Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ

En.: Hallucination

Во время гипнотических сеансов пациенты в той или иной степени бывают захвачены продукцией своего воображения. Многие, воспринимая обращенные к ним внушения, готовы скорее руководствоваться сказанным, чем своими ощущениями. В таких случаях говорят о галлюцинациях. Бывает также, что пациент по просьбе оператора как бы забывает некоторые факты реальности: в таких случаях говорят о негативных галлюцинациях.

Гипнотические галлюцинации имеют особый характер, поскольку пациент нередко может одновременно видеть и не видеть (логика транса), менее всего беспокоясь о таком противоречии.

В традиционном гипнозе вызванные галлюцинации считаются главной характеристикой всего феномена (см. слияние).

Эта эффектная способность, хотя и существует, но не представляет, по нашему мнению, никакой терапевтической ценности (кроме, может быть, случаев терминальных болей). Напротив, она может даже подвести пациента неприятным или опасным образом. Вот почему в новом гипнозе воздерживаются от вызывания галлюцинаций, особенно во время демонстраций. Кроме того, формулировки, используемые в новом гипнозе, не способствуют безоговорочному принятию вызываемых феноменов, поскольку постоянно уточняется, что речь идет об игре пациента со своими собственными возможностями: «Вы знаете, что можете в одно и то же время находиться там и здесь...» (Erickson & coll.,-1976).

ГАРМОНИЯ (ЗАБОТА О...)

En.: Matching

Таким образом мы обозначаем понятие, приблизительно соответствующее matching Эриксона, pacing Бэндлера и Гривдера и Iappariement Вайтценхоффера.

В хорошем гипнотическом трансе важно находиться в гармонии с пациентом, поскольку пациент, не имея возможности анализировать происходящее, будет чувствительным к качеству взаимодействия. Такая установка будет способствовать развитию отстраненности, от которой зависит гипноз.

Поэтому в наших гипнотических упражнениях мы требуем от обучающихся:

- максимально использовать слова, выражения и образы, которые пациент употреблял, сообщая свой анамнез, и которые определенным образом отражают его мир. Взаимодействие облегчает также выбор каналов коммуникации, предпочитаемых пациентом;

- самому принимать положение, сходное с положением пациента, поскольку поза всегда связана с переживанием и эмоциями;

- дышать синхронно с пациентом, так как это способ существовать в одном ритме с ним. Для этого достаточно говорить в тот момент, когда пациент делает выдох

ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ

En.: Hypnotisabihty

Традиционный гипноз подразумевает, что способность быть загипнотизированным обусловлена неким неизменным качеством личности, выраженным в большей или меньшей степени.

От двадцати до тридцати процентов популяции считаются негипнабельными (см. шкалы). По нашему мнению, шкалы поглощенности воображаемым скорее отражают то, чем определяется легкость вхождения в гипноз.

Мы считаем, что в рамках корректно проведенного сеанса каждый из нас по-своему способен на определенный гипнотический ответ. При этом появление каких-либо зрелищных эффектов вовсе не обязательно. Важные и удивительные результаты нередко бывают следствием опыта, казавшегося поверхностным.

ГИПНОЗ (ГРАНИЦЫ)

En.: Hypnosis (borderline)

Необходимые и достаточные условия, позволяющие говорить о гипнотическом трансе, по нашему мнению, таковы. Нужно, чтобы существовала культура некоего типа психической деятельности в рамках отношений между двумя личностями, вызывающая определенные типичные виды поведения.

Вместе с тем в литературе встречаются расширенные определения гипнотического состояния, не соответствующие этим трем критериям.

Например, Милтону Эриксону случалось признавать гипнотическими бессознательные процессы, приводимые в действие терапевтом с помощью средств, соответствующих его представлениям о гипнозе, и протекающие без явного гипнотического транса. Чтобы дать определение этим пограничным ситуациям, некоторые говорят о «гипнозе без гипноза». Вайтценхоффер отвергает такой не вполне научный способ постановки проблемы. Скорее можно было бы говорить о «гипнотизме без гипноза» (Weitzenhoffer, 1988, II).

