Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "И" (часть 7, "ИНД"-"ИНС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 7, "ИНД"-"ИНС")

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

(в труде, учении, спорте) - характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.

* * *

характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается И. с. д.- неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Так, при повышенных требованиях к темпу и ритму деятельности человек с подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому. В тех же объективных условиях человек инертного типа пользуется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе и т. д. И. с. д. какого-либо индивида не может быть принят за универсальный «идеальный образец». Навязывание его в порядке обмена опытом другим (например, инертного исполнителя побуждать работать в стиле подвижного) может привести к тому, что задачи деятельности станут для них неразрешимыми. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь человеку найти стиль деятельности, наиболее соответствующий его индивидуальным особенностям.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Устойчивое сочетание типичных форм поведения и поступков человека в различных жизненных ситуациях, а также способов выполнения им различных видов деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ (в конфликте) - относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью, действий, операций и реакций, направленных на разрешение конфликта или на выход из него. И. с. п. в конфликтной ситуации обусловлен своеобразным симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, а также гендерными различиями и типом разрешения конфликта. В структуре интегральной индивидуальности И. с. п. в конфликтной ситуации, являясь относительно устойчивой характеристикой, выполняет системообразующую функцию, определяя характер взаимосвязей между индивидуальными свойствами различных иерархических уровней (Н. И. Леонов, 1996).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения профессиональной деятельности.

ИНДИКАТОР

ИНДИКАТОР (от лат. indicator - указатель) - средство отображения информации, предназначенное для постоянного предъявления человеку-оператору сведений об отдельных характеристиках и комплексах характеристик состояния предмета труда, СЧМ, внешней среды и способов воздействия на них. И. различаются: 1) по модальности сигналов (визуальные, акустические, тактильные и т. п.). Наиболее многочисленны визуальные И.- приборы, табло, мнемосхемы, формуляры, таблицы, план-карты, сигнализаторы и т. д. Из звуковых (акустических) наиболее распространены звонки, сирены, телефоны, громкоговорители; 2) по назначению (выполняемой функции): командные (указывающие на действие, которое нужно выполнить, например, сигнал «Стоп») и осведомительные (дающие информацию о ситуации); 3) по способу использования: для проверочного (контрольного) чтения («да»-«нет», «работает»-«не работает» и т. п.), для качественного чтения (определение тенденции, направления изменения параметра - уменьшение или увеличение и т. д.), для количественного чтения (определение точных численных значений управляемых величин); 4) по степени сложности и обобщаемости представляемой информации: И., несущие информацию об отдельных параметрах объекта (например, термометр, манометр) и интегральные И., дающие информацию о нескольких параметрах объекта управления. Последние, в свою очередь, бывают двух видов: а) комбинированные И., на которых совмещены показания ряда отдель. ных приборов (например, высотометр-вариометр на самолете); б) И., дающие обобщенное наглядное представление (условное изображение) некоторой целостной ситуации на основе обработки первичных данных многих приборов (системы типа «Коналог»); по характеру пользования: И. индивидуального и И. коллективного пользования. При создании И. должны быть учтены инженерно-психологические требования к яркости свечения, контрасту изображения, размерам И., его месторасположению в поле зрения оператора, взаимному расположению И. между собой, а также И. и связанных с ними органов управления, объему и скорости выдачи информации оператору, способам ее кодирования. Суммарной психологической характеристикой И. является их читаемость - скорость и точность чтения показаний. Близкими по значению термину «И.» являются термины «средство отображения информации» и «устройство отображения информации».

ИНДИКАТОР ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЯ

ИНДИКАТОР ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЯ (критерия) - раздражитель, непосредственно воздействующий на органы чувств человека и содержащий информацию о степени выраженности показателя (критерия). Человек воспринимает окружающий мир в основном посредством пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Первичную информацию о конфликте его участники или конфликтолог также воспринимают только через эти органы чувств. Поэтому степень выраженности показателей или критериев оценки конфликта определяется не непосредственно, а через И. о. п. Напр., показателем интенсивности межгосударственного конфликта является величина материального ущерба, нанесенного противниками друг другу. Индикаторами этого ущерба выступают количество убитых, количество раненых, количество беженцев, площадь территории, захваченной одной из сторон у др., денежный эквивалент потерь и др. Исследуя любые конфликты, конфликтолог должен составлять таблицу показателей критериев и И. о. п., поскольку иначе как через показатели, критерии и индикаторы никакой конфликт оценить невозможно. Если конфликтолог не определяет сознательно показатели, критерии и индикаторы, то он их выбирает подсознательно, т. е. субъективно. Нередко И. о. п. м. б. не сам раздражитель, а явление, его вызывающее. Напр., индикатором оценки отношения одного человека к др. является самооценка этого отношения. Самооценка выражается баллом, выставленным в бланке модульного социотеста.

