Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РАЙ"-"РАС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РАЙ"-"РАС")

РАЙМОНА-СЕСТАНА (ВЕРХНЕГО ОТДЕЛА ПОКРЫШКИ МОЗГА) СИНДРОМ

РАЙМОНА-СЕСТАНА (ВЕРХНЕГО ОТДЕЛА ПОКРЫШКИ МОЗГА) СИНДРОМ (Raymond, Sestan, 1903) - наличие на стороне очага повреждения головного мозга атаксии и хореоатетоидных движений, на противоположной стороне - гемипареза или гемиплегии и расстройства чувствительности. Отмечается также паралич взора - «больной смотрит в сторону очага». Расстройство наблюдается при поражении нервных структур в стволе мозга и относится к группе альтернирующих синдромов.

РАЙН

РАЙН (Rhine) Джозеф Бэнкс (1895-1980) - американский психолог и парапсихолог, один из основателей научной парапсихологии (также как и Л.Л. Васильев в России). Образование (биология и физиология растений) получил в Чикагском ун-те (бакалавр, 1922; магистр, 1923; д-р, 1925). С 1925 г. работал на кафедре ботаники ун-та Западной Вирджинии. Затем (1928) преподавал философию и психологию. С 1930 г. - ассистент профессора, с 1934 г. - ассоциативный профессор и с 1937 г. по 1950 г. - полный профессор, а также руководитель психологической лаборатории ун-та Дьюка и (до пенсии в 1965 г.) директор института Фундаментальных исследований человеческой природы в г. Дареме. С 1928 г. Райн начал научные исследования в лаборатории парапсихологии, основанной В. Мак-Дугаллом в университете Дьюка (впоследствии ставшей частным ин-том). До 1935 г. занимался проблемой жизни после смерти, затем до 1940 г. проводил исследования ясновидения, а с 1945 г. - телепатии, с 1950 г. начал исследования с паранормальных свойств животных. Под его руководством К. Зенер (Sener) проводил свои всемирно известные опыты с картами (карты Зенера). При поддержке В. Мак-Дугалла Р. основал в 1937 г. парапсихологический журнал (Journal of Parapsychology). Для объяснения пара-психологических феноменов обращался к понятию psi-функции, на которую не действуют известные физические законы и для анализа которой требуется изменение методологической ориентации с модели передатчик- канал- получатель на психолого-квантовую модель; но в реальных исследованиях его школы она не была задействована. Понятийно оформил два направления научной парапсихологии: изучение внесенсорного восприятия (ESP), когда рассматривается вопрос, есть ли возможность и, если есть, то в каких условиях принимать или посылать информацию через неизвестные еще сенсорные каналы, и изучение психокинеза (РК), когда исследуются прямые психические действия на физические системы. Основные труды П.: Extra-sensory Perception, 1934; Extrasensory Perception after sixty Years, 1940; The Reach of the Mind, 1947; Incorporeal personal agency: the prospect of a scientific solution / Parapsychology. 1960, 24; Progress in Parapsychology/(Ed.), 1971. И.М. Кондаков

РАЙТА РЕАКЦИЯ

РАЙТА РЕАКЦИЯ (по имени предложившего ее британского бактериолога и инфекциониста A. E. Wright, 1861-1947) - серологическая реакция для диагностики бруцеллеза, основанная на феномене агглютинации убитых нагреванием бруцелл при взаимодействии с сывороткой крови больных.

РАЙХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЙХ ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАК

РАК (син.: карцинома) - злокачественная опухоль, развивающаяся из эпителиальной ткани. В зависимости от ткани, из которой возникает опухоль, различают плоскоклегочный рак (из плоского эпителия), аденокарциному (из клеток железистого эпителия) и др.

В отличие от доброкачественных эпителиальных опухолей, растущих наружу или в просвет полого органа, рак обладает инфильтрирующим (инвазивным) ростом с безграничным распространением в прилежащих тканях, врастанием в лимфатические или кровеносные сосуды. По отношению к стенке полого органа рост опухоли может быть эндофитным (в толщу стенки) и экзофитным (в просвет органа). При экзофитном росте формируется полусферическое, грибовидное или ворсинчатое опухолевое образование. Ткань опухоли часто некротизируется, при этом образуются различной формы язвы (например, блюдцеобразный рак желудка).

Распространение опухолевых клеток по лимфатическим и кровеносным сосудам приводит к возникновению вторичных очагов опухоли - метастазов в регионарных лимфатических узлах или отдаленных органах.

Клиническая картина рака различных органов разнообразна и не укладывается в единую схему. Кроме признаков нарушения функции самого пораженного органа, возможны симптомы интоксикации, вызываемой продуктами распада опухоли и действием специфических веществ, выделяемых опухолью. К признакам рака относятся не объяснимые другими причинами похудание, ухудшение или изменение аппетита, слабость, появление кашля, нарушение стула, появление болей в грудной клетке, животе, колебания температуры тела, малокровие, отрыжка, примесь крови в кале, моче, мокроте (особенно при их появлении на фоне предшествующих хронических заболеваний). Таких больных необходимо направить к врачу для проведения тщательной дифференциальной диагностики, особенно при нарастании симптомов, несмотря на проводимое лечение.

