Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
БАШЛЯР

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БАШЛЯР

БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962) - французский философ, психолог и методолог науки. Основоположник неорационализма как философского течения. Создатель специализированного психоанализа объективного познания. Специального философского образования Б. не получил и большую часть жизни провел в провинции. В 1912 г. получил степень лиценциата по математике. С 1919 г. преподавал физику и химию в колледже Барсюр-Об (который сам в свое время окончил), в это время начал заниматься философией. В 1928 защитил дис. по философии, в которой обосновывал идею приближенного знания. С 1930 г. Б. - профессор на фак-те литературы в ун-те Дижона, с 1940 - профессор Сорбонны, где до 1954 руководил кафедрой истории и философии науки. Параллельно возглавлял Институт истории науки при Сорбонне. После 1954 г. - поч. профессор Сорбонны. С 1951 г. - кавалер Ордена Почетного Легиона. В 1961 г. стал лауреатом национальной премии в области литературы. В 30-х гг. Б разрабатывал теорию познания (эпистемологию), в том числе - психоанализ объективного познания, ориентированный на устранение из науки убеждений, сформировавшихся вне специфически объективного опыта. В работе Новый научный дух (1934) Б. представил проектную формулировку неорационализма как подхода. В книге Формирование научного духа: вклад в психоанализ объективного познания (1938) предложил термин и идею диалектической сублимации, под которой понимал разновидность процесса преобразования энергии влечений, обеспечивающего замену бессознательного подавления осознанным подавлением и преобразованием, сопровождающихся чувством радости. Другое направление исследований Б. связано с проблематикой творческого воображения . В книге Психоанализ огня (1937) он исследовал смысл, значение и сексуальный образ огня как связующего звена всех символов. Осуществляя психоанализ огня, Б. выдвинул идею о существовании группы комплексов, связанных с любовью к огню и огненным субстанциям. Среди них: комплекс Прометея (совокупность побуждений человека, обусловливающих его стремление к обретению знаний, превосходящих уровень знаний его отца и учителей), который квалифицировался им как Эдипов комплекс умственной жизни; комплекс Эмпедокла (специфический зов огня, объединяющий инстинкты жизни и смерти, на основе любви к огню и его почитании), комплекс Новалиса (совокупность удовлетворения чувственной жажды внутреннего проникающего тепла и глубинного ощущения согревающего блаженства), а также комплексы Пантагрюэля, Гофмана и Гарпагона. В последующих работах - Вода и грезы (1942), Воздух и сны (1943), Земля и грезы воли (1948), Земля и грезы покоя (1948), - анализировались различные аспекты творческого воображения. В книге Поэтика пространства (1957) Б. представил уже существенно переформулированную проблематику теории творческого воображения. Итоговой работой этого направления была книга Поэтика грез (1960). Как философ и методолог науки Б. опубликовал ряд работ, посвященных осмыслению специфических черт мышления, познания и теорий познания нашего времени: Философское отрицание (1940) - ключевая работа первого периода творчества Б., отражающая основания его понимания неорационализма; Прикладной материализм (1949) - работа, излагающая техническую составляющую концепции Б.; Рациональный материализм (1953) - работа, содержащая последнюю, уточненную версию эпистимологии Б.и др. Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко

В начало словаря