ИНДИКАТОРНЫЙ ЭЛП

ИНДИКАТОРНЫЙ ЭЛП (индикатор на ЭЛТ) - приемный ЭЛП, предназначенный для отображения информации в условной форме (в виде светящихся графиков, знаков или полутонового изображения). Применяется на выходе индикаторных устройств в системах автоматизированного проектирования, информационного поиска, в радиолокаторах. На базе ЭЛП строятся алфавитно-цифровые и графические дисплеи, средства отображения информации коллективного пользования. Большое значение имеет создание цветных ЭЛП, позволяющих увеличить информационную емкость индикаторов благодаря возможности цветового кодирования отображаемых данных и повысить скорость и надежность их восприятия и распознавания. В случае отображения редко повторяющейся или однократно появляющейся информации используются запоминающие ЭЛП с видимым изображением, способные длительное время воспроизводить однократно записанную информацию. Для индикаторов коллективного пользования применяют проекционные ЭЛП высокой яркости, изображение с небольшого экрана которых проецируется на отдельный большой экран. Достоинствами И. ЭЛП являются: высокая яркость и контраст изображения, равномерная освещенность, возможность получения цветных и полутоновых изображений, возможность регулирования их яркости и контраста, обеспечение выборочного стирания или изменения информации при ее вводе и выводе, большой набор знаков для отображения буквенно-цифровых символов и графических деталей объекта. Указанные достоинства делают индикаторы на ЭЛТ универсальным средством отображения знаковой и графической информации. Основные параметры И. ЭЛП: разрешающая способность (мин. ширина воспроизводимой линии) - 0,2... 0,4 мм, яркость свечения экрана - от нескольких десятков до нескольких тысяч кд/м2 .

ИНДИКАТОРЫ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ИНДИКАТОРЫ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ - система показателей возрастания социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. Включает: ухудшение социально-экономической ситуации (рост цен, дефицита, неудовлетворенного спроса, безработицы); появление агрессивных учений (политических, религиозных, идеологических и иных), возлагающих ответственность за неблагоприятную ситуацию на некую национальную группу или проповедующих превосходство данной нации; появление слухов с националистической окраской (о межнациональных конфликтах, угрозах, возможных погромах, притеснениях, злоупотреблениях в органах власти и т. п.); появление острых публикаций в прессе, листовок, выступлений националистического и религиозно-экстремистского провокационного характера; неожиданные, интенсивные кадровые изменения на разных уровнях с явным национальным оттенком, усиление влияния националистических лидеров в органах власти; действия по ущемлению культурной жизни, ее ограничению, запрещению и т. д. отдельных наций; увеличение числа специалистов, прибывающих извне в район, где межнациональные отношения обострены, для встреч с радикальными лидерами, организациями, в т. ч. под видом проведения семинаров, конгрессов и иных мероприятий (религиозных, национальных, культурных); появление у национальных групп незаконных вооруженных образований, нападения на правоохранительные учреждения и их сотрудников, на военнослужащих и охраняемые объекты с целью захвата оружия, учащение случаев краж оружия, проведение военизированных сборов, стрельб, тренировок, а также акты насилия в отношении лиц др. национальности и объектов их культуры; резкое увеличение количества радикальных националистических изданий, передач, публикаций, нагнетающих негативные настроения, расшатывающих доверие населения к органам власти, армии, МВД и др. (М. Д. Давитадзе, 2000).

ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД

ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД - метод познания, построенный на индукции (см. Индукция). Предложен Фрэнсисом Бэконом (1561-1626), английским философом, родоначальником английского материализма. В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в XIX веке в работах Джона Стюарта Милля и др. В XX в. трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера и др.

ИНДУКЦИЯ

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio - возбуждение, наведение; побуждение) - 1. процесс рассуждения, при котором общие принципы выводятся из частных случаев. Антоним: Дедукция; 2. процесс, посредством которого воздействие на один объект переходит на другой (например, передаётся от человека к человеку). Предполагают, что эмоции передаются от одного индивида к другому (от индуктора к реципиенту) посредством симпатической индукции, то есть благодаря отношениям симпатии; 3. гипотетический механизм "психического заражения", развития массовых психозов в толпе, вызванный утратой индивидуальности и повышением подражательности, внушаемости; 4. способ поддержания дисциплины родителями в виде рассуждений о чём-либо вслух с тем, чтобы побудить детей думать о своих действиях и их последствиях.

* * *

Логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям (от частного к общему). Понятие, противоположное дедукции (см.).