Необходимо стремиться к выявлению предопухолевых заболеваний и ранних стадий рака, что гарантирует высокий процент излечиваемостп. Доклинические формы рака могут быть выявлены на профосмотрах, а также благодаря обучению методам самообследования (например, молочных желез) и повышению санитарной грамотности населения. Ведущее место в диагностике занимают рентгенологический и эндоскопический методы. Для уточнения диагноза и выбора соответствующего вида лечения необходимо морфологическое исследование материала опухоли, который получают при биопсии. Вспомогательное значение в диагностике могут иметь лабораторные (биохимические, иммунологические, гематологические) методы.

См. так же Опухоли.

РАК ПАНКОСТА

Рак верхней доли легкого, прорастающий плевру, иногда поражающий нижние шейные позвонки, выходящий в зону расположения шейных симпатических узлов, сдавливающий сосуды и нервы шеи и надплечья. Описал американский рентгенолог Pancoast (1875-1935). Он ведет к развитию синдрома Панкоста-Тобиаса (см.).

РАМСЕЯ ХАНТА СИНДРОМ

РАМСЕЯ ХАНТА СИНДРОМ (описан американским неврологом J. R. Hunt, 1872-1937; синоним - синдром коленчатого узла) - ганглионит коленчатого узла, вызываемый вирусом опоясывающего герпеса и проявляющийся болью в узле, часто с иррадиацией в лицо, затылок, шею, высыпаниями в области наружного слухового прохода, барабанной перепонки, иногда на языке и нёбе, поражением лицевого нерва с параличом мимической мускулатуры и преддверно-улиткового нерва с головокружением, шумом в ухе и снижением слуха на стороне поражения. Лечение ацикловиром.

J. R. Hunt. On herpetic inflammations of the geniculate ganglion: a new syndrome of its complications. [The] Journal of nervous and mental disease, 1907; 34: 73-96.

РАМУЛЬ

РАМУЛЬ (Ramul) Константин (1879-1975) - эстонский психолог, специалист в области теории и истории психологии. Д-р педагогических наук (1939), профессор (с 1928). Заслуженный деятель науки Эстонской ССР (1964), один из лидеров психологии в Эстонии. Председатель эстонского отделения Общества психологов СССР (с 1960). Учился в Рижской духовной семинарии, затем на историческом отделении Петербургского ун-та, который окончил в 1908 г. Работал учителем и директором в средних школах Эстонии (1908-1919). С 1919 г. -доцент философии и психологии (с 1928 г. - профессор) Тартусского ун-та, где проработал более 50 лет (1919-1975). В 1921 г., продолжая линию своих предшественников - Э. Крепелина, В. Ф. Чижа, создает при ун-те экспериментальную психологическую лабораторию, которую оборудует экспериментальными приборами, в том числе сконструированными им самим. Разрабатывал методику преподавания психологии в средней школе. В исторических исследованиях Р. содержится анализ психологических взглядов известных ученых, представителей мировой и российской психологической мысли. Рассматривал специфику экспериментального подхода к изучению психических явлений, осуществлял систематизацию методов и методик экспериментального исследования. Автор трудов в рус. пер.: Демонстрационные опыты по психологии, Тарту, 1958; Введение в методы экспериментальной психологии, Тарту, 1965; Из истории психологии, Тарту, 1974. Л,А. Карпенко, В.А. Кольцова

РАНА

РАНА (общеславянск. индоевропейского происхождения) - 1. в медицине - любой разрыв или нарушение целостности ткани, вызванное физической травмой или иным физическим воздействием; 2. в клинической психологии - «прореха» в психологической «ткани» человека, возникшая в результате эмоциональной травмы или психологического насилия (имеется в виду амнезия психотравмирующих впечатлений).

РАНВЬЕ ПЕРЕХВАТЫ

РАНВЬЕ ПЕРЕХВАТЫ - узкие промежутки между клетками миелиновой оболочки по ходу нервных волокон.

РАНГ

РАНГ (фр. rang - ряд) - 1. в статистике - положение в упорядоченном ряду значений; 2. в психопатологии - положение симптома в определённом континууме диагностических значений. Например, симптомы первого ранга имеют наибольшее диагностическое значение (хотя они и не являются патогномоничными).

* * *

звание, чин, разряд, категория. В социальной конфликтологии определяется по принципу «высший»-«низший» и предполагает заведомо более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне.

РАНГ МАТРИЦЫ

РАНГ МАТРИЦЫ -

наибольшее число линейно-независимых строк (или столбцов) матрицы.

РАНГ ОППОHEНТА

РАНГ ОППОHEНТА (фр. rang - разряд) - это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки. Р. о. отличаются наличием и величиной их деструктивных «потенциалов». В межличностных конфликтах - это физическая сила, оружие, в войнах - это вооруженные силы, характер вооружения и т. п.

РАНГ ОППОНЕНТА

РАНГ ОППОНЕНТА - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте; «сила» оппонента, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры.

РАНДОМИЗИРОВАННЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОБЫ

РАНДОМИЗИРОВАННЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОБЫ (англ. random - случайный; наугад, наобум) - методы испытания эффективности предполагаемого к практическому применению лекарственного препарата на добровольцах тем или иным вариантом «слепого» метода. Синоним: Пробы действенности.

