Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "В" (часть 11, "ВОЛ"-"ВОС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 11, "ВОЛ"-"ВОС")

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ -

специфический волевой процесс мобилизации личности на достижение труднодостижимой цели.

* * *

сознательно совершаемое усилие, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, к концентрации внимания на объекте, исполнению принятого решения, к началу или остановке движения и т. п. Таким образом, В. у. проявляется на любом этапе волевого действия, связанного с его запуском или остановкой, с преодолением трудностей объективного и субъективного характера, возникающих в процессе трудовой деятельности человека (преодоление неблагоприятных психических состояний - утомления, монотонии, напряженности, страха и др.); с подавлением конкурирующих доминант, вызванных посторонними эмоциогенными факторами, и т. д. Изучение В. у. относится к проблеме эффективности и надежности трудовой деятельности человека и имеет большое практическое значение при диагностике качеств личности в ряде профессий, при выборе которых профессиональное обследование и психологический отбор играют важную роль.Особенно это относится к деятельности человека в экстремальных условиях, когда возникают препятствия на пути к поставленной цели. Для изучения и измерения величины В. у. существует ряд методов, основанных на едином принципе: измерении выносливости человека. Это выносливость при мышечной работе статического или динамического характера, выносливость в отношении внешних раздражителей, преодоление возрастающих трудностей при умственной работе, задержка эндогенно обусловленного автоматического процесса, напр. задержка дыхания. При этом о способности человека длительно поддерживать В. у. можно говорить лишь в том случае, если общее время работы можно разделить на два этапа: до наступления усталости (здесь усилие поддерживается энергетическими возможностями человека, которые не одинаковы у разных людей) и после ее наступления (до отказа поддерживать В. у.). Именно в это время человек функционирует при другом режиме регулирования - экстремальном, и усилия, которые он при этом прилагает физически и психически, определяются его волевыми качествами. Поэтому по времени работы на фоне можно судить о способности человека к поддержанию В. у.

ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ РАЗВИТИЕ

ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ РАЗВИТИЕ - формирование таких качеств личности, как решительность, настойчивость, независимость, смелость, упорство, целеустремленность, позволяющих человеку действовать в соответствии с собственными целями, идеалами и ценностями, независимо от случайных обстоятельств и давления со стороны других людей. В. к. р. в онтогенезе связано со становлением мотивационных систем ребенка, устойчивости и осознанности его желаний и стремлений. Основой В. к. р. является формирование устойчивой иерархии мотивов, при которой одни мотивы становятся более значимыми и доминируют над другими. Воспитание В. к. заключается в формировании социально значимой нравственной, моральной или познавательной мотивации, которая приобретает для ребенка побуждающий и смыслообразующий характер. В. к. р. опирается на функцию воображения, благодаря которой будущие, предвосхищаемые результаты «нужного» действия становятся более значимыми и сильными для ребенка, чем сиюминутные удовольствия. Волевые усилия как раз и заключаются в преодолении ситуативных побуждений ради более значимой, но отдаленной цели. В. к. ребенка воспитываются только при известной степени самостоятельности, когда он сам может ставить себе цели и выбирает способы их достижения. В условиях сверхзаботы и гиперопеки В. к. ребенка остаются в зачаточном состоянии. Е. О. Смирнова

ВОЛИ СИЛА

ВОЛИ СИЛА - неспециальный термин, обозначающий способность к самоконтролю или способность противостоять искушению.

ВОЛНЕНИЕ (ДУШЕВНОЕ ВОЛНЕНИЕ)

ВОЛНЕНИЕ (ДУШЕВНОЕ ВОЛНЕНИЕ) - состояние душевного беспокойства, сильная тревога. Возможное проявление - побледнение, заикание, дрожание колен, срывающийся голос, быстрая речь, телодвижения-манеризмы, нервные движения рук, кусание губ, хождение из угла в угол и др. Отмечают, что от сильного волнения может быть зевота; при скрываемом волнении нередко ритмичное выстукивание ногой, рукой или пальцем, бывает затрудненное дыхание. Типичная реакция - индукция, подозрение, беспокойство (если партнеру по общению непонятна причина волнения субъекта), эмпатия. Может сочетаться со страхом, недовольством, дискомфортом, чувством неопределенности, ожиданием. Может смениться облегчением, спокойствием, гневом, тревогой, радостью.

Лишь тебя увижу уже не в силах

Вымолвить слова.

Немеет тотчас язык, под кожей

Быстро легкий жар пробегает, смотрят,

Ничего не видя глаза.

(Сапфо, Богу равным кажется мне)

«Прочтите», - велела она. «Это - это рука Де-Грие»! - вскричал я, схватив письмо. Руки у меня тряслись, и строчки прыгали пред глазами (Ф. Достоевский, Игрок).

«Я хотел сказать… я хотел сказать, - затрепетал князь, - я хотел только изъяснить Аглае Ивановне… иметь такую честь объяснить, что я вовсе не имел намерения… иметь честь просить ее руки… даже когда-нибудь… Я тут ни в чем не виноват, ей-богу, не виноват. Аглая Ивановна! Я никогда не хотел, и никогда у меня в уме не было, никогда не захочу, вы сами увидите: будьте уверены! Тут какой-нибудь злой человек меня оклеветал пред вами! Будьте спокойны!» (Ф. Достоевский, Идиот).

Как вепрь, метался по берегу этот всегда уравновешенный, грузный человек, и когда он кричал во тьму: «Анриэт! Анриэт!» - в его надрывающемся от волнения голосе было что-то первобытное и страшное (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

И всю отгонит кровь от наших лиц

Волненье счастья и ожиданья.

