Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - бессознательные, спонтанные регулятивные механизмы устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта.

Функцией З. п. является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. З.п. ведет к специфическому изменению содержания национального сознания и национальной психики.

З. п. осуществляется с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы в национальной психике -это действующие приемы и средства преодоления противоречий между осознанным и бессознательным в национальном самосознании. Среди большого многообразия защитных механизмов можно выделить следующие: вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация, замещение (перенос), проекция, символизация, фиксация, регрессия, сопротивление и др. (см. также "Этноса защита психологическая").

* * *

- в психоанализе - «общее обозначение всех приёмов, используемых Эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу (Freud, 1922). Побудителями защит могут быть: 1. тревога, обусловленная увеличением инстинктного напряжения (угроза, направленная в адрес Эго со стороны Ид); 2. тревога, вызванная «нечистой совестью» (имеются в виду угроза в адрес Эго со стороны супер-Эго); 3. реальные опасности (угрозы, имеющие источником внешний мир). Ч. Райкрофт, 1995) считает, что, не драматизируя положение человеческого Эго, лучше ...включать в понятие о защите «все приёмы Эго для управления, контроля, канализирования и использования сил, которые могут привести к неврозу». Понятие «защита» имеет коннотацию, что невроз обусловлен несостоятельностью защиты, и что торможения, являющиеся результатом успешного вытеснения, не есть невротические симптомы. А.Фрейд (1937) перечисляет девять защит: 1. регрессия, 2. вытеснение, 3. формирование реакции, 4. изоляция, 5. уничтожение сделанного, 6. проекция, 7. интроекция, 8. поворот против себя и 9. обращение. Упоминает она и 10. сублимацию, добавляя, что последняя «имеет отношение скорее к здоровью, чем к неврозу». Расщепление (11) и отрицание (12), указывает Ч.Райкрофт, «обычно также относят к защитам». В литературе встречаются упоминания и о некоторых других защитах (см.): 13. замещение, 14. рационализация, 15. фиксация, 16. идентификация, 17. интеллектуализация, 18. перенос, 19. нереалистический оптимизм, 20. вера в справедливый мир . Так как в психоанализе принято считать, что именно тревога, а не что-то иное, является стимулом к личностному развитию, некоторые защиты (возможно, все) играют значительную роль также в нормальном развитии. Обычно предполагается, что определённые защиты соответствуют конкретным стадиям психосексуального развития. Например, интроекция, проекция, отрицание и расщепление свойственны оральной фазе психосексуального развития; формирование реакции, изоляция и уничтожение сделанного - анальной фазе.

Существует точка зрения, согласно которой защиты свойственны невротической, незрелой в том или ином отношении личности. В отличие от неё, нормальный, зрелый и духовно здоровый человек ориентирован не столько на себя самого, сколько на бытийные, универсальные, непреходящие ценности, он, по определению, лишён эгоцентризма и нацелен на творческое, нередко полное изнуряющего труда и всяческих лишений преодоление актуальных жизненных проблем, как своих собственных, так и проблем других людей, общества в целом, а не на борьбу с ветряными мельницами, то есть защиту от угроз для собственного Я или сохранение во что бы то ни стало позитивного мнения о самом себе. Заботы о личном благе, оценках окружающих, душевном равновесии и для него, разумеется, не пустой звук, ничто человеческое не чуждо и такому человеку, но при определённых обстоятельствах он способен приносить их в жертву ради чего-то другого, более важного, что, по его убеждению, составляет смысл его земного существования, его предназначения (А. Маслоу, 1950, 1971). Простая и понятная многим людям философия человеческого существования, которую в несколько замаскированном эзотерической терминологией виде представляет психоанализ, состоит фактически в том, что жизнь любого индивида должна быть для него источником приятных, привлекательных ощущений, как можно большего числа оргазмов, максимального удовольствия от удовлетворения инстинктных потребностей (разумеется, в реальной жизни это всегда или в основном происходит за счёт ущемления интересов или даже страдания других людей, но этот аспект проблемы обычно прямо не формулируется и интересы других людей и общества во внимание не принимаются, человек в психоанализе озабочен только самим собою, он целиком поглощён только самоощущениями и страхами не стать невротиком), но при этом ещё и так, чтобы обезопасить себя от возможных осложнений для своего личного благополучия.

* * *

- ограждение индивидом своего сознания от травмирующих отрицательных переживаний, устранение психологического дискомфорта, тревоги.

Но сознательно отдать себе отчет в грозившей ему опасности Лео не мог… Тогда чувство неуверенности поколебало бы его рассудок. Он стал бы или апатичным, или чересчур возбужденным - обычные для депрессии виды шока. Поэтому, когда опасность становилась слишком явной, его сознание погружалось в пустоту. Оно стремилось к тому, чтобы его еще недодуманные и неосознанные мысли так и оставались недодуманными и неосознанными (А. Уолферт, Банда Тэккера).

Ср. избегание мест, с которыми у индивида связаны отрицательные переживания, удаление из поля зрения такого же рода предметов, находившихся в доме. Есть люди, которые не любят читать произведения Ф. Достоевского, чтобы не вызывать тяжелых переживаний от этого, не портить себе настроение.

* * *

- система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие З. п., характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности либо несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу «Я». З. п. направлена в конечном счете на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа «Я» и образа мира, которая достигается путем устранения из сознания источников конфликтных переживаний либо их трансформации т. о., чтобы предупредить возникновение конфликта. К механизмам З. п. относят также специфические формы реагирования, снижающие остроту переживания угрозы или внутриличностного конфликта. Начало исследованиям механизмов З. п. было положено З. Фрейдом, рассматривавшим их как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами, и А. Фрейд, видевшей в них также механизмы разрешения (снятия) внешних конфликтов, адаптации к социальному окружению. Согласно А. Фрейд, механизмы З. п. являются продуктом индивидуального опыта. В 40-50е гг. ХХ в. проведены исследования З. п. на уровне изучения механизмов трансформаций угрожающего или конфликтогенного объекта в процессе его восприятия. Всего описано более 20 видов механизмов З. п., основные из них: подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия, вытеснение, сублимация.

* * *

специальная Регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта.

В начало словаря