РАНДОМИЗИРОВАТЬ

РАНДОМИЗИРОВАТЬ (англ. random - случайный; наугад, наобум)- 1. производить отбор чего- или кого-либо таким образом, чтобы каждое событие или явление имело равную и независимую вероятность попать в выборку; 2. организовывать последовательность или подбор событий таким образом, чтобы не возникало никакой определённой модели или системы.

РАНЕЕ ВИДЕННОГО СИМПТОМ

РАНЕЕ ВИДЕННОГО СИМПТОМ - вариант феномена дежа вю (см.), который отдельные исследователи рассматривают как свойственный пациентам с опухолью височной доли и/или мозолистого тела. Описывается как эпизодически возникающее состояние дереализации с одновременным ощущением того, что воспринимаемое в данный момент кажется уже знакомым, когда-то виденным ранее (Губа, 1977). См. Дежа вю (d?j? vu).

РАНЖИРОВАНИЕ

РАНЖИРОВАНИЕ - перечисление в речи лиц, событий и др. по их социальному весу, степени значимости в данной ситуации. Этим достигается информация о степени их важности, значимости, устраняется или снижается недовольство, обида относительно недостаточности их учета. Это должно тщательно продумываться. Ср. место дамам.

РАНЖИРОВАТЬ

РАНЖИРОВАТЬ - упорядочивать или расставлять значения, события, людей и т.д в определённом порядке.

РАНИМОСТЬ

РАНИМОСТЬ - чувствительность к отрицательным отзывам, замечаниям, повышенная эмоциональность при восприятии обид. Ср. чувствительность, комплекс неполноценности.

* * *

особенная чувствительность человека к критике, к замечаниям в его адрес, к лично затрагивающим его шуткам, высказываниям и действиям.

РАНК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАНК (РОЗЕНФЕЛЬД) ОТТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАННЕЕ ДЕТСТВО

РАННЕЕ ДЕТСТВО - возрастной период, определение которого зависит от контекста значений в котором термин используется. Согласно законодательству ряда стран, раннее детство есть несовершеннолетие, возраст до 18 или 21 года. В психологии развития - это возраст от 2 до 6 лет, следующий за младенчеством (первые 2 года жизни после рождения). В психопатологии детского возраста - это возраст от 1 до 6 лет, а в отечественной психиатрии - от 1 года до 3 лет.

РАННЕЕ СЛАБОУМИЕ

РАННЕЕ СЛАБОУМИЕ - психическое заболевание с обязательным и быстрым наступлением специфического по своим проявлениям слабоумия. Синонимы: Dementia praecox, Шизофрения.

РАННИЙ АЛКОГОЛИЗМ

РАННИЙ АЛКОГОЛИЗМ - развитие симптоматики алкогольной зависимости в возрасте до 18 лет. "Омоложение" алкоголизма отмечается в последние десятилетия во многих странах мира. Обычно считается, что незрелость личности и молодой возраст (особенно подростковый и детский) при определённых обстоятельствах, в особенности при отсутствии жёсткого государственного контроля за производством и сбытом алкогольных напитков существенно облегчают развитие алкогольной зависимости и значительно ускоряют течение заболевания.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

РАННИЙ ВОЗРАСТ (синоним: преддошкольный возраст) - стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира. Ведущей деятельностью в Р. в. является овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (от 1 года до 1,5 лет); 2) этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). Основные линии психического развития детей в Р. в.: 1. Развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира. 2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми. 3. Развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры. 4. Овладение пассивной и активной речью. 5. Развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, появление стремления достичь в ней результата. 6. Становление общения со сверстниками. 7. Формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации. Роль опыта, приобретаемого детьми в Р. в., для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе. Л.Н.Галигузова

РАННИЙ ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД (РПП)

РАННИЙ ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД (РПП) - преждевременное половое созревание (до 7 лет у девочек и 9 лет у мальчиков). Различают: 1. идиопатический РПП; 2. церебральный РПП; 3. гипергонадный РПП и 4. супраренальный РПП. В клиническом плане пациентам, помимо появления излишне ранней сексуальности, свойственны дистимия, дисфория, тревога, гневливость, у ряда из них наблюдаются диспластическое телосложение и низкий рост.

РАННЯЯ ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ

РАННЯЯ ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ - преждевременное, до наступления половой и физической зрелости начало половой жизни. В странах с умеренным климатом это возраст мальчиков до 16-17 лет, девочек - до 15-16 лет. Начало половой жизни до наступления юридического совершеннолетия рассматривается не как девиантное поведение, а как нежелательное социальное явление. Прямое или косвенное поощрение ранней половой жизни в значительной степени связано, в частности, с влиянием педофилов и лоббированием их интересов в средствах массовой информации и во властных структурах.

РАНШБУРГА СИМПТОМ

РАНШБУРГА СИМПТОМ (Ranschburg, 1905) - признак патологии речи, главным образом письменной. Созвучные (гомогенные) слоги или части слова при этом сплавляются, контаминируются или, напротив, опускаются. Например, вместо «папаха» пишется «паха».