(П. Верлен, Так солнце, общник радости моей)

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

(Е. Баратынский, Не искушай меня)

См. картину П. Федотова «Сватовство майора», картину Ж.-О. Фрагонара «Поцелуй украдкой».

ВОЛОКНА ЖЁЛТОГО ПЯТНА

ВОЛОКНА ЖЁЛТОГО ПЯТНА - нервные волокна, выходящие из жёлтого пятна сетчатки и из центрального ствола зрительного нерва.

ВОЛОКНО НЕРВНОЕ

Отросток нервной клетки - дендрит или аксон (нейрит). Толщина аксона от 0,3 до 20 мкм и зависит главным образом от толщины миелиновой оболочки. По этому принципу нервные волокна дифференцируются (по Гассеру и Эрландеру) на волокна А, В и С. Скорость проведения нервного импульса по волокну прямо пропорциональна толщине его миелиновой оболочки. Зная толщину нервного волокна, можно определить скорость прохождения по нему нервного импульса. Волокна толще 1 мкм все миелиновые, их толщина от 1 до 20 мкм. Скорость проведения нервного импульса по ним определяется по формуле: V (cкорость проведения импульса) = диаметру волокна умноженному на 6. Если волокно тоньше 1 мкм, то скорость импульса можно высчитать по формуле: V = диаметр волокна ? 2.

ВОЛОСА СИМПТОМ

ВОЛОСА СИМПТОМ - мнимое ощущение волоса во рту. Наблюдается при остром отравлении этилированным бензином (рассматривается как патогномоничный симптом отравления), реже встречается также при органической патологии мозга и эндогенных процессах.

ВОЛОСКОВАЯ КЛЕТКА

ВОЛОСКОВАЯ КЛЕТКА - тип клетки с волоскоподобными выростами (или ресничками). Они имеются в нескольких разных местах (во внутреннем ухе, в костной ампуле в конце полукружных каналов), где выполняют функции рецепторов восприятия физического воздействия.

ВОЛЬНИЧАТЬ В ОБРАЩЕНИИ

ВОЛЬНИЧАТЬ В ОБРАЩЕНИИ (в общении) - проявлять излишнюю свободу в общении с вышестоящим, со старшим по возрасту и др. К этому можно отнести подшучивание над своим начальником, употребление в разговоре с ним жаргонизмов и просторечных выражений, рассказывание ему или при нем анекдотов, тем более неприличных и др. Указывает на недостаточную воспитанность субъекта, на его невежество.

- Ср. Послушай! Вольности ты лишней не бери (Грибоедов, Горе от ума) - София делает это замечание своей служанке Лизе, когда та стала рассуждать о ее любовных делах.

Реакция вышестоящего должна быть по ситуации: проигнорировать нетактичность молчанием, сделать вид, что все в порядке (вести себя в духе «демократичности»), не слишком грубо осадить, поставить на место вольничающего.

ВОЛЬПЕРТА ИМАГОТЕРАПИЯ

ВОЛЬПЕРТА ИМАГОТЕРАПИЯ (лат. imago - образ, подобие) - вариант психотерапии, в которой пациент воображает приемлемые ему формы реагирования и поведения, создавая тем самым ментальные предпосылки для формирования адаптивных отношений с окружающим миром (Вольперт, 1968).

ВОЛЬФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛЬФА - ПАРКИНСОНА - УАЙТА СИНДРОМ

ВОЛЬФА - ПАРКИНСОНА - УАЙТА СИНДРОМ (синдром WPW, по именам описавших его кардиологов - американских L. Wolff, 1898-1972, и P. D. White, 1886-1973, и британского John Parkinsone, 1885-1976; синоним - синдром преждевременного возбуждения желудочков) - клинико-электрокардиографический синдром: типичные изменения на ЭКГ (укорочение интервала, характеризующего предсердно-желудочковое проведение, и появление аномальной дельта-волны в начале желудочкового комплекса) и приступы тахикардии (наджелудочковой, мерцания, трепетания предсердий и др.). Обусловлен врожденными особенностями проводящей системы сердца - наличием дополнительных путей проведения от предсердий к желудочкам, минуя предсердно-желудочковый узел (предполагается аутосомно-доминантный тип наследования). Может быть стойким и нестойким (исчезает при учащении сердечного ритма). При отсутствии приступов тахикардии клинически не проявляется, выявляется только при электрокардиографическом исследовании. При необходимости диагноз уточняют с помощью специального электрофизиологического исследования. Лечение необходимо только при развитии нарушений ритма, применяют антиаритмические средства, например кордарон (верапамил и дигоксин противопоказаны); при неэффективности консервативного лечения и рецидивировании нарушений сердечного ритма возможно хирургическое разрушение дополнительных путей проведения от предсердий к желудочкам.

L. Wolff, J. Parkinson, P. D. White. Bundlebranch block with short P - R interval in healthy young people prone to paroxysmal tachycardia. American Heart Journal, St. Louis, 1930; 5: 685.

