерминированные явления в развитии психики личности, групп, общностей людей; в узком смысле слова исследует психические явления, возникающие в группах людей, различных социальных общностях - класс, нация, социальная группа и др.

* * *

отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы и существованием в них, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная отрасль психологии С. п. выделилась в середине XX в. Она стремилась понять и объяснить, почему та или иная форма поведения вызывается тем, а не иным аспектом социальной среды. В числе прочего она изучает тот факт, что большая часть социальных восприятий сильнее зависит от истолкования данной ситуации, чем от самой ситуации. Пытается показать, каким образом чувства и мысли формируются в результате взаимных влияний людей. С. п. как наука включает следующие основные разделы: 1) психологию общения, изучающую закономерность общения и взаимодействия людей, в частности, роль общения людей в системе общественных и межличностных отношений; 2) психологию групп, изучающую психологические характеристики социальных групп- как больших (классы, нации), так и малых, здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, групповое принятие решений и др.; 3) социальную психологию личности, изучающую, в частности, проблемы социальной установки, социализации и прочее; 4) практические приложения. В отечественной С. п. рассмотрение всех этих проблем осуществляется на основе принципа деятельности (см. Психологическая теория деятельности), что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью, при условии, что указанная деятельность опосредствует всю систему внутригрупповых процессов. Данные С. п. широко используются в инженерной психологии при решении многих вопросов организации групповой деятельности операторов.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - профессиональная сфера, которая объединяет психологию, социальную психологию и социологию. Обычно разделяется на три широкие области социальной работы: 1. изучение условий жизни неблагополучных семей и помощь им, при этом особое внимание уделяется индивидуальной и семейной психотерапии; 2. групповая работа с акцентом на работе с неформальными группами, несовершеннолетними, конфессиями и т.п.; 3. отношения с сообществами с ориентацией деятельности на местные организации, учреждения и др. Социальная работа является важным звеном в психиатрической практике, например, в процессах ресоциализации пациентов, в оказании помощи их семьям, в создании и координации общественных организаций в поддержку психиатрических учреждений и в целях совместной деятельности с последними.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ИММИГРАНТАМИ

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ И ИММИГРАНТАМИ - а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления кризисного состояния и возвращения к самостоятельной жизни и жизнеобеспечению; б) оказание содействия в реализации возможностей и получении необходимых материальных ресурсов, предназначенных беженцам, иммигрантам в соответствии с законом.

Социальная работа с беженцами и иммигрантами направлена на содействие людям в решении их личностных проблем. В социальной работе реализуется государственная социальная политика по отношению к данной категории населения: осуществляется реабилитационная программа; оказывается психологическая помощь по преодолению душевных срывов и жизненных кризисов; предоставляется информация о возможностях и условиях реализации прав беженцев и иммигрантов; оказывается прямая натуральная и финансовая поддержка.

Работа с иммигрантами и беженцами проводится через социальные службы - систему государственных и негосударственных структур, имеющих в своем составе специализированные виды работ (правовая, реабилитационная, психологическая, финансовая и другие виды). Социальная работа ведется на индивидуальном групповом уровнях, а также с отдельными семьями, со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, престарелыми.

Социальный работник, осуществляющий работу с иммигрантами и беженцами, выполняет роль посредника между клиентом и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психологическом здоровье населения; содействует взаимопониманию между беженцами, иммигрантами и окружением; влияет на взаимодействие между организациями и институтами по оказанию помощи и услуг, защищает и помогает реализовывать интересы, права беженцев и иммигрантов, предоставляемые им в соответствии с законом. Наряду с высоким профессионализмом, социальный работник должен обладать такими обязательными качествами, как человеколюбие, склонность к сопереживанию, психологическая грамотность, хорошие коммуникативные и организаторские способности.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - осуществление своих прав и выполнение своих обязанностей, которые человеку предписывает его социальный статус (отца, матери, учителя и т.д.). В психопатологии нередко встречается игнорирование своей социальной роли, как и отождествление её с собственной личностью. Нередко и у здоровых индивидов возникают сложные психологические ситуации, когда индивид одновременно должен играть несколько противоречащих одна другой ролей. Этот ролевой конфликт может быть ситуацией, способной повлечь развитие невротических симптомов.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ [лат. socialis - общественный] - сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С. с. р. - это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. С. с. р. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. С. с. р., как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н.Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия - непринятия. С. с. р. ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой С. с. р., что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение С. с. р. выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития. Анализ С. с. р. позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу (Л .С. Выготский), т.е. два плана отношений: отношения «ребенок - общественный взрослый», как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности; отношения «ребенок - близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуальноличностные отношения. С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений как семья, детский сад, школа, общение с близкими сверстниками, неформальные молодежные организации, дополнительные образовательные учреждения и др. О. А. Карабанова

СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ - сознание индивидом своего единодушия с группой людей, с определенным обществом.

