Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "С" (часть 35, "СТЕ"-"СТР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 35, "СТЕ"-"СТР")

СТЕРЕОТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОГО (ЭТНИЧЕСКОГО) ПОВЕДЕНИЯ

СТЕРЕОТИПЫ НАЦИОНАЛЬНОГО (ЭТНИЧЕСКОГО) ПОВЕДЕНИЯ - устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности.

С.н. п. позволяют ускорить процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выбор ответных реакций. Знание С. н.п. дает возможность прогнозировать поведение, реакции индивидов, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Вместе с тем реакция в соответствии со С. н. п. может стать малоэффективной в условиях неоднозначности и усложненности ситуации, что ведет к деформации процесса межличностного взаимодействия, усугублению возникшего непонимания в ходе общения между индивидами.

С. н. п. в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами национального этикета (см.: Этикет национальный). С. н. п. в экстремальных ситуациях облегчают поведение и деятельность, позволяют экономить время и усилия, снимать напряженность и переживания.

С.н.п. проявляются как на внутригрупповом, так и межгрупповом уровнях. Последний определяет само содержание С. н. п. В зависимости от состояния межэтнических отношений С. н. п. могут приобретать позитивный, либо негативный характер. С. н.п. включены в общую систему межгрупповых механизмов социального восприятия. Изучение С. н.п. осуществляется методами: свободного описания; прямого опроса; различными вариантами проективных методик; психосемантическими методами.

СТЕРЕОХИМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗАПАХА

СТЕРЕОХИМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗАПАХА - теория обоняния Дж. Эймура (1964), предполагающая, что характер запаха отражает физические формы и электрические заряды пахучих молекул. Согласно одной из теории обоняния, различаются следующие субмодальности обонянятельных ощущений: 1. камфарный; 2. мускусный; 3. цветочный; 4. мятный; 5. эфирный; 6. острый; 7. гнилостный. Все другие запахи представляются как комбинации упомянутых. В других теориях упоминаются от 4 до 9 обонятельных субмодальностей. Неясность в этом плане затрудняет распознавание некоторых расстройств обонятельной чувствительности, особенно это касается обонятельной дизестезии.

СТЕРЖНЕВАЯ ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

СТЕРЖНЕВАЯ ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - психоаналитический термин, обозначает раннее, появляющееся на втором году жизни ощущение принадлежности к мужскому или женскому полу. Противоречит классической точке зрения, согласно которой сознание половой принадлежности появляется позднее (на стадии Эдипова комплекса) и некоторое время остаётся достаточно размытым. Предполагается, что именно в возрасте половой идентификации берёт начало транссексуализм, а также другие нарушения полового отождествления.

СТЕРИЛИЗАЦИЯ

СТЕРИЛИЗАЦИЯ (sterilis - бесплодный) - 1. процедуры, лишающие индивида репродуктивной способности (кастрация, как физическая (хирургическое удаление яичников или яичке, перевязка семявыводящего протока или фаллориевой трубы), так и химическая, а также облучение, инактивирующее репродуктивную ткань. Широко практиковалась ранее нацистами для профилактики деторождаемости у считавшихся неполноценными людей, а позднее в некоторых других странах с целью предупреждения преступности, исходя из ломброзианских её представлений. Так, в тюрьмах США только в 1968 году было проведено 65 тысяч операций по стерилизации рецидивных преступников (Фокс, 1980). Практика стерилизации умственно отсталых используется ныне в ряде стран, в частности, в Германии; 2. процесс уничтожения микроорганизмов.

* * *

лишение человека способности к воспроизведению потомства. Женская С. состоит в перевязке или перерезании маточных труб женщины с целью предупреждения ее беременности. Мужская С. проводится путем перерезания семявыносящих протоков мужчины. Это может осуществляться в амбулаторных условиях под местной анестезией. Данный метод контрацепции показан лишь парам, не желающим больше иметь детей. С. в нашей стране разрешена законом только при условии добровольности. В России она не получила широкого распространения.

СТЕРЛЕДЕВ РОМАН КОНСТАНТИНОВИЧ

СТЕРЛЕДЕВ РОМАН КОНСТАНТИНОВИЧ - доктор философских наук. В 2009 г. в Вятском государственном гуманитарном университете (г. Киров) защитил докторскую диссертацию по теме: «Философский анализ конфликта естественнонаучных и эзотерических концепций ХХ-XXI вв.». Специальность: 09.00.01 - философские науки.

СТЕРЛИНГА РЕФЛЕКС

СТЕРЛИНГА РЕФЛЕКС (описан польским неврологом W. Sterling, 1877-1943) - патологический рефлекс при спастическом парезе: приведение I пальца кисти и быстрое сгибание остальных в ответ на короткий удар пальцами исследующего по ладонной поверхности дистальных фаланг II - V пальцев пронированной кисти.

