Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА - в психоанализе - 1. идея о женщине с фаллическими атрибутами: это обычно либо инфантильная концепция матери во время преэдиповых фаз либидинозного развития, либо невротическая концепция женщины у мужчин, которые чувствуют антипатию к женщинам или обнаруживают к ним мазохистическое, подчинённое отношение. Данное понятие, как установлено некоторыми аналитиками, будто бы встречается также в примитивных религиях, мифологии и фольклоре; 2. женщина, воспринимаемая другими или собой как воплощение данной идеи. В обоих случаях без уточнения остаётся неясным, следует ли рассматривать такую женщину как маскулинную или гермафродитную.

* * *

- представление о женщине, в соответствии с которым она обладает фаллосом, наделена мужским половым органом.

Образ фаллической женщины находит свое отражение в древних культурах. Он встречается в примитивных религиях, фигурирует в мифологических сюжетах, содержится в фольклоре.

Психоаналитическое понятие фаллической женщины берет свое начало в работах З. Фрейда, посвященных рассмотрению психосексуального развития ребенка. В «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) можно найти первоначальные представления о фаллической матери. З. Фрейд исходил из того, что ребенок не в состоянии догадаться о равноценном типе устройства половых органов и поэтому выдвигает предположение, в соответствии с которым все люди, включая мать, обладают таким же пенисом, какой есть у мальчиков. Если мальчик увидит свою мать в обнаженном виде и обнаружит, что у нее нет того, чем обладает он сам, то он начинает подвергать сомнению свое восприятие. Мальчик не может поверить, что у матери нет пениса. Он воспринимает свою мать как фаллическую, то есть обладающую пенисом. Только в процессе дальнейшего психосексуального развития у него возникает представление, что мать кастрирована и то же самое может случиться с ним, если он окажется непослушным ребенком.

В работе «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910) З. Фрейд рассмотрел фантазию Леонардо о коршуне через призму наделения признаком мужественности птицу-мать. В подтверждение своей гипотезы он сослался не только на психоаналитическую теорию развития ребенка, но и на мифологический материал, содержащий представления о фаллической женщине. З. Фрейд обратил внимание на египетскую богиню Мут, которая в большинстве изображений наделялась египтянами фаллосом: «ее тело, означенное с помощью грудей как женское, обладало и мужским членом в состоянии эрекции». То же самое можно сказать и о многих других египетских и греческих богах. Как заметил З. Фрейд, мифология пытается объяснить, что «присоединенный к женскому телу фаллос, по всей вероятности, означает творческую первосилу природы».

В работе «Фетишизм» (1927) основатель психоанализа высказал мысль, в соответствии с которой фетиш есть не что иное, как «заменитель фаллоса женщины (матери)». Одновременно он предупреждал о том, что было бы неверно думать, будто бы ребенок после наблюдения за матерью «сохраняет веру в фаллос женщины неизменной». По его мнению, ребенок частично сохраняет веру в фаллос матери, частично же отказывается от этой веры. В конфликте между нежелательным восприятием и силой контржелания достигается некий компромисс, в результате которого в сфере психического сохраняется наличие скрытого пениса у женщины и в то же время возникает страх кастрации. Впоследствии, как полагал З. Фрейд, часто происходит то, что заменителем упущенного женского фаллоса будут избраны такие органы или объекты, которые и в других случаях «замещают пенис как символы».

В целом в психоанализе под фаллической женщиной (матерью) понимается как женщина, наделенная в фантазиях внешним или внутренним фаллическим атрибутом (наружным мужским половым органом или пенисом, находящимся внутри тела), так и мать, воспринимаемая ребенком на предэдипальной стадии его развития в качестве существа, имеющего такой же неотъемлемый орган, как и он сам.

В начало словаря