Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "М" (часть 19, "МЫШ"-"МЯТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 19, "МЫШ"-"МЯТ")

МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ - форма умственной деятельности с участием речи и посредством оперирования мысленными образами или что то же самое, с конкретными и собирательными понятиями. Данная форма мышления, как указывают психологи, доминирует у детей в возрасте от 4-5 до 8-11 лет. Типичные признаки такого мышления представляют: а) недостаточное овладение абстрактными и общими понятиями; б) предпочтение ситуационных связей между мыслями логическим, а также в) то значительное влияние, которое оказывают на ход умственной деятельности эмоции. Другими словами, в этом возрасте возникают нормальные для указанного возраста варианты эмоционального и аутистического мышления, поскольку дети ещё слабо дифференцируют реальность и плоды своего воображения, им всем свойственно желаемое принимать за действительное. Образное мышление присуще также большинству взрослых людей, однако у части из них оно находится под жёстким контролем логики и абстрактного мышления, в той мере, разумеется, в какой и то, и другое у них развиты. Образное мышление в историческом плане дало возможность человеку придумывать и создавать нечто новое, поскольку он в значительной степени освободился от природных и ситуационных ограничений в умственном плане. Так, 6000 лет тому назад на территории теперешней Сербии был построено первое здание. Синонимы: Стадия конкретных операций, Конкретное мышление, Словесно-образное мышление.

* * *

Мышление, оперирующее наглядными, чувственными представлениями.

МЫШЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ - 1. в психопатологии - расстройство умственной деятельности, проявляющееся неспособностью разграничивать главное, с одной стороны, и второстепенное, с другой, то есть отличать адекватное, необходимое от случайного, привходящего. Вследствие этого пациенты наполняют свои сообщения множеством мелких подробностей, не имеющим прямого отношения к существу дела, нередко упуская из виде или не выделяя при этом самое важное. Пациенты при этом очень многословны, часто возвращаются к уже сказанному и по несколько раз повторяются, а в итоге чрезвычайно медленно и трудно продвигаются вперёд в своём изложении. Остановить, прервать их сообщение бывает достаточно трудно, они как бы не обращают внимание на просьбы или новые вопросы, упорно и будто бы по инерции упорно продолжая говорить что-то своё, что им самим представляется очень важным. Нередко пациенты употребляют не относящиеся к сути обсуждения выражения, неточности, слова-паразиты, эвфемизмы. Типичные образцы обстоятельного мышления демонстрируют пациенты с эпилептическим слабоумием, больные с органическим поражением височных отделов головного мозга. Синонимы: Мышление вязкое, Мышление торпидное, Мышление инертное; 2. вообще - мышление, в котором индивид не ограничивается отвлечёнными понятиями, а использует также сведения о конкретных фактах и обстоятельствах происходящего.

МЫШЛЕНИЕ ОПЕРАТОРА

МЫШЛЕНИЕ ОПЕРАТОРА - процесс решения оператором задач, возникающих при дистанционном оперативном управлении производственными процессами. М. о. является основой регулирующей деятельности оператора больших систем. Рационализация М. о. связана с созданием комплексных центральных щитов управления отображающих динамику состояний управляемых объектов и помогающих оператору устанавливать отношения между элементами систем. По своему характеру М. о. является оперативным мышлением.

МЫШЛЕНИЕ ОСЦИЛИРУЮЩЕЕ

МЫШЛЕНИЕ ОСЦИЛИРУЮЩЕЕ (лат. oscillum - качание, колебание) - неравномерность темпа мышления, выражается резкими колебаниями его скорости и качества на протяжении нескольких минут. Пациент то оживляется, говорит быстро, громко и по существу, то вдруг приостанавливается, его речь делается замедленной, тихой, менее содержательной, причём такие колебания совершенно не зависят от усталости или того, о чём он сообщает.

МЫШЛЕНИЕ ПАРАДОКСАЛЬНОЕ

Суждения, не соответствующие, а нередко и противоречащие устоявшимся взглядам общественности.

МЫШЛЕНИЕ ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ (греч. paralogismos - противный разуму, неразумный) - в психопатологии - 1. общее название нарушений мышления, в результате которых страдает логика рассуждений; 2. расстройство умственной деятельности, противоположное аморфному мышлению в том плане, что оно жёстко привязано к доминирующему целевому представлению. Таким целевым представлением у всех параноиков мира является в конечном счёте стремление во что бы то ни стало доказать свою исключительность и правоту во всём, что их в данное время особенно занимает (Ганнушкин, 1933). Это мышление предвзятое, селективное или "кривое", поскольку в ходе его исключаются любые факты, суждения и воспоминания, если они противоречат доминирующему целевому представлению. Другие, реальные факты и обстоятельста освещаются однобоко, односторонне, то есть их представление до известной степени осознанно искажается таким образом, чтобы они не вступали в противоречие с основной идеей. Иными словами, это мышление, в котором не выводы вытекают из рассуждений, а сам ход рассуждения подчиняется заранее готовому, априорному выводу. А.А.Зиновьев иллюстрирует данный тип мышления текстами весьма однобоких произведений А.И.Солженицина. Как правило, пациенты не замечают или не своих логических ошибок либо не придают им значения, как, впрочем, не осознают в достаточной степени и их причины, не принимают во внимание альтернативных суждений, игнорируют возражения окружающих, будучи убеждёнными в том, что последние не могут или не хотят понять происходящего в действительности. Наиболее ярко упомянутые признаки паралогического мышления проявляются в рамках паранойяльной структуры, то есть когнитивной конструкции, проявляющейся тщательно разработанным сверхценным образованием либо более или менее систематизированным бредом. За пределами этой структуры пациенты могут рассуждать в целом адекватно, но и в таких случаях почти всегда можно видеть, что они эгоцентричны, слишком самолюбивы и потому обидчивы, упрямы и неподатливы в споре; 3. по мнению некоторых авторов (Domarus, 1923; Заимов, 1973), паралогическое мышление является аналогом архаическому мышлению, так как в нём усматривается действие такой нормы дологического мышления, как закон партиципации.

МЫШЛЕНИЕ ПЕРСЕВЕРАТИВНОЕ

Мышление, при котором неоднократно повторяются определенные представления, слова и мысли.