РАНШБУРГА ЭФФЕКТ

РАНШБУРГА ЭФФЕКТ - обобщение, согласно которому в условиях тахископического предъявления стимулов распознаётся больше стимулов, когда они все различны, чем когда некоторые из них идентичны один другому.

РАПАПОРТ

РАПАПОРТ (Rapaport) Дэвид (1911-1960) - американский психоаналитик, один из лидеров эгопсихологии. Д-р философии (1938). Окончил Будапештский ун-т (1935), в котором изучал математику и физику. В 1938 г. переехал в США. Некоторое время работал психологом в Нью-Йорке. Самостоятельно осваивал и совершенствовал свои познания в психоанализе. В 1940-1948 гг. работал директором школы клинической психологии. Исследовал проблемы эмоций, памяти, строения личности, контролирующих функций Эго, методов психоаналитического познания, развития психоаналитической теории и др. В 40-х гг. в связи с исследованием психосексуальных проблем разработал модификацию интерпретации ТАТ (созданного Г. Мюрреем тематического апперцептивного теста). Широко использовал тестирование в качестве диагностического метода. Развивал психоаналитическую теорию мышления. Уделил большое внимание разработке и дополнению принципов психоаналитической теории и систематизации психоаналитического учения. Ввел в психоаналитическую метапсихологию структурные и адаптивные измерения. Сформулировал и развил ряд идей эгопсихологии. Автор книг: Эмоции и память, 1942; Диагностическое психологическое тестирование (2 тт., в соавторстве с Р. Шэфером и М. Гиллом), 1945-1946; Структура психоаналитической теории: попытка систематизации, 1959; и др. В. И. Овчаренко

РАПОПОРТ

РАПОПОРТ (Rapoport) Анатолий Бо-рисович(р. 1911) - американский (российского происхождения) психолог, биолог, математик. Представитель операци-онализма. Образование получил в Чикагском ун-те (бакалавр, 1938; магистр, 1940; д-р, 1941). С 1955 г. - профессор математической биологии Института психиатрии Мичиганского ун-та. Один из основателей (1955) и президент (1965-66) Международного общества по исследованию проблем общей семантики. Президент общества общих системных исследований (1965-1966). Поч. д-р наук Западно-Мичиганского ун-та (1971), профессор Торонтского ун-та (с 1984). Один из ведущих редакторов журналов General Systems (1956-1977), Behavior Science (с 1956), чл. редкол. ряда других научных журналов. Имеет международную награду Ленца За мирные исследования (1975), награду За всесторонние достижения Общества системных исследований (1983). Ранние исследования Р. были посвящены формальным математическим моделям диффузии, которая может интерпретироваться достаточно широко: как распространение возбуждения нейронами, как проявление поведенческой модели, как болезнь или как определенное настроение. Вслед за Льюисом Ф. Ричардсоном, который разрабатывал математические модели гонки вооружений и воинственных настроений, стал включаться в так называемые мирные исследования, рассматривая войну как болезнь человечества. Р. утверждал, что война более не является борьбой, но скорее становится организацией широкомасштабного культурного и экономического мероприятия, которое пользуется последними достижениями науки и техники. В изучении войны выделял два подхода: общетеоретический и анализ стратегического мышления. Последний привел его к изучению теории игр. Исследовал связи между языком, мышлением и действием, изучал использование языка в конфликтных ситуациях. Одним из первых применил теорию игр для анализа поведения, что описал в книге Дилемма узника (Prisonerстиs dilemma. Ann Arbor, 1965 (совм. с A.M.Chammah). Пользуясь эксперимен-3 История психологин 385 тальными играми показал, что искушение нулевых игр столь велико, что соперники почти не в состоянии избежать социальных ловушек, т.е. взаимно невыгодных конфликтных разрешений ситуаций, хотя при другом выборе можно было бы достичь взаимовыгодных результатов. Возникающие в подобных играх парадоксы, по мнению Р., проистекают из различий между индивидуальным и коллективным разумом. В дальнейших исследованиях разрабатывал различные подходы к построению общей теории систем и применению системного подхода в психологии. Автор книг: Operational Phylosophy, N.Y., 1953; Semantics, N.Y., 1975; General System Theory: Essential Concept and Applications, Camb., Mass., 1986. В рус. пер. изданы : Замечания по поводу общей теории систем / в кн. Общая теория систем, М., 1966; Экспериментальное исследование параметров самоорганизации в группе из трех испытуемых/в кн. Принципы самоорганизации, М., 1966; Различные подходы к общей теории систем/ в кн. Системные исследования, М., 1969. Л.А. Карпенко

РАПОПОРТ АНАТОЛЬ

РАПОПОРТ АНАТОЛЬ (род. в 1911 г., Лозовая, Россия) - американский философ, представитель операционализма, биолог, психолог. В 1941 г. окончил Чикагский университет. С 1955 г. - профессор математической биологии Института психиатрии Мичиганского университета. Один из основателей (1955) и президент (1965-1966) Международного общества по исследованию проблем общей семантики. Один из ведущих редакторов журналов ETC и Behavior Science. Получил известность благодаря анализу связей между языком, мышлением и действием. Проводил исследования использования языка в конфликтных ситуациях. Один из первых применил теорию игр для анализа поведения в конфликте, что описал в книге «Дилемма узника» (1965).