И наоборот, в определенных ситуациях пациенты, вне всяких гипнотических процедур, демонстрируют поведение, напоминающее то, которое наблюдается при трансах. Шерток, вслед за Ференци, рассказывает о пациентах, которые во время психоанализа самостоятельно входили в состояние транса, и подчеркивает, что психоаналитикам, даже если они никогда не столкнутся с этим, очень важно иметь представление а гипнозе (Chertok, 1979). Такие ситуации, даже если некий ритуал имел место, можно было бы назвать «гипноз без гипнотизма» (Godin, 1991b).

Наконец, существуют другие ситуации, отнесение которых к гипнотическим спорно. В ключевые моменты нашей жизни мы все переживали ситуации, оставлявшие в нашей психике следы, не доступные критическому мышлению. Существуют также некоторые внушения, которые, будучи некогда восприняты нами, подобно парадигме направляют нашу бессознательную деятельность. Араоз, пытаясь дать определение некоторым из этих феноменов, говорит о негативном самогипнозе.

Итак, можно ли распространить определение гипноза на все бессознательные процессы? Эриксон иногда делает это в ущерб ясности. Рустан по этому поводу замечает, что гипнотическое состояние становится «геометрическим пространством бессознательного поведения» (Roustang, 1991), и резонно прибавляет: «В свете этого формальный гипноз будет всего лишь частным случаем, искусственно вызванным и выделенным для потребностей терапии из универсального феномена, который мог бы характеризовать все человеческие отношения» (ibid., стр. 42).

ГИПНОЗ ИЛИ ГИПНОЗЫ? (СМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ)

En.: Hypnosis or types of hypnosis?

Как отмечает Вайтценхоффер, «на протяжении 150 лет, в течение которых говорилось о гипнотизме, исследователи обозначали этим словом многие душевные состояния, которые хотя и имели определенные точки соприкосновения, но очень различались между собой. Правильнее было бы говорить о многих гипнозах, а не об одном» (Weitzenhoffer, 1988).

Следует признать, что действительно существуют различные гипнозы, каждый из которых может иметь интересные терапевтические параметры. Они имеют свои концепции, свою практику и, без сомнения, свои, отличающиеся от других результаты. Мы выделим здесь только два главных современных направления - традиционный гипноз, который мы также называем гипноз-внушение, и новый гипноз.

Из этого не следует, что авторитетные специалисты, не пользующиеся понятием «новый гипноз», например, из-за неприятия его гипотез, должны быть непременно отнесены к сфере традиционного гипноза. Скажем так: их работа и их выводы получили иное развитие.

ГИПНОЗ КУЛЬТУРЫ

En.: Cultural hypnosis

Связи между гипнозом и внушением таковы, что во время гипнотического опыта идеи его участников стремятся конкретизироваться.

Слова, невербальное поведение, ожидания участников, как бы они ни были неуловимы, неосознанны или неявны, неизбежно становятся частью этого феномена.

Бернгейм оспаривает выводы Шарко, упрекая его в использовании «гипнотизма культуры» (1916). Он проводит аналогию с нарушением, которое тот со всей добросовестностью описал в своих первых книгах. Речь идет о чувственно-чувствительной гемианестезии, при которой некоторые больные теряли всякую чувствительность в одной половине тела. Болезнь была реальной, поскольку наблюдались ее симптомы... пока однажды Бернгейм не заметил, что при тщательном обследовании такие нарушения выявлялись у здоровых пациентов. Эта болезнь чудесным образом исчезала, когда ее переставали искать (Bernheirn, 1916).

На сегодняшний день, по моему мнению, всякий гипноз является гипнозом культуры (см. пластичность гипноза).

ГИПНОЗ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИПНОЗА

En.: Definition of Hypnosis

Личное определение

Чтобы охватить различные формы гипноза, для Медико-хирургической энциклопедии нами было предложено следующее определение (Godin, 1991b):

Тип психологического функционирования, при котором пациенту благодаря вмешательству другого лица удается абстрагироваться от окружающей действительности, полностью сохраняя связь с сопровождающим. Это «отключение реакции ориентации на внешнюю реальность», предполагающее определенную отстраненность, эквивалентно особому типу функционирования, к которому относятся как к состоянию.