МЫШЛЕНИЕ ПЕРСЕВЕРАТОРНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ПЕРСЕВЕРАТОРНОЕ (лат. persevero - упорно держаться, продолжаться) - склонность застревать, долго задерживаться на определённых мыслях, представлениях вопреки требованиям конкретных обстоятельств и когнитивной ситуации. Установлено, что в речи пациентов оно проявляется длительным застреванием ответов на чьи-то вопросы. О чём и как думают пациенты во время повторений предыдущего ответа на последующие вопросы, в частности, врача, узнать обычно не удаётся. Предполагается, что персевераторное мышление может быть связано с ослаблением цели умственной деятельности. Данное расстройство наблюдается при грубых органических поражениях головного мозга (выраженный церебральный атеросклероз, старческое слабоумие, болезни Пика, Альцгеймера). Некоторые исследователи персевераторное мышление отождествляют с вязким или инертным мышлением.

МЫШЛЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ

МЫШЛЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ - тенденция воспринимать аналогию как идентичность, а имитацию явления за его аутентичность. Проявление архаического мышления.

МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ - один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое. М. п. основано на операциях с непосредственно воспринимаемыми характеристиками объектов и процессов, а также на использовании жизненного опыта, накопленного в виде эмпирических знаний, и здравом смысле. М. п. отличается от теоретического мышления, во-первых, большей устойчивостью к разрушительному воздействию стресса; во-вторых, более целостной представленностью в нем объектов осмысления; в-третьих, меньшей доказательностью получаемых выводов. М. п., скорее всего, является основным видом мышления человека, на который он опирается в значительной части конфликтов.

МЫШЛЕНИЕ РАЗНОПЛАНОВОЕ

МЫШЛЕНИЕ РАЗНОПЛАНОВОЕ - расстройство мышления, при котором движение мысли происходит в разных логических плоскостях одновременно (Зейгарник, 1962). При этом суждения различного качества, как верные, так и ошибочные, пациент рассматривает как имеющие одинаковую ценность. Чаще всего это признак или одна из сторон аморфного мышления.

МЫШЛЕНИЕ РАЗОРВАННОЕ

МЫШЛЕНИЕ РАЗОРВАННОЕ - наиболее тяжёлая степень фрагментации словесно-логического мышления при шизофрении с бессмысленным и как бы случайным сочетанием понятий при известной степени синтаксической сохранности речи. Согласно Б.В.Зейгарник (1962) разорванность мышления является крайней степенью разноплановости мышления, то есть его переходах из одной логической плоскости в какую-то другую. В резко выраженных случаях речь превращается в "словесную окрошку", «словесный салат» (вероятно, данный распад претерпевают в первую очередь словесно-логические структуры мышления. О существовании разорванности мышления относительно более ранних в онтогенетическом плане его форм в литературе обычно не упоминается). Синоним: Атаксия мышления, Когнитивное скольжение, Расстройство формального мышления.

МЫШЛЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ - умственная деятельность, направленная на познание и преобразование реальной действительности. Основные принципы реалистического мышления таковы: 1. принцип объективности, состоит в том, что индивид руководствуется исключительно объективными ценностями и в своих суждениях сводит к минимуму роль субъективных факторов; 2. принцип каузальности, состоит в признании того, что каждое явление имеет естественные причины своего происхождения; 3. принцип достоверности, который гласит: ни одно положение не может быть принято, пока оно не будет доказано результатами практических действий. Реалистическому мышлению свойственны также критичность в оценке его хода и результатов и, что существенно важно, определённая этика, согласно которой знание не может быть использовано во зло природе и человеку и их будущему.

МЫШЛЕНИЕ РЕГИСТРИРУЮЩЕЕ

МЫШЛЕНИЕ РЕГИСТРИРУЮЩЕЕ - расстройство мышления, основным признаком которого является склонность учитывать лишь внешнюю сторону дела, преобладание тенденции только констатировать детали происходящего, не вникая при этом в существо дела и не пытаясь это сделать. Например, пациент подробно рассказывает обо всех обстоятельствах его госпитализации, но причину её он не понимает или оказывается не в состоянии её понять даже с чьей-то помощью. Иногда встречаются вербальные галлюцинации, в которых проявляется данное нарушение мышления.

МЫШЛЕНИЕ РЕЗОНЁРСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ РЕЗОНЁРСКОЕ (фр. raisonner - рассуждать) - 1. в психопатологии - расстройство мышления, главными особенностями которого являются: а) неспособность опираться на конкретные факты и б) неспособность в рассуждениях следовать определённой цели; в) неспособность формулировать конкретные выводы. В силу этого суждения пациентов носят общий, декларативный, достаточно банальный характер и лишены практической ценности. Кроме того, речь пациентов нередко отличается многословием, витиеватостью, напыщенностью, пафосностью. Расстройство встречается при разных заболеваниях, особенно яркие образцы резонёрства демонстрируют некоторые пациенты с аутизмом при шизофрении; 2. в неспециальном значении - склонность к общим рассуждениям, наблюдающаяся и у немалого числа здоровых индивидов с психической незрелостью или жизненной неопытностью. Не рекомендуется смешивать с демагогией, используемой в определённых целях риторикой.

МЫШЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ - 1. психологии - общее название особенностей мышления, на которое оказывает влияние религиозная вера или, н исключено, посредством которого индивиды обращаются в религиозную веру. У верующих людей оно характеризуется определёнными ограничениями в правилах построения суждений. Основными признаками религиозного мышления (имеется в виду любая из монотеистических религий, поскольку именно в них особенно скрупулёзно разработаны правила движения мысли) являются, предположительно, следующие: 1 отказ в том или ином виде от главенствующего в реалистическом мышлении принципа каузальности, поскольку верующий человек признаёт единственно приемлемой роль в происходящем божественного провидения; 2. отсутствие практического применения результатов мышления. Иными словами, религиозное мышление не преследует эвристических целей, оно в первую очередь имеет психотерапевтическое значение (утешение, надежда и т.п.). Эта функция религиозного мышления оценивается по-разному. Например, с точки зрения последовательного, если не сказать фундаменталистского материализма, религия есть дурман, "опиум народа". С другой стороны, именно религиозное мышление уже в дописьменную эпоху оказалось способным представить мир в его целостности, разумности и предсказуемости, освободив тем самым человека от тревоги, страха и ощущения неопределённости; 3. религиозное мышление лишено принципов критичности и достоверности. Критика допускается и существует только в отношении религиозных постулатов другого вероисповедения, ереси, сектанства, но не своего собственного, удостовериться же в адекватности религиозных когнитивных схем не то что практически невозможно, в них не следует даже сомневаться, поскольку они рассматриваются как ниспосланные человеку свыше. Многие верующие люди демонстрируют двойственность умственной деятельности, в которой в разных пропорциях представлены реалистическое и религиозное мышление (здесь не имеется в виду ханжество, показное благочестие). Религиозные структуры мышление могут стать объектом и патологического процесса, в частности, галлюцинаций и бреда (например, пациент отождествляет себя с некоей высшей силой).

МЫШЛЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ - 1. в психопатологии - расстройство мышления, проявляющееся необычным, известным только пациенту употреблением общепринятых символов либо использованием новых, никому, кроме пациента, непонятных символов (Сумбаев, 1948). Чаще обнаруживается в бреде особого значения у пациентов с шизофренией. Синоним: Предикативное мышление; 2. в общем значении - мышление, в котором используются символы (например, слова).

МЫШЛЕНИЕ СИНКРЕТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ СИНКРЕТИЧЕСКОЕ [греч. synkretismos - соединение, объединение] - детское и примитивное мышление, в котором разнородные представления недифференцированно связываются друг с другом. До 7-8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка. Это выражается в стремлении находить связи между самыми разнородными явлениями, создавать невероятные гипотезы о причинах событий и т.д. Например, ребенок 6 лет может заявить: «Солнце не падает, потому что жарко». Представление о том, что Солнце не падает, и о том, что оно согревает, так слиты между собой, что могут обосновывать друг друга. Согласно Ж.Пиаже, причиной М. с. является нерасчлененность различных типов связи явлений: причинно-следственных, атрибутивных, отношений части и целого и т.д. Со становлением группировок умственных операций происходит овладение этими связями, и синкретизм исчезает из области непосредственных суждений о внешнем мире. Однако до формирования формальных операций в 11-12 лет М. с. сохраняется в области вербальной мысли, оторванной от непосредственного наблюдения. Две основные формы вербального синкретизма - это синкретизм рассуждения, проявляющийся во взаимном искажении высказываний, рассматриваемых вместе, и синкретизм понимания, заключающийся в том, что понимание текста или фразы начинается не с анализа деталей, а с создания схемы целого, которая дает смысл отдельным словам. Д.В.Ушаков

МЫШЛЕНИЕ СКАЧКООБРАЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ СКАЧКООБРАЗНОЕ - в психопатологии - 1. расстройство мышления с внезапной и не связанной с когнитивной ситуацией сменой целевых представлений. Одна мысль при этом обрывается на любой стадии её развития и тут же заменяется совершенной другой, которую нередко ожидает та же участь. Расстройство описано у пациентов с хореей Гентингтона. Предполагается, что скачкообразное мышление в своём генезисе каким-то образом связано с гиперкинезами; 2. крайне ускоренное мышление у маниакальных пациентов..

МЫШЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

МЫШЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных групп и ситуаций, взаимоотношений людей. Определяется, как полагают, следующими факторами: (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002): 1. в своём социальном мышлении люди чаще всего руководствуются стремлением иметь позитивную самооценку, нежели потребностью быть объективными; 2. люди обычно реагируют не на социальную ситуацию, как таковую, а на то, как они себе её предсталяют в соответствии с социальными когнитивными схемами; 3. социальное влияние на мысли, чувство и действия является обычно более значимым, чем индивидуальные детерминанты мышления и поведения; 4. восприятие и интерпретация социальной информации реализуется, в основном, посредством когнитивных структур автоматического мышления. По этой причине то, что первым приходит в голову индивиду относительно поведения людей, кажется ему наиболее правильным и значимым. По этой же причине последующие мысли оцениваются им как скорее сомнительные и менее значимые; 5. люди стараются не думать о том, что им неприятно, воспринимая социальные ситуации в более благоприятном для себя виде. Вытеснение неприятных мыслей происходит, предположительно, посредством двух процессов: а) мониторингового процесса, то есть отслеживания появления мыслей, готовых проникнуть сознание; 2. операционного процесса, позволяющего переключить внимание на что-то другое, более привлекательное всякий раз при получении сигнала о появлении неприятных мыслей; 6. люди стремятся трактовать социальные события преимущественно в угоду своей позитивной самооценке - явление, обозначаемого термином бенэффектанс (см.). Что касается конкретных моделей социального мышления, то их достаточно много. Из числа основных указывают на такие, как оценка внешности, длительное изучение кого-либо, наблюдение за чьим-либо невербальным поведением, тенденция оценивать личностные качества других людей невзирая на то, в каихм социальных обстоятельствах это происходит, склонность опираться на свой недавний опыт (прайминг), использование имплицитных личностных теорий, восприятие других людей с позиции собственной групповой идентичности и др. Нарушения социального мышления у пациентов с психиатрической патологией пока что не являются предметом систематических исследований, исключая социальное поведение психопатических личностей.

МЫШЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ТВОРЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ТВОРЧЕСКОЕ - проявляется при решении задач, требующих интеллектуальной инициативы, поиска новых способов действий, видоизменения ранее усвоенных приемов, учета при принятии решения конкретной трудовой ситуации. Высокий уровень развития М.с.т. - важная психологическая предпосылка наиболее рационального и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей.

Все это возможно, если специалист стремится к оптимальным результатам, устойчив к отрицательным впечатлениям и эмоциям, сохраняет самоконтроль. Именно благодаря устойчивым мотивам и личностным установкам, всесторонней профессиональной подготовке и готовности к труду специалист может наиболее творчески принимать решения и осуществлять практические действия. Нравственные и физические нагрузки, критичность ситуаций современного труда усиливают зависимость результатов умственной работы специалиста, его творческого мышления от чувств ответственности, долга, установок на самостоятельность, полноты знаний, навыков, умений.

Продуктивность М.с.т. повышается, если он, уяснив задачу и оценив обстановку, создает умственную модель, своего рода внутренний план своих практических действий. Для этого специалист направляет внимание на свою умственную работу и регулирует интеллектуальные процессы, несколько отвлекаясь от внешних условий труда, второстепенных сведений.

Важным условием М.с.т. является быстрота, гибкость, мобильность познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения и др.), умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и др.), форм мышления (понятий, суждений, умозаключений и др.). Это позволяет специалисту избежать при достижении цели шаблона, механического перенесения прежнего опыта в новые ситуации, эффективнее использовать имеющиеся знания, переработать больший объем информации и выработать новый способ действий или прийти к выводу, что видоизмененным старым способом можно решить новую задачу.

МЫШЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПНОЕ

МЫШЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПНОЕ - 1. в психопатологии - расстройство мышления, характеризующееся его однообразием. В типичных случаях проявляется повторением одинаковых когнитивных реакций всякий раз, когда возникают сходные ситуации. Например, пациент время от времени рассылает ругательные письма одного и того же содержания в редакции ряда газет, если узнаёт о каких-то стихийных бедствиях; 2. в неспециальном значении - привычное появление одних и тех же мыслей у людей в определённых ситуаций. См. Мышление автоматизированное.

МЫШЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИОЗНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИОЗНОЕ - 1. в психопатологии - нарушение мышления, возникающее под влиянием сверхценных и бредовых идей. См. Мышление паралогическое; 2. в социальной психологии - искажения мышления, при котором принятие действительности и логические операции искажаются в угоду собственному самолюбию.

МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. М. т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и наиболее полно изучать его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. М. т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. М. т. характерно для научной деятельности. В конфликтах М. т. играет заметную роль в деятельности лиц, занимающихся их урегулированием. Научные конфликтологические знания являются, главным образом, результатом М. т. В межгосударственных и др. масштабных конфликтах М. т. лежит в основе решений, принимаемых руководителями.

МЫШЛЕНИЕ УСКОРЕННОЕ

МЫШЛЕНИЕ УСКОРЕННОЕ - вариант голотимического мышления в состоянии мании. Типична ускоренная смена мыслей и представлений, что внешне выражается ускорением речи и многоговорением. Характерны, кроме того, ослабление произвольного внимания и усиление непроизвольного внимания, психическое и речевое возбуждение (которое выражается, в частности, чрезмерной громкостью речи и повышением общей активности), субъективное ощущение особой ясности мыслей и лёгкости появления ассоциаций, облегчение перевода мыслей в словесные структуры, утрата способности думать про себя, разрушение логического строя мышления, что проявляется преобладанием "механических" ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту, созвучию). Продуктивность мышления в целом значительно снижается, исключая случаи лёгкой мании, при которой активность воображения несколько возрастает и в то же время сознательный контроль над процессами мышления существенно не нарушается. Наряду с ускорением течения ассоциаций у пациентов обычно бывают также тахитимия (ускоренная смена эмоциональных реакций), тахикинезия (ускоренная смена и увеличение амплитуды движений, включая выразительные), тахилалия или тахифения (ускорение темпа речи) и тахилексия (ускоренное чтение).

МЫШЛЕНИЕ ФАБУЛИРУЮЩЕЕ

МЫШЛЕНИЕ ФАБУЛИРУЮЩЕЕ (лат. fabula - повествование) - выделяемое некоторыми авторами расстройство мышления, связанное с обилием конфабуляций (вымыслов, не соответствующих действительности). В значительной степени такое мышление аналогично или даже идентично аутистическому, поскольку фантазии пациентов об их прошлом они принимают за представления не только о прошлом, но и о текущей реальности. Синоним: Конфабулирующее мышление (Блейхер, 1995).

МЫШЛЕНИЕ ФАНТАЗИРУЮЩЕЕ

МЫШЛЕНИЕ ФАНТАЗИРУЮЩЕЕ - 1. выделяемое некоторыми авторами (Varendonck, 1922) состояние "грёз наяву" в периоды мечтательной рассеянности. Имеется в виду пассивное течение образов фантазии под влиянием эмоций в желаемом для индивида направлении (например, это предполагаемые диалоги, встречи, события). Отмечается такая характерная деталь, как скачкообразность мышления, обусловленная, предположительно, колебаниями уровня бодрствования сознания; 2. в психопатологии - расстройство образного мышления в виде патологического фантазирования..

МЫШЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНОЕ

МЫШЛЕНИЕ ФОРМАЛЬНОЕ - расстройство умственной деятельности, характеризующееся преобладанием сугубо словесно-логических аспектов мышления над содержательными (Аккерман, 1936; Сумбаев, 1948). Наиболее ярко проявляется в буквальном толковании метафорических выражений (пословиц, поговорок).

МЫШЛЕНИЕ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ - общий термин, обозначает нарушения мышления, более свойственные шизофрении, нежели другим болезненным состояниям (аморфное мышление, разорванность мышления, символическое мышление, аутистическое мышление, разноплановое мышление, амбивалентное мышление, формализм, резонёрство), в меньшей степени другие нарушения мыслительных процессов.

МЫШЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ - особенности мыслительной деятельности у индивидов с таким качеством личности, как эгоцентризм. Интеллектуальному эгоцентризму свойственна, как известно, познавательная позиция, в которой личная точка зрения рассматривается как наиболее адекватная действительности. Например, ребёнок считает, что это он является главным действующим лицом в той или иной ситуации, всё вокруг него происходит для него, по его желанию, а также то, всё, как он представляет себе происходящее, должно быть свойственно и другим людям. Эгоцентризм у маленьких детей - нормальное явление, но, будучи несоразмерно выраженным с объективными отношениями в сознании взрослых людей, оно становится свидетельством задержки развития мышления и самовосприятия либо снижения этих психологических функций и личности в целом под влиянием психического расстройства. Эгоцентризм, указывает Ж.Пиаже, до сих пор оказывает значительное влияние даже на научное мышление, проявляясь в таких формах, как антропоцентризм и антропоморфизм. Основные признаки эгоцентрического мышления таковы: 1. индивид убеждён в том, что и другие люди представляют себе значение какого-либо явления точно так же, как и он сам; 2. индивид считает, что проиходящее имеет для других людей тот же смысл, как и для него самого; 3. индивид склонен приписывать окружающим те же мотивы поведения, какими руководствуется он сам; 4. индивид ограничен в способности видеть себя со стороны и оценивать своё поведение с объективных позиций. В глазах других людей, полагает он, он выглядит в точности таким же, как и в своих собственных; 5. понимание происходящего основано на приниципе непосредственной очевидности. Отсюда вытекает, во-первых, не имеющая оснований убеждённость в своей правоте и, во вторых, неразвитость рефлексии, отсутствие потребности в самоисследовании; 6. неспособность индивида адекватно принимать точку зрения других людей; 7. тенденция индивида приписывать окружающим и вообще другим живым существам собственные чувства, мысли, желания и опасения; 8. категоричность в суждениях и оценках; 9. тенденциозные представления о чести, долге, справедливости; 10. значительное влияние эгоцентризма на социальное мышление и межличностное поведение.

МЫШЛЕНИЕ ЯНУСА

МЫШЛЕНИЕ ЯНУСА - выделяемый некоторыми авторами (Rothenberg, 1971) вариант мышления, которому свойственно сосуществование противоположных тенденций (Янус - древнеримское божество с двумя ликами, обращёнными в разные стороны). Повидимому, имеется в виду мышление психастеников, которые не могут принимать однозначные решения в силу многочисленных сомнений в адекватности своего мнения по тому или иному мнению. Автор термина считает данное мышление признаком творческой натуры.

МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ - в психопатологии - общий термин, обозначает различные аномалии мыслительной деятельности (по темпу, связности, уровню и др.). Следует отметить, что выделение в качестве самостоятельных разных вариантов расстройства мышления носит в значительной степени условный характер, поскольку они нередко сочетаются друг с другом и образуют при этом достаточно сложные комбинации. Например, разорванность мышления может сочетаться с его ускорением или замедлением, с персеверациями, обрывами мысли и т.д. Обозначить такое нарушение каким-то одним определённым термином обычно не представляется возможным, таких специальных терминов пока что не существует. Кроме того, следует учесть имеющиеся немалые трудности в разграничении патологии мышления от нормальных вариаций мышления здоровых лиц. Укажем для примера резонёрство, а данном случае, в частности, крайне сложно определить, где начинается собственно это расстройство и заканчивается едва ли не самая обычная склонность порассуждать о чём-либо, не располагая достоверными фактами. Отметим, наконец, что нарушение мышления и расстройство речи, - разные вещи, хотя в некоторых изданиях прослеживается тенденция к их отождествлению. Конечно, их не всегда легко разделить, так как патология мышления чаще проявляется именно в речевой продукции, и всё же обе эти группы расстройств не являются не идентичными. Например, даже выраженное заикание существует вне явных признаков расстройства собственно мышления. Гипотеза о том, что язык, которым владеет индивид, а также некоторые нарушения речи способны оказывать значительное, как позитивное, так и негативное влияние на процессы мышления, твёрдых доказательств не имеет.

МЫШЛЕНИЯ ОПЕРАЦИИ

МЫШЛЕНИЯ ОПЕРАЦИИ - умственные действия, совершаемые в процессе мышления. Обычно упоминаются следующие операции мышления: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и конкретизация. Не следует думать, что упомянутые операции протекают изолированно друг от друга или в какой- то определённой жёсткой последовательности. Нарушение одной операции может быть поэтому обусловлено расстройством совсем иной и, в свою очередь, повлечь дезорганизацию какой-то другой.

МЫШЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЫШЛЕНИЯ УРОВНИ РАЗВИТИЯ

МЫШЛЕНИЯ УРОВНИ РАЗВИТИЯ - разграничение видов мышления в зависимости от возраста индивида. Многие исследователи указывают, что мышление не дано человеку в развитом состоянии от рождения и что оно проходит в своём формировании определённые возрастные стадии развития. В отечественной когнитивистике традиционно различают 4 стадии и соответственно 4 вида мышления: 1. наглядно-действенное мышление; 2. наглядно-образное мышление; 3. образное мышление и 4. отвлечённое или словесно-логическое мышление. Предполагается, что мышление человека в историческом плане проходит аналогичные стадии развития. Разграничение уровней развития мышления имеет существенное значение для понимания психопатологии мышления. Указанная последовательность стадий развития мышления в онтогенезе человека аналогична предложенной ранее Ж.Пиаже.

МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ - разграничение форм мышления в зависимости от того, насколько они отвечают принципу реальности. Согласно данным этнографов и психологов различают такие формы мышления: 1. реалистическое; 2. эгоцентрическое; 3. аутистическое; 4. архаическое; 5. религиозное. В психопатологии высказываются предположения, что психическое расстройство до известной степени способно избирательно затрагивать любую из них.

МЫШЦА

МЫШЦА - любая ткань из удлинённых клеток, вместе действующих как сократительная структура.

МЫШЦА ГЛАДКАЯ

МЫШЦА ГЛАДКАЯ - специализированная мышечная ткань, находящаяся во внутренних органах, кровеносных сосудах, сфинктерах, радужке и в мышцах, поднимающих волос. Структурно это самые простые из мышц, функционально они сокращаются относительно медленно. Иннервируются вегетативной (автономной) нервной системой и называются поэтому "непроизвольными" мышцами. Тем не менее можно научиться произвольному контролю над некоторыми из них также, как это происходит при формировании навыков уринации и дефекации.

МЫШЦА ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ

МЫШЦА ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ - мышцы, которые двигают тело и его части, натягивая "рычаги" костей скелета (поэтому называются скелетными мышцами). Функционально поперечно-полосатые мышцы сокращаются значительно быстрее, чем гладкие мышцы, и при этом они управляются произвольно (отсюда название "произвольные" мышцы). Синоним: Соматические мышцы.

МЫШЦА СЕРДЕЧНАЯ

МЫШЦА СЕРДЕЧНАЯ - специализированная мышечная ткань, находящаяся только в сердце. Клетки этой мышцы сочетают свойства гладких и поперечно-полосатых мышц и обладают функциональным автоматизмом, типичным для большинства гладких мышц, также как и быстрыми сокращениями поперечно-полосатых мышц.

МЭДДОКА СИНДРОМ

МЭДДОКА СИНДРОМ (описан американским врачом W. O. Maddock) - сочетание недостаточности гонадотропной и кортикотропной функций гипофиза при сохранной тиреотропной функции. После пубертатного периода появляются признаки евнухоидизма и хронической надпочечниковой недостаточности. Обычны исчезновение лобкового и подмышечного оволосения, психическая и физическая слабость, исхудание, ночная бессонница и дневная сонливость, бледность кожи, преждевременное старение; гиперпигментация кожи и слизистых отсутствует. При обследовании в крови выявляют низкие уровни лютеинизирующего, фолликулостимулирующего гормонов, тестостерона, адренокортикотропного гормона, кортизола; экскреция кортизола с мочой снижена; проба с хорионическим гонадотропином положительная. Лечение: хорионический гонадотропин, глюкокортикоиды.

W. O. Maddock, R. B. Leach, S. P. Klein, G. B. Myers. Selective pituitary failure: an example characterized by pituitary failure: an example characterized by deficient ACTH and gonadotrophin secretion with intact thyrotrophin secretion. American journal of science, 1953; 226(5): 509-515.

МЭДОУЗА СИНДРОМ

МЭДОУЗА СИНДРОМ (описан американским кардиологом W. R. Meadows, род. в 1919; синоним - послеродовая кардиомиопатия) - кардиомиопатия, развивающаяся у женщин в последнем триместре беременности или в послеродовом периоде, возможно, вирусной либо аутоиммунной природы. Проявления: одышка, ночной кашель, кровохарканье, боль в грудной клетке; тошнота, рвота; симптомы тромбоэмболии сосудов головного мозга (с гемиплегией) либо легочной артерии; объективные признаки застойной сердечной недостаточности - сначала левожелудочковой, а затем и правожелудочковой; артериальная гипертензия, альтернирующий пульс, ритм галопа; цианоз; гепатомегалия; изменения глазного дна. Лишь в единичных случаях наблюдалось полное выздоровление. Синдром имеет тенденцию к рецидивированию.