ИНДУКЦИЯ ВЗАИМНАЯ

ИНДУКЦИЯ ВЗАИМНАЯ - передача эмоций от человека к человеку с наличием обратной связи и с усилением эмоции после каждого круга. Ср. циркулярная реакция, круговое поведение, заражение обоюдное. В частности, это проявляется в эмоциональном выступлении оратора и эмоционально сочувственной реакции его слушателей, особенно на политическом митинге, во время концертов, когда артист воодушевляет публику, а она, в свою очередь, воодушевляет его еще более.

ИНДУКЦИЯ СИМПАТИЧЕСКАЯ

ИНДУКЦИЯ СИМПАТИЧЕСКАЯ - передача эмоции от одного человека к другому.

…Почему-то слезы потекли у него по лицу… Вот вблизи еще кто-то заплакал, потом дальше кто-то другой, потом еще и еще, и мало-помалу церковь наполнилась тихим плачем (А. Чехов, Архиерей).

…Оксана… засмеялась; и кузнец почувствовал, что внутри его все засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в тихо встрепенувшихся жилах (Н. Гоголь, Вечера на хуторе близ Диканьки).

Ср.:

Нарядившееся, завитое, раздушенное общество отдавалось безумию бала, ударявшему в голову, как винные пары. Казалось, из всех умов, из всех сердец струились магнетические токи чувств и мыслей, которые, сгущаясь, воздействовали на самых холодных людей, доводя их до экзальтации (О. Бальзак, Дочь Евы).

См. картину О. Ренуара «Бал в Мулен де ля Галетт». См. Заражение, Паника.

ИНДУЦИРОВАННОЕ БРЕДОВОЕ РАССТРОЙСТВО

ИНДУЦИРОВАННОЕ БРЕДОВОЕ РАССТРОЙСТВО -

Индуцированный бред проявляется в том, что близкий больному человек начинает разделять его бредовые идеи. Такое «прививание» болезненных взглядов бывает обычно при следующих условиях:

1) тесное совместное проживание, постоянный контакт с душевнобольным;

2) заболевший всегда пользовался большим авторитетом, безграничным доверием и сильной привязанностью, был умнее и образованнее того, кто стал в конце концов разделять его бредовые идеи; наличие у индуцируемого таких особенностей, как внушаемость, ограниченность, а в ряде случаев даже дебильность;

3) медленное развитие и некоторое правдоподобие бредовых идей у «индуктора».

По своему содержанию индуцированный бред может быть любого содержания, зачастую это бред преследования.

Индуцированный бред встречается нечасто и обычно непрочен, он быстро и бесследно исчезает при разъединении с больным человеком.

Изредка индуцированный бред возникает не у одного, а у нескольких человек. Этот факт был одной из причин широко распространенных в Средневековье так называемых психических эпидемий.

Также индуцированный бред называют подражательным помешательством (Яковенко В. И.).

ИНДУЦИРОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ИНДУЦИРОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ -

кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением объектов, окружающих его. (Например: движение луны, индуцированное движением облаков). При организации наблюдения за каким-либо объектом следует учитывать эффект и.д.

ИНДУЦИРОВАННОЕ ПСИХОТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

ИНДУЦИРОВАННОЕ ПСИХОТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО (shared psycotic disorder) - бред, возникающий у внушаемого индивида (реципиента) вследствие близких его контактов с бредовым пациентом (индуктором). Индуцированный психоз может проявляться и обманами восприятия. Синоним: Мания на двоих (folie a deux).

ИНДУЦИРОВАННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СИМПТОМЫ

ИНДУЦИРОВАННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СИМПТОМЫ - см. Искусственное расстройство через представителя.

ИНДУЦИРОВАННЫЙ БРЕД ФАТАЛЬНОГО ЗАРАЖЕНИЯ

ИНДУЦИРОВАННЫЙ БРЕД ФАТАЛЬНОГО ЗАРАЖЕНИЯ - бредоподобное расстройство, описанное у беженцев в Африке. Относится к культурно определяемым расстройствам. См. Культурно определяемый синдром.

ИНЕРТНОСТЬ

ИНЕРТНОСТЬ (от лат. инерция «бездеятельность, вялость») - поведение субъекта, которое характеризуется замедленным переключением с одного вида деятельности на другой. Инертность может проявляться в виде персеверации (см.). Типичная реакция - досада, раздражение, насмешки. Ср. лень.

* * *

замедленность реакций человека на Внешние стимулы и обстоятельства жизни; медленность включения человека в деятельность, в общение с людьми, а также замедленность переключения внимания с одного объекта, стиля общения или вида деятельности на другой.

* * *

(от лат. inertis) - низкая активность, бездеятельность, неподвижность. В современной физиологии высшей нервной деятельности и психологии термин и. все чаще используются для характеристики некоторых относительно неизменных, относительно устойчивых свойств нейродинамики, психики в целом, их отдельных компонентов.

ИНЕРТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

ИНЕРТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - замедленность протекания психических процессов. Синонимы: Брадифрения, (отчасти) Торпидность психическая.

ИНЕРТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Замедленность психических процессов, медлительность, вязкость мышления. Затруднение переключения к новой теме.

ИНЕРЦИЯ ЗРЕНИЯ

ИНЕРЦИЯ ЗРЕНИЯ (от лат. inertia - неподвижность, бездеятельность...) - развитие ощущения со сдвигом во времени по отношению к началу действия зрительного раздражителя и его прекращения. Это обусловливается особенностями работы глаза как при восприятии отдельных сигналов с ограниченным временем предъявления, так и при восприятии последовательных сигналов с ограниченным интервалом (периодом) следования. Интенсивность ощущения возрастает с увеличением времени действия раздражителя и уменьшается тем быстрее чем больше времени прошло с момента прекращения действия раздражителя. Раздражитель может быть воспринят только в том случае, если его энергия превышает некоторую пороговую величину. Накопление этой энергии определяется силой света I и временем экспозиции t в соответствии с формулой: 7 t = const. Эта зависимость называется законом временной суммации и означает, что интенсивность светового сигнала обратно пропорциональна времени его воздействия. Данный закон соблюдается для времени t < 0,2 с. Сверх этого значения сила ощущения определяется только интенсивностью раздражителя. И. з. проявляется прежде всего в том, что зрительное ощущение развивается не одинаково с момента его возникновения. Наименьшее время, в течение которого ощущение достигает своего максимального значения и затем остается неизменным, называется временем И. з. (эффективным временем сохранения ощущения). Время И. з. зависит от уровня адаптирующей яркости и меняется от 0,2 с при яркости порядка 10-15 кд/м2 до 0,05 с при яркостях, не меньших 100 184 кд/м2 . Практическое значение времени И. з. используется в двух аспектах. Первый связан с определением времени экспозиции: необходимо, чтобы оно было больше времени И. з. Если оно меньше, то и получаемое ощущение будет меньше. При очень малом времени предъявления объект становится невидимым. Второй аспект связан с определением временных интервалов последовательно предъявляемых сигналов для оптимального восприятия их раздельности или слитности (см. Критическая частота слияния мельканий).

ИНЕРЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ

ИНЕРЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ (лат. inertia - неподвижность, бездействие; греч. semantikos - обозначающий) - тенденция длительное время использовать ставший сомнительным термин в силу традиции, привычки и отсутствия более адекватного термина.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА - проверка соответствия СЧМ (ее подсистем, звеньев, инженерно-психологическим требованиям. И.-п. о, заключается в определении основных показателей деятельности оператора, рабочего места (его отдельных элементов), СЧМ в целом. Объектами И.-п. о. являются показатели функционирования СЧМ, организация взаимодействия между человеком и машиной, рабочие места операторов, оперативные пункты управления, алгоритмы деятельности оператора, степень Шего профессиональной подготовленности, факторы рабочей среды и т. д. И.-п. о. проводится на всех этапах жизненного цикла СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. При проектировании СЧМ оценка проводится в целях проверки соответствия выполненного проекта заданным требованиям; сравнения нескольких вариантов проекта и выбора наиболее приемлемого из них; уточнения полученных на предыдущих стадиях проектирования инженерно-психологических характеристик и показателей. И.-п. о. при производстве СЧМ заключается в проверке соответствия компонентов производства заданным инженерно-психологическим требованиям. Оценке при этом подлежат: соответствие уровня подготовки и квалификации работающих характеру выполняемой работы, инженерно-психологические характеристики применяемого оборудования, социально-психологические факторы производства, условия производства и его соответствие возможностям человека. При эксплуатации СЧМ проведение И.-п. о. направлено на обеспечение заданного качества эксплуатации системы. Оценке при этом подлежит степень профессиональной подготовки операторов, а также организация их труда. В общем случае И.-п. о. должна проводиться по следующим основным направлениям: 1) оценка соответствия техники инженерно-психологическим требованиям; 2) определение выходных показателей (быстродействия, надежности и др.) качества функционирования СЧМ; 3) оценка и диагностика функционального состояния оператора при выполнении той или иной работы; 4) оценка экономической целесообразности и возможности реализации принимаемых инженерно-психологических решений. Результатом реализации первых двух направлений является определение достигнутых результатов, последних двух - той «цены» (стоимостной и психофизиологической), которой эти результаты достигнуты. Рассмотренная схема является одной из возможных реализаций системного подхода к проведению И.-п. о.