ВОЛЬФА - ХИРШХОРНА СИНДРОМ

ВОЛЬФА - ХИРШХОРНА СИНДРОМ (одновременно описан генетиками - немецким U. Wolf, род. в 1933, и американским K. Hirscrnohh, род. в 1926; синоним - хромосомы 4р-синдром) - наследственное заболевание, обусловленное делецией короткого плеча хромосомы 4. Проявления: задержка физического развития; микроцефалия; асимметричный череп; широко расставленные глаза, эпикант, крупные, низко расположенные, оттопыренные ушные раковины, вертикальные складки кожи впереди ушных раковин, клювовидный нос с выступающей переносицей, короткий фильтр (расстояние от нижней носовой точки до красной каймы верхней губы), маленький рот с опущенными углами, недоразвитие верхней челюсти, расщелины губы и (или) нёба, гемангиомы кожи лица; косоглазие, экзофтальм, колобома радужной оболочки, микрофтальмия, катаракта; гипотония мышц, судорожные припадки; косолапость, деформации стоп, флексорное положение кистей; гипоспадия и крипторхизм; врожденные пороки сердца (дефекты межжелудочковой, межпредсердной перегородок и др.), почек (агенезия, гипоплазия, гидронефроз, поликистоз, тазовая дистопия). Ведущий клинический симптом - резкая задержка психомоторного развития. Диагноз подтверждают при цитогенетическом исследовании. Лечение симптоматическое.

U. Wolf, H. Reinwein, R. Porsch, R. Schroter, H. Baitsch. [Deficiency on the short arms of a chromosome, No. 4]. Humangenetik. 1965; 1: 397-413.

K. Hirschhorn, H. L. Cooper, I. L. Firschein. Deletion of short arms of chromosome 4-5 in a child with defects of midline fusion. Humangenetik, 1965; 1: 479-482.

ВОЛЮНТАРИЗМ

ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas - воля) - 1. метафизическая доктрина, согласно которой не высший разум, а верховная воля рассматривается как основной прицип бытия и главная сила в действительности. Мир, по А. Шопенгауеру, суть выражение слепой, самодостаточной, непознаваемой и тотальной "воли к жизни". Из этого выводятся антиинтеллектуализм, индивидуализм, тенденция рассматривать психику исходя из сугубо волевых процессов;. 2. теория, которая в противовес детерминизму (см.) утверждает, что именно индивидуальные цели, выбор, решения и т.п. являются решающим элементом, определяющим социальную деятельность индивида; 3. вообще - тенденция действовать, руководствуясь исключительно субъективными побуждениями, не принимая при этом во внимание иные мотивы и объективные обстоятельства..

* * *

(от лат. voluntas - воля), направление в философии и психологии, признающее волю первоосновой всего сущего, высшим принципом бытия. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у Шопенгауэра. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский). Термин введен Ф. Теннисом в 1883.

* * *

(от лат. vоluntas - воля) - система мировоззренческих установок, в соответствии с которыми в основе мироздания усматриваются процессы воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. В. в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все др. психические процессы и явления (У. Джемс, Н. Лосский и др.).

ВОЛЯ

ВОЛЯ - свойство психики человека, проявляющееся в активной саморегуляции своей деятельности и поведения. В. различается по направленности, силе и устойчивости. Направленность В. определяется тем, на какие поступки мобилизует себя человек: добрые, конструктивные, нравственные или злые, деструктивные, безнравственные. Сила В. зависит от масштабов тех препятствий, которые способен преодолеть человек. В. м. б. устойчивой и импульсивной. Волевые качества человека оказывают существенное влияние на многие аспекты его поведения в конфликтах. Особое значение играет В. в развитии и завершении внутриличностных конфликтов. Наличие сильной В. позволяет своевременно и конструктивно разрешать противоречия между «хочу» и «надо», «могу» и «надо», «хочу» и «хочу» и др. В современных условиях человеку чаще не хватает В., нежели ума, как для регулирования конфликтов, так и для противостояния разрушительному влиянию психологии потребления и безнравственности.

* * *

- свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками при достижении поставленной цели и преодолении возникающих внешних и внутренних препятствий.

* * *

психический процесс; овладение и управление собственным поведением в достижении в поставленных целей и преодолении возникающих препятствий как высшего, так внутриличностного характера (столкновение конкурирующих мотивов).

* * *

Под термином воля понимают осознанное, целенаправленное управление человеком своей деятельностью; следует отметить, что волевая активность характерна только для человека. Поведение животных обусловлено инстинктами и условно-рефлекторными связями. У человека в процессе социально-исторического развития образовались формы приспособления к окружающей среде на основе дифференцированных условно-рефлекторных реакций и произвольного контролирования инстинктов.

В формировании волевого процесса выделяют следующие этапы:

1) побуждение, осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) борьба мотивов и выбор;

4) принятие одного из возможных решений;

5) осуществление принятого решения.

Совокупность желаний, побуждений, стремлений, приобретающих характер мотивационной деятельности, составляет моти-вационную сферу. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (волевые), так и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок и т. д.).

Волевые нарушения могут относиться как к уровню побуждений к деятельности и осознания цели, т. е. формирования мотива, адекватности мотивов свойствам личности и ситуации, так и принятия решения, соответствующего поведения на всех этапах волевого процесса.