W. R. Meadows. Idiopathic myocardial failure in the last trimester of pregnancy and the puerperium. Circulation, Dallas, Texas, 1957; 15: 903-914.

МЭЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЭЙ РОЛЛО РИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЭЙЖА СИНДРОМ

МЭЙЖА СИНДРОМ (описан французским врачом Н. Meige, 1866-1940; синонимы - идиопатическая лимфедема, лимфедема второго типа) - наследственное заболевание лимфатической системы, проявляющееся в возрасте 20-35 лет отеками ног; иногда в процесс вовлекаются и руки. В половине случаев поражение двустороннее. При лимфографии выявляют уменьшение числа или отсутствие подмышечных и паховых лимфатических узлов. Для окончательной постановки диагноза исключают вторичную лимфедему вследствие сосудистой опухоли, воспаления лимфатических и венозных сосудов, инфекции и др. Возможное осложнение - лимфангиосаркома. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Лечение симптоматическое: лечебная физкультура, возвышенное положение конечностей, эластичное бинтование ног и ношение эластических чулков, тщательный уход за кожей. См. также Ноне - Милроя болезнь.

H. Meige. Dystrophie oedematose hereditaire. La presse medicale, Paris, 1898; 6: 341-343.

МЭЛАИ

МЭЛАИ (митохондральная энцефалопатия, лактат-ацидоз, инсульт). Проявляется у детей или молодых людей повторными ишемическими инсультами, чаще в бассейне задних мозговых артерий с формированием инфарктных очагов преимущественно в затылочной области, в подкорковых узлах, структурах промежуточного мозга. Характерны пигментная ретинопатия, расстройства зрения, офтальмоплегия, кардиомиопатия, слабость проксимальных мышц, миоклонус, атаксия, эпилептические припадки, прогрессирующая деменция. Нередко могут выявляться кальцификаты в базальных ганглиях и зоны низкой плотности в больших полушариях, повышение лактата в плазме крови и в цереброспинальной жидкости (ЦСЖ). В окрашенном трихромом Гамори биоптате мышц выявляются лоскутные красные волокна. При электронной микроскопии в них обнаруживается множество аномальных митохондрий.

МЭНСОНА ШИСТОСОМОЗ

МЭНСОНА ШИСТОСОМОЗ (по имени британского паразитолога P. Manson, 1844-1922, от названия возбудителя - Schistosoma mansoni, хотя возбудитель был открыт Самбоном (Sambon) в 1907 в США) - широко распространенный в Африке гельминтоз; встречается также в Южной и Центральной Америке. Основным хозяином гельминта является человек, промежуточным - пресноводные моллюски. Человек заражается при контакте с водой (купание), при питье необеззараженной воды. Основные проявления острого периода болезни - лихорадка, боли в животе, диарея с наличием в испражнениях слизи и крови. Возможны зудящие высыпания на коже, поражение легких, гепатолиенальный синдром. Характерна гиперэозинофилия крови. В хроническом периоде болезни наблюдаются картина дистального колита, гепатоспленомегалия с портальной гипертензией, фиброз легких. Диагноз устанавливают на основании паразитологического исследования фекалий. Лечение проводят празиквантелем и азиноксом. Основные профилактические мероприятия: выявление и лечение больных, уничтожение моллюсков и запрещение купания в зараженных водоемах, обеззараживание воды, ношение защитной одежды.

L. W. Sambon. Remarks on Schistosoma mansoni. The Journal of tropical medicine and hygiene, 1907; 10: 303-304.

М-ЭХО

М-ЭХО - основной показатель эхоэнцефалоскопии, ультразвуковой сигнал, отражённый от медиальных структур мозга. При объёмных процессах величина М-эхо возрастает в отражённом полушарии, при атрофических, напротив, она уменьшается (если поражение носит асимметричный характер).

МЮЛЛЕР

МЮЛЛЕР (Miiller) Георг Элиас (1850-1934) - немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии в Германии. В 1873 г. защитил докт. дис. по философии в Геттингенском унте. С 1876 г. - профессор Геттингенско-го ун-та. Переводчик Эннеад Плотина (1878). Создал в университете Геттинге-на крупный научный центр, где было выполнено большое количество экспериментально-психологических работ по проблемам психофизики, восприятия, памяти и других функций. Особое внимание М. уделял совершенствованию методик, позволяющих получить доступные многократной проверке лабораторные факты. Главный труд М. - Cur Grundlagen der psychophysik (Основы психофизики ), 1879 г. Придерживаясь постулатов ассоцианизма и принципа изоморфизма детально изучал различные виды ассоциаций, как основы памяти. Отстаивал тезис о немеханическом запоминании даже бессмысленных слогов. Сами ассоциации рассматривались им как в значительной степени обусловленные реализацией сознательной установки на заучивание. Один из его учеников Адольф Иост (1870-1920) открыл, что при прочих равных условиях, в ряду связываемых между собой элементов повторение этого ряда ведет к лучшему воспроизведению более старого, чем более нового (свежего). Этот феномен принято называть законом Иоста. Проводил исследования в области визуальных представлений. В области изучения памяти обнаружил эффект ретроактивного торможения. Автор трудов: Zur Psychophysik der Gesichtsempfindungen / Z. f. Psychol., 1896-1897, Bd. 10, 14; Zur Analyse der Gedachtnistatigkeit und Vorstellugsverlaufes, T. 1-3, Lpz., 1911-1917; Komplextheorie und Gestalttheorie, Gott., 1923; Abrissder Psychologie, Gott., 1924. И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский

МЮЛЛЕРА СИМПТОМ

МЮЛЛЕРА СИМПТОМ (описан немецким врачом F. Muller, 1858-1941) - возможный признак аортальной недостаточности: пульсация мягкого нёба и перемежающееся соответственно сокращениям сердца покраснение нёбных миндалин.

F. Muller. Charite - Annalen. 1889. 14: 247.

МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА ИЛЛЮЗИЯ

МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА ИЛЛЮЗИЯ - оптическая иллюзия, при которой воспринимаемая длина линии зависит от конфигурации других линий, находящихся на её концах. Не связана с психической патологией.