Такой особый тип функционирования способствует появлению новых возможностей воздействия психики на тело, или психологической работы на бессознательном уровне.

Вот другие определения, способные по-новому осветить всю сложность этого феномена.

Определение Британской медицинской ассоциации (1955): Преходящее состояние измененного внимания у пациента, состояние, которое может быть вызвано другим человеком и в котором могут спонтанно или в ответ на вербальные или иные стимулы появляться различные феномены. Эти феномены включают в себя изменения сознания и памяти, повышенную восприимчивость к внушению и появление у пациента реакций и идей, не свойственных ему в обычном состоянии духа. Кроме того, такие феномены, как анестезия, паралич, мышечная ригидность и вазомоторные изменения, могут быть в этом состоянии вызваны или устранены.

Определение Советской медицинской энциклопедии (Hoareau et Peigne, 1982): Особое искусственное состояние человека, вызванное внушением, отличающееся избирательностью реакций и проявляющееся повышением восприимчивости к психологической активности гипнотизера и понижением чувствительности к другим влияниям.

Определение Шертока (1979):

Гипнотическое состояние возникает как измененное состояние сознания, на фоне которого оператор может провоцировать искажения волевой сферы, памяти и чувственного восприятия - например, при лечении болевых синдромов.

Определение Лоуренса и Перри (1988):

Гипноз, по утверждению Бернгейма, не существует. Существует всего лишь взаимодействие между данным контекстом и способностью пациента отвечать этому контексту.

ГИПНОЗ (СЛОВО)

En.: Hypnosis (the word)

1. Решить, будете вы употреблять слово «гипноз» в присутствии пациента или нет, можно только в зависимости от контекста.

Не пользоваться этим понятием не означает обманывать пациента, если то, что пациент понимает под этим словом, значительно отличается от того, что он вправе получить в результате нашего вмешательства. Слово «гипноз» способно вызвать ожидания как благотворные, так и порождающие сопротивление. Некоторые думают, что Эриксону следовало заменить слово «гипноз», поскольку оно связано с негативными ассоциациями. Другие полагают, что он сохранил это слово специально, чтобы максимально мобилизовать пациента.

2. Спрашивается, может ли употребление этого слова усиливать сам феномен?

В эксперименте Спаноса, Радтке-Бодорик и Старма (Spanos, Radtke-Bodorik и Starm, 1980) двум группам пациентов были даны одинаковые инструкции, но первым инструкции были представлены как гипнотические, а вторым не говорилось этого; сами инструкции были строго идентичными. Последующий опрос показал, что участники первой группы говорили о состоянии «более глубоком», чем участники второй группы.

ГИПНОЗ-БЕСЕДА

En.: Conversational (hypnosis)

Новый гипноз перестал быть неким ритуалом и часто принимает форму простой беседы. Но эта беседа имеет свои правила: с согласия пациента оператор использует свои знания о механизмах бессознательного для достижения определенных эффектов. Он непрерывно подкрепляет то, что ведет пациента в избранном направлении. Во время гипнотической сессии, к примеру, можно было с удивлением наблюдать Эриксона, говорящего с пациентом обо всем и ни о чем: о детском саде, об обучении, о воображаемом, о комфорте, о возможностях нашего бессознательного, о мигательном рефлексе и т. д. (Erickson & Rossi, 1976).

Тема беседы очень изменчива - это производная от занятий и потребностей пациента (см. использующая индукция) и от конечной цели (подготовка почвы). При сопровождении в воспоминании как бы просто рассказывают о выбранном воспоминании. Существуют виды индукции, осуществляемой с помощью расспроса.

Во время такой беседы пациент постепенно начинает заметно двигаться, его речь изменяется и становится более медленной; в дальнейшем, как правило, он начинает объясняться с помощью легких движений головы или пальцев [подача сигналов]. Его сообщения начинают касаться сведений, содержавшихся до этого в подсознании (подсознательная коммуникация).