W. Sterling. Les phenomenes des doigts analogues aux signes de Babinski et de Rossolimo. Revue neurologique, Paris, 1926; 2: 82.

СТЕРОИДЫ

СТЕРОИДЫ - гормоны, состоящие из малых, жирорастворимых молекул, которые легко поглощаются клетками, где они присоединяются к рецепторам в клеточном ядре. Стероиды обладают, помимо прочего, анаболическими свойствами, почему столь распространено злоупотребление ими особенно среди людей, которые стремятся нарастить свою мышечную массу (например, лицами, увлекающимися бодибилдингом).

СТЕФЕНСОНА МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Q-SORT

СТЕФЕНСОНА МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Q-SORT (Stephenson, 1953) - методика исследования личности с целью для определения 6 основных тенденций поведения человека в реальной ситуации: зависимости-независимости, общительности-отгороженности, стремления к борьбе - избегания борьбы.

СТИВЕНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИГМЫ ТЕОРИЯ

СТИГМЫ ТЕОРИЯ - 1. в юриспруденции - концепция, согласно которой ни одно действие не преступно само по себе, а является таковым в силу осуждающего его закона. Иными словами, государство своим законами навязывает лицам, совершившим опасное деяние, статус преступника; 2. в антипсихиатрии - положение, согласно которому психиатрической патологии в традиционном смысле не существует, больные появляются только потому, что врачи ставят пациентам соответствующие диагнозы, «приклеивают ярлыки», отчего люди, в силу самореализующегося пророчества начинают вести себя неадекватно.

СТИЛА - РИЧАРДСОНА - ОЛЬШЕВСКОГО СИНДРОМ

СТИЛА - РИЧАРДСОНА - ОЛЬШЕВСКОГО СИНДРОМ (описан канадскими неврологами J. C. Richardson и J. C. Steele совместно с канадским патоморфологом польского происхождения J. Olszewski; синоним - прогрессирующий надъядерный паралич) - преимущественно спорадическое дегенеративное заболевание головного мозга, обычно проявляющееся в возрасте после 50 лет быстро нарастающим относительно симметричным акинетикоригидным синдромом. Сопровождается ограничением вертикального взора (особенно вниз), ранним развитием постуральной неустойчивости с частыми падениями, подкорковой деменцией и изменением поведения, связанным с дисфункцией лобных долей. Патоморфологически характеризуется уменьшением численности нейронов и образованием нейрофибриллярных клубочков, содержащих тау-протеин, в базальных ганглиях (главным образом в черной субстанции и бледном шаре) и среднем мозге. Течение неуклонно прогрессирующее: через 3-4 года больные теряют способность к самостоятельному передвижению, летальный исход наступает через 7-9 лет. Лечение симптоматическое.

J. Steele, J. C. Richardson, J. Olszewski. Progressive supranuclear palsy. A heterogeneous system degeneration involving brain stem, basal ganglia and cerebellum with vertical gaze and pseudo-bulbar palsy, nuchal dystonia and dementia. Archives of neurology, 1964; 10: 333-359.

СТИЛЕВАЯ ГИБКОСТЬ

СТИЛЕВАЯ ГИБКОСТЬ - способность использовать, в зависимости от обстоятельств, разные стили речи. Страдает по разным причинам, включая психические расстройства. Некоторые пациенты, чаще это шизоидные личности, лица, страдающие шизофренией, особенно отличаются неспособностью использовать стили речи адекватным, уместным образом. Например, вместо нейтрально-разговорного стиля речи предпочитают официально-деловой или научный стили речи или, напротив, вместо официально-делового используют фамильярно-простой стиль речи.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ -

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).

Под неустойчивостью стиля воспитания детей и подростков понимается резкая смена приемов воспитания, скажем, от очень строгого к либеральному, от значительного внимания к ребенку до эмоционального отвержения (Эйдемиллер Э. Г., 1996). Такой стиль воспитания содействует проявлению таких черт, как упрямство, склонность противостоять авторитетам, что часто наблюдается у детей с отклонениями характера (Leonhard К.).

Рассмотрим наиболее типичные сочетания отклонений в воспитании, которые позволяют проанализировать причины отклонений в характере ребенка, и также быть поводом для возникновения отклонений в поведении и возникновения непсихических психогенных нарушений (см. табл.).