МЮНСТЕРБЕРГ

МЮНСТЕРБЕРГ (Munsterberg) Гуго (1863-1916) - немецко-американский психолог, один из основоположников практической психологии, названной им психотехникой. В 1882 г. приступил к изучению медицины в Лейпцигском унте, но вскоре заинтересовался психологией и 1885 г. защитил дис. у В. Вундта. В 1887 г. в Гейдельбергском ун-те получил степень д-ра медицины. С 1887 по 1892 г. М. - профессор Фрейбургского ун-та, где на свои средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. В 1892 г. по приглашению У. Джемса переехал в США, где стал профессором и директором психологической лаборатории Гарвардского ун-та. Впоследствии был избран Президентом АРА (1898) и Американской философской ассоциации (1908). Являлся Почетным доктором ряда ун-тов Европы и Америки, вице-президентом Вашингтонской академии наук, ред. журнала Harvard Psychological Studies . Работая в Гарвардском университете, М. исследовал память, внимание, восприятие (Studies from the Harvard psychological laboratory: 1.Memory, attention and psychophysics. Psychological Review, 1894, 1; The localization of sound. Psychological Review, 1894, 1). Защищал философию, основанную на идеях И.Г. Фихте (1762-1814), для которого философия являлась научным самонаблюдением творческой активности личности. Создал философскую систему волюнтаристического идеализма, в центре которой поставил представление об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с целями (The motor power of ideas. Psychological Review, 1894, 1; Science and Idealism. Boston, 1906). Несмотря на то, что М. был блестящим экспериментатором и исследователем, его неудержимо привлекала эмпирическая сторона психологии, возможность применения психологических знаний на практике (The position of psychology in the system of knowledge. Psychological Monographs, 1903,4, 17). В период с 1905 по 1916 г. М. сделал больше, чем кто-либо до и после него для определения и расширения поля деятельности практической психологии. Он был исследователем, обладавшим большой проницательностью. Разрабатывая основы психотехники, изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей (Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency, L., 1913; Business Psychology, 1917). Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний (On the Witness Stand, 1908); клинической психологией, психологией образования и оценки искусства (Principles of Art Education, 1905; The Photoplay. A Psychological Study, 1916). Разрабатывал методы и стратегии исследования трудовых процессов (Psychology General and Applied, 1915). M. автор большого количества трудов, в том числе: Beitrage zurexperimentellen Psychologie, H. 1-4, Freiburg, 1889-1892; Grundzuge der Psychologie. Bd. 1-2, Lpz., 1900; The Americans, 1904; The Eternal Values, 1909 и др. В рус. пер. изданы: Психология и учитель, М., 1915; Основы психотехники, Т. 1-2, М., 1924-1925; Психология и экономическая жизнь, М., 1924. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

МЮНХГАУЗЕНА СИНДРОМ

МЮНХГАУЗЕНА СИНДРОМ (Asher, 1951) - расстройство, характеризующееся стремлением пациентов более или менее искусно имитировать или вызывать у себя различные соматические и психические нарушения, не преследуя при этом какие-то корыстные цели. Известно, что таким пациентам преморбидно свойственны определённые, предположительно, некоторые личностные качества, такие, как тяга к путешествиям, склонность к употреблению психоактивных препаратов, демонстративность, фантазирование, псевдология, эгоцентризм. При этом не выявляется корыстных мотивов упомянутых и иных форм болезненного воведения. Название расстройства дано по имени героя книги Ф.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена, знаменитого вруна и фантазёра". Синоним: Искусственное расстройство.

* * *

(термин предложен английским хирургом R. Asher) - психопатологическое состояние, характеризуется постоянным стремлением больного создать впечатление о наличии у него тяжелого заболевания, добиваться оказания медицинской помощи, госпитализации, даже оперативного вмешательства с целью вызвать внимание и сочувствие врачей и медицинского персонала. Больные могут провоцировать у себя желудочные или носовые кровотечения, язвы, преднамеренно подвергаться воздействию непереносимых ими аллергенов; они подделывают результаты лабораторных исследований, переходят из стационара в стационар, подвергаются частым оперативным вмешательствам, однако эти анамнестические сведения, дающие ключ к установлению диагноза, больные часто скрывают, что затрудняет диагностику. Особая форма синдрома наблюдается у родителей (чаще у матерей) или опекунов, требующих признания детей больными и идущих ради этого на фальсификацию результатов исследований и имитацию признаков заболевания; они требуют проведения все новых и новых исследований, несмотря на риск для здоровья ребенка. Синдром назван по имени литературного персонажа, прототипом которого был барон Мюнхгаузен (K. F. H. Munchhausen, 1720-1797), немецкий офицер и путешественник, имевший репутацию рассказчика, склонного к явным преувеличениям и фантазиям.

R. Asher. Munchausens syndrome. Lancet, London, 1951; I: 339-341.

МЮНХМЕЙЕРА СИНДРОМ

МЮНХМЕЙЕРА СИНДРОМ (описан немецким врачом Е. Munchmeyer, 1846-1880; синонимы - оссифицирующий прогрессирующий миозит, синдром окаменевшего человека) - редкое наследственное заболевание, характеризующееся обызвествлением и окостенением соединительнотканных прослоек в толще мышц, фасций, апоневрозов, сухожилий. Манифестирует у детей повышением температуры и появлением уплотнений, припухлости, болезненности в мышцах с последующей их кальцификацией, а затем оссификацией, ограничением и скованностью движений; наибольшим изменениям в дебюте заболевания подвергаются мышцы спины. Рентгенологически выявляют кальцинаты в мышцах. Часто наблюдаются микродактилия, клинодактилия мизинцев, экзостозы пяточных костей. Ограничение подвижности грудной клетки способствует развитию легочных заболеваний, формированию легочного сердца. С завершением роста скелета дальнейшее окостенение мышц прекращается. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Проводят терапию противовоспалительными средствами и бисфосфонатами.

Е. Munchmeyer. Uber Myositis ossificans progressiva. Zeitschrift fUr rationelle Medicin, 1869; 34: 1-14.

МЮРРЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЮРРЕЯ-МОРГАНА ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ

МЮРРЕЯ-МОРГАНА ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (Murreu, Morgan, 1935) - проективный метод исследования личности. Испытуемому показывают чёрно-белые рисунки с незавершённым сюжетом и эмоциональным подтекстом, позволяющие давать неоднозначное толкование изображённых на них ситуаций. Затем рассказы обследуемых подвергаются анализу, при этом особенное внимание обращается на выделение эмоционального подтекста, характеризующую, предположительно, проекцию собственных переживаний и др. Теоретическую основу теста составляет персонология Г.Мюррея. Метод представляет определённый интерес для клинической психологии.

