Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЭРИКСОН ЭРИК

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭРИКСОН ЭРИК

Хомбур-гер( 1902-1994) - американский психолог, социолог и психоаналитик. Основатель психоистории, один из основателей эго-психологии. Профессор (с 1960) и поч. профессор Гарвардского ун-та (1970). Детство и юность провел в Германии. Увлекался живописью. После знакомства с А. Фрейд заинтересовался детским психоанализом и начал работать преподавателем рисования в ее школе. Прошел курс персонального (дидактического) психоанализа у А. Фрейд. Испытал значительное влияние идей и личности 3. Фрейда. Психологическое образование получил под руководством А. Фрейд в Венском психоаналитическом ин-те (1927-1933). В 1933 г. эмигрировал в США. Работал в ун-тах: Беркли (1939-1951), Питсбургском (1951-1960), Гарвардском (1960- 1970). В США Э. поселился с семьей в Бостоне, где открыл первый в городе кабинет детского психоанализа. Осуществил работы по игровому анализу на медицинском фак-те Гарвардского ун-та. Сотрудничал с К. Левиным, Г. Мюрреем и др. видными психологами. Практиковал в Общей больнице Массачусетса. В 1937 г. перешел в Йельский ун-т. Исследовал жизнь и психику индейцев племен сиу и юроков. Работал в Калифорнийском ун-те (Беркли), из которого демонстративно ушел в знак протеста против увольнения сорудников, отказавшихся публично заявить о своих политических симпатиях и лояльности. В годы второй мировой войны исследовал психологию подводников, занимался терапией военных неврозов (неврозов военного времени ) и выполнил ряд других работ по заданиям Пентагона. Опубликовал психоаналитическую статью о роли образа Гитлера для немецкой молодежи. После окончания войны занимался преимущественно психоаналитически ориентированной психологией и детским психоанализом. Около 20 лет работал в Центре Ос-тена Риггса в Беркшире, где сотрудничал с Д. Рапапортом, Р. Найтом и др. В 1960- 1970 гг. вновь работал в Гарвардском унте. Осуществил пересмотр некоторых установок классического психоанализа 3. Фрейда. Подчеркнул биосоциальную природу и адаптивный характер душевной деятельности человека, интегратив-ным качеством которого считал психосексуальную идентичность. Создал учение об идентичности как динамичной конфигурации тождественности человека самому себе, собственному представлению о себе и способности к полноценному решению различных личностных задач. Показал, что изменение социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и формирования новой идентичности человека. Разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности через восемь кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных задач развития : 1) доверие- недоверие, 2) автономия - стыд, сомнение, 3) инициатива - чувство вины, 4) созидание - чувство неполноценности, 5) идентичность - спутанная идентичность, 6) интимность - изоляция, 7) генеративность - стагнация и 8) интегративность - безысходность. Исследовал сексуальную этиологию кризисов развития человека. Установил автотерапевтический характер поиска и обретения психосоциальной идентичности. Разработал концепции диффузии идентичности и психического моратория. Создал новые психотерапевтические методы, отчасти направленные на преодоление синдрома массовой патологии идентичности. Подчеркивал важную роль психических и личностных факторов в развитии общества. Исследовал взаимосвязь социальных потрясений (войн, революций и т.д.) и массовых неврозов. Развивал идеи об исторической актуальности. Сформулировал золотое правило этического поведения: Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе. В 1958 г. опубликовал книгу Молодой Лютер, ставшую первым серьезным опытом применения психоисторического метода и датой рождения созданной им психоистории. В дальнейшем развивал психоисторические идеи в ряде ЮМ (Hume) Дэйвид (1711-1776) -английский философ, историк, экономист времен английского Просвещения. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшественник позитивизма. Получил юридическое образование в Эдинбургском ун-те. В 1739-1740 гг. опубликовал Трактате человеческой природе. В 1753-1762 гг. работал над 8-томной Историей Англии. В 1763-1766 гг. был на дипломатической службе в Париже. Известность и славу Ю. принесли Эссе (1741) на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы. Заняв последовательно скептическую позицию, Ю. провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросив рефлексию как источник познания. Опыт, по Ю., построен из впечатлений (к которым относятся ощущения и эмоции) и идей (копий впечатлений). Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам живости и силы. При этом идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении идеи, согласно Ю., нет никакой необходимости. Вера в необходи-книг и статей. Исследовал современное травматическое видение мира, проблемы социальной этики, этнологии, различных массовых движений и пр. Автор книг: Childhood and society, N.Y., 1963: Identity: Youth and crisis, N.Y., 1968; Life history and the historical moment, N.Y., 1975; и др. В. И. Овчаренко

В начало словаря