Потворствующая гиперпротекция (сочетание шкал Г , У при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи с максимальной направленностью на удовлетворение его потребностей. При этом типе воспитания формируются демонстративные (истероидные) и гипертимные черты личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г , У, Т, 3 , С). Ребенок в центре внимания семьи, ему уделяется много времени и сил, но существует много запретов, и ребенок лишен самостоятельности. У гипертимных подростков, в результате такого воспитания, усиливаются реакции эмансипации, и они склонны к острым эффективным реакциям, направленным вовне. При тревожно-мнительных чертах у подростков закрепляются астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г , У-, Т , 3, С). Это воспитание, где ребенок также находится в центре родительского внимания, но уровень требований высок. Потребность ребенка удовлетворяется недостаточно. Развивается тревожно-мнительный тип личности.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т, 3, С). В основе его лежат невосприятие ребенка и неудовлетворение его потребностей. Может быть связано с бессознательными механизмами внутренней жизни родителей, осуществляющих перенос отрицательных переживаний из своего детства на жизнь своего ребенка или механизмами отождествления. Крайний вариант такого воспитания - «Золушка». Ребенок ощущает себя отверженным, ненужным. Заостряются черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности или эпилептоидной психопатии. У детей и подростков с астенической структурой характера или эмоционально-лабильной могут появиться невротические расстройства.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т, 3, С) на первом плане эмоциональное отвержение и неудовлетворение потребностей при наличии системы наказаний и запретов. Могут появиться различные расстройства в поведении.

Гипопротекция (Г-, У-, Т-, 3-, С). Ребенок предоставлен самому себе. Такое воспитание ведет к делинкветности и асоциальности поведения.

Рассмотрим психологические причины отклонений в семейном воспитании. Э. Г. Эйдемиллер в этом смысле рассматривает 2 группы причин.

СТИЛИ ЛЮБВИ

СТИЛИ ЛЮБВИ (love styles) - основные теории любви, которых люди придерживаются во взаимоотношениях и которые определяют их поведение. Некоторые исследователи различают 5 стилей любви: эрос, людус, прагма, маниа и агапе.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ

См. стилистические ошибки.

СТИЛИСТИЧЕСКИ ВОЗВЫШЕННЫЕ ЖЕСТЫ

Говорят о хорошем воспитании человека, использующего их, о привычке его к приличному обществу, внушают благоприятное впечатление о нем: широкий жест рукой как приглашение пройти; положить руку на сердце; закрывать лицо руками от смущения; высоко поднять бокал, провозглашая тост.

СТИЛИСТИЧЕСКИ СНИЖЕННЫЕ ЖЕСТЫ

Говорят о недостаточной воспитанности субъекта, недостаточной степени культуры и образованности. Эти жесты годятся в общении так называемых простых людей и сравнимы с просторечными словами типа помереть, бедняжечка, ась? нешто. К этим единицам относятся: подмигивание, ерошить волосы (напряженно думая, вспоминая что-то), ударять себя кулаком по лбу, тереть лоб, вспоминая; манить к себе, загибая указательный палец; почесывать затылок, будучи озадаченным; стоять в позе «руки в брюки», приставить ладонь к уху не слыша, не расслышав чего-то; «развалиться» в кресле, на диване и др. Сюда же относятся жесты (действия и позы): поплевать на руки перед поднятием тяжести, брать кого-л. за плечо, сидеть нога на ногу, опираться локтями о стол, разинуть рот от удивления, прыгать от радости, листать книгу, послюнявив палец, брать собеседника за пуговицу.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

См. нарушение правил речевого этикета, неоправданное смешение стилей, злоупотребление иностранными словами (варваризмы), банальность стиля, бомбаст, апейрокалия. К стилистическим ошибкам также часто относится неправильное употребление лексических синонимов: ср. В день 8 Марта всем сотрудницам офиса вручили цветы (вместо… преподнесли цветы).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - различные стили речи того или иного языка. Различают обиходно-бытовой, газетно-политический, производственно-технический, официально-деловой и научный стили речи. В зависимости от источника стилевой системы русского языка разграничивают следующие стили устной и письменной речи высокий (литературный, книжный, имеет источником церковно-славянский или старославянский язык и язык летописей)), средний (нейтрально-разговорный, имеет источником общенародный язык, особенно язык городской части населения) и простой (фамильярно-простой, имеет источником язык городских низов, крестьянские диалекты), а также стили языка профессиональных групп, диалекты и жаргоны.

СТИЛЬ

СТИЛЬ (греч. stylos - стерженёк для письма) - 1. вообще - совокупность признаков, черт, приёмов, отличающих какую-либо вещь, предмет на фоне аналогичных и образующих их суть; 2. общность изобразительных приёмов в искусстве; 3. индивидуальное своеобразие в той или иной деятельности человека; 4. способ осуществления чего-либо, характер деятельности, работы и в их отличительных признаках; 5. совокупность признаков общественной жизни, активности в тот или иной период; 6. функциональная разновидность литературного языка; 6. построение речи в соответствии с нормами литературного языка, манера словесного изложения; 7. способ летоисчисления. С 14.02.1918 г. В России введён григорианский стиль летоисчисления (прибавление к прежней дате 13 суток).

СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ - стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый - эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический - авторитарный), количеством запретов (ограничительный - попустительский) и т.п. Влияние С. в. на развитие личности ребенка изучалось многими исследователями, особенно - в русле теории социального научения. Так, например, было показано, что крайне неблагоприятен С. в., сочетающий эмоциональную холодность с попустительством. Подобный С. в. с высокой вероятностью приводит к нарушениям в развитии личности и кдевиантному поведению. А.Л.Венгер

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ - определяется, в узком смысле, как обусловленная индивидуальностью субъекта устойчивая система приемов, способов деятельности, которая складывается у субъекта, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности; в широком смысле - как индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Исследование С.д.и. - направление, разработанное отечественными психологами.

В развитии концепции С.д.и. можно различать три этапа.

1. Типологический (1950-1960 гг.), основными задачами которого было выделение и изучение основных стилей в массовых профессиях.

2. Эмпирический (1970-1980 гг.), характеризующихся изучением более широкого спектра психологических «переменных», определяющих или связанных со стилем, использованием многомерных методов математической статистики, изучением проблемы высших достижений на модели спорта.

3. Естественно-научный (с конца 1980-х гг.), характеризующийся стремлением обобщения многочисленных эмпирических данных, сравнительным анализом разных направлений (когнитивного стиля, стиля руководства, общения), построением интегральных моделей стиля, критическим анализом «исходных посылок» и состояния проблемы.

СТИЛЬ ЖИЗНИ

СТИЛЬ ЖИЗНИ - термин А. Адлера, обозначает уникальный и устойчивый способ действий человека. Автор термина считает, что стиль в таком его представлении отражает множество мотивов, интересов, ценностей и черт человека и проявляется во всём его поведении.

СТИЛЬ ИЗБЕГАНИЯ

СТИЛЬ ИЗБЕГАНИЯ - неуверенный стиль привязанности, когда индивид стремится избегать взаимодействия и близости с другим человеком, к которому испытывает положительные чувства.

Уйди, совсем уйди…

Я не хочу свиданий,

Свиданий без любви и ласковых речей…

Но в поздний час ночной, когда сильнее муки,

Когда кругом все спит в безмолвной тишине,

К тебе в немой тоске протягивая руки,

Я плачу и зову: вернись, вернись ко мне!

(Романс)

Ср. амбивалентность.

Кровь бросилась мне в лицо, невольно, вопреки моему сокровеннейшему желанию ощутить на себе твой взгляд, я опустила голову и, как затравленная, стремительно пробежала мимо тебя (С. Цвейг, Письмо незнакомки).

Ср.:

И тот, кто уцелел [после наводнения в горах] и горестно стоит на опустевшем клочке земли, - тоже человек! И когда он ищет тела своих родных, своей матери, своей жены, своего ребенка, у него сжимается сердце в комок, - как от страха не найти их, так и от страха, что они найдутся (Мультатули, Банджир).

СТИЛЬ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СТИЛЬ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ - манера общения и образ действий участника конфликта, способ осуществления интересов.

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) (от греч. stylos- букв, стержень для письма и англ. leader- ведущий, руководитель) - типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). Выделяют три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. д.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.), анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.). Варианты описания С. л.: директ-ивный, коллегиальный, либеральный и др. В отечественной социальной психологии показано, что С. л. является предпосылкой и следствием уровня группового развития. Он зависит также от содержания групповой деятельности, которая лежит в основе межличностных отношений в группе. Типичным для групп высшего уровня развития является коллективистский С. л., предполагающий 637 ответственность руководителя перед коллективом и сознательное подчинение руководителю, полновластие и самодеятельность трудового коллектива, адекватное возложение ответственности, максимальная демократичность во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, способности руководителя к децентрации. В группах более низкого уровня развития может преобладать авторитарный С. л.- бюрократический централизм, характеризующий, в частности, максимумом централизации и минимумом демократичности. При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, возможен также анархичный С. л.

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА)

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) (от греч. stylos - стержень для письма и англ. leader - ведущий, руководитель) - типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левиным выделены три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-л. инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.). Варианты описания С. л.: директивный, коллегиальный, либеральный и др. С. л. является предпосылкой и следствием уровня группового развития. Он зависит также от содержания совместной деятельности группы. Типичным для групп высшего уровня развития является С. л. (руководства), предполагающий ответственность руководителя и сознательное подчинение, полновластие и самодеятельность коллектива, адекватное возложение ответственности, максимальное доверие во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, способность руководителя к децентрации. Наиболее конфликтным является анархичный (либеральный) С. л.

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ -

индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими.

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ (в конфликте) - См. Стратегия поведения в конфликте.