РАПОПОРТА ПРОБА

РАПОПОРТА ПРОБА (Рапопорт, 1924) - качественный метод определения паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе. Выдыхаемый воздух прогоняется при этом через раствор концентрированной серной кислоты и перманганата калия в дистиллированной воде. При наличии в воздухе паров спирта раствор обесцвечивается.

РАППОРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАПТУС

РАПТУС (лат. raptus - резкое движение; захватывание, грабёж) - кратковременный приступ острого, исступлённого возбуждения, вызванный или сопровождаемый чрезмерно интенсивным для данного индивида и неконтролируемым им аффектом (тоской, страхом, тревогой, ликованием, экстазом). Некоторая часть состояний раптуса (проявляющихся крайне интенсивными страхом и тревогой) в настоящее время обозначается термином паническая атака.

* * *

(от лат. raptus - захватывание). Приступ неистового возбуждения (меланхолический взрыв), вызванный чрезмерно сильным по степени выраженности аффектом тоски или страха, возникающий на фоне депрессивного состояния, заторможенности или ступора.

РАПТУС ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ

РАПТУС ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ - психомоторное возбуждение пациента, вызванное или проявляющееся острым чувством страха, растерянностью и предчувствием неминуемой близкой смерти от мнимого заболевания или происходящим, как уверен в это время пациент, катастрофическим разрушением его внутренних органов (например, если имеет место остро возникший нигилистический бред). Иногда такое состояние возникает под влиянием наплыва множества сенестопатий («сенестопатического криза»). В связи с растерянностью и отчаянием, когда пациенты уже не надеются получить необходимую помощь, они могут совершать внешне ничем не мотивированные суицидные попытки или, напротив, агрессивные действия, если последние снижают уровень аффективной напряжённости.

РАПТУС ИСТЕРИЧЕСКИЙ

РАПТУС ИСТЕРИЧЕСКИЙ - психогенное возбуждение истерического пациента, если психотравмирующая ситуация оказалась невытесненной им или не скрытой за переживаниями сумеречного помрачения сознания. Пациент в это время мечется, кричит, причитает, рыдает, хохочет, бьёт посуду, налетает на кого-то с кулаками, оскорбляет, совершает попытки парасуицида и т.п., при этом в его поведении усматриваются элементы демонстративности, расчитанные на внешний эффект и привлечение внимания окружающих к себе и своему горю. Явно театрализованный приступ буйства вскоре прерывается каким-то внешним воздействием или завершается сам собою слезами, всхлипыванием, приёмом успокоительных или сердечных лекарств, с последующим прихорашиванием и поведением, которым пациент как бы говорит, что ничего особенного на самом деле не произошло и с ним уже всё в порядке.

РАПТУС КАТАТОНИЧЕСКИЙ

РАПТУС КАТАТОНИЧЕСКИЙ - внезапно возникающее, скоротечное, обычно импульсивное и нередко сопровождающееся разрушительными действиями возбуждение пациента, находившегося до этого в нормальном, или, что бывает много чаще, в состоянии кататонического ступора. Состояния кататонического возбуждения могут проявляться в стереотипной форме, будучи приуроченными к определённым ситуациям. Например, пациент регулярно бьёт при этом стёкла в палате, отчего он получил прозвище «стекольщик». Иногда подобные эпизоды возбуждения случаются на фоне полного, казалось бы, психического благополучия («психотические зарницы», возникающие в продромальной стадии шизофрении).

РАПТУС МАНИАКАЛЬНЫЙ

РАПТУС МАНИАКАЛЬНЫЙ - беспорядочное психомоторное возбуждение, возникающее на фоне типичной маниакальной гиперактивности в момент внезапного обострения болезненного состояния. Синонимы: Furor maniacalis, Маниакальное буйство.

РАПТУС МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ

РАПТУС МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ - возникающие в состоянии мучительной тоски, невыносимой душевной боли и выраженной психомоторной заторможенности внезапные приступы возбуждения, во время которых пациенты проявляют своё отчаяние тем, что кричат, стонут, рыдают, катаются по полу, стенают, рвут на себе одежду, рвут волосы, наносят самоповреждения и иногда совершают суицидные попытки. Указанные действия, по их словам, несколько смягчают остроту ощущения душевного страдания.

РАПТУС ТРЕВОЖНЫЙ

РАПТУС ТРЕВОЖНЫЙ - связанные с резким усилением тревоги, страха, внутреннего напряжения и беспокойства приступы двигательного возбуждения, во время которых пациенты не могут оставаться на одном месте, они мечутся из стороны в сторону, кусают себе руки, громко кричат, повторяют одни и те же слова или фразы тревожного содержания (тревожные вербигерации), могут совершать суицидные попытки.

РАПТУС ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ

РАПТУС ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ - приступы возбуждения с яростью и агрессией, возникающие у пациентов с эпилепсией в различных болезненных состояниях (дисфории, аффективной реакции с неистовой озлобленностью и бешенством, во время височного эпилептического припадка с аффективным расстройством, послеприпадочного расстройства, сумеречного помрачения сознания).