ВОЛЯ К ВЛАСТИ

ВОЛЯ К ВЛАСТИ - 1. стремление, по А. Адлеру, доминировать над кем-либо, превосходить в чём-либо других людей с целью преодолеть врождённый комплекс неполноценности; рассматривается А.Адлером как одно из проявлений гиперкомпенсации (см.). Фактически А.Адлер имеет в виду не волю к власти, как выражение нормальной потребности и способности адекватным образом контролировать ситуацию, а скрывающиеся за стремлением к власти недостаточно осознаваемое индивидом или вовсе неосознаваемое чувство неполноценности и страх утратить имеющуюся анормальную страсть к доминированию, поскольку последняя часто бывает чревата справедливым или, что также бывает нередко, столь же патологическим по своему существу возмездием. Такая воля к власти проявляется деспотизмом, тиранией, авторитаризмом; 2. у Ф.Ницше это понятие равноценно воле к жизни, ибо, по его словам, только она - жизнь - может и должна быть конечной целью всех человеческих стремлений -"единственной целью моей воли". "Жить - значит постоянно отталкивать от себя нечто, что собирается умереть; значит быть жестоким и неумолимым ко всему, что слабо и старо в нас". Трактовка философа напоминает проективный тест, в ответах на формулировки которого испытуемый, как считается, должен видеть отражение самого себя, - каждый индивид волен быть жестоким, неумолимым и решать, что именно должно умереть или сохраниться лишь по своему усмотрению, так, как он и только он сам считает правильным. В действительности воля к жизни - это лишь одна, искусственно оторванная от другой стороны воли к власти. Чтобы построить новый дом на прежнем месте, нужно прежде разрушить старые трущобы. Представление воли Ф. Ницше, как указывают, заимствовано психоанализом, где оно обозначается термином "инстинкт жизни" или Эрос. Воспользовались им и нацисты, присвоив себе право разрушать и убивать всё то, что, по их мнению, подлежит уничтожению. Некоторые писатели, в частности, столь выдающийся, как Э.Лимонов, явно симпатизируют упомянутой точке зрения Ф.Ницше, когда они говорят, что «жизнь - это процесс, а не результат». Сам по себе процесс жизнедеятельности к собственно воле может не иметь никакого отношения (см. Воля).

ВОЛЯ (СИЛА ВОЛИ)

ВОЛЯ (СИЛА ВОЛИ) - способность человека осознанно действовать для достижения поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия. Сильная воля вызывает реакцию уважения, воздействует на партнера по общению или в плане принуждения к действию, или в плане убеждения.

Что из этого всего выйдет, он не знал и даже не думал. Он чувствовал, что все его доселе распущенные, разбросанные силы были собраны в одно и с страшною энергией были направлены к одной блаженной цели. И он был счастлив этим (Л. Толстой, Анна Каренина).

Я не вернусь, душа дрожит от боли…

Достойным быть мне хватит силы воли,

Ты так и знай, я не вернусь

(Романс)

Ср. безволие.

ВООБРАЖАЕМОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВООБРАЖАЕМЫЙ КОМПАНЬОН

ВООБРАЖАЕМЫЙ КОМПАНЬОН - «невидимый» друг, партнёр по играм, созданный воображением ребёнка. Нормальный ребёнок обычно осознаёт, что «мифического» друга на самом деле не существует, он не играет до самозабвения и готов в любой момент легко переключиться из игровой в реальную ситуацию. При игровом перевоплощении (см.) партнёр по игре может восприниматься с ощущением его действительного физического присутствия рядом с пациентом.

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ - процесс преобразования прежнего опыта в новые ментальные структуры в соответствии с потребностями индивида. Согласно Л.С.Выготскому, воображение есть способность индивида «из известных элементов опыта создавать новые их комбинации под влиянием эмоций». Из одного и того же материала люди создают как великие открытия и шедевры, так и грубые, ужасающие, чудовищные вещи. Как точно говорит на этот счёт русская пословица, «из одного дерева - икона и лопата». См. Фантазия.

* * *

- создание новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных субъектом в предшествующем опыте. Ср. выражения богатое воображение, бедное воображение.

…Старцев ждал, и точно лунный свет подогревал в нем страсть, ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи, объятья (А. Чехов, Ионыч).

Ср.:

И вдруг светлая мысль мелькнула в голове Темы: отчего бы ему не умереть?! Ему даже как-то весело стало от мысли, какой эффект произвело бы это. Вдруг приходят, а он мертвый лежит… Конечно, он виноват… но он умрет и этим вполне искупит свою вину. И это, конечно, поймут и отец и мать, и это будет для них великим укором! (Н. Гарин-Михайловский, Детство Темы).

И он представлял себе, как его приносят домой из реки, мертвого, волосы его совсем мокрые… И вот она бросается на его тело, слезы ее льются рекою, уста молят Бога вернуть ей ее мальчика, которого она больше никогда, никогда не будет обижать! Но он лежит перед нею холодный и бледный, не подавая признаков жизни, - бедный маленький страдалец, испивший до конца чашу скорби! Том так расчувствовался, представляя себе эти грустные картины, что едва сдерживался от рыданий (М. Твен, Похождения Тома Сойера).

Ср. мечта, фантазия.

* * *

- способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого-либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

* * *

Формирование новых образов и идей на основе прошлого опыта.

* * *

создание новых образов на основе материала прошлых восприятий.

ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ - преобразование прежнего опыта усилиями воли и в соответствии с осознанной целью. Создаваемые при этом новые ментальные структуры затем тщательно отбираются путём их проверки на соответствие действительности или требованиям логики.

ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ

ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ -

(репродуктивное - от лат. re - приставка со значением "вновь", "снова" и producere - производить; буквально - воспроизводящее) - разновидность воображения, имеющее в своей основе создание образов предметов, явлений, имеющихся в действительности, или воспроизведение мысленной, наглядной картины на основе описания (с определенной степенью точности).

ВООБРАЖЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (ПАССИВНОЕ)

ВООБРАЖЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (ПАССИВНОЕ) - появление внутренних образов без сознательного намерения вызвать их.

И постепенно в усыпленье

И чувств и дум впадает он,

А перед ним воображенье

Свой пестрый мечет фараон.