СТИЛЬ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

СТИЛЬ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - это целостная система речевых действий личности, с помощью которых реализуется коммуникативная составляющая общения. С. р. в. характеризуется относительной устойчивостью, что проявляется в связи стиля воздействия с чертами личности, особенностями межличностной перцепции, процессами самооценивания. В то же время С. р. в. характеризуется пластичностью, не являясь жесткой системой. В зависимости от ситуации взаимодействия (дружеские или формальные контакты) носитель стиля довольно существенно модифицирует свое речевое поведение, сохраняя, однако, в известных пределах присущую стилю специфичность. В конфликтной ситуации проявляются два основных С. р. в.: убеждающий стиль, характеризующийся логической защитой позиции с помощью рациональной, связанной с содержанием обсуждаемой проблемы аргументации; силовой стиль, ориентированный на дискредитацию оппонента путем нападок на его личность и опровержение его позиции, часто в ущерб обоснованию собственной т. зр. Психологами выявлена связь силового С. р. в. с консервативной ориентацией выступающего, убеждающего - с радикальной ориентацией (В. В. Латынов, 1993).

СТИЛЬ РЕЧИ

СТИЛЬ РЕЧИ - совокупность отличительных признаков языка, используемого в разных областях общественной и культурной жизни. Существует также индивидуальный стиль речи, он уникален, неповторим, как и сам этот человек. Ж.Л.Л.Бюффон (1753) так характеризует индивидуальный стиль речи:»Знания, факты и открытия легко отчуждаются...эти вещи вне человека. Стиль - это сам человек, Стиль не может ни отчуждаться, ни преобразовываться, ни передаваться».

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ГРУППОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИЛЬ ТЕЛЕГРАФНЫЙ

Характеризуется нарушением плавности экспрессивной речи вследствие распада системы кинетического синтеза. При этом больной целое предикативное высказывание замещает отдельными словами, чаще именами существительными в именительном падеже. Трудности произношения сопровождаются нарушением построения высказывания, распадом синтаксической схемы. Обычно отмечается при поражении нижних отделов левой премоторной зоны. Особенно отчетливо «телеграфный стиль» проявляется в относительно поздних стадиях обратного развития моторной эфферентной афазии (см.).

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив). В практике и теории управленческой деятельности стили руководства различают по признаку преобладания личных или групповых способов влияния на людей, входящих в организацию, подразделение, учреждение. Это - авторитарное управление: руководитель сам определяет групповые стили, сам принимает решения, на подчиненных воздействует, главным образом, приказом, распоряжениями, которые не подлежат обсуждению; демократичное управление: руководитель активизирует группу на общую разработку решений и коллективную их реализацию, организует систематический обмен информацией, мнениями, на подчиненных влияет убеждением, советами, доказательствами; либеральное (пассивное) управление: низкий уровень требований к подчиненным, главные способы влияния на них - просьба, информация. Демократический стиль управления, справедливое отношение к подчиненным способствуют формированию у них доброжелательности, готовности к сопереживанию и взаимоподдержке. Авторитарный стиль, грубость, пренебрежение достоинством людей порождают безразличие, безнравственность, жестокость.

СТИМУЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИМУЛА-РЕАКЦИИ ПСИХОЛОГИЯ

СТИМУЛА-РЕАКЦИИ ПСИХОЛОГИЯ - бихевиоризм, подход в психологии, рассматривающий отношение стимул-реакция как основание поведения, а цель научной психологии - как выявление функциональных связей между стимулами и реакциями. Главное отличие бихевиоризма от других систем психологии состоит всё же не в этом, термины «стимул» и «реакция не чужды и последним, а в той последовательности и в том экстремизме, с какими в нём избегаются ссылки на психические стимулы и когнитивные реакции, а тем самым вообще игнорируются психика и сознание как объект научного изучения.

СТИМУЛЬНЫЙ ПАТТЕРН

СТИМУЛЬНЫЙ ПАТТЕРН - любой составной стимул, действующий как единое целое. Например, мелодия, провоцирующая припадок рефлекторной эпилепсии.

СТИМУЛЯЦИЯ

СТИМУЛЯЦИЯ - 1. в широком значении - любое событие, которое возбуждает организм и/или отвлекает внимание человека от чего-то другого. Например, вовлечение детей с патологическими привычками в игры, их интерес к новым игрушкам значительно снижает интенсивность двигательных стереотипий; 2. само это возбуждение, возникшее под влиянием стимула; 3. более специальное значение - определённое событие, которое воздействует на сенсорный рецептор (рецепторную клетку) и вызывает его активизацию.

С-ТИП ЛИЧНОСТИ

С-ТИП ЛИЧНОСТИ - термин Данбар, обозначает характеристику личности, которая, предположительно, предрасполагает к развитию раковой болезни. Имеется в виду стремление подавлять негативные эмоции, избегать конфликтных и стрессовых ситуаций. Пока что эта и подобные этой информативные сообщения не имеют обоснованных оснований или не могут их иметь по существу.

