Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИЗОЛЯЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИЗОЛЯЦИЯ

ИЗОЛЯЦИЯ - один из механизмов защиты, используемый человеком с целью недопущения обострения внутрипсихического конфликта или патологического его разрешения.

Понятие изоляции использовалось З. Фрейдом в статье «Защитные невропсихозы» (1894), где говорилось об отделении представления, вызывающего мучительные переживания, от связанного с ним аффекта. По мере становления и развития психоанализа размышления об изоляции как защите сменились обстоятельным исследованием процессов вытеснения. Однако в 1920-е годы, когда З. Фрейд предложил структурное понимание психики и сосредоточил свое внимание не только на бессознательном Оно, но и на функциях Я и Сверх-Я, он вновь про явил интерес к проблеме изоляции.

В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд обратил внимание на то, что при неврозе навязчивости Я может прибегать к технике изоляции. По его мнению, изоляция относится к моторной сфере и состоит в том, что «после неприятного события так же, как и после значительного, с точки зрения невроза, собственного действия делается пауза, во время которой ничего больше не должно случиться, не должно быть получено никакое восприятие, не выполнено никакое действие». Переживание не забывается, но лишается своего аффекта. Его ассоциативное отношение оказывается подавленным или прерванным, в результате чего само переживание «остается как бы изолированным». Эффект подобной изоляции аналогичен тому, что имеет место при вытеснении с амнезией. Моторная изоляция становится гарантией разрыва связи с мышлением.

В понимании З. Фрейда техника изоляции при неврозе навязчивости напоминает собой нормальный процесс концентрации внимания, используемый человеком для того, чтобы отделить все мешающее целостному восприятию. В нормальном состоянии Я должно совершать изолирующую работу, необходимую для определения направления течения мыслей. При аналитической технике, при использовании метода свободных ассоциаций приходится воспитывать Я, чтобы заставить его на время отказаться от функции изоляции, в других случаях являющейся правильной и необходимой. Психоаналитический опыт свидетельствует о том, что страдающие навязчивостью пациенты особенно трудно выполняют основное психоаналитическое правило, то есть оказываются неспособными к проявлению свободных ассоциаций. Это происходит потому, что при неврозе навязчивых состояний обостряется конфликт между Сверх-Я и Я пациента, в результате чего, как считал З. Фрейд, его Я становится более бдительным, а изоляции - более утонченными. При этом он полагал, что вынужденная концентрация и изоляция страдающего навязчивостью пациента подкрепляется «магическими актами изоляции», которые становятся в качестве симптомов странными, бесполезными, приобретающими характер церемониала, но имеющими важное значение для самого невротика.

Рассматривая изоляцию в качестве защитного механизма, З. Фрейд пришел к выводу, что фактически Я выполняет одну из основных заповедей невроза навязчивости - «табу неприкосновения». В неврозе навязчивости избегание неприкосновения, телесного контакта играет значительную роль, поскольку и то и другое составляет цель как агрессивного, так и эротического овладения объектом. Невроз навязчивости преследует эротическое прикосновение, маскирует агрессивность и делается центром запретительной системы. Изоляция же, по мнению З. Фрей да, является устранением возможного контакта, и «если невротики изолируют при помощи паузы также и впечатление или деятельность, то этим они нам символически говорят, что не хотят допустить ассоциативного прикосновения и в мыслях».

* * *

(фр. isoler - разобщать) - 1. в биологии - обособление и существование части вида от остальной популяции; 2. в медицине - разделение и отдельное содержание пациентов с заразными болезнями и здоровых людей; 3. в правоприменительной практике - лишение человека свободы или заключение его в штрафной изолятор (ШИЗО); 4. психоанализе - защитный механизм в виде разъединения психологических связей между недопустимым действием или импульсом и его первоначальным образом в памяти, то есть подмена последнего неким символическим представителем. Этим, как считается, достигается отделение неприемлемого побуждения от соответствующего аффекта (стыда, страха). Например, инцестуозное побуждение представлено потребностью мыть руки. «Когда с человеком произошло что-то неприятное или когда он сделал что-то, что значимо для его невроза, - указывает З.Фрейд (1926), - он вводит временную паузу, в течение которой ничего больше не должно случаться, в течение которой он ничего не должен воспринимать и ничего не делать...Это переживание не забывается - оно взамен лишается своего аффекта, а его ассоциативные связи подавляются или прерываются, так что оно остаётся как бы изолированным и не воспроизводится в обычных процессах мышления». Эта в сущности словесно-логическая уловка создаёт иллюзию серьёзного знания о подлинных причинах появления не только обсессии (см.), но и некоторых других расстройств; 4. у К.Юнга - отчуждение от других людей (синоним: психическая изоляция).

* * *

(от фр. isolation - обособление) - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит блокирование отрицательных эмоций за счет устранения из сознания связи между ними и их источником. И. позволяет воспринимать травмирующие ситуации или воспоминания о них без чувства тревоги. Формула И. - «не чувствуй этого».

* * *

(от франц. isolation) - обособление человека или группы людей (групповая И.) от привычных условий жизни и общения с другими людьми. И. может быть длительной (космический полет, зимовки, отдаленные экспедиции и т. п.) и кратковременной (операторская деятельность в кабинах малого объема, в режиме оперативного покоя, ожидания экстренных действий). В последних случаях с проблемой И. тесно связана и проблема гипокинезии (ограниченной подвижности). Разновидностью И. является сенсорная и перцептивная изоляция. Под ней понимается содержание организма в условиях исключения из окружающей среды максимально большого количества раздражителей при относительно нормальном энергетическом режиме. Выделяют три уровня такой И.: 1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений; 2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы; 3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей.. Первое из этих условий ведет к сенсорной И., последние два - к перцептивной И. С этими понятиями тесно связаны понятия депривации, сенсорного голода, означающие недостаточность в притоке внешних воздействий. В условиях И. нарушается протекание перцептивных процессов, приходит в упадок умственная деятельность, возникает склонность к дремоте, апатия. В подобных ситуациях возможна повышенная раздражительность, иллюзии, псевдогаллюцинации (особенно слуховые). Проблема И. является одной из задач изучения в психологии труда в особых условиях.

В начало словаря