ГИПНОТЕРАПИЯ

En.: Hypnotherapy

Терапевтическая ценность гипноза была замечена очень давно. В свете наших теперешних знаний представляется очевидным, что в основе улучшений, отмечаемых при использовании всех форм гипноза, лежат очень разные механизмы. Перечислим некоторые терапевтические возможности, которые могут быть реализованы (преднамеренно или непреднамеренно) во время гипнотических сеансов:

- терапевтическую составляющую часто содержат простые внушения;

- все специфические феномены, развивающиеся во время гипноза, могут также обладать терапевтическим эффектом;

- гипноз может создавать условия для исцеляющего отреагирования;

- гипноз позволяет усваивать новый материал, предоставляемый терапевтом, и изменять референтные рамки;

- благодаря возрастной регрессии гипноз позволяет по-новому переживать прошедшие события;

- он создает возможность для приобретения новых навыков и для переноса навыков;

- он является областью обретения опыта;

- он способствует восстанавливающим отношениям;

- он способствует сознательно/бессознательной интеграции и т. д.

ГИПНОТИЗИРОВАТЬ

En.: To hypnotize

Научный мир, за небольшими исключениями, признает существование гипнотических феноменов и роль, которую играет так называемый оператор или сопровождающий. В обиходе говорят, что оператор гипнотизирует пациента.

Нам кажется неразумным гипнотизировать без серьезной подготовки. С другой стороны, мы считаем, что для этого не требуются и энциклопедические знания. Необходим минимум (триста пятьдесят) простых понятий. Слишком много идей во время работы только мешает.

ГИПНОТИЗМ (КЛАССИФИКАЦИЯ)

En.: Types of hypnotism (classification of)

Мы можем принять терминологию Вайтценхоффера (1988): классическим гипнотизмом он называет все, что было сделано до конца XIX века, это означает, в частности, все наблюдения от Месмера до Шарко.

Термином традиционный гипнотизм он обозначает всевозможные практики, существовавшие с начала века, практически начиная с Бернгейма и до пятидесятых годов, то есть «гипнотизм-внушение».

Термином нетрадиционный гипнотизм он объединяет очень разные практики, описание которых постепенно появляется в медицинской литературе, в частности те, в которых обнаруживается влияние Милтона Эриксона. Сюда же входит описываемый здесь новый гипнотизм.

По мнению Вайтценхоффера, следует уделить особое место полутрадиционному гипнотизму, в котором находят себя многие современные практики, включая его самого - что, по моему мнению, создает преимущество и неудобство, позволяя уходить от выбора между несовместимыми гипотезами.

ГИПНОТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

En.: Hypnotic attitude

В практике закрепилось выражение «гипнотическое состояние». Оно традиционно связывается с гипотетическим существованием определенного психологического феномена, который рассматривается как измененное состояние сознания. Было бы лучше и психологически правильнее говорить о «гипнотической установке».

Поскольку определенные установки позволяют «брать в скобки» некоторые функции нашей психики и высвобождать ее автоматическую деятельность, термин «гипнотическая» вполне оправдан. Но понятие установки остается первостепенным в изучении гипноза и получаемых с его помощью психологических и физиологических изменений.

Установка действует как ориентир. Если гипнотическое функционирование является результатом установки, ничто не мешает мне изменить эту установку и выйти из данного состояния, если я этого хочу, потому что мое сознание не упразднено. Если же, напротив, я полагаю, что гипноз - это состояние, в котором я теряю над собой контроль, я, быть может, не сделаю даже минимального усилия, чтобы от него освободиться. В этом заключается причина недоразумений, связанных с гипнозом, а точнее, причина существования двух гипнозов, кроющаяся в их предпосылках и в формирующих их установках.

ГИПНОТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

En.: Hypnotic state

Еще два столетия назад было замечено, что определенные действия некоторых лиц по отношению к другим лицам вызывают столь неожиданное поведение, что для его объяснения (Или из-за отсутствия такового) прибегли к понятию особого состояния (см. измененное состояние сознания), в которое предположительно входит пациент.