* * *

(от лат. cancer - рак typos - образ) - характеристики личности, система признаков, полученных при помощи личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания раком. Среди этих признаков ведущая роль признается за подавлением отрицательных эмоций. Наиболее характерными признаками являются тенденция избегать конфликтов и стрессов, непроявление эмоций, стремление полагаться исключительно на себя, но при скрытой зависимости от др.

СТОКВИСА МЕТОДИКА АКТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ТОНУСА

СТОКВИСА МЕТОДИКА АКТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ТОНУСА (Stokvis, 1959) - психотерапевтическая методика, использующая явления релаксации и вырабатывающая умение сосредоточиваться на мышечных группах, участвующих в действиях, которые связаны с положительными эмоциями. Тем самым оказывается позитивное воздействие на некоторые болезненные явления.

СТОКСА ВОРОТНИК

СТОКСА ВОРОТНИК (по имени ирладского врача W. Stokes, 1804-1878) - местный отек лица, шеи, плечевого пояса и набухание шейных вен вследствие сдавления верхней полой вены увеличенными лимфатическими узлами при раке легкого, реже - аневризмой аорты, еще реже - при констриктивном перикардите. При осмотре отмечают также цианотическую гиперемию шеи и верхних отделов грудной клетки, появление телеангиэктазий на коже верхней половины туловища, иногда - экзофтальм. Пациенты могут предъявлять жалобы на одышку, кашель, распирающую головную боль, головокружение, сонливость, обмороки, кровохарканье, носовые и пищеводные кровотечения. Больные иногда занимают вынужденное полусидячее положение из-за невозможности наклонить голову и туловище. При рентгенологическом исследовании органов грудной клетки нередко выявляют расширение верхнего средостения.

СТОКСА ЗАКОН

СТОКСА ЗАКОН (по имени W. Stokes) - мышца, лежащая выше воспаленной слизистой или серозной оболочки, часто парализована (например, воспаление брюшины приводит к паралитической кишечной непроходимости).

СТОЛБНЯК ЛИЦЕВОЙ (ГОЛОВНОЙ) РОЗЕ

Клиническая форма столбняка, возникающая при заражении через рану головы или шеи, проявляющуюся прежде всего признаками поражения лицевого нерва на стороне раны. Описал немецкий хирург E. Rose.

СТОЛКНОВЕНИЕ

СТОЛКНОВЕНИЕ - соприкосновение, одномоментный акт, встреча чего-нибудь противоположного, неотвратимого. Развитие конфликта состоит из серии С. сторон, в которых через стратегию и тактику организуется конфликтное противодействие, проявляются позиции, интересы и цели оппонентов.

* * *

разновидность межличностного, Межгруппового, межнационального конфликта, Проявляющаяся в открытом противоборстве Конфликтующих сторон в борьбе за президентское место или депутатский мандат, в драке, бою и т.п.

СТОМАТИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОПА «КОНСКАЯ»

При параличе разгибателей стопы, в частности вследствие поражения малоберцового нерва, возникает контрактура стопы в положении подошвенного сгибания. При ходьбе больной не наступает на пятку.

СТОПА «ПЯТОЧНАЯ»

При поражении большеберцового нерва стопа избыточно разогнута. Больной не может подняться на носки, при ходьбе он наступает преимущественно на пятку.

СТОПА БОЛТАЮЩАЯСЯ

Периферический паралич всех мышц, принимающих участие в движениях стопы, проявляющийся ее свисанием. Вероятный признак поражения ствола седалищного нерва.

СТОПА ВАЛЬГУСНАЯ

Сочетание отведения и пронации стопы, при которых опорой служит ее медиальный край.

СТОПА ВАРУСНАЯ

Сочетание приведения и супинации стопы, при которых опорой служит ее латеральный край.

СТОПА ДИАБЕТИЧЕСКАЯ

Син.: Синдром диабетической стопы. Одно из поздних осложнений сахарного диабета. Следствие сочетания диабетической невропатии, ангиопатии, дерматопатии и остеоартропатии. Проявляется снижением тактильной, болевой, температурной, вибрационной чувствительности, сухостью, истончением, бледностью, трещинами, воспалением кожи или хроническим дерматитом, пигментацией кожи голеней и стоп, гиперкератозом подошв, утолщением и деформацией ногтей, отечностью области лодыжек, формированием мозолей, изъязвлений, гангрены. При преобладании явлений облитерирующего эндартериита или атеросклероза ведущими жалобами могут быть боли в ногах (перемежающаяся хромота, см.), повышенная чувствительность к их охлаждению. В таких случаях снижена или отсутствует пульсация артериальных сосудов стопы. Остеоартропатия может вести к плоскостопию, расширению и укорочению стопы, к ее отечности, остеопорозу, остеолизису, переломам костей стопы.