Я ваш, друзья, - хочу быть вашим,

На труд и битву я готов,

Лишь бы начать в союзе нашем

Живое дело вместо слов.

(Н. Добролюбов, Еще работы в жизни много)

Ср. национальная сплоченность, солидарность, аномия.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (от лат. stratus - слой, facio - делаю) - структура общества и его слоев, система признаков социальной дифференциации (образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п.), на основе которых общество делится на классы и страты (чаще всего на «высшие», «средние» и «низшие»). Разделение общества на классы, слои и группы, формирующие иерархию богатства, престижа и власти, является объективной предпосылкой возникновения противоречий между ними.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - относительно стабильная, организованная модель взаимосвязанных ролей, сттусов, норм и институтов, характеризующих группу или общество в определённый момент времени.

* * *

- устойчивые и упорядоченные связи между элементами общественной системы, обусловленные отношениями социальных групп, характеризующихся своим местом и ролью в материальном и духовном производстве и политической жизни. Особенности С. с. современного общества: вымывание традиционных промежуточных групп населения и быстрое увеличение новых; довольно быстрое увеличение количества населения, связанного как с традиционными, так и с новыми формами собственности, напр. интеллектуальной; увеличение разновидностей наемных работников, никак не идентифицирующих себя с рабочим классом; расширение доли трудоспособного населения, вытесняемого из производственного процесса, т. е. усиление новой маргинализации.

В результате усложнение С. с. сопровождается как социальной интеграцией, так и социальной дифференциацией. Появляются новые противоречия и новые своеобразия традиционных социальных конфликтов.

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (social therapy) - аспект лечения, который представляют практические советы в плане адаптации пациента к жизни со стороны терапевта. Синоним: Личностная терапия.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - 1. установка, лежащая в основе тенденции вести себя с другими людьми тем или иным образом; 2. определённая модель убеждений, которые являются общими для группы или общества в целом; 3. любое личное убеждение, приобретённое в процессе социализации.

* * *

- определенная модель убеждений, общих для группы людей или общества и, следовательно, для каждого отдельного их индивида.

Воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиной (А. Пушкин, Дубровский).

То была девушка с душою, с сильным характером, с аристократическим инстинктом, который так страшно возмущается от всего, что грязно и скудно (А. Дружинин, Полинька Сакс).

Сначала мучало меня разочарование… Потом страх вовсе не выдержать экзамена… сверх того, презрение к профессору за то, что он не был, по моим понятиям, comme il faut… (Л. Толстой, Юность)

Люди с определенным положением всегда будут сторониться простонародья, словно боясь унизить себя близостью к нему; а еще встречаются такие легкомысленные и злые озорники, которые для вида снисходят до бедного люда, чтобы только сильнее чваниться перед ним (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Ср.:

Оказалось, что там, где убеждения Клоцше подкреплялись убеждениями большинства, он был непоколебим (Г. Манн, Гретхен).

* * *

устойчивое внутреннее Отношение человека к кому-либо или к чему-либо. Социальная установка включает в себя три компонента: когнитивный (знания), эмоциональный (переживания) и Поведенческий (действия), которые в целом и определяют отношение к соответствующему объекту.

* * *

отношение человека к предметам, явлениям, процессам, сложившееся на основе знания и оценки.

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ (лат. fas - веление неба, предопределённое судьбой) - социально-психологический феномен, проявляющийся возрастанием активности в присутствии членов своей группы. Обычно касается простых и автоматизированных действий и не распространяется на плохо усвоенные или очень сложные модели поведения, которые, напротив, в таких условиях могут нарушаться или тормозиться.

* * *

см. Фасилитация. Эффект фасилитации возникает в относительно хорошо изученном или автоматическом поведении; присутствие других может тормозить или осложнять то поведение, которое хорошо не усвоено или которое является очень сложным (Ребер). Ср. игра футбольной команды на своем и чужом поле. Ср. хвастовство.

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ (СОЦИАЛЬНОЕ СПОСОБСТВОВАНИЕ)

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ (СОЦИАЛЬНОЕ СПОСОБСТВОВАНИЕ) - улучшение деятельности в присутствии других людей.

СОЦИАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - психологическое явление, когда индивид, относящийся к какой-то социальной группе, тонко, хорошо понимает другого индивида той же группы.

Ср. пословицу Рыбак рыбака видит издалека.

Ср.:

Раб предпочитает раба, господин - господина (Аристотель).

Ср. солидарность.

СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИЯ

СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИЯ [лат. socialis - общественный] - один из подходов к проблеме обучения, принятых в необихевиоризме. Термин «С. н.» обозначает приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ним. С. н. объяснялось при этом, исходя из основных понятий бихевиоризма (стимул, реакция, подкрепление), и экспериментально изучалось на животных. Так, крыса следовала в лабиринте за другой лишь в том случае, если реакции этой другой подкреплялись пищей. Указанный подход получил дальнейшее развитие в концепции социобихевиоризма (А. Бандура) и был дополнен введением познавательных факторов. За людьми была признана способность представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Благодаря этому даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается их имитировать. Приобретение новых реакций является в этих условиях менее длительным процессом, чем при выработке обычных навыков. В опытах по С. н. детям демонстрировались фильмы с образцами поведения, имевшего различные последствия (положительные или отрицательные). В зависимости от характера наблюдаемых последствий (вознаграждение или наказание) испытуемые подражали образцу в большей или меньшей степени. В последние годы с позиций теории С. н. широко обсуждается негативное влияние на развитие личности таких явлений современной массовой культуры как демонстрация сцен насилия в кино и по телевидению, распространение компьютерных игр с агрессивными сюжетами и т.п. М.Г.Ярошевский

СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ ТЕОРИЯ

СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ ТЕОРИЯ - теория А.Бандуры и Р. Уолтерса, основана на роли наблюдения или имитации (подражании, моделировании) моделей поведения других людей («моделей»).

СОЦИАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТЕОРИЯ

СОЦИАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТЕОРИЯ - обобщение, согласно которому некоторые из симптомов психического расстройства являются следствием влияния социальных условий и средств лечения, а не первичными признаками этого расстройства. Например, следствием «наклеивания ярлыков», поощрения пребывания в роли больного человека, атрофии социальных навыков и самоидентификации с больными.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ - общее название процессов, посредством которых человек, группа, общество влияют на мнения, установки, ценности и поведение индивида, групп людей или социальных классов. Термин распространяется и на влияние, которое лица с психическими отклонениями оказывают на других людей.

СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ - принуждающее воздействие других людей или групп людей на кого-либо, оказываемое за пределами формализованных систем ценностей общества.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - быстрое распространение мнений, эмоций, моделей поведения в обществе с помощью, например, слухов, дезинформации, социального давления. Является важным фактором развития массовых и/ или индуцированных психозов, распространения суеверий и предрассудков, включая отношение к душевнобольным и психиатрии. Так, психиатрические лечебницы часто пренебрежительно-грубо называют «психушками», «дурочками», «дурдомами», а психиатрию рассматривают как некую оторванную от системы знания о человеке «узкую» дисциплину.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - значение ситуации, события для группы людей, класса, общества.

СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДСТВО - собрание народных нравов, моральных норм, традиций, институтов, законов, обычаев и т.п, передаваемое от одного поколения другому.

СОЦИАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ - понимание социальных характеристик других людей (групп), их социальной роли, места в группе, сексуальной восприимчивости, репродуктивного состояния и др.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - система мероприятий по обеспечению Сотрудничества наемных работников, работодателей и представителей органов государственной власти в целях согласования социально-экономических интересов, Договорного урегулирования социально-трудовых Отношений и цивилизованного разрешения трудовых споров (конфликтов).

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - 1. любое поведение индивида, на которое влияет присутствие, мнения, эмоции, установки и действия других людей; 2. поведение, индивида, оказывающее влияние на мнение, чувства, действия других людей; 3. поведение, усваивамое в результате действия социальных факторов; 4. поведение индивида, которое определяется преимущественно социальной группой.

* * *

- поведение индивида, обусловленное присутствием или иным воздействием других лиц либо воздействующее на присутствующих. Ср. апопатическое поведение.

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО - вид социальных отношений, для которого характерны одинаковые права и свободы индивидов, принадлежащих к различным классам, социальным группам и слоям, их равенство перед законом. Антипод С. р. - социальное неравенство, которое возникло с разделением людей на группы, различающиеся своим экономическим, а затем - и социально-политическим положением в обществе. Функции С. р.: создание равных правовых возможностей для всех социальных групп; формирование благоприятных условий для преодоления социальных противоречий и конфликтов; предоставление условий для реализации каждым работником своих трудовых способностей. В современной России проблема С. р. крайне обострена. Дальнейшее углубление социального неравенства превращается в фактор дестабилизации всей общественной жизни.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ» - периодическое издание Калужского института социологии и консультирования. Выходит с 1994 г. До 2000 г. журнал издавался один раз в квартал, позже - 6 раз в год (С. Л. Прошанов, 2005). За прошедшие годы опубликовано множество статей по проблемам экспертизы, консультирования и практического регулирования социальных конфликтов, конфликтологической диагностики и образования.

СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ (social loafing) - свойство людей хуже выполнять простые и лучше более сложные в присутствии других людей, особенно если результаты работы индивида невозможно оценить с помощью формальных критериев.

Предыдущая страница Следующая страница