В настоящее время мнения расходятся: следует ли расценивать гипноз как состояние, подразумевающее перерыв в обычном состоянии бодрствования, или как проявление достаточно известных психологических механизмов? (См.: особые процессы.) Позиция Эриксона тто этому поводу недостаточно ясна. По мнению Росси, Эриксон несомненно придерживался «этатистской» концепции (Erickson & Rossi, 1974). Примеры же, почерпнутые у самого Эриксона, заставляют обратиться к определению состояния, которое мы скорее назвали бы функциональным. Вот аналогия гипнотического состояния, данная Эриксоном: «Когда вы читаете книгу, а ваша жена в это время разговаривает с вами, случается, что вы не сразу отвечаете ей. Спустя десять минут вы говорите: «Ты что-то мне сказала?»» (Erickson & Rossi, 1981).

Другое направление (см. Барбер) отказывается объяснять гипноз в терминах состояния.

Нам же кажется предпочтительным говорить не о состоянии, а об особом типе функционирования, присущем человеческой психике. Вместе с тем, если предположить, что это необычное функционирование психики может искусственно поддерживаться и содержать новые возможности, то не будет формальных возражений против того, чтобы говорить об особом состоянии, даже если его характеристики размыты и плохо поддаются описанию.

Мы, как и Араоз (1982), считаем, что гипноз приводит в действие психическую активность, скорее связанную с опытом, нежели критическую, скорее субъективную, чем ориентированную на внешнюю реальность, содержащую больше первичных, чем вторичных процессов, и больше связанную с деятельностью недоминирующего полушария.

И наконец, некоторые уподобляют гипноз физиологическому состоянию ваготонии, действительно соответствующему нашему определению релаксации, которую терапевт часто стремится вызвать в начале сеанса. Ощущение комфорта, экономия движений, желание бездействовать и т. п. составляют эту картину (Erickson & Rossi, 1979).

ГЛАЗНЫЕ ЯБЛОКИ

En.: Eyeballs

1. R.E.M. (Rapid Eue Movement). Движения глазных яблок. Движения глаз, заметные под закрытыми веками, возникают во сне при появлении сновидений. Они свидетельствуют также и о появлении образов во время гипноза (Erickson & Rossi, 1979).

2. Со времен Брэйда некоторые гипнотические техники требуют от пациента поднимать глаза кверху, например, фиксируя взор на предмете, который оператор держит приподнятым.

Можно также попросить пациента, закрыв глаза, «как бы посмотреть изнутри на середину своего лба». Такая практика предполагает активизацию неврологических механизмов, способствующих гипнозу. Герберт и Давид Шпигель утверждают, что способность заводить глаза вверх (которую легко измерить) пропорциональна гипнабельности (Spiegel & Spiegel, 1978).

ГЛУБИНА ГИПНОЗА

En.: Depth of hypnosis

На первый взгляд гипнотическое состояние представляется как бы имеющим определенную глубину, сравнимую с более или менее выраженной поглощенностью каким-нибудь занятием (см. континуум).

Существуют классические индикаторы транса, которые, как полагают, свидетельствуют о глубине состояния. Самоотчет пациента, самостоятельно оценивающего глубину собственного состояния, тоже иногда рассматривается как достоверный. Эта оценка может даваться и непроизвольно, посредством сигналинга.

Наконец, мимика пациента при пробуждении и время, необходимое ему для реориентации, также являются возможными элементами уточнения глубины.

Традиционный гипноз предполагал необходимость глубокого гипноза, поскольку эффективность была пропорциональна глубине состояния. В новом гипнозе пациенту дается возможность функционировать на таком уровне поглощенности, который ему подходит. Во всяком случае до сих пор не было замечено соответствия между предположительной глубиной состояния транса и связанными с ним результатами. Я лично считаю, что для сознательно-бессознательной интеграции благоприятны скорее некоторые пограничные состояния, нежели так называемые глубокие состояния.

Что касается появления специфических гипнотических феноменов, то они, парадоксальным образом, не связаны с предполагаемой глубиной. Например, каталепсия у некоторых пациентов развивается только в поверхностном состоянии, у других - только в глубоком, наконец, у третьих - только в моменты перехода от поверхностного к глубокому состоянию (Erickson , 1980). Иногда пациенты, у которых амнезия развивается в легком гипнотическом состоянии, не способны достичь ее в более глубоком трансе (Erickson, 1980,1, стр. 59).