РАПУНЦЕЛЬ СИНДРОМ

РАПУНЦЕЛЬ СИНДРОМ (по имени девушки с длинными косами в одной из сказок братьев Гримм) - закупорка кишок, вызванная систематическим проглатыванием волос и образованием в желудке трихобезоаров - волосяных конгломератов, способных повлечь явления кишечной непроходимости. Наблюдается у пациентов с трихотиллофагией.

* * *

(по имени персонажа одноименной сказки братьев Гримм - девушки с длинными волосами, заплетенными в косу) - разновидность механической кишечной непроходимости, обусловленная образованием в тонком кишечнике конгломерата, состоящего из постоянно проглатываемых волос (трихобезоар); наблюдается у детей, страдающих психопатией, олигофренией, систематически выдергивающих и заглатывающих волосы. Клиническая картина зависит от величины, формы безоара, характера его поверхности, длительности пребывания в желудке, осложнений (изъязвление, кровотечение, перфорация стенки желудка); часто отмечаются постоянная тупая боль, чувство тяжести в эпигастрии, изжога, рвота; при пальпации живота можно определить плотное подвижное образование в эпигастральной области; большое значение имеют рентгенодиагностика и гастроскопия; нередко жалобы и данные пальпаторного исследования приводят к ошибочному диагнозу злокачественной опухоли желудка. До развития симптомов непроходимости при рентгеноконтрастном исследовании в тонкой кишке определяют дефект наполнения округлой или овальной формы, соответствующий трихобезоару. Лечение оперативное.

E. D. Vaughan Jr, J. L. Sawyers, H. W. Scott Jr. The Rapunzel syndrome. An unusual complication of intestinal bezoar. Surgery, 1968; 63: 339-343.

РАСА

РАСА (фр. race) - исторически сложившаяся часть человечества, характеризующаяся некоторыми общими наследственными признаками (ростом, формой черепа, цветом кожи, волос и глаз и др.), обусловленными единством происхождения и областью расселения. Указанные расовые признаки обладают, как считается, второстепенным значением, они не имеют прямого отношения к внутренним качествам индивида, в том числе и к основным характеристикам психического расстройства. Принято различать три расы: негроидную, европеоидную и монголоидную; 2. термин, возникший вследствие «антропологического простодушия» и предназначенный обозначать основные подразделы вида homo sapiens по их физическим признакам, таким, как цвет кожи, группа крови, структура волос и т.п. Указанные признаки весьма относительны, ключевым критерием расовой принадлежности считается ныне самоидентификация индивида.

РАСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

РАСИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - доктрина, согласно которой люди из необеспеченных слоёв общества рассматриваются как генетически и психологически неполноценные существа, принадлежащие к иной антропологической категориираса рабочих», "люди второго сорта"), нежели высшие сословия, аристократия, представители элитарных социальных кругов («раса господ»). Так считают и продолжают считать многие известные лица, в том числе и в РФ, а ранее в дореволюционной России (в частности, Н.А.Бердяев, И.А. Бунин, А.А. Шеншин (Фет) и др.). Любопытно, что после буржуазного реванша в РФ (1991-1993) многие жители страны почему-то решили, что, наконец-то, теперь они могут называть друг друга "господами", не предполагая, повидимому, что называя кого-либо таким образом, они сами, по собственной «доброй» воле ставят себя в унизительное положение лакеев, слуг, холуев. Теоретическим обоснованием социального расизма является, в основном, социал-дарвинизм.

РАСИНА СИНДРОМ

РАСИНА СИНДРОМ (описан швейцарским врачом V. Racine, 1898-1946) - предменструальный синдром: набухание слюнных и молочных желез за 4-5 дней до начала менструации с регрессом симптоматики после ее наступления.

W. Racine. Le syndrome salivaire premenstruel. Schweizerische medizinische Wochenschrift, Basel, 1939; 69: 1204-1207.

РАСКАЯНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСКИНА ШКАЛА ДЕПРЕССИЙ

РАСКИНА ШКАЛА ДЕПРЕССИЙ (Raskin, 1968) - шкала оценки не только симптоматики, отдельных проявлений, но и глубины, степени тяжести депрессии в целом.

РАСКОВАННОСТЬ

Ср. непринужденность, сензитивность.

РАСМУССЕНА АНЕВРИЗМА

РАСМУССЕНА АНЕВРИЗМА (описана датским патологом F. V. Rasmussen, 1834-1877) - аневризма артерии, находящейся в полости каверны; разрыв ее может стать причиной кровохарканья, легочного кровотечения.

F. V. Rasmussen. Om haemoptyse, navnlig den lethale, i anatomisk og klinisk Henseende. Hospitals-Tidende, Copenhagen, 1868; 11: 33-36, 37-40, 41-43, 45-46, 49-52.

