Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА (лат. projectio - бросание вперёд) - в психологии и патопсихологии - общий термин (Franк, 1939), обозначает любой тест, приём или набор процедур, разработанных для того, чтобы получить по возможности наиболее полную и достоверную информацию о личности человека, предоставляя обследуемому индивиду возможность реагировать любым, ничем не ограниченным способом на неструктурированные или неоднозначные стимулы, «пластические» объекты или ситуации. Очень приблизительно различают три типа проективных методик. 1. методики, которые основаны на допущении того, что имеются глубоко подавленные, бессознательные факторы, которые составляют динамическую основу личности и которые могут быть обнаружены посредством проекции на очень неоднозначные стимулы; прототипом таких методик является проективный тест Роршаха. 2. методики, которые базируются на предположении о том, что в интерпретациях рассказов или картинок обнаруживаются базовые модели потребностей человека; самым известным из таких методик является тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея. 3. процедуры, которые опираются на представление о том, что некоторые психологические защиты Эго, временные или прочно установившиеся, блокируют активность сознания в том или ином отношении, и проективная методика является необходимой с тем, чтобы эту блокаду преодолеть; это, например, проективные игровые методы, тесты на завершение картинок, окончание предложений и т.п. Существует другая классификация проективных методов (Блейхер, 1995): 1. проективные методы структурирования (Роршаха тест); 2. проективные методы конструирования (Шнейдермана тест составления картинки, Лёвенфельд-Бюлер тест миросозидания); 3. проективные методы дополнения (Закса-Леви тест незаконченных предложений, Юнга ассоциативный эксперимент); 4. проективные методы катарсиса (Морено психодрама); 5. проективные методы изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения); 6. проективные методы изучения продуктов творчества (Гуденах, Маховер тесты, Букка тест рисунка дом-дерево-человек). В ходе дискуссий об использовании проективных методов в любой их форме рассматривается множество вопросов: от научных проблем, связанных с валидностью и надёжностью таких методов, решение которых необходимо для разработки методов психологической оценки результатов тестирования, до прагматических вопросов о том, стоит ли тратить на них время и силы, когда существуют другие, более объективные процедуры, и даже до политических и этических вопросов о том, не нарушают ли они основное право граждан на свободу самовыражения личности. Проективные тесты, особенно стандартизированные, используются и в клинической психологии (тесты Роршаха, Мюррея); некоторые авторы, впрочем, считают их не вполне тестами или даже отказываются от них, так как, по их мнению, они не обеспечивают получение достоверных значений и вообще вызывают сомнение в том, выявляют ли они что-то у пациентов или интерпретации данных тестирования более характеризуют комплексы самого психолога. Использование проективных методик в психопатологии допускается, но является продуктивным и валидным лишь в отношении расстройств личности и отдельных психических нарушений (например, в отношении неосознаваемых болезненных потребностей и влечений).

В начало словаря