СТОПА КОГТЕОБРАЗНАЯ

Деформация стопы в связи с ее резким разгибанием. При этом пальцы стопы разогнуты в плюснофаланговых суставах и согнуты в межфаланговых суставах. Признак повреждения большеберцового нерва на бедре.

СТОПА ПОЛАЯ

См. Стопа Фридрейха.

СТОПА ТРАНШЕЙНАЯ

Син.: Стопа шахтера. Мертвенно-бледная, а затем синюшная кожа, парестезии, отеки в области стопы и голени. Ослабление, затем и исчезновение пульса на артериях стопы. Трофические изменения сначала на ногтях, которые утолщаются, теряют блеск, ломаются, иногда отторгаются. На коже стоп появляются потертости, гиперкератозы, экскориации, повышенная потливость, изъязвления, повышается чувствительность стоп к холоду. В далеко зашедшей фазе развивается гангрена пальцев. Провоцирует развитие синдрома длительное охлаждение, нарушение гемодинамики в связи с неудобным вынужденным положением тела, пребывание в условиях сырости. В основе патологии лежит ишемия дистальных отделов ноги, развитие холодовой и ишемической нейропатии.

СТОПА ФРИДРЕЙХА

Свод стопы избыточно высок, основные фаланги ее пальцев разогнуты, ногтевые согнуты. Типична для атаксии семейной Фридрейха (см.).

СТОПА ШАХТЕРА

См. Стопа траншейная.

СТОУНА СЛУХОВОЙ ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ

СТОУНА СЛУХОВОЙ ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ (Stone, 1935) - тест, аналогичный ТАТ Мюррея-Моргана, стимульным материалом служит серия определённых звуков. Прослушав их, испытуемый должен составить рассказ, материал которого, как предполагается, содержит информацию о некоторых личностных его качествах. Тест разработан для изучения слепых пациентов, а также для групповых исследований.

СТОЯЧИЕ ОБОРОТЫ

СТОЯЧИЕ ОБОРОТЫ - см. Стереотипии речевые.

СТРАДАНИЕ

СТРАДАНИЕ - мука, мучение, душевная боль.

Я не видел вас целую неделю…а если бы вы знали, какое это страдание! Сядемте. Выслушайте меня (А. Чехов, Ионыч).

Никто не знает, сколько горя я испытал, / Никто, кроме Христа (негритянский спиричуэл).

Он виноват,

Что я грустна,

Что людям верить перестала,

Что сердцем я совсем одна,

Что молодой я жить устала.

(Романс)

Человек больше боится страданий, чем любит удовольствие (Гельвеций, О человеке).

Привлекательность страданий сравнительно сильнее для женщин, чем для мужчин (Х. Дейч, Психология женщины).

* * *

(общеславянск. «страда» - работа, нужда; лат. sterno - повергать в уныние, губить) - 1. в психоанализе - тревога, физическая или психическая боль. Термин относится либо к известному физическому ощущению, либо к неприятному переживанию, связанному с инстинктным напряжением. Это то состояние, которое инстинктное действие стремится облегчить; 2. физическая и/или нравственная боль, мука, мучение, тоска, крайне острое чувство неудовольствия, вызванное глубоким несчастьем, горем, физической травмой, как своими собственными, так испытываемые кем-то другим; 3. в психопатологии - мучительные переживания, связанные с определённым психическим расстройством, особенно депрессией, тревогой, сенестопатиями; 4. в экзистенциализме - внутреннее смятение, рассматриваемое как основная реальность теми индивидами, которые осознают непредопределённость событий и понимают важность личного выбора, принимают за него личную ответственность.

СТРАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ - совокупность саморегулятивных способов личностной активности государственного служащего, определяемых обобщенными моделями осознания, выражения и осуществления потребности государственного служащего в профессиональной деятельности. С.п.с. государственного служащего позволяют согласовывать индивидуальные особенности его самосознания с профессиональными требованиями и направлены на достижение личностно значимых результатов в профессиональной сфере. В зависимости от выбираемых способов достижения результата, а также позиции государственного служащего, характеризующейся ее направленностью на реальные достижения ценностным характером, выделены базовые стратегии профессионального самоутверждения. (В.Н. Кузнецов, С.Б. Наседкин, И.Н.Никитин).

Исследуются (И.Н.Никитин, В.А.Храпик) обогащение доминирующих С.п.с. более эффективными приемами совладения с задачами профессионального самоутверждения (развитие социально-перцептивных, когнитивных, коммуникативных, рефлексивных способностей, возможность перехода от тактик «резервирования» прошлого к тактикам «опережающего времени», выработка более тонких механизмов оценивания и самооценивания и т. д.), овладения «метатехниками» (Г.И. Марасанов, С.Б. Наседкин, А.П. Ситников).

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ

А. Бек в своих трудах изложил основные концепции терапии: эмпиризм сотрудничества, сократовский диалог, направляемое открытие.