МЮССЕ СИМПТОМ

МЮССЕ СИМПТОМ (по имени французского поэта А. де Мюссе, L. C. A. de Musset, 1810-1857, у которого наблюдался этот симптом) - признак аортальной недостаточности: синхронное с ритмом сердца покачивание головы вследствие резкого изменения кровенаполнения артерий.

МЮССИ СИМПТОМ

МЮССИ СИМПТОМ (по имени французского врача N. F. О. Gueneau de Mussy, 1813-1885; синоним - френикус-симптом) - возможный признак острого холецистита: болезненность при надавливании между ножками грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

МЯГКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, СМЯГЧИТЬ ТОН

МЯГКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, СМЯГЧИТЬ ТОН - эвфемизмы, употребление эвфемизмов. Ее мать очень материальна (вместо «корыстная, жадная»), Он сегодня не совсем в порядке, не в форме («пьян»). Демонстрация своих хороших речевых манер, выраженное нежелание порицания кого-то за неправильное поведение.

МЯГКИЙ НАРКОТИК

МЯГКИЙ НАРКОТИК - неспециальный термин, обозначает любой наркотик, который не вызывает отчётливой физической зависимости (например, марихуана) или является легальным (например, кофеин, никотин).

МЯГКОСТЬ

МЯГКОСТЬ - 1. перцептивное качество, характеризующее ряд перцептивных опытов. В осязательном восприятии это характеристика объектов, которые легко поддаются тактильному восприятию, в зрении - объектов, цвета которых имеют низкую насыщенность и яркость, в слуховом восприятии - тона низкой интенсивности и/или высоты; 2. черта характера, проявляющаяся уступчивостью, сговорчивостью, податливостью. Указывает на повышенную внушаемость, мнительность, впечатлительность. Нередко мягкость характера в одном отношении сочетается с твёрдостью или даже упрямствои и негативизмом в каком-то другом.

МЯМЛИТЬ

МЯМЛИТЬ - говорить ни то ни се, вяло и невнятно, медленно. Нарушение культуры общения.

МЯСИЩЕВ

Владимир Николаевич (1893-1973) - российский психолог, невропатолог и психотерапевт. Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно-психических расстройств. Д-р медицинских наук, профессор. Чл.-кор. АПН СССР (1957). Ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Директор Ленинградского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (с 1939). Одновременно в течение многих лет возглавлял кафедру психологии Л ГУ. Окончил медицинский фак-т Петроградского психоневрологического ин-та (1919). С 1919 по 1921 г. работал в лаборатории труда Института по изучению мозга и психической деятельности. Работы этого периода были посвящены исследованию трудовой деятельности человека и трудовому воспитанию детей. В 1921 г. на 1-й Всероссийской конференции по научной организации труда и производства выступил с обоснованием необходимости особой научной дисциплины - эргологии. С 1922 г. и до последнего дня жизни научная деятельность М. была связана с Ленинградским (Санкт-Петербургским) психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева (его директор с 1939), где выполнил большой цикл работ в области нейрофизиологии. Исследования кожно-гальванических показателей нервно-психического состояния человека привели к широкому применению этого метода в физиологических и психологических исследованиях здоровых людей, а также для изучения механизмов лечебного действия и эффективности психотерапии в клинике (Работоспособность и болезненные личности, 1936). Наиболее известны исследования М. в области психологии личности (индивидуально-психологические особенности человека, типы личности, характер) и в области медицинской психологии. Личность и характер М. рассматривал как структурно-содержательное целое, определяемое условиями общественно-индивидуального развития. Разрабатывая концепцию личности, считал, что ее ядро составляет система отношений человека к себе и миру, формирующаяся в результате отражения действительности и взаимодействия со средой. Исследования в этой области были обобщены в монографии Психические особенности человека. Характер, способности . Т. 1-2, 1957 (в соавт. с А.Г. Ковалевым). Проблематику медицинской психологии М. разрабатывал на протяжении всей своей научной деятельности. В самом начале несколько лет активно изучал и практиковал психоанализ. Подтвердил некоторые выводы 3. Фрейда о сексуальных травмах как источниках психических расстройств. В 1930-40-е гг. разработал клинико-патогенетическую концепцию неврозов, которая объясняла их возникновение и течение (но при этом не опиралась на психоанализ). В основу понимания неврозов было положено напряжение конфликта (в форме патогенного противоречия) при неадекватной попытке решения ситуации. Для лечения неврозов М. была разработана патогенетически обоснованная личностно-ориентированная психотерапия, суть которой заключалась в том, чтобы изменить систему отношений человека в целом, его жизненные позиции и установки (Личность и неврозы, 1960). Исследования в области медицинской психологии и связанные с этим задачи в области гуманизации медицины были обобщены в книге Введение в медицинскую психологию (1966), написанной совместно с М.С. Лебединским. М. автор также многих др. работ по различным проблемам психологии. Л.А. Карпенко

МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ

МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ (Мясищев, 1949, 1953, 1960) - одна из отечественных теорий психологии личности, рассматривающая отношения как характерный и центральный структурный компонент личности, в котором реализуется складывающееся в процессе осознанной деятельности всё многообразие отношений человека к действительности. Отношения различаются по их эмоциональной значимости и социальной ценности. Уровень их развития характеризует развитие личности в целом. Теория В.Н.Мясищева лежит в основе методолгии ряда отечественных исследований в области психотерапии и реабилитации психиатрических пациентов.

МЯСИЩЕВА-ЯКОВЛЕВОЙ-ЗАЧЕПИЦКОГО ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

МЯСИЩЕВА-ЯКОВЛЕВОЙ-ЗАЧЕПИЦКОГО ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (Мясищев, Яковлева, Зачепицкий, 1965) - метод индивидуальной рациональной психотерапии, направленный на изменение неадекватной системы отношений пациента. Предусматривает тщательное изучение обстоятельств его жизни, психотравмирующих факторов, характерологических качеств, обсуждение причин развития болезни и их преодоления. Близка к каузальной психотерапии.

Н

МЯТЕЖ

МЯТЕЖ - форма социального конфликта, выражающаяся в вооруженном выступлении, возникшем в результате заговора против государственной власти, существующего режима.

* * *

интенсивная форма межгруппового Конфликта, воплощенная в вооруженном выступлении в результате заговора конфликтной группы против государственной власти.

МЯТЬСЯ

МЯТЬСЯ - не давать прямого ответа, смущаться, быть в нерешительности, допуская хезитации (см.). Указывает на то, что собеседник в растерянности, не принял решения. Не следует настаивать на немедленном прямом выражении его позиции, можно дать ему время подумать и вернуться к обсуждаемому вопросу позже.

Предыдущая страница Следующая страница