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ - требования к СЧМ (ее подсистемам, звеньям, элементам), определяемые характеристиками человека-оператора и устанавливаемые для оптимизации его деятельности. И.-п. т. учитываются в процессе проектирования, производства и эксплуатации СЧМ и предъявляются к различным ее элементам и к системе в целом. Различают общие и частные И.-п. т. Общие требования предъявляются для групп (класса) СЧМ, частные обусловлены назначением и особенностями эксплуатации конкретной СЧМ. Учет И.-п. т. необходим для обеспечения рационального распределения функций в СЧМ; рациональной организации рабочего места на основе учета в конструкции оборудования психологических и других возможностей и свойств человека; соответствия технических средств возможностям человека по приему и переработке информации и осуществлению управляющих воздействий; оптимальных для работоспособности и жизнедеятельности человека показателей производственной среды. И.-п. т. классифицируют по ряду признаков. Основными из них являются предметно-функциональный и признак по различным уровням и видам свойств человека. По первому признаку И.-п. т. делятся на: 1) требования к организации СЧМ (распределению функций между человеком и техникой, численности и квалификации оперативного и обслуживающего персонала СЧМ и др.); 2) требования к организации деятельности (структуре и алгоритму деятельности, информационным моделям, кодированию информации, организации режимов труда и отдыха, организации профотбора, предупреждению гипокинезии, организации групповой деятельности, обучения, тренировок ит .д . ) ; 3) требования к рабочим местам и техническим средствам деятельности управления и индикации, системам отображения и ввода информации, эксплуатационной документации, рабочим местам, пультам и пунктам управления и т. п.); 4) требования к факторам обитаемости (функциональным помещениям и рабочей среде). По второму признаку И.-п. т. делятся на: 1) гигиенические требования, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятельности человека и обусловливают роль среды в СЧМ; эти требования обеспечивают соблюдение норм микроклимата и ограничивают воздействие вредных и опасных факторов среды; 2) антропометрические требования, которые обусловливаются антропометрическими характеристиками и свойствами человека: размером, формой и весом человеческого тела и его отдельных частей; 3) физиологические требования, учитывающие энергетические возможности мышечного аппарата человека при эксплуатации техники; они определяют силу, быстроту, выносливость и другие физические свойства человека; 4) психологические и психофизиологические требования, определяющие соответствие СЧМ и ее элементов психологическим возможностям человека. К ним относятся особенности восприятия, памяти, мышления человека и закрепления им вновь приобретенных навыков. Психологические требования учитывают возможности участия человека в информационном взаимодействии человека и техники в СЧМ, влияние на легкость и быстроту формирования навыков человека, а также на объем и скорость переработки информации человеком. Важнейшим условием эффективности внедрения И.-п. т. при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ является их стандартизация. Наряду с термином «И.-п. т.» широко используется термин «эргономические требования», имеющий практически тот же смысл.

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - одна из составных частей комплексного проектирования СЧМ, заключающаяся в решении всех вопросов, связанных с включением человека в проектируемую систему. Отличительной чертой И.-п. п. является создание проекта деятельности человека аналогично тому, как задачей технического проектирования является создание проекта технической части системы. Кроме этого в задачу И.-п. п. входит согласование, «стыковка» технического и человеческого проектов и создание на основе этого обобщенного проекта СЧМ. Внедрение И.-п. п. позволяет решать задачи, связанные не с оптимизацией отдельных действий человека, как это было до недавнего времени, а с повышением эффективности целостной деятельности. Процесс И.-п. п. включает в себя несколько этапов. Проектирование начинается с анализа задач, стоящих перед системой. На основании этого проводится распределение функций между человеком и машиной по решению этих задач. Распределение функций ведется с учетом преимущественных возможностей человека и техники по отношению друг к другу и в целях оптимизации выбранного показателя эффективности СЧМ. Следующим этапом является распределение функций между отдельными операторами, в результате чего решаются следующие задачи: определяются типы и количество рабочих мест, решаемые на каждом из них задачи, необходимые информационные связи между операторами. После этого для каждого из рабочих мест решается задача проектирования деятельности оператора: определяются структура и алгоритмы деятельности оператора в различных режимах работы СЧМ, способы выполнения этой деятельности, требования к психофизиологическим характеристикам оператора (к объему памяти и внимания, скорости реакции, эмоциональной устойчивости и др.), проводится проверка выполнения предельно допустимых норм деят тельности оператора. На основании этого на следующем этапе осуществляется разработка средств отображения информации и органов управления, производится общая компоновка рабочего места, т. е. решается задача проектирования внешних средств деятельности оператора. На завершающем этапе И.-п. п. проводится инженерно-психологическая оценка и сравнение полученных результатов с техническим заданием на систему. В случае какого-либо несоответствия разработанный проект уточняется на следующих стадиях проектирования. Из этого следует, что И.-п. п. не является одноразовым мероприятием. Все перечисленные задачи в той или иной степени должны решаться на всех стадиях проектирования СЧМ (при разработке технического задания и предложения, эскизном и техническом проектировании, разработке рабочей документации, разного рода испытаниях и т. д.). Наряду с понятием «И.-п. п.» применяется практически равноценное ему понятие «эргономическое проектирование». В последние годы все большее внимание уделяется автоматизации И.-п. п.

ИНИВИДУАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ИНИВИДУАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ -

устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах.

ИНИЦИАЛЬНЫЙ

ИНИЦИАЛЬНЫЙ (лат. inicialis - начальный, исходный) - имеющий отношение к начальным проявлениям или начальной стадии болезни. Некоторые авторы полагают, что ранние проявления психического расстройства имеют особенно важное диагностическое значение, поскольку возникающие на более поздних этапах течения болезни симптомы в значительное мере теряют свою нозологическую специфику. Действительно ли это так, этот вопрос остаётся открытым, но что безусловно очень важно, так это подготовка врача-психиатра к тому, чтобы выявлять факт психического расстройства, по возможности, на самых ранних этапах его развития.

ИНИЦИАТИВА

ИНИЦИАТИВА (лат. initiare - начинать) - 1. почин; 2. руководящая роль в каких-либо действиях; 3. предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям, 4. инициативы - предложения, выдвинутые для обсуждения.

ИНИЦИАТИВА ПРОТИВ ВИНЫ

ИНИЦИАТИВА ПРОТИВ ВИНЫ - термин Э.Эриксона (1953), обозначает третью из восьми стадий жизни человека (соответствует эдиповой фазе, возрасту 3-5 лет). Инициатива проявляется в «предчувствии соперничества с теми, кто оказался там первым», что ведёт «к кульминации в финальном состязании за благосклонность матери; неизбежная неудача ведёт к покорности, чувству вины и тревоге». Напомним, что подобные построения выросли из анализа нуклеарной семьи.

ИНИЦИАТОР КОНФЛИКТА

ИНИЦИАТОР КОНФЛИКТА - субъект социального взаимодействия, который первым предпринимает действия в виде общения, поведения или деятельности, направленные против др. стороны и вызывающие ответные действия. Это та сторона конфликта, которая первой начала конфликтные действия. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что эта сторона конфликта неправа. Напр., если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной. В длительных межгрупповых конфликтах сложно определить И. к. Многие из таких конфликтов имеют свою историю, насчитывающую десятилетия, поэтому сложно выявить тот шаг, который привел к борьбе.

ИНИЦИАТОР СМЕРТИ

ИНИЦИАТОР СМЕРТИ (death initiator) - индивид, считающий, что его смерть уже началась, она происходит, сам он лишь ускоряет её наступление.

ИНИЦИАЦИИ

ИНИЦИАЦИИ - посвятительные обряды в родовом обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. И. зародились еще в глубокой древности. Они имели целью подготовку молодежи к общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой и различными, часто мучительными испытаниями. У некоторых народов И. существуют и сейчас.

ИНИЦИАЦИЯ

ИНИЦИАЦИЯ [лат. initiare - начинать; initiatio - совершение таинств] - комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др., включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении И. - это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. О. Ю.Артемова

ИНИЦИАЦИЯ РАЗГОВОРА

ИНИЦИАЦИЯ РАЗГОВОРА - завязывание речевого общения, например, обращаясь на улице к незнакомому человеку, к сослуживцу, сидящему с вами в одном кабинете и т. д. Человек, к которому вы обращаетесь, должен почувствовать необходимость этого с вашей стороны (т. е. не надо обращаться к нему по мелочам). Подчас ваше обращение отвлекает его от каких-то мыслей, дел, поэтому никогда при этом нелишне извиниться (Простите, извините…). Не надо инициировать разговор слишком умело, с развязным видом. Нужно учитывать, что женщина очень часто любую инициацию разговора со стороны незнакомого мужчины рассматривает как знак ухаживания за ней или как «приставание» к ней.

ИНКАПСУЛИРОВАННЫЕ НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

ИНКАПСУЛИРОВАННЫЕ НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ - нервые окончания, которые входят внутрь капсулы эпителиальной или мышечной ткани и являются рецепторами для некоторых видов стимуляции (это, например, нервные тельца Пачини).

ИНКАПСУЛЯЦИЯ БРЕДА

ИНКАПСУЛЯЦИЯ БРЕДА (лат. ин capsula - ящичек, оболочка) - бредовое расстройство, не проявляющееся в поведении, но воспринимаемое пациентами без полной или даже всякой критики. Признак ремиссии или тенденции к обратному развитию бредового расстройства.

ИНКАПСУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ИНКАПСУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - термин К.Левина, обозначает поведение, при котором индивид защищается от болезненных переживаний, связанных с восприятием трагических ситуаций. Например, выключает телевизор, где показываются убийства, насилие, природные и иные катастрофы или выступают политики с весьма дурной репутацией и т.д..

ИНКОГЕРЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Бессвязность мышления и речи. Утрата способности к образованию ассоциативных связей, к анализу и синтезу ощущений, восприятий, представлений, понятий, к отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к коммуникабельности. Обычно проявляется на фоне измененного сознания.

ИННЕРВАЦИЯ

ИННЕРВАЦИЯ (лат. in - внутри, nervus - нерв) - 1. нервное снабжение органа; 2. нервное возбуждение органа.

* * *

Обеспечение нервами тканей и органов и, следовательно, прямая и обратная связь между ними и центральной нервной системой.

ИННЕРВАЦИЯ РЕЦИПРОКНАЯ

ИННЕРВАЦИЯ РЕЦИПРОКНАЯ (лат. reciprocus - взаимный) - перекрёстная иннервация мышц антагонистов, при которой сокращение сгибателей сопровождается одновременным расслаблением разгибателей и наоборот.

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (от англ. innovation - нововведение...) - новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологическии подходы, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших технологий. Большинство из этих составляющих (каждая по отдельности) более или менее хорошо известны. Сравнительно новым и менее известным является акмеологическии подход. Акме (от лат. acme - тик) - это вершина профессионализма, стабильность высоких результатов работы, надежность. Работать профессионально - значит не иметь срывов, грубых ошибок, промахов. Кроме того необходимым компонентом профессионализма является творчество, а значит вдохновение и индивидуальный стиль деятельности. Основной путь достижения профессионализма- саморазвитие. У всех обучаемых нужно выработать привычку саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля, поскольку это основные факторы состояния акме. Однако для того, чтобы эти акмеологические факторы сработали, необходимы сильные побудительные причины. Таковыми могут стать мотивы достижений. Задача педагога, инструктора, организатора профессиональной подготовки - помочь обучаемым в формировании этих мотивов и потребностей. Внедрение И. о. невозможно без применения новых информационных технологий. Все они непосредственно связаны с компьютеризацией обучения, созданием автоматизированных обучающих систем, использованием сети Интернет. Поэтому настоятельной необходимостью является разработка и внедрение открытых систем интерактивного обучения. Эти системы дают обучаемому возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальных программ формирования и актуализации личности (Л. Д. Столяреыко). К сожалению пути внедрения в жизнь И. о. и основной его составляющей - акмеологического подхода до конца еще не разработаны. В области же профессиональной подготовки операторов работы в этом направлении практически не начинались, хотя за ним несомненно стоит большое будущее (см. также Акмеология).

ИННОВАЦИЯ

ИННОВАЦИЯ - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.

* * *

(от англ. innovation - нововведение) - создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Выделяют социально-экономические, организационно-управленческие, технико-управленческие, технико-технологические, педагогические И. В ходе инновационной деятельности возникают социально-психологические барьеры, преодоление которых способствует внедрению И. Этот процесс характеризуется высокой конфликтностью. Если И. является объектом конфликта, то имеет место инновационный конфликт. Если же И. является условием (обстоятельством), способствующим возникновению межличностных или межгрупповых конфликтов, то имеют место конфликты в условиях нововведений.

ИНОКУЛЯЦИИ ГИПОТЕЗА

ИНОКУЛЯЦИИ ГИПОТЕЗА - предположение о том, что чья-то убеждённость в чём-либо только усиливается слабыми и опровержимыми контраргументами. Из психопатологии известно, например, разубеждение бредового пациента разными доводами, которые потеряли для него смысл, может повлечь лишь укрепление его бредовой структуры.

ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСАЙТ

ИНСАЙТ (англ. insight, буквально «взгляд внутрь»; «проницательность, понимание») - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание индивидом существенных отношений и структуры ситуации в целом…

«Я!» - Ромашов остановился среди комнаты… крепко задумался. - «Я! Я! Я!» - вдруг воскликнул он громко, с удивлением, точно в первый раз поняв это короткое слово. «Кто же это стоит здесь и смотрит вниз на черную щель в полу? Это - Я. О, как странно!.. Я-а, - протянул он, медленно вникая всем сознанием в этот звук»…Его вдруг ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности (А. Куприн, Поединок).

Ср. озарение, ага-переживание.