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

Недвижим юноша лежит,

И слышит голос: что ж? убит.

То видит он врагов забвенных,

Клеветников, и трусов злых,

И рой изменниц молодых,

И круг товарищей презренных,

То сельский дом - и у окна

Сидит она… и все она!

(А. Пушкин, Евгений Онегин)

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ - преобразование представлений в соответствии с желаниями, эмоциями, то есть бессознательными побуждениями. Возникающие при этом новые ментальные структуры включают представления о реальности лишь в той мере, в какой они не противоречат желаемому. Волевое усилие, если оно в таких случаях и предпринимается, состоит, в основном, в стремлении максимально отгородиться на некоторое время от реальности. Именно так индивид погружается в свои мечты, если хочет получить возможность уйти в своих мечтах от контроля со стороны своего разума. В этом смысле можно, повидимому, считать, что индивид до известной степени всё же руководит направлением потока своих фантазий, причём делает это не только наяву, но иногда даже во сне, придумывая, например, благополучное окончание какого-нибудь сновидения на травмирующую тему. В значительной степени пассивным является и преобразование представлений индивида в том или ином направлении под влиянием извне, особенно обучения, воспитания и воздействия со стороны сверстников, товарищей, друзей. Педагогика (греч. paidos - дитя, ago - веду, воспитываю) есть наука и до известной степени исскусство воздействия на воображение индивида с целью создать у него наиболее жизнеспособную систему представлений о мире, самом себе и своём месте в мире и обществе. В РФ в ближайшие десятиления ожидается закрытие ло половины вузов и увольнение с работы около половины учителей школ) хотя уже закрыто до 7000 школ) - безусловно блестящий результат деятельности реформаторов и в области образования.

ВООБРАЖЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ - процесс создания болезненных представлений, идей, моделей поведения, основанный на актуализации какой-либо патологической потребности или на анормальном влечении . В качестве основных критериев клинически значимого нарушения воображения рассматриваются: 1. минимальное участие рациональных представлений (отчего плоды фантазии бывают далёкими от реальности, неправдоподобными или даже абсурдными); 2. субъективное ощущение пассивного, неконтролируемого и большей частью непроизвольного либо насильственного течения образов фантазии. Индивид становится при этом скорее пассивным наблюдателем того, что являет его сознанию спонтанное фантазирование, нежели принимает в этом деятельное участие или сохраняет способность его критически оценивать; 3. воображаемое на некоторое время (часы, сутки, месяцы и иногда годы) принимается за эквивалентное или идентичное вполне возможному, близкому к воплощению либо, что часто бывает, реальному, существующему в действительности. Примерами болезненного воображения могут служить анормальные сновидения, игровые перевоплощения детей, фантастическая псевдология или мифомания, искусственное расстройство или синдром Мюнхгаузена, псевдология, патография (см.).

ВООБРАЖЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ (АКТИВНОЕ)

ВООБРАЖЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ (АКТИВНОЕ) - появление внутренних образов в результате сознательного намерения их вызвать. Злоупотребление произвольным воображением нередко оценивается отрицательно.

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире… Он любил вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит; выдумает войну и причину ее: у него хлынут, например, народы из Африки в Европу, или устроит он новые крестовые походы и воюет, решает участь народов, разоряет города, щадит, казнит, оказывает подвиги добра и великодушия. Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!» (И. Гончаров, Обломов).

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - процесс творчества, создания новых идей, решений, теорий. Разумеется, их автор заранее не знает окончательного решения проблемы, ему известны только те общие критерии, которым оно должно отвечать. Исследователь, пытаясь формулировать гипотезу или теорию, должен, например, конструировать некую ментальную структуру, которая даёт возможность непротиворечивым образом связать определённую группу фактических данных. Писатель, сочиняя роман, стремится из множества наблюдений выстроить такую последовательность изображаемых событий, которые отвечают его философской или гражданской позиции, которые прямо он чаще всего не формулирует, да и едва ли сумеет это сделать, если он к тому же не учёный или философ .

* * *

вид воображения, базирующийся на самостоятельном создании образов обьектов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления; это нестандартный образ нечто ранее описанного, прочитанного, воспринятого.

ВООБРАЖЕНИЯ РАЗВИТИЕ

ВООБРАЖЕНИЯ РАЗВИТИЕ - развитие способности ребенка к созданию новых образов на основе мысленного преобразования объектов и ситуаций, встречавшихся в его опыте. Элементарные формы В. можно наблюдать уже в конце младенческого возраста, в первых детских играх- напр., когда ребенок протягивает взрослому пустую руку, как бы подавая какой-то предмет. В раннем возрасте В. р. проявляется в первоначальных формах игрового замещения (использования одних предметов в функции других), в игровом отождествлении себя со взрослым (высказывания типа «Миша - папа»). Периодом расцвета В. является дошкольный возраст. В этот период В. р. происходит в сюжетно-ролевой игре, а также в продуктивных видах деятельности дошкольника - рисовании, конструировзнии и др. (О.М. Дьяченко и др.). Младший школьный возраст, будучи периодом освоения «правильных» (нормативных и в значительной мере стандартизованных) форм действия, оставляет относительно мало простора для детского В. Вместе с тем, этот «латентный» этап В. р. имеет существенное значение для последующих возрастных периодов (А.А. Мелик-Пашаев, Ю.А. Полуянов и др.). Овладев нормативными способами действий, субъект в дальнейшем оказывается способен воплощать продукты деятельности В. в творческих произведениях, относящихся к художественной или научно-технической сфере. Так, в подростковом и юношеском возрастах чрезвычайно широко распространено писание стихов, музицирование, техническое творчество и т.п. Во взрослых возрастах В. р. продолжается у относительно небольшой части людей: у тех, кто продолжает заниматься творческой деятельностью - профессионально или в качестве хобби. Вообще говоря, с возрастом продуктивность В. снижается в силу профессионализации, т.е. овладения стандартизованными способами действий (даже в художественной или научной сфере). Вероятно, именно этим объясняется, что в большинстве случаев новые направления в искусстве или науке создаются молодыми людьми. Лишь у отдельных наиболее творческих личностей высокий уровень В. сохраняется до старости. А.Л.Венгер