В действительности эта глубина не является одномерным феноменом. Вслед за Шором Пето предлагает создавать многомерные шкалы (1991). Эриксон утверждает, что транс может быть одновременно поверхностным и глубоким. Это не имело бы смысла, если бы речь шла о физическом феномене. «Очень важно убедиться в том, что ваш пациент может находиться в одно и то же время в очень легком и в очень глубоком трансе; в очень легком трансе в связи с одной частью реальности и в трансе глубоком - в связи с другой ее частью» (Erickson, 1983/1986).

Для теоретиков, отрицающих понятие особых процессов, понятие глубины состояния не более чем артефакт, свидетельствующий только о «понимании гипноза как явления, появившегося в конкретных исторических условиях и в определенном культурном контексте» (Radtke, 1989).

Хилгард (1965), напротив, сохраняет эти понятия и различает понятия восприимчивости (поведенческие ответы) и глубины (субъективные ответы).

ГОТОВНОСТЬ

En.: Resposive attentiveness

Вольный перевод «responsive attentiveness» (Erickson, 1980, I) для описания установки пациента, который в данный момент внимателен и расположен слушать.

Когда Эриксон собирался выбрать хорошего пациента для демонстрации гипноза, он искал среди присутствующих тех, кто обнаруживал такую установку.

С этой точки зрения гипноз является состоянием повышенной готовности (Erickson & Rossi, 1981).

ГРЕЗЫ

En.: Dream

Обращение в гипнозе к грезам всегда очень продуктивно, поскольку грезы переводят человека на уровень бессознательного функционирования.

Если говорить о грезах, появляющихся в процессе гипноза, то они могут напоминать простую задумчивость, связанную с воспоминаниями или сновидениями. Возможен переход от одного к другому, описаны также промежуточные состояния.

Грезы появляются в ответ на просьбу, оставаясь при этом полностью аутентичными для пациента и, парадоксальным образом, связанными со словами, произносимыми оператором.

Можно также попросить пациента, находящегося в гипнозе, вновь увидеть сновидения прошедшей ночи, даже если он забыл их. Нередко пациент выполняет эту просьбу вплоть до того, что, вздрогнув, просыпается в тот же момент, что и прошедшей ночью.

кроме того, можно попросить пациента, находящего в гипнотическом состоянии, чтобы он увидел определенный сон следующей ночью. Чтобы получить информацию, вы можете попросить пациента, чтобы его сон был связан с тем, что он думает о гипнотическом подходе, который вы используете при работе с ним. Вайтценхоффер рассказывал случай с пациенткой, говорившей, «что ее преследовал паук, опутывавший ее паутиной». Терапевт может также попросить пациента, чтобы его грезы были связаны с его проблемами, о которых он мог бы затем рассказать. Нередко этот простой способ дает терапевту довольно ясную и полезную информацию.

Можно предположить, что некоторые образы, некоторые грезы, появляющиеся во время гипноза, являются свидетелями психологической работы, совершающейся на бессознательном уровне.

ГУРУ

En.: Guru

Психиатр, склоняющийся к практикам духовных наставников Индии (Vigne, 1991), заявляет о сходстве между их методами и практикой Эриксона: «Среди множества терапевтических рецептов Эриксона некоторые можно часто встретить у индийских гуру, например, открытое внушение, при котором обходят сопротивление пациента, говоря о ком-нибудь другом или рассказывая историю, кажущуюся свободной ассоциацией терапевта, но в действительности относящуюся к пациенту». Последовательное принятие и трюизм также используются гуру. Кроме того, «хороший терапевт подобно хорошему гуру быстро научается говорить на языке пациента и использовать то, что пациент привносит с собой. [...] [Эриксон] советовал своим пациентам пробуждать собственные ресурсы с помощью самогипноза, что приблизительно соответствует концентрации (dharana) в йоге, и просил их помнить: «Вы уже знаете, но еще не знаете, что знаете». Этот совет мог бы служить хорошим определением медитации (Фуапа)».

И в заключение: «Учитель, видя абсолютное во всем, обращает на всех, особенно на просящих совета, безусловно благосклонный взор».

Предыдущая страница Следующая страница