РАСМУССЕНА ЭНЦЕФАЛИТ

РАСМУССЕНА ЭНЦЕФАЛИТ (назван по имени американского невролога T. Rasmussen, 1910-2002, однако клиническая картина описана задолго до него российским неврологом А. Я. Кожевниковым, 1836-1902) - хронический прогрессирующий очаговый энцефалит. Проявляется преимущественно в детском возрасте парциальными судорожными эпилептическими припадками, часто принимающими форму кожевниковской эпилепсии, на фоне которых нарастают очаговая симптоматика (гемипарез, гемианопсия, афазия) и психические расстройства. Заболевание нередко возникает вскоре после перенесенной инфекции. У части больных выявлены аутоантитела к рецепторам возбуждающего медиатора глутамата, с которыми предположительно связывают развитие заболевания. В ряде случаев эффективны глюкокортикоиды, плазмаферез, иммуноглобулины.

T. Rasmussen, J. Olszewski, D. Lloyd-Smith. Focal seizures due to chronic localized encephalitis. Neurology, 1958; 8: 435-445.

РАСОВОЕ НЕРАВЕНСТВО

РАСОВОЕ НЕРАВЕНСТВО - отношения между этническими общностями, группами, основанные на. признании различий в физических, биологических, культурно-психологических особенностях людей.

Теории расового неравенства, получившие широкое распространение в период колонизации народов Азии, Африки, Латинской Америки, обосновывали превосходство белой расы над другими на основе внешних признаков, прежде всего биологических и психологических.

Французский ученый Ж.А. Гобино считал, что арийцы являются "высшей расой", и сформулировал на этой основе первую расистскую концепцию. Теории расового неравенства получили развитие и закрепление в социальном дарвинизме, мальтузианстве, евгенике и т. д.

Биологические и психологические различия являются, согласно теориям расового неравенства и политике расовой дискриминации, причинами господства и подчинения. Сторонники политики ассимиляции используют концепцю Р.н. для полного поглощения чуждых этнических групп. Если политика ассимиляции осуществляется насильственным способом, то наблюдаются сегрегация, изгнание, уничтожение представителей конкретных этнических общностей, если эволюционным - то происходит поглощение самобытности и культуры этнических меньшинств.

Формами насаждения Р. н. является политика расизма, длительного порабощения народов. Р.н. закрепляется с помощью пропаганды и навязывания расистских стереотипов, предрассудков и отношений, выработки поведения в соответствии с расистскими установками. Преодоление негативных последствий Р.н., осуществляется посредством установления равноправных отношений между этническими группами, общностями.

РАСОВОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ТЕОРИЯ

РАСОВОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ТЕОРИЯ - в криминологии - положение, в соответствии с которым некоторые расы особенно расположены к совершению преступных деяний. Так, антрополог Э Хутон утверждает, что различия между человеческими расами столь же велики, как и различия между отдельными видами животных. Основываясь на том, что поведение шимпанзе и поведение гориллы существенно отличаются друг от друга, он делает вывод, согласно которому "обоснованно будет предположить, что различные физические расовые типы людей представляют отличные друг от друга умственные и эмоциональные качества в соответствии с особенностями их физической организации, обусловленными их происхождением". Криминологи-расисты утверждают, в частности, что негры совершают преступления в 4 раза чаще, чем европеоиды. С арифметикой у таких криминологов существуют очень серьёзные проблемы. Стоит заметить также, что система апартеида в ЮАР гуманистов-европеоидов было ликвидирована лишь в начале 1990-х годов, но это вовсе не означает, что с расизмом в Африке и на планете в целом покончено раз и навсегда, он вновь поднимает голову и не только в Европе.

РАСОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

РАСОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - созданные искусственно противоречия между различными расами.

Несмотря на то, что основой расового деления являются биологические и психологические различия, Р. п. носят социальный характер и обусловлены уровнем экономического развития рас, в частности, приоритетным экономическим развитием белой расы. Колониальная политика на многие годы закрепила подчиненное положение других рас, сформировав таким образом в коллективном сознании определенные установочные ориентиры, стереотипы в расовых отношениях.

Р.п. часто принимают политическую форму (см.: Дискриминация этническая). В условиях полиэтнического государства представители различных народов могут пользоваться неравными правами, существуют ограничения как формального, так и неформального характера при приеме на работу, получении социальных льгот, и, соответственно, существуют различия в уровнях доходов, а также социальных гарантиях и возможностях. Политика, закрепляющая Р.п. на государственном уровне, получила название апартеида. Она ведет к наиболее острой форме расовых отношений.

Расистские концепции обосновывают приоритет одной из рас. По воле расистов обострение Р.п. ведет к возникновению межэтнических конфликтов (см.: Межэтнические конфликты), дестабилизирует общество. Р.п. могут затрагивать не только политическую, экономическую, социальную сферы, но и культурную, когда предпринимаются попытки разрушить культуру других рас в силу ее "примитивности" и заменить более "высокой" культурой. Обострение Р.п. может иметь место и в процессе возрождения национального сознания, сопровождаясь при этом сопротивлением угнетенных народов.

РАСПАКОВЫВАТЬ

РАСПАКОВЫВАТЬ - 1. в информатике - восстановление первоначальных данных, которые хранились (были "упакованы") вместе с другими данными; 2. в психологии памяти - воспроизведение определённой информации из памяти путём выделения её из большого запаса других воспоминаний и знаний.

РАСПИСАНИЕ БОЛЕЗНЕЙ

РАСПИСАНИЕ БОЛЕЗНЕЙ - ведомственный термин, обозначает список патологий, которым определяется годность к службе в армии, во внутренних органах и т.п.

РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ

РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ - раздел кибернетики, разрабатывающий теорию и принципы построения систем, разделяющих сложные ситуации на заданные классы. В инженерной психологии играет большую роль при решении задач профессионального отбора (отнесение испытуемых к той или иной группе), диагностики функциональных состояний оператора, обнаружения сигналов на фоне помех, принятия решений оператором и др.

РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ ТЕОРИЯ

РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ ТЕОРИЯ -

научное направление, основывающееся на данных психологии и физиологии, теории вероятностей и связанное с разработкой принципов и построением систем (в т.ч. на базе ЭВМ), предназначенных для определения принадлежности данного обьекта к одному из заранее выделенных классов обьектов.

РАСПОЛОЖЕНИЕ

РАСПОЛОЖЕНИЕ - хорошее отношение, симпатия к кому-л. Возможное проявление - пожимание руки, похлопывание по плечу, заключение в объятия, нежные интонации.

Ирина мало стеснялась в выражении чувств своих, а потому для князя и княгини расположение ее к Литвинову оставалось тайной недолго (И. Тургенев, Дым).

Ср. доброе отношение, любовь.

РАСПОРЯЖАТЬСЯ

См. приказывать. В чужом доме не распоряжаются (Словарь Даля).

РАСПОЯСАТЬСЯ

РАСПОЯСАТЬСЯ - утратить сдержанность, обнаглеть. Расходиться шутками или проказами (Словарь Даля). Отрицательное поведение. Не следует давать для этого повод. Лучше реагировать очень спокойно. Можно уйти в знак протеста, причем лучше в начальной стадии, а не в конечной. Ср. разнузданность.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - 1. вообще - процесс определения соответствующей позиции для человека (например, в организации обучения, производства и др.); 2. любое систематическое представление значений, данных и т.п., при котором указывается частота или вероятность, с которой встречается любое значение или класс значений.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ -

одно из основных понятий теории вероятностей, отражающее вероятность принятия какой-либо случайной величины того или иного конкретного значения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ -

одно из качеств внимания, проявляющееся в способности личности концентрировать сознание на одновременном восприятии нескольких обьектов, явлений (обычно до 6-10).

* * *

Распределение внимания - одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях.

Распределение внимания объясняется тем, что многие привычные операции могут управляться участками коры головного мозга, находящимися в состоянии относительного торможения. Другими словами, распределение внимания тесно связано с наличием хорошо организованных навыков, а также привычек, материальной основой которых являются различного рода динамические стереотипы. И. П. Павлов писал, что мы, занятые одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас. При этом побочное действие контролируется теми участками коры больших полушарий, где имеются прочные, закрепленные в прошлом опыте временные связи, в то время как основное действие связано с оптимальным участком коркового возбуждения. Человек не сможет одновременно выполнять два дела, если он ни одного из них не умеет делать хорошо, если каждое требует от него обдумывания и внимания ко всем мельчайшим деталям.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ - определение действий и операций, решаемых человеком и машиной для обеспечения требуемой эффективности системы. Для решения этой задачи могут применяться качественные и количественные методы. Первые применяются обычно на ранних этапах проектирования СЧМ, в их основе лежат специальные перечни преимущественных возможностей человека и машины по решению тех или иных задач. На более поздних этапах проектирования применяются количественные методы. Основу их составляет нахождение максимума некоторой целевой функции, определяющей эффективность СЧМ. Затем строится функциональная структура системы, т. е. такое ее изображение, в котором каждому элементу приписаны определенные действия, но не выбрано, каким реальным образом это действие реализуется. Пользуясь функциональной структурой, находят аналитическую зависимость частных показателей xt от аналогичных показателей отдельных элементов структуры, а также ограничивающие условия для X,. Тогда каждый элемент функциональной структуры может быть реализован с помощью различных технических устройств или оператором. Задача распределения функций состоит в том, чтобы для заданной функциональной структуры подобрать такой вариант реализации отдельных элементов, который делает эффективность системы максимальной. В математической постановке задача заключается в максимизации целевой функции при выполнении выдвинутых ограничивающих условий. С математической точки зрения решение задачи не представляет принципиальных трудностей и осуществляется методами дискретного прогр аммирования.

РАСПРЕДЕЛЯЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ

РАСПРЕДЕЛЯЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ - одна из основных характеристик внимания, представленная способностью одновременно выполнять несколько самостоятельных видов деятельности. Например, обдумывать содержание текста, печатать его и в то же время слушать радио или разговор окружающих на другие темы. Цицерон, по преданию, обладал способностью одновременно выполнять три разных дела.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ - 1. воспроизведение; 2. передача нервного импульса по аксону нейрона; 3. продвижение информации, особенно через группу или общество.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ АКТИВАЦИИ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ АКТИВАЦИИ - 1. в когнитивной психологии - обобщение относительно того, что активация какого-то вида памяти имеет тенденцию распространяться на концептуально связанные друг с другом блоки памяти, увеличивает вероятность того, что несколько позднее они могут активизироваться как бы самостоятельно; 2. в нейрофизиологии - гипотетический набор нервных процессов, который лежит в основе эффекта в значении 1.

Предыдущая страница Следующая страница