* * *

(лат. in - внутри, внутренний; sanitas - здравый смысл, разумность, рассудительность, благоразумие) - 1. «внутренний разум», предчувствие, наитие, интуитивное чувство понимания подлинной природы чего-либо; 2. самоосознавание или самосознание (самопонимание), например, осознание пациентом факта собственного психического расстройства; 3. убеждённость в адекватности содержания бредового суждения, возникающая одновременно с появлением последнего в сознании пациента и не апеллирующая при этом к прошлому опыту, который не может подтвердить объективность бредового суждения; 4. в гештальпсихологии - процесс решения проблемы в виде внезапного переструктурирования имеющегося знания, позволяющее понять новое, искомое его значение; 5. в практике врача-психиатра - внезапно появившееся в сознании исследователя понимание подлинной природы и/или клинической структуры психического расстройства пациента, которое прежде не поддавалось адекватному объяснению. Синоним: Клиническая интуиция; 6. в психоанализе - способность менять собственные мотивы, сознавать собственную психодинамику, понимать смысл символического поведения. Аналитики различают а) интеллектуальный инсайт (способность больного человека адекватно формулировать собственную психопатологию, рассматривается как обсессивная защита, так как пациент остаётся отчуждёным от соответствующей симптоматики. Понятие об инсайте в данном контексте относится к самоосознанию и самопознанию, но его используют также для обозначения способности понимать других) и б) эмоциональный инсайт (способность ощутить и полностью постичь значение собственного «бессознательного» и символических представлений последнего, то есть пациент как бы «пребывает в контакте с бессознательным»). Инсайт, по выражению некоторых аналитиков «является тем даром, который необходим в практике психоанализа».

ИНСАЙТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

ИНСАЙТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ - 1. интуитивное понимание значения чего-либо, например, мотивов действий другого человека, психического состояния пациента; 2. в психоанализе - а) способность правильно формулировать собственную психопатологию и динамику; б) обсессивный вариант психологической защиты.

ИНСАЙТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ИНСАЙТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ - 1. истинное, глубокое понимание природы чего-либо; 2. в психоанализе - способность полностью постичь значение бессознательного и символических проявлений, имеет значение как элемент или фактор успешной терапии.

ИНСЕКТНАЯ АЛЛЕРГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСОМНИЯ

См. Бессонница.

ИНСТИНКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТИНКТ ЖИЗНИ

ИНСТИНКТ ЖИЗНИ -

термин психоанализа, обозначающий импульс самосохранения и самовоспроизводства; иногда употребляется как синоним либидо.

ИНСТИНКТ ЖИЗНИ (LIFE INSTINCT)

ИНСТИНКТ ЖИЗНИ (LIFE INSTINCT) - в позднем психоанализе - гипотетическое объединение инстинкта самосохранения и сексуального инстинкта, создание одной большой туманности вместо двух поменьше.

ИНСТИНКТ ЗАКРЫТЫЙ

ИНСТИНКТ ЗАКРЫТЫЙ - жёстко фиксированная врождённая модель поведения, инициируемая строго определённым стимулом и закрытая для любых изменений, порождаемых окружающей средой.

ИНСТИНКТ ОСНОВНОЙ

ИНСТИНКТ ОСНОВНОЙ - перекочевавшее из ортодоксального психоанализа в обыденное сознание представление о сексуальном влечении (инстинкте) как факторе, всецело определяющем психическое развитие в детстве и последующее функционирование человека. Наиболее вероятными причинами столь значительного смещения акцентов является психологическое давление, то есть популяризация раннего психоанализа на протяжении около века, его привлекательная для обывателя жизненная философия и повышенная внушаемость значительной части населения, которую легко можно индоктринировать любыми, самыми абсурдными идеями..

ИНСТИНКТ ОТКРЫТЫЙ

ИНСТИНКТ ОТКРЫТЫЙ - врождённая специфически видовая гибкая модель поведения, способная изменяться со временем и с опытом. Спорный, с точки зрения сторонников теории научения, термин.

ИНСТИНКТ ОТСРОЧЕННЫЙ

ИНСТИНКТ ОТСРОЧЕННЫЙ - любой инстинкт, характерное для которого поведение проявляется спустя некоторое время после рождения.

ИНСТИНКТ СМЕРТИ (DEATH INSTINCT)

ИНСТИНКТ СМЕРТИ (DEATH INSTINCT) - термин З.Фрейда из его работы «По ту сторону принципа удовольствия»: «Мы ...пришли к необходимости различать два вида инстинктов: те, которые стремятся привести живые существа к смерти, и другие, сексуальные инстинкты, которые вечно стремятся к обновлению жизни и достигают этого». Биологические наблюдения, подтверждающие существование инстинкта смерти, отсутствуют, психоанализ, в свою очередь, не смог сказать о разрушительных тенденциях человека ничего заслуживающего внимания. З.Фрейд не был первым исследователем, кто указывал на существование инстинкта смерти.

Предыдущая страница Следующая страница