Эмпиризм сотрудничества предполагает, что терапевт и пациент являются сотрудниками в исследовании событий, которые вызывают у пациента дисфункциональные когниции. Интерпретации и предположения, излагаемые пациентом, изначально рассматриваются как гипотезы, которые необходимо проверить. Эмпирические доказательства приводятся с той целью, чтобы обозначить их полезность для больного или бесполезность. Следует изучать их с логической точки зрения и таким образом, чтобы ошибки умозаключений, основанных на предубеждениях, стали очевидными для больного. Это преодоление возможно, если привлечь другие источники информации.

Сократовский диалог - главный инструмент в работе с больным и требует особой тщательности при составлении вопросов. Задачей их является:

1) прояснение проблемы;

2) идентификация мыслей, образов, предположений, ведущих пациента к дезадаптивному мышлению;

3) вместе с пациентом определить личное значение событий;

4) оценка последствий по поддержанию неадаптивных мыслей и поведения.

Вопросы, которые готовит терапевт, не имеют целью завлечь пациента в ловушку, а чтобы подвести его к обоснованному логически умозаключению (исключить защитные психологические реакции и самооправдательные высказывания).

Направляемое терапевтом открытие. Терапевт в процессе обсуждений проясняет логические ошибки по формулированию суждений и предубеждений и проводит проверку их поведенческими техниками. Новый опыт изменяет способы мышления и поведения. В конце концов, пациент становится все более независимым.

СТРАТЕГИЯ

СТРАТЕГИЯ (греч. stratos - войско, ago - веду) - 1. искусство планирования, руководства (военными действиями, политической, общественной борьбой, наукой), основанное на правильных и далеко идущих прогнозах с целью достижения определённых практических результатов. Стратегическое мышление отличается от прочих его форм тем, что индивид, обладающий им, способен за множеством противопечивых частностей увидеть скрытое в них главное, преобладающее направление какого-либо процесса и стоить на этом основании тактику конкретных действий. Такое мышление свойственно выдающимся политикам, руководителям некоторых стран, какой-то части полководцев, немногим основателям научных школ. Из психиатров здесь можно упомянуть Э.Крепелина, Е.Блейлера, С.С.Корсакова, П.Б.Ганнушкина, О.В.Кербикова и ряд других исследователей; 2. иногда, особенно в психоанализе, - бессознательная программа действий (отражено, например, в выражении »стратегии Ид для обмана Эго»; 3. в этологии и социобиологии - коллективная модель адаптивного поведения вида (например, «стратегия выживания», «репродуктивная стратегия»).

* * *

- форма организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающая возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий (Современный философский словарь).

* * *

(от греч. stratos - войско ogo - веду) - определенная последовательность мыслительных и поведенческих актов, направленных на достижение конкретной цели.

СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ

СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ (в конфликте) - ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, их установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта; общая линия поведения оппонента в конфликте. В схеме ориентировки личности в конфликтном взаимодействии выделяются три преобладающих психологических компонента: когнитивно-нормативный как реализация универсальной схемы ориентировки без учета конкретной ситуации; аффективно-ситуативный как ориентация на эмоциональные реакции; когнитивно-прагматический как ориентация на решение цели в конкретных условиях. Преобладание того или иного компонента в схеме ориентировки личности определяет поведение в конфликтной ситуации, ее характер и последствия. Выделяют следующие С. п. (в к.): соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Обычно в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них, происходит смена одной С. на др.

СТРАТИФИЦИРОВАННАЯ ВЫБОРКА

СТРАТИФИЦИРОВАННАЯ ВЫБОРКА - определение ключевых параметров, обусловливающих деление генеральной совокупности на группы, распределение исследуемого параметра в которых заметно различается.

СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ -

см.: концепция деятельностного опосредования межличностных отношений.

СТРАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАХ БОЖИЙ

СТРАХ БОЖИЙ - чувство, сознание постоянного присутствия Бога, видящего все происходящее и вследствие этого постоянное нежелание сделать что-л. богопротивное, недостойное, несообразное Его заповедям, беспокойство о своем несовершенстве.

Имей всегда в сердце своем страх Божий и помни, что Бог везде с тобою, во всяком месте… Страхом Его, как уздою, воздерживай ум твой (Г. Константинопольский, Стоглавец).

СТРАХ В ГОЛОВЕ

СТРАХ В ГОЛОВЕ (нем. Kopfangst) - интенсивный и нередко остро возникающий страх, связанный с алгическими сенестопатиями, которые локализованы в области головы. Часто такой страх сопровождается страхом смерти и/или сумасшествия. В острых случаях сопровождается растерянностью и аналогичен панической атаке.

СТРАХ ДНЕВНОЙ

СТРАХ ДНЕВНОЙ (лат. pavor diurnus) - детские страхи, связанные с послеобеденным сном.

Предыдущая страница Следующая страница