Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими. Работа в инженерной психологии ведется по следующим направлениям:

1. Изучение структуры операторской деятельности, ее психофизиологических и психологических аспектов.

2. Инженерно-психологическое проектирование.

3. Психологическое обеспечение научной организации труда.

4. Профессиональный отбор, подбор, обучение и расстановка кадров.

* * *

(от франц. ingenieur - специалист в области техники) - отрасль современной психологии, занимающаяся исследованием закономерностей функционирования системы "человек - машина".

* * *

научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Возникновение И. п. обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческого фактора при проектировании и эксплуатации техники. Основными методологическими принципом отечественной И. п. являются тезис о человеке как субъекте трудовой деятельности и принцип гуманизации техники. И. п. возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука И. п. изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку. Как техническая наука И. п. изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора. Благодаря этому решается обратная задача - приспособление человека к технике и условиям труда. Научные и прикладные исследования в И. п. ведутся по четырем основным направлениям. 1. Методологическое: определение предмета и задач И. п., разработка методов исследования деятельности человека-оператора, определение взаимосвязи с другими науками, разработка концепций построения СЧМ и др. 2. Психофизиологическое: анализ процесса приема, переработки, хранения информации человеком, принятия им решения, реализации принятого решения (осуществления управляющих воздействий), изучение функциональных состояний человека в процессе труда, определение характеристик выполнения оператором отдельных действий (скорости, точности и надежности) и т. п. 3. Системотехническое: разработка инженерно-психологических принципов построения технических устройств (индикаторов, органов и пультов управления, рабочих мест, интерьеров операторских пунктов) с учетом возможностей и ограничений человека; инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ и т. д. 4. Эксплуатационное: профессиональный отбор и обучение операторов, организация групповой деятельности, разработка режимов труда и отдыха операторов, организация контроля функционального состояния и результатов работы операторов, психологическое обеспечение безопасности труда и др. При проведении перечисленных исследований И. п. широко использует психологические (беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.), физиологические (ЭЭГ, ЭОГ, электромиография и т. п.), математические (теория информации, теория массового обслуживания, теория автоматического управления и т. д.), имитационные (моделирование деятельности оператора на ЭВМ) методы. При применении этих методов используется как специальная аппаратура для психологических, физиологических, санитарно-гигиенических исследований, так и ЭВМ специального назначения. И. п. тесно связана с другими отраслями психологии, прежде веет с общей, экспериментальной, социальной, дифференциальной, педагогической, психологией труда, психофизиологией. И. п. также связана с эргономикой, математикой, кибернетикой, экономикой, технической эстетикой. Связь между И. п. и перечисленными науками взаимная. Как самостоятельная наука И. п. начала формироваться в конце 40-х гг. прошлого века. Ее развитие как науки прошло ряд этапов - от накопления и анализа данных о человеческом факторе для оптимизации отдельных технических средств контроля и управления до системного подхода к проектированию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов, какими являются современные производственные объекты.

В начало словаря