ВООДУШЕВЛЕНИЕ (ВООДУШЕВЛЕННОСТЬ)

ВООДУШЕВЛЕНИЕ (ВООДУШЕВЛЕННОСТЬ) - подъем духа, в частности, как реакция на одобрение, успех. Ср. выражения это окрылило его, воодушевить на подвиг.

…Ничто не может так воодушевить женщину, как мужество человека, которого она любит (А. Прево, Манон Леско).

Остроумные реплики и тонкие замечания… обратили на нее внимание света, и успех окрылил ее (О. Бальзак, Дочь Евы).

ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ

ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ - насильственное выступление каких-л. социальных групп или классов политической власти. Различают массовое революционное В. в. с целью завоевания политической власти; бунт - стихийное, неорганизованное выступление масс; путч - выступление, главным образом, офицерских групп и поддерживающих их воинских подразделений для установления военной диктатуры. В. в., преследующее реакционные цели, в литературе называют мятежом. В. в. - вид масштабного социального конфликта высокой интенсивности. Типичная причина В. в. - невозможность ослабить давление господствующего класса иным путем.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ - организованное объединение вооруженных людей, содержащихся государством для ведения локальных или масштабных войн, одно из важнейших орудий политической власти. Создание В. с. связано с разделением общества на классы и возникновением государства. Назначение В. с., принципы их строительства, обучения и воспитания личного состава определяются общественным государственным строем и политикой государства. В. с. государства играют решающую роль в его конфликтах с др. государствами: территориальных, экономических, политических и др. Причем воздействие на ход конфликта оказывает не только применение В. с., но и угроза их использования, а также сам факт наличия В. с., их боевой потенциал. «Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую» (Наполеон). Без понимания роли В. с. в международных и иногда внутренних (напр., чеченском) конфликтах объяснить динамику этих конфликтов и предложить способы их урегулирования невозможно. Поэтому исследование роли В. с. государства в возникновении, развитии и завершении международных и др. конфликтов является важной задачей конфликтологии.

ВОПЛОЩЕНИЕ

ВОПЛОЩЕНИЕ - 1. сознательное и преднамеренное принятие на себя влияния личности кого-то другого; 2. материализация планов, немерений, желаний, их осуществление в реальности.

ВОПРОС

См. спрашивать.

ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ

ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ - важный показатель интеллектуального и коммуникативного развития ребенка. Выделяют два типа (и соответственно два периода) В. д. Первый период возникает с появлением обозначающей (номинативной) функцией речи и связан с речевым обозначением окружающих предметов (вопросы типа «Это что?»). В этот период (около 2 лет) происходит слияние линий развития мышления и речи; слово становится для ребенка одним из свойств обозначаемой вещи. Второй период В.д. охватывает середину дошкольного возраста (4-5 лет). Он связан с преодолением зависимости речи от наглядной ситуации и с появлением способности устанавливать причинно-следственные связи (вопросы типа «Почему?»). Появление В.д. этого типа свидетельствует о расширении познавательных интересов ребенка, которые начинают включать предметы и явления, не представленные в наглядной ситуации. Кроме познавательной, В. д. имеют коммуникативную функцию: они всегда адресованы взрослому и предполагают его ответ. Наличия ответа, независимо от его содержания, как правило, достаточно для удовлетворения познавательных интересов ребенка. В. д. являются главным показателем внеситуативно-познавательного общения дошкольников со взрослым, при котором доминируют познавательные мотивы общения, а взрослый становится источником новой информации. Е. О. Смирнова

«ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»

«ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ» - научный журнал Российской академии образования, выходит с 1955 г. 6 раз в год. В нем публикуются материалы теоретических и экспериментальных исследований по различным разделам педагогической психологии и смежных психологических дисциплин (включая психологию труда и инженерную психологию); опыт преподавания психологии, обзоры зарубежных исследований по отдельным проблемам психологической науки. Журнал содержит разделы: методы исследования, критика исследования, научная хроника и др.

ВОРОТНИК МАДЕЛУНГА

См. Липоматоз множественный симметричный.

ВОСКОВАЯ ГИБКОСТЬ

ВОСКОВАЯ ГИБКОСТЬ - симптом кататонии, состоит в том, что пациент некоторое время сохраняет спонтанно появившуюся или приданную ему извне позу своего тела либо определённой части тела. Синоним: Flexibilitas cerea (лат. flexibilitas - гибкость, cerea - воск). См. Каталепсия.

ВОСПАЛЕНИЕ

Реакция целостного организма на действие патологического раздражителя, проявляющаяся развитием на месте повреждения ткани или органа изменений кровообращения и повышения сосудистой проницаемости в сочетании с дистрофией тканей и пролиферацией клеток.

ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ - совокупность способов и приемов педагогического и психологического воздействия, рассчитанная на представителей определенной этнической общности.

