Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Я-КОНЦЕПЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Я-КОНЦЕПЦИЯ

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе. Я-к. - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-к. - предпосылка и следствие социального взаимодействия. Ее составляющие: реальное «Я» (представление о себе в настоящем времени), идеальное «Я» (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое «Я» (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным, эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая реакция) и др. Я-к. - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающейся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в др. Формирование адекватной Я-к. и, прежде всего, самосознания - одно из важных условий воспитания. Степень соответствия Я-к. реальному «Я» у разных людей различна. Чем больше реальное «Я» отличается от Я-к., тем вероятнее конфликты, как с окружающими, так и с самим собой. Они возникают по причине того, что человек себя ведет и ожидает отношения к себе на основе Я-к., а окружающие относятся к нему на основе своих представлений, которые, обычно, близки к «Я» реальному. Чем существеннее противоречия между Я-к. и представлением о человеке, имеющимся у окружающих, тем более конфликтогенно межличностное взаимодействие. Формирование адекватной Я-к. - важное условие профилактики любых конфликтов.

* * *

- это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание особенностей своих физических, интеллектуальных, личностных и других качеств, так и притязания (на что я способен, чего достоин и т. д.) и входящая в них самооценка, а также избирательное восприятие и интерпретация влияющих на данную личность внешних обстоятельств. Эти представления делятся на «Я» реальное- каким я вижу себя в настоящий момент; «Я динамическое - оценка своих способностей, мотивации достижения, темпов развития и «Я» идеальное - то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы (или хочет стать). Некоторые авторы включают в «Я-концепцию» «Я» экзистенциональное. Это образ собственного «Я» (см. Я), включающий компоненты: телесный, когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости); эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоунижение, гордость и др.); оценочно-волевой (стремление повысить активность, самооценку и уверенность), компонент самовыражения и самореализации (завоевать уважение, самореализоваться в своей профессии). Я-к. как обобщенная совокупность указанных представлений возникает благодаря самосознанию человека и его рефлексии. Последняя способствует осмыслению и обобщению опыта человека и дает возможность концептуализации его личности, индивидуальности, жизненной позиции.

Применительно к профессиональной деятельности профессиональное «Я» это выстраиваемое личностью обобщение из совокупности оценок своих профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентаций, стиля и эффективности своей работы и профессиональных, карьеры, способов взаимодействия с партнерами, а также собственно профессионального опыта, анализа и обобщения ошибок и трудностей, и, одновременно - видения своей профессиональной перспективы развития.

Я-к. объединяет представления человека о самом себе, о своей личности. В зависимости от жизненного пути складывается более аморфная или конструктивная, гармоничная или противоречивая Я-к, побуждая личностное самосознание и рефлексию к разрешению этих противоречий, или при их неразвитости или отсутствии (рефлексии) оставляя личность в неопределенности. Тогда можно говорить не о концепции, а лишь мнении представлении о себе.

Положительная Я-к. определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственного достоинства.

??

??

??

??

12

* * *

одна из центральных концепций гуманистической или феноменалистической психологии, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личностью своего "Я". Согласно этой концепции (К.Роджерс, 1951, 1959) "Я" выступает как системообразующий и субьективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, оно развивается в процессе самоактуализации личности, на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. "Я" является центральным понятием гуманистической психологии и выступает как важный фактор адаптации или дезадаптации (К.Хорни, 1950).

В начало словаря