Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ФЕТИШИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФЕТИШИЗМ

ФЕТИШИЗМ - 1. религиозное поклонение неодушевлённым предметам, которым приписывают магические свойства; 2. сексуальная девиация, свойственная большей частью мужчинам с сексуальными нарушениями. Характеризуется половым возбуждением и сексуальным удовлетворением, возникающими посредством контакта с каким - то предметом, принадлежащего человеку другого пола (обувь, бельё, одежда, перчатки, носовые платки, волосы, часть тела, не обязательно являющаяся эрогенной и др.). В случаях явной патологии в отсутствие такого предмета интимная жизнь делается невозможной или воспринимается пациентом как неудовлетворительная. Расстройство возникает обычно в период полового созревания или в молодом возрасте, нередко сочетается с другими сексуальными отклонениями; 3. в психоанализе - тенденция наделять некие объекты сексуальным значением, рассматривать их как «населённые духом», поскольку сексуальный фетиш явно ассоциироуется с человеком и воспринимается как обладающий магическим воздействием, дающим пациенту силу вожделения. Фетишизм представляется классическим примером первичного процесса, влияющего на поведение, поскольку: а) фетиш характеризуется многозначностью, источником которой являются конденсация, смещение и символизация других объектов, и б) фетишист ведёт себя таким образом, как будто бы фетиш и есть эти другие объекты, а несоответствия и абсурдность тревожат его не более, чем спящего во время сна. Синонимы: Идолизм, Сексуальный символизм, Парциализм.

* * *

- придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им. В психоанализе под фетишизмом понимается психическое состояние и форма деятельности, характеризующиеся заменой непосредственного сексуального объекта такими его атрибутами, которые вызывают у человека сексуальное возбуждение.

К осмыслению фетишизма З. Фрейд обратился в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой рассмотрел различные случаи отклонения полового влечения от сексуального объекта. В частности, он обратил внимание на те случаи, в которых нормальный сексуальный объект заменяется другими, имеющими к нему отношение, но совершенно непригодными для того, чтобы служить нормальной сексуальной цели. В подобных случаях заменой сексуального объекта становится малопригодная для сексуальных целей часть тела (нога, волосы) или какой-либо неодушевленный предмет, имеющий вполне определенное отношение к сексуальному лицу (часть верхней одежды, нижнее белье). Эта замена, как подчеркивал З. Фрейд, «правильно приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего бога».

Фетишизм связан, как правило, с переоценкой сексуального объекта. До известной степени он свойственен нормальной любви, когда в состоянии влюбленности естественная сексуальная цель кажется недостижимой. Присущий нормальной влюбленности фетишизм неоднократно описывался в мировой литературе. Не случайно, рассматривая это явление, З. Фрейд иллюстрировал его примером из «Фауста» Гёте: «Достань мне шарф с ее груди, дай мне повязку моей любви». Но характерный для нормальной любви фетишизм может стать, по мнению основателя психоанализа, патологическим отклонением при следующих условиях: когда стремление к фетишу приобретает чрезмерную фиксацию; когда оно занимает место нормальной цели; когда фетиш теряет связь с конкретным лицом и становится единственным сексуальным объектом.

С точки зрения З. Фрейда, склонность к фетишизму подчас обусловлена сексуальными впечатлениями раннего детства, когда нога, например, может восприниматься ребенком в качестве недостающего пениса у женщины. «В некоторых случаях фетишизма ноги удалось доказать, что направленное первоначально на гениталии влечение к подглядыванию, стремившееся снизу приблизиться к своему объекту, задержалось на своем пути благодаря запрещению и вытеснению и сохранило потом ногу или башмак как фетиш».

Замена сексуального объекта фетишем может быть связана также с символической деятельностью человека. Так, в различных мифах нога представляет собой древний сексуальный символ и соответственно ботинок или туфля являются символом женских гениталий.

В 1927 г. З. Фрейд опубликовал небольшую по объему работу «Фетишизм», где нашло отражение аналитическое исследование некоторого числа мужчин, у которых выбор сексуального объекта определялся каким-либо фетишем. На основе этого исследования он высказал мысль, что фетиш является заменителем пениса, но не какого угодно, а вполне определенного, особого пениса, имеющего большое значение в первые годы жизни ребенка. Фактически речь шла о фаллосе как символическом выражении пениса, поскольку, по словам З. Фрейда, «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)», в который маленький мальчик верит, всячески противится принимать факт своего восприятия, что женщина не обладает фаллосом, то есть является кастрированной.

Согласно представлению основателя психоанализа, благодаря вытеснению фетиш оказывается для ребенка знаком триумфа над угрозой кастрации и защитой от нее. В результате этого впоследствии взрослый мужчина может иметь «прохладное отношение» к реальным женским гениталиям, которое «непременно характеризует любого фетишиста».

Обобщая свои взгляды на психоаналитическое понимание фетишизма, З. Фрейд пришел к следующему выводу: «Исследование фетишизма необходимо рекомендовать всем тем, кто еще сомневается в существовании комплекса кастрации или может думать, что страх перед женскими гениталиями имеет иное основание, выводясь, например, из гипотетического воспоминания о травме рождения».

* * *

(от франц. fetiche «амулет»; «неодушевленный предмет, служащий объектом религиозного поклонения») - культ фетишей, возведение в фетиш чего-л., благоговейное отношение к какому-то предмету. Это может быть религиозное поклонение определенным предметам, но может иметь и более широкий, даже бытовой характер.

Помнишь, ты прислала мне цветы…? Полночи простоял я перед ними на коленях, ведь они были для меня залогом твоей любви (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Вот поднять старый, стоптанный башмак, давным-давно свалившийся с ноги Сен-Симона или Фурие, и почтительно возложив его на голову, носиться с ним как со святыней - это тоже мы можем… (И. Тургенев, Дым)

Ср.:

Я хотела вернуть его себе… старалась вернуть те мгновения, которые провела с ним… меня неудержимо влекло всюду, где вчера мы были вместе, к садовой скамейке, где он лежал, в игорный дом, где я его впервые увидела… (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины)

Ср. дарение и хранение подарков, писем от любимых, почитаемых лиц, посещение памятных мест, чувства индивида при приобретении и хранении сувениров, автографов, любование ими, восприятие эмблем, реликвий. Ср. музеи писателей и др., где хранятся подлинные вещи, им принадлежавшие. Ср. половой фетишизм.

* * *

половое извращение, при котором половое возбуждение наступает только при восприятии (созерцании, ощупывании) различных предметов, элементов одежды или частей тела. В этом случае фетиш (предмет поклонения) полностью заменяет общение с сексуальным партнером. Варианты Ф. разнообразны. Например, у женщин фетишем часто являются усы, борода, татуировки, родинки на теле у мужчины, форма одежды и т. п. У мужчин преобладает Ф. женской одежды: от трусиков и колготок (важен фасон, цвет и отделка) до перчаток и обуви. Встречается Ф. определенной формы носа, ушей, губ, груди, ягодиц, телосложения или физического уродства. Фетиш обычно символизирует и замещает либо конкретный объект любви, либо его собирательный образ, помогает усилить яркость фантазий и мечтаний, сделать их осязаемыми, добиться максимального полового возбуждения. В большинстве случаев человек с данным половым извращением не представляет опасности для общества и предпочитает пользоваться фетишем без свидетелей.

В начало словаря