Главным элементом этой деятельности является, во-первых, изучение представителей различных этнических общностей. Воспитатели обязаны предварительно изучать нравы, обычаи, традиции народов, которые их интересуют. Этот процесс должен быть непрерывным, постоянно совершенствующимся и углубляющимся с течением времени, без него не может быть успеха и в последующем, когда будет осуществляться собственно педагогическое воздействие.

Во-вторых, важнейшим направлением педагогической деятельности является изучение воспитателем системы межличностных отношений, морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе. Необходимо использовать в этих целях результаты исследований, рекомендации ученых, ориентирующие на использование специальных методик, способных показать общую картину межнациональных отношений в коллективе, позволяющие определить и направления совершенствования воспитательного процесса.

В-третьих, большое значение имеет деятельность воспитателя по сплочению многонационального коллектива, главная задача которой найти правильные подходы к каждому конкретному представителю той или иной этнической общности, четко представлять мнения и позиции каждого человека по поводу национально окрашенных проблем, складывающихся в коллективе. Воспитатель должен стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения представителей различных этнических общностей, широко использовать знания национально-психологических особенностей для наиболее эффективного стимулирования их активности в коллективе. В процессе сплочения воспитатель обязан постоянно анализировать положение дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружбы и братства между представителями разных национальностей.

В-четвертых, особым направлением деятельности воспитателя является предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе, которые всегда являются следствием неправильных контактов представителей одной национальности с другой, отсутствия опыта взаимоотношений, излишней впечатлительности от такого рода опыта общения. На первых порах совместной деятельности представителей различных национальностей нужно предвидеть излишнюю замкнутость членов многонационального коллектива в микрогруппах по этническому признаку. Необходимо следить за тем, чтобы интересы последних не входили в противоречие с целями и задачами всего коллектива. Одной из таких мер может выступить забота об авторитете актива многонационального коллектива. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы члены актива представляли интересы всех национальностей, входящих в коллектив.

В-пятых, важнейшим элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения (см.).

ВОСПОМИНАНИЕ

ВОСПОМИНАНИЕ - 1. мысленный образ (объекта, идеи, умозаключений), намеренно извлекаемый или спонтанно появляющийся в сознании из хранилищ памяти. Обычно воспоминания локализуются в пространстве и во времени, к которым они относятся, и связаны с тем или иным отношением к ним со стороны индивида. Воспоминание - частный случай представления, локализованный в прошлом; 2. процесс припоминания или репродукции. Синоним: Репродукция; 3. смутное припоминание, отзвук прежнего впечатления - в такой интерпретации воспоминание предпочитают обозначать термином реминисценция (лат. reminiscentia - воспоминание).

* * *

- воспроизведение в своем уме того, что индивид видел, слышал, делал и т. д.

Меж тем,

Между двух теток, у колонны,

Не замечаема никем,

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек,

К своим цветам, к своим романам

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где он являлся ей.

Так мысль ее далече бродит:

Забыт и свет и шумный бал…

(А. Пушкин, Евгений Онегин)

И теперь, так грубо пробужденная от своего опьянения, я хотела еще раз, глоток за глотком, упиться мимолетно пережитым с помощью того магического самообмана, который мы называем воспоминанием; такие вещи не всякий поймет, быть может, нужно пламенное сердце, чтобы их постичь (С. Цвейг, 24 часа из жизни женщины).

* * *

Воспроизведение в сознании знакомых по прошлому опыту представлений, мыслей, чувств, событий и пр.

ВОСПОМИНАНИЕ АССОЦИИРОВАННОЕ

ВОСПОМИНАНИЕ АССОЦИИРОВАННОЕ - ошибка памяти относительно источника информации: при этом возникшее или пережитое в воображении (во сне, в прочитанном или увиденном в фильме) вспоминается как нечто происходившее в реальности. Синоним: Криптомнезия (см.).

ВОСПОМИНАНИЯ ИЛЛЮЗОРНЫЕ

ВОСПОМИНАНИЯ ИЛЛЮЗОРНЫЕ - 1. в психопатологии - болезненно искажённые воспоминания реальных впечатлений, нередко дающие начало развитию других симптомов психического развития; 2. вообще - искажения воспоминаний, включая нередко возникающие под влиянием психологических факторов у нормальных, адекватных индивидов.

* * *

Воспоминания (см.) о реальных фактах, искаженные в связи с особенностями личности, аффективными расстройствами, изменением памяти, психопатологическими изменениями, бредовыми переживаниями.

ВОСПОМИНАНИЯ ЛОЖНЫЕ

ВОСПОМИНАНИЯ ЛОЖНЫЕ - воспоминания мнимых впечатлений, того, чего на самом деле не происходило с абсолютной уверенностью пациента в том, что именно такие воспоминания являются безошибочными.

* * *

См. Парамнезии.

ВОСПОМИНАНИЯ НАВЯЗЧИВЫЕ

ВОСПОМИНАНИЯ НАВЯЗЧИВЫЕ - аутохтонно возникающие и нередко бессмысленные воспоминания, когда порождающий их источник находится как бы во внеличностном пространстве и такая активность памяти находится за пределами сознательного контроля. Субъективно осознаются как неадекватные, возникающие помимо собственного желания или даже вопреки своей воле. Навязчивые воспоминания могут трансформироваться в бредовые, после чего содержание которых рассматривается пациентами как отражение реальных событий. Синоним: Навязчивые репродукции.

* * *

Непреодолимые воспоминания, иногда сопровождающиеся чувством стыда и раскаяния.

ВОСПОМИНАНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ

ВОСПОМИНАНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ - воспоминания, которые воспринимаются индивидом как возникающие под влиянием неких, находящихся за пределами его внутриличностной области сил и, повидимому, независимо от того, являются они воспоминанием реально происшедшего или только возникшего в болезненном воображении.

* * *

Воспоминания, обычно в виде ярких образов, представлений, при этом существует убежденность в их неестественности, насильственности.

ВОСПОМИНАНИЯ ОТЧУЖДЁННЫЕ

ВОСПОМИНАНИЯ ОТЧУЖДЁННЫЕ - воспоминания, в которых лично пережитое воспринимаются пациентом как случившееся с кем-то другим или воспринятое во сне, в тексте, в фильме.

ВОСПОМИНАНИЯ ПРИСВОЕННЫЕ

ВОСПОМИНАНИЯ ПРИСВОЕННЫЕ - воспоминания, в которых происходившее с другим человеком воспринимаются как случившееся с самим собою. Например, кто-то действительно заболел и затем умер, пациент, вспомнив об этом, считает, что у него возникло такое же заболевание и ему суждено умереть.

ВОСПОМИНАНИЯ ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАТОРНОЕ

ВОСПОМИНАНИЯ ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАТОРНОЕ (греч. pseudos - ложь, hallutinatio - бред) - яркие визуализированные образы мнимого прошлого пациента, возникающие, как он чувствует сам, под неким влиянием извне (ему «показывают» мнимые сцены происходившего, например, как он выглядел в качестве пророка или античного философа).

ВОСПОМИНАНИЯ ЯРКИЕ

ВОСПОМИНАНИЯ ЯРКИЕ - 1. очень яркие воспоминания реальных впечатлений, обычно оказывающие столь же сильное эмоциональное воздействие, как и последние. Это воспоминания эйдетические, то есть индивида-эйдетика (см. Эйдетизм).

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ - 1. открытость, принятие, пассивность. В таком представлении термин обладает как положительными коннотациями (недогматичный, гибкий, разумный), так и негативными (слабый, пассивный, зависимый); 2. в психопатологии - пассивное принятие за принадлежащее собственному Я мнений, побуждений, оценок других людей (синоним: Внушаемость - см.); 3. открытость влияниям извне, способность перенимать опыт и знания других людей, становиться поэтому более самостоятельным, адаптивным; 3. состояние готовности самок к совокуплению.

ВОСПРИЯТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПРИЯТИЕ БИНОКУЛЯРНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ БИНОКУЛЯРНОЕ (лат. bini - два, oculus - глаз) - способность объединять 2 изображения объекта на сетчатке глаза в одно, во всяком случае, на уровне сознания.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ - субъективное осознание индивидом чувства времени, которое формируется не слишком понятным пока образом, но, вероятно, хотя бы отчасти под влиянием впечатлений различной модальности от скорости, направления и последовательности чередования физических и ментальных объектов восприятия.

* * *

отражение в сознании человека объективной деятельности, скорости и последовательности явления действительности, дающее ему возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга, в которой участвуют различные анализаторы. Наиболее точную дифференциацию промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которым они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, насыщенное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные промежутки.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ

ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ - способность воспринимать объекты в трёх измерениях пространства. В основном, термин относится к зрению, слуху, в меньшей степени к другим видам экстерорецепции.

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ - отражение человеком объективных характеристик перемещения объекта. Наиболее изучено зрительное В. д., которое характеризуется следующими особенностями. Нижний абсолютный порог восприятия скорости составляет: при наличии в поле зрения неподвижного ориентира 1-2 утл. мин/с; без ориентира- 15 - 30 угл. мин/с. Равномерное движение с малыми скоростями (до 10 угл. мин/с) при отсутствии в поле зрения неподвижных ориентиров может восприниматься как прерывистое. При восприятии движущихся объектов оценивают динамическую остроту зрения, зависящую от угловой скорости объекта. При оценке движения двух однородных объектов, один из которых меньше по угловым размерам, скорость меньшего завышается больше, чем для более крупного (близкого) объекта. Порог восприятия ускорения независимо от его знака зависит от начальной скорости и наличия неподвижного ориентира в поле зрения.

ВОСПРИЯТИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

ВОСПРИЯТИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ - целостное отражение субъектом конфликтной ситуации, возникающее как при непосредственном участии его в конфликте, так и при нахождении «вне конфликта». В отличие от восприятия предметов, событий, нейтральных ситуаций социального взаимодействия, В. к. с. характеризуется: слитностью когнитивных и эмоциональных компонентов; зависимостью когнитивных компонентов от эмоциональных; более жесткой зависимостью оценочного компонента от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субъекта. Исходя из этого, В. к. с. является почти всегда искаженным, неадекватным. См. Восприятия конфликтной ситуации неадекватность.

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ - процессы социальной перцепции, в которых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы. В. м. - это взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов. Оно отличается от восприятия межличностного структурными характеристиками (согласованностью и унифицированностью), динамическими характеристиками (большей устойчивостью и консервативностью межгрупповых социально-перцептивных процессов) и содержательными характеристиками (тесной связью когнитивных и эмоциональных моментов, большей оценочностью, чем при восприятии межличностном). В условиях межгрупповых противоречий, особенно в условиях конфликта, возрастает неадекватность В. м., растет его искаженность. Указанные характеристики и особенности В. м. в концентрированном виде выражаются в таких феноменах, как Внутригрупповой фаворитизм, Социальная стереотипизация.

Предыдущая страница Следующая страница